Рассчитать т к установлена дифференцированная налоговая ставка. Что такое и как применяются дифференцированные ставки. Льготы по транспортному налогу

Экспертиза статьи: С.Б. Пахалуева, советник отдела специальных налоговых режимов Минфина России

В 2009 году регионы получили возможность устанавливать дифференцированные ставки по налогу, уплачиваемому при применении УСН .
Данное нововведение касается только тех компаний, которые выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы». Размер ставок может колебаться от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Определить, к какой категории относится ваша организация поможет «Актуальная бухгалтерия» .

Власти на местах распорядились своим новым полномочием по-разному. В некоторых регионах ставка в размере 5 процентов была установлена для всех без исключения «упрощенных» компаний. Так, например, сделали власти Псковской области . В Ростовской области льготное налогообложение было предусмотрено для малых предприятий, работающих на УСН . Они будут определять налог из расчета 10 процентов. Во многих регионах размер ставки привязали к деятельности, которую ведет организация. В частности, в Еврейской автономной области 5-процентный налог будут платить компании, которые занимаются обработкой отходов резины, пластмасс, стекла или же предоставляют социальные услуги. Ставка в размере 10 процентов будет действовать в отношении организаций — производителей хлеба и мучных изделий, одежды и аксессуаров, офисной мебели и т. д. .

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 346.20
2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Безусловно, данные изменения выгодны «упрощенцам», ведь их налоговая нагрузка значительно уменьшится. Однако новшество может добавить и хлопот бухгалтерам некоторых компаний. А именно тех организаций, которые ведут несколько видов деятельности.

Основной вид деятельности
Итак, вид деятельности станет для многих «упрощенцев» основным фактором, определяющим, по какой ставке они будут платить налог. По логике применять дифференцированные ставки компания сможет, если «льготная» деятельность будет для нее основной. И вот тут-то возникает неясность. Как в этом случае следует определять, какой вид деятельности у компании является основным? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос в законодательстве на сегодняшний день нет. В отдельных регионах данная проблема была решена следующим образом. В частности, в Кемеровской области утвержден перечень льготных видов деятельности. При этом четко установлено, что применять 5-процентную ставку организация может при условии, что ее доход от данного бизнеса за соответствующий отчетный (налоговый) период составляет не менее 80 процентов от его общей суммы . Получается, что подтверждать право на льготу «упрощенцам» придется ежеквартально (О том, как правильно списать убыток при расчете базы по «упрощенному» налогу читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 2, 2009). То есть, прежде чем рассчитывать налог по пониженной ставке, компании предстоит определить, была ли «льготная» деятельность приоритетной по итогам квартала (полугодия, 9 месяцев, года). Следовательно, ощутить выгоду от пониженной ставки компания сможет только при стабильном ведении этой деятельности. Если доход от нее за какой-то период не достигнет установленного в регионе 80-процентного барьера, фирме придется пересчитывать налог по обычной ставке.

Пример
Компания применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Организация занимается 2 видами деятельности: производством мебели и оптовой торговлей канцелярскими товарами. Деятельность ведется на территории Кемеровской области. С 1 января 2009 г. в отношении производства мебели на территории области применяется пониженная ставка налога — 5%. Главное условие: удельный вес выручки от данной деятельности должен быть не менее 80% в доходе компании. В отношении оптовой торговли действует обычная ставка налога — 15%.
Допустим, в I квартале фирма получила следующие финансовые результаты:
- доходы — 3 500 000 руб. (в т. ч. 3 000 000 руб. — от производства мебели, 500 000 руб. — от оптовой торговли);
- расходы — 2 770 000 руб. (в т. ч. 2 450 000 руб. — от производства мебели, 320 000 руб. — от ведения оптовой торговли).
3 000 000 руб. × 100% : 3 500 000 руб. = 85,71%;
500 000 руб. × 100% : 3 500 000 руб. = 14,29%.
Следовательно, по итогам I квартала компания может уплачивать единый налог по ставке 5%. В результате упрощенный налог за квартал будет равен:
(3 500 000 руб. - 2 770 000 руб.) × 5% = 36 500 руб.
По итогам полугодия получены такие результаты:
- доходы — 7 600 000 руб. (в т. ч. 6 000 000 руб. — от производства мебели, 1 600 000 руб. — от оптовой торговли);
- расходы — 5 970 000 руб. (в т. ч. 4 950 000 руб. — от производства мебели, 1 020 000 руб. — от ведения оптовой торговли).
Доля доходов от производства мебели:
6 000 000 руб. × 100% : 7 600 000 руб. = 78,95%;
Удельный вес доходов от оптовой торговли:
1 600 000 руб. × 100% : 7 600 000 руб. = 21,05%.
Таким образом, по итогам полугодия компании придется платить единый налог, исходя из ставки 15%. В бюджет по результатам квартала фирма перечислит:
(7 600 000 руб. - 5 970 000 руб.) × 15% - 36 500 руб. = 208 000 руб.

Вопросов больше, чем ответов
Как будет обстоять дело в регионах, в которых не установлен четкий лимит дохода от основного вида деятельности? На что следует ориентироваться фирмам, желающим работать по дифференцированным ставкам?
Есть 2 варианта определения основного вида экономической деятельности (ОВД):
- по правилам отнесения деятельности к классу профессионального риска ;
- в порядке, предусмотренном «статистическим» законодательством.
При этом в обоих вариантах действует одинаковый принцип определения ОВД. Так, в первом случае основным видом деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Аналогичное правило установлено и для статистической отчетности .
Не имеет принципиальных отличий и порядок, который применяют сами органы статистики. При определении основного вида деятельности коммерческой организации они используют показатель оборота товаров или оказанных услуг (в торговле — валовая прибыль) по виду деятельности в процентах от соответствующего показателя по организации в целом. ОВД определяют по состоянию на 1 января нового отчетного года на базе статистических данных о результатах всех видов деятельности, которые вела компания за n-2 календарный год. Если для одного из видов деятельности значение критерия составит 50 и более процентов, то этот вид следует считать основным .
Итак, как мы видим, для целей статистики основной вид деятельности на текущий год определяется по итогам прошлого года. Будет ли это правило действовать в отношении дифференцированных ставок по УСН? На данный момент ответить на этот вопрос сложно. Не исключен такой вариант развития событий. Компания начнет применять в текущем году пониженную ставку, ориентируясь на основной вид деятельности прошлого года. По итогам года окажется, что доход от льготной деятельности не был превалирующим. Как следствие это повлияет на правомерность применения в текущем году льготной ставки. В результате организации придется пересчитать налог по обычной ставке.
Следующий спорный момент: в региональных законах формулировка «основной вид экономической деятельности» используется не всегда. Во многих случаях слово «основной» пропущено. Это можно трактовать так, что по пониженным ставкам облагается выручка не от основного вида деятельности, а от конкретной деятельности, перечисленной в региональном законе. То есть ставка будет действовать не в целом по организации, а по отдельному виду бизнеса. А это может повлечь за собой необходимость вести раздельный учет выручки по видам деятельности.

М.А. Пархачева, член научно-экспертного совета при Палате налоговых консультантов России, руководитель компании «Консалтинговая группа «Экон-Профи»
Установление дифференцированных ставок для УСН является налоговой льготой. Льгота всегда носит адресный характер, и ее установление в отношении «упрощенцев» относится к исключительной прерогативе региональных органов власти. Они вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых она распространяется. Это означает, что региональные власти самостоятельно определяют категорию плательщиков, которые могут воспользоваться льготой, в том числе поставив возможность ее применения в зависимость от основного вида деятельности компании или от ведения конкретного вида деятельности. В первом случае для получения льготы необходимо соблюдение совокупности условий: ведение определенного вида бизнеса, а также признание этого вида основным. Тогда льготная ставка будет применяться в отношении всех доходов организации. Однако несоблюдение этих условий приведет к тому, что компания вообще лишится льготы. Второй случай, когда право на льготу ставится в зависимость от ведения определенного вида деятельности, более универсален. Здесь «упрощенец» применяет пониженную ставку при осуществлении конкретной деятельности, а ведение иного бизнеса подпадает под ставку 15 процентов. Но за применение льготы «упрощенцу» придется расплатиться: у него возникнет обязанность вести раздельный учет доходов и расходов.

*1) ... - п. 26 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ
*2) ... - Закон Псковской области от 18.12.2008 № 815-ОЗ
*3) ... - Закон Ростовской области от 29.12.2008 № 195-ЗС
*4) ... - Закон Еврейской автономной области от 24.12.2008 № 501-ОЗ
*5) ... - Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 99-ОЗ
*6) ... - утв. пост. Правительства РФ от 01.12.2005 № 713
*7) ... - п. 5 указаний, утв. приказом Росстата от 14.01.2008 № 3
*8) ... - приказ Росстата от 01.10.2007 № 150

Предлагая тот или иной способ погашения кредита, банк в первую очередь печется о собственной выгоде. Денежное выражение этой выгоды - проценты. Именно по способу начисления и взимания процентов кредитные платежи делятся на аннуитетные (равные) и дифференцированные (уменьшающиеся).

Справка сайт

  • Аннуитетный платеж - это представляет собой равные ежемесячные транши, растянутые на весь срок кредитования. В сумму транша включены: часть ссудной задолженности , начисленный процент, дополнительные комиссии и сборы банка (при наличии). При этом, в первые месяцы (или годы) кредита большую часть транша составляют проценты, а меньшую – погашаемая часть основного долга. Ближе к концу кредитования пропорция меняется: большая часть транша идет на погашение «тела» кредита, меньшая - на проценты. При этом общий размер транша всегда остается одинаковым.
  • Дифференцированный платеж - это представляет собой неравные ежемесячные транши, пропорционально уменьшающиеся в течение срока кредитования. Наибольшие платежи - в первой четверти срока, наименьшие - в четвертой четверти. «Срединные» платежи обычно сравнимы с аннуитетом. Ежемесячно тело кредита уменьшается на равную долю, процент же насчитывается на остаток задолженности. Поэтому сумма транша меняется от выплаты к выплате.

Большинство заемщиков, приходя в банк, куда больше «парятся» на тему одобрения кредитной заявки, чем по поводу вида платежей. Хотя некоторые продвинутые граждане, наслышанные, что на процентах можно сэкономить, и что есть вариант платить от месяца к месяцу все меньше, интересуются возможностью получить дифференцированный график платежей.

А ипотечные заемщики иногда даже специально ищут банк, который со 100% вероятностью предоставляет подобную услугу. Резон в этом есть, учитывая цены на жилье и размер ипотечных взносов, постепенное снижение платежа выглядит совсем не лишним. Но так ли это выгодно, как может показаться при первом знакомстве с темой?

Не по заемщику ипотека

Банки России не очень жалуют дифференцированные платежи, поскольку они подразумевают определенную тонкость, связанную с оценкой платежеспособности заемщика (т.е. соотношения дохода с ежемесячным платежом).

Дело в том, что при дифференцированном графике самую большую нагрузку на бюджет должника дают платежи первого года, и соотношение с доходом высчитывается именно для этого периода.

К примеру, заемщик указал в анкете доход в 60 000 рублей, а первый платеж по дифференцированной схеме составит 25 000 рублей, то есть «съест» почти половину дохода. А по закону, платежи по кредиту в любом случае не могут превышать 50% от уровня дохода. В результате банки вынуждены понижать максимальную сумму кредита, которую могут выдать при заявленном уровне дохода.

Положение действительно сложное, и для кредитора, и для заемщика, поскольку должник может либо «выпасть из графика», либо обидеться на недостаточную суму кредита и уйти в другой банк.

Некоторые заемщики, оформившие ипотеку с дифференцированными платежами, переоценивают свои возможности и в итоге не могут оплачивать кредит.

На риск спокойно идут только «монстры» с государственной поддержкой, такие как «Сбербанк», «Газпромбанк» и ряд других. Они могут позволить себе выдавать «дифференцированным» заемщикам почти такие же займы, как и «аннуитетным». Но в среднем дифференцированная схема гораздо менее популярна, и банки сознательно не пиарят ее, таковы российские реалии.

Аннуитетный платеж и дифференцированный: разница

Финансовые специалисты сходятся на том, что если заемщик рассчитывает расплатиться по кредиту за короткий срок (до пяти лет), то лучше отдать предпочтение аннуитету. Однако относительно среднесрочных и долгосрочных кредитов ведутся споры.

Например, если заемщик берет долгосрочный кредит , допустим 100 000 долларов на 10 лет с процентной ставкой по кредиту 10% годовых, то дифференцированный платеж выгоднее, причем значительно. В нашем условном примере, выплата процентов за десять лет при дифференцированных платежах составит 50 416,67 долларов, а при аннуитетных - 58 580,88 долларов. Соответственно и переплата при дифференцированной схеме будет меньше: на 8 447,53 долларов.

Но не будем забывать, что пример - условный, и на практике все выглядит не так уж однозначно. Ряд банковских экспертов не скрывает, что представление о значительном финансовом преимуществе дифференцированных платежей во многом является маркетинговым мифом. Банк никогда не упустит своей выгоды. Ему лишь важно убедить заемщика, что тот действительно может сэкономить, выбрав ту или иную схему выплат.

«сайт» отмечают: главное, что нужно понять, - метод начисления процентов при обеих формах платежей одинаков. Процент и в том, и в другом случае начисляется на остаток долга.

Давайте посчитаем

Так что же все-таки выгоднее? Давайте для начала взглянем на две таблицы: в них приводится сравнение для ипотечного кредита в размере 1 000 000 рублей при разных сроках. Процентные ставки - примерные и усредненные (чем больше срок кредитования, тем выше процент). Рекомендуем предварительно в режиме онлайн на кредитном калькуляторе рассчитать сумму ежемесячного платежа и переплату.

Таблица 1. Ежемесячные аннуитетные платежи по кредиту 1 млн рублей

Таблица 2. Ежемесячные дифференцированные платежи по кредиту 1 млн рублей

Срок кредтования Процентная ставка Платеж первый / последний Итоговая сумма выплат
5 13,75 28 125 / 16 857 1 349 500
10 14 20 000 / 8 430 1 706 000
15 14,25 17 430 / 5 621 2 074 700
20 14,5 16 250 / 4 217 2 456 000
25 14,75 15 625 / 3 374 2 850 000
30 15 15 277 / 2 812 3 256 000

Прямое сравнение показывает, что переплаты при аннуитетной схеме выше, чем при дифференцированной, а чем больше и срок кредитования, тем разница ощутимей. Иначе говоря, если вы взяли ипотеку на 30 лет, то разница в «цене» кредитов будет 1,29 млн рублей - мягко говоря, совсем немало!

Но не торопитесь кричать «Эврика!» и бежать в банк, чтобы оформить кредит с дифференцированной схемой. Да, «тридцатилетняя» ипотека с дифференцированным платежом будет дешевле. Но скажите, зачем «продаваться в рабство» на 30 лет, с процентной ставкой 15% и суммой выплат 4,5 миллиона, когда есть возможность взять кредит на 10 лет, со ставкой 14%, и суммой выплат 1,86 миллиона?

Если вы грамотно спланировали бюджет, то получите полную свободу от кредита и квартиру в собственность на 20 лет раньше. А время стоит дороже денег.

Подведем итоги

Простой математический расчет показывает, что при длительном сроке кредитования переплаты по кредиты с дифференцированной схемой выплат выгоднее, чем с аннуитетной (поскольку итоговая сумма выплат меньше). Однако более тщательное изучение вопроса показывает, что превосходство дифференцированного платежа зачастую оказывается призрачным и не дает реальной и ощутимой экономии для заемщика (ключевое слово - ощутимой).

Основной недостаток дифференцированной схемы - снижение максимальной суммы кредита, которую готов выдать банк, основываясь на оценке платежеспособности заемщика. Между тем, если вы в состоянии спокойно погашать дифференцированный платеж в течение первого, самого «дорогого» года, то на обслуживание аннуитетной схемы ваших доходов тоже хватит. Но максимальная сумма кредита при этом может быть выше, процентная ставка - ниже, а срок кредитования - меньше. То есть, аннуитетный платеж имеет стратегическое преимущество.

Анастасия Ивелич, редактор-эксперт

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Ст. 3 НК РФ

Статья 3 НК РФ закрепляет основные принципы налоговой политики в РФ и основы налогового законодательства РФ. Налоговая политика основана на принципах:

конституционном принципе всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;

принципе равного налогообложения, провозглашающем общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом;

принципе соразмерности налогов, устанавливающем прежде всего справедливость и реальную возможность налогоплательщика уплатить налог.

Абзац 1 п. 2 ст. 3 НК РФ устанавливает еще один принцип, на котором основывается налоговая политика РФ, — конституционный принцип, который не допускает нарушения конституционных прав граждан и принципа равенства налогоплательщиков, то есть дискриминацию.

Налоговый кодекс РФ провозглашает принцип, затрагивающий социально-политические аспекты налогообложения, не допускающий дискриминацию налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим, религиозным и другим признакам.

Абзац 2 п. 2 ст. 3 НК РФ состоит из нормы, затрагивающей экономические аспекты законодательства и провозглашающей принцип, не допускающий установления дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала. В связи с этим, к примеру, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели.

К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений.

К нефискальным целям можно отнести способы государственного управления через механизм налогообложения: дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

При этом абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ носит открытый характер, а абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ, напротив, содержит закрытый (ограниченный) перечень. Таким образом, установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев (кроме указанных в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ — формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала) вполне допустимо. Так, различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на дарение), размеров полученных доходов (подоходный налог), вида реализуемых товаров (НДС), цены иска (государственная пошлина), категорий земель (земельный налог) и т.д. Различные льготы предусматриваются в связи с различием в имущественном положении граждан (подоходный налог), направлений расходования денежных средств (налог на прибыль) и т.д.

Пункт 3 же ст. 3 НК РФ устанавливает же один из принципов налоговой политики Российской Федерации — принцип экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога или принцип экономической обоснованности установления налогов.

Экономическая обоснованность установления налога прежде всего должна быть выражена в эффективности, самоокупаемости налогов, то есть суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль.

Установление налога не может быть произвольным.

Также при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики страны, так и для налогоплательщика.

Пункт 4 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип единства экономического пространства Российской Федерации, который не допускает как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Таким образом, установление налогов, нарушающих единство экономического пространства России, не допускается. В частности, не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности хозяйствующих субъектов. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы.

В любом случае, когда в результате установления налога или сбора налогоплательщику экономически невыгодно осуществлять свою деятельность в пределах нескольких регионов, такой налог должен признаваться незаконным.

Пункт 4 ст. 3 НК РФ соответствует ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» .

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет принцип налоговой политики РФ — принцип законного установления налогов и сборов, который означает, что если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или введены с нарушением порядка, предусмотренного Налоговым кодексом РФ, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи или взносы.

Однако факт несоответствия закону платежа или взноса, являющегося, по сути, налогом или сбором, должен быть установлен в судебном порядке, и только после этого возможно неисполнение требований нормативного акта, устанавливающего такие налоги или сборы.

Статья 17 НК РФ закрепляет общие условия установления налогов и сборов. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Пункт 6 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 НК РФ принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах.

Во взаимосвязи с п. 6 ст. 3 НК РФ следует рассматривать п. 7 ст. 3 НК РФ. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Следовательно, п. 7 ст. 3 НК РФ имеет обратную силу.

Налогоплательщики могут применять п. 7 ст. 3 НК РФ для своей защиты в административном или судебном порядке.

Однако одного лишь внутреннего убеждения налогоплательщика о наличии противоречий и неясностей недостаточно, необходимо официальное подтверждение (судебным или иным государственным органом, рассматривающим дело) данного факта как основания для применения п. 7 ст. 3 НК РФ. Но мнение государственных органов также само по себе не является основанием для применения п. 7 ст. 3 НК РФ.

Окончательные ответы на данные вопросы могут быть выработаны в ходе судебной практики применения Налогового кодекса.

Навигация по записям

В соответствии с Конституцией РФ /1, ст. 57/ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ /1/ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Основой функционирования налоговой системы Российской Федерации на современном этапе является НК РФ /4/, в соответствии с которым законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает:

1) НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

2) законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ;

3) нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему Российской Федерации, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, определяет понятия "налог", "сбор", "пошлина", "налоговые обязательства", рассматривает методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определено, в каком порядке и по чьей инициативе возможно изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов их взимания, и установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала /4, ст. 3/.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Неправомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав /32, с. 11/. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему Российской Федерации, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями.

В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета различные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (НДС -- около 36%, таможенные платежи -- около 23%, акцизы -- 22%, налог на прибыль организаций -- 9%, налог на доходы физических лиц -- 6,3% и т.д.).

Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений.

В части первой НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.

При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы ГК РФ.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено в ст. 5 НК РФ (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Вступление в силу нормативных актов по налогам и сборам

Направленность актов

Акты законодательства о налогах

Акты законодательства о сборах

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов

Акты субъектов Российской Федерации и местные акты, вводящие новые налоги и сборы

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Под официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации", а не дата их подписания /26, с. 18/.

Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. При этом элементы налогообложения и льготы устанавливаются в соответствии с НК РФ.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства Российской Федерации федеральные и региональные законы по отдельным налогам, инструкции ранее -- Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (МНС России), теперь -- Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы МНС России (ФНС России). Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. То есть нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения /28, с. 32/.

Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативно-правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

В Налоговом кодексе Российской Федерации изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоговая система Российской Федерации как важная составляющая государственной системы в целом представляет собой совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля.

Понимание структуры налоговой системы основывается на определении понятия "система". Система -- это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство /35, с. 24/.

Для каждого государства общее содержание и характер его налоговой системы определяется налоговым законодательством, а также нормами, регулирующими ее отношения с другими государствами. При этом важно иметь такую налоговую систему, которая, с одной стороны, обеспечивает стабильное и достаточное поступление средств в бюджет, а с другой стороны, не лишает предпринимателей и население в целом стимулов к высокоэффективному труду.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации состоит из следующих взаимосвязанных элементов -- подсистем, формирующих ее структуру.

1. Правовая (законодательная) подсистема. Фундаментом налоговой системы является законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, о полномочиях государственных структур, обеспечивающих функционирование налоговой системы, о правах и обязанностях налогоплательщиков, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления. Федеральные законы принимаются двухпалатным парламентом и утверждаются Президентом РФ.

2. Подсистема налогов и сборов представляет собой совокупность федеральных, региональных, местных налогов и условий их установления и взимания, а также сборов и пошлин, утвержденных в законодательном порядке.

3. Подсистема контроля соблюдения налогового законодательства включает налоговые органы Российской Федерации, внебюджетные фонды, таможенные органы. Единая централизованная система налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.

Основными задачами налоговых органов являются контроль соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами о налогах и сборах. В рамках данной подсистемы таможенные органы выполняют в том числе следующие функции:

Участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют ее;

Взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

Осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции.

4. Правоохранительная подсистема обеспечивает экономическую безопасность государства и включает федеральные органы внутренних дел и таможенные органы /23, с.52/.

5. Подсистема судопроизводства обеспечивает рассмотрение в арбитражных судах и судах общей юрисдикции налоговых споров между государственными органами и налогоплательщиками -- организациями и физическими лицами. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в отношении дел, связанных с рассмотрением налоговых споров, являются обязательными к исполнению на всей территории Российской Федерации.

6. Банковская подсистема обеспечивает через кредитные организации и территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России) перечисление и зачисление налогов и сборов, поступающих от налогоплательщиков, на счета бюджетов разных уровней: федерального, территориальных и местных. Важная роль в обеспечении бесперебойности работы этой подсистемы отводится банкам. Открытие банком счета налогоплательщику производится только при предъявлении последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе /26, с.39/.

Построение и структурное взаимодействие внутри налоговой системы осуществляется в соответствии с организационными принципами, закрепленными преимущественно в Конституции РФ и НК РФ.

В настоящее время налоговой системе Российской Федерации соответствуют следующие организационные принципы:

Единства;

Подвижности (пластичности);

Стабильности;

Множественности налогов;

Исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Принцип единства закреплен в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Принцип подвижности (пластичности) предполагает, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективной необходимостью и возможностями государства.

Принцип стабильности предусматривает, что налоговая система Должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

Принцип множественности налогов включает несколько аспектов, важнейший из которых устанавливает следующее: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая соответствовала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в следующем: единое экономическое пространство Российской Федерации обусловливает политику государства на унификацию налоговых платежей. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления /39, с. 26/.

По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 1990-х гг., в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам.

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется следующим: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы); частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию.

Налоги и налоговая система -- это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа.

Совокупность взимаемых налогов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему государства.

Согласно действующему законодательству, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований /47, с. 171/.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с физических и юридических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Чтобы можно было считать налог установленным, необходимо законодательно определить все его элементы, а именно: субъект налогообложения (налогоплательщик); объект налогообложения; налоговую базу; налоговый период; налоговую ставку; порядок исчисления; порядок и сроки уплаты; льготы по налогу.

Рассмотрим более подробно вышеуказанные элементы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов (субъекта налогообложения) признаются:

Юридические лица;

Физические лица.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены права /4, ст. 21/ и обязанности /4, ст. 23/ налогоплательщиков, а также гарантируется административная и судебная защита их законных прав и интересов со стороны неправомерных действий должностных лиц налоговых органов /4, ст. 22/.

Также следует выделить отдельные категории налогоплательщиков, например филиалы и обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и отдельный расчетный счет.

Прежде чем приступить к расчету величины налога с учетом установленной ставки, необходимо определить объект налогообложения по каждому налогу.

В качестве объекта налогообложения может выступать любой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

Стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику;

Прибыль;

Стоимость имущества, признаваемого объектом основных средств и находящегося на балансе налогоплательщика;

Обороты по реализации;

Совокупный доход физических лиц;

Таможенная стоимость товара;

Имущество и т.д. (под имуществом понимаются все виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

Услуги, не имеющие материального выражения и осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности /39, с. 23/.

Законодательством предусмотрены также способы уплаты налогов (табл. 1.2).

Таблица 1.2 Способы уплаты налогов и сборов

Налоговая база -- это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является производной величиной от объекта налогообложения, непосредственно с которой исчисляется сумма налога, подлежащая внесению в бюджет /32, с. 17/.

Налоговая база может быть скорректирована с учетом действующей системы льгот.

По федеральным налогам налоговая база устанавливается Налоговым кодексом РФ и Правительством РФ (если это предусмотрено НК РФ). Что касается региональных и местных налогов, то налоговая база может устанавливаться соответствующими законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (если это предусмотрено НК РФ).

Любая рационально построенная система налогообложения должна удовлетворять комплексу требований, т.е. принципам налогообложения.

В современных условиях выделяются следующие общепринятые принципы налогообложения (табл. 1.3).

Все налоги, действующие на территории Российской Федерации, в зависимости от уровня установления и изъятия подразделяйся на три вида:

Федеральные:

Региональные;

Местные /28, с. 26/.

Таблица 1.3 Основные принципы налогообложения

Всеобщность

Охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы

Стабильность

Устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени

Определенность

Четкость, ясность основополагающих характеристик налоговой системы

Обязательность

Принудительность налога, неизбежность его уплаты

Справедливость (социальная, горизонтальная, вертикальная)

Социальная -- установление таких налоговых ставок и налоговых льгот, при которых для всех налогоплательщиков были бы созданы примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и которые оказывали бы щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения

Горизонтальная -- налогоплательщики, находящиеся в равном положении по уровню доходов, должны трактоваться налоговыми законами одинаково

Вертикальная -- находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково

Однократность

Исключение ситуаций, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое двойное налогообложение)

Эффективность

Минимизация всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов

Монополия государства на взимание налогов

Устанавливать и взыскивать налоги, а также обязательные платежи, не связанные с продажей товаров или оказанием услуг, могут только государство и его органы

Федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации налогоплательщиками, уплачивающими федеральные налоги /32, с. 13/.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Правительство субъектов Российской Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов Российской Федерации. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В основе деления налогов на указанные группы лежит принцип установления и перечисления налога в утверждающий его орган.

1. К федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Единый социальный налог;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

2. В состав региональных налогов включаются:

Налог на имущество организаций;

Транспортный налог;

Налог на игорный бизнес.

Так, при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

3. К местным налогам относятся:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц /22, с. 48/.

В налоговой практике Российской Федерации на основе действующего законодательства сложилась определенная система распределения налоговых поступлений.

При этом федеральные налоги распределяются следующим образом:

1) зачисляются в федеральный бюджет:

Единый социальный налог;

2) дифференцируются между бюджетами разных уровней:

Налог на прибыль организаций;

Налог на доходы физических лиц;

3) зачисляется в местный бюджет:

Земельный налог.

Предусмотрено следующее распределение региональных налогов и сборов:

1) зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации:

Транспортный налог;

Налог на игорный бизнес;

2) дифференцируется между бюджетами разных уровней:

Налог на имущество организаций.

Все местные налоги зачисляются в местный бюджет.

Таким образом, все бюджетные учреждения и организации, не смотря на то, что имеют специфические особенности ведения бухгалтерского учета, подлежат контролю со стороны распорядителей бюджетных средств, выделяющие их для ведения деятельности бюджетного учреждения, а также уплачивать налоги в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.