Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики. Региональная налоговая политика как направление налоговой политики российской федерации Налоговая база территории

УДК 336.051

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

О.А. Лях, А.М. Гринкевич

Томский государственный университет E-mail: [email protected]

В целях реализации активного инвестиционного развития регионов, формирования у них реальной заинтересованности в наращивании налогового потенциала, требуется скорректировать существующую в Российской Федерации региональную налоговую политику. В статье представлены организационные вопросы формирования региональной налоговой политики; доказывается невозможность реализации субфедеральными органами власти современной региональной налоговой политики; предлагаются подходы к её совершенствованию.

Ключевые слова:

Региональная налоговая политика, налоговая компетенция, налоговые доходы регионов.

Налоговая политика призвана быть важнейшим составным звеном экономической политики государства, обеспечивающим формирование федерального, региональных и местных бюджетов, содействующим развитию производства, предпринимательства, стимулирующим инвестиционную деятельность.

Долгое время основной упор при разработке налоговой политики, на всех уровнях власти делался не на регулирующую (экономическую) функцию налогов, а на фискальную - максимально возможный в краткосрочной перспективе рост налоговых поступлений в бюджет. В результате современная российская налоговая система характеризуется яркой фискальной ориентацией и требует совершенствования, так как не обеспечивает необходимого наполнения доходов бюджетов всех уровней.

Региональная налоговая политика, по мнению авторов, - это деятельность региональных органов государственной власти по управлению различными элементами региональных налогов (ставки, льготы, период) участниками налоговых правоотношений, региональным налоговым законодательством.

Можно выделить две стадии для региональной налоговой политики: 1) формирование; 2) реализация.

На стадии формирования региональной налоговой политики происходит:

Определение целей и задач региональной налоговой политики в рамках общей экономической стратегии страны в целом и отдельного региона;

Разрабатывается региональное налоговое законодательство;

Рассматривается налоговая составляющая бюджетного процесса региона;

В результате формирования региональной налоговой политики определяется налоговая система соответствующего региона и механизмы управления ею.

На стадии реализации региональной налоговой политики происходит:

Обеспечение поступления налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы;

Апробирование и совершенствование регионального налогового законодательства;

Развитие кадровой составляющей региональной налоговой политики;

В конечном итоге обосновывается необходимость внесения изменений в действующую региональную налоговую политику, или разработки новой региональной налоговой политики.

В ходе реализации региональной налоговой политики корректируется налоговая система региона; совершенствуются механизмы управления.

Необходимо отметить, что формирование и реализация региональной налоговой политики тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии государства.

Алгоритм деятельности, связанной с организацией региональной налоговой политики, можно представить в виде следующих блоков.

1. Анализ текущего состояния налогового потенциала региона и возможных перспектив его развития.

2. Составление планов, т. е. принятие решений о будущих социально-экономических целях региона и способах их достижения, в том числе налоговыми методами.

3. Осуществление плановых решений. Результатом этой деятельности являются реальные экономические показатели: повышение благосостояния, инвестиционной активности, собираемости налогов и т. д.

4. Сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий региона в нужном направлении.

5. Контроль, являющийся последним блоком региональной налоговой политики, и, позволяющий оценить эффективность планового процесса в регионе.

Экономика

Важными элементами в процессе региональной налоговой политики являются:

Финансово-кредитное обеспечение региональной налоговой политики;

Материально-техническое обеспечение региональной налоговой политики;

Организационно-правовое и нормативное обеспечение региональной налоговой политики (законы, постановления, методические рекомендации и т. п.);

Кадровое обеспечение региональной налоговой политики;

Информационное обеспечение региональной налоговой политики.

Одной из сложнейших задач проводимой налоговой политики, считается реализация мер по созданию адекватной налоговой системы, обеспечивающей эффективное регулирование экономических процессов, связанных с формированием, распределением и использованием доходов.

Однако сложившееся в Российской Федерации распределение финансово-налоговой компетенции позволяет говорить о невозможности реализации субфедеральными органами власти современной региональной налоговой политики.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим налоговую компетенцию всех участников налоговых отношений, а также официальные подходы и принципы к построению налоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс. Что касается налоговой компетенции органов власти разного уровня, то она в настоящее время заключается в следующем (ст. 5, 12 Налогового Кодекса):

Налоговый кодекс (т. е. федеральный уровень) устанавливает исчерпывающий перечень налогов: федеральных, региональных и местных;

Региональные и местные органы власти имеют право вводить или не вводить установленные Налоговым кодексом соответственно региональные и местные налоги (должны быть приняты соответствующие законы или нормативно-правовые акты);

Налоговый кодекс устанавливает основные элементы налоговых обязательств по региональным и местным налогам;

Региональные и местные органы власти имеют право устанавливать свои ставки (в пределах разрешенных), порядок и сроки уплаты налогов и могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Структура налоговой системы определена ст. 13

НК. Получается, что наиболее ценные с доходной точки зрения налоги закреплены за федеральным уровнем. Поэтому большинство федеральных на-

логов выполняют функции бюджетно-налогового регулирования, и реальные возможности для реализации субфедеральными органами власти региональной налоговой политики - крайне малы.

Так, в настоящее время уровень доходов региональных бюджетов находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства, направленного на централизацию финансовых ресурсов на федеральном уровне (см. табл. 1*).

Таблица 1. Соотношение доходов различных бюджетов Российской Федерации в период с 2001 по 2006 гг., %

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Федеральный бюджет 49 59 62 46 52 49

Бюджеты субъектов 30 28 28 37 39 42

Местные бюджеты 21 13 10 17 9 9

При этом особенностью доходной части субфедеральных бюджетов является высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов, табл. 2.

Таблица 2. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов по Сибирскому федеральному округу, %

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Всего доходов, в т.ч. 100 100 100 100 100 100

Региональные налоги и сборы 13,6 12,7 10,5 7,5 6,2 6,7

Налоги, поступающие по нормативам (регулирующие) 58,4 56,9 62,9 71,3 67,2 67,8

Безвозмездные поступления 28,0 30,4 26,6 21,2 26,6 25,5

Наблюдается также непоследовательность и «хаотичность» в формировании доходов регионов, что приводит к сохранению региональной асимметрии и является основанием для изменения состава закреплённых федеральных налогов в пользу региональных и местных бюджетов, рис. 1-4. 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 1. Распределение федеральных налогов между уровнями бюджетной системыI по округам РФ за 2005 г.

* Таблица 1, 2, рис. 1-4 составлены на основе информации, представленной на официальных сайтах Росстата, Минэкономразвития России, Федерального казначейства и ФНС России.

100% 90% 80°% 70°% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

-♦-федеральные налоги и сборы -□■■региональные налоги и сборы.-А- местные налоги и сборы

ритории, их реальную заинтересованность в увеличении доходной базы, реализации инвестиционного развития.

2. Распределение федеральных налогов между уровнями бюджетной системы по субъектам Сибирского федерального округа за 2006 г.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ местный бюджет

□ региональный бюджет ■ федеральный бюджет

Рис. 3. Распределение всех налоговых доходов по уровням бюджетной системы РФ по субъектам Сибирского федерального округа за 2006 г.

Такая организация финансовых потоков и имеющиеся объёмы налоговых правомочий у регионов провоцируют низкую заинтересованность у субъектов Федерации к наращиванию налогового потенциала, невозможности предоставления налоговых льгот и преимуществ, появлению иждивенческих настроений, финансово-политической зависимости от «центра».

Таким образом, на сегодняшний день стоит задача организационно-законодательного формирования региональной налоговой политики, адекватной стратегическим целям развития страны, обеспечивающей надёжное финансовое существование тер-

Рис. 4. Распределение налоговых доходов, собираемых на территории Томской области, по уровням бюджетов за 1999-2007 гг. (по данным областного финансового управления)

В целях формирования в России современной региональной налоговой политики предлагается:

Расширить состав налогов, закреплённых за регионами и муниципальными образованиями, что автоматически приведёт к увеличению налоговой компетенции;

Увеличить объём налоговой компетенции по специальным налоговым режимам;

Укреплять финансовые основы деятельности регионов и муниципальных образований, чтобы появлялась реальная заинтересованность в наращивании и укреплении налогового потенциала, формирования современной региональной налоговой политики.

При этом следует учитывать специфику конкретных условий деятельности регионов, их географического положения, отраслевой специфики, налогового потенциала, использовать методы сценарного планирования и прогнозирования при выработке концепции налоговой политики, производить увязку государственных и региональных стратегических целей развития и использования адекватного налогового механизма для их достижения.

В системе государственного регулирования экономики налоговую политику следует рассматривать в качестве значимого фактора формирования экономических отношений. Составным элементом налоговой политики государства является региональная налоговая политика - система экономических, финансовых и правовых мер, осуществляемых представителями региональной и муниципальной власти, нацеленных на стимулирование накопления и рациональное использование ресурсов, гармонизацию интересов экономики и общества.

В условиях федеративного государства каждый субъект РФ заинтересован в полноценном развитии своего хозяйственного комплекса, обеспечении своей финансовой самодостаточности, укреплении доходной базы бюджета, наращивании экономического и финансового потенциала. Регионы могут различаться по структуре взимаемых налогов, отношению их жителей к государственным программам и т.д. Тем не менее каждый регион стремится найти свою позицию в налоговой политике, построить свой собственный комплекс стратегий и инструментов реализации данной политики, объективно оценить собственные налоговые ресурсы. Субъектами региональной налоговой политики являются субфедеральные и местные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах своих полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Чем больше полномочий возложено на федеральную власть, тем сложнее уравновесить диспропорции в уровне развития отдельных регионов. В то же время нельзя полностью отказаться от централизации налоговых поступлений, так как существует большое количество общественных благ, финансирование которых целесообразнее передать федеральной власти. Региональная налоговая политика обладает особым статусом, функционально дополняя право на регулирующую роль общегосударственной федеральной политики мобилизацией налоговых поступлений, обеспечением собираемости налогов и расширением налоговой базы территории. Для устойчивого развития экономики необходимо постоянное совершенствование налоговой политики и системное решение ее основных задач.

Налоговая база территории

Понятие и структура

Субъектами налоговых отношений выступают государство и экономические агенты (налогоплательщики). Объект этих отношений - налоговая база территории, под которой понимается совокупность налогоплательщиков и объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения. Налоговая база закрепляется за органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их налоговыми полномочиями. Она необходима им для выполнения своих функций и удовлетворения общественных потребностей и является источником пополнения бюджетов территорий.

Налоговые отношения предполагают наличие ответственности представителей власти перед своими налогоплательщиками за качество предоставляемых общественных благ на подведомственной им территории. Именно поэтому в рыночных условиях хозяйствования налоговые методы мобилизации государственных и муниципальных финансовых ресурсов имеют первостепенное значение по сравнению с неналоговыми.

Исторический экскурс

За последние годы наметилась тенденция к повышению ответственности нижестоящих уровней власти за осуществление эффективной и устойчивой налоговой политики в регионах. Об этом свидетельствуют, к примеру, такие факты :

  • - суммарный профицит бюджетов субъектов РФ в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 65 % (на 66,5 млрд руб.);
  • - количество субъектов РФ, не соблюдающих условия соглашений о мерах увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов, составляло в 2010-2012 гг. от трех до пяти субъектов (не более 6% их общего числа);
  • - количество субъектов РФ, имеющих нарушения требований бюджетного законодательства, составляет не более десятка, и это число непрерывно уменьшается: в 2012 г. по сравнению с 2011 г. их число сократилось с 12 до 10 субъектов.

Согласно законодательству в структуру налоговой базы субъекта РФ включаются : фонд начисленной заработной платы работникам организаций, розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации, остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года (за исключением имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов), стоимость добычи полезных ископаемых в виде общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых, объем отгруженной предприятиями алкогольной продукции, спирта этилового, вина, объемы производства пива.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Проблемы налоговой политики в регионе

2. Совершенствование налоговой политики в регионе

Заключение

Список литературы

Введение

При формировании налоговой политики органы власти субъектов Федерации сталкиваются с рядом проблем, среди которых автором особо выделены ограниченный инструментарий региональной налоговой политики, определение категорий налогоплательщиков или видов экономической деятельности, предоставление налоговых льгот для которых будет иметь экономический и социальный эффект.

Несмотря на совершенствование налоговой политики российского государства, выраженное в снижении налоговой нагрузки на экономику, осуществлении важных мероприятий по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращении числа и унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов, формирование региональной налоговой политики на долгосрочный период еще не закончено. В системе региональных налоговых отношений имеются значительные проблемы, многие из которых не решены.

1. Пробле мы налоговой политики в регионе

До настоящего времени не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в регионе, по налогообложению недвижимости. При осуществлении попыток стимулирования налогоплательщиков нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии экономики. Нет четкой позиции в решении важнейшего для региона вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса.

Практика применения налогового законодательства серьезно осложняется недостаточной нормативно-правовой базой, приводящей к решению проблем недоработки налогового законодательства на уровне прецедентного судебного права.

Приведенные проблемы налоговой политики региона серьезно влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие.

2. Совершенствование налоговой политики на уровне региона

налоговый политика регион доход

На сегодняшний день стоит задача организационно-законодательного формирования региональной налоговой политики, адекватной стратегическим целям развития страны, обеспечивающей надёжное финансовое существование территорий, их реальную заинтересованность в увеличении доходной базы, реализации инвестиционного развития.

В целях формирования в России современной региональной налоговой политики предлагается:

Расширить состав налогов, закреплённых за регионами и муниципальными образованиями, что автоматически приведёт к увеличению налоговой компетенции;

Увеличить объём налоговой компетенции по специальным налоговым режимам;

Укреплять финансовые основы деятельности регионов и муниципальных образований, чтобы появлялась реальная заинтересованность в наращивании и укреплении налогового потенциала, формирования современной региональной налоговой политики.

При этом следует учитывать специфику конкретных условий деятельности регионов, их географического положения, отраслевой специфики, налогового потенциала, использовать методы сценарного планирования и прогнозирования при выработке концепции налоговой политики, производить увязку государственных и региональных стратегических целей развития и использования адекватного налогового механизма для их достижения.

Первая группа требований включает необходимость учета проблем и особенностей регионального развития. Теоретические исследования проблем регионального развития показывают, что развитие региона происходит неравномерно. Всегда существуют так называемые «локомотивы экономики», наиболее стабильные и динамично развивающиеся отрасли, которые представляют собой «полюсы развития», то есть отрасли, характерные для данного региона. В связи с этим в работе показано, что основные инструменты налоговой политики региона должны быть использованы для поддержки и развития отраслей, которые являются точками роста (отраслями рыночной специализации региона).

Вторая группа требований обусловлена федеративным устройством России и объемом компетенции региональных властей в сфере налогообложения. Региональная налоговая политика реализуется на территории отдельно взятого региона, не нарушая при этом единства экономического пространства и единства бюджетной и налоговой системы Российской Федерации. Налоговая политика, реализуемая на субфедеральном уровне, должна соответствовать основным направлениям региональной политики, в числе которых: достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях. Основные инструменты налоговой политики региона должны находиться в двух пересекающихся плоскостях: регулирующая, направленная на укрепление отраслей рыночной специализации региона, и фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов. В зависимости от уровня социально-экономического развития региона, его типа необходимо различное сочетание инструментов регулирования и фиска.

Третья группа требований определена необходимостью обеспечения конституционного принципа единства экономического пространства, который обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя. Региональная налоговая политика, должна соответствовать основным направлениям общегосударственной налоговой политики. Это два стратегических направления: отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот. Задачи снижения налогового бремени решаются, в основном, на общегосударственном уровне, а региональные власти могут лишь незначительно влиять на ход этого процесса. Что касается унификации налоговых ставок, это направление на региональном уровне не может быть признано эффективным. В работе показано, что необходим иной подход к выбору инструментов региональной налоговой политики. Дифференциация налоговых ставок - один из немногих инструментов регулирования экономики региона, уровня доходов различных категорий налогоплательщиков, создания стимулов для экономического роста.

Выше перечисленные группы требований к содержанию региональной налоговой политики государства позволили уточнить и дополнить методическую основу формирования и реализации региональной налоговой политики, которая должна учитывать: приоритеты и организационный механизм налоговой политики региона; особенности социально-экономического положения региона и его рыночную специализацию, не нарушая при этом единое экономическое пространство.

Заключение

Налоговая политика - составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая стимулирует накопления и рациональное использование национального богатства страны, способствует гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивает социально - экономический прогресс общества.

Налоговая политика на уровне региона рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых региональными органами власти в области региональных налогов, а также в области налоговых льгот и налоговых ставок по федеральным налогам в тех пределах, которые установлены федеральным законодательством в рамках проведения единой государственной налоговой политики и направленных на создание благоприятного налогового климата и повышение налогового потенциала региона.

Проведение рациональной налоговой политики позволяет решать задачи:

Обеспечения государства финансовыми ресурсами;

Создания условий для регулирования экономики;

Сглаживания неравенства в уровнях доходов населения.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (с изм. и доп. От 23.12.2004г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Налоговый кодекс РФ, часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998г. №147-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000г. №117-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http:www.consultant.ru.

4. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8). [Электронный ресурс] Режим доступа: http:www.consultant.ru.

5. Афанасьев, С.Г. Перспективы развития в бюджетной и налоговой политике 2008.

6. Бушинская, Т.В. Инструменты реализации региональной налоговой политики Известия Тульского государственного университета. Серия: Экономические и юридические науки. - 2008.

7. Вахрин, П.И. Финансы П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М.: Маркетинг, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Налоговая политика как составная часть финансовой политики. Характеристика налоговой системы РФ. Основные цели и задачи налоговой политики. Анализ налоговой политики России и совершенствование деятельности органов, принимающих участие в ее разработке.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2012

    Развитие налогообложения в России. Сущность и функции налогов. Налоговая политика государства. Сущность и значение налоговой политики. Стратегия и тактика налоговой политики. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2007

    Анализ налоговой политики государства на региональном уровне. Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области. Проблемы налоговой политики в регионе. Рекомендации по ее совершенствованию и улучшению собираемости налогов.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2010

    Сущность налогообложения и налоговой системы. Основные инструменты и направления налоговой политики. Взаимосвязь налоговой политики и проблем эффективности и справедливости. Налоговая система Республики Беларусь, ее особенности и пути совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    Налоговые сборы и платежи как источник формирования бюджета государства. Стратегия и тактика налоговой политики, ее стимулирующая и дестимулирующая роль. Совершенствование налоговой политики государства. Совершенствование налога на прибыль организаций.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. Роль налоговой политики в экономических моделях, задачи, типы и инструменты. Анализ налоговой политики государства. Критерии эффективности налоговой политики. Налоговая политика в РФ.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2008

    Общественные отношения, возникающие в ходе реализации основных направлений налоговой политики государства. Налоговая политика, её влияние на порядок формирования бюджета и дальнейшие перспективы совершенствования. Оценка уровня налоговой нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2015

    Налоговая политика и ее теоретические основы. Концептуальные подходы построения налоговой политики. Сущность, цели и принципы налоговой политики. Налоговая политика ПМР на современном этапе. Пути ее совершенствования. Налоговый кодекс.

    дипломная работа , добавлен 27.02.2003

    Сущность, значение и типы налоговой политики, ее стратегия и тактика. Налоговый механизм как инструмент реализации налоговой политики. Налоговые льготы и особые режимы налогообложения. Анализ направлений действующей налоговой системы Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2013

    Налог как инструмент налоговой политики, его сущность и функции. Общие принципы налогообложения. Становление и развитие налоговой политики Кыргызской Республики, анализ показателей налоговых поступлений. Принципы реформирования налоговой политики.