Налоговые льготы вычеты расходы освобождения являются. Кому положен налоговый вычет: виды налоговых льгот. Налоговую декларацию можно охарактеризовать, как

132. Наука налогового права выделяет такой элемент налога, не установленный в НК РФ, как:

Ответ: 2. предмет налогообложения.

Ключ: Вст. 17 НК РФ предмет налогообложения, как элемент налога, не указан (в отличие от объекта и базы). В науке налогового права предмет налога определяется, как явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой. Например, в поимущественных налогах предметом являются некоторые виды имущества (оно обладает стоимостной, физической или иной характеристикой), а объектом - юридический факт владения налогоплательщиком данным имуществом на определенном праве.

133. Предмет налогообложения в науке налогового права обычно определяется, как:

Ответ: 1. явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой.

Ключ: В науке налогового права предмет налогообложения обычно определяется, как явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой. Например, для транспортного налога предмет - автомобиль (обладает, в частности, такой характеристикой, как мощность двигателя); а объект - факт владения налогоплательщиком автомобилем, зарегистрированным в органах ГИБДД.

134. Объект налогообложения по федеральному налогу устанавливается:

Ответ: 1. в федеральных законах.

Ключ: от 21.03.1997 N 5-П иот 30.01.2001 N 2-П ,п. 2 ст. 12 НК РФ).

135. Объект налогообложения по региональному налогу устанавливается:

Ответ: 3. в федеральных законах.

Ключ: Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном законе (постановления КС РФот 21.03.1997 N 5-П иот 30.01.2001 N 2-П ,определение КС РФ от 05.02.1998 N 22-О,п. 4 ст. 12

136. Объект налогообложения по местному налогу устанавливается:

Ответ: 2. в федеральных законах.

Ключ: Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном законе (постановления КС РФот 21.03.1997 N 5-П иот 30.01.2001 N 2-П ,определение КС РФ от 05.02.1998 N 22-О,п. 4 ст. 12 НК РФ). При ином подходе данный элемент определялся бы на региональном (местном) уровне произвольно.

137. Объект налогообложения, в соответствии с нормативным определением, это:

Ответ: 3. реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Ключ: В силуп. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

138. Товар, в соответствии с НК РФ, это:

Ответ: 3. любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Ключ: П. 3 ст. 38 НК РФ: товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

139. В соответствии с НК РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем является:

Ответ: 2. передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.

Ключ: П. 1 ст. 39

140. Нормативное определение работ в целях НК РФ:

Ответ: 3. деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Ключ: П. 4 ст. 38 НК РФ: работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

141. В соответствии с НК РФ реализацией работ организацией или индивидуальным предпринимателем будет являться:

Ответ: 3. передача на возмездной основе результатов выполненных работ другому лицу.

Ключ: П. 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

142. Нормативное определение услуг в целях НК РФ:

Ответ: 1. деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Ключ: П. 5 ст. 38 НК РФ: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

143. В соответствии с НК РФ организация или индивидуальный предприниматель реализует услуги, если имеет место:

Ответ: 1. возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Ключ: П. 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

144. Налоговая база в науке налогового права обычно определяется, как:

Ответ: 2. количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога.

Ключ: В науке налогового права налоговая база обычно определяется, как количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога. Например, для транспортного налога (гл. 28 НК РФ) автомобиль (предмет налога) количественно выражается через масштаб (мощность двигателя) и единицу (единицы лошадиных сил). В принципе, не исключено введение другого масштаба (например - объем двигателя) и соответствующей ему единицы (например - десятки кубических сантиметров). В таком случае ставка налога могла бы выглядеть так: 100 руб. на каждые 10 кубических сантиметров объема двигателя.

145. Налоговая ставка в науке налогового права обычно определяется, как:

Ответ: 3. размер налога (в рублях) на единицу налога.

Ключ: В науке налогового права налоговая ставка обычно определяется, как размер налога (в рублях) на единицу налога. Например, в НДФЛ стандартная налоговая ставка составляет 13% от облагаемого дохода (п. 1 ст. 224 НК РФ). В транспортном налоге на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (ст. 361 НК РФ) максимальная налоговая ставка составляет 25 руб. на одну лошадиную силу мощности двигателя (конкретный размер устанавливается на региональном уровне).

146. Конкретная налоговая ставка по региональному налогу устанавливается:

Ответ: 3. в региональных законах, в пределах, установленных в федеральных законах.

Ключ: Конкретная налоговая ставка по региональному налогу устанавливается в актах регионального органа законодательной власти об этом налоге, в пределах, установленных в федеральных законах (постановление КС РФ от 30.01.2001 N 2-П,п. 3 ст. 12 НК РФ).

147. Региональный законодатель установил ставку транспортного налога в размере, превышающем предел, установленный в НК РФ. В этом случае:

Ответ: 1. применяется предельная ставка, установленная вНК РФ.

Ключ: Исходя изпостановления Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 N 11519/08, если региональный законодатель установил ставку транспортного налога (как, впрочем, и любого иного регионального налога) в размере, превышающем предел, установленный вНК РФ, то применяется предельная ставка, установленная в НК РФ.

148. Депутат Законодательного Собрания Нижегородской области внес законопроект, снижающий ставку НДС на территории области с 18% до 12% для организаций, осуществляющих обработку (переработку) древесины. Данный законопроект:

Ответ: 2. не может быть принят, поскольку прав законодательных органов субъектов РФ по регулированию ставки НДС вНК РФ не предусмотрено.

Ключ: Прав законодательных органов субъектов РФ по регулированию ставки НДС (федеральный налог, полностью зачисляемый в федеральный бюджет) вНК РФ не предусмотрено. Соответственно, такой законопроект не может быть принят.

149. Конкретная налоговая ставка по местному налогу устанавливается:

Ответ: 2. в актах местного органа представительной власти об этом налоге, в пределах, установленных в федеральных законах.

Ключ: Конкретная налоговая ставка по местному налогу устанавливается в актах местного органа представительной власти об этом налоге, в пределах, установленных в федеральных законах (определение КС РФ от 05.02.1998 N 22-О,п. 4 ст. 12 НК РФ). Региональные законы не могут регламентировать местные налоги.

150. В соответствии с нормативным определением под налоговым периодом понимается:

Ответ: 2. календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Ключ: В силуп. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

151. Налоговый период, с точки зрения науки налогового права:

Ответ: 1. может отсутствовать в некоторых налогах.

Ключ: У разовых налогов (в настоящее время не установлены, до 01.01.2006 - налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения), объектом которых являются действия налогоплательщика, по мнению законодателя совершаемые редко (эпизодически), налоговый период не устанавливается. Срок уплаты разового налога может исчисляться либо от момента появления объекта налогообложения, либо от момента истребования налога налоговым органом (следующим за моментом появления объекта налогообложения).

152. У налогов, установленных в РФ, максимальный размер налогового периода установлен как:

Ответ: 1. календарный год.

Ключ: Максимальный размер налогового периода у налогов, установленных в РФ - календарный год (часть II НК РФ - в т.ч. у налога на прибыль организаций, у НДФЛ, у всех поимущественных налогов).

153. Налоговый период всегда устанавливается в налогах:

Ответ: 1. в качестве объектов которых установлен юридический факт - состояние.

Ключ: Налоговый период обязателен только для тех налогов, у которых в качестве объектов налогообложения установлены юридические факты - состояния, поскольку в этом случае размер налога должен зависеть от времени нахождения плательщика в налогооблагаемом состоянии (например - размер транспортного налога зависит от того, сколько месяцев в году налогоплательщик владел автомобилем -п. 3 ст. 362 НК РФ). При исключении налогового периода из норм закона о таком налоге, закон утратит определенность. Для налогов, у которых в качестве объектов налогообложения установлены юридические факты - действия, налоговый период в принципе может отсутствовать, что и имеет место в разовых налогах.

154. В соответствии с НК РФ налоговый период в некоторых налогах может быть разделен:

Ответ: 2. на отчетные периоды.

Ключ: В силуп. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

155. В соответствии с правовой позицией ВАС РФ обязанность по уплате конкретного налога возникает у налогоплательщика:

Ответ: 3. вследствие появления в деятельности налогоплательщика объекта налогообложения по этому налогу и окончания налогового периода (для периодических налогов).

Ключ: В науке налогового права объект налогообложения определяется, как юридический факт (факты), наличие которого установлено в законодательстве о налогах в качестве основания для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В соответствии сп. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода.

156. Должен ли вор с точки зрения НК РФ уплатить НДФЛ с украденных им денег?

Ответ: 1. нет, поскольку прав на данные деньги он не приобретает.

Ключ: Обязанность по уплате налога является результатом только правомерных действий (деятельности) налогоплательщика. Налог должен уплачиваться только из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 8 НК РФ).

157. Срок уплаты налога, с точки зрения науки налогового права, это:

Ответ: 2. определенная (определимая) календарная дата, следующая из акта законодательства о налогах, не позднее которой налогоплательщик обязан уплатить налог.

Ключ: В науке налогового права срок уплаты налога определяется, как определенная (определимая) календарная дата, следующая из акта законодательства о налогах, не позднее которой налогоплательщик обязан уплатить налог.П. 2 ст. 58 НК РФ - подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.

158. Отметьте правильное утверждение.

Ответ: 2. применительно к конкретному налогу может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей.

Ключ: Как следует изп. 3 ст. 58 НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. В частности, такие платежи по НДФЛ уплачивают индивидуальные предприниматели (п. 8 ,9 ст. 227 НК РФ). Некоторые налоги (например - ЕНВД) уплачиваются в полной сумме в срок, установленный по окончании налогового периода (не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода -п. 1 ст. 346.32 НК РФ).

159. Срок уплаты ЕНВД за соответствующий квартал - не позднее 25 числа следующего месяца (п. 1 ст. 346.32 НК РФ). 25.01.2014 - суббота. Соответственно, ЕНВД за IV квартал 2013 года должен быть уплачен не позднее:

Ответ: 2. 27.01.2014.

Ключ: П. 7 ст. 6.1 НК РФ: в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии сзаконодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

160. В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС за истекший налоговый период производится равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал - ст. 163 НК РФ). Как должен налогоплательщик уплатить НДС в сумме 3000 руб. по итогам IV квартала 2012 года (без учета выходных или праздничных дней)?

Ответ: 3. по 1000 руб. не позднее 20.01.2013, 20.02.2013 и 20.03.2013.

Ключ: В данных условиях налогоплательщик, очевидно, должен налогоплательщик уплатить НДС в сумме 3000 руб. по итогам IV квартала 2012 года по 1000 руб. не позднее 20.01.2013, 20.02.2013 и 20.03.2013.

161. Организация реализовала товар сезонного спроса, но не уплатила НДС, поскольку в случае единовременной уплаты налога будет иметь место угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства). В таком случае организация:

Ответ: 1. может требовать от налогового органа принятия решения об изменении срока уплаты НДС.

Ключ: Подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ: отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии такого основания, как угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.Подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ: ФНС России в общем случае является органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты федеральных налогов. НДС является федеральным налогом (ст. 13 НК РФ).

162. В соответствии с НК РФ налог должен исчисляться:

Ответ: 2. налогоплательщиком, налоговым органом, налоговым агентом, в зависимости от вида налога.

Ключ: П. 1 ст. 52 НК РФ: налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.Пункт 2 ст. 52 НК РФ: в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. На уполномоченных представителей (ст. 29 НК РФ) такая обязанность НК РФ не возлагается.

163. Примером налога, который исчисляется налоговым агентом, является:

Ответ: 3. НДФЛ.

Ключ: Из приведенных видов налогов только НДФЛ исчисляется в том числе налоговым агентом (ст. 226 НК РФ). Прочие платежи не предполагают каких-либо облагаемых выплат от одного лица другому лицу, вследствие чего институт налоговых агентов в них неприменим.

164. Примером налога, который исчисляется только налоговым органом, является:

Ответ: 2. налог на имущество физических лиц.

Ключ: Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ) налогом не является, а представляет собой сбор (п. 2 ст. 8 НК РФ,п. 1 ст. 333.16 НК РФ). Из оставшихся платежей только налоговым органом исчисляется налог на имущество физических лиц (п. 2 ст. 52 НК РФ,п. 1 ст. 5

165. Налоговые льготы (вычеты, расходы, освобождения):

Ответ: 2. являются факультативным элементом любого налога.

Ключ: Исходя изп. 2 ст. 17 НК РФ и иных положений законодательства о налогах, налоговые льготы (вычеты, расходы, освобождения) являются факультативным элементом любого налога. Их отсутствие не снижает определенности нормативного акта о конкретном налоге.

166. При отсутствии в федеральном законе о конкретном федеральном налоге налоговых льгот (вычетов, расходов, освобождений):

Ответ: 1. налог, тем не менее, является установленным и должен уплачиваться.

Ключ: Исходя изп. 2 ст. 17 НК РФ и иных положений законодательства о налогах, налоговые льготы (вычеты, расходы, освобождения) являются факультативным элементом любого налога. Их отсутствие не снижает определенности нормативного акта о конкретном налоге, такой налог является установленным и должен уплачиваться. ФНС России полномочий по установлению льгот (вычетов, расходов, освобождений) не имеет.

167. Налоговую декларацию можно охарактеризовать, как:

Ответ: 1. заявление налогоплательщика об исчисленной им и подлежащей уплате за налоговый период сумме конкретного налога.

Ключ: В силуп. 1 ст. 80 НК РФ: налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированнойэлектронной подписи , налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

168. В соответствии с НК РФ бланки налоговых деклараций (расчетов):

Ответ: 1. предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Ключ: На основаниип. 3 ст. 80 НК РФ бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

169. Налоговые декларации должны представляться:

Ответ: 3. всеми налогоплательщиками по тем налогам, по которым прямо установлена такая обязанность.

Ключ: В силуподп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Обычно данная обязанность возлагается законодательством на тех лиц, которые обязаны исчислять соответствующий налог самостоятельно. Например, вообще нет обязанности по представлению налоговой декларации по налогу на имущество физических лиц - данный налог исчисляет только налоговый орган (п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц").

170. Отметьте правильное утверждение:

Ответ: 2. законодатель обычно возлагает обязанность по представлению налоговой декларации на налогоплательщиков, которые исчисляют для себя налог самостоятельно.

Ключ: Из приведенных высказываний верно только то, что законодатель обычно возлагает обязанность по представлению налоговой декларации на налогоплательщиков, которые исчисляют для себя налог самостоятельно. Документ, представляемый плательщиками сборов, называется расчет сбора (п. 1 ст. 80 НК РФ). Физические лица без статуса индивидуального предпринимателя в некоторых случаях обязаны представлять налоговые декларации (например - по НДФЛ при продаже имущества, которым владели менее трех лет -п. 1 ст. 229 ,подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

171. Является ли пеня за неуплату налога, в соответствии с НК РФ, мерой ответственности за налоговые правонарушения?

Ответ: 2. не является.

Ключ: П. 18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9: пеня не является мерой налоговой ответственности (ст. 72 и75 НК РФ).

172. Пеня за неуплату налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ, исчисляется исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Следовательно, при снижении ставки рефинансирования с определенной даты:

Ответ: 1. уже начисленная до этой даты сумма пени не пересчитывается, а с этой даты пеня исчисляется исходя из сниженной ставки рефинансирования.

Ключ: Пеня за неуплату налога мерой ответственности не является (п. 18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9) и исчисляется за конкретный период времени исходя из той ставки рефинансирования, которая была установлена в данном периоде. Следовательно, изменение (в т.ч. снижение)ставки рефинансирования касается только той пени, которая подлежит начислению с даты действия новой ставки рефинансирования.

173. При уплате налога в безналичной форме налог считается уплаченным:

Ответ: 1. с момента предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете.

Ключ: Подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

174. При уплате налога физическим лицом в наличной форме налог считается уплаченным:

Ответ: 3. со дня внесения физическим лицом в банк наличных денежных средств.

Ключ: На основанииподп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

175. Налогоплательщик излишне уплатил НДФЛ за 2011 год в сумме 1000 руб. и не доплатил НДФЛ за 2012 год на сумму 500 руб. В этой ситуации недоимка за 2012 год:

Ответ: 3. прекратится со дня вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченного налога за 2011 год в счет погашения недоимки за 2012 год.

Ключ: Подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Налоговая система является важной частью общей финансовой системы каждого государства. Обязанность уплачивать налоги возлагается на всех экономических субъектов страны: простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Однако некоторые категории населения могут рассчитывать на льготы при уплате налогов — эти льготы могут проявляться как в снижении налогооблагаемой базы, так и в уменьшении размера налога. В данном разделе мы расскажем о том, как получить налоговый вычет за квартиру, обучение, лечение и т. д.

Налоговые льготы

Различные преимущества, которые государство предоставляет некоторым налогоплательщикам при совершении ими определенных видов деятельности называются налоговыми льготами. Их отличительной особенностью является противоположность их последствий:

  • для государства льготы несут отрицательные последствия, так как за счет них уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет;
  • для плательщиков , которые имеют право на льготы, последствия будут положительными, поскольку они будут освобождены от уплаты части или всей величины налога.

Также применение налоговых льгот нарушает один из главных принципов налогообложения — принцип справедливости. В результате их применения одни категории лиц получают более выгодные условия уплаты налогов, чем другие.

Несмотря на ущерб, наносимый льготами бюджету государства, они все равно служат для достижения важных целей:

  • экономических — при помощи налоговых льгот стимулируется развитие всех сфер бизнеса (в том числе малого и среднего, которые являются важным элементом развитой экономики государства);
  • социальных — льготы являются одной из мер поддержки, оказываемой наиболее нуждающимся и незащищенным категориям граждан

Также налоговые льготы выполняют определенные функции:

  1. Стимулирующая — состоит в том, что предоставление льгот упрощает порядок ведения некоторых видов деятельности. В связи с этим стимулируется развитие производственной, предпринимательской, инвестиционной сферы и сферы услуг.
  2. Регулирующая — она включает в себя все полезные эффекты, которые достигаются при введении льгот. При помощи льгот появляется возможность регулировать порядок взимания налогов, а также устанавливать особые правила налогообложения для некоторых лиц.
  3. Компенсационная — при помощи налоговых льгот разным лицам предоставляются равные возможности налогообложения. В тех случаях, когда субъекты не равны (например, по уровню дохода), менее обеспеченный плательщик должен будет внести меньшую сумму налога.

Налоговые льготы делятся на множество видов. Они могут проявляться как в виде полного освобождения от уплаты налога, так и в виде снижения его суммы. Также льготы можно разделить в зависимости от случаев, в которых они применяются: при оплате , лечения, и т.п. Отдельные предоставляются пенсионерам.

Стандартные налоговые вычеты на детей

Преобладающим направлением государственной политики РФ является защита прав и интересов детей. В связи с этим лица, у которых есть дети, имеют право на некоторые социальные гарантии, в том числе и на применение налогового вычета.

Налоговый вычет на ребенка — это право лиц, которые имеют одного или нескольких детей, уменьшить размер своей налогооблагаемой базы на определенную сумму. К лицам, у которых есть такое право, можно отнести:

  • родителей (отец и мать имеют право одновременно получать вычет);
  • опекунов;
  • попечителей.

В том случае, если ребенок рожден вне брака или его родители развелись, получить вычет могут лица, на обеспечении которых находится ребенок. Это может быть как тот родитель, с которым он проживает, так и тот, который платит на ребенка алименты.

Получить вычет можно при соблюдении нескольких условий:

1. Соответствующий возраст ребенка:

  • до 18 лет — в общих случаях;
  • до 24 лет — в том случае, если ребенок является студентом дневной формы обучения.

2. Наличие налогооблагаемой базы — ею выступает доход, который получают родители (то есть заработная плата).

3. Выполнение обязательств по обеспечению ребенка (осуществление расходов на его нужды за счет собственных средств).

4. Размер дохода — не должен превышать 280 000 руб.

В этих случаях при взимании НДФЛ от заработной платы родителя (или обоих родителей) отнимут определенную сумму:

  • 1400 руб. — если ребенок один или двое;
  • 3000 руб. — если детей трое или более (или же ребенок является инвалидом).

Следует отметить, что вычет предоставляется на каждого ребенка отдельно. Порядок определения количества детей не зависит от их возраста.

Имущественный налоговый вычет

При операциях по строительству и приобретению недвижимости все работающие граждане имеют право на применение . К недвижимости, за которую можно получить вычет, относится:

  • квартира;
  • земельный участок;
  • часть квартиры или дома (их доля).

Кроме стоимости недвижимости, вычет может применяться и по отношению к уплаченным процентам (если жилье приобреталось в ипотеку). Также вычет можно применять не только относительно итоговой стоимости готовой недвижимости, но и к затратам на ее строительство.

Что касается величины возможного налогового вычета при покупке квартиры, то существуют его определенные пределы:

  1. Гражданин не сможет получить вычета больше, чем сумма уплаченного им НДФЛ за текущий год.
  2. Если стоимость недвижимости больше 2 млн руб., то получить можно только 13% от этой суммы (то есть 260 тыс. руб.). Это максимально возможная величина вычета для любого вида недвижимости.
  3. По ипотечным процентам можно получить лишь 13% от суммы до 3 млн руб. (то есть максимум 390 тыс. руб.).

Объектом, к которому применяется налоговый вычет, может быть не только недвижимость — его действие распространяется и на сделки, связанные с продажей автомобиля. Для покупателя ТС такой возможности не предоставляется.

Вычет за обучение

К группе социальных налоговых вычетов относится вычет за расходы, понесенные на . Как и в остальных случаях, получить его имеют право только официально работающие лица. Вычет применяется в отношении расходов, понесенных на оплату:

  • детского сада;
  • школы (в том числе музыкальной, автомобильной и языковой);
  • средних профессиональных учебных заведений;
  • вузов;
  • учебных курсов.

При этом не имеет значения, к какой форме собственности относятся эти заведения — частной или государственной. У плательщиков НДФЛ есть возможность вернуть средства, потраченные даже на оплату зарубежных образовательных услуг. Единственное требование — наличие у учебного заведения соответствующей лицензии, которая бы подтверждала его статус.

Также неважно, на какой форме обучения получал образование гражданин — дневной или заочной. Вернуть можно 13% от расходов, потраченных на оплату учебы на любой из них.

Получить вычет можно как за себя, так и за своих ближайших несовершеннолетних родственников (детей, подопечных, братьев или сестер). У лица, получающего вычет, должны иметься подтверждающие расходы документы (чеки и квитанции об оплате).

Вычет за лечение

Еще один социальный вычет — возможность вернуть часть денежных средств, потраченных на лечение. В сумму этих средств входят затраты на оплату лечения и приобретение страхового полиса, а также покупку лекарственных препаратов. Список услуг и медикаментов, за которые можно вернуть часть денег, утверждается законодательно.

Важным требованием также является то, что у медицинского учреждения, где плательщик проходил лечение, должна быть специальная медицинская лицензия. Ее наличие дает право на законное оказание таких услуг гражданам.

Плательщик НДФЛ имеет возможность получить вычет не только за себя, но и за некоторых родственников (супруга, ребенка, мать или отца). Максимально возможной суммой для возврата налогового вычета является 15 600 руб. (то есть 13% от 120 000 руб.). Исключением является оплата некоторых дорогостоящих услуг, при которых сумма возможного вычета увеличивается. Список данных услуг также установлен законодательно.

Предоставление налоговых льгот — это важная мера социальной защиты и поддержки государства. С их помощью граждане и предприниматели получают возможность сэкономить свои денежные средства на уплате налогов. Льготы могут быть представлены как возможность уменьшить сумму налога или же как право быть полностью освобожденным от их уплаты. И хотя для бюджета государства это является убыточной мерой, в рамках социальной защиты налоговые льготы являются важным инструментом.

Планируя крупные покупки семьи, не стоит забывать о том, что можно снизить их стоимость за счет получения разнообразных налоговых льгот и вычетов .

Налоги, которые платят в России граждане, - одни из самых низких в мире . Мы перечисляем 13%-ный налог на доходы в государственную казну, тогда как в других странах в зависимости от уровня доходов ставка по такому налогу может достигать 50%.

Но помимо столь низких налогов , у россиян есть еще ряд способов снизить налоговое бремя . Правда, во многих случаях это снижение не будет столь уж значительным, как, возможно, хотелось бы.

«Снизить налоговое бремя можно, только воспользовавшись льготами, предусмотренными законодательством о соответствующем налоге. При этом необходимо иметь в виду, что для „молодых” налоговых систем, к которым, безусловно, относится российская, характерна относительно высокая налоговая нагрузка на юридических и невысокая на физических лиц. Устанавливая невысокую налоговую нагрузку на физических лиц, законодатель естественным образом лимитирует число налоговых льгот, которыми могут воспользоваться налогоплательщики, - объясняет Евгений Сивушков, директор департамента услуг по налогообложению физических лиц PricewaterhouseCoopers. - В результате возможности для снижения налоговой нагрузки у физических лиц достаточно ограниченны, но это не значит, что ими следует пренебрегать, особенно в условиях экономического кризиса».

Установив одну из самых низких в Европе ставок налога, российский законодатель не предусмотрел больших возможностей для применения налоговых льгот .

«Это и понятно, - отмечает Евгений Сивушков. - Уменьшить налог , который составляет 13%, гораздо менее заманчиво, чем, скажем, налог, взимаемый по ставке 40 или даже 50% (как в других странах)»

Но даже несмотря на это, российским гражданам будет полезно знать права по снижению налогового бремени, которые предоставляет им законодательство, и эффективно ими пользоваться.

Источники снижения налогового бремени

Прежде всего, стоит иметь в виду, что не со всех доходов нужно платить налог .

«Существуют виды доходов, которые не подлежат обложению налогом на доходы либо полностью, либо в пределах установленных лимитов, - поясняет Евгений Сивушков. - К полностью необлагаемым доходам относятся, например, суммы, получаемые в виде грантов, предоставленных для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ организациями, которые упомянуты в перечнях, утверждаемых правительством.

Также освобождаются от налога на доходы суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Однако перечень организаций, которые могут давать необлагаемые гранты, к сожалению, крайне ограничен, а чрезвычайные обстоятельства, к счастью, случаются редко.

На что же может рассчитывать обычный налогоплательщик? В пределах 4000 рублей не облагается стоимость подарков, полученных в календарном году от организаций, а также суммы материальной помощи, оказываемой работодателем. Если такие выплаты по обоим основаниям будут произведены в отношении работника, он заплатит налог на доходы на 1040 рублей меньше».

Впрочем, помимо освобождения от налога на доходы отдельных видов доходов, существует еще два основных способа уменьшения налоговых отчислений в бюджет гражданами. К первому стоит прибегнуть, если у вас есть основания для получения налогового вычета.

Вторым можно воспользоваться в тех случаях, если в семье есть граждане, которых Налоговый кодекс (НК) РФ относит к льготной категории. При этом не воспрещается сочетать эти методы уменьшения количества обязательных платежей, которые нужно платить в государственную казну.

Стандартные налоговые вычеты

Налоговых вычетов - то есть возможностей уменьшить сумму налога - для граждан предусмотрено целых четыре категории: стандартный, социальный, имущественный и профессиональный. Стандартный налоговый вычет может составлять от 400 до 3000 рублей ежемесячно. Но на максимальную сумму могут рассчитывать лишь несколько категорий граждан: в частности, это чернобыльцы, инвалиды, участники Великой Отечественной войны.

Самый маленький стандартный налоговый вычет в 400 рублей в месяц, оказывается, имеет право получать любой человек, выплачивающий в России 13%-ный налог на доходы и не подпадающий под прочие категории, но только до того месяца, пока его суммарный доход с начала года не превысит 40 тыс. рублей.

Получить стандартный налоговый вычет несложно. Для этого нужно принести в бухгалтерию компании, в которой вы работаете, документы, подтверждающие ваше право на вычет, и написать соответствующее заявление.

Социальные налоговые вычеты

«Чтобы вычет предоставили, благотворительный взнос должен быть направлен только в определенные организации и на определенные цели. Если налогоплательщик рассчитывает получить вычет на сумму своего взноса, имеет смысл уточнить, насколько организация соответствует установленным законодательством критериям. Вычет может быть предоставлен в пределах 25% суммы дохода налогоплательщика, - начинает объяснение особенностей получения социальных вычетов Евгений Сивушков. - Вычет на обучение можно получить при направлении средств на свое образование, а также на обучение своих детей, братьев и сестер в возрасте до 24 лет по очной форме обучения. При оплате учебы детей максимальная сумма вычета составляет 50 тыс. рублей на одного ребенка, а экономия налога, соответственно, 6500 рублей. Образовательное учреждение, которому перечисляются средства, должно обладать соответствующей лицензией. Вычет на лечение предоставляется налогоплательщику при оплате своего лечения, лечения супруга(и), детей до 18 лет и родителей в медицинском учреждении РФ».

Что такое налоговый вычет

Налоговый вычет для граждан - это сумма, на которую уменьшается облагаемый подоходным налогом доход.

Например : Виктор получает ежемесячную зарплату в размере 45 тыс. рублей (в пересчете на год - 540 тыс. рублей). Это его доход, с которого он платит 13%-ный налог на доходы государству (70 200 рублей в год).

При этом он оплачивает собственную учебу в университете, на что тратит 50 тыс. рублей в год. В соответствии со ст. 219 НК РФ он имеет право на социальный налоговый вычет в размере «фактически произведенных расходов на обучение». То есть его вычет составляет 50 тыс. рублей в год. Значит, он имеет право уменьшить облагаемую налогом на доходы сумму своего дохода на размер вычета: 540 тыс. рублей минус 50 тыс. рублей в год.

13%-ный налог он будет платить только с 490 тыс. рублей. Таким образом, за время обучения он будет экономить на налогах 6500 рублей ежегодно.

Оплачивая дорогостоящее лечение или учебу, можно экономить существенные суммы.

«Максимальный размер вычета на лечение и обучение (кроме обучения детей, вычет на которое предоставляется дополнительно) составляет 120 тыс. рублей, а экономия на налоге - 15 600 рублей, - дополняет директор департамента услуг по налогообложению физических лиц PricewaterhouseCoopers. - По отдельным видам дорогостоящего лечения, список которых утверждает правительство, вычет неограничен».

Получить социальный вычет немного сложнее, чем стандартный . После окончания налогового периода нужно подать в налоговую инспекцию декларацию. К декларации придется приложить документы, подтверждающие расходы (чеки, рецепты, копии договоров, платежки и т.д.), заявление на получение вычета и номер счета, на который должны быть перечислены деньги. В этом заключается еще одна важная особенность выдачи социального вычета - в большинстве случаев получить его по месту работы невозможно.

Имущественные налоговые вычеты

Единственный раз в жизни, строя или приобретая квартиру, дом или долю в них, а с 2010 года еще и землю для жилищного строительства, можно рассчитывать на получение имущественного налогового вычета , весьма значительного по сумме.

«Самый большой вычет можно получить при приобретении или строительстве жилья. С 2008 года его максимальная сумма составляет 2 млн рублей, не считая процентов по кредитам, полученным на эти цели. Сумма вычета по процентам неограниченна. Таким образом, экономия на налогах (без учета вычета по процентам) может составить 260 тыс. рублей, - продолжает объяснение налоговых тонкостей Евгений Сивушков. - Необходимо отметить, что вычет в связи с приобретением жилья предоставляется налогоплательщику один раз в жизни, поэтому к его получению надо подойти очень продуманно.

Это тот случай, когда еще до совершения сделки следует посоветоваться с налоговым консультантом. Например, если квартира приобретается супругами, которые имеют право на этот вычет, целесообразно оформить сделку только на одного супруга, поскольку при оформлении квартиры в общую долевую собственность размер имущественного вычета распределяется в соответствии с долей налогоплательщика в этой квартире, то есть при доле в 50% вычет составит только 1 млн рублей».

Важно помнить, что имущественный налоговый вычет распространяется не только на непосредственные затраты на покупку жилья, но и на ремонт и материалы для него. Чтобы получить вычет, нужно подать в налоговую инспекцию декларацию, приложить заявление и предоставить бумаги, подтверждающие право собственности, и документы о понесенных тратах.

Причем получить деньги можно как в налоговой инспекции, заполнив декларацию, так и по месту работы, подтвердив предварительно свои права на вычет в инспекции. Неиспользованный за год вычет может переходить на следующий год. Этот процесс может растянуться на несколько лет - до тех пор, пока человек не получит всю причитающуюся ему сумму вычета.

Однако, в законодательстве предусмотрены случаи, когда имущественный вычет при строительстве или покупке жилья получить не удастся. Так, вычет не распространяется на ситуации, когда человек покупал квартиру не за свои деньги, а, например, на средства, которые выделила для него компания.

Если в основу покупки квартиры был положен материнский капитал или бюджетные деньги, выплата вычета также не предусмотрена. Не стоит рассчитывать на имущественный вычет и при совершении сделки купли-продажи между родственниками.

Для продавца имущества также предусмотрены налоговые льготы . Если продаваемое имущество находилось в собственности продавца менее трех лет, налогоплательщик имеет право уменьшить облагаемый налогом доход от его продажи на сумму расходов, связанных с получением этих доходов.

Иными словами, если человек сегодня продает, например, машину за 500 тыс. рублей, а купил ее два года назад за 800 тыс., то налог на доходы в этом случае он платить не должен. Так как 800 тыс. - и есть та самая сумма расходов, связанная с получением доходов от продажи.

Чтобы получить освобождение от налога в этом случае, нужно будет просто предоставить документы, подтверждающие расходы при покупке этой машины.

«Рекомендация, таким образом, сводится к тому, что необходимо отслеживать срок владения имуществом и хранить документы, подтверждающие расходы на его приобретение, - добавляет Евгений Сивушков. - Если такие документы не могут быть представлены, то вычет ограничен суммами 1 млн рублей при продаже жилья и земельных участков и 125 тыс. рублей (с 2010 года 250 тыс. рублей) при продаже иного имущества».

Если же имущество принадлежало продавцу три года и более, то освобождается от налогообложения вся сумма полученного от сделки дохода.

«Для того чтобы не платить налог с доходов от продажи имущества, достаточно документально подтвердить срок владения», - добавляет Евгений Сивушков.

Для получения имущественного вычета нужно подать декларацию о доходах в налоговую инспекцию по месту жительства и написать заявление в произвольной форме, обозначив в нем свои права на льготу по налогу на доходы.

Профессиональные налоговые вычеты

Эта категория налоговых вычетов применима в основном к индивидуальным предпринимателям, а также к физическим лицам, выполняющим работы по договорам гражданско-правового характера. В частности, к ним относятся представители мира искусства - поэты, художники, фотографы, журналисты и т.д. С помощью профессиональных налоговых вычетов они могут уменьшать свои подлежащие налогообложению доходы на сумму расходов, связанных с выполнением соответствующих работ.

Впрочем, для случаев, когда документального подтверждения расходов у творческих личностей нет, в Налоговом кодексе РФ предусмотрены специальные нормы. Так, создатели литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка, могут без предоставления чеков и прочих документов вычесть из своего облагаемого налогом дохода 20% и заплатить налог с оставшейся суммы в 80%.

То есть если автор театральной пьесы не сможет подтвердить свои расходы документально и при этом получит гонорар за работу в размере, например, 50 тыс. рублей, подоходный налог он заплатит только с 40 тыс. рублей. А значит, ему нужно будет заплатить в качестве налога на 1300 рублей меньше.

Для дизайнеров, фотографов, архитекторов норматив затрат по отношению к доходу в случае отсутствия документального подтверждения расходов составляет 30%, а для создателей опер, балетов, симфонических музыкальных произведений и пр. - 40%. Полный перечень специальностей, для которых предусмотрены профессиональные вычеты, перечислен в статье 221 НК РФ.

Приятные детали налогового законодательства

Изучив Налоговый кодекс РФ, можно найти еще несколько способов налоговой оптимизации, каждый из которых подходит для какого-либо конкретного случая в отдельно взятой семье.

К примеру, можно достаточно ощутимо снизить налоговую нагрузку в отношении доходов, получаемых от сдачи квартиры в аренду . Правда, для этого необходимо будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, использующего упрощенную систему налогообложения.

«Если налогоплательщик сдает внаем квартиру, то, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, он имеет возможность платить налог с такого дохода по ставке 6% (вместо обычных 13%)», - поясняет Евгений Сивушков.

Впрочем, какой бы способ налоговой оптимизации вы ни предпочли, важно помнить: чтобы спать спокойно, нужно четко следовать букве закона, в котором и для рядовых граждан предусмотрен ряд способов снижения налогового бремени с бюджета семьи. Что в нынешние времена как никогда актуально.

В подготовленных Минфином основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2020 года ставится задача закрепить в законодательстве (уже в текущем году) концепцию налоговых и неналоговых расходов.

Авторы идеи считают, что «фактически налоговые льготы, освобождения и преференции по налогам, сборам и другим платежам, предусмотренные действующим законодательством, являются недополученными бюджетной системой финансовыми ресурсами, то есть налоговыми и неналоговыми расходами».

Эти рассуждения опираются на мнение Международного валютного фонда (МВФ): поскольку цели государственной политики могут достигаться альтернативным способом через предоставление субсидий или понесение иных расходов, льготы выступают эквивалентом бюджетных расходов.

Цель нововведения, как всегда, самая благая: повышение прозрачности бюджетной и налоговой политики, оптимизация способов достижения социально-экономических задач. Но так ли безобидны правовые последствия этого шага?

То, что экономисты считают «расходами бюджета», с позиции юриста не может получить такой квалификации. Применение льготы не ведет к недоплате налога. Налоговое обязательство формируется по результатам применения всего комплекса правил исчисления платежа, включая положения о льготах. Нет налога до льготы и после льготы. Есть единая сумма, которую налогоплательщик обязан уплатить.

При недоплате налога (недоимке) бюджет так же не лишается части своего имущества. Он не становится богаче, но и не претерпевает ущерб.

Если в бюджетном законодательстве закрепится понятие «налоговых расходов», то (лиха беда - начало), последствия творческой реализации этого подхода на практике будут самыми непредсказуемыми. Так, что взыскание недоимки компаний с их собственников, менеджеров и бухгалтеров под видом ущерба, причинённого бюджету налоговым преступлением, может показаться шалостью.

Основные направления демонстрируют возможный вариант развития событий. Для стимулирования капитальных вложений предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый кредит - право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов на приобретение или модернизацию объектов основных средств. Размер вычета составляет 50% от стоимости объекта.

Эту льготу Минфин рассматривает как 50% со-финансирование инвестиционных расходов государством. Следовательно, чем лучше и эффективнее работает бизнес и больше инвестирует в развитие производства, тем больше «государственное участие» в его успехах.

В этой этатистской концепции всё переворачивается с ног на голову. Забыто, что налогообложение - это отношения по перераспределению произведенного обществом продукта. По версии Минфина, не бизнес, а государство становится первопричиной экономического и социального роста. Не налогоплательщики дают государству средства, а оно им.

Если учитывать, что Минфин понимает налоговые льготы очень широко (как любые отступления от «базовой» (или «нормативной») структуры налоговой системы), то простор для творчества открывается широчайший.

Следует учесть и то, что некоторые льготы вообще не могут рассматриваться как «благодеяние» государства. Это те послабления, которые направлены на фактическое выравнивание экономического положения плательщиков, обеспечение основных конституционных прав (на достойное существование, на жилище и др.)

В таких случаях льготы - это юридико-технический приём установления оптимального уровня налогообложения, а никак не «расходы бюджета».

Закономерным бюрократическим следствием внедрения концепции «налоговых расходов» является расширение объемов налоговой отчетности (ее бОльшая детализация - по словам авторов концепции) в целях лучшей оценки эффективности льгот.

Расширяется перечень государственных органов, контролирующих бизнес. Поскольку льготы - «государственные расходы», то Счетная Палата и аналогичные структуры в регионах получают доступ практически к любому налогоплательщику. Последствия выводов контролеров и неэффективности использования льгот могут быть для налогоплательщиков самыми драматическими.

Зато у Правительства появится возможность сразу улучшить показатели «государственной заботы». Предполагается, что «налоговые расходы, которые фактически являются бюджетным ресурсом, должны быть распределены по государственным программам». Соответственно, объемы государственных вложений в те или иные направления социально-экономического развития сразу возрастут, хотя никто этого не почувствует.

Например, по оценкам Минфина, уже в текущем году на развитие здравоохранения государство «потратит» на 215 млрд рублей больше, на социальную поддержку граждан - на 35 млрд, на транспортную инфраструктуру - на 118 млрд.

Остается посоветовать Минфину следующее. При таком подходе получается, что чем жестче базовые условия налогообложения (например, чем выше ставки налогов), тем больше объем государственных «вложений» при предоставлении льгот. Что если установить налог на прибыль на уровне 90%, но из них 70% объявить «стандартным вычетом»? Для налогоплательщиков ничего не изменится (разве что декларации потолстеют), но как улучшится отчетность о реализованных государственных программах

В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц.

Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества.

Законодательная база

Описание данного налога, а также полагающихся в связи с его уплатой льгот, можно найти в Федеральном законе № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (9.12.1991), который к настоящему времени включает уже ряд поправок и изменений. Также достаточно подробно необходимая собственникам информация содержится в Налоговом Кодексе РФ (статьи 399-409): о плательщиках, объектах налогообложения, налоговых ставках, льготах, порядке определения налога на имущество и его уплаты и т.д.

Налог на имущество рассчитывается физическим лицам в инспекции по месту нахождения находящихся в собственности объектов, после чего владельцу высылается налоговое уведомление, в котором указана сумма и данные расчета налога.

Сейчас собственники получают налоговое уведомление единой формы, в котором отражаются данные по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.

В строке, соответствующей налогу на имущество, можно увидеть данные о годе расчета, облагаемом имуществе и его месте расположения, размере налоговой базы, ставке, доли в праве, льготах и итоговой сумме налога. Сведения об имеющемся у граждан имуществе содержатся в органах Росреестра.

Данный вид налога действует в отношении следующего имущества: квартиры или комнаты, дома, гаража, дачи, а также иных зданий. Налог рассчитывается и на долевую собственность с участием вышеперечисленных объектов.

До 2016 года в налоговой базой для того, чтобы рассчитать физлицам налог на их имущество, служила инвентаризационная стоимость облагаемых объектов по состоянию на начало (1 января) каждого года. Узнать инвентаризационную стоимость имущества за период до 1 января 2013 года можно в отделениях БТИ (выдается соответствующая справка). Узнать задолженность по оплате налога поможет информация, представленная на сайте ФНС России.

В некоторых случаях происходит перерасчет налога на имущество граждан за предыдущие годы в сторону увеличения суммы. Связано это с увеличением инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и несвоевременной подачей необходимых сведений из БТИ. Следует учесть, что перерасчет разрешается не более, чем за три года.

Если необходимо рассчитать налог в отношении долевой собственности , то берется каждая соразмерная его доля у определенного гражданина (определяется путем произведения инвентаризационной стоимости объекта на соответствующую долю). Налог по общей совместной собственности делится на всех собственников одинаковыми частями.

Нередки ситуации, когда граждане не были извещены о необходимости уплаты налога государственными органами вовремя с помощью соответствующих уведомлений. Тогда они обязаны произвести уплату не более чем за три года, предшествующих получению уведомления из налоговой. За излишне уплаченный налог собственникам может быть осуществлен возврат средств в установленном порядке.

Налоговые ставки

Налоговые ставки относительно имущества физлиц утверждаются органами местного самоуправления, и региональными законами, если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге.

В то же время ставки не могут быть выше тех пределов, которые установлены на федеральном уровне. Интернет-сайт ФНС позволит ознакомиться с местными налоговыми ставками более подробно при обращении к соответствующему разделу.

На определение ставки налога рассматриваемого вида влияют такие факторы, как инвентаризационная стоимость и само количество принадлежащих одному собственнику объектов. В последнем случае при расчете исходят из суммарной стоимости имущества.

Чтобы определить применяемую к конкретному имущественному объекту или объектам налоговую ставку, необходимо узнать их суммарную инвентаризационную стоимость , которая также будет умножена на коэффициент-дефлятор, который равен 1,425 .

На 2019 год к исчислению налога на имущество был применен понижающий коэффициент 0,4 за исключением объектов недвижимости, относящихся к сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Начиная с 2015 года в некоторых субъектах РФ данный налог граждан рассчитывается по кадастровой стоимости объектов. Постепенно до 2019 года планируется рассчитывать налоговую базу исходя из кадастровой стоимости уже во всех без исключения регионах. Узнать данную величину можно в органах и на сайте Росреестра. Также допустимо оспорить размер стоимости имущества, если собственник с ним не согласен.

Если налог рассчитывается по кадастровой стоимости, то предусматриваются следующие налоговые вычеты в отношении различных жилых объектов: комнаты – на 10 кв.м.; квартиры – на 20 кв.м.; дома – на 50 кв. м.

Кроме того, органы власти таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе увеличить размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы она принимается равной нулю для удобства начисления сумм, которые необходимо будет выплатить гражданам для соблюдения налогового законодательства.

Налог на имущество по кадастровой стоимости предполагает трехуровневую ставку:

  • 0,1% – касаемо жилых домов и иных помещений для проживания, гаражей, машино-мест, а также объектов, которые еще не достроены;
  • 0,5% – для всех других объектов;
  • 2% – для элитной дорогой недвижимости, кадастровая цена которой составляет более 300 млн рублей, а также торговых центров.

При этом региональные власти могут снизить ставку до 0 или повысить ее до 0,3%.

Во избежание резкого скачка налогового бремени в регионах до 2019 года будет применено правило, согласно которому налог будет расти ежегодно не больше, чем на 20%, после чего такой коэффициент будет отменен.

Налоговые сроки и периоды

Налог на имущество подлежит начислению гражданам каждый год и основанием для определенных значений служат данные о стоимости недвижимости с учетом коэффициента, который назван дефлятором для учета инфляционных тенденций в экономике. Уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря года, который последует за годом исчисления налога.

За несвоевременную уплату могут быть начислены пени на сумму недоимки. За неуплату налога гражданин может быть оштрафован, подвергнуться конфискации имущества, а также в некоторых случаях – привлечен к уголовной ответственности.

Период , за который платится налог на имущество, определяется со времени его приобретения:

  1. Если объект находился в собственности целый год, то этот же период и берется за основу.
  2. В случае владения имуществом менее года, налог платится с месяца регистрации права собственности.
  3. При получении наследства – с месяца его открытия.
  4. Если объект недвижимости был недавно возведен, то налог необходимо начинать платить с начала года, который отсчитывают за годом постройки.
  5. В случае продажи, разрушения или уничтожения имущества взимание налога прекращается с начала месяца, в котором имущество уже владельцу не принадлежит или перестало существовать.

Кому положены налоговые льготы и в каком размере

Налоговые льготы на данный налог подлежат подробному регулированию с помощью статьи 407 НК РФ.

Освобождение от уплаты налога полагается следующим категориям граждан :

Объектами льготного налогообложения могут выступать:

  • квартира или комната в квартире;
  • специальные помещения или сооружения, использующиеся для творческих видов деятельности;
  • хозяйственное строение или сооружение, площадью менее 50 кв. м на земельных участках для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС;
  • гаражное помещение или машино-место.

Льготы предоставляются на всю сумму налога, которым облагается объект, находящийся в собственности. Также он не должен использоваться владельцем в предпринимательской деятельности.

Чтобы реализовать свое право на налоговую льготу в отношении личного имущества, следует предоставить в любой налоговый орган следующие документы : соответствующее заявление, паспорт, пенсионное удостоверение, правоустанавливающие документы на имущество, технический или кадастровый паспорт объекта.

Однако, если заявление на получение льготы было оформлено гражданином до 31 декабря 2014 года, подавать документы повторно не нужно. Если гражданин не смог вовремя воспользоваться своим правом на льготы, то он вправе обратиться в налоговую с просьбой о пересчете размера налога и возврате излишне уплаченных денежных средств (не более чем за три года).

Если у гражданина, которому положены налоговые льготы, имеются несколько объектов налогообложения , то льготы предоставляются в отношении объекта одного вида на выбор. До 1 ноября года, который будет являться налоговым периодом применения льготы, льготники предоставляют уведомление о выбранных объектах налогообложения для назначения льготы по налогу на имущество физлиц. Если соответствующее уведомление не будет предоставлено в срок, налоговая льгота будет назначена в отношении одного объекта каждого вида, по которому сумма налога будет максимальной.

В Налоговом кодексе предусмотрен ряд льгот для пенсионеров . Данная категория граждан может получить льготы (освобождение от уплаты налога) касательно следующих объектов налогообложения:

Право на льготу дается пенсионерам в отношении одного из объектов по каждой категории, к примеру, если в собственности гражданина наличествуют квартира, дача и гараж, то он полностью освобождается от уплаты налога на имущество физ. лиц. Если же гражданин имеет два дома, то в отношении одного из них на выбор ему придется уплатить налог.

Однако существуют случаи, когда пенсионеры обязаны платить налоги государству:

  1. Если стоимость объекта недвижимости превысит 300 млн. рублей;
  2. Имущество, по которому могла бы быть налоговая льгота, используется в предпринимательской деятельности.

В отношении земельных участков льготы по уплате налога для пенсионеров устанавливаются властями каждого отдельно взятого региона, для получения подробной информации необходимо обратиться в территориальное отделение ФНС.

Местные власти также вправе определять дополнительные категории граждан-льготников, к примеру, .

Актуальные изменения в начислении налога на имущество представлены в следующем видеосюжете: