Возражение на исковое заявление об отказе в удовлетворении исковых требований. Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих Об отказе в удовлетворении иска гжф

Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих

Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилище гарантировано статьей 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" , в соответствии с данной статьей , государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

Военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

Офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

Прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Лицам, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье 44 Федерального закона от 06.02.97 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по контракту в воинских частях по охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и члены их семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее в настоящей статье - проживающие совместно с ними члены их семей), на период прохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваются служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Выводы судов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014 N 210-КГ14-5

Исковые требования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении ему распределенного жилого помещения по избранному месту жительства в связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного жилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом и обратился в суд.

Позиция суда: решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, Кривцу К.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьи Северного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации заявителю и его представителю отказано.

Однако Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства в Кривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве члена семьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерации они не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет.

Согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявитель правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом супруги и дочери.

Иск об обязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковые требования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение.

Позиция суда: Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А. отказано.

Вышестоящий суд согласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условием обеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категории является принятие решения органами местного самоуправления о принятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении их в список нуждающихся в жилых помещениях. Однако, как следует из материалов дела, истец является включенным в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты "Комсомольская правда" ОАО "Ростовуголь" непригодным для проживания по критериям безопасности.

Как следует из материалов дела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасска разъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию города с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался с заявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано по каким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилого помещения

1. Апелляционное определение Омского областного суда от 23.04.2014 по делу N 33-2531/2014

Исковые требования: Министерство обороны РФ обратилось с иском к К.А., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.Е., К.Г. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения.

Позиция суда : в исковых требованиях отказано. Ответчик был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, на момент предоставления спорного помещения он и члены семьи не имели в собственности либо в пользовании иного жилья, предоставленное помещение по площади соответствует установленной норме предоставления.

На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п.

2. Апелляционное определение Омского областного суда от 23.04.2014 по делу N 33-2454/2014

Исковые требования: ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Р.А., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Р.М., Р.Е. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения.

Решение суда: В удовлетворении исковых требований отказано. На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности, либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 6 мая 2005 года N 251-п.

Отказ в постановке на учет на получение постоянного жилья

Определение Московского городского суда от 24.03.2014 N 4г/4-2361

Исковые требования: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать действия, связанные с отказом ответчика в постановке Т.С.Г. и членов его семьи в очередь нуждающихся на получение постоянного жилья по избранному месту жительства при увольнении с военной службы, неправомерными.

Решение суда: В передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о признании права в постановке на жилищный учет уволенного с военной службы офицера и членов его семьи отказано.

Военнослужащие, уволенные в запас и принятые на учет нуждающихся в постоянном жилье в избранном месте жительства органами местного самоуправления до 01.01.2005, при наличии оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ , могут быть обеспечены жилым помещением органами местного самоуправления по месту постановки на учет в установленном порядке.

Решения о принятии Т.С.Г. на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, которое должно быть вынесено уполномоченным органом в соответствии с п.5 Инструкции , утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" , не выносилось.

Снятие с учета военнослужащего

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.02.2014 N 33-1604/2014

Исковые требования: А.И. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором оспаривал решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях и решение этого же учреждения Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> об отказе в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <...>, ранее распределенной А.И.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права А.И. просил суд возложить на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность предоставить квартиру.

Решение суда: Решением Смольнинского районного суда г.Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявления А.И. отказано.

В решении апелляционной инстанции решение уполномоченного органа о снятии бывшего военнослужащего с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений признано незаконным. В остальном требования оставлены без удовлетворения.

Право А.И. на обеспечение его жилым помещением, возникшее вследствие принятия Санкт-Петербургским гарнизонным военным судом <дата> решения по делу N <...>, по смыслу части 2 статьи 58 ЖК Российской Федерации должно реализовываться посредством предоставления ему однокомнатной квартиры общей площадью, определяемой по правилам статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и с учетом права заявителя, предусмотренного пунктом 16 статьи 15 этого же Федерального закона , а также с учетом приходящейся на заявителя доли площади квартиры.

Включение в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилье

1. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.03.2014 по делу N 33-4898

Исковые требования: о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, обязании включить в реестр военнослужащих.

Истец просил признать за ним и членами его семьи право на обеспечение Министерством обороны РФ жилым помещением по договору социального найма, обязать Министерство обороны РФ и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ восстановить Б. и членов его семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении (компьютерной базе данных).

Решение суда: в заседание судебной коллегии Б. были представлены документы, свидетельствующие о том, что истец был включен в единый реестр данных по жилью военнослужащих, и ему выделено жилое помещение в виде двух квартир, о чем ему сообщено в установленном законом порядке. Таким образом, ДЖО МО РФ фактически признал незаконность своих действий и восстановил Б. на учете с последующим предоставлением ему жилой площади.

2. Определение Мурманского областного Суда от 08.04.2015 по делу N 33-1019/2015

Исковые требования: иск Малахова Ю.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела N 4 г.Североморск о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список участников программы.

Позиция суда: Материалами дела подтверждается, что после увольнения с военной службы в запас, Малахов Ю.И. убыл на избранное постоянное место жительства в....

Доказательств того, что в соответствии с действующим на тот период времени законодательством истец встал на учет в исполнительном комитете Советов народных депутатов по избранному месту жительства, истцом суду не представлено. Равно как не представлено и доказательств постановки его на жилищный учет в срок до 1 января 2005 года в органе местного самоуправления по избранному месту жительства.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Малахову Ю.И. в удовлетворении иска.

О расторжении договора социальной ипотеки, взыскании убытков и компенсации морального вреда

По делу № 33-7285/2012

Принято Верховным судом Республики Татарстан

  1. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
  2. председательствующего судьи Галиевой А.С.,
  3. судей Сазоновой В.Г. и Калимуллина Р.Я.,
  4. при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.,
  5. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи СазоновойВ.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» на Решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 17 апреля 2012 года, которым постановлено:
  6. иск удовлетворить.
  7. Признать расторгнутым договор социальной ипотеки <данные изъяты>, заключенный между Садриевой Д.Д., действующей от своего имени и от имени своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, Садриевым Р.А и Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».
  8. Взыскать с Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в пользу Садриева Р.А. и Садриевой Д.Д. .... рублей.... копейки задатка уплаченного по договору социальной ипотеки <данные изъяты>, убытки в размере.... рубля.... копеек, расходы по проведению оценки стоимости отделки квартиры в размере.... рублей.
  9. Взыскать с Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» компенсацию морального вреда в пользу Садриева Р.А. в размере.... рублей, в пользу Садриевой Д.Д. .... рублей.
  10. Взыскать с Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в пользу <данные изъяты> оплату за проведение судебной строительно-технической экспертизы в размере.... рублей.
  11. Взыскать с Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере.... рублей.... копейка в доход бюджета Буинского муниципального района Республики Татарстан и государственную пошлину в доход государства в размере.... рублей.... копеек.
  12. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» ФИО3, поддержавшего жалобу, представителя Садриевых Р.А., Д.Д. – ФИО4, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
  13. Установила:

  14. Садриев Р.А., Садриева Д.Д., действующая также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, обратились в суд с иском к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее НО «ГЖФ при Президенте РТ» и Социально-ипотечному кооперативу «Строим будущее» (далее СИПК «Строим будущее») о расторжении договора социальной ипотеки, возмещении убытков.
  15. В обоснование иска указано, что <дата> между сторонами был заключен договор социальной ипотеки, в соответствии с Протоколом участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина от <дата> истцам была предоставлена в пользование квартира, расположенная по адресу: <адрес>
  16. Летом.... года в квартире были выявлены скрытые недостатки в виде сквозных трещин стен, а также трещин потолков и пола. Поскольку указанная квартира является непригодной для проживания, истцы, ссылаясь на нормы законодательства о защите прав потребителей, просили суд расторгнуть договор социальной ипотеки от <дата> в связи с существенным нарушением условий договора и нарушением условий о качестве квартиры, а также возместить убытки, понесенные ими в связи с произведенным в квартире ремонтом в размере.....
  17. Истцы Садриев Р.А. и Садриева Д.Д. в суде иск поддержали.
  18. Представитель НО «ГЖФ при Президенте РТ» иск не признал.
  19. Представитель СИПК «Строим будущее» в суд не явился.
  20. <данные изъяты> ФИО5 иск не признал.
  21. Представитель третьего лица <данные изъяты> ФИО6 иск не признала.
  22. Представитель третьего лица <данные изъяты> в суд не явился.
  23. Суд исковые требования удовлетворил, вынес Решение в вышеприведенной формулировке.
  24. В апелляционной жалобе НО «ГЖФ при Президенте РТ» ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что судом не были определены конкретные виновные лица (третьи лица), не установлена вина фонда в возникновении недостатков. В части взыскания убытков отмечает, что истцы, зная о недостатках квартиры и не проживая в ней, осуществили расходы на ее отделку. Также указывает, что судом необоснованно применены нормы Закона «О защите прав потребителя», поскольку фонд не является продавцом товара, истцы не обращались в фонд с требованием о добровольной выплате неустойки. Штраф подлежит присуждению в пользу потребителя.
  25. В возражении на апелляционную жалобу Садриевы Р.А., Д.Д. просят оставить Решение суда без изменения, считают апелляционную жалобу необоснованной. Считают, что возникшие между ними правоотношения регулируются положениями законодательства о договоре купли-продажи и о защите прав потребителей. Ответственность должна нести НО «ГЖФ при Президенте РТ», а не третьи лица, являющиеся застройщиком и подрядчиком. Договор о продаже квартиры с рассрочкой платежа ими заключен с ответчиком. Также суд на законном основании взыскал с ответчика понесенные ими убытки и штраф в доход местного бюджета.
  26. Садриевы Р.А., Д.Д., представители СИПК «Строим будущее», <данные изъяты>, <данные изъяты>,<данные изъяты> в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены, сведений о причинах неявки не сообщили.
  27. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для их участия либо их представителей в данном судебном заседании не имеется, с учетом мнения представителей ФИО3 и ФИО4, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
  28. Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что Решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
  29. Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
  30. В преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указано, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
  31. потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
  32. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
  33. В силу положений пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
  34. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
  35. Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
  36. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
  37. Согласно частям 1, 2 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
  38. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
  39. В соответствии с пунктом 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
  40. В силу положений статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
  41. Как видно из материалов дела, <дата> между СадриевойД.Д., действующей от своего имени и от имени своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, Садриевым Р.А и НО «ГЖФ при Президенте РТ» в лице СИПК «Строим будущее» был заключен договор социальной ипотеки №...., согласно которому гражданину предоставляется право выбора, «право пользования» и возможность получения права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой организацией «будущую собственную квартиру». Оформление права собственности за гражданином осуществляется на основании справки поверенного о выплате пая, выдаваемой после зачисления на расчетный счет специализированной некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» 100% платежей за будущую собственную квартиру, поступающих в виде задатков.
  42. <дата> между НО «ГЖФ при Президенте РТ» и <данные изъяты> был заключен договор № ...., по условиям которого фонд инвестирует и поручает, а <данные изъяты> обязуется выполнить (осуществить) функции заказчика в пределах договора, обеспечить выполнение проектных, строительных работ и надлежащий, своевременный ввод в эксплуатацию спорного жилого дома по утвержденной проектной документации.
  43. Согласно пункту 4.1.4 указанного договора у фонда имелось право принимать работу без проверки, с возможностью последующей проверки и предъявления требований об устранении недостатков, выявленных в период строительства и эксплуатации объекта.
  44. В свою очередь <данные изъяты>, являющееся заказчиком строительства, и <данные изъяты> заключили договор № .... подряда на строительство жилого дома по указанному адресу. В соответствии с условиями договора <данные изъяты> приняло на себя обязательство выполнить собственными и привлеченными силами строительство, ввод в эксплуатацию и гарантийное обслуживание объекта.
  45. Согласно абзацу 2 пункта 4.17 указанного договора, вред, причиненный физическим и юридическим лицами, вследствие допущенных недостатков, отступлений от проекта, действующих СНиП, применения материалов и оборудования, несоответствующих действующим ГОСТ, ТУ компенсируется <данные изъяты>.
  46. По окончании строительства между Садриевыми Р.А., Д.Д. и НО «ГЖФ при Президенте РТ» <дата> был подписан протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры, который является неотъемлемой частью договора социальной ипотеки.
  47. Согласно протоколу участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры истцам по договору социальной ипотеки передана в пользование квартира, расположенная по адресу: <адрес> После подписания протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры и проведенного ремонта Садриевыми Р.А., Д.Д. были обнаружены скрытые недостатки в виде сквозных трещин в стенах, трещин в потолке и полу.
  48. Согласно заключению эксперта по результатам судебной строительно-технической экспертизы <данные изъяты> спорная квартира не отвечает требованиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, так как были выявлены дефекты, влияющие на несущую способность ограждающих конструкций и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций, а именно отсутствие температурного шва между секциями, в результате чего в квартире выявлены трещины на участках примыкания стен, трещины на участках примыкания стен к перекрытию, трещина осадочного характера в под оконном пространстве. Причиной образования трещин в указанной квартире является отсутствие температурного шва между секциями жилого дома. Между секциями (отсеками) должны быть предусмотрены температурные швы. Причина образования трещин на момент осмотра не устранена, так как образование трещин связано с отсутствием температурного шва. Заделка трещин (в том числе упругими полимерными растворами) не окажет эффективного воздействия, так как трещины будут образовываться вновь при изменении температуры, приводя к разрушению выполненной отделки. Дополнительной причиной образования трещин может быть отсутствие осадочного шва.
  49. Согласно отчету <данные изъяты> №.... рыночная стоимость работ по отделке трехкомнатной квартиры составляет.... рубля.... копеек. Расходы по оценке стоимости отделки квартиры составили.... рублей.
  50. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
  51. Доводы апелляционной жалобы НО «ГЖФ при Президенте РТ» о том, что судом не были определены конкретные виновные лица, а вина Фонда в возникновении недостатков не установлена, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельные, поскольку НО «ГЖФ при Президенте РТ» заключил договор с истцами, передал им квартиру, и, в соответствии с заключенными с <данные изъяты> и <данные изъяты> договорами должен был осуществлять контроль за строительством объекта. Кроме того, проектная документация утверждалась НО «ГЖФ при Президенте РТ». В свою очередь, НО «ГЖФ при Президенте РТ» вправе разрешить вопрос о возмещении понесенных расходов по возмещению убытков, связанных с ненадлежащим исполнением третьими лицами имеющихся между ними договорных обязательств, предъявив к ним регрессные требования в отдельном судебном порядке.
  52. Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы, зная о недостатках квартиры и не проживая в ней, осуществили расходы на ее отделку, подлежат отклонению, поскольку указанные расходы понесены истцами до обнаружения скрытых недостатков. Недостатки возникли значительно позже после принятия квартиры истцами.
  53. Доводы жалобы о том, что судом необоснованно применены нормы Закона «О защите прав потребителя», суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку эти доводы были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Привлечение данной организации к гражданско-правовой ответственности соответствует нормам законодательства о защите прав потребителей. Истец, выступая в рассматриваемых правоотношениях потребителем, пользуясь особой правовой защитой государства, вправе по своему выбору предъявить требования о взыскании расходов, необходимых для устранения недостатков, и компенсации морального вреда непосредственно к НО «ГЖФ при Президенте по РТ».
  54. Доводы апелляционной жалобы НО «ГЖФ при Президенте РТ» о том, что штраф подлежит присуждению в пользу потребителя суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку эти доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.
  55. В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
  56. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанный штраф, по общему правилу, зачисляется в бюджет муниципального образования (местный бюджет) по месту нахождения суда, вынесшего Решение о наложении штрафа.
  57. Из изложенных норм закона следует, что размер штрафа определяется судом, исходя из суммы присужденной судом потребителю. Однако штраф взыскивается в доход государства.
  58. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
  59. При таком положении, Решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы истца судебная коллегия не находит.
  60. Руководствуясь статьей 199, пунктом1 статьи328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 25 июня 2012 г. по делу N 33-5979/2012


Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,

судей Багаутдинова И.И., Сальниковой М.М.,

при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи

Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционным жалобам Миннулина А.А., исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Абдуллина Т.М. на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2012 года, которым постановлено:

иск прокурора удовлетворить частично.

Обязать в солидарном порядке некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан предоставить жильцам квартир.... жилого дома по адресу: "адрес" другие пригодные для проживания жилые помещения до окончания выполнения ремонтных работ, указанных в решении Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" государственную пошлину в доход государства в размере "данные изъяты" рублей.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" ФИО7 в поддержку своей апелляционной жалобы, представителя Исполнительного комитета Арского муниципального района и отдела образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в Арском районе ФИО10, согласившейся с доводами апелляционной жалобы некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", ФИО20, заявившего о несогласии с временным переселением, возражения представителя прокурора - ФИО8, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

прокурор Арского района Республики Татарстан (далее - прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - Государственный жилищный фонд) о запрете эксплуатации жилых помещений и возложении обязанности предоставить жильцам пригодные для проживания жилые помещения до выполнении ремонтных работ.

В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проведенной проверки по вопросу неудовлетворительного технического состояния 69-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".

Проверкой установлено, что данный жилой дом принадлежит на праве собственности Государственному жилищному фонду. В ходе эксплуатации дома его фундамент дал просадку, на стенах появились многочисленные трещины с шириной раскрытия до 5 см. Решением Арского районного суда от 26 декабря 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Арского района Республики Татарстан к Государственному жилищному фонду установлено, что дом не соответствует требованиям конструктивной безопасности, и на Государственный жилищный фонд возложена обязанность выполнить работы по устранению нарушений.

В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом назначена судебно-техническая экспертиза, которая была проведена в ноябре 2011 года. По результатам данной экспертизы сделан вывод о том, что проектно-сметная документация строительства дома не соответствует нормативным требованиям. При обследовании конструкций здания между осями И - С в блоках 1 - 4 установлено, что в результате осадки и деформирования фундамента несущая способность конструкций здания в этой части уменьшилась, создалась предаварийная ситуация, связанная с возможностью обрушения здания; процесс осадки фундамента продолжается, означающий постепенное разрушение здания.

Согласно поэтажному плану здания, приложенной к экспертному заключению, блоки 1 и 4 в осях И-С здания дома соответствуют квартирам.... на первом этаже, квартирам.... на втором этаже, квартирам.... на третьем этаже.

В нарушение статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собственник дома - Государственный жилищный фонд не принимает каких-либо мер устранению нарушений и обеспечения безопасности граждан.

В связи с угрозой обрушения дома, при которой может быть причинен вред жизни и здоровью проживающих в доме граждан и неопределенного круга лиц, которые могут находиться в доме, прокурор просит обязать Государственный жилищный фонд запретить эксплуатацию части жилого многоквартирного "адрес" в блоках 1 и 4 оси И - С, соответствующие вышеуказанным квартирам как не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, а также обязать Государственный жилищный фонд предоставить жильцам квартир другие пригодные для проживания жилые помещения до выполнения работ по приведению указанного дома в нормативное состояние согласно решению Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года.

Определением Арского районного суда Республики Татарстан от 11 марта 2012 года судом в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан.

В судебном заседании прокурор ФИО40 поддержал заявленные требования.

Представитель Государственного жилищного фонда ФИО9 требования не признал, пояснив, что в настоящее время

готовится проектная документация на капитальный ремонт указанного дома,

в отсутствие проекта с положительным заключением экспертизы, невозможно установить конкретный перечень квартир, которые необходимо будет освободить на время проведения ремонтных работ. Кроме того, Государственный жилищный фонд не имеет маневренного жилищного фонда для переселения жильцов. Строящееся в Арском районе Республики Татарстан жилье для предоставления по программе социальной ипотеки уже распределено между участниками программы. Десять процентов строящегося жилья должно передаваться району для предоставления по договору социального найма.

Представитель Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан ФИО10 также не признала требований прокурора, пояснила, что бремя содержания и сохранения жилого дома полностью должен нести собственник дома. В муниципальном районе отсутствует как маневренный жилищный фонд, так и жилье для предоставления по договору социального найма.

Представители третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Арского муниципального района Республики Татарстан" ФИО11, Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан ФИО12 требования прокурора поддержали.

Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО13 пояснил, что без обследования сварных швов жилого дома невозможно установить реальное состояние здания и степень угрозы обрушения дома.

Представитель третьего лица - Потребительского кооператива "Строим

будущее" ФИО14 пояснил, что кооператив от имени Государственного жилищного фонда заключает договоры социальной ипотеки с гражданами. Все строящееся жилье уже распределено между участниками программы.

Представитель отдела образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в Арском районе ФИО15 просила учесть интересы несовершеннолетних детей при разрешении дела.

Представители Государственного унитарного предприятия "Татинвестгражданпроект", Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, органа опеки и попечительства Арского муниципального района Республики Татарстан, а также ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Третьи лица - ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 заявили о несогласии с временным переселением, просили предоставить им другие квартиры в других домах взамен выделенных.

Третье лицо - ФИО37 иск прокурора поддержала.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Миннулин А.А. просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд должен был применить по аналогии закона нормы статьи 88 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающие предоставить гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма. Данное помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Кроме того, к участию в деле не привлечены члены его семьи, чьи права и интересы также затрагиваются решением суда.

Исполнительным директором Государственного жилищного фонда Абдуллиным Т.М. также подана апелляционная жалоба, в которой он указывает, что законодательством не предусмотрено возложение на наймодателя обязанности по предоставлению взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, полученного по договору социальной ипотеки на условиях найма, другого жилого помещения, даже на время ремонта. Кроме того, собственником "адрес" указанного дома, которая также признана непригодной для проживания в числе других, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, является семья Сафиных в составе 4-х человек, поэтому она солидарно с Государственным жилищным фондом ответственность за содержание своей квартиры.

Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

Как следует из части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается, в том числе, на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища.

В силу статьи 2 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Статьей 15 Кодекса установлено, что жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Как видно из материалов дела, жилой "адрес" не соответствует требованиям конструктивной безопасности, создалась предаварийная ситуация, связанная с возможностью обрушения здания, что подтверждается заключением эксперта.... от "дата" Государственного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации".

Квартиры.... признаны непригодными для проживания в соответствии с заключением Межведомственной комиссии Арского муниципального района Республики Татарстан о признании жилых помещений непригодными для проживания от 27 марта 2012 года.

При этом имеется возможность устранения недостатков, повлекших повреждение наружных и внутренних конструкций указанного жилого дома.

Решением Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года на Государственный жилищный фонд возложена обязанность в срок до 26 июня 2012 года устранить недостатки, повлекшие повреждение наружных и внутренних конструкций в указанном здании, выполнив определенные виды работ.

Удовлетворяя требования прокурора в части возложения обязанности предоставить жильцам квартир, находящихся под угрозой обрушения, другие пригодные для проживания жилые помещения, суд правомерно исходил из необходимости принятия срочных мер для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также из принципов безопасности жилища, которая должна обеспечиваться органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Судом установлено, что гражданским и жилищным законодательством не урегулированы отношения по предоставлению жилых помещений гражданам, чье единственное жилое помещение было приобретено с рассрочкой платежей по программе социальной ипотеки, в случаях, когда жилое помещение стало непригодным для проживания, но подлежит ремонту. При этом суд в порядке статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации применил нормы жилищного законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона суд правомерно исходил из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об обязанности Государственного жилищного фонда и Исполнительного комитета Арского муниципального района предоставить нанимателем и членам их семей другие пригодные жилые помещения на время поведения ремонтных работ по аналогии с положениями части 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия также полагает, что такие нормы могут быть применены и к тем жильцам, которые являются не нанимателями, а собственниками жилых помещений, поскольку право граждан на безопасность жилища не может быть поставлено в зависимость от того, на каких условиях используется жилое помещение.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы ответчиков об отсутствии маневренного жилищного фонда. Данное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности изыскать жилые помещения, в том числе в домах, строящихся Государственным жилищным фондом, а Исполнительный комитет - от обязанности принятия решений о сроках отселения физических лиц в случае признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 47).

Довод апелляционной жалобы Минуллина А.А. о необходимости применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений в связи с выселением граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку требования о выселении к гражданам не предъявлялись. Дело рассмотрено в рамках требований прокурора о предоставлении жилых помещений на время проведения ремонтных работ, заявленных в связи с угрозой безопасности жителей дома, что не лишает граждан права обратиться с самостоятельными требованиями к Государственному жилищному фонду о защите своих прав.

Довод о том, что к участию в деле не привлечены члены семьи Минуллина А.А. также не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в данном гражданском деле не заявлялись требования о переселении нанимателей и членов их семей, а разрешен вопрос лишь о предоставлении им жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы Государственного жилищного фонда отклоняются на основании статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что отсутствие прямого правового регулирования жилищных правоотношений может быть восполнено применением аналогии закона и аналогии права, что в данном случае и сделано судом первой инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 , статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Миннулина А.А., исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Абдуллина Т.М. - без удовлетворения.


Председательствующий -

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в составе председательствующего судьи Д.Р. Шакирьяновой

при секретаре С.А. Елисеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф.Ф. Мухаммадиева, ФИО11 Мухаммадиевой к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании действий незаконными, возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон постановление Кабинета Министров №188 от 15.04.2005 г. «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон стоимости одного квадратного метра жилья в размере... рублей, возложении обязанности оказания государственной поддержки в размере, эквивалентном стоимости 18 квадратных метров,

установил:

Ф.Ф. Мухаммадиев, Р.Г. Мухаммадиева обратились в суд с иском к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – НО «ГЖФ при Президенте РТ») о признании действий незаконными, возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон постановление Кабинета Министров №188 от 15.04.2005 г. «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон стоимости одного квадратного метра жилья в размере... рублей, возложении обязанности оказания государственной поддержки в размере, эквивалентном стоимости 18 квадратных метров.

В обоснование требований указано, что Ф.Ф. Мухаммадиев, Р.Г. Мухаммадиева приняты и состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. ... между ними с одной стороны и ответчиком с другой заключен договор социальной ипотеки, по которому ответчик обязался предоставить Ф.Ф. Мухаммадиеву, Р.Г. Мухаммадиевой возможность участия в выборе, использования и получения после уплаты пая полностью в собственность проинвестированной ответчиком будущей квартиры.

Истцы указывают, что договором социальной ипотеки не определена сверхнормативная стоимость одного квадратного метра квартиры, установление ее в размере... руб. влечет существенное удорожание стоимости квартиры.

У..., в связи с чем истцы рассчитывали на получение государственной поддержки, направляемой на оплату стоимости жилого помещения, в размере, эквивалентном стоимости... квадратных метров, по определенной протоколом стоимости одного квадратного метра – ... руб.

Со стороны НО «ГЖФ при Президенте РТ» семье Мухаммадиевых оказана государственная поддержка, направляемая на оплату стоимости жилого помещения в размере... руб. Однако истцы указывают, что исходя из стоимости одного квадратного метра жилья в размере... руб., государственная поддержка должна была быть оказана в размере... руб. (...).

Условия договора об оплате стоимости квартиры в рассрочку исполняются надлежаще.

Истцы считают, что поскольку на момент подписания договора социальной ипотеки действовало постановление Кабинета Министров РТ №188 от 15 апреля 2005 года «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», то ответчик неправомерно в настоящее время применяет к правоотношениям сторон постановления Кабинета Министров РТ №233 от 06 мая 2006 г. «О внесении изменений в порядки, утвержденные постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 г. №188 «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», а также №366 от 02 августа 2007 г. «О дальнейших мерах по реализации Закона РТ от 27.12.2004 г. №69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в РТ» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки».

По этим причинам истцы просят признать действия ответчика незаконными и обязать применять к правоотношениям сторон постановление Кабинета Министров №188 от 15.04.2005 г. «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон стоимости одного квадратного метра жилья в размере... рублей, а также обязать оказать им государственную поддержку в размере, эквивалентном стоимости... квадратных метров, исходя из стоимости... руб.

В судебном заседании истцы Ф.Ф. Мухаммадиев, Р.Г. Мухаммадиева исковые требования поддержали.

Ответчик НО «ГЖФ при Президенте РТ» надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования не признал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, Суд считает , что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

На основании статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1).

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2).

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (пункт 4).

Согласно пункту 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Как определено пунктом 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Пунктом 2 статьи 455 ГК РФ предусмотрено, что договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.

В силу пункта 1 статьи 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.

Судом установлено , что... Ф.Ф. Мухаммадиев, Р.Г. Мухаммадиева с одной стороны и ответчик с другой заключили договор социальной ипотеки, по которому ответчик обязался предоставить Ф.Ф. Мухаммадиеву, Р.Г. Мухаммадиевой возможность участия в выборе, использования и получения после уплаты пая полностью в собственность проинвестированной ответчиком будущей квартиры (л.д. 7-9), тем самым на основании статей 9, 421 ГК РФ стороны договора добровольно приняли на себя все права и обязанности, возникающие из условий договора социальной ипотеки.

В силу пункта 1.2 договора, пункта 4 статьи 421 ГК РФ правоотношения сторон помимо договора также определяются положениями Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 г. №366 «О дальнейших мерах по реализации Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки», Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденным вышеуказанным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 г. №366.

Как установлено статьей 3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ, социальная ипотека – предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства; норматив общей площади жилых помещений, предоставляемой на принципах социальной ипотеки – размер площади жилых помещений, в рамках которой осуществляется государственная поддержка граждан в реализации прав на жилище на принципах социальной ипотеки.

Из статьи 11 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ следует, что основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами норматива общей площади жилых помещений, предоставляемых на принципах социальной ипотеки.

Пунктом 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 г. №366 установлено, что нормативы общей площади жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой, составляют для семьи численностью 3 и более человек - по 18 квадратных метров на одного человека.

Ф.Ф. Мухаммадиевым, Р.Г. Мухаммадиевой выбрана квартира, подлежащая предоставлению по договору социальной ипотеки: адрес: ..., площадью... рублей, из которых норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой, указан в размере... квадратных метра, площадь сверх норматива – ... рублей; ориентировочная стоимость одного квадратного метра квартиры по установленному нормативу составила... рублей, ориентировочная сверхнормативная стоимость одного квадратного метра квартиры составила... рублей, в связи с чем, стороны договора социальной ипотеки составили и подписали протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина.

Условия и срок рассрочки платежей граждан определяется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 366 от 02 августа 2007 года.

У... (л.д.16). Как пояснили истцы в судебном заседании, они обратились к ответчику для получения государственной поддержки (направляемой на оплату стоимости жилого помещения) в размере соответствующей стоимости... квадратных метров, однако данная поддержка оказана в размере... рублей. Данная сумма истцам выделена, находится на их счете в НО «ГЖФ при Президенте РТ».

Положениями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366 установлено, что жилые помещения, предназначенные для предоставления в рамках государственной поддержки, строительство которых проинвестировано специализированной организацией по социальной ипотеке в объеме средств, безвозвратно переданных государственным заказчиком по соглашению, распределяются следующим образом:

для работников бюджетной сферы - 45% объема построенного жилья;

для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, - 45% объема фактического участия в финансировании государственной поддержки накопительным итогом начиная с 2005 года;

для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке, - 10% объема построенного жилья.

При этом предусмотрено, что для граждан, участвующих в целевых программах, жилые помещения предоставляются в объеме, определяемом попечительским советом специализированной организации, на условиях, предусмотренных соответствующими целевыми программами, а для граждан, в том числе для работников бюджетной сферы, жилые помещения, построенные за счет дополнительных источников специализированных организаций, предоставляются в объеме, согласованном попечительским советом специализированной организации.

В соответствии с нормативами, определенными указанным постановлением, общая площадь жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой:

для одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв. метра;

для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра;

для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. метров на одного человека.

Превышение норматива при предоставлении жилых помещений с государственной поддержкой по установленной льготной цене в городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Елабуге не должно составлять более 20 процентов. Если превышение норматива составляет более 20 процентов, то общая площадь жилого помещения, превышающая норматив (в том числе 20 процентов), оплачивается с применением повышающего коэффициента к цене 1 кв. метра жилья, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан для реализации по социальной ипотеке. Предоставление жилых помещений с государственной поддержкой работникам организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, осуществляется по нормативам, определенным в порядке, установленном коллективным договором (пункты 2, 3, 4).

В соответствии с Порядком определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года № 366, начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения - стоимость, определенная с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости.

Начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией (Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан). Стоимость неоплаченной части жилого помещения увеличивается из расчета 7% годовых ежемесячно (7/12 процента в месяц) со дня утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (пункты 2, 3).

С учетом изложенных выше требований закона суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.

Анализируя содержание заключенного договора посредством толкования его условий, суд приходит, к выводу о том, что в силу пункта 1 статьи 454, пункта 2 статьи 455 ГК РФ, статьи 3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ, между Ф.Ф. Мухаммадиевым и Р.Г. Мухаммадиевой с одной стороны и ответчиком в связи с заключением договора социальной ипотеки сложились отношения по купле-продаже будущей квартиры с оплатой товара в рассрочку. При этом выбор квартиры (предмета договора) оставлен на усмотрение покупателя, а определение цены осуществляется на стадии выбора квартиры и поставлено в зависимость от нормативов общей площади жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой, которые в силу статьи 11 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. №69-3РТ устанавливаются нормативными актами уполномоченных органов и не зависят от волеизъявления сторон договора.

В соответствии с пунктом 2.6 договора протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры – обязательный для исполнения документ, являющийся неотъемлемой частью договора, индивидуализирующий «будущую собственную квартиру», подтверждающий право участия, ее «выбор», «заявленную стоимость 1 кв.м», соответствие ее техническим требованиям и потребительским свойствам, передачу, а также «площадь», «количество неоплаченных квадратных метров», «срок рассрочки» внесения «задатка» в период ее использования и оформления в собственность гражданина, «размер «изменения стоимости неоплаченных метров будущей собственной квартиры».

Ф.Ф. Мухаммадиевым, Р.Г. Мухаммадиевой выбрана квартира, подлежащая предоставлению по договору социальной ипотеки: адрес: ..., из которых норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой, указан в размере... квадратных метра, площадь сверх норматива – ... рублей; ориентировочная стоимость одного квадратного метра квартиры по установленному нормативу составила... рублей, ориентировочная сверхнормативная стоимость одного квадратного метра квартиры составила... рублей, в связи с чем, стороны составили протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина, тем самым, в силу пункта 2.6 договора социальной ипотеки, определили предмет заключенного договора и его стоимость (л.д. 15).

При таких данных, следует, что Мухаммадиевыми самостоятельно выбрана и ответчиком им предоставлена трехкомнатная квартира, общей площадью... кв.м, тогда как по установленному нормативу им на семью из трех человек полагалось жилое помещение площадью... кв. м.

Обеспечение истцов жилым помещением было осуществлено на общих основаниях, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от... ..., согласно которому начальная стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. Пунктом 3 данного нормативного правового акта установлена возможность увеличения стоимости неоплаченной части жилого помещения.

Как пояснил в судебном заседании... истец, после того как они подписали договор социальной ипотеки, им ответчик перечислил... рублей, истцы начали вносить денежные средства. После того как семья набрала необходимое количество баллов, им было предоставлено право выбрать квартиру. Мухаммадиевы выбрали трехкомнатную квартиру, затем состоялся розыгрыш квартир. В момент выбора квартир, на сайте ответчика была указана цена одного квадратного метра – ... руб., данная цена затем впоследствии была принята сторонами за ориентировочную стоимость одного квадратного метра.

При этом суд учитывает, что Мухаммадиевы добровольно приняли участие в конкурсе по выбору квартиры и подписали протокол, приняв все содержащиеся в нем условия предоставления квартиры, в том числе устанавливающие ориентировочную стоимость одного квадратного метра квартиры по установленному нормативу в размере... рублей, ориентировочную сверхнормативную стоимость одного квадратного метра квартиры в размере... рублей

Кроме того, истцами в течение полутора лет надлежащим образом исполнялись принятые на себя договорные обязательства и вносились денежные средства на расчетный счет адрес НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», согласно графику платежа.

Поскольку условия договора в части установления стоимости 1 кв. м квартиры в размере... рублей по установленному нормативу и... руб. сверх норматива не противоречат требованиям действующих нормативных правовых актов Республики Татарстан, регулирующих порядок предоставления гражданам жилья по социальной ипотеке и условия оплаты гражданами приобретенных жилых помещений, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Кроме того, на момент подписания протокола на передачу истцам квартиры от..., который является в силу пункта 2.6 договора социальной ипотеки, неотъемлемой частью данного договора, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 366 от 02 августа 2007 года уже действовало, соответственно оно уже являлось обязательным для сторон.

Что касается требований о возложении обязанности на ответчика оказать государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения), то и в данной части суд полагает требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 188 от 15 апреля 2005 года «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», если после принятия на учет у молодой семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) в размере, эквивалентном стоимости 18 кв. метров, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 366 от 02 августа 2007 года «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69 ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки» отменена норма, предусматривающая государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) в размере, эквивалентном стоимости 18 кв. метров, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка и введена другая норма государственной поддержки, а именно, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, у нее возникает право на государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 тыс. рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Как пояснил истец, государственная поддержка семье Мухаммадиевых оказана в размере... руб., в полном соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ №233 «О внесении изменений в порядки, утвержденные постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 г. №188 «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», поскольку на момент рождения ребенка у истцов действовало данное постановление.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-196, 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ф.Ф. Мухаммадиева, ФИО11 Мухаммадиевой к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании действий незаконными, возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон постановление Кабинета Министров №188 от 15.04.2005 г. «О порядке реализации жилья по социальной ипотеке», возложении обязанности по применению к правоотношениям сторон стоимости одного квадратного метра жилья в размере... рублей, возложении обязанности оказания государственной поддержки в размере, эквивалентном стоимости 18 квадратных метров – о т к а з а т ь.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Копия верна. Судья (подпись)

Судья: Д.Р. Шакирьянова