Совершенствование кадастровой оценки земель водного фонда. Расчет кадастровой стоимости земель водного фонда. Факторы, определяющие стоимость земли

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 35, ст. 4326) приказываю;

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель водного фонда.

Министр Г.О. Греф

1. Основные положения

1.1. Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель водного фонда (далее - Методические рекомендации) применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, земельных участков в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов.

Поверхностными водными объектами, за исключением обособленных водных объектов;

Подземными водными объектами;

Внутренними морскими водами;

Территориальным морем Российской Федерации.

1.3. Для целей определения кадастровой стоимости земельные участки в составе земель водного фонда подразделяются на:

1.3.1. Земельные участки, занятые обособленными водными объектами.

1.3.2. Земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов:

Занятые объектами водоснабжения;

Занятые объектами рекреации;

Занятые объектами рыбного и охотничьего хозяйства;

Занятые водозаборными, портовыми, гидротехническими и иными водохозяйственными сооружениями и объектами;

Занятые древесно-кустарниковой или иной растительностью;

Предоставленные садоводческим, огородническим и дачным объединениям.

2. Группировка земельных участков в составе земель водного фонда

2.1. В зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельные участки в составе земель водного фонда, указанные в Методических рекомендаций, объединяются в следующие группы.

Первая группа включает в себя земельные участки, занятые обособленными водными объектами, находящимися в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторая группа включает в себя земельные участки занятые:

Обособленными водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Сооружениями, предназначенными для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружениями (дамбами), ограждающими хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройствами от размывов на каналах, а также другими сооружениями, предназначенными для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов.

Третья группа включает в себя земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые:

Объектами водоснабжения;

Объектами рыбного и охотничьего хозяйства;

Гидротехническими сооружениями (за исключением сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов);

Водозаборными, портовыми и иными водохозяйственными сооружениями и объектами.

Четвертая группа включает в себя земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые древесно-кустарниковой или иной растительностью.

Пятая группа включает в себя земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, предоставленные садоводческим, огородническим и дачным объединениям.

Шестая группа включает в себя земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые объектами рекреации.

3. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к первой группе

3.1. Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к первой группе, устанавливается в размере 100% от их рыночной стоимости. Рыночная стоимость указанных земельных участков определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 г. N 568-р.*

_____________________

4. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных ко второй группе

4.1. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных ко второй группе, осуществляется в следующем порядке:

Определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных ко второй группе;

Расчет кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных ко второй группе.

4.2. Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных ко второй группе, в пределах административного района устанавливаются исходя из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения в пределах территории того же административного района.

4.3. Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных ко второй группе, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости указанных земельных участков на их площадь.

5. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к третьей группе

5.1. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к третьей группе, осуществляется в следующем порядке:

Определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к третьей группе;

Расчет кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к третьей группе.

5.2. Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к третьей группе, в пределах территории административного района рассчитываются исходя из среднего для того же административного района значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения, отнесенных Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. N П/19** к соответствующей группе.

______________________________

** Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения признана не нуждающейся в государственной регистрации письмом Минюста России от 8 апреля 2003 г. N 07/3354-ЮД.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "П/49"

В случае, если земельные участки, отнесенные к третьей группе, расположены в границах прибрежных защитных полос, удельные показатели кадастровой стоимости указанных земельных участков рассчитываются исходя из максимального для того же административного района значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения, отнесенных Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения к соответствующей группе.

5.3. Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к третьей группе, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости указанных земельных участков на их площадь.

6. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к четвертой группе

6.1. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к четвертой группе, осуществляется в следующем порядке:

Определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к четвертой группе;

Расчет кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к четвертой группе.

6.2. Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к четвертой группе, в пределах территории административного района рассчитываются исходя из минимального для того же административного района значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения по виду использования, наиболее близкому по функциональному назначению к оцениваемым земельным участкам.

6.3. Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к четвертой группе, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости указанных земельных участков на их площадь.

7. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе

7.1. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе, осуществляется в следующем порядке:

Определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе;

Расчет кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе.

7.2. Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе, в пределах территории административного района рассчитываются исходя из среднего для того же административного района значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений.

В случае, если земельные участки, отнесенные к пятой группе, расположены в границах прибрежных защитных полос, удельные показатели кадастровой стоимости указанных земельных участков рассчитываются исходя из максимального для того же административного района значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений.

7.3. Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к пятой группе, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости указанных земельных участков на их площадь.

8. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к шестой группе

8.1. Определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к шестой группе, осуществляется в следующем порядке:

Определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к шестой группе;

Расчет кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к шестой группе.

8.2. Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к шестой группе, в пределах территории административного района рассчитываются исходя из среднего для того же административного района значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков особо охраняемых территорий и объектов, отнесенных Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов, утверждаемыми Минэкономразвития России, к соответствующей группе.

В случае, если земельные участки, отнесенные к шестой группе, расположены в границах прибрежных защитных полос, удельные показатели кадастровой стоимости указанных земельных участков рассчитываются исходя из максимального для того же административного района значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков особо охраняемых территорий и объектов, отнесенных Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов к соответствующей группе.

8.3. Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к шестой группе, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости указанных земельных участков на их площадь.

ОЦЕНКА ЗЕМЛИ

Учебное пособие

Волгоград


3 Принципы оценки земель. 8


Факторы, определяющие стоимость земли

При определении рыночной стоимости земельного участка необходимо учитывать факторы стоимости объекта оценки (факторы, изменение которых влияет на рыночную стоимость объекта оценки) и сложившиеся на рынке характеристики сделок с земельными участками.

Наиболее важными факторами стоимости, как правило, являются:

¨ местоположение и окружение;

¨ целевое назначение, разрешенное использование, права иных лиц на земельный участок;

¨ физические характеристики (рельеф, площадь, конфигурация и др.);

¨ транспортная доступность;

¨ инфраструктура (наличие или близость инженерных сетей и условия подключения к ним, объекты социальной инфраструктуры и т.п.).

К характеристикам сделок с земельными участками, в том числе, относятся:

¨ условия финансирования сделок с земельными участками (соотношение собственных и заемных средств, условия предоставления заемных средств);

¨ условия платежа при совершении сделок с земельными участками (платеж денежными средствами, расчет векселями, взаимозачеты, бартер и т.п.);

¨ обстоятельства совершения сделки с земельными участками (был ли земельный участок представлен на открытый рынок в форме публичной оферты, аффилированность покупателя и продавца, продажа в условиях банкротства и т.п.);

¨ изменение цен на земельные участки за период с даты заключения сделки с аналогом до даты проведения оценки.

В зарубежной и отечественной теории и практике оценки земли принято выделять четыре основные категории факторов, влияющих на стоимость земли:

¨ экономические;

¨ социальные;

¨ юридические, административные или политические;

¨ физические, связанные с окружающей средой либо с местоположением.

Экономические факторы определяются общим состоянием мировой, национальной или региональной экономики. Экономическими факторами спроса являются уровень занятости, величина заработной платы и доходов, платежеспособность, наличие источников финансирования, ставка процента, издержки, связанные с оформлением продаж. Экономические факторы предложения представлены площадью земель, предлагаемых к продаже, затратами на освоение или производство строительных работ, затратами, связанными с обеспечением финансирования и налогообложением.

Социальные факторы основаны на базовых потребностях людей в приобретении земли и в общении с окружающими. Эти потребности проявляются, с одной стороны, в стремлении людей "группироваться" вокруг городских центров, а с другой стороны, в разных вариантах землепользования. Стоимость земельных участков зависит также от других факторов социального характера – возрастной структуры, уровня образования населения, криминогенности, чувства собственности.

Юридические, административные и политические фак торы влияют на спрос как положительно, так и отрицательно. Политика предоставления разного рода льгот способствует эффективному землепользованию и стимулирует освоение земельных участков. На уровне государства экономическая, фискальная и кредитно-денежная политика могут стимулировать, либо подавлять экономическое развитие в целом и спрос на землю в частности. Органы государственной власти и местного самоуправления часто осуществляют программы стимулирования или ограничения освоения земли через такие механизмы, как налогообложение, зонирование, контроль землепользования и ставок арендной платы. К факторам данного группы относятся также качество услуг, предоставляемых местной администрацией, например, дороги, школы, общественный транспорт, состояние городских служб.

В совокупности физических факторов , факторов окружающей среды и местоположения разграничивают характеристики собственно участка (размер, топография, иные физические параметры) и показатели местоположения, описывающие участок с точки зрения его расположения относительно делового центра, автострады, школ, магазинов и т.п.

Принципы оценки земель

В теории оценки недвижимости выделяют следующие группы принципов оценки:

1) пользователя;

2) связанные с требованиями к земельному участку и зданиям и сооружениям, которые на нем находятся;

3) связанные с рыночной средой;

4) наилучшего и наиболее эффективного использования объекта недвижимости и земельного участка.

К принципам пользователя относятся принципы полезности, замещения и ожидания. Каждый из этих принципов напрямую относится в первую очередь к зданиям, строениям, сооружениям и лишь косвенно затрагивает земельные участки.

Непосредственно "привязаны" к земле принципы, связанные с требованиями к земельному участку, зданиям и сооружениям, которые на нем находятся. К этой группе оценочных принципов относятся принципы:

– остаточной продуктивности земли;

– предельной продуктивности (принцип вклада);

– возрастающей и уменьшающейся доходности;

– оптимальной величины;

– оптимального разделения имущественных прав;

– сбалансированности.

Согласно принципу остаточной продуктивности в основе стоимости земли лежит ее остаточная продуктивность (или производительность). Теория остаточной продуктивности базируется на четырех составляющих производства (капитал, труд, управление, земля), необходимых для осуществления любого вида деятельности.

Каждая из составляющих производства должна быть покрыта из доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Однако вследствие того, что земля физически недвижима, а труд, капитал и управление привлекаются к ней для осуществления предпринимательской деятельности, сначала оплачиваются эти три составляющие производства, а остаток дохода выплачивается владельцу земли как рента.

Данное суждение исходит из положения экономической теории – земля имеет "остаточную стоимость" и определенную ценность тогда, когда есть остаток дохода после покрытие трех других составляющих производства (Маршалл А.). Таким образом, остаточная продуктивность выражается доходом, приходящимся на землю, после того, как оплачены затраты на труд, капитал и управление.

В основе принципа предельной продуктивности (принципа вклада) лежит положение об оставшемся после покрытия издержек доходе, полученном в результате инвестиций. Принцип предельной продуктивности в отношении земельных участков реализуется следующим образом: затраты на улучшение качественных свойств земли (внесение удобрений, проведение рекультивации и т.д.) позволяют увеличить ее стоимость в размерах, значительно больших, чем вложенные затраты. Размер вклада будет соответствовать разнице между увеличением цены в результате улучшений качества земель и затратами на эти улучшения

Принцип возрастающей и уменьшающейся доходности заключается в том, что увеличение капиталовложений в основные составляющие производства обуславливает пропорциональное увеличение темпов роста прибыли лишь до определенного предела, после которого прирост прибыли становится меньше, чем прирост капиталовложений. Данный предел соответствует максимальной стоимости объекта недвижимости, для определения которой эксперту-оценщику необходимо проанализировать различные варианты использования земельного участка, например рассчитать прибыль от строительства различных типов объектов недвижимости или различного числа объектов на этом участке. Таким образом, принцип возрастающей и уменьшающейся доходности реализуется в процессе вариантного проектирования различных сочетаний составляющих производства и определения на этой основе максимальной прибыли.

Сущность принципа оптимальной экономической величины заключается в следующем: при сложившихся на рынке недвижимости тенденциях бόльшим спросом пользуется определенная (оптимальная) величина объекта недвижимости данного типа. Принцип оптимальной величины подходит как к строениям, так и к земельным участкам. Например, на рынке жилья в Москве повышенным спросом пользуются одно-двух комнатные квартиры, а на земельном рынке в Подмосковье – земельные участки размером 10 соток.

Непосредственное отношение к земельным участкам и расположенным на них объектам недвижимости имеет принцип оптимального разделения имущественных прав. Основной постулат данного принципа: имущественные права на объект недвижимости следует разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта недвижимости. В отношении земельных участков разделение имущественных прав может осуществляться следующим образом:

¨ физическое разделение – разделение прав на воздушное пространство, на поверхность земли и ее недра, разделение земельного массива на отдельные участки;

¨ разделение по времени владения и пользования – различные виды аренды, пожизненное владение, будущие имущественные права;

¨ разделение совокупности имущественных прав собственности – права владения, срочного или бессрочного пользования, распоряжения, пожизненного (наследуемого) владения;

¨ разделение по залоговым правам (в перспективе).

Принцип сбалансированности (или принцип пропорциональности), заключающийся в том, что составляющие производства (либо объекта недвижимости) должны сочетаться между собой в определенной пропорции, устанавливает экономическую связь земли с капиталом, трудом и управлением. Оптимально сочетание всех четырех составляющих производства приведет к максимальному доходу, а, следовательно, и высокой стоимости объекта недвижимости при его оценке.

Группа принципов, связанных с рыночной средой , представлена принципами зависимости, соответствия, спроса и предложения, конкуренции, изменения.

Согласно принципу зависимости, на стоимость объекта недвижимости (в том числе земли) оказывают влияние различные факторы внешней среды: климатические, геологические, региональные, социальные, экономические, экологические, юридические, демографические и т.д. В зависимости от степени влияния на тот или иной объект (участок) факторы можно разделить на основные и дополнительные. Безусловно, одним из основных факторов, определяющих стоимость объекта недвижимости, является его местоположение. В совокупности с близостью к объектам инфраструктуры (дороги, торговые и культурные центры) фактор местоположения формирует понятие "экономическое местоположение недвижимости", оказывающее наибольшее влияние на стоимость объекта недвижимости.

Зависимость стоимости объекта недвижимости от различных факторов реализуется в форме связей. Связи измеряются затратами времени, денежных средств или расстоянием. Например, рассматривая влияние на стоимость дачного участка одного из региональных факторов – расположения его в живописном месте – можно попытаться измерить эту связь путем сравнения оцениваемого участка с сопоставимым, находящимся в обычной местности участком. Разница в стоимости этих объектов и будет характеризовать влияние фактора (живописность местоположения) на стоимость объекта в денежном выражении.

Согласно принципу соответствия, объект недвижимости, не соответствующий существующим в настоящее время рыночным стандартам, имеет меньшую стоимость. Принцип соответствия широко используется архитекторами при проектировании градостроительных объектов. Проекты застройки должны соответствовать типу землепользования в соответствующем районе. Разумная архитектурная однородность и высокий уровень удобств и услуг обусловливают высокую стоимость объекта.

Суть принципа спроса и предложения заключается в выявлении взаимосвязи между потребностью в объекте недвижимости (спрос) и ограниченностью его предложения. Спрос на объект недвижимости обусловлен его полезностью (способностью удовлетворять потребности пользователя) и доступностью, но ограничен платежеспособностью потенциальных потребителей. Чем выше спрос, тем выше стоимость объекта недвижимости (предложение земельных участков ограничено).

Наибольшее влияние на соотношение спроса и предложения на объекты недвижимости оказывает введение законодательных и нормативных актов. Например, разрешение в законодательном порядке купли и продажи земельных участков обусловило значительное увеличение предложения на земельном рынке, что, в свою очередь, привело к стабилизации цен на землю.

Принципы конкуренции и изменения, в основном, присущи оценке зданий и сооружений.

Этап 1. Определение задачи.

О6ычно цель оценки состоит в определении какой-либо оценочной стоимости, что необходимо клиенту для принятия решения. Полезность, заме­щение и ожидание являются теми основополагающими принципами, которые помогают аналитику понять содержание поставленной задачи.

Этап 2. Составление плана оценки.

Обычно оценщик разрабатывает план, чтобы определить, какие дан­ные будут необходимы для решения поставленной задачи. План состав­ляется во избежании ненужного дублирования, непродуктивных затрат и потери времени. Оценщик попытается сконцентрировать свое внима­ние на тех факторах, которые имеют значение для решения данной за­дачи.

Этап 5. Согласование.

Согласование - это процесс, в ходе которого для достижения оконча­тельной оценки стоимости выносятся определенные логические сужде­ния. Перед его началом оценщик просматривает все факты и проверя­ет точность вычислений. Все допущения проверяются на разумность и надежность.

Оценка земель поселений

Методика ГКО земель поселений разработана группой специалистов – представителей Государственной земельной службы РФ (Росземкадастр, ФКЦ "Земля"), Министерства имущественных отношений РФ, земельных комитетов и иных организаций Нижегородской и Пермской областей. Методика предназначена для определения кадастровой стоимости земельных участков в границах городских и сельских поселений и базируется на статистическом анализе рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости и на адаптированных для российской практики подходах и методах массовой оценки недвижимости. В рассматриваемой методике кадастровая стоимость земельных участков определяется с учетом:

¨ уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений и иной информации об объектах недвижимости;

¨ площади земельного участка;

¨ вида территориальной зоны и вида функционального (разрешенного) использования земельного участка;

¨ факторов местоположения и окружающей среды.

Основными требованиями, используемыми при подготовке рассматриваемой методики и определении кадастровой стоимости земель поселений, были:

¨ преемственность при проведении ГКОЗП;

¨ достоверность и доступность исходной информации;

¨ объективность учета существующих ценообразующих факторов;

¨ совместимость с системой государственного земельного кадастра (ГЗК);

¨ простота и универсальность использования специального программного обеспечения Методики;

¨ многофункциональность и иерархичность Методики;

¨ адаптация подходов и методов оценки недвижимости.

Состав первичных данных, используемых в данной Методике, формируется на основе статистической и иной информации, обрабатываемой землеустроительными, градостроительными, иными службами и оценщиками в своей деятельности. В частности, информация о сделках с объектами недвижимости может быть представлена данными по сделкам с объектами недвижимости (купля-продажа, аренда, выкуп земельных участков под приватизированными предприятиями), а также ценами предложений по объектам недвижимости, публикуемыми в специальных изданиях или средствах массовой информации.

Основными этапами расчета кадастровой стоимости земель поселений по рассматриваемой Методике являются:

1) проведение факторного анализа с учетом ценообразующих факторов;

2) выделение на территории субъекта РФ кластеров административных районов, поселений, кадастровых кварталов, а также выделение на территории поселения характерных точек (перекрестков улиц, центров садовых и гаражных массивов и т.п.) и отнесение их к конкретному кластеру;

3) выделение тестовых, наиболее типичных по совокупности показателей объектов в каждом кластере и определение аналитических зависимостей между ценами сделок на земельные участки и другие объекты недвижимости и ценообразующими факторами;

4) расчет по тестовым объектам кластера удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам функционального использования;

5) распределение (присвоение) на основе аналитических зависимостей удельных показателей кадастровой стоимости земель, рассчитанных по тестовым объектам кластера, на другие объекты данного кластера;

6) расчет кадастровой стоимости земельных участков на основе удельных показателей кадастровой стоимости земель объектов кластера, в котором находится земельный участок.

В общем виде расчет кадастровой стоимости земельного участка (Р) может быть представлен следующей формулой:

P= S зем.уч. *(Pпос i +Pсделки i) * К i ц,

где: S зем.уч. – площадь земельного участка (кв.м);

Pпос i – линейная функция от сжатых факторов для i-го кластера, учитывающая особенности инфраструктуры поселения (инфраструктурная составляющая), руб/кв.м;

Pсделки i – линейная функция параметров сделки для i-го кластера, учитывающая особенности конкретного земельного участка (локальная составляющая), руб/кв.м;

К i ц – коэффициент перехода от удельного показателя кадастровой стоимости земель по виду функционального использования, для которого существует информация о сделках с земельными участками и другими объектами недвижимости к удельному показателю кадастровой стоимости земель по виду функционального использования, по которому статистика рыночных сделок отсутствует.

В связи с объективной ограниченностью на территории поселений сделок с незастроенными земельными участками, в Методике предусматривается возможность использования данных о сделках с земельными участками с расположенными на них зданиями (строениями). Кадастровая стоимость земельного участка и (или) удельный показатель кадастровой стоимости земель определяется методом "извлечения" (метод определения стоимости земельного участка по остаточному принципу).

Удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам функционального использования по которым отсутствует информация о сделках, определяются на основе удельных показателей кадастровой стоимости земель по виду функционального использования, по которому существует наиболее полная статистика сделок и экспертной оценки соотношения вклада ценообразующих факторов в удельный показатель кадастровой стоимости земель данного вида функционального использования и вида функционального использования, по которому нет информации о сделках.

Экспертная оценка соотношения вклада ценообразующих факторов, влияющих на кадастровую стоимость земельных участков различного функционального использования проводится на основе вопросника типовых анкет, анализ и обработка которых осуществляется с использованием метода «анализа иерархий».

Порядок проведения ГКОЗП включает две технологические линии. По первой технологической линии определяется кадастровая стоимость земельных участков в границах поселений с численностью жителей 10000 человек и более (>10000) на основе факторного анализа и кластеризации объектов ГКОЗП на территории субъекта РФ и формирования аналитических зависимостей между ценами сделок с земельными участками и другими объектами недвижимости и ценообразующими факторами. По второй технологической линии определяется кадастровая стоимость земельных участков в малых городах и поселках, сельских поселениях с числом жителей до 10000 человек (<10000) на основе выделения тестовых объектов и установления для них удельного показателя кадастровой стоимости земель.

Практическим руководством по реализации методики ГКОЗП для организаций-исполнителей работ по государственной кадастровой оценке земель поселений являются специальные Технические указания, в которых приводятся разъяснения по используемому в методике математическому аппарату, этапам и видам работ по ГКОЗП. Методика ГКОЗП, технические указания, специальное программное обеспечение с руководством пользователя составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земель поселений.

Оценка земель лесного фонда

Согласно ст. 101 ЗК РФ к лесным землям, входящим в состав земель лесного фонда, отнесены земли, покрытые лесной растительностью и непокрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие.

Кадастровая стоимость лесных земель определяется на трех уровнях:

¨ оценочных зон и субъектов Российской Федерации;

¨ лесхозов;

¨ участков лесных земель в границах лесхозов.

Кадастровая стоимость лесных земель определяется на основе капитализации годового расчетного рентного дохода, получаемого в результате хозяйственного использования лесных земель.

На первом уровне государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации определяется кадастровая стоимость 1 гектара лесных земель в границах оценочных зон и субъектов Российской Федерации.

Оценочные зоны совпадают с лесотаксовыми районами. Границы лесотаксовых районов устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 №127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.03.2001, № 10, ст. 958).

Для определения кадастровой стоимости 1 гектара лесных земель рассчитываются следующие показатели на 1 гектар лесных земель оценочной зоны и субъекта Российской Федерации:

¨базовая оценочная продуктивность в натуральном и денежном выражениях;

¨базовые оценочные затраты;

¨цена производства древесины;

¨годовой расчетный рентный доход.

На втором уровне государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации определяется кадастровая стоимость 1 гектара лесных земель в границах лесхозов.

При определении кадастровой стоимости лесных земель в расчет принимается один вид лесопользования - заготовка древесины.

Для определения кадастровой стоимости 1 гектара лесных земель по каждому лесхозу рассчитываются следующие показатели на 1 гектар лесных земель:

¨ оценочная продуктивность в натуральном и денежном выражениях;

¨ оценочные затраты;

¨ цена производства древесины;

¨ годовой расчетный рентный доход.

На третьем уровне государственной кадастровой оценки земель лесного фонда в качестве объекта кадастровой оценки выступают участки земель лесного фонда в границах лесхозов.

Под участком земель лесного фонда понимается участок земель лесного фонда, границы которого должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

При государственной кадастровой оценке участки лесных земель подразделяются на три вида:

1) Участки лесных земель, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

2) Участки лесных земель, занятые насаждениями, которые не входят в категорию спелых и перестойных лесов, то есть земли, занятые молодняками, средневозрастными и приспевающими насаждениями.

3) Участки лесных земель, занятые спелыми и перестойными насаждениями, пригодными для проведения рубок главного пользования при наличии соответствующих экономических условий.

Оценка земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Определение кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения предполагает следующую последовательность действий:

¨ группировка различных видов использования земель промышленности и иного специального назначения;

¨ определение удельных показателей кадастровой стоимости земель (далее УПКСЗ) для видов использования земель каждой группы;

¨ расчет кадастровой стоимости земельных участков по каждой группе земель промышленности и иного специального назначения.

В случаях наличия рыночной стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается в процентах от их рыночной стоимости.

В зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения объединяются в группы.

Оценка земель водного фонда

Экономическая оценка водных ресурсов строится на основании системного подхода, то есть требуется рассмотрение водных ресурсов бассейна водного объекта с учетом потребностей общества в водных ресурсах.

При оценке водных ресурсов учитываются их следующие свойства:

¨ обеспечивать необходимую потребность в воде человека, флору, фауну, развитие производства;

¨ быть источником самой дешевой и экологически безопасной электроэнергии;

¨ служить источником продовольственных ресурсов;

¨ быть источником производственных ресурсов, таких как торф, сапропель;

¨ служить в качестве дешевых путей сообщения, используемых для внутренних грузо- и пассажироперевозок;

¨ быть основным рекреационным ресурсом как на локальном уровне (пляжи, базы отдыха), так и используемые в качестве туристических путей сообщения.

Одной из основных составляющих для оценки водных ресурсов являются замыкающие затраты, которые характеризуют общественно-необходимые допустимые затраты на прирост располагаемых водных ресурсов в связи с изменением объемов их потребления в рассматриваемом районе для данного периода времени и отражают территориальную ограниченность запасов водных ресурсов.

Другой составляющей при определении стоимостной оценки водных ресурсов является рента. Проблема определения водной ренты при использовании водных ресурсов решается с учетом изъятия рентных доходов, полученных при пользовании водными объектами, различающихся по таким признакам, относимым как к природным факторам – качество воды, удаленность от потребителя, рассредоточенность по водосборной площади, динамичность и изменчивость располагаемых водных ресурсов во времени, так и связанными с ними экономическими факторами – затраты на регулирование стока рек, на сооружение и эксплуатацию магистральных каналов комплексного назначения, затраты на содержание и восстановление гидротехнических сооружений, затраты на улучшение качественного состояния водных объектов

Удельная стоимость пресных водных ресурсов определяется соотношением суммы следующих показателей:

¨ экономическая оценка воды как основы жизни и существования человека, флоры и фауны;

¨ годовая экономическая оценка используемых водных ресурсов для водоснабжения, для гидроэнергетики, использование акватории водных объектов для производственно-хозяйственных нужд, для продовольственных нужд, для обеспечения производственных ресурсов.

Годовая экономическая оценка водных ресурсов, используемых в качестве водных путей Российской Федерации установлена в размере 7,2 млрд. руб.

По каждому водному объекту, включая болота, озера, реки при расчете удельной стоимости водных ресурсов принимаются только характерные для них показатели экономической оценки. При определении удельной стоимости водных ресурсов по отдельным водным объектам применяются повышающие коэффициенты: для болот применяются повышающие коэффициенты, учитывающие их способность содержать и аккумулировать запасы воды; для озер применяются повышающие коэффициенты, учитывающие высокое качество их пресных вод.

По экспертной оценке повышающие коэффициенты применяются в размере: для болот – 1,3;для озер – 2; для рек – 3.

ОЦЕНКА ЗЕМЛИ

Показатели и методики оценки земель

Учебное пособие

Волгоград


2 Факторы, определяющие стоимость земли. 6

3 Принципы оценки земель. 8

4. Процесс оценки. Подходы к проведению земельно-оценочных работ. 12

5 Современные методики кадастровой оценки земель в России. 15

5.1. Оценка земель поселений. 16

5.2. Оценка земель сельскохозяйственного назначения. 19

5.3 Оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений. 22

5.4 Оценка земель лесного фонда. 24

5.5 Оценка земель особо охраняемых территорий и объектов. 26

5.6 Оценка земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. 27

5.7 Оценка земель водного фонда. 27

Кадастровая стоимость является одним из элементов налогообложения - налоговой базой (в соответствии с пунктом 1 статьи 17 и пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Установление любого налога в обязательном порядке требует определения налогоплательщиков и элементов налогообложения. Таким образом, для установления земельного налога в соответствии с пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 необходимо утверждение результатов государственной кадастровой оценки категорий земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Земельный налог - важный источник пополнения муниципального бюджета. Полнота его начисления и уплаты приобретает особую важность в период экономического кризиса. Анализ ситуации показывает, что на территории многих муниципальных образований, в том числе, г. Улан-Удэ, остаются тысячи земельных участков, с которых должен взиматься земельный налог, пополняющий бюджет, однако по разным причинам эта земля не приносит доход. Среди причин - наличие множества не идентифицированных участков, когда неясен его владелец, есть немало фактов уклонения от государственной регистрации прав на земельные участки при фактическом их использовании и другие.

В связи с этим стоит важная задача создания актуальной базы данных плательщиков земельного налога, идентификации земельных участков, контроль за использованием земельных участков по назначению, а также выявление фактов уклонения от государственной регистрации прав на земельные участки.

Эта задача может быть решена только путем межведомственного сотрудничества, поскольку данными о земельных участках, их владельцах и правообладателях, о видах разрешенного использования и фактическом использовании земли обладают различные ведомства, такие как Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, налоговая служба, администрации муниципальных образований.

В 2012 году Минимущество Республики Бурятияв соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и с учетом действующей на текущий момент нормативной базы провело актуализацию кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом кадастровая оценка должна проводиться не реже, чем один раз в 5 лет.

Результаты новой кадастровой оценки утверждены 6 декабря Постановлением Правительства Республики Бурятия №738, и вступили в действие с 1 января 2013 года.

Предыдущая кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводилась в республике в 2006 году и вступила в действие в 2007 году. Средняя удельная кадастровая стоимость 1 кв.м сельскохозяйственных земель составляла от 8,0 копеек до 2,26 рублей, так как в соответствии с действующей на тот момент методикой для нескольких районов Республики Бурятия был установлен один удельный показатель в размере 8,0 копеек за 1 кв.м. Данное значение являлось минимальным показателем кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по всем субъектам Российской Федерации.

При такой кадастровой стоимости суммы начисляемого земельного налога были настолько мизерными, что противоречило одному из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, а именно «платности землепользования. Кроме того, при такой низкой кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения зачастую не могли быть капиталом для фермеров. Банки отказывали в предоставлении кредитов на развитие бизнеса под залог такой дешевой земли.

В тоже время рыночная стоимость 1 кв. м земель этой категории, например, в Кабанском и Прибайкальском районах доходила до 100 рублей и выше.

В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.09.2010г. №445) все виды использования земель разбиты на 6 групп. Правила группировки видов использования в составе земель сельскохозяйственного назначения следующие:

1 группа видов использования – земли, пригодные под пашни, сенокосы, пастбища, занятые залежами на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения внутрихозяйственной деятельности;

2 группа видов использования – земли, малопригодные под пашню, но пригодные под выращивание некоторых видов технических культур, многолетних насаждений, ягодников, чая, винограда, риса (в Республике Бурятия отсутствуют).

3 группа видов использования – земли, сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями;

4 группа видов использования – земли, сельскохозяйственного назначения, занятые водными объектами и используемые для предпринимательской деятельности;

5 группа видов использования – земли, сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются леса;

6 группа видов использования - прочие земли сельскохозяйственного назначения, в том числе болота, нарушенные земли, земли, занятые полигонами, свалками, оврагами, песками.

В качестве исходной информации для распределения по видам разрешенного использования, определении группы вида разрешенного использования на территории Республики Бурятия использовался Перечень земельных участков, в составе земель сельскохозяйственного назначения, подлежащих государственной кадастровой оценке. Рассмотрены виды разрешенного использования в составе перечня земельных участков, подлежащих ГКОЗ СХ, информация о фактическом использовании, о местоположении и физических характеристиках объектов оценки, об экономических, политических, социальных и экологических условиях на основе «Анализа социально – экономического положения Республики Бурятия» (табл. 3.1)

Таблица 3.1 - Количество земельных участков по группам видов использования

Группы видов использования

Количество земельных участков

Таким образом, большая часть земельных участков отнесена к 1 группе видов использования.

В рамках сбора информации, необходимой для расчета кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к 1 группеданного пункта определены перечень типов почв для каждого кадастрового квартала и площади, которую занимает каждый из типов. Площади определены при помощи средств MapInfoProfessional путем оцифровки почвенных карт Бурятской АССР.

Собраны данные о фактических удельных материальных затратах, валовом доходе, урожайности, посевных площадях, валовом сборе и ценах реализации сельскохозяйственных культур по МО.

В качестве источников информации использованы материалы, предоставленные Территориальным органом федеральной службы государственной статистики и Министерством сельского хозяйства по Республике Бурятия:

Аналитическая записка «Об индексе цен производителей сельскохозяйственной продукции по Республике Бурятия»;

Бюллетени «Посевные площади и валовые сборы с/х культур» за период с 2007 по 2011 гг;

Информация о материальных затратах на возделывание и уборку сельскохозяйственных культур по муниципальным образованиям Республики Бурятия за период с 2007 по 2011гг;

В рамках сбора информации, необходимой для расчета кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к 3 группеопределен перечень факторов стоимости, оказывающих существенное влияние на рыночную стоимость земельных участков, отнесенных к 3 группе:

Расстояние от административного центра муниципального района (городского округа) до г. Улан-Удэ;

Расстояние от земельного участка до ближайшего поселения;

Расстояние от земельного участка до ближайшей железнодорожной станции;

Валовая стоимость продукции сельского хозяйства;

Валовая стоимость продукции животноводства;

Валовая стоимость продукции растениеводства;

В качестве исходной информации использованы материалы, предоставленные Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия:

Сборник «Выпуск продукции сельского хозяйства» за период с 2009 по 2011 гг;

Так же произведено описание каждого участка, отнесенного к 3 группе в разрезе факторов стоимости. Данные получены с цифровых тематических карт.

Построение цифровых тематических карт осуществлено по методике: создание векторных тематических слоев и макета, масштабирование и подпись карты, настройка легенды.

Для создания карт использовано следующее программное обеспечение:

Программы растровой графики (AdobePhotoshop) для обработки растрового изображения;

Программы векторной графики (CorelDraw) для графического построения векторного изображения;

Специализированные ГИС-приложения для создания цифровых карт (MapInfo и др.).

В соответствии с вышеперечисленным программным обеспечением созданы:

Карта-схема оценочного зонирования МО Республики Бурятия по типам почв;

Карта-схема оценочного зонирования МО Республики Бурятия по 3 группе

Определение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к 1 группе, осуществлено в следующей последовательности:

Объединение подтипов почв в типы;

Определение типов почв в границах каждого кадастрового квартала и площадей, которые занимает каждый из типов;

Определение для каждого типа почв опорных севооборотов;

Определение нормативной урожайности сельскохозяйственных культур, входящих в состав опорных севооборотов, для каждого типа почв;

Определение прогнозной цены реализации каждой сельскохозяйственной культуры в составе опорного севооборота;

Расчет величины прогнозного удельного валового дохода всех сельскохозяйственных культур в составе каждого опорного севооборота;

Определение величины прогнозных удельных материальных затрат на возделывание и уборку сельскохозяйственных культур для каждого опорного севооборота;

Определение размера прибыли предпринимателя;

Расчет УПЗР для всех сельскохозяйственных культур в составе каждого опорного севооборота;

Определение максимальных значений УПЗР для каждой сельскохозяйственной культуры в составе опорных севооборотов;

Определение коэффициента капитализации;

Расчет УПКС каждой сельскохозяйственной культуры, входящей в состав опорных севооборотов;

Расчет в разрезе кадастровых кварталов УПКС земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к 1 группе;

Определение кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории МО и отнесенных к 1 группе.

При определении опорных севооборотов ключевыми факторами, оказывающими влияние на состав культур, возможных к выращиванию на той или иной почве, являются особенности местного климата.

Перечень видов сельскохозяйственных культур, возможных к выращиванию на территории МО, и состав севооборотов по типам почв определены в соответствии с природно-климатическими условиями, характерными для каждого района.

Определение нормативной урожайности было осуществлено по формуле 1:

гдеУ - величина возможной урожайности, т/га;

W - запас продуктивной влаги в почве весной, мм;

Р - сумма осадков за вегетационный период 2 , мм;

0,7 - коэффициент использования осадков;

К в - коэффициент водопотребления (количество во­ды (м 3), испаряемое растениями и почвой для образования 1 т сырой массы товарного урожая), м 3 /т;

S - сумма составных частей товарной (основной) и не­товарной (побочной)продукции;

В с - стандартная влажность, %.

Запас продуктивной влаги в почве определяется по формуле:

W = 0,1 -d-h-(В- В 3), (3.2)

гдеW - запас продуктивной влаги, мм;

0,1 - коэффициент перевода водяного слоя;

d - объемная масса почвы, г/см 3 ;

h - мощность слоя почвы, см;

В - влажность почвы, %;

В 3 - влажность завядания, %.

Результаты кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения 2012 года характеризуются следующими показателями:

По всем районам отмечается увеличение удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, при этом:

Минимальный удельный показатель кадастровой стоимости составил 91 копейку за квадратный метр в Муйском районе, максимальный – 6,2 рубля за квадратный метр в Бичурском районе;

Средний удельный показатель кадастровой стоимости по республике в целом составил 3,07 руб./кв.м.;

В среднем по республике кадастровая стоимость земель сельхоз назначения выросла в 4,81 раза.

С учетом увеличения кадастровой стоимости средняя величина земельного налога за земельный участок Iгруппы площадью 10 га в среднем составит:

1176 рублей в год (Джидинский район);

1062 рублей в год (Бичурский район);

414 рублей в год (Иволгинский район)

1170 рублей в год (Мухоршибирский район);

273 рубля в год (Муйский район).

По землям сельскохозяйственного назначения, занятым зданиями, строениями, сооружениями, максимальный удельный показатель кадастровой стоимости 10,71 руб./кв.м. в Джидинском районе и 8,85руб./кв.м. в Бичурском районе.

Повышение кадастровой стоимости обусловлено изменением методики оценки: если раньше учитывалась фактическая урожайность, то в настоящее время расчет удельного показателя кадастровой стоимости (далее – УПКС) осуществляется исходя из нормативной урожайности земель.

Кроме того, для 3 группы видов использования УПКС определяется путем деления рыночной стоимости эталонного земельного участка на его площадь, а для 4 группы видов использования УПКС принимается равным рыночной стоимости этих земель, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (табл. 3.2)

Таблица 3.2 - Результаты расчетов УПКС земель, отнесенных к 3 группе

Муниципальноеобразование

УПКС земель, отнесенных к 3 группе

Баргузинский

Баунтовский

Бичурский

Джидинский

Еравнинский

Заиграевский

Закаменский

Иволгинский

Кабанский

Кижингинский

Курумканский

Кяхтинский

Мухоршибирский

Окинский

Прибайкальский

Северобайкальский

Селегинский

Тарбагатайский

Тункинский

Хоринский

Поскольку земельный налог рассчитывается на основе кадастровой стоимости земельных участков и зависит, прежде всего, от площади и принятой налоговой ставки в слайдах мы привели некоторые расчеты земельного налога по крупным земельным участкам на основе утвержденной кадастровой стоимости в Иволгинском и Тарбагатайском районах, при максимальной налоговой ставке 0,3% .

В целях повышения эффективности управления земельными ресурсами в Республике Бурятия необходимо создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости и развитию инфраструктуры государственного кадастра недвижимости для создания полного и достоверного источника информации, используемого в целях налогообложения, включающие мероприятия по:

    совершенствование системы налоговых и неналоговых платежей за использование земельных участков, в том числе по принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также защиты интересов лиц из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

    совершенствование правовых и методологических основ регулирования земельных отношений, направленных на упорядочение и упрощение процедур предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам, и координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам

    формированиеорганами местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия фондов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и их дальнейшего распоряжения.

В настоящее время совершенствование информационного обеспечения оценочной деятельности, в том числе кадастровой оценки земельных участков, является главным фактором повышения качества оценочных работ. Без фундаментальных решений в информационном обеспечении кадастровой оценки дальнейшие ее организационно-методические преобразования – пустая трата средств и времени.

В то же время, крайне важно расширить информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, которое является прямой функцией государства. В описании зарегистрированного земельного участка должны быть указаны все его реквизиты, необходимые для расчета кадастровой стоимости по утвержденной методике и СПО. Например, для земельных участков под объектами промышленности вне населенных пунктов принадлежность земельного участка к оценочной группе, параметры примыкания земельного участка и т.п., должны быть прямо записаны в материалах кадастрового учета на базе всей совокупности данных по этому участку. В настоящее время методическое обеспечение кадастровой оценки земельных участков всех видов и категорий имеется. Известные показатели кадастровой оценки земельных участков должны быть представлены в кадастровом учете.

Практически полностью из кадастровой оценки исключена экспертная составляющая. По имеющемуся опыту оценочных работ можно сделать однозначный вывод, что рыночная информация не позволяет построить приемлемые расчетные статистические модели без привлечения экспертных оценок специалистов.

Кадастровая стоимость земельных участков в центральной части крупных населенных пунктов России была занижена в 2-5 раз. Эта экономическая база коррупции уже принесла и нравственные, и экономические ущербы. Наоборот, завышение кадастровой стоимости на периферии крупных населенных пунктов создало серьезные проблемы для развития промышленности на этих территориях.

Кадастровая оценка должна обязательно включать экспертизу двух-трех оценочных организаций субъекта федерации. Это положение необходимо ввести в Административный регламент

Субъект федерации должен иметь право за свои средства актуализировать кадастровую оценку в сроки и в объемах, соответствующих его потребностям, то есть, ежегодно, а не один раз в три-пять лет.

  • Распределение земель лесного фонда по угодьям
  • Земли водного фонда
  • Земли запаса
  • Распределение земель запаса по угодьям
  • Распределение земельного фонда по угодьям
  • Сельскохозяйственные угодья
  • Динамика площади сельскохозяйственных угодий в границах Российской Федерации за период с 1990 по 2010 год
  • Динамика площади сельскохозяйственных угодий в границах Российской Федерации за период 2002–2011 гг.
  • Использование сельскохозяйственных угодий предприятиями и организациями
  • Использование сельскохозяйственных угодий гражданами и объединениями граждан
  • Земли под водой, включая болота
  • Земли застройки
  • Земли под дорогами
  • Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд
  • Нарушенные земли
  • Прочие земли
  • Земли под оленьими пастбищами
  • Распределение земелЬного фонда по формам собственности и принадлежности российской федерации, субъекту российской федерации и муниципальному образованию
  • Сведения о земельных долях
  • По категориям земель
  • Сведения о наличии земель государственной и муниципальной собственности и разграничении их на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность
  • И иного специального назначения
  • Ежегодная динамика площади разграниченных земель
  • Распределение земель сельскохозяйственного назначения
  • По формам собственности
  • Распределение земель населенных пунктов
  • По формам собственности
  • По формам собственности
  • 1.3.4. Распределение земель иных категорий
  • Использование земель производителями сельскохозяйственной продукции
  • Производством сельскохозяйственной продукции
  • Производством сельскохозяйственной продукции
  • Занимающимися производством сельскохозяйственной продукции
  • Использование земель предприятиями, организациями для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о формах собственности на землю)
  • Между различными предприятиями и организациями, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции
  • Тыс. Га
  • Использование земель гражданами для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о правах на землю)
  • Предоставленных для садоводства
  • Динамика наличия земель у граждан
  • Предоставленных для огородничества
  • Предоставленных для индивидуального жилищного строительства
  • Индивидуального жилищного строительства
  • Предоставленные для дачное строительство
  • Правовое обеспечение развития земельных отношений в российской федерации
  • Обеспечение управленИя земельными ресурсами в российской федерации
  • Государственный кадастр недвижимости
  • 3.1.1. Кадастровое деление территории Российской Федерации
  • Перечень наименований и номеров кадастровых округов Российской Федерации
  • 3.1.2. Организация ведения государственного кадастра недвижимости
  • 3.1.3. Государственный кадастровый учет земельных участков
  • Государственный мониторинг земель и Землеустройство
  • 3.2.1. Государственный мониторинг земель
  • Изучение состояния и использования земель в Российской Федерации
  • Российской Федерации
  • В Российской Федерации
  • Российской Федерации
  • 3.2.2. Землеустройство
  • 3.2.2.1. Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства
  • Количество единиц хранения документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства
  • Количество исполненных в 2011 году обращений заинтересованных лиц в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства
  • 3.2.2.2. Контроль за проведением землеустройства, осуществление экспертизы землеустроительной документации, исполнение обращений граждан и юридических лиц по вопросам проведения землеустройства
  • По вопросам проведения землеустройства
  • Государственный земельный контроль
  • 3.3.1. Организация ведения государственного земельного контроля
  • 3.3.2. Анализ сведений, полученных при осуществлении государственного земельного контроля
  • Земельного законодательства с 2009 по 2011 гг.
  • Земельного законодательства с 2009 по 2011 гг.
  • 3.3.3. Взаимодействие с органами муниципального земельного контроля
  • Сведения о государственном земельном контроле (надзоре) по Российской Федерации за 2011 год
  • Государственная кадастровая оценка земель в Российской федерации
  • 3.4.1. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель
  • Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения
  • Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов
  • Государственная кадастровая оценка земель лесного фонда
  • Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов
  • Государственная кадастровая оценка земель водного фонда
  • Практика разрешения споров по вопросам государственной кадастровой оценки земель в судебном порядке
  • 3.4.4. Обзор практики применения результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения
  • Земельный рынок в российской федерации
  • Структура сделок с земельными участками в Российской Федерации
  • Количество сделок с государственными и муниципальными землями по федеральным округам Российской Федерации в 2011 году (количество договоров, ед.)
  • В Российской Федерации в 2011 году
  • Количество сделок с землями, находящимися в частной собственности в Российской Федерации в 2011 году (количество договоров, ед.)
  • В Российской Федерации в 2011 году
  • Площади, задействованные в сделках с государственными и муниципальными землями, по федеральным округам Российской Федерации за 2011 год (га)
  • И муниципальными землями в Российской Федерации в 2011 году
  • Площади, задействованные в сделках с землями, находящимися в частной собственности по федеральным округам Российской Федерации за 2011 год (га)
  • Характеристика оборота государственных, муниципальных и частных земель Российской Федерации в 2011 году
  • Сделки по продаже государственных и муниципальных земель
  • Продажа государственных и муниципальных земель в Российской Федерации
  • Средние цены на государственные и муниципальные земельные участки, проданные гражданам и юридическим лицам в Российской Федерации в 2011 году
  • Продажа государственных и муниципальных земель на торгах в целом по Российской Федерации за 2011 год
  • Сделки с земельными участками граждан и юридических лиц
  • Характеристика залога земель в Российской Федерации в 2011 году
  • Сделки по аренде государственных и муниципальных земель
  • Аренда государственных и муниципальных земель в Российской Федерации
  • Средние размеры арендной платы за использование государственных и муниципальных земель в Российской Федерации
  • Приложения
  • Итоги процесса разграничения государственной собственности на землюв субъектах Российской Федерации по категориям земель (на 1 января 2012 года, тыс. Га)
  • Состояние мелиорированных земель по субъектам Российской Федерации (на 1 января 2012 года, тыс. Га)
  • Информация о плате за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, по Российской Федерации за 2011 год в разрезе кадастровых округов
  • Сведения о государственном земельном контроле за 2011 год
  • Сведения о средних удельных показателях кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных органами власти субъектов Российской Федерации, руб./кв. М
  • Сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руб./кв. М
  • Сведения о средних удельных показателях кадастровой стоимости земель городских населенных пунктов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руб./кв. М
  • Сведения о средних удельных показателях кадастровой стоимости земель сельских населенных пунктов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руб./кв. М
  • Сведения об удельных показателях кадастровой стоимости 1 кв. М земель лесного фонда по субъектам Российской Федерации
  • Сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руб./кв. М
  • Работы по государственной кадастровой оценке земель водного фонда проведены на территории страны в 2004-2006 годах в соответствии с Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель водного фонда, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 14.05.2005 № 99. В зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельные участки в составе земель водного фондаобъединены в шестьгрупп.

    Первая группа включает в себя земельные участки, занятые обособленными водными объектами, находящимися в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вторая группа включает в себя земельные участки, занятые обособленными водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также земельные участки, занятые сооружениями, предназначенными для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружениями (дамбами), ограждающими хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройствами от размывов на каналах, а также другими сооружениями, предназначенными для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов. Третья группа включает в себя земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые: объектами водоснабжения; объектами рыбного и охотничьего хозяйства; гидротехническими сооружениями; водозаборными, портовыми и иными водохозяйственными сооружениями и объектами. Четвертая группа включает в себя земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые древесно-кустарниковой или иной растительностью. Пятая группа включает в себя земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, предоставленные садоводческим, огородническим и дачным объединениям. Шестая группа включает в себя земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые объектами рекреации.

    При этом в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также еще в 26 субъектах Российской Федерации оценка этих земель не проводилась по причине отсутствия объекта оценки.

    В 2010 году работы по государственной кадастровой оценке земель водного фонда проведены на территории Свердловской области.

    В 2011 году работы по государственной кадастровой оценке земель водного фонда проведены на территории Пермского края, Республики Татарстан, Красноярского края. На территории Оренбургской области работы проведены в 2011 году, а результаты утверждены в 2012 году.

    Утвержденные органами исполнительной власти регионов результаты оценочных работ в разрезе групп представлены в приложении 21.

          Определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков

    В соответствии с Законом об оценке в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости. Указанные полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

    Порядок определения кадастровой стоимости в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, установлен в Методических указаниях по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222) (далее – Методические указания).

    Сведения о количестве вновь образованных земельных участков, а также существующих земельных участков в случаях изменения характеристик, по которым определена кадастровая стоимость в 2011 году, в разрезе субъектов Российской Федерации представлены в приложении 21. В 2011 году в целом по Российской Федерации выявлено 5 828 779 указанных земельных участков. В разрезе федеральных округов Российской Федерации сведения представлены на рисунке 3-21.

    Наибольшее количество (2 428 248 или 41,6% от общего количества в Российской Федерации) вновь образованных земельных участков, а также существующих земельных участков в случаях изменения характеристик, по которым определена кадастровая стоимость в 2011 году, наблюдалось в субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа, например в Московской области за отчетный период выявлено 1 894 000 земельных участков.

    Значительное количество указанных земельных участков выявлено также в Уральском (1 269 978 или 21,8% от общего количества в Российской Федерации), Приволжском (802 613 или 13,8% от общего количества в Российской Федерации) и Сибирском (765 713 или 13,1% от общего количества в Российской Федерации) федеральных округах.

    Подавляющее количество вновь образованных земельных участков, а также существующих земельных участков, по которым в 2011 году прошел государственный кадастровый учет текущих изменений в связи с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, наблюдалось в категориях земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения. Указанное обстоятельство объясняется высокой активностью земельного рынка в населенных пунктах.

    Рис. 3-21. Информация о количестве вновь образуемых земельных участков, а также существующих земельных участков в случае изменения характеристик, по которым определена кадастровая стоимость в 2011 год