Организация бухгалтерского учета в медицинской организации. Бухгалтерский учет в медицинских учреждениях. Ремонт и списание основного средства

Документом, формирующим единообразную учетную политику для всех бюджетных учреждений, является Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (далее - Инструкция), утвержденная приказом Минфина России от 30.12.99 г. № 107н, (зарегистрирован в Минюсте России 28 января 2000 г. № 2064) .

Учетная политика медицинского учреждения обеспечивает:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйствен-ной деятельности;

своевременное отражение в бухгалтерском учете и отчетности фак-тов хозяйственной деятельности;

приоритетное признание и отражение в учете расходов и обязательств перед возможными доходами и активами, не допуская создания скры-тых резервов;

отражение экономического содержания фактов и условий хозяйство-вания;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче-там синтетического учета;

рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хо-зяйственной деятельности и величины организации.

Порядок ведения бухгалтерского учета в учрежде-ниях, установленный Инструкцией № 107н, предусматривает:

план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;

мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;

способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджет-ных источников;

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

Методы оценки активов и обязательств;

Корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;

Другие вопросы организации бухгалтерского учета.

Организационные аспекты ведения бухгалтерского учета медицинского учреж-дения содержат следующие основные разделы:

1. Сведения о том, кто отвечает за организацию учета;

2. Бухгалтерская служба, ее организация и руководство;

3. Выбор способа (формы) ведения и организации бухгалтерского учета;

4. Формирование правил документооборота и установление графика документооборота;

5. Бухгалтерская отчетность учреждения здравоохранения;

6. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

7. Типовую корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям.

Рассмотрим наиболее важные аспекты учетной политики учреждения здравоохранения.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее главным врачом. Тем самым подчеркивается в большей степени исполни-тельная роль главного бухгалтера. В документах определено, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организа-ции и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Учитывая значение главного бухгалтера и его роль в принятии правиль-ных и обоснованных решений по управлению учреждением здравоохране-ния, установлено, что он обеспечивает соответствие осуществляемых хо-зяйственных операций в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также контроль за движением имущества и выполнением обязательств уч-реждения.

Для деятельности учреждения очень важно осуществление надлежащего контроля. Так, в случаях поступления документов по хозяйственным операци-ям, противоречащим законодательству либо нарушающим договорную или финансовую дисциплину, главный бухгалтер принимает их к исполнению только с письменного распоряжения главного врача (руководителя), кото-рый несет всю полноту ответственности за последствия осуществления про-тивозаконных операций. Для этого о таких документах главный бухгалтер письменно сообщает главному врачу и только после получения от руководи-теля письменного распоряжения о принятии указанного документа к учету исполняет его. Единоличная ответственность главного врача особо ощутима при наложении санкций контрольными органами. В дальнейшем руково-дитель может наказать конкретного виновного должностного лица или слу-жащего в соответствии с трудовым законодательством, а в случаях осуще-ствления бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерией - на условиях, предусмотренных в договоре.

В соответствии с Инструкцией № 107н служебные обязанности в бух-галтерии распределены по функциональному признаку, т. е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтерии созданы следующие группы: финансовая, материальная, расчетов. На эти группы возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету опера-ций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящих-ся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предус-мотренных распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а так-же учреждения, обя-заны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтер-ского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряже-ний, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расхо-дов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и пред-ставления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения.

Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работни-ков бухгалтерии.

В соответствии с Инструкцией № 107н медицинское учреждение осуществляет бухгалтерский учет исполнения сметы расходов по мемориально-ордерной форме. Основой данного способа яв-ляются мемориальные ордера, регистры аналитического учета: Книга "Жур-нал-главная".

Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систе-матизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельными мемориальными ордерами - накопитель-ными ведомостями по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, которым присваиваются сле-дующие постоянные номера:

Мемориальный номер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) - ф. 381;

Мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюд-жетных средств на субсчетах 090, 091,097, 100, 101, 102)-ф. 381;

Мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных из внебюджетных источников, на субсчетах 110,111, 114, 115, 118)-ф.381;

Мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) - ф. 323;

Мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработ-ной плате и стипендиям) - ф. 405;

Мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) - ф. 408;

Мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) - ф, 386;

Мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств) - ф. 438;

Мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) - ф. 438;

Мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по при-ходу продуктов питания) - ф. 398:

Мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по рас-ходу продуктов питания) - ф. 411;

мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) - ф. 396;

мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам)) - ф. 409.

По остальным операциям и по операциям "сторно" в уч-реждении составляются отдельные ордера ф. 274 и нумеруются, начиная с номера 16 за каждый месяц.

По мере составления мемориальных ордеров производятся записи в ф. 308 Книга "Журнал-главная". Учет в книге ведется по субсчетам.

Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (матери-альные ценности, средства в расчетах и др.), субсчету присваивается от-личительный признак в виде номера:

По бюджетным средствам - 1;

По средствам, полученным за счет внебюджетных источников:

По предпринимательской деятельности - 2;

По целевым средствам и безвозмездным поступлениям - 3.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами. На их основе ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 14 Инструкции №107н):

Наименование документа (формы);

Код формы;

Дату составления;

Наименование организации, от имени которой составлен документ;

Измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хо-зяйственной операции и правильность ее оформления;

Личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах типовых (унифицированных) форм первичной учетной документации.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (документоо-борот) предусматривает следующие этапы:

Создание внутреннего или получение внешнего документа;

Принятие документа к учету;

Обработка документа;

Передача документа в архив.

График документооборота оформлен в виде табли-цы с перечнем работ по созданию, проверке и обработке доку-ментов а каждом подразделении, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за досто-верность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и под-писавшие их. Соблюдение графика документооборота контролирует глав-ный бухгалтер.

В учетной политике стоматологической поликлиники отражается и порядок хранения документов бухгалтерского учета, т. к. это - составная часть орга-низации документооборота. Сроки хранения типовых документов органов и учреждений здравоохранения установлены правилами организации государ-ственного архивного дела. В статье 17 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" говорится, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгал-терского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

Также существует утвержденный порядок текущего хранения документов. Бланки строгой отчетности должны храниться в специальных по-мещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает прика-зом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.

Отчетность организации (учреждения) представляет собой систему по-казателей, характеризующих условия и результаты ее работы за определен-ный период. Составление отчетности - завершающий этап учетного процес-са. Отчетность составляется по данным бухгалтерского, статистического оперативного учета. Это позволяет включить в содержание отчетности не только стоимостные, но и натуральные показатели для оценки и обобщения как количественных, так и качественных характеристик.

В бухгалтерской отчетности отражаются нарастающим итогом имуще-ственное и финансовое положение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (отчетный год).

Реальность и достоверность содержащейся в отчетности информации об имуществе, обязательствах организации, финансовом положении и результатах деятельности в отчетном периоде зависят от своевременности и полноты проведения годовой инвентаризации.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского баланса и от-чета учреждение обязано проводить инвентаризацию имущества и обяза-тельств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризаций определяется руководителем уч-реждения, за исключением случаев, когда проведение их обязательно (п. 26 Инструкции № 107н):

При передаче имущества в аренду выкупе, преобразовании государ-ственного или муниципального унитарного предприятия;

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентари-зация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечного фонда - один раз в пять лет);

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных обстоятельствах;

При реорганизации или ликвидации организации;

В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Перед началом инвентаризации готовятся бланки инвентаризационных описей, сличительные ведомости, проверяется наличие и состоя-ние инвентарных книг.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на фи-нансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение дохо-дов у некоммерческой организации либо на увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) у бюджетной организации по бюджетной деятельности; на увеличение до-ходов отчетного периода (субсчет 400) - по предпринимательской деятельности;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки или расходы, сверх норм - за счет виновных лиц; если виновные лица не установлены, то убытки относятся на уменьшение финансирова-ния учреждения.

Недостача в пределах норм естественной убыли в бюджетном учреждении относится по балансовой стоимости по дебету субсчетов 140, 141, 220, 241, 270 и кредиту субсчетов счетов 04, 05, 06, 08.

Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся в учреждении на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 и кредиту субсчетов: 040, 041, 043, 044, 050,060-067,069 (по материальным запасам), 120 (по денежным средствам), 173 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным пред-метам, приобретенным за счет бюджетных средств), 401 (по основным сред-ствам, нематериальным активам, малоценным предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности).

В случае не установления виновных лиц или отказа судом во взыскании убытков с виновных лиц в бюджетном учреждении производятся записи по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401.

В учреждении результаты инвентаризации оформля-ются:

Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) ф. 401 -по объектам основных средств, предметам малоценного инвентаря, материальным запасам, готовой продукции;

Актом инвентаризации наличных денежных средств ф. 0309014 - по наличным денежным средствам;

Инвентаризационной описью ценных бумаг и бланков документов;

Строгой отчетности ф. 0309015 - по ценным бумагам и бланкам стро-гой отчетности;

Актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ф. 0309016 - по расчетам;

Актом о результатах инвентаризации ф. 835 с прилагаемой ведомос-тью расхождений ф. 836.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указы-ваются в соответствии с их оценкой в бухучете. Среди документов, пред-ставляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть документы следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лип либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Инвентарная комиссия создается в учреждении и не меняется в течение отчетного года. В состав комиссии в поликлинике включены главный бухгалтер, юрист, материально ответственные лица (главная медицинская сестра, фармацевт и т. п.) - всего не менее трех человек. Coстав комиссии, сроки ее работы утверждаются руководителем. В исключительных случаях возможна замена членов комиссии на основании приказа) руководителя. Комиссия может быть постоянно действующей. По итогам инвентаризации комиссия составляет итоговый документ - акт, в котором фиксируются:

Состояние учета;

Факты недостач, излишков, порчи, утраты;

Предложения по устранению выявленных недостатков.

Акт, подписанный членами комиссии, рассматривается и утверждается руководителем и хранится в учетном деле в бухгалтерской службе.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетно-сти того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

В поликлинике имеется график проведения плановых инвентаризаций. По горюче-смазочным материалам - ежеквартально, по наличным денежным средствам - ежемесячно. Ежегодно в сроки с 1 октября по 31 декабря по товарно-материальным ценностям и средствам в расчетах.

Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источни-ков, ведется по Плану счетов, предусмотренному Инструкцией № 107н. При этом составляется единый баланс по указанным средствам и отдельный баланс по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

В существующем законе о бухгалтерском учете в нашей стране существует такое понятие как учетная политика. Требования к проводимой учетной политике в медицинских учреждениях остаются прежними без каких-либо исключений. Можно выделить следующие основные правила учетной политики бухгалетерии медицинского учреждения:

1. Как и в любой юридической организации, в медицинском учреждении за бухгалтерский учет отвечает руководитель. Именно руководитель ответственен за соблюдение законодательства, издание приказов и распоряжений о бухгалтерском учете в медицинских организациях.

2. Изданный руководителем приказ о бухгалтерском учете должен обеспечивать последовательное проведение учетной политики в медицинских учреждениях. При этом разрешается изменять, дополнять приказ об учетной политике медицинской организации только в случае изменения законодательства страны, принятых нормативных актов о бухгалтерском учете. Как правило, при заказе бухгалтерских услуг у сторонних организаций руководитель не обязан отслеживать все данные изменения. Руководителю разрешается изменять политику бухгалтерского учета при внедрении новых методов ведения бухгалтерского учета и радикальном изменении профиля и условий работы медицинской организации.

3. Руководитель медицинского учреждения обязан в своих приказах и распоряжениях указывать о том, что все нововведения в бухгалтерском учете должны быть внедрены только с начала нового финансового года организации. Все нововведения должны быть отражены в дополнительной пояснительной записке финансово-отчетной документации.

В приказах и распоряжениях медицинского учреждения о бухгалтерском учете отражается информация о тех принятых в организации нормах, которые могут быть выбраны в рамках существующего в нашей стране законодательства.

На сегодняшний день руководителю медицинской организации предлагаются следующие формы ведения бухгалтерского и налогового учета. Первый метод, это создание подразделения организации с установлением руководителя подразделения - главного бухгалтера. В медицине бухгалтерский учет может проводиться и единственным должностным лицом - бухгалтера. Вторым методом является бухгалтерский аутсорсинг. Под бухгалтерским аутсорсингом понимается передача непрофильной деятельности для данной организации третьей организации, для которой данная деятельность является профильной, то есть бухгалтериские услуги оказываются третьей организацией. Третьим методом ведения бухгалтерии в медицине является самостоятельная работа в данной сфере руководителя организации.

Следует отметить, что последний тип ведения бухгалтерии в медицине применим только в коммерческих организациях. Бюджетные медицинские организации не могут вести бухгалтерию в лице руководителя учреждения или методом бухгалтерского аутсорсинга или заказа бухгалтерских услуг. Следует отметить, что последнее обстоятельство изжило себя со всех точек зрения. Опыт показывает, что передача непрофильной деятельности организации третьему лицу позволяет значительно повысить качество осуществления данной деятельности. Тем не менее, в бюджетных медицинских учреждениях метод ведения бухгалтерии определяется вышестоящей бюджетной организацией. Для муниципальных больниц - это городское управление здравоохранения, для региональных медицинских учреждений - региональными управляющими органами (министерствами здравоохранения республик, отделениями управления здравоохранением областей и краев).

Любой учетная политика медицинского учреждения должен иметь составленный план счетов бюджетного учета. В плане отмечается перечень счетов применяемых в данной медицинской организации. Как правило, составление плана счетов в медицине не сильно отличается от плана счетов в других организациях и оформляется в виде приложения к составленной учетной политике организации.

В бухгалтерской политике медицинской организации определяются порядки и сроки создания инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия создается и сроки его существования определяются руководителем организации. При необходимости проведения срочной инвентаризации для ведения дальнейшего бухгалтерского учета возможно досрочное создание инвентаризационной комиссии. Руководитель учреждения определяет перечень работников, которые имеют право подписи на документах бухгалтерии. В бюджетных учреждениях данный перечень согласовывается с главным бухгалтером медицинской организации.

Вернуться в оглавление раздела " "

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на . В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице.
Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост?
Как оформляется выбытие медикаментов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
- Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н);
- Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
- Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - N 174н).
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Отметим, что следует различать бухгалтерский и "специальный" учет медикаментов.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их "специального" учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства - 5-дневной, наркотические лекарственные средства - 3-дневной, все остальные - 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
- потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
- имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке Инструкции N 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ ( Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по "специальному" учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица - старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, "медикаменты на посту". Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) - отражены выданные на пост медикаменты;
2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) - отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.