Получение валютного перевода физическим лицом. Переводы без открытия счёта и валютное законодательство. Валютные операции на территории Российской Федерации

Актуальный ныне у многих вопрос: как перевести свои деньги за границу? Например, в страны ЕС, США или Канады и пр. Какие проблемы при этом могут возникнуть и какие есть альтернативные варианты?

Понятно, что большие суммы наличными везти с собой через границу рискованно, да и проблемы с легализацией потом на месте тоже могут возникнуть.

С другой стороны, с безналичными переводами за рубеж и валютным контролем в России тоже не все так легко, но тем не менее…

Как сделать валютный перевод за границу?

Допустим, что счет в зарубежном банке вы уже открыли (что само по себе не так уж и легко).

Далее напомню, что основной проблемой для россиян в настоящее время является тот факт, что для того, чтобы отправить денежные средства в иностранной валюте на свой собственный валютный счет в зарубежном банке, согласно статье 24 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», они обязаны уведомить налоговые органы об открытии счетов за пределами России.

После этого перевод денежных средств со своего счета в российском банке вы можете осуществить только предоставив в банк то самое уведомление с визой налоговой о принятии его к сведению (учету).

Также, наше государство недавно позаботилось о нас еще раз, приняв решение о том, чтобы россияне отчитывались перед налоговыми органами о движении денежных средств на своих зарубежных счетах , ежегодно предоставляя заверенные (в том числе и нотариально) справки из зарубежных банков. Не взирая на то, в какие временные и финансовые затраты обойдется такой отчет каждому российскому владельцу иностранного счета.

Вместе с тем, выход есть и довольно простой 🙂 .

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ сняты ограничения на валютные банковские переводы между счетами супругов и близких родственников .

Сумма переводов при этом не ограничивается, но для их осуществления необходимо представить документы, подтверждающие родство (например, копию свидетельства о браке или свидетельства о рождении).

Статья 9. Валютные операции между резидентами
1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

17) переводов физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц — резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
(п. 17 введен Федеральным законом от 05.07.2007 N 127-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 155-ФЗ)
via www.consultant.ru/popular/currency/47_2.html

Банк России определил список требуемых документов: помимо паспорта клиенту может понадобиться свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей или об усыновлении, свидетельство о перемене имени и об установлении отцовства и т.п.

Некоторые банки в таких случаях могут попросить дополнительно (по своей инициативе для подстраховки), помимо прочих документов предоставить, например, документ о дарении, займа или т.п., которые должны быть подписаны отправителем и получателем средств.

Таким образом, резюмирую:

Муж открыл счет в испанском банке. Позвонил жене, продиктовал реквизиты. Жена сходила в банк со свидетельством о браке и перевела со своего валютного счета 200 тысяч долларов на счет мужа в Испании.

Сын открыл счет в банке в США. Переслал по емайл реквизиты маме. Мама сходила в банк с валютой и свидетельством о рождении, положила валюту на свой счет и перевела деньги на счет сына в США.

Вам не кажется, что в этих цепочках какого-то геморроя не хватает?! Правильно, жена и мама не ходили в налоговую — они не обязаны этого делать по закону. Дальше, я думаю, ход мыслей и действий вам понятен.

Российские банки с самого начала формирования российской банковской системы осуществляли переводы без открытия счёта по поручению физических лиц. Первоначально это выражалось в оплате налоговых и коммунальных платежей. Однако с развитием расчётно-кредитных взаимоотношений в обществе постепенно появлялись и реализовывались потребности в расчётах, не связанных с уплатой обязательных платежей. Но, несмотря на возросший на такого рода расчёты, в нормативной базе не уделялось им должного внимания. Только в 1997 году Банк России издал Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов (от 27 августа 1997 г. № 508). Как следует из названия, целью данного Порядка было регулирование валютных операций, в то время как подобные операции, проводимые в рублях (и по территории России), оставались в тени. Отчасти это было объяснимо повышенным вниманием к трансграничным операциям как более «рисковой» сфере деятельности, особенно в тот жёсткого валютного регулирования. И только в 2003 году издаётся Положение Банка России «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации» (от 1 апреля 2003 г. № 222-П), в котором должное место уделено переводам без открытия счёта, как порядку их проведения, так и учёту.

Тем не менее основная вопросов, возникающих у банков в связи с проведением расчётов без открытия счёта, связана с осуществлением валютных операций. С одной стороны, это объясняется недостаточной проработанностью деталей подобных переводов в нормативной базе. С другой - тем пристальным вниманием к подобным операциям, которое им до сих пор уделяется со стороны надзорных органов (несмотря на либерализацию валютного законодательства). Далее будет рассмотрен ряд наиболее острых из таких вопросов и отражены возможные пути их решения. Основой для выработки того или иного подхода к решению являлись разъяснения Банка России и его территориальных учреждений (в том числе адресные), а также обсуждение данных проблем в прессе и сети Интернет, в том числе на банковском сайте www.сайт.

Для начала определим основные моменты, которые присущи переводам без открытия счёта. Прежде всего, такие переводы могут проводиться только физическими лицами. Такой вывод следует из статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которая относит к банковским операциям «осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)». Следовательно, подобные переводы не могут использоваться в целях осуществления предпринимательской деятельности. Грань «предпринимательство (непредпринимательство)» всегда была достаточно условна и продолжает вызывать массу вопросов при классификации операций клиента. Гражданский определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2). Пункт 4 статьи 23 ГК РФ отнёс определение факта осуществления предпринимательской деятельности к компетенции суда. Таким образом, при осуществлении физическими лицами операций банк до решения суда в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ обязан исходить из того, что все операции, совершаемые клиентом как физическим лицом, не относятся к предпринимательской деятельности.

Второй немаловажный момент - счёт, через который принимаются и выплачиваются переводы клиентов. Он не является счётом клиента в смысле главы 45 ГК РФ, на него не заключается договор банковского счёта, и к нему не применяются условия банковского счёта клиента. По своей сути это счёт банка. Именно поэтому не имеет безусловной выплатить перевод с данного счёта по первому требованию (обращению) клиента. Этот момент важен при проведении процедур антилегализации, в частности приостановлении операций клиента (в соответствии с письмом ЦБ РФ от 13 июля 2005 г. № 97-Т).

И наконец, необходимо определить, какие же операции являются валютными в смысле Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Исходя из части 9 статьи 1 и части 3 статьи 14 к таким операциям в части осуществления переводов относятся:

· переводы между резидентами и нерезидентами как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации;

· переводы между резидентами в иностранной валюте;

· переводы между нерезидентами как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации;

· трансграничные переводы (из Российской Федерации и в Российскую Федерацию) как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации.

Валютное довольно либерально подходит к осуществлению переводов без открытия счёта. Так, физическим лицам - резидентам дано право (часть 3 статьи 14):

«5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода».

Банк России не замедлил воспользоваться своим правом и Указанием от 30 марта 2004 г. № 1412-У установил, что «при осуществлении валютных операций физическое - имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счёта в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода». При этом «общая переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счёта, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать сумму, установленную настоящим пунктом». Ограничений по получению в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов Банк России не установил.

Несмотря на, казалось бы, однозначную трактовку приведённого положения, Банк России и его территориальные учреждения не раз повторяли его в своих разъяснениях, появившихся вскоре после вступления в силу основных норм нового валютного законодательства летом 2004 года. Эти разъяснения сводились к следующему:

1) ограничения по сумме перевода физическим лицом - резидентом установлены только для совершения переводов без открытия счёта. При осуществлении переводов валюты со счетов, открытых в уполномоченном банке, названные суммовые отсутствуют (ст. 6 закона № 173-ФЗ);

2) общая сумма переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счёта, осуществляемых через уполномоченный в течение одного операционного дня, не должна превышать в эквиваленте 5000 долл. США. Исключений по увеличению суммы перевода без открытия счёта при предоставлении подтверждающих документов не предусмотрено.

Отсутствие прямого требования подтверждающих документов при проведении переводов без открытия счёта стало относительно новым и непривычным для российских банков. Настолько непривычным, что Банк России в своём информационном письме от 31 августа 2004 г. № 29 отдельно остановился на этом моменте: «При осуществлении вышеуказанных переводов требование представления физическими лицами - резидентами в уполномоченный документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, а также документов о происхождении наличной иностранной валюты нормативными актами Банка России не установлено. Таким образом, могут осуществлять указанные переводы физических лиц - резидентов без представления последними подтверждающих документов и документов о происхождении наличной иностранной валюты. При этом уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций».

Таким образом, право требования документов при проведении физическими лицами - резидентами трансграничных переводов без открытия счёта, а также объём этих требований отданы на самим банкам. Более того, валютное для переводов без открытия счёта не устанавливает ограничений по получателю средств (на свой счёт, счёт другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации), целям перевода (любые цели), валюте перевода (любая валюта, в эквиваленте не превышающая 5000 долл. США). Также действующим валютным законодательством не установлено ограничений в части выбора валюты для выплат сумм переводов, поступивших из-за границы. Перевод может быть выплачен в любой наличной валюте по выбору клиента, в том числе отличной от валюты перевода.

Необходимо сказать о переводах в валюте Российской Федерации, поступающих в пользу резидентов без открытия счёта. Согласно пункту 9 «б» части 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ, такие переводы являются валютной операцией. При этом валютное законодательство Российской Федерации не распространяется на действия отправителя (резидента или нерезидента) денежных средств из-за границы в Российскую Федерацию. В то же время получить в Российской Федерации перевод, поступивший из-за границы без зачисления на счёт в банке, физические лица - резиденты имеют право только в соответствии с частью 3 статьи 14 закона.

Отдельно следует остановиться на переводах без открытия счёта между резидентами. Хотя пункт 5 части 3 статьи 14 закона № 173-ФЗ и не содержит ограничений по субъектному составу получателей перевода, немало вопросов вызывала часть 1 статьи 9, в которой приводился закрытый перечень валютных операций, разрешённых к проведению между резидентами. На момент вступления в действие основных положений закона эта статья не содержала (вербально) разрешения на проведение валютных расчётов между резидентами, а часть 3 статьи 14, на которую она ссылалась, не прописывала разрешения на получение перевода без открытия счёта. Это создавало препятствие в случае выплаты резидентам переводов, поступивших без открытия счёта, при невозможности определения статуса отправителя (резидент - нерезидент). Законом от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ, внёсшим изменения и дополнения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», ситуация была исправлена: в статьи 9 и 14 были внесены необходимые дополнения.

Логика законодательства в данном случае соблюдается. По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, за исключением прямо предусмотренных статьёй 9. Пункт 1 части 1 статьи 9 закона предусматривает возможность проведения валютных операций между резидентами, которые установлены частью 3 статьи 14. В части 3 статьи 14 определён исчерпывающий перечень валютных операций, которые имеют право осуществлять только физические лица - резиденты без использования банковских счетов, в том числе путём осуществления переводов без открытия счёта. Таким образом, физические лица - резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счёта в иностранной валюте на территории Российской Федерации в адрес резидентов по валютным операциям, перечисленным в части 3 статьи 14 закона (фактически это переводы в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам, их завещание и получение по праву наследования).

Следующим моментом, которому в валютном законодательстве уделено недостаточно внимания, являются переводы без открытия счёта по территории Российской Федерации. В этом отношении целесообразно обратиться к абзацу второму части 2 статьи 5 закона № 173-ФЗ, определяющему, что «если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счёта) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений...»

Принимая во внимание, что переводы между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте или валюте Российской Федерации являются валютными операциями, физические лица - резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счёта в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации в адрес нерезидентов по валютным операциям, перечисленным в части 3 статьи 14 закона. При этом валютным законодательством не установлено ограничений по суммам таких переводов. Не следует забывать, что операция по переводам валюты Российской Федерации по территории Российской Федерации между резидентами не является валютной операцией и не регулируется валютным законодательством Российской Федерации.

Немало вопросов вызывают переводы нерезидентов без открытия счёта в валюте Российской Федерации. В этой связи необходимо опять же отметить, что валютное законодательство не содержит ограничений на осуществление физическими лицами - нерезидентами переводов иностранной валюты или валюты Российской Федерации, как трансграничных, так и по Российской Федерации. Нет в нём и ограничений на получение физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, переведённой в их пользу без открытия счёта.

Однако не всё так просто. Ряд юристов придерживается следующих позиций в трактовке норм валютного законодательства: в отношении валютных операций между нерезидентами и резидентами действует принцип «разрешено всё, что не запрещено», в отношении валютных операций между резидентами действует принцип «запрещено всё, что не разрешено», в отношении же валютных операций между нерезидентами действует принцип «разрешено то, что прямо предписано».

Следуя этим путём, можно прийти к противоположному выводу в отношении прав нерезидентов на совершение переводов в валюте Российской Федерации. Так, отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа на основании пункта 9 «в» части 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ относится к валютным операциям. Статья 2 закона определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации. Часть 2 статьи 5 закона определяет границы действий субъектов валютных правоотношений в том случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с законом № 173-ФЗ.

Таким образом, положения части 2 статьи 5 разрешают участникам валютных операций проводить без ограничений только те валютные операции, порядок осуществления которых должен быть установлен органом валютного регулирования. Они не позволяют участникам валютных операций проводить без ограничений те валютные операции, порядок осуществления которых вообще не определён законом № 173-ФЗ. На основании вышеизложенного получается, что совершение нерезидентом валютной операции, связанной с перечислением валюты Российской Федерации в адрес другого нерезидента, валютное законодательство не допускает.

Отрадным является тот факт, что Банк России не последовал такой логике трактовки валютного законодательства и в своих разъяснениях определил, что как раз на основании части 2 статьи 5 закона № 173-ФЗ физические лица - нерезиденты могут без ограничений осуществлять переводы в валюте Российской Федерации без открытия банковского счёта, а также с использованием банковских счетов (за исключением операций, перечисленных в пункте 4.1 Инструкции ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов», которые осуществляются с использованием специальных банковских счетов нерезидентов).

Многие банки в этой связи «спотыкаются» о статью 10 закона № 173-ФЗ (ч. 1 и 3):

«1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьёй 13 настоящего Федерального закона».

В данном случае необходимо различать запрет на проведение операции от гарантии (декларировании права) проведения операции. В этом смысле статья 10 не содержит ограничений по осуществлению нерезидентами переводов без открытия счетов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации по территории Российской Федерации и из Российской Федерации. При этом требование части 3 статьи 10 о соблюдении порядка проведения валютных операций через счета нерезидентов в уполномоченных банках в соответствии со статьёй 13 закона распространяется только на валютные операции, которые проводятся нерезидентами через их банковские счета.

Не может служить запретом на осуществление нерезидентами переводов в валюте Российской Федерации без открытия счёта и требование пункта 4.3 инструкции № 116-И о том, что валютные операции между резидентами и нерезидентами, осуществляемые нерезидентами без использования специальных счетов, учитываются в соответствии с нормативными актами Банка России для банков-нерезидентов на балансовом счёте 302 31, юридических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 07, 425, 440, физических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 20, 426. Нормы Инструкции № 116-И, как и в случае со статьёй 10 закона, не содержат запрета на осуществление нерезидентами переводов без открытия счёта в валюте Российской Федерации как по территории Российской Федерации, так и за рубеж.

Что касается соблюдения процедур валютного контроля по переводам без открытия счёта, то следует начать с определения соответствия таких переводов требованиям Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Требования главы 1 инструкции № 117-И о представлении документов при проведении валютных операций, в том числе о проставлении в расчётном документе кода вида валютной операции, не распространяются на валютные операции физических лиц, осуществляемые без открытия банковского счёта. В соответствии с пунктом 1.17 в базе данных по валютным операциям отражаются валютные операции, осуществляемые по счетам клиентов уполномоченного банка - резидентов и нерезидентов. Следовательно, валютные операции, осуществляемые клиентами без открытия банковских счетов, не подлежат отражению в базе данных.

До настоящего момента остаётся открытым вопрос об обязанности банка (или отсутствии таковой) проверять переводы, проводимые без открытия счёта, на их соответствие режимам резервирования и специального счёта. Ответственность за проведение валютных операций, к которым инструкцией № 116-И установлено требование об использовании специального счёта, только через указанные специальные счета ложится на банк (п. 1.2). При этом аргумент о якобы наличном характере переводов без открытия счёта (тогда как пункт 1.1 инструкции № 116-И распространяет её действие только на операции между резидентами и нерезидентами, связанные с безналичными расчётами) несостоятелен. Банк России своим разъяснением от 4 января 2003 г. № 17-44/1 отнёс переводы без открытия счёта к безналичным расчётам. Тем самым банки поставлены в двоякую ситуацию: с одной стороны, обязанность по требованию документов при осуществлении переводов без открытия счёта отсутствует, с другой - эти документы необходимы для идентификации перевода в части его проведения через специальный счёт. Выхода из этой ситуации два: либо требовать с клиентов подтверждающие документы (такое право у банка есть на основании статьи 23 закона № 173-ФЗ), либо ограничивать целевое назначение переводов без открытия счёта операциями, не подпадающими под режим специальных счетов (как это установлено во многих системах быстрых переводов).

С точки зрения сохранения массовости платежей более предпочтителен второй вариант. На практике он может быть реализован путём письменного подтверждения клиентом (в тексте заявления на отправление или получение перевода) о соблюдении им нормы валютного законодательства по совершаемой операции (тем самым и по неотнесению её к режиму специального счёта). Можно также воспользоваться нормами Инструкции ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», в части:

· пункта 3.5, который обязывает банк вывешивать на информационных стендах операционных касс порядок и условия осуществления переводов из Российской Федерации без открытия счёта;

· пункта 4.10, который рассматривает начало совершения клиентом операции как согласие на условия её осуществления.

В то же время это не избавляет банк от обязанности мониторинга переводов без открытия счёта хотя бы по формальным признакам, таким как основание платежа.

Существует и альтернативное видение проблемы спецсчетов, о котором следует сказать. Оно состоит в том, что инструкция № 116-И принята во исполнение статьи 8 закона № 173-ФЗ и отношения к возможности (невозможности) осуществления переводов без открытия счёта не имеет. Подобное решение вопроса укладывается в рамки статьи 6 закона, декларирующей, что:

«6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов».

И всё же при отсутствии разъяснений Банка России по этому вопросу такой подход остаётся спорным.

В отношении кассового отражения переводов без открытия счёта нередко возникает вопрос: в каком реестре их отражать? В реестре, предусмотренном инструкцией № 113-И, или в реестре, установленном пунктом 2.6.1 Положения ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»? Или в обоих реестрах? Если с переводами в иностранной валюте более или менее ясно (как-никак, в любом случае - валютная операция), то с переводами без открытия счёта в валюте Российской Федерации не всё так однозначно. Устоявшаяся и прошедшая проверку практикой методика распределения операций по реестрам состоит в следующем:

· операции, проводимые в соответствии с инструкцией № 113-И, в том числе по трансграничным переводам без открытия счёта, вносятся только в реестр операций с наличной валютой и чеками по приложению 4 к инструкции № 113-И (за исключением операций по пунктам 3.1.8 и 3.1.15);

· все иные операции, в том числе переводы по территории Российской Федерации (как резидентами, так и нерезидентами), вносятся в реестр по Положению № 199-П.

От заполнения реестра по Положению № 199-П можно уйти, если при приёме от физического лица денежной наличности для осуществления операции по переводу денежных средств без открытия счёта (переводы по территории Российской Федерации) на каждый платёж оформлять приходный кассовый ордер. Это также избавляет от оформления приходных ордеров на итоговые суммы по видам операций. Реестр по инструкции № 113-И также будет неполным по операциям переводов без открытия счёта: графа «номер счёта физического лица» останется незаполненной по причине отсутствия такового.

Кассовое оформление операций по приёму денежных средств для осуществления переводов из Российской Федерации без открытия банковских счетов и выплате денежных средств по переводам в Российскую Федерацию без открытия счетов должно осуществляться с соблюдением пункта 3.6 инструкции № 113-И. Согласно абзацу 1 пункта 3.6, порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счёта, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются самим банком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Эта отсылка применительно к иностранной валюте приводит нас к пункту 9.2 Положения № 199-П (раздел «Совершение операций с наличной иностранной валютой»), в соответствии с которым операции по приёму и выдаче наличной иностранной валюты при обслуживании физических и юридических лиц осуществляются по приходным и расходным кассовым ордерам (приложения 23 и 24 Положения № 199-П). Таким образом, оформление кассовых ордеров при приёме и выплате переводов без открытия счёта в иностранной валюте является обязательным.

Для бухгалтерского отражения трансграничных переводов без открытия счёта в соответствии с Положением ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» используются счета 409 09 «Переводы в Российскую Федерацию», 409 10 «Переводы в Российскую Федерацию нерезидентам», 409 12 «Переводы из Российской Федерации», 409 13 «Переводы из Российской Федерации нерезидентами». В аналитическом учёте по ним открываются отдельные лицевые счета по каждому переводу. Отчасти это облегчает проверяющим контроль за соблюдением банками ограничения по сумме одного отправляемого перевода в 5000 долл. США (или эквивалента).

Среди наиболее часто встающих проблем при бухгалтерском отражении переводов без открытия счёта можно отметить следующие.

1. Определение статуса получателя перевода при поступлении перевода без открытия счёта. На основании только кредитового авизо определить резидентство получателя в целом ряде случаев не представляется возможным. С учётом наличия данной проблемы Банк России в своих разъяснениях позволил банкам в случаях, когда невозможно однозначно (до явки переводополучателя) установить, является ли переводополучатель резидентом или нерезидентом, учитывать поступающие переводы на балансовом счёте 409 09. Тогда как на балансовом счёте 409 10 учитываются суммы переводов, по которым можно сделать однозначный вывод о статусе переводополучателя как нерезидента.

2. Переводы нерезидентов по территории Российской Федерации (как иностранной валюты, так и валюты Российской Федерации) до настоящего времени не имеют в плане счетов отдельного балансового счёта. Будучи разрешёнными (как было показано выше), такие операции проводятся на практике через счёт 409 11. Это хотя и является нарушением Положения № 205-П (по которому счета для нерезидентов должны быть оговорены словом «нерезидент», а счета без указания слова «нерезидент» используются для учёта операций только резидентов), но в отсутствии альтернативы может считаться оправданным. Обоснованием использования счёта может служить Положение № 222-П, регулирующее порядок совершения переводов без открытия счёта по территории Российской Федерации. Параграф 1 приложения к Положению № 222-П предусматривает использование по таким переводам счёта 409 11 «Транзитные счета».

3. Возврат перевода, отправленного без открытия счёта из Российской Федерации, подлежит возврату на тот счёт (409 12/409 13), с которого он был отправлен. Неправомерно считать возврат перевода отдельной операцией поступления перевода без открытия счёта в Российскую Федерацию (с зачислением на 409 09/409 10). Для случаев возврата Положением № 205-П в характеристиках счетов 409 12/409 13 описана возможность отражения по дебету сумм, возвращаемых отправителю.

Нередко возникает вопрос по учёту комиссионного вознаграждения по переводам без открытия счёта. Дело в том, что счёт 409 предназначен только для учёта сумм переводов. Осторожный обход вопроса учёта комиссионного вознаграждения в инструкции № 113-И и Указании ЦБ РФ от 11 июня 2004 г. № 1446-У «О порядке бухгалтерского учёта уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» лишь подтверждает линию, проводимую Банком России на вытеснение комиссий и сборов по валютным операциям, во всяком случае по физическим лицам, из области валютного регулирования в рублевую зону. Об этом иногда говорят и сами представители Банка России, рекомендуя перейти к практике взимания комиссионного вознаграждения по валютным операциям в рублях. Для решения этого вопроса можно рекомендовать относить комиссионное вознаграждение, взимаемое с физических лиц при совершении ими переводов без открытия счёта, непосредственно на счета расходов. Если комиссия удерживается в иностранной валюте, то для облегчения кассового отражения операции целесообразно дополнить реестр операций, ведущийся в соответствии с инструкцией № 113-И, графой «комиссионное вознаграждение». Операция по удержанию суммы комиссии не выделена в инструкции № 113-И в отдельную операцию, поэтому не может отражаться в реестре отдельной строкой. В то же время её отсутствие в реестре усложняет сведение кассы по итогам операционного дня.

В заключение следует отметить, что нельзя дать универсального ответа по каждой ситуации, да и задача такая не ставилась. Целью данного обзора было обозначение путей решения укрупнённых проблем, свойственных всем банкам, предоставляющим своим клиентам услуги переводов без открытия счёта. Рассмотренные вопросы не охватывают всю проблематику данных операций. В статье были приведены лишь наиболее острые моменты, встающие перед банками на поле валютного законодательства при обслуживании платежей физических лиц.

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ БЕЗ ОТКРЫТИЯ ТЕКУЩИХ ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ ПОРЯДОК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 27 августа 1997 г. N 508 (Д) Утвержден приказом Центрального банка РФ от 27 августа 1997 г. N 02-371 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. "Порядком осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" (далее по тексту "Порядок") устанавливаются правила осуществления переводов в иностранной валюте без открытия текущих валютных счетов в уполномоченных банках по поручению физических лиц (резидентов и нерезидентов) из Российской Федерации, а также получения физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в Российской Федерации иностранной валюты, переведенной в их пользу из-за границы. Порядок не распространяется на индивидуальных предпринимателей (резидентов и нерезидентов). Индивидуальные предприниматели осуществляют перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию в соответствии с валютным законодательством только через текущие валютные счета, открытые в уполномоченных банках. Порядок не распространяется на переводы физическими лицами иностранной валюты из Российской Федерации и получение физическими лицами иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, если указанные переводы, связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимость. Перевод из Российской Федерации и получение в Российской Федерации иностранной валюты в соответствии с Порядком, осуществляется через операционное подразделение уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) (далее по тексту "уполномоченный банк"). 2. Перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию осуществляется физическим лицом (его представителем) при предъявлении паспорта или иного заменяющего документа, удостоверяющего личность физического лица (вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации, удостоверение личности военнослужащего или военный билет - для военнослужащих Российской Федерации), представлении поручения (заявления), иных документов в случаях, установленных Порядком, а также доверенности при осуществлении или получении перевода представителем. 3. В заявлении на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты должны быть указаны: - фамилия, имя, отчество, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) отправителя платежа (при переводе из Российской Федерации); - фамилия, имя, отчество и полный адрес получателя платежа, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) получателя платежа (при переводе в Российскую Федерацию); - сумма перевода и цель перевода в соответствии с Порядком; - дата и подпись физического лица. В поручении (заявлении) на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты физическим лицом делается запись, подтверждающая, что данный перевод не связан с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности (например, "совершаемая валютная операция не связана с осуществлением предпринимательской деятельности"). 4. При представлении физическим лицом документов, не отвечающих вышеуказанным требованиям, а также при отказе предоставить требуемые в соответствии с Порядком документы, уполномоченный банк не совершает перевод (выдачу) иностранной валюты. 5. Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных Порядком, может быть уполномоченным банком: а) выдана наличными; б) зачислена на текущий валютный счет переводополучателя, открытый в уполномоченном банке. 6. При выдаче перевода наличной иностранной валютой уполномоченный банк выдает переводополучателю справку ф.0406007, оформленную в порядке, установленном Банком России, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. При этом, в разделе "Получено клиентом" в строке 7 "Сумма (прописью)" справки ф.0406007 делается отметка "получено по переводу из-за границы". В случае получения переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию представителем физического лица, справка ф.0406007 выдается на имя представляемого в порядке, установленном нормативными актами Банка России. 7. Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию, зачисляется уполномоченным банком на балансовый счет 071 "Невыплаченные переводы из-за границы". При невозможности выплаты перевода в связи с отсутствием платежной инструкции банка-корреспондента либо в связи с неявкой переводополучателя, иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию, возвращается уполномоченным банком банку-нерезиденту по истечении 6 месяцев с даты зачисления иностранной валюты на балансовый счет 071 "Невыплаченные переводы из-за границы". II. ПЕРЕВОД ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ПО ПОРУЧЕНИЮ И В ПОЛЬЗУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-НЕРЕЗИДЕНТОВ 8. Наличная иностранная валюта может быть переведена в Российскую Федерацию в пользу физического лица-нерезидента без ограничения суммы. 9. Из Российской Федерации физическим лицом-нерезидентом иностранная валюта может быть переведена в случае, если нерезидент ранее: а) перевел иностранную валюту в Российскую Федерацию; б) снял наличную иностранную валюту со своего текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке; в) купил наличную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Банком России; г) ввез наличную иностранную валюту с соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации; д) получил иностранную валюту от продажи платежных документов в иностранной валюте уполномоченному банку в порядке, установленном Банком России. 10. При совершении перевода наличной иностранной валюты в уполномоченный банк должен быть представлен один из следующих документов: а) справка ф.0406007, оформленная в порядке, установленном Банком России, являющаяся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу (в случаях, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "д" пункта 9 Порядка); б) оформленный таможенным органом документ, подтверждающий ввоз физическим лицом-нерезидентом наличной иностранной валюты (в случае, указанном в подпункте "г" пункта 9 Порядка). Перевод иностранной валюты из Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 Порядка осуществляется в пределах сумм, указанных в оформленном таможенным органом документе, подтверждающем ввоз физическим лицом-нерезидентом наличной иностранной валюты, или в справке ф.0406007. III. ПЕРЕВОД ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОЛЬЗУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-РЕЗИДЕНТОВ И ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОРУЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-РЕЗИДЕНТОВ 11. Получение физическим лицом-резидентом иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, может быть осуществлено при переводе иностранной валюты в Российскую Федерацию: - физическим лицом-резидентом на свое имя; - нерезидентом на имя физического лица-резидента; - физическим лицом-резидентом на имя другого физического лица-резидента. 12. При получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество, в заявлении на получение иностранной валюты должно быть указано основание перевода (дарение, погашение долга по договору займа и т.д.). Если в соответствии с законодательством совершение сделки требуется в письменной форме, то при получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты в дополнение к заявлению на получение иностранной валюты должны быть представлены соответствующие документы. 13. Физические лица-резиденты в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенную, ввезенную или пересланную в Российскую Федерацию иностранную валюту при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем перевод, ввоз или пересылку иностранной валюты в Российскую Федерацию. В соответствии с пунктом 4 абзаца "d" статьи XXX Статей Соглашения Международного Валютного Фонда физическое лицо-резидент вправе осуществлять умеренные суммы частных переводов на текущие расходы. Такой перевод не должен быть связан с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество. Осуществление перевода не может превышать 2000 долларов США или иной иностранной валюты, эквивалентной этой сумме. При таком переводе физическое лицо-резидент предъявляет в уполномоченный банк справку ф.0406007, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. Указанный перевод может быть осуществлен физическим лицом-резидентом не более одного раза в один операционный день через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка). 14. Перевод из Российской Федерации (получение в Российской Федерации) иностранной валюты на цели, предусмотренные пунктами 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.20 Положения Банка России от 24 апреля 1996 года N 39 "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" (зарег. Министерством юстиции Российской Федерации 16 мая 1996 года, рег. N 1087), может быть осуществлен уполномоченным банком без открытия текущего валютного счета при представлении физическим лицом документов, предусмотренных разделом 2 Положения Банка России от 24 апреля 1996 года N 39 и документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка. IV. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК. СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ 15. Представляемые физическими лицами доверенности на получение переводов, выданные за границей, должны быть оформлены в установленном порядке. Доверенность, выданная на территории Российской Федерации, оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 16. Копии документов, представляемые в уполномоченный банк в соответствии с пунктом 12 Порядка, должны быть заверены в установленном порядке. В случаях, установленных Порядком, в уполномоченный банк должны представляться оригиналы оформленных таможенными органами документов, подтверждающих ввоз физическим лицом наличной иностранной валюты, справок ф.0406007, оформленных в порядке, установленном Банком России, являющихся основанием для вывоза наличной иностранной валюты. 17. Переводы документов на русский язык, представляемые в соответствии с Порядком, должны быть заверены в установленном порядке. 18. Документы, представляемые физическим лицом в уполномоченный банк в случаях, предусмотренных Порядком, помещаются в кассовые документы дня. В случае, если вышеуказанные переводы носят систематический характер (не менее одного раза в месяц в одном уполномоченном банке или его филиале), то на физическое лицо заводится "Досье переводов иностранной валюты, осуществляемых без открытия текущего валютного счета (далее по тексту "Досье"). Досье должно иметь номер и дату открытия. При совершении валютной операции, в кассовые документы дня должны помещаться подготовленные и заверенные уполномоченным банком копии документов, служащих основанием для осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию физическим лицом. В Досье хранятся представленные физическим лицом документы. 19. Документы, представленные в уполномоченный банк, должны храниться в банке не менее 5 лет с даты совершения перевода. Досье хранится в уполномоченном банке не менее 5 лет с даты закрытия его уполномоченным банком. V. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКАХ 20. Уполномоченные банки обязаны вести "Журнал учета переводов иностранной валюты, осуществляемых без открытия текущего валютного счета" (далее по тексту "Журнал") по форме приложения N 1 к Порядку. Все проводимые операции подлежат обязательному отражению в Журнале в день их осуществления. Допускается ведение Журнала в электронном виде с последующей ежемесячной распечаткой и брошюровкой страниц. 21. Ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) уполномоченный банк (его филиал) представляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения уполномоченного банка (его филиала) отчет об общих объемах осуществленных резидентами и нерезидентами валютных операций по форме приложения N 2 к Порядку. Установленная Порядком отчетность направляется самостоятельно и отдельно (независимо друг от друга) уполномоченным банком и филиалом уполномоченного банка в территориальное учреждение Банка России по месту их нахождения. 22. Ежеквартально (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) территориальное учреждение Банка России представляет сводные сведения об объемах осуществленных резидентами и нерезидентами валютных операций по форме приложения N 3 к Порядку. VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ПОРЯДКА 23. За отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление информации, предусмотренной разделом V Порядка, уполномоченный банк в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" несет ответственность в виде штрафа в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой отчеты не были представлены в установленные сроки. Штраф взыскивается за каждую неучтенную, учтенную ненадлежащим образом валютную операцию, непредставление или несвоевременное представление информации. Взыскание штрафов, предусмотренных пунктом 23 Порядка, производится Банком России в бесспорном порядке. Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации С.В.Алексашенко Приложение N 1 к Порядку Банка России от 27 августа 1997 г. N 508 ЖУРНАЛ УЧЕТА ПЕРЕВОДОВ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ, СОВЕРШАЕМЫХ БЕЗ ОТКРЫТИЯ ТЕКУЩЕГО ВАЛЮТНОГО СЧЕТА за _________________ 199__ г. __________________________________________________________________________________________________ | N | Сведения о лице, совершившем перевод | Код направления перевода | Код | Сумма | | п/п | или в пользу которого совершен перевод | 1 - в Российскую Федерацию | валюты | перевода | | |__________________________________________| 2 - из Российской Федерации | | | | | Ф.И.О. | Документ, удостоверяющий | | | | | | | личность | | | | |_____|_______________|__________________________|_____________________________|________|__________| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |_____|_______________|__________________________|_____________________________|________|__________| Примечание: 1. В графе 3 указываются сведения о предъявленном документе: наименование, номер, кем и когда выдан. 2. В графе четыре указываются: 1 - при совершении перевода иностранной валюты из-за рубежа в пользу лица, находящегося на территории Российской Федерации; 2 - при совершении перевода иностранной валюты из Российской Федерации в пользу лица, находящегося за пределами Российской Федерации. 3. В графе 5 указывается код валюты в соответствии с Общероссийским Классификатором валют ОК 014-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года; 4. В графе 6 указывается сумма перевода в целях единицах соответствующей валюты. Приложение N 2 к Порядку Банка России от 27 августа 1997 г. N 508 ____________________________________________________ | Код | Регистрационный | Дата отправки | |__________________| номер | отчета | | СОАТО | ОКПО | | | |_________|________|_________________|_______________| | | | | | |_________|________|_________________|_______________| ОТЧЕТ о переводах иностранной валюты, совершенных без открытия текущего валютного счета за ___________ квартал 199__ г. Кем представляется ___________________________________________________ наименование уполномоченного банка (филиала) ______________________________________________________________________ Кому представляется. Главное управление (Национальный банк) ________________________________________________ Центрального банка Российской Федерации по __________________________. ______________________________________________________________________ в тысячах единиц соответствующего вида валюты ___________________________________________________________________________ | Наименование группы | Наименование валюты: | | валютных операций |_____________________________________________________| | | Доллар США | Немецкая марка | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | Код валюты: | 840 | 280 | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 1. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-резидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 1.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 2. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-нерезидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 2.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 2.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| Руководитель ___________________________ /Ф.И.О./ (подпись) Главный бухгалтер ______________________ /Ф.И.О./ (подпись) М.П. Исп. __________________________ тел.: _____________________ (Ф.И.О.) Приложение N 3 к Порядку Банка России от 27 августа 1997 г. N 508 __________________________________________________________________ | Код | Количество | Дата | |_________________________________| банков (филиалов) | отправки | | территории | ОКПО | Локальный | представивших отчет | отчета | | по СОАТО | | код ГУ (НБ) | | | |____________|______|_____________|_____________________|__________| | | | | | | |____________|______|_____________|_____________________|__________| СВОДНЫЙ ОТЧЕТ о переводах иностранной валюты, совершенных без открытия текущего валютного счета за __________ кв. 199__ г. Кем представляется ___________________________________________________ наименование ГУ (НБ) ЦБ РФ ______________________________________________________________________ Кому представляется. Центральный банк Российской Федерации. ________________________________________________ Департамент валютного регулирования и валютного контроля. ______________________________________________________________________ в тысячах единиц соответствующего вида валюты ___________________________________________________________________________ | Наименование группы | Наименование валюты: | | валютных операций |_____________________________________________________| | | Доллар США | Немецкая марка | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | Код валюты: | 840 | 280 | ... | ... | ... | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ... | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 1. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-резидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 1.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 1.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | | | Раздел 2. Валютные операции, проведенные банком по поручению или в пользу | | физических лиц-нерезидентов Российской Федерации | |___________________________________________________________________________| | 2.1. Перевод | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| | 2.2. Получение | | | | | | | |_____________________|____________|________________|_____|_____|_____|_____| Начальник Управления (отдела) валютного регулирования и валютного контроля ___________________________ /Ф.И.О./ (подпись) Исп. __________________________ тел.: _____________________ (Ф.И.О.)

Возможность осуществления физическим лицом безналичных переводов в иностранной валюте прямо зависит от того, является ли такое лицо резидентом РФ в целях валютного регулирования. В свою очередь, резидентами признаются граждане РФ, за исключением постоянно проживающих либо временно пребывающих (на основании рабочей или учебной визы) в иностранном государстве не менее года (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Случаи, когда безналичные переводы в иностранной валюте разрешены и запрещены

Переводы в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. ст. 6 , Закона N 173-ФЗ).

Переводы в иностранной валюте между резидентами запрещены, кроме установленных случаев, в том числе (п. п. 12 , , 17 ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ):

  • перевод из РФ в пользу физлиц-резидентов на их счета в банках за пределами территории РФ, с соблюдением ограничения по сумме;
  • перевод резидентом в РФ со счета в банке за пределами территории РФ в пользу физлиц-резидентов на их счета в банках на территории РФ;
  • перевод со своих счетов в банках на территории РФ в пользу являющихся резидентами супругов или близких родственников на их счета в банках на территории РФ либо за ее пределами.

Также резиденты могут совершать переводы иностранной валюты на свои собственные счета в банках как на территории РФ, так и за ее пределами. Ограничений по сумме в данном случае не установлено.

Безналичные переводы в иностранной валюте возможно проводить как со счета, открытого в банке, так и без открытия такого счета.

Безналичные переводы со счета, открытого в банке

При осуществлении безналичного перевода в иностранной валюте со своего счета вам необходимо обратиться в банк, в котором у вас открыт счет, и представить определенные документы.

Так, вам потребуется предъявить документ, удостоверяющий вашу личность, и сообщить сведения о получателе перевода (ФИО, наименование и реквизиты банка, в котором у получателя открыт счет, и номер счета получателя). Кроме того, вам потребуется представить документы, которые у вас может запросить банк в целях осуществления валютного контроля, в том числе (ч. 4 ст. 12 Закона N 173-ФЗ; п. 1 Указания Банка России от 20.07.2007 N 1868-У):

1) при осуществлении перевода на сумму, превышающую 5 000 долл. США (или эквивалент по курсу Банка России на дату списания денежных средств), — информацию о подтверждении валютно-учетного статуса получателя (что получатель является нерезидентом). Банки самостоятельно определяют, в каком виде должна быть предоставлена такая информация. Это может быть, например, копия паспорта гражданина иностранного государства получателя или указание на нерезидентство получателя в графе «Назначение платежа» платежного документа;

2) при осуществлении перевода на свой счет в банке за пределами территории РФ — уведомление, поданное резидентом в налоговый орган по месту своего учета, об открытии данного счета с отметкой налогового органа о его принятии. Указанное уведомление представляется только при осуществлении первого перевода. В дальнейшем оно не требуется;

3) при осуществлении перевода своему супругу или близкому родственнику — документы (их копии), подтверждающие родство, в частности паспорт гражданина, свидетельства о рождении или о заключении брака.

Указанные документы не требуются, если вы осуществляете перевод своему супругу или родственнику на его счет, открытый в банке за пределами территории РФ, на сумму, не превышающую 5 000 долл. США (или эквивалента по курсу Банка России на дату списания денежных средств).

Безналичные переводы без открытия счета

Безналичные переводы без открытия счета в адрес физических лиц осуществляются через системы денежных переводов.

Для их осуществления необходимо убедиться в наличии пунктов обслуживания выбранной системы в стране и городе присутствия получателя денежного перевода. Как правило, пунктами обслуживания являются банки, с которыми платежные системы имеют договорные отношения.

В пункте обслуживания платежной системы потребуется предъявить документ, удостоверяющий вашу личность, и сообщить сведения о получателе перевода (ФИО получателя перевода, страну, город). После внесения денежных средств в кассу вам сообщат контрольный код или иной идентификатор перевода. Данную информацию надо будет передать получателю перевода, чтобы он смог получить денежные средства.

Перевод без открытия банковского счета осуществляется в срок не более трех рабочих дней со дня предоставления наличных денежных средств для такого перевода (ч. 5 ст. 5 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ).

При осуществлении перевода из РФ без открытия банковского счета через уполномоченный банк также действует ограничение по сумме перевода. Так, перевод в течение одного операционного дня через один банк не может превышать суммы, эквивалентной 5 000 долл. США по курсу Банка России на дату обращения для осуществления перевода (п. п. 5 , 9 ч. 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ; Указание Банка России от 30.03.2004 N 1412-У).

Обратите внимание!

При введении иностранным государством запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России, безналичный перевод без открытия счета может осуществляться из РФ в такое государство, если операторы платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры, иностранные организации (кроме иностранных банков и кредитных организаций), на основании договоров с которыми производится перевод, находятся под контролем российских организаций (ч. 1 , 2 ст. 19.1 Закона N 161-ФЗ).

Особенности перевода электронных денежных средств

Безналичный перевод без открытия банковского счета возможен также при переводе электронных денежных средств (далее — ЭДС) с использованием электронных платежных систем (например, WebMoney, Яндекс.Деньги и Qiwi). При этом на переводы ЭДС в иностранной валюте распространяются требования валютного законодательства РФ (ч. 3 ст. 5 , ч. 24 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Справка. Электронные денежные средства

Электронными называют такие денежные средства, которые предварительно предоставлены физическим лицом оператору ЭДС для исполнения своих денежных обязательств перед третьими лицами и в отношении которых данное физическое лицо вправе передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

В данном случае физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору ЭДС с использованием или без использования банковского счета. Также денежные средства в его пользу могут быть предоставлены оператору ЭДС организациями или ИП, если такая возможность предусмотрена договором между физическим лицом и оператором ЭДС. В свою очередь, последний формирует запись о размере предоставленных ему денежных средств (ч. 2 , 4 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Перевод ЭДС в пользу их получателей обычно осуществляется на основании распоряжения физического лица — плательщика, в отдельных случаях — по требованию получателей ЭДС. При этом плательщики и получатели ЭДС могут быть клиентами как одного, так и нескольких операторов ЭДС (ч. 7 , 8 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Как правило, перевод осуществляется путем одновременного принятия оператором ЭДС распоряжения плательщика, уменьшения его остатка ЭДС и увеличения остатка ЭДС получателя средств на сумму перевода. Перевод с использованием специально предназначенной для этого платежной карты осуществляется в срок не более трех рабочих дней после принятия оператором ЭДС распоряжения плательщика. Более короткий срок может быть предусмотрен договором между оператором ЭДС и плательщиком либо правилами платежной системы. После этого перевод ЭДС становится безотзывным и денежные обязательства плательщика перед получателем ЭДС прекращаются (п. 26 ст. 3 , ч. 10 , , , 17 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).