Валютный контроль по экспорту. Валютный контроль при экспортных операциях. Валютный контроль за экспортно-импортными операциями

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации согласно статье 9 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» является Центральный банк РФ. Помимо Центрального банка РФ, валютный контроль в соответствии со статьей 11 Закона РФ № 3615-1 осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Объектом валютного контроля являются , под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона РФ № 3615-1 понимаются:

Операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

Ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз из РФ валютных ценностей;

Осуществление международных денежных переводов;

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а основные направления валютного контроля:

Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

Наличие необходимых лицензий и разрешений для проведения валютных операций;

Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциями, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Наибольшее число нарушений валютного законодательства допускают участники внешнеэкономической деятельности при экспорте и импорте товаров.

Валютный контроль при осуществлении экспортных операций

Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с незачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резидентов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.

На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем по соответствующему контракту.

Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт – это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.

Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.

Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке. Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.

Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) “(число)” (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.

Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:

Оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделок);

Копии контракта (выписки из контракта) и изменений и (или) дополнений к нему;

Копии разрешений на отсрочку платежа и на проведение валютных операций, для осуществления которых требуется такое разрешение;

Копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (паспорту сделки);

Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным паспортом сделки;

Ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии досье). Досье подлежит хранению в течение 5 лет после его закрытия.

Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:

Предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;

Паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;

В контракте отсутствуют условия, предусматривающие поступление выручки на счет экспортера в банке;

В банк представлен контракт, составленный на иностранном языке, но отсутствует перевод на русский язык;

Экспортер не представил в банк копии разрешения на отсрочку платежа, полученного в установленном порядке, а также копии разрешения на осуществление валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России.

При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.

Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:

Оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту;

Копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке;

Переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки в двух экземплярах.

Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.

Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.

В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании - ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.

При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:

Реквизиты паспорта сделки, по которому поступили денежные средства;

Вид полученного платежа;

Распределение суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам.

Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.

Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.

Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счет экспортера.

Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.

Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок валютного контроля за экспортом товаров из России является Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (с изменениями от 22 декабря 1999 г.). Инструкция зарегистрирована в Минюсте РФ 18 ноября 1999 г. Регистрационный N 1981. Указанная инструкция вступила в силу с 1 января 2000 года. (далее именуется "Инструкция N 86-И"). Несмотря на то, что инструкция в качестве цели контроля указывает полноту и своевременность возврата в Россию валютной выручки, на самом деле она включает в себя реализацию всех задач валютного контроля.

Следует иметь в виду, что действие Инструкции N 86-И распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) и нерезидентами, а также, если эти сделки предусматривают осуществление расчетов в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом товары.

Однако под ее действие не подпадают бартерные сделки по экспорту товаров из Российской Федерации, а также безвозмездные поставки. Если действие также не распространяется на экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 соответственно)". что является объектом налоговых органов. О том же порядке толкования и применения положений Инструкции N 86-И говорится в Письме ГТК РФ от 13 января 2000 г. N 01-06/458 "Об осуществлении валютного контроля".

Итак, валютный контроль при осуществлении экспортных сделок распространяется на случаи, когда экспортерами выступают юридические и физические лица, когда в качестве оплаты применяется иностранная валюта и российская валюта. В частности предусматривается обязательное зачисление российской валюты, также как и иностранной валюты, на счета в уполномоченном банке. Под выручкой по экспортной сделке понимаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары П.1.2 Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 г. N 86-И и N 01-23/26541"..

Возможность использования в качестве платежа по экспортной сделке российской валюты вытекает из того, что действующее законодательство допускает передачу иностранной стороной по контракту своих обязательств по оплате экспортированных товаров, выраженных в валюте РФ, третьему лицу-резиденту. То есть, в этом случае денежные средства в рублях могут поступить по паспорту сделки в пользу экспортера от резидента. В отличие от ранее действовавшего порядка в настоящее время отсутствует требование указывать в документах валюту платежа, что позволяет использовать недобросовестным экспортерам обходить требование о возврате выручки на счета в уполномоченном банке.

В целях достижения задач валютного контроля Банк России и ГТК РФ в своей Инструкции - N 86-И определяют особый механизм осуществления экспортной сделки, который отличается от обычных сделок купли-продажи на внутреннем рынке. Контракт (договор) по внешнеэкономической сделке должен соответствовать положениям гражданско-правового законодательства. Вместе с тем экспортер не может не учитывать не предусмотренные Гражданским кодексом РФ "Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов" Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов (утв. МВЭС РФ 29 февраля 1996 г.)., которые были подготовлены Министерством внешнеэкономических связей в 1996 году в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 55-и.

Сама внешнеэкономическая сделка может быть заключена путем составления одного документа, подписанного сторонами. Одновременно допускается заключение сделки путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, электронной или иной связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от другой стороны по контракту (договору) См. Статью 434 Гражданского кодекса РФ. Примером может стать договор, заключенный с использованием факсимильной связи, когда клиент представляет в уполномоченный банк полученную от контрагента-нерезидента по факсу оферту и подписанный клиентом оригинал акцепта (либо полученный от контрагента-нерезидента по факсу акцепт предложенной клиентом оферты и подписанный клиентом оригинал оферты).. Намного сложнее ответственному сотруднику банка дать квалификацию сделки, если контракт является трехсторонним (например, заключен между резидентом и двумя нерезидентами) См. Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования "Вопросы по применению Инструкции Банка России от 28.06.99 N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России N 500-У"..

Особенность внешнеэкономической сделки состоит в том, что на механизм гражданско-правовой сделки накладывается комплекс требований, предписываемых нормами валютного законодательства, базирующихся на административно-правовом методе. Экспортер для осуществления сделки по продаже товара иностранному контрагенту помимо соблюдения положений Гражданского кодекса обязан выполнить требования валютного законодательства, что естественно усложняет положение экспортера по сравнению с продавцами на внутреннем рынке. В частности, к дополнительным обязанностям, обусловленным валютным законодательством, относится:

1. заполнение паспорта сделки - специального документа, применяемого только в целях валютного контроля, содержащего некоторые сведения из контракта, определяющего порядок осуществления экспортной сделки между резидентом и нерезидентом. Паспорт сделки обеспечивает функцию базового документа в осуществлении валютного контроля, содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке. Он оформляется самим экспортером на специальном бланке, полученном в уполномоченном банке Экспортер не только заполняет паспорт сделки, но и принимает на себя ответственность за зачисление в полном объеме выручки от экспорта товаров на счета в банке, а также за полное соответствие сведений, приведенных в паспорта сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен данный паспорт сделки.. В случае осуществления внешнеэкономической сделки через посредника-резидента (на основании агентского договора) экспортером выступает агент, который от своего имени выступает экспортером и одновременно отвечает за своевременное возвращение экспортной выручки на свой счет в уполномоченном банке См.: п.6. Положения ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 соответственно)".. В случае, когда экспортером является индивидуальный частный предприниматель без образования юридического лица, строка паспорта сделки "Дата государственной регистрации" может быть не заполнена. Отсутствие данной информации в паспорте сделки не должно являться основанием для отказа в таможенном оформлении товаров См. п.2. Письма ГТК РФ от 13 января 2000 г. N 01-06/458 "Об осуществлении валютного контроля".;

2. зачисление всей выручки от экспортной сделки на рублевый или валютный счет в уполномоченном банке, который выступает агентом валютного контроля и подписывает паспорт сделки. Возможные исключения в этом порядке уполномочен делать только Банк России. Как уже отмечалось, применение рублевого счета предполагает возможность оплаты за товар в рублевой валюте.

Следует иметь в виду, что на нерезидентов вышеуказанные требования не распространяются. Таможенное оформление товаров, перемещаемых в счет исполнения условий контрактов, заключенных между двумя нерезидентами, осуществляется без предоставления в таможенные органы паспорта сделки Шмиттгофф К.М. Экспорт, право и практика международной торговли. М., 1993. С. 249.. Однако, в случае вывоза нерезидентом (филиалом/представительством нерезидента) с территории Российской Федерации товара, приобретенного у российского лица, при таможенном оформлении данного товара в таможенный орган представляется договор купли-продажи, по которому был приобретен вывозимый товар, и паспорт сделки, оформленный в соответствии с этим договором См. Письмо ГТК РФ от 11 ноября 1997 г. N 14-1221435 "О некоторых вопросах валютного контроля".. В данном случае продажа на территории России товара филиалу нерезидента, при условии, что товар вывозится за границу, приравнивается к экспортной сделке.

При получении соответствующего разрешения Банка России экспортер вправе зачислять выручку от экспортной сделки на счет в иностранном банке. В этом случае паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации экспортера. Это же территориальное учреждение обязано осуществлять контроль за проведением операций по внешнеэкономической сделке в соответствии с данными паспорта сделки.

Во всех остальных случаях паспорт сделки представляется в обслуживающий экспортера уполномоченный банк. Паспорт сделки оформляется самим экспортером в двух экземплярах по каждому заключенному экспортером контракту. Подписанные экспортером экземпляры паспорта сделки вместе с оригиналом и копией контракта, на основе содержания которого должен составляться паспорт сделки, представляются в уполномоченный банк, где открыт счет экспортера. В случае если объем контракта занимает объем более 5 листов, то по согласованию с банком экспортер вправе вместо копии всего контракта представить в банк выписки из этого контракта, которых достаточно для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки. Выбор содержания выдержек из контракта определяется реквизитами паспорта сделки.

Если содержание контракта предусматривает предоставление контрагенту (иностранной стороне) отсрочку платежа на срок свыше 90 календарных дней, то экспортер обязан дополнительно к указанным документам предоставить еще и копию разрешения Банка России на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала. Однако в Положении ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 соответственно)". дается иной порядок действий, если условиями сделки предусмотрено осуществление расчетов в валюте Российской Федерации с предоставлением иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней. В этом случае, оформление паспорта сделки производится уполномоченным банком без представления экспортером разрешения Центрального банка РФ.

Далее в той же Инструкции N 86-И определено, что экспортер обязан предоставлять копию разрешения Банка России по каждому другому случаю, если в контракте предусматриваются другие разновидности валютных операций, связанных с движением капитала, на осуществление которых законодательством предусмотрено получение разрешения Банка России.

Все предоставляемые в уполномоченный банк копии документов подтверждаются на предмет их соответствия их оригиналам подписью лица, имеющего право первой подписи и оттиском круглой печати экспортера. Те же образцы подписи и печати хранятся в том же банке, куда представляются заверенные копии.

Ответственный сотрудник банка, уполномоченный самим банком подписывать паспорта сделок и совершать иные действия по валютному контролю от имени своего банка, обязан проверить правильность заполнения паспорта сделки и соответствие его содержания действующему законодательству Согласно пункту 7.1. Инструкции банк самостоятельно определяет список своих сотрудников, уполномоченных подписывать паспорта сделок по контрактам, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля. Указанный список утверждается приказом по банку..

Следует отметить, что уполномоченный банк не просто имеет право, а обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция. В данном случае речь идет о любом документе, связанным с внешнеторговой сделкой. В свою очередь, клиенты уполномоченного банка обязаны представить в уполномоченный банк необходимые документы до осуществления валютных операций, если иное не установлено Банком России См. п.1.1. Указания ЦБР от 12 февраля 1999 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления из клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" (с изменениями от 23 августа 1999 г.)..

Главное, на что должен обращать внимание ответственный сотрудник банка в целях валютного контроля - это:

Условия расчетов на экспортируемые товары;

Наличие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки за экспортируемые товары на банковский счет экспортера в уполномоченном банке;

На наличие или отсутствие в контракте условий, предусматривающих проведение валютных операций, связанных с движением капитала См. П.3.2.1. Письма ЦБР от 24 июля 2000 г. N 138-Т "О методических рекомендациях"..

Ответственный сотрудник банка затем обязан подписать один экземпляр паспорта сделки. Помимо этого на оборотной стороне листа оригинала контракта, содержащего подписи сторон, он также обязан сделать запись "Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) "(число)" (месяц) (год)", а также поставить свою подпись и печать банка В данном случае используется либо обычная печать банка, либо специальная печать для целей валютного контроля. См.: пункт 7.2. Инструкции N 86-И. Также о порядке регистрации в Банке России карточек образцов оттисков печатей, используемых уполномоченными банками для целей валютного контроля см. Указание ЦБР от 22 июня 2000 г. N 806-У..

При этом один экземпляр Следует отметить, что в тексте инструкции в данном случае говорится о том, что в адрес экспортера банк отдает первый экземпляр паспорта сделки, но далее отмечается, что оригинал паспорта сделки предназначен для досье. паспорта сделки должен быть возвращен экспортеру вместе с оригиналом контракта. Второй экземпляр паспорта сделки служит основанием для формирования уполномоченным банком досье, которое формируется по каждому паспорту сделки. Досье служит целям осуществления валютного контроля, включает помимо паспорта сделки также другие документы, поступающими в банк в связи с операциями в рамках реализации контракта. Конкретно в перечень документов, включаемых в досье входят:

Оригинал паспорта сделки;

Копии контракта (либо выписки из контракта) и изменений и дополнений к нему;

Копии разрешений, представленных экспортером в банк на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

Копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (либо перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту;

Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данными паспорта сделки.

Уполномоченные банки обязаны подготовить, утвердить и довести до сведения клиентов внутрибанковские инструкции по осуществлению валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров. Каждый банк имеет свою внутрибанковскую инструкцию по осуществлению валютного контроля за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров и документы по организации документооборота между структурными подразделениями самого банка, а также между подразделениями банка и его клиентами Порядок проверки указанных документов определен приложением к письму ЦБР от 24 июля 2000 г. N 138-Т, в котором содержится подробные Методические рекомендации по проведению проверок уполномоченных банков по вопросам соблюдения требований Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно).. В содержание подобных внутрибанковских инструкций, как правило, включают порядок взаимодействия с клиентами банка по вопросам оформления паспортов сделок (предварительное консультирование, анализ контракта, оперативное информирование и т.п.).

Помимо досье банк формирует ведомость банковского контроля, которая является частью досье. Речь идет о документе валютного контроля, содержащего сведения об операциях по контракту, в том числе идентификационные сведения по экспортеру и контракту, данные о стоимости товаров, сведения о проводимых операциях по контракту, сведения о платежах. Ведомость банковского контроля ведется в электронном виде, но также делается ее бумажный аналог. Распечатка на бумажном носителе должна делаться по запросу представителей органов валютного контроля, либо по заявлению экспортера в целях отчета об операциях по контракту. Бумажный носитель ведомости банковского контроля подписывается ответственным лицом банка, а также заверяется печатью банка. По окончании всех операций и расчетов по контракту она помещается в досье.

Кроме того, по каждой экспортной сделке составляется учетная карточка таможенно-банковского контроля, под которой понимается документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащей необходимые для осуществления валютного контроля сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации См. Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (с изменениями от 3 декабря 1999 г., 24 февраля, 23 августа 2000 г.) (Приложение к приказу ГТК РФ от 16 декабря 1998 г. N 848)., а также сведения о поступлениях выручки. Указанная учетная карточка составляется таможенным органом, а затем передается в электронном виде по телекоммуникационным сетям в банк. В случае непоступления в банк этого документа, банк самостоятельно составляет его на основе грузовой таможенной декларации.

Учетные карточки используются в качестве документов при проведении целевых проверок соблюдения валютного законодательства в соответствии с поручениями вышестоящих таможенных органов, а также для организации самостоятельных проверок поступления валютной выручки от экспорта товаров в соответствии с планами работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля См. Распоряжение ГТК РФ от 31 мая 1999 г. N 01-14/640 "Об организации проверок поступления валютной выручки от экспорта товаров". Также см. Письмо ГТК РФ от 7 июня 1999 г. N 11-15/16092 "О реализации распоряжения ГТК России от 31.05.99 N 01-14/640"..

Следует учитывать, что Инструкция N 86-И допускает составление нескольких учетных карточек в рамках осуществления валютного контроля по одной внешнеэкономической сделке. Это объясняется тем, что по каждой отдельной отгрузке товаров составляется отдельная учетная карточка. Затем учетные карточки группируются в реестре по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на транзитные счета экспортеров.

Особый порядок установлен для внесения изменений уполномоченным банком в учетную карточку. Все случаи, когда разрешается вносить такие изменения, а также - что именно можно считать надлежащим основанием для внесения изменений, определены в Письме ГТК РФ от 14 мая 1998 г. "О технологии валютного контроля" Письмо ГТК РФ от 14 мая 1998 г. N 14-12/9810 "О технологии валютного контроля".. Дополнительно к этому письму для таможенных органов изданы разъяснения, содержащиеся в Письме ГТК РФ от 30 октября 1998 г. Письмо ГТК РФ от 30 октября 1998 г. N 14-15/22719 "О разъяснении применения пункта 1 письма ГТК России от 14.05.98 N 14-12/9810". Согласно указанным документам, квалификацию оснований для внесения изменений вправе делать таможенные органы.

В основном основанием для внесения корректировок в учетную карточку служат факты ошибок учета. Речь идет о выявлении опечатки, технической ошибки (при неправильно произведенных арифметических действиях; при ошибочном использовании для расчета фактурной стоимости цены товара другого сорта и т.п.) Однако не относятся к ошибкам подобного рода такие причины, как: уменьшение стоимости товара из-за несоответствия его качества требованиям, предъявляемым условиями контракта; несоответствие количества товара, указанного в грузовой таможенной декларации, количеству, указанному в товаросопроводительных документах; несоответствие стоимости, заявленной в грузовой таможенной декларации, окончательной контрактной цене товара из-за изменения котировок данного товара на международных биржах после его таможенного оформления, или оплатой нерезидентом транспортных (при изменении базисных условий поставки) и иных расходов; иные подобные случаи.. Следует иметь в виду, что факты корректировки учетной карточки не являются основанием для освобождения экспортера от ответственности за невозврат экспортной выручки, они не могут служить основанием для принятия решения об обоснованности непоступления валютной выручки.

Во всех случаях внесения изменений в учетную карточку номер грузовой таможенной декларации, указанный в ней, изменению не подлежит. Обо всех производственных уполномоченным банком корректировках учетных карточек необходимо сообщать письмом в таможенный орган с приложением копий документов, на основании которых данные корректировки производились.

В обязанности банка входит обеспечение регистрации и учета всех входящих и исходящих документов в рамках обслуживания контракта. Все документы валютного контроля, получаемые из таможенных органов или направляемые в таможенные органы в электронном виде по телекоммуникационной сети, могут регистрироваться с использованием программного комплекса ГТК Программные комплексы, необходимые для обмена информацией с ГТК России по электронным каналам связи в соответствии с требованиями Инструкции N 86-И, должны были предоставлены уполномоченным банкам ГТК России в срок до 25 декабря 1999 года. Уполномоченные банки, не получившие по каким-либо причинам до 31 декабря 1999 года указанные программные комплексы, обязаны были не позднее 5 января 2000 года проинформировать об этом факте территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью.. Через 90 дней после завершения операций по контракту, но не ранее даты отправки в таможенные органы всех имеющихся в банке учетных карточек по данному паспорту сделки, досье закрывается и сдается в архив банка. При закрытии досье в него помещается ведомость валютного контроля, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка. Досье подлежит хранению не менее 5 лет после его закрытия.

Факт подписания сотрудником банка паспорта сделки означает, что банк принял данный контракт на расчетное обслуживание. Вместе с тем он же означает появление у банка обязанностей агента валютного контроля. По сути, банк также вместе с клиентом отвечает за возврат выручки от экспортной сделки См. п.1 Указания ЦБР от 29 октября 1998 г. N 386-У "Об отдельных вопросах исполнения территориальными учреждениями Банка России и уполномоченными банками совместного письма Банка России и ГТК России "О дополнительных мерах по усилению контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров" от 1 октября 1998 г. " 266-Т и N 01-23/20506 (соответственно)"..

За выполнение банком функций агента валютного контроля по отношению к своему клиенту банк вправе утвердить и довести до клиента размер и порядок взимания платы за выполнение им функций агентов валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров. Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" установлено, что уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15 процента суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль. Порядок взимания указанной суммы подлежит определению договором между банком и экспортером. В то же время указанная плата подлежит уплате в банк не ранее поступления в тот же банк первой суммы экспортной выручки по данному контракту См.: Пункт 8.1 раздела 8 Инструкции Банка России от 12 октября 1993 г. N 19 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".. Конечно плату, взимаемую с клиента, за контроль над клиентом трудно отнести в категории оплаты за гражданско-правовые услуги, что создает потенциальную возможность ее отмены к судебном порядке.

Уполномоченный банк обязан отказать своему клиенту в подписании паспорта сделки и вернуть все документы, если имеются следующие основания:

Несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки;

Несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;

Оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;

Отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;

Представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;

Непредставление экспортером в банк копии разрешения, полученного в Банке России, в случаях, если осуществление контрактных условий предусматривает проведение валютных операций, связанных с движением капитала.

В случае отказа банком подписания паспорта сделки экспортер вправе внести необходимые изменения в контракт, или обжаловать действия банка в суде, если он считает, что его действия соответствуют законодательству. Возможно получение разъяснений от Банка России по возникшему вопросу. Но лучшим способом является получение предварительной консультации обслуживающего банка.

В уже оформленный паспорт сделки допускается внесение изменений на основе фактов изменений в контракт, стороны которого вправе вносить изменения и дополнения. Факт внесения изменений оформляется в двух экземплярах в виде нового паспорта сделки. Однако дата регистрации первоначального паспорта сделки переносится в переоформленный паспорт сделки. Для фиксации изменений в паспорт сделки экспортер обязан представить в банк, обслуживающий его экспортную сделку и подписавший ранее паспорт сделки, оригиналы и копии изменений и дополнений к контракту, а также переоформленный паспорт сделки с учетом внесенных изменений в контракт. Кроме того, экспортер обязан получить в Центральном банке РФ разрешения, если в новациях контракта речь идет о совершении валютных операций, связанных с движением капитала, и представить в банк копии соответствующих разрешений.

После оформления паспорта сделки в уполномоченном банке экспортер начинает оформление сделки в таможенных органах. В частности, одновременно с представлением грузовой таможенной декларации в таможенный орган, который обеспечивает таможенное оформление экспортируемых товаров, экспортер обязан представить заверенную подписью лица, имеющего право первой подписи, и оттиском круглой печати, ксерокопию оригинала паспорта сделки, который хранится у экспортера Тот же порядок предусмотрен в письме ГТК РФ от 13 января 2000 г. N 01-06/458 "Об осуществлении валютного контроля", где отмечается, что таможенное оформление товаров, подлежащих экспортированию, осуществляется при обязательном представлении паспорта сделки..

В случае внесения изменений и дополнений в контракт внешнеэкономической сделки, требуется представить ксерокопию вновь оформленного в уполномоченном банке паспорта сделки.

Должностное лицо таможенного органа обязано проверить соответствие сведений паспорта сделки (согласно ксерокопии) данным заявленной грузовой таможенной декларации, условиям контракта и информации из других документов, поступивших в таможенные органы. Также проверяется подлинность подписей и печати на документах согласно образцам. В случае наличия расхождений содержания документов, а также подписей и оттискам печатей, таможенные органы обязаны приостановить выпуск экспортируемых товаров. При отсутствии указанных расхождений в документах, а также при выполнении всех иных требований таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа обязано поставить свою подпись на ксерокопии паспорта сделки и заверить подпись своей личной номерной печатью. При этом ксерокопия паспорта сделки, подписанная и заверенная личной печатью должностного лица таможенного органа, вместе с экземпляром грузовой таможенной декларации остаются в делах таможни.

В процессе контроля за соблюдением сроков возврата экспортной выручки допускается учитывать реальный срок вывоза товаров с таможенной территории России, вместо даты принятия таможенным органом решения о выпуске товара См. пункт 6.8 рассматриваемой инструкции N 86-И.. В этом случае инициативной стороной выступает экспортер. Он в этой ситуации должен обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе, для получения подтверждения даты фактического вывоза товаров с территории Российской Федерации. Подобный порядок учета реального срока вывоза за рубеж товара облегчает положение экспортера.

После завершения таможенного оформления товара экспортер снимает ксерокопию с третьего листа грузовой таможенной декларации, которая удостоверяется оригинальным оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа и возвращается экспортеру для представления в уполномоченный банк в течение 15 дней Если указанные сроки представления ксерокопии грузовой таможенной декларации не могут быть выполнены, то по заявлению экспортера территориальное учреждение Банка России вправе продлить срок представления ксерокопии декларации в пределах до 30 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров либо на больший срок по согласованию с ГТК России. после даты принятия решения таможенными органами о выпуске товара. Банк после этого использует ксерокопию грузовой таможенной декларации для формирования ведомости банковского контроля, которая, в свою очередь, помещается в досье.

Если нет возможности представить в уполномоченный банк ксерокопию грузовой таможенной декларации, заверенной таможенным органом, разрешается представить в банк ксерокопию грузовой таможенной декларации, заверенной самим экспортером, а также оригинал грузовой таможенной декларации. Банк в этом случае оригинал возвращает после проверки оригинал экспортеру, а ксерокопию помещает в досье.

После подписания паспорта сделки, помимо расчетного обслуживания начинается этап банковского контроля за поступлением выручки от экспортной сделки. Осуществлению банковского контроля служит формирование банком электронной копии паспорта сделки и формирование ведомости валютного контроля, подготовка которых должна быть завершена в течение пяти дней после подписания паспорта сделки Формирование электронной копии паспорта сделки и ведомости валютного контроля осуществляется банком с использованием программного комплекса, разработанного ГТК России..

Банк обязан вести учет операций по каждому контракту, по которому был составлен паспорт сделки. Прежде всего, под контроль банк подпадают факты поступления в пользу экспортера денежные средства в иностранной или российской валюте по экспортной сделке. Как только экспортная выручка поступает на рублевый или транзитный счет экспортера в банке Контрольным сроком возврата в ГТК России считается последний календарный день месяца, получаемого путем прибавления к дате принятия решения о выпуске товаров (либо к дате фактического вывоза товаров, подтвержденной таможенным органом): в случае предварительной оплаты партии экспортируемых товаров - 60 календарных дней; в остальных случаях - 30 календарных дней и предельно допустимый срок поступления выручки, соответствующий указанному в паспорте сделки коду срока поступления выручки., он обязан не позднее следующего рабочего дня проинформировать самого экспортера об этом факте, после чего экспортер в срок не позднее семи календарных дней после зачисления денег на счет обязан, в свою очередь, представить в банк информацию:

О реквизитах паспорта сделки (номер и дата), по которому поступили денежные средства;

О виде полученного платежа в целях внесения полученных данных ведомость валютного контроля.

О распределении суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам, подтвержденным грузовой таможенной декларацией (и/или учетной карточкой).

Подобный порядок дублирования информационных потоков от банка экспортеру и от экспортера банку, свидетельствует о подтверждении прав экспортера как собственника денежных средств, поступивших на его счет в банке.

При возникновении у экспортера необходимости перевода денежных средств иностранному контрагенту в режиме уплаты неустойки либо возврата денежных средств, он обязан в своем поручении банку указать реквизиты паспорта сделки, по которому переводятся средства. При возврате выручки также подлежит указывать реквизиты учетной карточки. Указанные переводы денежных средств осуществляются без специального разрешения Банка России.

Порядок использования выручки от экспортной сделки, поступившей на счет в уполномоченном банке, предусматривает без получения дополнительного разрешения (но под контролем уполномоченного банка) возможность уплаты в пользу нерезидента неустойки в виде штрафа и пени в той валюте, в которой осуществлялся платеж по сделке См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 января 1997 г. N 4024/96.. При этом уплата осуществляется со счета, на который была предварительно зачислена выручка от экспортной сделки. Такое право предоставляется в следующих случаях:

а) неисполнения экспортером условий договора по качеству, количеству и срокам поставки товара;

б) погашения убытков вследствие уничтожения товаров, либо их безвозвратной утери по причине аварии или действия непреодолимой силы, если риски согласно условиях договора несла российская сторона;

в) недостачи товара по причине естественного износа либо убыли товара при нормальных условиях транспортировки и хранения. В последнем случае экспортеру, скорее всего, надо будет доказывать факт отсутствия умысла в убыли товара;

г) выбытия товаров из ведения экспортера вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. Такое бывает, например, на территории третьих государств, которые используются в транзитных целях.

Согласно "Обобщению практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования" См. Справочная правовая система "Гарант". уплата экспортером на основании контракта в пользу нерезидента штрафа, пени должна быть обоснована наличием факта ненадлежащего исполнения контракта. Кроме того, тем же контрактом должно быть предусмотрено предъявление претензии и соответственно наличием факта претензии нерезидента к экспортеру с требованием об уплате штрафных санкций.

Во всех случаях экспортер вместе с заявлением на возврат выручки обязан представить в банк документы Это могут быть; акты приемки (рекламационные акты), подтверждающие несоответствие количества товара условиям контракта; копии транспортных документов (при нарушении сроков поставки товаров); заключения российской или иностранной торгово-промышленной палаты; заключения независимых экспертных организаций о результатах осмотра и испытания товаров и другие документы., подтверждающие обоснованность осуществления возврата ранее полученной выручки. Например, документом, подтверждающим факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта вследствие действия непреодолимой силы, Банк России признает сертификат, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ, которая свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации. Все документы, обосновывающие возврат валютной выручки должны подшиваться в досье. Уполномоченный банк самостоятельно определяет, являются ли представленные экспортером документы достаточным основанием для уплаты в пользу нерезидента штрафа и пени.

Все сведения о поступлении денежных средств по контракту должны быть отражены банком в ведомости валютного контроля на следующий день после получения от экспортера соответствующей информации. При этом информация о поступлении выручки переносится с использованием программного комплекса из ведомости в учетную карточку, которые подлежат отправке в таможенные органы.

В задачу банка входит обеспечение контроля за поступлением выручки отдельными платежами в случае поставки товара в адрес иностранного партнера партиями. В данном случае банк обязан распределить соотнесение каждого разового платежа с объемом поставляемого за рубеж товара. Главное в этом случае обеспечения совпадения общей суммы выручки и фактурной стоимости товара.

Банк применяет два способа для распределения сумм полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам товара. Первый способ базируется на указаниях экспортера о распределении поступивших сумм выручки в соответствии партиями поставляемого товара. Во втором случае, при согласии экспортера, банк самостоятельно распределяет по произведенным отгрузкам поступившую выручку. За основу во втором случае берется календарная последовательность отгрузки товара. Однако в любом случае только экспортер принимает окончательное решение относительно метода распределения выручки.

Банк обязан сотрудничать с экспортером в случае ошибочного поступления выручки на счет другого банка, открытый экспортером. Экспортер в этом случае обязан дать поручение банку о соответствующем переводе средств по назначению. При непредставлении указанного поручения в течение 7 дней, поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счета экспортера в установленном порядке. Поступление валютной выручки на счет в иной банк не считается правонарушением, если в конечном счете экспортер организует перевод денежных средств на счета в уполномоченном банке.

Обслуживающий банк и таможенный орган в процессе реализации своих функций по контролю за экспортными сделками активно осуществляет обмен информацией, в том числе документами, которые предаются по телекоммуникационной сети. Порядок передачи информации определяют таможенные органы.

После подписания паспорта сделки банк обязан в срок не более 10 дней направить его электронную копию в таможенный орган. Таможенный орган, в свою очередь, на основе показателей грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку и в срок не позднее 30 календарных дней после принятия решения о выпуске товаров пересылает грузовую таможенную декларацию и учетную карточку в банк.

Как уже отмечалось, в случае непоступления учетной карточки в течение 45 со дня принятия таможенными органами решения о выпуске товара, банк обязан на основании ксерокопии грузовой таможенной декларации сформировать самостоятельно учетную карточку. В то же время, если все же карточка из таможенных органов поступит после этого в банк, то в обязанность банка входит сверка сведений, которые содержатся в обоих вариантах учетной карточки. При наличии расхождений в вариантах учетной карточки банк обязан обнаружить ошибку и сообщить об этом в таможенный орган. Для сверки применяется тот вариант, который соответствует грузовой таможенной декларации. Процедура сверки предполагает использование программного комплекса. Сверенный вариант учетной карточки на бумажном носителе включается в досье.

После идентификации поступившей экспортной выручки по подконтрольной внешнеэкономической сделке банк направляет в таможенный орган учетную карточку с внесенной в нее информацией о факте поступления выручки. Срок направления учетной карточки в этом случае не должен превышать установленный контрольных сроков возврата учетной карточки. Контрольные сроки возврата определяются таможенным органом расчетным путем. Вместе с учетной карточкой в том же автоматическом режиме с использованием программного комплекса банк обязан передать сведения о платежах из ведомости банковского контроля.

В случае поступления по сделке дополнительных сумм выручки либо возврате этих сумм после направления учетной карточки в таможенный орган банк обязан скорректировать свою информацию с учетом новых данных, то есть направить новую учетную карточку в течение 15 дней после факта получения новых сведений.

В процессе валютного контроля за поступлением в Россию экспортной выручки должностное лицо таможенного органа в первую очередь проверяет информацию о полном или более чем 50-процентном непоступлении валютной выручки от экспортных отгрузок природного газа, сырой нефти, нефтепродуктов, черных, цветных и редкоземельных металлов, леса и лесоматериалов, стоимость которых превышает 10 тысяч долларов США (в эквиваленте) См. п.2. Письма ГТК РФ от 19 октября 1998 г. N 01-15/21775 "О порядке исполнения совместного письма Банка России N 266-Т и ГТК России N 01-23/20506 от 01.10.98"..

В целом действие валютного контроля таможенных органов за экспортом товаров прекращается после поступления валютной выручки на счета в уполномоченном банке.

Порядок осуществления проверки в случае непоступления в срок экспортной выручки предполагает направление в уполномоченный банк, который обслуживает экспортную сделку, запроса относительно информации о поступлении экспортной выручки. Одновременно через банк организуется направление предписания в адрес самого экспортера представить информацию относительно причин непоступления в контрактные сроки, зафиксированные в документах таможенно-банковского контроля экспортной выручки. Копия запроса для контроля его исполнения направляется в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения уполномоченного банка.

Если в результате обмена информацией, подтвердится факт непоступления в установленные сроки валютной выручки, то уполномоченный сотрудник таможенного органа обязан оформить протокол о нарушении таможенных правил и официальное представление на бланке о репатриации валютной выручки от экспорта товаров. Указанное представление вручается под расписку экспортеру, который в этом случае привлекается к ответственности. Экспортер также уведомляется о наличии у него возможности представления объяснения по поводу его привлечения к ответственности.

Не признаются правонарушениями случаи непоступления в полном объеме валютной выручки на счет в уполномоченных банках, если они связаны с банковскими расходами резидента в соответствии с условиями контракта или с возвратом в Российскую Федерацию товара, ранее вывезенного в таможенном режиме экспорта.

Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к такой ситуации, когда на внешний рынок стали выходить предприятия и организации, не обладающие достаточным опытом в этой сфере деятельности. Одним из последствий упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю стали серьезные валютно-финансовые проблемы, связанные с неполной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров из России.

По одной из оценок, 1992 году отток капитала составил 12-13 млрд долларов США. Если сделать перерасчет по курсу того периода. То получиться сумма, эквивалентная 15-16% валового внутреннего продукта. Отток капитала из России в таких размерах стал мощным толчком для развития инфляционных процессов.

Относительно общего объема вывезенного из России капитала существует несколько оценок. По данным экспертов МВД России, за последние годы из страны ушло около 120 млрд долларов. На счетах зарубежных банков находиться 20 млрд долларов, незаконно вывезенных из России. Более конкретна оценка ГУЭП МВД России: в общей сумме осевших за рубежом российских капиталов доля нелегальной утечки составляет 10%.

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Система валютного контроля по экспорту уже дала свои ощутимые результаты. Утечка валюты снизилась до 4 % от суммы сделок, что примерно соответствует мировым показателям в этой области. По данным МВЭС России, только за один год с момента введения таможенно-банковского валютного контроля при увеличении экспорта стратегически важных сырьевых товаров на 8 % валютные поступления в российские банки увеличились на 60 %.

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов:

предварительный контроль

информационно-аналитический контроль

окончательный документальный контроль

Предварительный контроль включает в себя определение правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности содержащейся в них информации, а также контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности действующему законодательству.

Информационно-аналитический контроль обеспечивает формирование учетной карточки валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки, получение и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а также выявление нарушителей валютного и таможенного законодательства.

Информационно-аналитический контроль предполагает формирование учетной карточки на основании ГТД, в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара, и передачу этой карточки в уполномоченный банк. Учетная карточка, поступившая в банк, содержит информацию о стоимости товара и дате его вывоза за пределы РФ. После зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар.

При поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ГТК России по истечении 180 дней со дня экспорта товаров производят их анализ. При выявлении учетных карточек, в которых содержится информация о не зачислении валютных средств от экспорта товаров, такие учетные карточки передаются в таможенный орган, в зоне деятельности которого зарегистрирован участник внешнеэкономической деятельности предположительно не обеспечивший зачисление валютной выручки.

При осуществлении окончательного документального контроля таможенными органами проводятся целевые проверки экспортеров по возможным фактам не поступления валютной выручки. В случае подтверждения таких фактов применяются санкции, установленные.Таможенным кодексом РФ.

Помимо учетных карточек экспортируемых товаров базовым документом таможенно-банковского контроля является паспорт экспортной сделки. Он оформляется экспортером по каждому внешнеторговому контракту, попадающему под действие валютного контроля.

Паспорт сделки оформляется на каждый заключенный экспортером договор в двух экземплярах уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором впоследствии должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Для оформления паспорта сделки в уполномоченный банк экспортером предоставляется. Наряду с оформленным и подписанным от его имени паспортом, оригинал и надлежащим образом заверенная копия внешнеторгового контракта. На основании которого был составлен паспорт сделки.

Паспорт сделки (Приложение 1) содержит следующую обязательную информацию:

реквизиты уполномоченного банка

реквизиты экспортера

реквизиты иностранного покупателя

реквизиты и условия контракта

Каждому паспорту сделки присваивается свой номер. Являющийся сложным кодом, в котором присутствуют четыре части:

первая часть кода состоит из одной арабской цифры “1”, означающей, что паспорт используется для валютного контроля за экспортными поступлениями

вторая часть кода - это восемь цифр, составляющих код (по ОКПО) уполномоченного банка, на счет которого будут зачислены валютные средства

третья часть представлена тремя цифрами, составляющими номер, присвоенный филиалу уполномоченного банка ЦБ РФ. Филиал уполномоченного банка фигурирует в паспорте сделки в том случае, когда транзитный валютный счет экспортера, на который должна поступить валютная выручка по указанному в паспорте контракту, ведется в филиале уполномоченного банка. Если же этот счет ведется в головной конторе уполномоченного банка или у последнего вообще нет филиалов, в третьей части кода вообще указывается “000”

четвертая часть кода представляет собой порядковый номер данного паспорта в журнале, который ведется уполномоченным банком для отдельного учета входящих и исходящих документов валютного контроля

Приложение 1

ПАСПОРТ ЭКСПОРТНОЙ СДЕЛКИ

№ 1/00000000/000/00000

от 00.00.00 г.

Реквизиты банка:

Наименование -

Почтовый адрес -

Реквизиты Экспортера:

Наименование -

Код ОКПО -

Номер счета -

Реквизиты иностранного покупателя:

Наименование -

Реквизиты и условия контракта:

Валютная оговорка -

Лицензия Банка России:

Номер - Дата -

Отсрочка -

Подписи уполномоченных лиц:

От Банка От Экспортера

Должность_____________________ Должность

(Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись)

М.П. ДатаМ.П. Дата

Особые отметки

Как уже отмечалось, паспорт сделки на каждый внешнеторговый контракт оформляется и подписывается в двух экземплярах. Один экземпляр остается в уполномоченном банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля (досье формируется уполномоченным банком по каждому паспорту сделки и представляет собой специальную подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров) за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.

Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность:

за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен

за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен паспорт сделки, на валютный счет экспортера в уполномоченном банке в который он предоставляет паспорт сделки для оформления

В Российской Федерации законодательство но ввозу и вывозу через государственную границу России наличных денежных средств остается преимущественно административным. Согласно статьи 15 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», ввоз в российское государство иностранной валюты и (или) национальной валюты, а также всевозможных дорожных чеков, зарубежных и (или) российских ценных бумаг в документарных видах могут осуществлять как резиденты и нерезиденты без ограничений при соблюдении законного порядка, установленного российским таможенным правом.

При разовом ввозе в Россию как гражданами (иностранными лицами) - резидентами, так и физическими лицами - нерезидентами иностранной валюты в наличных формах и (или) внутренней национальной валюты России, а также любых дорожных чеков, иностранных и (или) российских ценных бумаг в документарных формах в общем объеме, превышающем в совокупности 10000 долларов США, вес ввозимые денежные средства, выраженные как в российских рублях, так и ввозимая наличная иностранная валюта, а также вся совокупность дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг, представленных в форме документов подлежат декларированию таможенным органам посредством подачи письменных таможенных деклараций на вес суммы ввозимых наличных средств, выраженной в иностранной валюте и (или) валюте России, а также документарных ценных бумаг.

Все как физические лица-резиденты, гак и физические лица- нерезиденты имеют право единовременного вывоза с территории России наличной иностранной валюты и (или) национальной валюты российского государства в суммах, равных в эквивалентном соотношении 10000 долларов США или нс превышающих данного эквивалента.

При этом не требуется представление в подразделения и таможенные посты Федеральной таможенной службы документов, подтверждающих, что вывозимые наличные средства и (или) национальная валюта России были ранее ввезены или переведены в Россию либо приобретены в на территории Российского государства.

При единовременном вывозе из России, как физическими лица- ми-резидентами, так и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) российских рублей в суммах, равных в эквиваленте 3000 долларам США или нс превышающих данной эквивалентной суммы, вывозимые объемы наличной иностранной валюты и (или) российской национальной валюты нс подлежат декларированию силами таможенной службы России.

При единовременных вывозах наличной иностранной валюты и (или) российских рублей в суммах, превышающих в эквиваленте 3000 долларов США, вывозимые валютные ценности и (или) российские рубли подлежат декларированию, посредством подачи соответствующих документов подразделениям таможенной службы России на все суммы вывозимых наличных средств.

Единовременные вывозы из российского государства физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами иностранной валюты и (или) национальной валюты России в суммах, превышающих в своей совокупности 10000 долларов США, нс разрешен. Помимо случаев, в которых вывозимые наличные денежные средства были ранее ввезены или поступили на территорию России посредством переводов, такого рода суммы валютных ценностей (при наличии документов, подтверждающих их перемещения) также подлежат обязательным декларированиям в соответствующих подразделениях таможенной службы России в ходе подачи письменных таможенных деклараций.

В случае нарушения таможенного регулирования и порядка валютного контроля, правонарушители подлежат наказанию в виде соответствующих административных санкций, по норме 16.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - «Недекларирования либо недостоверные декларирования физическими лицами иностранной валюты или национальной валюты России» 43 .

Осуществление внешней торговли и реализации международных расчетов по международным сделкам являются двумя тесно взаимосвязанными частями международных экономических отношений. Так, любые возмездные поставки товаров порождают определенные платежные обязательства, подлежащие административному регулированию.

Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральная таможенная служба России является агентом валютного контроля.

В силу п. 1 ст. 23 данного Федерального закона, к полномочиям агентов валютного контроля и их должностных лиц в пределах собственных, установленных компетенций относятся:

  • 1) проведение проверок соблюдения, как резидентами, гак и нерезидентами действующего порядка совершения валютных операций, в полном соответствии действующему российскому валютному законодательству и актами органов валютного регулирования;
  • 2) проведение проверок полноты и достоверности учета и отчетности по регистрируемым валютным операциям как у резидентов, так и у нерезидентов;
  • 3) осуществление запросов и получение документов и всей необходимой информации, которые отражают основания и стадии проведения валютных операций, открытия и ведения соответствующих расчетных счетов. Обязательным сроком для представления документов по запросам всех подразделений российской таможенной службы является семь рабочих дней со дня подачи соответствующих запросов.

Все подразделения и посты таможенной службы России в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ № 809 осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установлснных общественных взаимоотношениях, в том числе и при расчетах с применением валютных ценностей, непосредственно связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского Экономического союза, а также с ввозом партий товаров в Россию и их вывозом за пределы России (п. 5.3.3).

Кроме того российская таможенная служба проводит проверки как степени полноты, гак и уровня достоверности учета и отчетности но валютным операциям как резидентов, гак и нерезидентов (п. 5.40); обеспечивает все мероприятия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского Экономического союза валюты стран - участниц Евразийского Экономического союза, ценных бумаг и (или) как российской, так и иностранной валюты, дорожных чеков (п. 5.52).

К полномочиям региональных таможенных управлений относится ряд компетенций в сфере валютного контроля взаимоотношений субъектов внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением партий товаров и транспорта через таможенную границу, и контроль реализации международных бартерных сделок, валютных взаиморасчетов, связанных с перемещением как российской, так и иностранной валюты, и российских ценных бумаг, в пределах законных полномочий всех подразделений российской таможенной службы. Руководство Федеральной таможенной службы осуществляют функции но координацию и контролю данной сферы деятельности подчиненных подразделений и постов, осуществляет мероприятия, направленные на установления активного взаимодействия с иными агентами валютного контроля и соответствующими подразделениями Центрального Банка России, реализуя отдельные мероприятия, по обеспечению взаимодействия с ними подчиненных таможенных подразделений.

К полномочиям подразделений российской таможенной службы относятся осуществление в границах установленных полномочий в сфере осуществления валютного контроля операций, по перемещению партий товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского Экономического союза. Кроме того все подразделения российской таможенной службы также осуществляют соответствующий контроль за законностью ггроведения и исполнения внешнеторговых контрактов, а также бартерных сделок, валютных взаиморасчетов. Кроме того подразделения российской таможенной службы осуществляют координацию такого ода деятельности на таможенных постах;

обеспечивая при этом взаимодействие с иными субъектами валютного контроля и территориальными подразделениями Центрального Банка, обеспечивая при этом взаимодействие с ними российских таможенных постов.

Таможенные подразделения для реализации собственных компетенций в области валютного контроля имеют право на организацию и проведение соответствующих проверок в части соблюдения участниками внешнеторговой деятельности условий зарубежных контрактов, действующих федеральных законов Рроссийского государства, а также подзаконных актов органов валютного регулирования. Подразделения российской таможенной службы в пределах осуществляемых мероприятий но валютному контролю могут осуществлять запросы у иных агентов валютного контроля и получать соответствующие ответы и иные источники информации, связанные с реализацией тех или иных валютных взаиморасчетов в случаях и порядке, предусмотренных российским законодательством.

Таможенные посты согласно Приказу ФТС России № 965 4!

Таможенные посты имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами действующего валютного законодательства российского государства и соответствующих подзаконных нормативных актов, осуществлять проверки своевременности, полноты и достоверности учета и формирования отчетности по валютным взаиморасчетам как у резидентов, так и у нерезидентов.

Таможенными органами Российской Федерации осуществляется деятельность в сфере оптимизации контроля за валютными расчетными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского Экономического союза, а также ввозом тех или иных партий товаров в российское государство и их вывозом из России.

При проведении проверок в рамках валютного контроля, уполномоченными подразделениями таможенной службы России должны осуществляться следующие действия .

Уполномоченные инспектора таможенной службы и прочие должностные лица должны проверить экспортные или же импортные соглашения (приложение 2). Экспортное соглашение должны быть оформлены соответствующими контрактами, которые содержат нрава, обязанности и ответственность сторон. Контракты должны содержать обязательные разделы, такие как предметы контрактов, цены партий товаров и общие суммы контрактов, качество и сроки поставки партий товаров, условия платежей и формы расчетов и перечислений, штрафные санкции, условия страховых возмещений, рассмотрение споров и ряд иных разделов. Состав разделов зависит от того, какие именно партии товаров являются предметами контрактов и каковы условия поставок, как на таможенную территорию Евразийского Экономического союза, гак и вывоз за ее пределы" 0 .

Контрактные стоимости, условия оплаты и условия поставок могут быть установлены в соответствии с правилами «Инкотермс 2010» . Контракты с нерезидентами, а также любые изменения к нему подлежат оформлению в письменных формах за подписью уполномоченных лиц. Кроме того, все необходимые изменения должны быть отражены и в паспортах соглашений. При проверках в сфере валютного контроля, осуществляемых силами таможенной службы, также удостоверяются и банковские реквизиты покупателей, указанные в контрактах и паспортах соглашений, с банковскими реквизитами тех расчетных счетов, с которых поступают определенные суммы экспортной выручки.

При анализе внешнеэкономических контрактов и паспортов сделок, уполномоченными лицами таможенной службы России необходимо учитывать, что соглашения необходимо относить к числу подозрительных, если:

  • - в них принимает участие большое количество хозяйствующих субъектов, особенно если все они обслуживаются в одних и тех же банках;
  • - до момента подписания соответствующих соглашений на расчетных счетах у всех субъектов внешнеторговых сделок нет денежных средств, в том числе и иностранной валюты, достаточных для их проведения;
  • - операции по покупке и продаже партий товаров предназначенных на экспорт проводятся в один день;
  • - заключенные контракты не предусматривают уплаты контрагентами штрафных санкций за нарушение сроков соответствующих выплат и поставок партий товаров;
  • - сторонами заключены двусторонние договоры как на экспортные сделки, так и на импортные операции с товарами, причем последние предусматривают перечисления нерезидентам определенных авансовых платежей;
  • - зарубежные покупатели тех или иных партий товаров зарегистрированы в оффшорных зонах .

Таможенная проверка валютных счетов предполагает проверки правильности и своевременности отражения операций по зачислению и списанию иностранной валюты в соответствии с первичной документацией (выписки банков, документы и справки, свидетельствующие о валютных переводах).

В ходе организации определенных процедур по валютному контролю таможенной службой России, проводят мониторинг учетной политики, в части того, закреплены ли моменты определения выручки, и условия внешнеторговых контрактов учетным регистрам, придерживаются ли сроки поступления выручки, есть ли в контрактах положения о переходе права собственности на те или иные партии товаров, что может не совпадать с моментом выполнения условий поставок.

При этом сравниваются данные внешнеторговых контрактов, паспортов соглашения и таможенных деклараций с учетными регистрами. Кроме того, должны совпадать валютные ценности, определенные во внешнеторговых контрактах, платежи и процедуры таможенного оформления.

В случае выявления отличия валютных ценностей уполномоченные лица таможенной службы России должны уточнять, были ли внесены изменения в соответствующие паспорта сделок, и верно ли сделаны переводы из одного вида валюты в другой.

Подтверждение факта экспортных или импортных операций состоит в сборе пакета документов и предоставлении его в налоговую инспекцию в соответствии с требованиями ст. 165 Налогового кодекса РФ :

  • 1. контракты (копии контрактов) на проведение экспортных сделок или импортных операций с иностранными контрагентами на поставки партий товаров (продукции);
  • 2. таможенные декларации с отметками соответствующих подразделений российской таможенной службы, осуществлявших выпуск партий товаров в процедуре экспорта и отметками таможенной службы России при пересечении таможенной 1раницы Евразийского экономического союза;
  • 3. ряд товаросопроводительных документов с отметками подразделений таможенной службы при пересечении таможенной границы Евразийского Экономического союза.

Таким образом, валютный контроль, осуществляемый таможенными органами России тесно взаимосвязан с финансовым, банковским, а также налоговым контролем в рассматриваемой сфере правоотношений.

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015).// Собрание "законодательства РФ.07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф.Основы управления таможенными органами России: учебник/ под общей ред.Черных В.А. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С.215.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ(ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).// Собрание законодательства РФ. № 31.03.08.1998. Ст. 3824. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ(ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015).//Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.