Налогоплательщики обязаны платить налоги своевременно и в полном объеме. Налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги Права налогоплательщика при контрольных действиях инспекции

Статья поможет защититься при камералке и выездной проверке, а также сообщить в инспекцию обязательные сведения. Основные права и обязанности налогоплательщиков для этого достаточно знать и использовать.

Налог, обязательный страховой взнос или сбор нужно платить, только если по нему однозначно установлены плательщики, а также элементы, перечисленные в НК РФ. При этом важно знать и соблюдать основные права и обязанности налогоплательщика.

Виды налогоплательщиков

Перечислять в бюджет сборы, обязательные страховые взносы и налоги должны:

  1. Юрлица – российские и иностранные.
  2. Физлица – россияне и граждане других стран.
  3. Подразделения российских фирм, в том числе филиалы.
  4. Иностранные структуры, не зарегистрированные как юрлица.

Попробовать бухгалтерскую программу онлайн

Знать свои права и обязанности этим налогоплательщикам необходимо, чтобы не только вовремя исполнять все требования налогового законодательства, но и доказать свою добросовестность налоговикам.

Права плательщиков взносов, сборов и налогов

Возможностей, предоставленных Налоговым кодексом плательщикам взносов, сборов и налогов, достаточно, чтобы вести предпринимательство без проблем. Вот основные права налогоплательщиков.

  1. Получить помощь от налоговой инспекции.

    Налоговики обязаны бесплатно выдавать бланки налоговой отчетности, а также отвечать на следующие вопросы налогоплательщиков:

    1.1. Какие нормативные документы применять;

    1.2. Какие налоговые платежи нужно вносить;

    1.4. Как перечислить в бюджет сбор, налог или взнос;

    1.5. На что имеют право плательщикам взносов, сборов и налогов;

    1.6. Какие обязанности возложены по закону на налогоплательщиков;

    1.7. Что вправе делать налоговая инспекция;

    1.8. По какой форме отчитываться по сбору, налогу или взносу;

    1.9. Как заполнить налоговую отчетность.

  2. Получить персональное разъяснение от Минфина России.

    Ведомство отвечает плательщикам взносов, сборов и налогов только на вопросы, связанные с налоговыми платежами.

  3. Получить ответ на вопрос от регионального или местного финансового государственного органа.

    Эти госструктуры разъясняют:

    • какими руководствоваться федеральными, региональными и местными нормативными документами;
    • что сказано в нормативных документах по каждой конкретной ситуации каждого налогоплательщика.
  4. Использовать льготы по взносам, сборам и налогам.

    Воспользоваться налоговыми преференциями можно, если налогоплательщики соответствуют обязательным требованиям Налогового кодекса по каждой конкретной льготе.

  5. Отсрочить перечисление налогового платежа.

    Плательщики взносов, сборов и налогов могут оформить в инспекции рассрочку, отсрочку, а также налоговый инвесткредит, если выполнены все требования и условия по НК РФ.

  6. Вернуть или зачесть налоговую переплату.

    Инспекция обязана своевременно оформлять возврат либо зачет. В противном случае налогоплательщик имеет право дополнительно получить проценты на сумму переплаты. Они рассчитываются по формуле:

Пример
Инспекция вернула ООО «Символ» переплату по транспортному налогу в сумме 292 000 р. с опозданием на 24 дня. Ключевая ставка в этот период (условно) – 7,25%.
Сумма процентов, причитающихся «Символу» от налоговой инспекции, составляет 1392 р. (292 000 р. x 7,25% / 365 дн. x 24 дн.).

  1. Узнать результаты сверки с инспекцией по взносам, сборам и налогам.

    Права налогоплательщиков – попросить о налоговой сверке и получить акт по ее завершении.

  1. Отчитываться, подавать в инспекцию и получать документы с помощью представителя.
  2. Объяснять налоговикам, что их требования необоснованны.

    Возражать сотрудникам инспекции налогоплательщики имеют право, когда отвечают на запросы налоговиков и когда получают акты по итогам проверок.

  1. Контролировать проведение выездной проверки.
  2. Участвовать в обсуждении обстоятельств, установленных при налоговой проверке.
  3. Своевременно узнавать о решениях и требованиях инспекции.
    Права налогоплательщиков – получить:
  • копию акта проверки;
  • любое решение инспекции;
  • уведомления налоговиков;
  • требования инспекции о внесении взноса, сбора или налога.
  1. Контролировать, выполняют ли налоговики законодательные требования во всех ситуациях.
  2. Не исполнять незаконные решения инспекции.
  3. Отстаивать свою правоту во внесудебном порядке.

    Права налогоплательщиков - подавать жалобы на решения инспекции, а также на поступки ее сотрудников.

  4. Получить от налоговиков компенсацию убытков от их незаконных решений и поступков.
  5. Безопасно делиться с налоговиками информацией, составляющей налоговую тайну.
    К обязанностям инспекции относится неразглашение налоговой тайны плательщиков взносов, сборов и налогов.

    Помощь плательщикам при осуществлении своих прав входит в полномочия сотрудников налоговых инспекций и иных государственных структур. Их обязанности зеркально отражают возможности, предоставленные плательщикам взносов, сборов и налогов. Отстоять свои права вносители налоговых платежей могут в досудебном порядке и через суд.

Права налогоплательщика при контрольных действиях инспекции

Права и обязанности налогоплательщика и инспекции при камеральном и выездном контроле установлены в НК РФ. О правах плательщиков взносов, сборов и налогов при «камералке» читайте в таблице 1.

Таблица 1 . Права налогоплательщика при «камералке»

№ п/п
1. Требовать соблюдения рамок проверки
2. Узнать об ошибках в отчетности и дать пояснения по ним
3. Подать «уточненку» до завершения «камералки»
4. Контролировать соблюдение инспекцией правил проверки
5. Контролировать срок «камералки»
6.
7. Изучить документы и материалы налоговиков по «камералке»
8.
9. Участвовать в обсуждении обстоятельств, установленных при проверке
10. Обжаловать решение инспекции по «камералке»
11. Получить дополнительные копии решений налоговиков по итогам проверки

Права налогоплательщиков при выездном контроле разъяснены в таблице 2.

Таблица 2 . Права налогоплательщика при выездной проверке

№ п/п Возможность налогоплательщика
1. Получить на руки акт по итогам проверки
2. Требовать соблюдения пределов по периоду проверки и числу контрольных мероприятий
3. Контролировать проведение выездной проверки
4. Дать пояснения по ошибкам
5. Контролировать, выполняют ли налоговики законодательные требования
6. Вовремя узнать о приостановлении или возобновлении выездных мероприятий
7. Не выдавать налоговикам документы, пока проверка приостановлена
8. Получить обратно все подлинники, пока проверка приостановлена, кроме переданных при выемке бумаг
9. Вовремя узнать о продлении проверки
10. Контролировать срок выездных мероприятий
11. Получить акт по итогам проверки
12. Изучить документы и материалы налоговиков
13. Подать возражения в письменной форме
14.

В ходе проверочных мероприятий:

  • сдать «уточненку»
  • уплатить недоимку и пени
15.

Участвовать в обсуждении обстоятельств, установленных при проверке

16.

Узнать от инспекции о правах и обязанностях - своих и ее сотрудников

17.

Изучить все промежуточные решения налоговиков

18.

Изучить документы и материалы о дополнительным мероприятиям

19.

Получить копию окончательного решения по итогам проверки

20.

Подать жалобу на решение инспекции

21.

Получить дополнительные копии решений налоговиков по итогам проверки

Обязанности налогоплательщиков

Знать свои обязанности налогоплательщикам необходимо, чтобы вовремя и полностью исполнять все требования налогового законодательства. Вот что российские законы требуют от налогоплательщиков.

  1. Вовремя перечислять налоговые платежи.
  2. Регистрироваться в налоговой инспекции.
  3. Учитывать для целей налогообложения свои доходы, расходы и иные показатели, необходимые для расчета платежа.
  4. Отчитываться в территориальную инспекцию по налоговым платежам.
  5. Предоставлять в свою инспекцию годовую бухотчетность. Подать Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о целевом использовании денежных средств, приложения к отчетности налогоплательщик обязан до истечения трех месяцев по окончании года.
  6. Сдавать в территориальную инспекцию книгу учета доходов и расходов.
  7. Предоставлять сотрудникам инспекции документы о расчете и перечислении платежей.
  8. Исполнять законные требования и решения инспекции.
  9. Хранить первичку, а также данные налогового и бухгалтерского учета. Документы должны быть в наличии и в сохранности в течение нормативных сроков, но не менее четырех лет.
  10. Соблюдать таможенное законодательство России и Евразийского экономического союза.

Отдельный вид обязанностей налогоплательщиков – информировать налоговиков о возникновении ситуаций, которые подпадают под специальный контроль. Речь идет о сообщениях:

  1. О получении доли участия в российской организации в размере 10% или более.
  2. О формировании нового подразделения юрлица в России.
  3. Об изменении статуса существующего подразделения фирмы в России.
  4. О закрытии подразделения организации в России.
  5. О получении доли участия в иностранном юрлице в размере 10% или более.
  6. Об открытии за границей структуры, не зарегистрированной как юрлицо.
  7. О получении контроля за КИК.

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой нало­гов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей - факультативные обязанности налогоплательщи­ков (схема 16).

Обязанности налогоплательщиков

Основные

1 Платить налоги и сборы, правильно исчислять, уплачивать в полном объ­еме,

уплачивать своевременно, уплачивать в установлен­ном порядке

2 Вести в установленном по­рядке учет доходов, расхо­дов, объектов налогообло­жения

3 Представлять налоговые декларации и необходимые сведения

4 Устранять выявленные на­рушения

Факультативные

1 Встать на налоговый учет

2 Сообщать налоговым орга­нам о существенных изме­нениях своего положения

3 Хранить документацию, связанную с нало! ообложе-нием

4 Представлять налоговым or ранам документы и ин­формацию

5 Не препятствовать закон­ным действиям должност­ных лиц налоговых орга­нов

Обязанность платить налоги и сборы Конституционной обязан­ностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Э то - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог, во-вторых, обязанность упла­чивать налог в полном объеме, в-третьих, уплачивать налог своевре­менно", в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что на­логоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязан­ность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налогоплательщики-организации ведут учет объ­ектов налогообложения на счетах бухгалтерского учета. Они исчис­ляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на ос­нове данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подле­жащих налогообложению либо связанных с налогообложением.



Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов, который ведется в по­рядке, определяемом Минфином России и МНС России. Как пра­вило, они обязаны вести специальную книгу учета доходов и расхо­дов.

Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, также обязаны вести учет необходимых для налогообложения дан­ных, но могут делать это в произвольных формах. Для исчисления ими подоходного налога используются также данные учета предпри­ятий - источников выплаты доходов (ст. 54 части первой НК РФ). Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в на­логовые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обя­заны представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обя­заны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Порядку заполнения и представления деклараций посвящены ст. 80 и 81 части первой НК РФ.

Налогоплательщик обязан представить декларацию на бланке установленной формы. В определенных законом случаях деклара­ция может быть подана на дискете или ином носителе, допускаю­щем компьютерную обработку.

Налогоплательщик обязан также представить декларацию в ус­тановленный законом срок. По выбору налогоплательщика декла­рация может быть представлена в налоговый орган лично или по почте. В последнем случае датой представления декларации являет­ся дата принятия отправления почтой

Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы на­логоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности правильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно Для правильного их заполнения издаются инст-j рукции НК РФ предоставляет право издавать инструкции по за-S полнению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам исключительно МНС России по согласованию с Минфином России. Только в отдельных случаях, требующих осо­бого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декларации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установле­ния единообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местного бюрократического творчества. НК РФ особо подчерк­нул, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплатель­щика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплатель­щик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы деклараций (п. I ст. 32 части первой НК РФ).

Независимо от правильности заполнения декларации налого­вый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе налогоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указани­ем даты принятия. В случае отправки декларации по почте под­тверждением ее представления является опись вложения с указани­ем даты отправки.

В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не пред­ставляет в налоговый орган налоговую декларацию. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять нало­говым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законо­дательством о том или ином конкретном налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в пол­ном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтап­но (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установлен­ных законодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ дости­гать с финансовыми органами договоренности об изменении сро­ков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он опреде­ляется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Безнадежной считается задолженность, взыскание которой ока­залось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера Она списывается в порядке, установ­ленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления в отношении региональных и местных налогов со­ответственно (ст. 59 части первой НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. пе­ренос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налого­вом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихий­ные бедствия, технологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования налогоплательщик может оказаться не в состоя­нии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип спра­ведливости, требующий учета платежеспособности лица, предопре­деляет право налогоплательщика в указанных и подобных им слу­чаях претендовать на изменение сроков платежа налогов.

Данное право налогоплательщика связано с определением сро­ков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачи­вать налоги в установленные сроки независимо от того, определен этот срок непосредственно законом или же соглашением, приня­тым на основе и во исполнение закона.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установлен­ный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также не­доимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При за­держке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Раз­мер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установ­ленном законодательством. Это означает, что до истечения уста­новленного законом срока уплаты налога налогоплательщик дол­жен представить в обслуживающий его банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные де­нежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности от­деления банка - в кассу органа местного управления либо почто­вого отделения.

Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях. Однако в определенных случаях эта обязанность может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается приме­нительно к каждому налогу.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законода­тельства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устра­нить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщи­ком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, ауди­торов и др.) либо в результате контрольных действий налоговых органов

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искаже­ний) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налого­вых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при не­возможности определения этого периода коррективы вносятся в те­кущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

f Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вруче­ния ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности запол­нения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение пра­вил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 час­ти первой НК РФ).

Налоговые органы выявляют нарушения налогового законода­тельства в ходе проверок, других контрольных действий. Если про­веркой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответст­вующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (подп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обяза­ны контролировать выполнение указанных требований (ст. 32 части первой НК РФ).

Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультатив­ные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Если обязанность платить на­логи и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанно­стью перед обществом и государством в целом, то факультативные обязанности устанавливаются законами и реализуются во взаимоот­ношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Эти обя­занности устанавливаются для того, чтобы обеспечить условия эф­фективной реализации налоговыми органами своих функций, пре­жде всего контрольных.

Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных На­логовым кодексом РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС России.

Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщи­ка, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика на ос­новании информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязан­ность в течение 10 дней после их государственной регистрации (по­лучения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпри­нимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких дей­ствий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, ре­гистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирую­щих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.

По общему правилу регистрация проводится в налоговом орга­не по местонахождению организации или по месту жительства гра­жданина. Однако Налоговый кодекс РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регист­рацию и в других территориальных налоговых органах. Организа­ции обязаны встать на налоговый учет также и по местонахожде­нию их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

И в этих случаях регистрация организаций проводится на осно­ве подаваемых ими заявлений, а физических лиц - на основе ин­формации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего имущества.

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваи­вается единый идентификационный номер, который затем простав­ляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведе­ния о налогоплательщиках группируются в Едином государствен­ном реестре налогоплательщиков.

Своевременное и правильное выполнение налогоплательщика­ми обязанностей по налоговой регистрации достигается примене­нием санкций за нарушение сроков постановки на учет в налого­вом органе и за уклонение от него (ст. 116 и 117 части первой НК РФ).

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения На налогоплательщи­ка возлагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его на­логовому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения.

НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, о всех случа­ях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта ин­формация предоставляется налогоплательщиком не по запросу на­логового органа, а по собственной инициативе. Установлены сро­ки представления указанной информации и ответственность за не­выполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложе­нием. Выполнение налоговым органом контрольных функций воз­можно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов нало­гоплательщиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщи­ков обязанность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесен­ных расходов, уплаченных налогов.

НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового пе­риода, к которому относится конкретный документ.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетно­сти в Российской Федерации» 1 устанавливает пятилетний срок хра­нения бухгалтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение требований их сохранности установлена только НК РФ (ст. 120 части первой НК РФ).

Обязанность представлять налоговым органам документы и ин­формацию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, необходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных ко­пий должны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непредставление в установленный срок влечет наложение штрафа (ст. 126 части первой НК РФ).

Лицу может быть предъявлено требование представить имею­щиеся у него документы, содержащие сведения о другом налого­плательщике. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает обязан­ность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необхо­димую информацию и документы в случаях и порядке, предусмот­ренных Кодексом. Статьей 126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ представить такие документы, уклонение от их представления, представление документов с заведомо недостовер­ными сведениями.

Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловли­вают обязанность представить документы. Поэтому указанное тре­бование остается декларативным.

Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавлива­ет, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной дея­тельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В частности, должностные лица налогового органа при проведе­нии выездной проверки имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ.

Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принужде­ния. Такие меры могут быть правовосстановительными и кара­тельными.

Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение нало­гоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также воз­мещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты.

К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней В По­становлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что «неуплата налога в срок должна быть ком­пенсирована погашением задолженности по налоговому обяза­тельству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенса­цию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога» 1 .

Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответ­ствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовре­мя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ори­ентируясь на обесценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные обстоятельства, например то, что государство из-за недополучения налогов вынуждено прибегать к заимствова­ниям и уплачивать проценты по займам.

Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют ис­ключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.

В противоположность правовосстановительным карательные ме­ры принуждения возлагают на нарушителей налогового законода­тельства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в примене­нии иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонаруше­ния - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др.

Юридическая ответственность за нарушения налогового законода­тельства - это комплекс принудительных мер воздействия каратель­ного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Ответственность за нарушения налогового законодательст­ва - совокупность различных видов юридической ответственности.Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько ви­дов юридической ответственности, гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданская ответственность характерна для отношений юри­дически равных сторон. Налоговые отношения имеют государст­венно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имуще­ственная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера.

Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмеще­ние убытков регулируется гражданским правом.

Меры гражданской ответственности не направлены непосредст­венно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

Меры дисциплинарной ответственности применяются за на­рушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом ко­дексе РФ, а для должностных лиц налоговых органов, которые яв­ляются государственными служащими, - в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующим изменениями и дополне­ниями) 1 .

Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обя­занностей причинен ущерб предприятию, то он несет материаль­ную ответственность за этот ущерб.

Применение мер дисциплинарной и материальной ответственно­сти может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюде­ния этого законодательства. Так, если главный бухгалтер организа­ции нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, пре­дусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основа­ниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результа­те уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связа­ны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.

За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры администра­тивной или уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).

Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как са­мостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисцип­линарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований О налоговой ответственности можно гово­рить только как о комплексном институте, объединяющем нормы раз­личных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоот­ношений

Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» при­меняют понятие «финансовая ответственность» По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущест­венной, денежной ответственности

Взыскания, установленные НК РФ (разд VI «Налоговые пра­вонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совер­шение», глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, преду­смотренных законодательством о налогах и сборах, и ответствен­ность за их совершение»), являются мерами административной от­ветственности, которые применяются к налогоплательщикам, на­логовым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид администра­тивного правонарушения

При привлечении организации-налогоплательщика к админист­ративной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица - законные представители организации (п 1 ст 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области на­логов и сборов на основании ст 15 3-15 9, 15 11 КоАП РФ

Согласно ст. 1622 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ, является административным право­нарушением и влечет наложение административного штрафа В этом случае субъектами ответственности выступают виновные в совершении данного правонарушения физические и юридические лица

Характерная черта административной ответственности - при­менение административного наказания в качестве меры ответствен­ности К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа

Специфических мер воздействия за нарушения налогового за­конодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено Эти меры сводятся к применению типичного административного на­казания - штрафа Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правона­рушениях, установленном КоАП, и т п) характеризуют не сам штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его примененияСпецифических черт «финансового» или «налогового» штраФ а > не позволяющих отождествить его с административным, нет 1


(извлечение)


Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ставропольскому району Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью экспериментальное научно - производственное объединение "Эрика" (ООО ЭНПО "Эрика") о взыскании штрафных санкций по п. 3 ст. 120 НК РФ в размере 15 000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, повлекшее занижение налогооблагаемой базы, и по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 20% штрафа от неуплаченного НДС в размере 26 819 руб. и 20% штрафа от неуплаченного налога на пользователей автодорог в размере 1 213 руб., всего 43 032 руб.

Решением от 22.12.2000 г. суд удовлетворил требования налогового органа частично, взыскав с ООО ЭНПО "Эрика" по п. 1 ст. 122 НК РФ 20% штраф от неуплаченного НДС и налога на пользователей автодорог в размере соответственно 6 567 руб. и 339 руб. 20 коп., в остальной части иска отказал.

В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Ставропольскому району Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции в части неудовлетворенных исковых требований налогового органа в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Заявитель жалобы считает, что у суда не было оснований для уменьшения сумм штрафа по НДС, так как неуплата сумм НДС за один налоговый период (квартал) уже является налоговым правонарушением, а переплата за другой налоговый период не влечет за собой уменьшения НДС за налоговый период, в котором обнаружен факт неуплаты налога. Кроме того, суд, в нарушение ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", сложил суммы налога, поступающие в Федеральный дорожный фонд и поступающие в Территориальный дорожный фонд, что противоречит принципу разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ставропольскому району Самарской области проведена выездная налоговая проверка ООО ЭНПО "Эрика" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.04.97 г. по 01.01.2000 г. В ходе проверки был произведен расчет налога на добавленную стоимость, начисленного от сумм оплаченных коммунальных услуг и внереализационных доходов с исключением предъявленного и оплаченного НДС поставщикам, в результате чего была установлена переплата НДС по периодам в сумме 101 255 руб. и недоимка по НДС по периодам в сумме 134 094 руб. Кроме того, в ходе проверки правильности определения налога на пользователей автомобильных дорог была установлена недоимка в сумме 4 348 руб. и переплата в сумме 1 845 руб. в Территориальный дорожный фонд (ТДФ), недоимка в сумме 1 716 руб. и переплата в сумме 2 523 руб. в Федеральный дорожный фонд (ФДФ), о чем составлен акт N 92 от 24.05.2000 г.

На основании данного акта налоговый орган принял решение от 30.03.2000 г. о привлечении ООО ЭНПО "Эрика" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 НК РФ в виде штрафа в сумме 15 000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы и по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы НДС в размере 26 819 руб. и штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на пользователей автодорог в ТДФ в сумме 870 руб., в ФДФ в сумме 343 руб.

Удовлетворяя частично исковые требования налогового органа, суд первой инстанции взыскал штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ с суммы разницы от недоимки по налогам и переплаты по этим же налогам.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О основах налоговой системы в РФ" (действующей до 01.01.99 г.), а также п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога.

Данными законодательными актами предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнения обеспечивается путем привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Ст. 122 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога, то есть непоступление установленных законодательством сумм налога в бюджет.

Материалами дела подтверждено, что у ООО ЭНПО "Эрика" имеется как недоимка по НДС и налогу на пользователей автодорог, так и переплата по данным налогам. Следовательно, суммой неуплаты данных налогов будет считаться разница между недоимкой и переплатой данных налогов вне зависимости от уровней бюджетной системы.

Поэтому суд первой инстанции правомерно взыскал штрафные санкции только с суммы неуплаченных налогов: по НДС от суммы 32 839 руб. - в размере 6 567 руб. 80 коп., по налогу на пользователей автомобильных дорог от суммы 1 696 руб. - в размере 339 руб. 20 коп.

Кроме того, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным применение к ответчику штрафных санкций по п. 3 ст. 120 НК РФ, так как в определении Конституционного Суда РФ от 18.01.01 г. N 6-О о проверке конституционности пунктов 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ указано, что из конституционно - правового смысла составов налоговых правонарушений положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и п. 1 статьи 122 НК РФ не должны применяться одновременно за совершение действий (бездействий), повлекших занижение налогооблагаемой базы и, как результата, неуплату налогов.

Учитывая, что ООО ЭНПО "Эрика" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, следовательно, привлечение по п. 3 ст. 120 НК РФ неправомерно.

При таких обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


ПОСТАНОВИЛА:


решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2000 г. по делу N А 55-8872/00-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Основные_

1. Платить налоги и сборы:

Правильно исчислять

Уплачивать в полном объеме

Уплачивать своевременно

Уплачивать в установленном порядке

2. Вести в установленном порядке учет доходов, расходов, объектов налогообложения.

Представлять налоговые декларации и необходимые сведения.

4. Устранять выявленные нарушения_

Схема 2. Обязанности налогоплательщиков

Обязанность платить налоги и сборы. Конституционной обязанностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Это - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог; во-вторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме; в-третьих, уплачивать налог своевременно; в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке.

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ).

Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в налоговые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговой декларации. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уп

Факультативные_

1. Встать на налоговый учет.

2. Сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения.

3. Хранить документацию, связанную с налогообложением.

4. Представлять налоговым органам документы и информацию.

5. Не препятствовать законным действиям должностных лиц и налоговых органов.

латы налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных законодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т. е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо же они могут быть выявлены в результате контрольных действий налоговых органов.

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

Обязанность встать на налоговый учет. Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика, на основании информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т.

П.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких действий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.

По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регистрацию в других территориальных налоговых органах. Организации обязаны встать на налоговый учет также и по местонахождению их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о налогоплательщиках группируются в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения. НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего нахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта информация предоставляется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по собственной инициативе. Установлены сроки представления указанной информации и ответственность за невыполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением. Выполнение налоговым органом контрольных функций возможно только при наличии документов, позволяющих проверить пра

вильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиками.

Такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода, к которому относится конкретный документ.

Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию. Эти документы в виде заверенных копий должны быть представлена налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся у него документы, содержащиеся сведения о другом налогоплательщике.

Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды.

Существенным является условие, в соответствии с которым обязанности налоговых агентов распространяются только на суммы, выплачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лично, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом.

При невозможности удержания налога (например, в том случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право:

    получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

    Налогоплательщик: подробности для бухгалтера

    • Трехлетний срок реализации права на возмещение НДС: важные моменты, которые необходимо учитывать налогоплательщику

      Образовавшаяся положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда... отвечающей принципу дифференцированного подхода к налогоплательщикам в зависимости от степени... в названном случае возлагается на налогоплательщика. Резюмируя изложенное, соблюдение предусмотренного... . №53, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным... сделке; наличие реальности исполнения сделки налогоплательщиком и его контрагентом; наличие...

    • Налогоплательщика вызвали дать пояснения

      На необходимость получения пояснений налогоплательщика относительно каждого выявленного выездной... технических средств. Об обязанностях налогоплательщиков Обязанности налогоплательщиков прописаны в ст. ... обязанностей. Вероятно, необеспечение налогоплательщиком реализации законного права контролеров... передача налоговых документов по ТКС налогоплательщикам, подключенным к электронному документообороту... рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика. Добавим, возбуждение дела...

    • Кто возвратит налогоплательщику НДФЛ – бюджет или налоговый агент?

      Основании письменного заявления налогоплательщика. Иначе говоря, по заявлению налогоплательщика налоговый агент... обязан возвратить налогоплательщику сумму налога, ... дня получения агентом соответствующего заявления налогоплательщика в безналичной форме путем... удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляет... проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения...

    • Истребованы пояснения к декларации по НДС: действия налогоплательщика

      Информационное письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в... письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в... такой ситуации инспекция обязана направить налогоплательщику требование о представлении пояснений. ... вместе с перечнем операций, отраженных налогоплательщиком в соответствующем разделе налоговой декларации... по выявленным несоответствиям сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, ...

    • Когда организация связи – крупнейший налогоплательщик по новым правилам

      По налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Данным приказом также утверждены... инспекции. Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются: 1 ... признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности... занимается администрированием организаций – крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне… Это... организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия: присваивается...

    • Чертова дюжина или 13 признаков, при которых даже добросовестный налогоплательщик попадает «под прицел» налоговых органов

      И спорных ситуаций? Большинство налогоплательщиков изначально выбирают стратегию добросовестного... по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности... контролю инструменты воздействия на налогоплательщика. Признак 4. Налогоплательщик только перепродавец. Речь... точки зрения налоговых органов такой налогоплательщик – «транзитер», заслуживающий повышенного... Признак 12. Сам налогоплательщик или контрагент налогоплательщика участвуют в посреднических сделках...

    • 5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

      Подобный «ПДД». Остановимся на ошибках налогоплательщиков, которые повседневно встречаются на практике... . Грамотные действия налогоплательщиков, попавших под проверку, помогут... «ПДД». Остановимся на ошибках налогоплательщиков, которые повседневно встречаются на практике... инспекторов, высказанные в телефонном режиме. Налогоплательщику кажется выполнение такой просьбы вполне... стадии оспаривания услышать формулировку: «Налогоплательщик отказался представить те документы, на...

    • Деловая цель и реальность деятельности налогоплательщика: объясняем налоговой

      О реальности деятельности контрагента налогоплательщика. Налоговый орган настаивал на...) денежные средства снимались представителями налогоплательщика. Также, в качестве доказательства... индивидуальный предприниматель был работником налогоплательщика. Доводы налогоплательщика в опровержение позиции... принял во внимание доводы налогоплательщика относительно реальности самого контрагента... схема деятельности индивидуального предпринимателя (контрагент налогоплательщика) доказана, реальна и соответствует...

    • Как инспекторы доказывают получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды?

      Характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать определенные признаки, ... подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. Безусловно, налогоплательщикам стоит быть... основании взаимозависимости, спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику; обстоятельства, свидетельствующие о согласованности... исследования станут: недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента; обстоятельства, ...

    • ... » от традиционного понимания концепции отношений «налогоплательщик – налоговый агент – налоговый орган – ... своего рода фискальными посредниками между налогоплательщиком и государством. Налоговый агент... если приобретение прав и обязанностей налогоплательщика носит самостоятельный, безусловный характер, ... налогообложения при обязательном условии – наличии налогоплательщика 2 . Таким образом, научное... особенности взыскания налога в отношениях «налогоплательщик – налоговый агент – налоговый орган – ...

    • Уточнен перечень видов расходов, которые могут быть отнесены к расходам налогоплательщика на обучение

      Прохождение независимой оценки квалификации работниками налогоплательщика в порядке, предусмотренном п. ... а также прохождение работниками налогоплательщика независимой оценки квалификации включаются в... физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица... после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, указанные расходы также включаются... стоимость содержания помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения, оплату...

    • О том, как налоговики расходы с налогоплательщиком не поделили

      Полировка и нарезка плитки) оказывалась налогоплательщику сторонними исполнителями (контрагентами). Суд... не указаны, что позволяет налогоплательщику самостоятельно определиться с расходами, ... , подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика, являются рекомендованными законодателем прямыми затратами... налоговикам? Законодатель закрепил за налогоплательщиком право самостоятельного определения в... ограничений по самостоятельному определению налогоплательщиком перечня прямых расходов. Все...

    • Если у налогоплательщика и его контрагента один IP-адрес

      Налогового спора? Случаи использования налогоплательщиком и его контрагентами одного IP ... довод налогового органа об использования налогоплательщиком и его контрагентами для подключения... не является однозначным доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Постановление АС... иных доказательств заведомой согласованности действий налогоплательщика и его контрагентов в использовании... формальности проведения денежных средств между налогоплательщиком и его контрагентами, а...

    • Срок размещения на сайте ФНС информации о налогоплательщиках отложен

      Размещения, относится информация о налогоплательщиках следующего характера: о суммах... о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками; об участии организации в консолидированной... группе налогоплательщиков; о среднесписочной численности работников... каждой организации (с указанием ИНН налогоплательщика) включается информация следующего характера... ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков Указываются по состоянию на...

    • Предоставление стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид

      Даны о предоставлении стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... даны о предоставлении стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... периода при условии, что доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с... что размер стандартного вычета, предоставляемого налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... с этим возникали разногласия между налогоплательщиками и контролирующим органом, которые приходилось...