Государственный долг обеспечивается всем государственным. Государственный долг и управление им. В общий объем муниципального долга включаются

  • проверить исполнение бюджета субъекта РФ;
  • исполнение бюджета может быть передано под контроль Министерства финансов РФ;
  • может прибегнуть к другим мерам, включенным в бюджетное законодательство РФ.

Задолженность субъекта РФ гасится в определенные временные сроки, предусмотренные условиями займа, и не могут быть больше 30 лет.

Бюджетным кодексом установлено, что исполнительные органы субъекта РФ обладают всеми полномочиями по формированию денежных поступлений в бюджет субъекта и с целью погашения своих задолженностей и средств на .

Государственный долг управляется исполнительным органом субъекта РФ. Это положение предусмотрено бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс не дает четкое определения понятию управление долговым обязательством.

Анализ государственного долга субъекта РФ

Если опираться на теорию, раскрывающую содержание этого понятия, то структура государственного долга субъекта РФ включает следующие действия:

1) Оценивается текущее состояние и прогноз на предстоящий период госдолга при учете определения показателей, согласно которых определяется сумма погашения и обслуживания долга.

2) Определяется объем, форма и условия заимствования денежных средств у государства субъектом РФ. Регистрация займов проводится в определенном порядке.

3) Установление объемов и условий предоставления госгарантии субъекта РФ в определенном порядке.

4) Установления финансового контроля над получением государственных займов, погашения и обслуживания госдолга.

5) Подготовка и осуществление действий по улучшению структуры госдолга, в том числе сюда включаются и , принадлежащие государству, реструктуризация госдолга, управление рисками государственного займа.

Бюджетный кодекс РФ построен с тем учетом, что РФ не отвечает за долговые обязательства субъектов РФ, если гарантия на указанные обязательства не была дана РФ. Субъекты РФ и муниципальные структуры не отвечают за свои долговые обязательства, если гарантия на них не была выдана ими. Погашение и обслуживание внутреннего займа, взятого у государства, проводится согласно федеральным законам субъекта РФ.

Погашение госдолга включает в себя следующие положения:

а) возврат денежной суммы взятой в долг у города;

б) возврат денежной суммы, взятой в долг по кредитам;

в) возврат основной задолженности по бюджетным ссудам и бюджетному кредитованию, полученным городом от финансовых источников других уровней.

Погашение и обслуживание госдолга

Обслуживание госдолга осуществляется за счет возмещаемых расходов бюджетных средств города, связанных и выполнением долговых обязательств. В текущие расходы входят:

а) выплата процентов в соответствии с договором по госзайму;

б) выплата налога за операции с представляющими ценность госбумагами;

в) остальные расходы, покрывающие организацию, сопровождение возникновение и выполнение обязательств по выплате долга.

Погашение и обслуживание госдолга осуществляется в соответствии с финансовыми органами.

Погашение госдолга учтено в источниках финансирования дефицитных средств бюджета при помощи сокращения количеств финансовых поступлений на погашение дефицита. Исключение составляет по госгарантиям, по которым осуществляемые гарантийные платежи приводят к возникновению равноценных требований со стороны города по отношению к задолжавшему, который не выполнил данное в гарантии обязательство.

Исполнение обязательств по госгарантиям, по которым выплаты приводят к возникновению равноценных требований со стороны города к задолжавшему выявлены в составе расхода бюджетных средств в качестве предоставления бюджетного кредитования. Все расходы, связанные с покрытием долга перед государством, выявлены в бюджете города в качестве расходов на обслуживание долга города.

Структура государственного долга субъекта РФ предполагает установления порядка и отражение в бюджетах поступления денежных средств от займов и других задолженностей. Они отражены в бюджете как источники покрытия бюджетного дефицита.

Все расходы на выплаты по долговым обязательствам, включая (разница между стоимостью размещения и стоимостью погашения по ценным госбумагам субъекта федерации) - отражено в бюджете в качестве расходов на обслуживание долга.

Государственного задолженность субъекта РФ предполагает процесс реструктуризации и прекращение долговых обязательств при обоюдном соглашении сторон. Реструктуризация осуществляется за счет частичного списания или сокращения задолженности.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный долг также делится на капитальный и текущий.

Капитальный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

Капитальный долг включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязате

льствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

По уровню управления государственный долг делится на:

государственный долг Российской Федерации (долг центрального правительства);

государственный долг субъекта Российской Федерации (совокупность долговых обязательств субъекта);

муниципальный государственный долг (совокупность долговых обязательств муниципального образования).

Долг субъекта федерации и муниципальный долг состоят из соответствующих кредитных соглашений и договоров; займов субъекта РФ или муниципального образования и переоформленных долговых обязательств третьих лиц в долг субъекта РФ или муниципальный долг.

2. Управление государственным долгом

2.1 Обеспечение государственного долга

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ – это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Размер государственного долга считается приемлемым, если имеются источники погашения как основного долга, так и процентов по нему.

К источникам погашения основной суммы долга относятся размер валового внутреннего продукта, уровень экспорта товаров и услуг и золотовалютные резервы государства. К источникам обслуживания долга (выплаты процентов) относятся налоговые доходы и уровень монетизации экономики.

При оценке обеспеченности государственного внешнего долга используют такие показатели, как соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг; соотношение размера внешнего долга и ВВП; соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.

Для оценки обеспеченности внутреннего долга его сопоставляют с доходами бюджета, поступающими в денежной форме, и уровнем монетизации экономики.

Следует учитывать степень приближения к "границе опасности", за пределами которой наступает риск невыполнения обязательств. Считается недопустимым превышение внешнего долга над ВВП на 50%. В других источниках – 80% (см. п.2.3.). В России – 65%.

Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП.

2.2 Способы сокращения долговой зависимости

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Долговая политика страны представляет собой систему мер государства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов страны размеров долга и расходов по его обслуживанию.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Могут также использоваться методы реструктуризации и рефинансирования государственного долга. Для достижения эффективности государственного кредита используют также такие меры управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Они предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет.

Рефинансирование – выпуск новых займов с целью привлечения финансовых ресурсов для погашения имеющейся задолженности.

Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-му внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа – внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Рефинансирование активно применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Реструктуризация – это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Такая операция была проведена, например, в 1990 г. когда доходность облигаций 3%-го выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.

Еще возможен обмен основной части облигаций на облигации другого выпуска, покрывающих не всю сумму долга, но имеющих высокую обеспеченность, а также досрочный выкуп облигаций у кредиторов со скидкой.

Читайте также: Исковое заявление в арбитражный суд о взыскании денежных средств

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное сих сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г. когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Виды государственного долга

Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Общегосударственный долг России включает федеральный долг (задолженность Правительства РФ), государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований.

Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).

Внешний долг — это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

  • Кредиты, полученные правительством.
  • Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.
  • Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.

Классификация и виды государственного долга

Различают следующие основные виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (рис. 1).

Внутренний и внешний государственный долг — наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Рис. 1. Классификация государственного долга

Активный и пассивный государственный долг — характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической политики государства. Активная составляющая государственного долга — это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг — привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга — положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.

Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обя
зательств государственных предприятий. Так, согласно международным стандартам, внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала или контролируют их иным способом.

В пределах каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Так, долговые обязательства могут существовать в облигационной и безоблигационной формах: ценные бумаги, коммерческие, финансовые и бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, гарантии и поручительства.

Читайте также: Снятие ареста со счета в банке судебными приставами

Долговые обязательства можно также группировать в зависимости от условий их функционирования. Так, например, облигационные займы принято классифицировать последующим признакам:

  • по эмитентам — центральные и территориальные;
  • обращаемости на рынке — рыночные и нерыночные;
  • категориям кредиторов;
  • оформлению — документарные и бездокументарные;
  • срочности — краткосрочные (с периодом обращения до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет);
  • доходности — купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные, с нулевым купоном) и выигрышные;
  • условиям погашения — с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.

Таким образом, классификация государственного долга может быть построена по нескольким детализированным уровням (ступеням), что имеет немаловажное значение для корректного и полного учета государственного долга и эффективного управления им. Следует отметить, что в Российской Федерации до настоящего времени не создана универсальная, отвечающая требованиям мировых стандартов система учета долговых обязательств органов власти всех уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает лишь общие требования относительно структуры государственного и муниципального долга и необходимости ведения долговой книги.

  • Финансы

    Государственный долг. Управление государственным долгом

    Государственный долг распределяется на два вида. Это основной и текущий государственный долг. Текущий государственный долг зависит от выделенного времени для его погашения, то есть определенный срок погашения долга.

    Государственный долг. Понятие государственного долга

    Для того чтобы было понятно о чем идет речь, давайте уточним, что такое государственный долг. Итак, государственный долг является суммой денег, которую государство выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Кроме того, что государственный долг делится на основной и текущий долг, также есть еще два вида государственного долга.Это внутренний и внешний государственный долг.

    Внутренний государственный долг

    Внутренний государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Есть еще ряд долговых обязательств, который находится под гарантией правительства государства.

    Внешний государственный долг

    Вторая форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.

    Основной государственный долг

    В свою очередь основной долг является общей суммой задолженности государства, которая не была выплачена в назначенный срок и не может быть выплачена за определенный период времени, который государства выделяет для погашения задолженности.

    Текущий государственный долг

    И, конечно же, надо уточнить, что текущий государственный долг это долговое обязательство, которое наступает в момент срока платежа долговой суммы. Государственный долг должен входить в рамки половины ВВП страны.

    Долговая сумма свыше этой нормы может привести к кризисному состоянию страны. Заданием государственного долга является осуществление операционных работ по созданию долговых обязательств, соответственное погашение долговой суммы и процентам по ней.

    Управление государственным долгом это ряд финансовых мероприятий государства. Под мероприятиями подразумевается установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом.

    Помимо всего этого под управлением государственным долгом понимается проведение конверсий и консолидации займа.

    Одной из самых главных статей бюджетирования является выплата доходов по долговой сумме и ее погашение. В связи с этим возникает необходимость проведения пролонгации кредитов, то есть продления срока погашения займа. Также в случае необходимости возможно проведение конверсии. Конверсия подразумевает под собой снижение процента по займу, который необходимо выплатить. Есть два основных вида бюджетирования государственного долга. Это такие виды, как денежно-кредитная эмиссия, а также выпуск государственных долговых сумм.

    Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

    16Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.

    Дать определение государственного долга. Привести классификации государственного долга.

    Экономическое содержание понятия «государственный долг». Механизм управления государственным внешним и внутренним долгом.

    Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам представляет собой государственный долг

    В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний . Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов.

    По степени охвата (масштабу). По данному признаку государственный долг можно разделить на следующие виды: капитальный; текущий; основной.

    Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам по состоянию на определенную дату.

    Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Иначе говоря, это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде /10, с.58/.

    Основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

    При мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей, возникает внешний долг. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.


  • 1. Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
    2. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
    3. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.


    Согласно п. 1 комментируемой статьи БК РФ государственный долг РФ понимается в широком смысле этого слова. В понятие "государственный долг Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств РФ перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте РФ (в рублях). Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти.
    Кредиторами могут быть как физические, так и юридические лица. При этом БК РФ, по всей вероятности, также исходит из широкого понимания понятия "физические лица", и подразумевает под ними граждан РФ, иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, лиц без гражданства, а также понятия "юридические лица", в которое включаются как российские, так и иностранные юридические лица.
    Значительную группу кредиторов составляют иностранные государства, интересы которых в долговых обязательствах представляют компетентные органы иностранного государства. Кроме того, БК РФ предусматривает возможность предоставления кредита РФ со стороны международных организаций, а также иных субъектов международного права. Наиболее часто кредиторами РФ выступают следующие международные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Международный инвестиционный банк (МИБ) - на универсальном уровне, а также Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз и др. - на региональном уровне.
    К "иным субъектам международного права" можно отнести: государственно-подобные образования, а также нации и народы, борющиеся за самоопределение. Однако так называемые иные субъекты международного права вряд ли можно отнести к числу реальных кредиторов РФ в силу из экономической нестабильности и неплатежеспособности. Видимо, законодатель включил в п. 1 комментируемой статьи подобную формулировку, предположив возможные изменения на мировом рынке в будущем времени.
    В п. 2 комментируемой статьи БК РФ устанавливается безусловность погашения РФ своих долговых обязательств перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, иными субъектами международного права. Залогом исполнения, способом обеспечения данного долгового обязательства является имущество, находящееся в составе федеральной казны. При этом законодатель предусматривает необходимость исполнения долгового обязательства РФ в полном объеме, а также обеспечение его исполнения имуществом РФ в полном размере.
    При рассмотрении п. 2 комментируемой статьи БК РФ важно также учесть ограничение, установленное в подп. 1 п. 1 ст. 126 ГК РФ, согласно которому РФ отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ею юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности.
    Иными словами, РФ отвечает по своим долговым обязательствам принадлежащим ей на праве федеральной собственности имуществом в полном размере. Такое положение ГК РФ и БК РФ не является особенным, данное правило утверждено мировой практикой и является обычным для большинства мировых государств. В случае неисполнения РФ взятых на себя долговых обязательств по желанию кредитора могут быть применены меры гражданско-правовой ответственности, вплоть до обращения в судебном порядке взыскания на имущество РФ, находящееся в федеральной казне.
    Указанное правило следует из ст. 237 ГК РФ, которая регламентирует судебный порядок обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника. Более подробно эта норма может быть прописана как в ежегодном федеральном законе о бюджете на предстоящий год, так и в постоянно действующем бюджетном законодательстве. Так, например, в ст. 127 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета (также составляющие часть федеральной казны) по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях ЦБР и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства.
    Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется органами Федерального казначейства на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификацией расходов федерального бюджета. В случае же недостаточности средств, предусмотренных для этих целей на лицевых счетах должников, главный распорядитель средств федерального бюджета, в ведении которого находится должник, несет субсидиарную (дополнительную) ответственность за исполнение судебных решений в пределах предоставленных ему ассигнований в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
    Согласно п. 3 комментируемой статьи БК РФ обслуживание государственного долга РФ с начислением на сумму задолженности процентов, а также осуществление мероприятий, направленных на погашение и (или) сокращение долговых обязательств РФ, осуществляют компетентные федеральные органы (более подробно см. ст. 119 БК РФ).
    Немаловажно подчеркнуть, что средства, полученные РФ от различных кредиторов (физических и юридических лиц, иностранных государств, международных организаций, иных субъектов международного права), как правило, расходуются в соответствии с их целевым назначением. Так, например, в ст. 119 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. Правительству РФ было предоставлено право в пределах установленного в структуре государственного долга размера гарантий на привлечение внутренних и внешних заимствований РФ на 2002 г. рассмотреть возможность предоставления государственных гарантий по привлекаемым кредитам на внутреннем и внешнем рынках для реализации инвестиционного проекта по созданию национальной системы подвижной (мобильной) спутниковой связи "САДКО".
    Согласно п. 3 комментируемой статьи БК РФ обслуживание государственного долга подразумевает также формирование уполномоченными государственными органами доходной части федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ. В зависимости от степени экономической стабильности каждый финансовый (бюджетный) год может предполагать различные источники покрытия долговых обязательств. Так, например, в ст. 2 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. установлено, что средства финансового резерва (это свободные остатки средств федерального бюджета, не использованные за истекший финансовый год) могут использоваться для погашения государственного долга РФ. Кроме того, Правительство РФ вправе направлять в 2002 г. на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства РФ:
    - сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами;
    - доходы от приватизации государственного имущества;
    - сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней;
    - кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм.
    В соответствии со ст. 117 Закона о федеральном бюджете на 2002 г. Правительству РФ в целях поддержания развития предприятий реального сектора экономики было предоставлено право осуществлять погашение государственного внешнего долга РФ товарными поставками и путем конверсии долга в инвестиции на основании договоренностей с кредиторами. При этом Правительство РФ должно утвердить порядок погашения государственного внешнего долга, обеспечивающий прозрачность финансовых операций, и порядок отбора заявок. Одновременно с этим согласно ст. 114 указанного Закона Правительство РФ вправе направлять средства, полученные от экономии расходов по обслуживанию государственного внешнего долга РФ, на увеличение объема ассигнований на погашение государственного внешнего долга РФ.

    Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

    Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

    Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

    Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы , с. 108-109.

    Размер государственного долга считается приемлемым, если имеются источники погашения как основного долга, так и процентов по нему.

    К источникам погашения основной суммы долга относятся размер валового внутреннего продукта, уровень экспорта товаров и услуг и золотовалютные резервы государства. К источникам обслуживания долга (выплаты процентов) относятся налоговые доходы и уровень монетизации экономики.

    При оценке обеспеченности государственного внешнего долга используют такие показатели, как соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг; соотношение размера внешнего долга и ВВП; соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.

    Для оценки обеспеченности внутреннего долга его сопоставляют с доходами бюджета, поступающими в денежной форме, и уровнем монетизации экономики.

    Следует учитывать степень приближения к "границе опасности", за пределами которой наступает риск невыполнения обязательств. Считается недопустимым превышение внешнего долга над ВВП на 50%. В других источниках - 80% (см. п.2.3.). В России - 65%.

    Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом.//Финансы №6 2000 г. .

    Способы сокращения долговой зависимости

    Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

    Долговая политика страны представляет собой систему мер государства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов страны размеров долга и расходов по его обслуживанию Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы , с. 107.

    Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Могут также использоваться методы реструктуризации и рефинансирования государственного долга. Для достижения эффективности государственного кредита используют также такие меры управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Они предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет.

    Рефинансирование - выпуск новых займов с целью привлечения финансовых ресурсов для погашения имеющейся задолженности.

    Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-му внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

    Рефинансирование активно применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

    Реструктуризация - это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

    Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-го выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств - с 5 до 10%.

    Еще возможен обмен основной части облигаций на облигации другого выпуска, покрывающих не всю сумму долга, но имеющих высокую обеспеченность, а также досрочный выкуп облигаций у кредиторов со скидкой.

    Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция - уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

    Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

    Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа «Пятилетка - в четыре года» на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

    В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.

    Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

    В 1957 г. в нашей стране было принято решение о прекращении выпуска займов, распределяемых среди населения по подписке, и об отсрочке погашения ранее выпущенных займов на 20 лет. Фактической причиной такого мероприятия явилась тупиковая ситуация в области госкредита, вызванная непопулярностью среди населения так называемых массовых займов, размещавшихся по подписке. Правительство сознавало, что от такой практики надо отказаться, но не могло рассчитывать на получение новых кредитов для рефинансирования государственного долга. Пришлось пойти на отсрочку погашения займов.

    Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

    Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Так, в январе 1918 г. Правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Советская власть не признала финансовых обязательств царской администрации и Временного правительства, которые направляли заемные средства в основном на подготовку к войне и ведение боевых действий, а также на подавление революционного движения (в настоящее время центральное правительство признало часть внешней дореволюционной задолженности).

    Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.

    Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства - на банковскую систему. Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы. Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они проверяются специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день возобновляются операции по купле и продаже облигаций выигрышных займов. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно.

    Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).

    Заключенных Российской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
    б) государственных ценных бумаг , выпускаемых от имени Российской Федерации;
    в) договоров о предоставлении государственных гарантий Федерации, договоров поручительства Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
    г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Федерации на основе принятых федеральных законов ;
    д) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

    Долговые обязательства по срокам существования могут быть:

    • краткосрочные (до одного года);
    • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
    • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

    В соответствии с постановлением Правительства РФ «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований создается единая система управления государственным долгом РФ.

    Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства (органов местного самоуправления) по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. В числе таких финансовых мероприятий наиболее распространены в мировой практике следующие:

    • рефинансирование - выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;
    • конверсия - изменение размера доходности займа (может осуществляться как в сторону снижения, так и в сторону повышения процентной ставки дохода);
    • консолидация - изменение сроков действия ранее выпущенных займов (в соответствии со ст. 817 ГК РФ изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается, поэтому при необходимости консолидации это можно сделать только по согласованию с кредиторами, т. е. с юридическими и физическими лицами , являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облигаций ; при этом принято руководствоваться ст. 414 и 818 ГК РФ о новации - прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения);
    • унифицирование - обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый;
    • аннулирование государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств (как правило, при управлении внутренним долгом это является крайней мерой).

    При финансовом кризисе возникает необходимость в реструктуризации долга.

    Эмиссия государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований производится в соответствии с решением Правительства РФ, а также решением органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно с учетом предельных объемов дефицита бюджета и государственного и муниципального долга. Кроме того, решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации. В этом решении указываются:

    • сведения об эмитенте;
    • объем и условия эмиссии;

    Эмиссия государственных ценных бумаг субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг подлежит регистрации в Министерстве финансов РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

    Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг возможна только в том случае, если федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год утверждены следующие показатели:

    • предельный размер соответствующего государственного или муниципального долга;
    • предельный объем заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;
    • расходы на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в текущем финансовом году.

    При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ и муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня, не должен превышать:

    • для субъекта РФ - 30% объема доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;
    • для муниципального образования - 15% объема доходов местного бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств.

    Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

    Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга превышают 15% расходов каждого из соответствующих бюджетов, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ или муниципальное образование не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации или орган государственной власти субъекта РФ могут применить следующие меры:

    • назначить ревизию бюджета субъекта РФ или местного бюджета;
    • передать исполнение бюджета субъекта РФ или местного бюджета под контроль Министерства финансов РФ или органа, исполняющего бюджет субъекта РФ соответственно;
    • принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Внутренние займы выпускаются в национальной валюте, внешние - в валюте других государств и размещаются на иностранных фондовых рынках.

    В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса РФ государственные внешние заимствования РФ - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

    Государственные внутренние заимствования РФ - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

    Заемные средства Российской Федерации мобилизуют двумя путями:

    а) размещением ценных бумаг ;
    б) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

    Порядок выпуска и размещения ценных бумаг регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. В соответствии с этим Законом федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.

    Обязательства Российской Федерации, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

    Обязательства Российской Федерации и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации и субъекта РФ должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

    В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Ведение государственных книг внутреннего и внешнего долга РФ возложено на Министерство финансов РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципального образования вносится в долговую книгу субъекта РФ или в муниципальную долговую книгу соответственно.

    Внутренний государственный долг представляет собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего времени не погашенных государственных займов вместе с процентами. На внутреннем рынке ценных бумаг Российская Федерация является самым крупным заемщиком. Задолженность государства по ГКО - ОФЗ на 1 июня 1998 г. составила 435, 3 млрд руб.

    ГКО государственные краткосрочные (бескупонные) облигации впервые были выпущены в Российской Федерации в 1993 г. ГКО выпускаются на три и шесть месяцев. Продажа их осуществляется со скидкой, погашение производится всегда по номиналу. ГКО можно продать раньше срока погашения на вторичном рынке ценных бумаг . ОФЗ облигации федерального займа с переменным купоном выпускаются с 14 июня 1995 г. ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. ОВВЗ облигации внутреннего валютного займа были выпущены 14 мая 1993 г. пятью траншами со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет на общую сумму 7885 млн долл. США в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга, а также для выполнения Указа Президента РФ от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР». Валютой займа служат доллары США.

    В соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» 1996 г. Правительство РФ провело дополнительную эмиссию ОВВЗ на сумму 350 млн долл. США для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального валютного облигационного займа, на условиях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г. Срок погашения облигаций выпуска 1996 г. - 10 и 15 лет.

    Кроме того, в Российской Федерации выпускаются:

    • облигации государственного сберегательного займа - Министерством финансов РФ с 1995 г. - являющиеся государственными ценными бумагами на предъявителя, владельцами которых могут быть российские и иностранные физические и юридические лица;
    • облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) - Министерством финансов РФ с 1996 г. - владельцами которых могут быть российские и иностранные юридические лица.

    Кроме того, в качестве долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, на территории РФ выпущены золотые сертификаты 1993 г. (эмитент - Министерство финансов РФ) номиналом 10 кг золота пробы 0, 9999, а также в 1994 г. казначейские векселя на сумму 1100 млрд руб. (неденоминированных) и казначейские обязательства (эмитент Министерство финансов РФ).

    Внешняя задолженность России на 1 января 1999 г. составляла 140,8 млрд долл. США. Она включает:

    • задолженность государства по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран;
    • внешний долг иностранным коммерческим банкам ;
    • задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 1991 г.

    Эриашвили Н.Д. Финансовое право. 2000