Единая система газоснабжения налог на имущество. Структура единой газовой системы

Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа*(1050).

Федеральная система газоснабжения Российской Федерации состоит из совокупности действующих на территории России систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников этих систем независимо от форм собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные нормативными правовыми актами.

Основной системой газоснабжения в Российской Федерации является Единая система газоснабжения, которая представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа. Она находится в собственности организации, получившей данные объекты в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Разделение Единой системы газоснабжения не допускается. Ликвидация организации - собственника Единой системы газоснабжения может осуществляться только на основании федерального закона.

Технологическое и диспетчерское управление объектами, присоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией - собственником Единой системы газоснабжения.

Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, который находится в собственности организации, образованной в установленном законом порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независимо от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Газотранспортная система - система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или иных организаций в собственности или на иных законных основаниях.

Потребитель газа - юридическое или физическое лицо, приобретшее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам*(1051).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" газовая отрасль подлежит реформированию, которое будет носить плавный, поступательный характер и осуществляться в течение длительного периода*(1052).

Главной целью реформирования газовой отрасли в среднесрочной перспективе является создание условий для формирования рациональной структуры топливно-энергетического баланса страны, обеспечивающего устойчивое развитие экономики, повышение эффективности функционирования газовой отрасли, снижение издержек потребителей и повышение качества их обслуживания.

Основными направлениями реформирования являются:

Совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью создания условий для развития рынка газа;

Создание благоприятных условий для развития конкуренции в тех сферах отраслевой деятельности, где это возможно и целесообразно (прежде всего в добыче и поставках газа и других видах услуг по газоснабжению потребителей);

Улучшение организации и механизмов участия государства в управлении газовой отраслью;

Формирование необходимой нормативно-правовой базы;

Совершенствование системы ценообразования и налогообложения в отрасли, направленное на обеспечение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности организаций газовой отрасли при соблюдении экономических интересов потребителей газа и государства*(1053).

В результате структурного преобразования в составе ОАО "Газпром" произойдет организационное и финансовое выделение газотранспортной организации, эксплуатирующей магистральную газотранспортную систему. В газораспределительных организациях будет произведено финансовое разделение деятельности по транспортировке газа от сбытовых функций и других видов услуг по газоснабжению, не входящих в сферу естественной монополии.

В среднесрочной перспективе будет сохранена Единая система газоснабжения в качестве единого инфраструктурного технологического комплекса, ее развитие будет происходить за счет сооружения и подключения к ней новых объектов любых форм собственности.

На более поздних этапах реформы будут созданы новые субъекты - коммерческие операторы, биржевые операторы, независимые поставщики газа и др.

В целях развития конкурентного сектора на внутреннем рынке газа будут определены правовые основы применения нерегулируемых цен на газ, при этом будет сохранено ценовое регулирование участников рынка, занимающих на нем доминирующее положение, разработаны правила работы газовых рынков, введена система государственного контроля за соблюдением субъектами рынка установленных правил торговли газом.

Одним из основных направлений государственной политики в рассматриваемой области является газификация - деятельность по реализации научно-технических решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса. Приоритетным является использование природного газа для коммунально-бытовых потребностей, государственных нужд, обеспечения нетопливных нужд (производство минеральных удобрений, сырья для газохимии) и поставки газа на экспорт.

Государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: оптовые цены на газ; тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); розничные цены на газ, реализуемый населению.

Государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из экономически обоснованных затрат и обоснованной нормы прибыли и других факторов*(1054).

Антимонопольное регулирование направлено на запрет совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договора; включение в договор условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного порядка ценообразования; необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии возможности; создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа; сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен*(1055).

Одним из основных условий функционирования рынка газа является обеспечение недискриминационного доступа на соответствующий рынок*(1056).

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" устанавливает обязанность организаций - собственников систем газоснабжения обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В Положении об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром" предусмотрено право любой организации на территории Российской Федерации на недискриминационный доступ к указанной газотранспортной системе для транспортировки газа*(1057). Такой доступ осуществляется на основании договора, заключаемого организацией с ОАО "Газпром" или по его поручению с его газотранспортной организацией при соблюдении следующих условий: наличие свободных мощностей в газотранспортной системе от места подключения до места отбора газа на предлагаемой поставщиком газа период поставки; соответствие качества и параметров поставляемого газа нормативно-технической документации; наличие к предлагаемой поставщиком газа дате начала поставки газа подводящего газопровода у поставщика и газопроводов-газоотводов к получателям с пунктами учета и контроля качества газа.

Для получения доступа организации представляют в ОАО "Газпром" заявку по установленной форме и в установленные сроки.

При отсутствии достаточной для удовлетворения заявок свободной мощности приоритет отдается поставщикам газа для коммунальных и бытовых нужд населения, а также поставщикам, осуществляющим поставки газа в течение более длительного срока по сравнению с другими заявителями.

В указанном Положении не предусмотрено заключение договора на производство работ по подключению объектов организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром". Подключение соответствующих объектов и транспортировка газа по газотранспортной системе ОАО "Газпром" осуществляется в рамках одного договора, что представляется неверным.

Использующие газотранспортную систему организации обязаны:

1) обеспечивать уровень подготовки газа к транспортировке, соответствующий требованиям нормативно-технической документации, а также его учет в пунктах сдачи-приема газа;

2) информировать ОАО "Газпром" об аварийных и нештатных ситуациях, планово-предупредительных ремонтах и других работах на объектах и о возможности изменения объемов подачи газа в газотранспортную систему по сравнению с указанными в договоре;

3) представлять в установленные сроки оперативную информацию о технологических режимах работы газопромысловых объектов и газопроводов поставщика;

4) согласовывать графики восстановления режима поставок газа;

5) выполнять нормы и требования, обеспечивающие сохранность трубопроводов и безопасность транспортировки газа;

6) беспрепятственно допускать уполномоченных представителей ОАО "Газпром" для контроля учета объемов и качества газа.

В Положении предусмотрено, что договор может быть досрочно расторгнут при несоблюдении любого из вышеперечисленных условий, а также если по вине поставщика газа не обеспечиваются поставки газа в газотранспортную систему в объемах и в сроки, предусмотренные в договоре. В этом случае может быть заключен новый договор с измененными условиями поставок.

ОАО "Газпром" в свою очередь обязано своевременно информировать организацию об изменении режима работы, аварийных и нештатных ситуациях в газотранспортной системе; отказах в системе учета газа; заблаговременно сообщать о планируемых ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств поставщика газа и режимы работы потребителей; беспрепятственно допускать уполномоченных представителей поставщика и потребителя для контроля учета объемов и качества газа.

Транспортировка газа по местным газораспределительным сетям (т.е. газопроводам и сооружениям, предназначенным для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования) осуществляется на основании договора между газораспределительной организацией и поставщиком или покупателем газа.

Поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местным газораспределительным сетям при наличии свободной мощности на соответствующих участках.

Условия и порядок доступа организаций к местным газораспределительным сетям установлены Положением*(1058).

Технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией. В них указываются следующие сведения: место присоединения к газопроводу; максимальный часовой расход и давление газа в присоединяемом газопроводе, а также пределы изменения давления; требования по учету расхода газа; иные условия подключения к газораспределительной системе.

Таким образом, перемещение и передача газа по газотранспортной системе обозначаются в нормативных актах как транспортировка газа, а договор, опосредующий данные отношения, - договором транспортировки газа. В Федеральном законе "О газоснабжении в Российской Федерации" данный договор именуется договором об оказании услуг по транспортировке газа (ст. 25).

При непосредственной поставке газа поставщиком, когда у него имеется на законном основании газораспределительная сеть, обязательства по транспортировке газа теряют самостоятельность и поглощаются договором поставки газа.

Хотя трубопроводный транспорт и рассматривается как отдельный вид транспорта, однако договор транспортировки газа нельзя рассматривать в качестве договора перевозки груза, поскольку правила ГК РФ о договоре перевозки имеют в виду передвижные транспортные средства и рассчитаны на перевозку отдельных партий груза. По своей правовой природе рассматриваемый договор транспортировки газа является договором оказания услуг, специфические особенности которого требуют разработки специальных правил.

В Федеральном законе о газоснабжении предусмотрено, что поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями (ст. 25).

В Правилах поставки газа в Российской Федерации в качестве сторон договора поставки указаны поставщик и покупатель*(1059). В данных Правилах предусмотрено, что договор должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ, т.е. правилам о договоре поставки.

Для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, выданное в установленном порядке. Газоиспользующее оборудование должно соответствовать требованиям нормативной документации, включающей показатели энергоэффективности, иметь сертификат системы ГОСТ Р и разрешение на применение*(1060).

Организации, применяющей газоиспользующее оборудование, выдаются технические условия на присоединение к газораспределительной системе и технические условия по эффективности использования газа. Технические условия являются обязательными к исполнению.

Пуск газа на построенное, реконструируемое или модернизируемое газоиспользующее оборудование производится на основании разрешения, выдаваемого органом государственного надзора по результатам обследования готовности оборудования к приему газа.

Преимущественное право на заключение договора поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально-бытовых нужд и населения.

Правилами поставки газа регламентирован порядок и сроки заключения договоров. В договоре поставки определяется сторона, заключающая договор транспортировки газа с газотранспортной и (или) газораспределительной организацией.

Основными обязанностями поставщика является поставка газа в количестве, определенном в договоре. Поставка осуществляется равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости поставка осуществляется по согласованному диспетчерскому графику. При перерасходе газа покупателем поставщик вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Невыборка газа не дает покупателю право требовать впоследствии увеличения поставок газа свыше суточной нормы.

Поставщик обязан поддерживать предусмотренное договором давление газа при условии выборки его покупателем в пределах суточной нормы поставки газа. Качество поставляемого газа должно соответствовать нормативным требованиям.

2. Хотелось бы получить ответ из какого нормативного документа вытекает, то что собственником Единой системы газоснабжения является ОАО "Газпром".К сожалению, Ваш ответ не полон и не дал нам ответов на поставленные вопросы.

Тот факт, что собственником Единой системы газоснабжения является ОАО "Газпром", подтверждается публикацией в газете «Учет.Налоги.Право».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Статья: Наша организация находится в Москве. Мы приобрели газопроводотвод на территории другого субъекта. В составе объекта здание, дорога. Объект у нас полностью сдан в аренду. Где нам платить налог на имущество по данному объекту? Попадаем ли мы в Единую систему газоснабжения для целей уплаты налога на имущество?

Ответ: Сначала разберемся со вторым вопросом. Ваш объект не включается в Единую систему газоснабжения. Понятие Единой системы газоснабжения дает ст.6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.

В настоящее время Единая система газоснабжения находится в собственности ОАО "Газпром". Ваш отвод от газопровода в нее не входит *.

Теперь о первом вопросе. Если имущество в регионе, где вы приобрели объект, полностью сдано в аренду и у вас по местонахождению этого объекта не создано рабочих мест, находящихся под вашим контролем, то обособленного подразделения для целей налогообложения у вас не возникает (п.2 ст.11 НК РФ). Поэтому налог на имущество со стоимости данного объекта платить по его местонахождению не нужно. Если ваша организация состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в Москве (то есть государственная регистрация организации осуществлена в городе Москве), то в данном случае налог со стоимости сданного в аренду имущественного объекта должен уплачиваться в Москве по местонахождению организации.

С уважением,

Анастасия Дегтяренко, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Газовая отрасль России характеризуется не только наличием у производителей значительных ресурсов газа, но и высокой концентрацией его добычи, магистральных 8 транспортных сетей и централизацией управления в рамках одной компании - ОАО "Газпром". Эти особенности обусловлены тем, что отрасль планировалась, создавалась и функционирует как централизованно управляемая система газоснабжения, охватывающая все звенья технологической цепочки от разведки и добычи газа до его поставки в газораспределительные сети. Такая структура Единой системы газоснабжения, в основном, сохранилась в процессе трансформации отрасли при переходе от централизованного планирования и управления к новым хозяйственным отношениям и доказала за прошедшие 10 лет свою эффективность .

Для обеспечения поставок газа с действующих месторождений, большинство которых расположено в отдаленных районах, создана и эксплуатируется уникальная газотранспортная система. Протяженность магистральных газопроводов и отводов, входящих в газотранспортную систему, составляет 154,8 тыс. км (газопроводы диаметром 1020, 1220 и 1420 мм составляют более 62%). В систему входят газоперекачивающие агрегаты установленной мощностью около 42,6 млн. кВт и 3645 газораспределительных станций (ГРС), обеспечивающих выдачу газа в газораспределительные системы (системы газопроводов низкого и среднего давления, обеспечивающие доставку газа розничным потребителям). До 1992 года газотранспортная система не имела избытков мощности, однако, падение платежеспособного спроса и производства газа привели к образованию некоторого резерва мощности на отдельных ее участках.

Техническое состояние газотранспортной системы требует ее существенной модернизации: износ основных производственных фондов здесь составляет 56%, в том числе оборудования компрессорных станций - более 89%. Технически возможная производительность газотранспортной системы составляет 518,1 млрд. куб. м в год, что ниже ее проектной производительности (577,8 млрд. куб. м в год) на 59,7 млрд. куб. м. .

Состав участников сложившегося рынка газа включает производителей газа, газосбытовые компании, газораспределительные организации, операторов инфраструктуры (газотранспортные организации) и потребителей газа. Рынок газа в определенной степени сегментирован, что обусловлено естественной территориальной изоляцией от Единой системы газоснабжения ряда регионов добычи газа (месторождения Республики Саха-Якутия, Таймырского автономного округа, Камчатки и Сахалина).

Собственником Единой системы газоснабжения является ОАО "Газпром", осуществляющее до 90% всей добычи газа в России, его транспортировку по магистральным газопроводам и реализацию на внутреннем и внешних рынках. На Рисунке 6 представлена схема структуры газовой промышленности России и основные участники газового рынка. Области, контролируемые "Газпромом" и его официально аффилированными структурами, заштрихованы. Ресурсная база ОАО "Газпрома" составляет 65% всех запасов газа в России, включая большинство месторождений, разрабатываемых в настоящее время. ОАО "Газпром" полностью контролирует межрегиональную сеть газопроводов высокого давления, а также многие региональные распределительные сети низкого давления. Транспортировка газа осуществляется по магистральным газопроводам, принадлежащим ОАО "Газпром", и газораспределительным сетям, находящимся в собственности самостоятельных юридических лиц.

Деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере естественной монополии и подлежит государственному регулированию в соответствии с действующим законодательством. Для осуществления транспортировки газа по магистральным газопроводам ЕСГ в ОАО "Газпром" в настоящее время функционирует 17 газотранспортных организаций в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью со 100% долей ОАО "Газпром" в их уставных капиталах. Все имущество, связанное с эксплуатацией газотранспортной инфраструктуры (магистральные газопроводы, компрессорные станции и иные объекты), передано газотранспортным компаниям в аренду. Эти компании осуществляют свою деятельность по договорам с ОАО "Газпром". Наряду с транспортировкой газа газотранспортные организации осуществляют его хранение в подземных хранилищах. Эксплуатацию распределительных газопроводов осуществляют самостоятельные юридические лица - газораспределительные организации (ГРО), оказывающие на обслуживаемой ими территории услуги по транспортировке газа, а также поставку газа конечным потребителям наряду с другими газосбытовыми организациями. Газораспределительный сектор включает в себя более 300 предприятий, из которых подавляющее большинство являются акционерными обществами, а остальные организации имеют статус государственных унитарных предприятий .

В результате преобразования предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства в акционерные общества многие из них оказались разобщенными и не в состоянии эффективно работать в сложившихся новых экономических и организационных условиях. ОАО "Газпром", видя угрозу развала региональных рынков поставок газа из-за отсутствия финансирования на реконструкцию и строительство газораспределительных систем, летом 1998 года приняло решение о необходимости радикального изменения взаимоотношений с системой газораспределительных организаций, приобрело контрольные пакеты акций региональных ГРО. Управление последними было поручено специально созданной в апреле 2000 года Управляющей компании - ОАО "Регионгазхолдинг". Она стала связующим звеном между структурами Газпрома и ГРО и осуществляет свою деятельность совместно с руководством ООО "Межрегионгаза" и "Газпрома".

Усиление концентрации контроля над ГРО способствовало стабилизации финансового состояния последних, развитию газификации регионов. В настоящее время более 60% существующих ГРО подконтрольны ОАО "Газпром". Высокая степень концентрации добычи газа у ОАО "Газпром" и заниженная регулируемая цена газа обусловливают доминирующую роль в поставках газа на российский рынок регионгазов - дочерних компаний ООО "Межрегионгаз", являющихся организаторами договорных отношений. Указанное общество было создано в 1997 г., в период массовых неплатежей и преобладания разного рода бартерных расчетов на внутреннем рынке газа. ООО "Межрегионгаз" в течение 1997-2001 гг. нормализовал систему расчетов российских потребителей за газ посредством жесткой централизации сбытовой политики. В течение 2000-2001 гг. создано 58 региональных компаний, которые осуществляют непосредственную работу с потребителями газа .

Основными потребителями природного газа в России являются электроэнергетика, химическая и металлургическая промышленность, агропромышленный комплекс, производство строительных материалов, жилищно-коммунальное хозяйство, население. Система газоснабжения потребителей России сжиженными углеводородными газами (СУГ) представляет собой технологический комплекс, в эксплуатации которого находится: более 7,2 тысяч стальных газопроводов, 179 газонаполнительных станций (ГНС) с резервуарным парком хранения СУГ 61420 т. и годовой производительностью 1,8 млн. т; 226 газонаполнительных пунктов (ГНП) с объемом базы хранения 6380 т. годовой производительностью 480 тыс. т; более 17,5 млн. газовых баллонов (емкостью 27,5 и 50 л); 68 тысяч дворовых емкостей и около 7 тыс. единиц специальной автомобильной техники для перевозки СУГ. В Единой системе газоснабжения сохраняется система диспетчерского управления (ЦПДУ). ЦПДУ является сложным техническим и организационно-правовым звеном управления системой газоснабжения, оно осуществляет все оперативно-технические, плановые, учетные, представительские и другие функции через производственно-10 диспетчерские службы, входящие в общества по добыче газа, его транспортировке и подземному хранению, и диспетчерские центры в Тюмени, Софии, Берлине. Эти диспетчерские подразделения (ОДУ) на местах обеспечивают ЦПДУ информацией, осуществляют обратную связь при выполнении команд ЦПДУ, при этом они юридически и административно подчиняются руководству газодобывающих и газотранспортных обществ, представительству ОАО "Газпром" в г. Тюмени, ООО "Газэкспорт". Более 90% всей диспетчерской информации (в обоих направлениях) передается и принимается по системам коммуникаций, принадлежащим ОАО "Газпром" и неразрывно связанным с Единой ведомственной системой передачи данных, системами телемеханики, автоматики линейной части, компрессорных станций, станций подземного хранения газа, газоперерабатывающих комплексов и т.д. .

В период начальной реорганизации газовой отрасли в начале 1990-х годов большая часть региональных газопроводов низкого давления не входила в состав "Газпрома" и обычно контролировалась региональными (субъектами Федерации) или местными органами власти. Однако позднее "Газпром" сумел распространить свое влияние на многие газопроводы низкого давления, особенно на уровне субъектов Федерации. В то же время большинство мелких газораспределительных городских и районных сетей (Горгаз, Райгаз, Межрайгаз) остается под контролем местных органов власти, администраций регионов или других организаций. "Газпрому" также удалось распространить свое влияние на растущее число таких небольших сетей или явно - приобретая их через посредство своей холдинговой компании "Регионгазхолдинг", или неявно - устанавливая двухсторонние отношения с местными и региональными органами власти. К середине 2000 г. под контролем "Газпрома" находились 52 из 200 существующих крупных локальных газораспределительных сетей .

У "Газпрома" имеются значительные интересы в группе компаний "СИБУР", занятых переработкой газа, что с учетом его собственных аффилированных структур обеспечивает ему практически полную монополию в данной сфере. Другая зависимая компания "Газпрома" - "Газэкспорт" - обладает монопольными правами на экспорт газа в страны Европы (за исключением стран-членов СНГ).

Компания "Итера", зарегистрированная в США, в последние годы превратилась в крупного игрока на российском газовом рынке. Она появилась на нем в 1994 г., проводя ценные бартерные сделки по обмену российского газа на импортные товары из стран - членов СНГ. В 1998 году она приступила к самостоятельной добыче газа: объем ее добычи в 1998 г. составил 2 млрд. куб. м., в 2000 г. - 20 млрд. куб. м., к 2005 г. она планирует в 2 раза превысить этот объем. Кроме того, добычу газа на территории Российской Федерации осуществляют: независимые от ОАО "Газпром" производители газа - газодобывающие компании, а также нефтяные компании; региональные газовые компании (АО "Норильскгазпром", АО "Камчатгазпром", АО "Якутскгазпром", АО "Сахалинморнефтегаз"), обеспечивающие газоснабжение территорий, не связанных с ЕСГ. Реализуемые в настоящее время инвестиционные проекты по добыче нефти и газа на прибрежном шельфе Сахалина также осуществляются без участия ОАО "Газпром" .

В настоящее время в нормативно-правовом смысле в России устоялся термин "независимые" организации, что подразумевает "организации, не входящие в ОАО "Газпром". К ним относятся мелкие и средние газодобывающие и газоперерабатывающие компании, вертикально интегрированные нефтяные компании, газотрейдерские организации. Они могут заниматься бизнесом по всему газовому циклу или по отдельным его направлениям, но с юридической, организационной или управленческой точки зрения не входят в систему "Газпрома". Они вместе с ОАО "Газпром" являются игроками на российском газовом рынке, однако довольно часто меняют свой хозяйственный статус и коммерческие союзы в зависимости от политики "Газпрома" и государства. Среди них особое место занимают вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Для них добыча природного газа пока не является основным видом деятельности, но потенциал их огромен, так как суммарные запасы природного сопутствующего газа российских ВИНК составляет около 7 трлн. куб. м.

Правительство РФ остается крупнейшим акционером ОАО "Газпром", однако оно не располагает контрольным пакетом акций компании (38,4%). До недавнего времени государство играло довольно пассивную роль в управлении компанией, передав ее руководству свой пакет акций в доверительное управление. В мае 2001 года Правительство РФ отказалось продлить контракт с высшим руководством компании, что свидетельствует о его намерении активизировать свою роль в управлении "Газпромом". В последние годы среди миноритарных акционеров появилось значительное число иностранных инвесторов.

Согласно российскому законодательству, они могут владеть акциями ОАО "Газпром" только в форме АДР и их суммарный пакет не должен превышать 20% акционерного капитала "Газпрома". Официально иностранцам принадлежит чуть более 10% его акций, из них половина приходится на немецкий газовый концерн "Рургаз". В действительности некоторые иностранные акционеры сумели "обойти" ограничения, связанные с АДР, действуя через российские аффилированные структуры. По оценкам экспертов, фактическая доля иностранных акционеров в капитале "Газпрома" с учетом "серых" схем владения акциями составляет 15-25%. "Газпром" и Правительство РФ рассматривают предложения о снятии так называемой "круговой изгороди" и разрешении непосредственного владения иностранцами обычными (голосующими) акциями компании с тем, чтобы повысить их стоимость и привлечь дополнительные внешние финансовые ресурсы . Вопросы организации хозяйственных отношений на рынке газа между поставщиками и покупателями газа, а также организациями, оказывающими им соответствующие услуги, в том числе газотранспортными организациями, регламентируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, в соответствии с которыми покупателем или поставщиком газа может быть любое юридическое лицо. Доступ поставщиков газа к магистральным трубопроводам единой системы газоснабжения и газораспределительным сетям регулируется соответствующими положениями, также утвержденными Правительством РФ.

газоснабжение россия экономика