Авансовый платеж по налогу на землю. Земельный налог: сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу. Примеры установленных сроков уплаты земельного налога организациями

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса . Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Многие индивидуальные предприниматели и коммерческие организации используют в своей коммерческой деятельности земельные участки. У юридических лиц они числятся на балансе и относятся к категории основных средств. Расскажем в статье, как начисляется и происходит уплата авансов земельному налогу, какие особенности нужно знать плательщику.

Индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерский учет в полном его понимании, поэтому им нет необходимости ставить на учет все активы. Такая категория субъектов предпринимательской деятельности может использовать в работе, как личные земельные наделы, так и участки, арендованные у других физических лиц.

Как субъектам предпринимательской деятельности рассчитать земельный налог

Простым гражданам и физическим лицам – индивидуальным предпринимателям можно не переживать по поводу правильности и полноты начисления и уплаты налога на землю. Это обусловлено тем, что все исчисления за них выполнит контролирующий орган. По завершении отчетного года из налоговой службы на домашний адрес физических лиц будут по почте (заказными письмами) направлены уведомления, в которых указана сумма налога к уплате и стоит граничная дата проведения платежных операций.

Если в процессе исчисления налоговых обязательств были допущены ошибки, то в этом случае вся ответственность будет возложена на налоговиков.

Что касается коммерческих организаций, то они все расчеты проводят самостоятельно и за их достоверность несут ответственность в соответствии с Федеральным законодательством России. Если в процессе камеральной, комплексной, встречной или внеплановой проверки сотрудники контролирующих органов выявят недоплату в бюджет, то к нарушителям земельного законодательства будут применены штрафные санкции и пени.

Какие ставки применяются при расчете земельного налога

Каждый субъект предпринимательской деятельности, который является плательщиком земельного налога, перед проведением исчислений своих обязательств должен обратиться в контролирующий орган по месту регистрации и узнать действующие ставки. Они установлены Федеральным законодательством России и отличаются друг от друга в зависимости от предназначения земель:

Ставка налога в размере 0,3% применяется к земельным участкам, которые используются для:

  • нужд Российской Федерации в сфере обороны;
  • нужд сельскохозяйственных предприятий;
  • для садоводства и дачных поселений;
  • для возведения объектов жилого фонда.

Контролирующие органы наделены Федеральным законодательством России широкими полномочиями. Они имеют право по своему усмотрению изменять коэффициенты, используемые субъектами предпринимательской деятельности при исчислении земельного налога.

Нужно ли платить авансовые платежи по земельному налогу юридическим лицам?

Все земельные участки (исключения описаны в статье 389 Налогового Кодекса РФ), которые используются юридическими и физическими лицами для осуществления коммерческой деятельности, подлежат налогообложению. Индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям необходимо запомнить следующее:

  • база, которая используется при исчислении земельного налога – кадастровая стоимость участка (она пересматривается соответствующим органом 1 раз в 5 лет);
  • налоговый период – календарный год;
  • юридические и физические лица самостоятельно проводят расчет налога, после чего начисленные налоговые обязательства перечисляют в бюджет, а в местную налоговую службу подают отчетность.

Юридические лица в соответствии с Налоговым Кодексом России (статья 393) должны платить авансовые взносы.

Осуществление контроля за порядком уплаты земельного залога и авансовых платежей возлагается на муниципальные органы власти. Именно они должны на своем уровне принять соответствующий закон, в котором субъекты предпринимательской деятельности могут и освобождаться (Налоговый Кодекс РФ, статья 393, п. 3) от обязанности платить в бюджет аванс.

Если юридические лица несвоевременно оплатят авансовые взносы по земельному налогу, к ним не будут применяться штрафные санкции. В этом случае будет начислена только пеня за каждый день просрочки.

Нужно ли платить авансовые платежи по земельному налогу физическим лицам?

Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются владельцами земельных участков, обязаны уплачивать налог в установленные Налоговым Кодексом сроки. Для такой категории налогоплательщиков отсутствует необходимость делать авансовые платежи в бюджет. Все исчисления за них проводят сотрудники контролирующих органов, которые по окончании отчетного периода отправляют им по почте соответствующие уведомления.

Индивидуальные предприниматели обязаны:

  1. Платить земельный налог, независимо от того, на каком налоговом режиме осуществляют свою коммерческую деятельность.
  2. Физические лица и ИП должны за 2016 год заплатить налог до 1 декабря 2017 года.
  3. В том случае, когда на протяжении отчетного периода была проведена переоценка кадастровой стоимости земельного надела, физические лица и индивидуальные предприниматели должны обратиться в Федеральную Налоговую Службу по месту прописки с просьбой провести перерасчет налоговых обязательств.
  4. Начиная с 2015 года все, без исключения, физические лица обязаны уведомлять контролирующие органы о появлении любых объектов недвижимости.

Правила начисления авансовых платежей по земельному налогу

В тех регионах Российской Федерации, муниципальные органы власти которых приняли на местном уровне законы об авансовых платежах по земельному налогу, в индивидуальном порядке определяются и сроки их перечисления в бюджет. Коммерческие организации обязаны:

Вопрос Ответ
В каком периоде рассчитываются авансовые платежи Юридическое лицо самостоятельно проводит все исчисления по окончании каждого отчетного периода (в данном случае квартала)
Как делается расчет аванса по земельному налогу Юридические лица в процессе исчислений задействуют специальную формулу, посредством которой узнают величину налоговых обязательств. После этого результат умножается на ¼. Полученная в процессе этих исчислений сумма подлежит перечислению в местный бюджет
Как узнать о том, полную сумму налога перечислила организация В конце отчетного года каждая организация, которая является плательщиком земельного налога, определяет величину недоплаченных налоговых обязательств и после этого делает перечисление в бюджет

При исчислении авансовых платежей задействуется специальная формула, где:

  • ЗН - размер налога (земельного);
    Сн - ставка земельного налога в %;
    Кст - кадастровая стоимость земельного надела.

Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям нужно помнить о следующих нюансах:

  • срок оплаты земельного налога устанавливают органы муниципальной власти;
  • граничный срок оплаты налоговых обязательств не может быть установлен раньше крайнего срока подачи отчетности (в данном случае до 1 февраля);
  • оплата авансовых платежей и земельного налога осуществляется в ФНС, которая расположена по месту нахождения объекта;
  • от обязанности платить земельный налог освобождены коренные народы Севера (статья 395 НК РФ);
  • в Федеральном законодательстве предусмотрены льготы по земельному налогу;
  • налог определяется для каждого объекта недвижимости, при этом учитывается, он находится в единоличном либо совместном владении, или в долевой собственности и т. д. Читайте также статью: → “ ».

Порядок уплаты земельного налога

Физические лица и индивидуальные предприниматели не должны подавать декларацию по земельному налогу за 2016 год. Оплатить налог они обязаны не позднее 1 октября 2017 года. Основанием для перечисления налоговых обязательств будет являться уведомление из контролирующего органа. В этом документе будет указана вся информация, касающаяся технических сторон участка, сумма налога и граничный срок его уплаты в местный бюджет.

Юридические лица в отличие от индивидуальных предпринимателей обязаны платить авансовые взносы по земельному налогу.

После завершения 1 квартала компания должна сделать первый платеж в местный бюджет. Сумма налоговых обязательств будет представлять собой ¼ величины земельного налога, начисленного за отчетный год. Таким же образом коммерческие компании должны будут поступать по завершении 2 и 3 кварталов. После того как подойдет к концу отчетный год, юридическое лицо обязано будет сделать доплату налога и сдать по нему отчет (не позднее 1 февраля).

Самые частые вопросы по расчету земельного налога

Для этого достаточно перемножить между собой стоимость земельного участка (кадастровую) ставку налога и площадь земельного надела.

Вопрос №2. Где и когда выдается кадастровый паспорт на землю?

После того как было проведено межевание земли владельцу участка должен быть выдан в кадастре соответствующий документ, который необходим для оформления его в частную собственность.

Вопрос №3. Что делать, если после уплаты земельного налога мы узнали, что стоимость участка была указана неверно?

В том случае, когда Росреестром была допущена ошибка, которая повлияла на величину земельного налога, нужно провести его перерасчет за все периоды, в которых применялись эти величины.

Вопрос №4. Если мы считаем, что контролирующие органы используют завышенную стоимость земельного участка при исчислении налога, что нам делать?

При возникновении такой ситуации нужно обратиться в суд с исковым заявлением. Если в процессе разбирательств вы сможете обосновать свою позицию, суд вынесет решение в вашу пользу. На его основании будет проведен перерасчет земельного налога.

Вопрос №5. Я являюсь владельцем небольшой компании, работаю на УСН. Мне нужно сдавать декларацию по земельному налогу?

Тем, кот использует упрощенную систему налогообложения, не нужно сдавать отчетность. Вам нужно только вносить авансовые платежи.

Примеры расчета налога на землю

Физическое лицо 17 декабря 2015 года приобрело земельный участок у Иванова И. И. Его стоимость, согласно кадастровым документам, составляет 5 000 000 рублей. 23 января 2016 года Покупатель получил свидетельство о государственной регистрации земли. В конце марта 2016 года он принял решение о продаже этого объекта недвижимости. Он должен будет заплатить такие налоги.

После подачи декларации будет определен налоговая база (5 000 000 руб. х 0,7) 3 500 000 рублей. Налоговый обязательства (НДФЛ) физического лица составят 455 000 рублей (3 500 000 руб. х 0,13%). Земельный налог за период владения земельным участком, с 23.01.2016 по дату снятия с государственного учета. Для этого будет использоваться кадастровая стоимость земли 5 000 000 рублей. Все исчисления будут сделаны налоговиками, которые пришлют физическому лицу на домашний адрес соответствующее уведомление.

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 20 000 000 рублей. Ставка налога, установленная на этот вид наделов, составляет 0,2%. Нужно определить сумму налога к уплате в бюджет. Первым делом определяется налоговая сумма: 20 000 000 рублей соответствует 100%, а нужно исчислить налоговую сумму, которая составляет 0,2% от базы. Результат исчислений: 40 000 рублей земельного налога, который необходимо заплатить в бюджет.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации должны в процессе проведения исчислений земельного налога учитывать стоимость участков, указанную в кадастровой документации на 1 января отчетного года. Те физические и юридические лица, которые в отчетном периоде только приобрели или арендовали земельные наделы, должны проводить расчет налоговых обязательств исходя из их оценочной стоимости.

Земельный налог относится к местным налогам и регулируется главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.

В Красноярске земельный налог введен Решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 № 5-32.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, владеющие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения:

На праве собственности,

На праве постоянного (бессрочного) пользования,

На праве пожизненного наследуемого дарения.

Объекты налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Перечень земельных участков, которые не являются объектами налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 НК РФ. Это – земельные участки, ограниченные в обороте или изъятые из оборота, а также земли лесного фонда.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Отчетными периодами являются 1-й квартал, 2-й квартал, 3-й квартал.

Местные органы власти в своих нормативных правовых актах могут не устанавливать отчетный период.

В Красноярске отчетные периоды установлены.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка и равна кадастровой стоимости этого участка, сформированной на начало налогового периода (на 1 января календарного года).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то его кадастровая стоимость определяется на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.

Если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию пропорционально «муниципальной»доле земельного участка. Для исчисления налоговой базы надо кадастровую стоимость всего участка умножить на соответствующую долю муниципального образования.

Если двое и более лиц владеют земельным участком на праве общей собственности, то налоговая база исчисляется каждым налогоплательщиком отдельно. Особенности определения налоговой базы для таких случаев установлены статьей 392 НК РФ.

Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно. При этом на предпринимателей это правило распространяется только в отношении земель, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Налоговая база может быть уменьшена на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей налогоплательщиками, перечисленными в пункте 5 ст. 391 НК РФ.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются местными органами власти. Предельные размеры этих ставок, выше которых «местные» ставки быть не могут, установлены пунктом 1 ст. 394 НК РФ.

Органы власти на местах вправе устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель, а также разрешенного использования земельного участка.

В Красноярске ставка земельного налога:

1) составляет 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

Занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

Отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства;

Занятых гаражами и автостоянками;

2) составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Налоговые льготы

Организации и физические лица, которым предоставлены льготы по земельному налогу, перечислены в статье 395 НК РФ. Этот перечень действует на всей территории РФ.

Местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 387 НК РФ).

В Красноярске освобождаются от налогообложения:

Органы государственной власти Красноярского края и городского самоуправления в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;

Учреждения здравоохранения, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города и Фонда обязательного медицинского страхования;

Учреждения образования, спорта, культуры и социальной защиты, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города.

Расчет авансовых платежей и налога

Земельный налог (ЗН) по каждому земельному участку за налоговый период исчисляют как произведение налоговой базы (НБ) на ставку налога (СН), установленную в конкретном муниципальном образовании, где находится земельный участок (или его часть), с учетом поправочного коэффициента (К):

ЗН = НБ х СН х К

Поправочный коэффициент (К) определяется как отношение числа полных месяцев (N ), в течение которых налогоплательщик владел земельным участком в течение календарного года, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12 месяцев):

К = N /12

Если возникновение (прекращение) прав налогоплательщика на земельный участок произошло до 15-го числа месяца, то за полный принимается месяц возникновения прав. После 15-го числа – месяц прекращения указанных прав.

Сумма авансового платежа за i -тый квартал (А i ) рассчитывается как четвертая часть произведения налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (СН) с учетом поправочного коэффициента (К i ) на фактический срок владения участком:

А i = ¼ х НБ х СН х К i

Квартальный поправочный коэффициент рассчитывают как отношение полных месяцев (N кв ), в течение которых налогоплательщик владел участком в отчетном периоде (квартале), к числу месяцев отчетного периода (3 месяца):

К i = N кв / 3

Сумма налога (ЗН уп), подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), определяется за минусом начисленных в течение года авансов:

ЗН уп = ЗН – А 1кв – А 2кв – А 3кв

Особенности исчисления налога и авансов по земельным участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) предусмотрены пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ. Если налогоплательщик приобрел (получил) земельный участок под жилищную застройку, то первые три года он рассчитывает налог с повышающим коэффициентом 2. Если построенный и введенный в эксплуатацию объект будет зарегистрирован до истечения 3-летнего срока, то сумма налога в размере однократной ставки подлежит зачету или возврату. Если строительство будет продолжаться после истечения 3-летнего периода, то налог рассчитывается с повышающим коэффициентом 4 вплоть до даты государственной регистрации объекта недвижимости.

Платежи и отчетность

Сроки уплаты налога, авансовых платежей и представления отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями по земельному налогу представлены в таблице.

Какие налоги надо платить

Сроки уплаты налогов

Налоговая отчетность

вид налога

вид платежа

вид отчета

дата представления

форма и порядок заполнения

Земельный налог

аванс за квартал

Налоговая отчетность не предоставляется

налог

Налоговая декларация по земельному налогу

Среди прочих налогов и взносов организации обязаны перечислять земельный налог. О сроках уплаты земельного налога юридическими лицами в 2018 году читайте в этой статье.

Сроки уплаты земельного налога для юридических лиц в 2018 году

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ, общий срок уплаты земельного налога за год не может быть установлен ранее срока сдачи декларации по налогу - 1 февраля. Однако местные власти могут устанавливать свой срок и отчетные периоды. В этом случае кроме годового платежа, юридические лица перечисляют земельный налог каждый квартал.

Срок уплаты земельного налога за 2017 год в каждом муниципальном образовании устанавливается свой. Точный срок уплаты можно найти в акте представительных органов муниципалитета. В нем же будут указаны сроки перечисления авансовых платежей, если таковые введены в регионе.

Чтобы точно узнать, в какие сроки нужно заплатить налог на землю, необходимо найти соответствующий местный правовой акт, которым установлены правила его уплаты. За получением нужной информации можно обратиться в налоговую инспекцию по месту учета. Также на официальном сайте ФНС есть специальный сервис , позволяющий узнать условия налогообложения на территории любого муниципального образования.

Например, в Санкт-Петербурге срок уплаты земельного налога - до 10 февраля включительно (Закон г. Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105). Также в течение года петербуржцы должны были перечислять авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Соответственно, сроки уплаты земельного налога для юридических лиц в 2018 году следующие:

  • 12 февраля - за 2017 год (перенос с 10 февраля);
  • 3 мая (перенос с 30 апреля) - за 1 квартал;
  • 31 июля - за 2 квартал;
  • 31 октября - за 3 квартал.

Обратите внимание!

Для ИП установлен иной порядок и срок уплаты земельного налога. Физлица, в том числе предприниматели, платят налог на землю не позднее 1 декабря года, следующего за прошедшим. За 2017 год его нужно заплатить до 1 декабря 2018 года. Авансовые платежи ИП не вносят.

Нарушение срока уплаты земельного налога в 2018 году

За несвоевременную или неполную уплату земельного предусмотрен штраф. Его размер составит 20% от неуплаченной суммы.

Если же нарушение организация не уплатила налог умышленно, штраф возрастет до 40% от задолженности.

Кроме штрафа налоговики начислят пени исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день просрочки. Если просрочка превысит 30 дней, то с 31-го дня пени начислят уде исходя из 1/150 ставки.

Итак, чтобы избежать санкций, нужно не только вовремя сдать декларацию и уплатить земельный налог.

СТАТЬЯ 396 НК РФ.

«1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

3. Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 настоящего Кодекса, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на , должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

13. Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости».

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по земельному налогу установлен статьей 396 НК РФ.

В соответствии пунктами 1, 2, статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиками - организациями самостоятельно по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-организации, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу самостоятельно по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой (нормативной) стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Органу муниципального образования (законодательному (представительному) органу государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) представлено право при установлении налога предусмотреть уплату налога в течение налогового периода не более двух авансовых платежей только для категории налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма авансового платежа по налогу, для такой категории налогоплательщиков исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 НК РФ, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей (пункт 4 статьи 396 НК РФ).

Сумма налога, которая подлежит, уплате в бюджет по итогам налогового периода представляет собой разницу между суммой налога исчисленной налогоплательщиком самостоятельно и суммой подлежащей уплате в течение налогового периода авансовых платежей (пункт 5 статьи 396 НК РФ).

В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (пункт 7 статьи 396 НК РФ).

Исчисление налога в отношении земельного участка перешедшего к физическому лицу по наследству происходит с месяца открытия такого наследства (пункт 8 статьи 396 НК РФ). В соответствии с нормами гражданского права (статья 1114 ГК РФ) днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Для отдельных категорий налогоплательщиков органы муниципального образования и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга имеют право предусмотреть своего рода льготу, то есть не начислять и не уплачивать авансовые платежи по земельному налогу в течение налогового периода (пункт 9 статьи 396 НК РФ).

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, представляют документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. В случае возникновения или прекращения у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ представляют информацию в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней с момента регистрации недвижимого имущества.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Данная информация представляется по формам, утвержденным Минфином Российской Федерации.

Обратите внимание!

Приказом Минфина Российской Федерации от 7 сентября 2005 года №112н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения» и рекомендаций по ее заполнению» утверждена форма «Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения» и порядок ее заполнения.

Приказом Минфина Российской Федерации от 20 июня 2005 года №75н утверждена форма «Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу» и рекомендаций по ее заполнению.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (пункт 15 статьи 396 НК РФ).

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (пункт 16 статьи 396 НК РФ).

В отношении земельных участков, приобретенных с 1 января 2005 года в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, в течение трех лет на срок проектирования и строительства налогообложение производится в двукратном размере от полной налоговой ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа. В последующие годы вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости взимается в четырехкратном размере. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом.

В отношении земельных участков, приобретенных с 1 января 2005 года в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, в течение десяти лет на срок проектирования и строительства налогообложение производится по полным налоговым ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа. В последующие годы вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог взимается в двукратном размере. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом. Такие разъяснения применения земельного налога приведены в Письме ФНС Российской Федерации от 27 января 2005 года №ММ-6-21/63@ «О земельном налоге» (вместе с Письмом Минфина Российской Федерации от 14 января 2005 года №03-06-02-02/01).

Гражданам, платившим, земельный налог по полной ставке за участки занятые недостроенным жильем налог будет пересчитан только за последние три года, то есть за период 2002 - 2004 годов. В связи с этим они вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка (Письмо МНС Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №21-3-07/344 «О земельном налоге»).

Плательщики земельного налога представляют в налоговые органы расчеты по авансовым платежам ежеквартально, начиная с расчета за первый квартал 2005 года (Письмо ФНС Российской Федерации от 13 мая 2005 года №21-4-04/171 «О земельном налоге»).

Форма налогового отчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендаций по ее заполнению».

«1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом».

Общий порядок уплаты налогов и сборов определен в статье 58 НК РФ. Согласно пункту 4, которой конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со статьей 58 НК РФ применительно к каждому налогу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 397 НК РФ).

Земельный налог и авансовые платежи по налогу налогоплательщики уплачивают в бюджет по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».