Является ли бухгалтерский баланс коммерческой тайной. Это наша коммерческая тайна Относится ли штатное расписание к конфиденциальной информации

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной — такой вопрос возникает у организации, например, в случае, когда контрагент перед заключением договора просит предоставить названную отчетность. Далее мы расскажем, как правильно поступить в такой ситуации.

Декларация по НДС: относится ли к коммерческой тайне налоговая отчетность?

Закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее — закон № 98-ФЗ) не относит сведения о налоговых платежах к категории данных, которые не могут представлять коммерческую тайну организации (ст. 5 закона № 98-ФЗ).

Таким образом, организация, если посчитает необходимым, может закрепить в локальном документе — положении о коммерческой тайне, что такая информация носит конфиденциальный характер (см. п. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ).

Если же контрагент просит организацию представить этот документ в целях проверки благонадежности будущего партнера, то можно передать для анализа титульный лист и раздел 1 декларации по НДС с отметками ФНС, что уже будет служить подтверждением исполнения организацией своих обязанностей в части уплаты налога.

В случае если декларация подается в электронном виде, контрагенту можно представить выгруженные из личного кабинета в используемой системе передачи отчетности (например, через сайт ФНС) извещения от налогового органа о вводе данных в общую базу данных ФНС или о получении названным госорганом декларации.

Контрагент, в свою очередь, может запросить сведения об уплате НДС этим юрлицом или ИП и в самой налоговой инспекции, т. к. эти данные не относятся к налоговой тайне (подп. 3 п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ). Это же умозаключение подтверждается и официальными разъяснениями Минфина России (см. письмо ведомства от 04.06.2012 № 03-02-07/1-134).

Является ли устав коммерческой тайной?

Кроме того, такие документы, как ИНН и ОГРН, лицензии, точно так же недопустимо скрывать и обозначать как конфиденциальную информацию. Перечисленные документы закон обязывает размещать в свободном доступе для ознакомления, например, потребителями — в уголке покупателя (п. 1 ст. 9 закона РФ « О защите прав потребителей» от 07.02.1999 № 2300-1).

Также некоторые юрлица по закону обязаны размещать устав на своем сайте в интернете. Например, такая обязанность есть у государственных и муниципальных учреждений (см. п. 6 приказа Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н).

Бухгалтерский баланс — коммерческая тайна или нет?

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности установление режима коммерческой тайны недопустимо (п. 11 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Бухгалтерский баланс — одна из составных частей бухотчетности (п. 5 приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н), соответственно, он не может составлять коммерческую тайну. Этим же приказом также подтверждается публичность бухотчетности и устанавливается обязанность организации обеспечить возможность ознакомления с ней пользователей (п. 42).

Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной?

Согласно абз. 6 ст. 5 закона № 98-ФЗ информация о численности и составе сотрудников и о системе вознаграждения труда не может быть отнесена к коммерческой тайне. При этом под системой оплаты труда подразумевается не только ее вид (сдельная, почасовая и т. д.), но и размеры окладов, тарифных ставок, доплат, надбавок, премий (ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, ни размер зарплаты, ни содержимое штатного расписания к коммерческой тайне не относятся, что подтверждается и судебной практикой (например, решение Суоярвского райсуда Республики Карелия от 12.07.2010 по делу № 2-340/2010).

Итак, ни бухбаланс, ни содержание учредительных документов, ни сведения о зарплате сотрудников (как и штатное расписание) не могут составлять коммерческую тайну организации. Декларацию по НДС юрлицо или ИП не обязаны представлять по запросу контрагенту, хотя последний может запросить соответствующие сведения в органах ФНС, т. к. указанная информация не относится к налоговой тайне.

Новый закон о бухучете вынуждает заняться коммерческой тайной

В 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон радикально пересмотрел возможность отнесения бухгалтерской отчетности к информации, составляющей коммерческую тайну.

Вместо императивной конструкции ч. 4 ст. 10 одноименного Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» мы получили не менее радикальное, но прямо противоположного смысла указание в ч. 11 ст. 13 нового закона «В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны».

Более того, для бухгалтерской отчетности введено понятие обязательного экземпляра, который экономические субъекты, обязанные ее составлять (кроме организаций госсектора и Банка России), должны предоставить в орган государственной статистики по месту госрегистрации. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс, к которому обеспечивается доступ заинтересованным лицам. Причем без оговорки «в случаях, предусмотренных законом», а просто «заинтересованным лицам». Ограничения доступа допускаются только в интересах сохранения государственной тайны.

Новая редакция закона не разъясняет, как быть с возникающей при этом коллизией с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах», разрешающей доступ к документам бухгалтерского учета только акционерам, имеющим в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, ч. 7 ст. 10 обязывает экономический субъект по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа. Вопрос о возможности отнесения всего регистра или его части к информации, составляющей коммерческую тайну, также повис в воздухе.

В новом законе отсутствует положение о том, что в регистрах бухгалтерского учета накапливается информация для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, ранее содержавшаяся в ч. 1 ст. 10. Таким образом, считать, что исходные данные для бухгалтерской отчетности, содержащиеся в регистрах, не могут составлять коммерческую тайну, оснований нет. С другой стороны, в случае попадания в отчетность сведений из регистра нарушается одно из требований, определяющих возможность отнесения информации к коммерческой тайне, - неизвестность ее на законном основании третьим лицам.

В целом вывод неутешительный - бухгалтерская отчетность и регистр, ранее бывшие «интимными9raquo; делами организации, которые она была вправе закрыть от посторонних глаз, становятся фактически общедоступными (отчетность) или неохраноспособными (регистр). Если бы речь шла только о доступности их для госорганов, к этому еще можно было бы отнестись спокойно, хотя Федеральный закон № 8-ФЗ очень широко трактует понятие информации о деятельности органов власти, относя к ней и полученную этими органами информацию, и предоставляет широкие возможности доступа к ней любых лиц, в том числе по немотивированным запросам. Но новый закон идет еще дальше, устанавливая в отношении возможности доступа бланкетную норму и отсылая нас к другим законам. И каковы будут последствия этого, покажут только время и практика правоприменения.

Так что скучать некогда. Всем, у кого установлен режим коммерческой тайны, необходимо пересмотреть перечни информации, составляющей коммерческую тайну, если этого не было сделано ранее, разобраться с наличием в них бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета - и срочно вносить коррективы. Наличие в перечнях неохраноспособной информации, отнесение которой к коммерческой тайне прямо запрещено законом или которая не удовлетворяет требованиям п. 2 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) и ст. 1465 IV части ГК РФ, может привести к признанию перечня не соответствующим закону (т.е. не имеющим юридической силы) и к оспариванию правомерности установления режима коммерческой тайны вообще. Помните, «режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи» (ст. 10 98-ФЗ)? А первая среди этих мер - разработка перечня информации, составляющей коммерческую тайну. Перечень юридической силы не имеет - нет и режима. А наши суды, основываясь на внутреннем убеждении, много чего нарешать могут.

Сетевое издание «ИКС-медиа» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаци.

Учредитель: ООО "ИКС-МЕДИА". Главный редактор: Кий Н.Б.

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность.

Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной.

Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна - законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками.

В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст.

102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной.

Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания).

Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.

Как узнать о наличии задолженности физлица по налогу на транспорт, как узнать сумму налога по ИНН см. статью: «Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)?».

  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну .
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения - сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений. Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок.

Под данными, составляющими налоговую тайну , понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков.

В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Источник: https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kakie_svedeniya_sostavlyayut_nalogovuyu_tajnu/

Коммерческая тайна предприятия — что относится, сведения и признаки

Что представляет собой коммерческая тайна? Какие сведения к ней относятся? Какое наказание грозит работнику за нарушение режима коммерческой тайны? Какими документами устанавливается на предприятии режим коммерческой тайны?

Коммерческая тайна (далее по тексту КТ) — это режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (пп.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне», далее по тексту — Закон №98-ФЗ).

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КТО НА НЕЕ МОЖЕТ ПОКУСИТЬСЯ?

Какие сведения относятся к КТ

К информации, составляющей КТ, могут относиться производственные, технические, экономические, организационные и иные сведения любого характера, которые имеют действительную (потенциальную) коммерческую ценность, а также сведения о способах ведения профессиональной деятельности компании (п.2 ст.3 Закона №98-ФЗ).

При этом в отношении таких сведений должен быть ограничен свободный доступ и введен режим КТ (например, путем издания приказа и утверждения локального нормативного акта компании «Положение о КТ»).

Например, к сведениям, которые могут составлять КТ, относятся:

  • сведения об условиях заключенных контрактов;
  • определенные технологические производственные процессы;
  • разработанные стандарты по существующим бизнес-процессам в компании;
  • перспективные планы развития компании;
  • сведения о подготовке и результатах переговоров с деловыми партнерами компании;
  • сведения о бизнес-идеях и результаты их исследований;
  • сведения о внешнем и внутреннем финансировании;
  • сведения о мероприятиях налогового планирования и о налоговых рисках.

В каждой компании существует свой перечень сведений, составляющих КТ, который утвержден руководителем, исходя из специфики финансово-хозяйственной деятельности компании.

Однако в ст.5 Закона №98-ФЗ приведен перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим КТ. К таким сведениям относятся:

  • данные в учредительных документах компании, а также ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • документы, дающие право заниматься бизнесом;
  • информация о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности и т. д.;
  • условия труда в компании (численность, состав работников, система оплаты труда, наличие свободных рабочих мест и т.п.);
  • информация задолженность по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • данные о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности;
  • данные о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени компании.

ЛОГОТИП, РЕГИСТРАЦИЯ

В иных нормативных документах также может содержаться информация о составе сведений, которые не могут составлять КТ. Такими сведениями является, например, бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п.11 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Режим КТ устанавливаются в компании путем принятия следующих действий:

  • утверждение перечня информации, составляющей КТ;
  • ограничение доступа к секретной информации путем установления порядка обращения с этой информацией;
  • установление списка работников, имеющих допуск к такой информации;
  • обеспечение безопасности информации, составляющей КТ;
  • нанесение на материальные носители, содержащие информацию или включение в реквизиты документов грифа «Конфиденциально»;
  • установление ответственности за разглашение КТ.

В целях реализации требований политики информационной безопасности компании, а также сохранности сведений, составляющих КТ, компания утверждает «Положение о КТ».

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

Документы, касающиеся режима установления КТ, должны храниться постоянно в компании (ст. 62 Перечня, утв. приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. №558).

Наказание за разглашение коммерческой тайны

Разглашением информации, составляющей КТ, признается действие (бездействие), в результате которых информация, составляющая КТ, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА

Трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: разглашения охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника (пп.«в» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ).

Как отмечают суды, с ссылкой на п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. №2, в случае оспаривания работником увольнения по данному основанию работодатель обязан:

  • представить доказательства о том, что сведения, которые разглашены работником, относятся к коммерческой тайне,
  • эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

Источник: https://rosco.su/press/kommercheskaya_tayna_predpriyatiya_chto_otnositsya_svedeniya_i_priznaki/

Является ли декларация НДС, устав и отчет коммерческой тайной

Вопрос о принадлежности данных налоговой декларации к коммерческой тайне встает, в основном, тогда, когда предоставить их для ознакомления требует контрагент хозяйствующего субъекта. Правомерен ли отказ в такой ситуации и когда отказывать нельзя, что считается коммерческой тайной согласно законодательству и как должно охраняться? В этих тонкостях необходимо разбираться, дабы избежать неприятных последствий.

1. Определение коммерческой тайны 2. Какие сведения составляют налоговую тайну 3. Является ли декларация по НДС коммерческой тайной 4. Является ли устав коммерческой тайной 5. Является ли отчет о финансовом состоянии коммерческой тайной 6. Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной? 7. Данные, не являющиеся налоговой тайной 8. Ответственность за разглашение коммерческой и налоговой тайны

Данное понятие и все связанные с ним нюансы регулируются Законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее - ФЗ № 98).

Согласно ему, коммерческой тайной считаются любые данные, касающиеся производственных, технических, экономических, организационных и иных процессов, происходящих в субъекте хозяйствования, имеющие реальную или теоретическую коммерческую значимость ввиду неизвестности их иным лицам. В обязательном порядке они должны удовлетворять следующим признакам:

  • отсутствие к ним свободного и беспрепятственного доступа;
  • в отношении их обладателем (налогоплательщиком) введен режим коммерческой тайны.

То есть администрацией организации в приказном порядке определен перечень данных, составляющих коммерческую тайну, установлен алгоритм их использования, следование которому строго контролируется (ст. 10, п. 1 ФЗ № 98). Эта информация охраняется и без применения определенных усилий по ликвидации средств защиты ее не получить.

В совокупности с производственной, коммерческая тайна составляет налоговую тайну, регулируемую положениями сто второй статьи НК.

Обратите внимание

На законодательном уровне спецрежим производственной тайны не установлен. Под ней могут пониматься любые данные, касающиеся процесса изготовления благ (ст. 1465 ГК, ст. 3 ФЗ № 98).

Какие сведения составляют налоговую тайну

К таковым сведениям относят данные о:

  • протекающих в субъекте хозяйствования производственных процессах,
  • его партнерах;
  • условиях сделок;
  • итоги налоговых проверок;
  • сведения специальных деклараций.

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной

Сведения налоговых декларация не входят в перечень данных, не составляющих коммерческую тайну, определенный пятой статьей ФЗ № 98.

Исходя из этого, декларации по НДС могут составлять коммерческую тайну, что закрепляется хозяйствующим субъектом в локальном нормативном документе - Положении о коммерческой тайне.

Они могут не предоставляться по прямому требованию контрагента, однако, он может запросить интересующие данные в органах ФНС, поскольку они не считаются налоговой тайной. Поэтому важно ставить на подаваемой налоговой документации гриф «Коммерческая тайна».

Является ли устав коммерческой тайной

Акцент на то, что содержание учредительной документации не может составлять коммерческую тайну, сделан во втором абзаце пятой статьи ФЗ № 98.

Более того, некоторых юрлиц (государственных и муниципальных) законодательство обязывает размещать устав на своих интернет-порталах (п. 6 приказа Минфина № 86н).

Является ли отчет о финансовом состоянии коммерческой тайной

Информация бухгалтерских (финансовых) отчетов не может являться коммерческой тайной (п. 11, ст. 13 ФЗ № 402). Это постулирует и приказ Минфина № 43н, подтверждающий ее публичность и вменяющий организациям обязанность по обеспечению возможности беспрепятственного с ней ознакомления (п. 42).

Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной?

Пятая статья ФЗ № 98 указывает на то, что численность и состав штата, а также СОТ, не являются коммерческой тайной. Это подтверждено и юридической практикой.

Данные, не являющиеся налоговой тайной

ФНС может удовлетворить запрос контрагента организации на предоставление следующих сведений о ней, не считающих коммерческой или налоговой тайной согласно ст. 102 НК:

  • общедоступной информации (данных из выписки ЕГРЮЛ);
  • об уплаченных сборах, налогах и взносах за прошлый отчетный период;

Обратите внимание

Суммы, погашенные налоговыми агентами в рамках их обязанностей, составляют исключение.

  • о налоговых нарушениях (в том числе о начисленных пенях и вмененных штрафах);
  • о применении спецрежимов;
  • о списочной численности сотрудников за прошлый отчетный период;
  • о финрезультатах в рамках баланса;
  • о постановке на учет организаций и ИП - нерезидентов.

Отношения с контрагентами и государственными органами по использованию сведений, составляющих коммерческую тайну

Если сведения являются коммерческой тайной, в ознакомлении с ними контрагентам может быть отказано. Впрочем, отказ в доступе к ней налоговой инстанции, исполняющей свои прямые обязанности, будет считаться неправомерным (ст. 6, 15 ФЗ № 98).

При этом, применение к важным данным режима комтайны является допгарантией в подобных деловых взаимоотношениях (ст. 102 НК). Для этого, согласно шестой статье ФЗ № 98, необходимо пометить документы, информацию из которых налоговым инспекторам следует держать в секрете, специальным грифом с указанием наименования и расположения (юрлицам) либо Ф.И.О. и адреса (ИП).

Данные сведения не могут быть раскрыты налоговыми органами и иными госструктурами, их сотрудниками и прочими лицами, в силу служебных обязанностей ими располагающими.

Ответственность за разглашение коммерческой и налоговой тайны

Халатное отношение к подобным сведениям, их утеря либо обнародование обуславливает следующую ответственность виновных в этом должностных единиц согласно отечественному законодательству, независимо от того, являются они сотрудниками субъекта хозяйствования либо госслужащими:

  • дисциплинарную – замечание или выговор, работодатель имеет право уволить работника, если разглашение произошло по его вине (ст.81 ТК);
  • гражданско-правовую ответственность – четко не определена, однако, исходя из общих норм гражданского права, может подразумеваться требование пострадавшей стороны полной компенсации причиненных убытков, возмещения упущенной выгоды;
  • административную – штраф (ст. 13.14 КоАП);
  • уголовную – установлена УК, сто восемьдесят третьей статьей, подразумевает штраф, исправительные или принудительные работа, а также лишение свободы.

Обратите внимание

Лицу, оперирующему секретными данными, но не имеющему достаточных оснований считать это незаконным, в том числе получившему их ошибочно или случайно, не может вменяться ответственность.

Госслужащие не могут разглашать полученные сведения из баз данных, архивов и иной документации, без соответствующего разрешения на это их обладателя кроме таких случаев, оговоренных в ФЗ, как:

  • запрос судебной инстанции;
  • запрос следственных или дознавательных органов.

Таким образом, коммерческая тайна регулируется специальным федеральным законом, а включающая ее налоговая – Налоговым Кодексом. Данные нормативные акты регламентируют, какие сведения должны держаться в тайне как субъектами хозяйствования, так и ФНС, а какие могут быть общедоступными.

(289 голос.,

Вопрос о принадлежности данных налоговой декларации к коммерческой тайне встает, в основном, тогда, когда предоставить их для ознакомления требует контрагент хозяйствующего субъекта. Правомерен ли отказ в такой ситуации и когда отказывать нельзя, что считается коммерческой тайной согласно законодательству и как должно охраняться? В этих тонкостях необходимо разбираться, дабы избежать неприятных последствий.

Оглавление:

Определение коммерческой тайны

Данное понятие и все связанные с ним нюансы регулируются Законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее - ФЗ № 98). Согласно ему, коммерческой тайной считаются любые данные, касающиеся производственных, технических, экономических, организационных и иных процессов, происходящих в субъекте хозяйствования, имеющие реальную или теоретическую коммерческую значимость ввиду неизвестности их иным лицам. В обязательном порядке они должны удовлетворять следующим признакам:

  • отсутствие к ним свободного и беспрепятственного доступа;
  • в отношении их обладателем (налогоплательщиком) введен режим коммерческой тайны.

То есть администрацией организации в приказном порядке определен перечень данных, составляющих коммерческую тайну, установлен алгоритм их использования, следование которому строго контролируется (ст. 10, п. 1 ФЗ № 98). Эта информация охраняется и без применения определенных усилий по ликвидации средств защиты ее не получить.

В совокупности с производственной, коммерческая тайна составляет налоговую тайну, регулируемую положениями сто второй статьи НК.

Обратите внимание

На законодательном уровне спецрежим производственной тайны не установлен. Под ней могут пониматься любые данные, касающиеся процесса изготовления благ (ст. 1465 ГК, ст. 3 ФЗ № 98).

Какие сведения составляют налоговую тайну

К таковым сведениям относят данные о:

  • протекающих в субъекте хозяйствования производственных процессах,
  • его партнерах;
  • условиях сделок;
  • итоги налоговых проверок;
  • сведения специальных деклараций.

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной

Сведения налоговых декларация не входят в перечень данных, не составляющих коммерческую тайну, определенный пятой статьей ФЗ № 98.

Исходя из этого, декларации по НДС могут составлять коммерческую тайну, что закрепляется хозяйствующим субъектом в локальном нормативном документе - Положении о коммерческой тайне.

Они могут не предоставляться по прямому требованию контрагента, однако, он может запросить интересующие данные в органах ФНС, поскольку они не считаются налоговой тайной. Поэтому важно ставить на подаваемой налоговой документации гриф «Коммерческая тайна».

Является ли устав коммерческой тайной

Акцент на то, что содержание учредительной документации не может составлять коммерческую тайну, сделан во втором абзаце пятой статьи ФЗ № 98.

Более того, некоторых юрлиц (государственных и муниципальных) законодательство обязывает размещать устав на своих интернет-порталах (п. 6 приказа Минфина № 86н).

Является ли отчет о финансовом состоянии коммерческой тайной

Информация бухгалтерских (финансовых) отчетов не может являться коммерческой тайной (п. 11, ст. 13 ФЗ № 402). Это постулирует и приказ Минфина № 43н, подтверждающий ее публичность и вменяющий организациям обязанность по обеспечению возможности беспрепятственного с ней ознакомления (п. 42).

Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной?

Пятая статья ФЗ № 98 указывает на то, что численность и состав штата, а также СОТ, не являются коммерческой тайной. Это подтверждено и юридической практикой.

Данные, не являющиеся налоговой тайной

ФНС может удовлетворить запрос контрагента организации на предоставление следующих сведений о ней, не считающих коммерческой или налоговой тайной согласно ст. 102 НК:

  • общедоступной информации (данных из выписки ЕГРЮЛ);
  • об уплаченных сборах, налогах и взносах за прошлый отчетный период;

Обратите внимание

Суммы, погашенные налоговыми агентами в рамках их обязанностей, составляют исключение.

  • о налоговых нарушениях (в том числе о начисленных пенях и вмененных штрафах);
  • о применении спецрежимов;
  • о списочной численности сотрудников за прошлый отчетный период;
  • о финрезультатах в рамках баланса;
  • о постановке на учет организаций и ИП - нерезидентов.


Отношения с контрагентами и государственными органами по использованию сведений, составляющих коммерческую тайну

Если сведения являются коммерческой тайной, в ознакомлении с ними контрагентам может быть отказано. Впрочем, отказ в доступе к ней налоговой инстанции, исполняющей свои прямые обязанности, будет считаться неправомерным (ст. 6, 15 ФЗ № 98).

При этом, применение к важным данным режима комтайны является допгарантией в подобных деловых взаимоотношениях (ст. 102 НК). Для этого, согласно шестой статье ФЗ № 98, необходимо пометить документы, информацию из которых налоговым инспекторам следует держать в секрете, специальным грифом с указанием наименования и расположения (юрлицам) либо Ф.И.О. и адреса (ИП).

Данные сведения не могут быть раскрыты налоговыми органами и иными госструктурами, их сотрудниками и прочими лицами, в силу служебных обязанностей ими располагающими.

Ответственность за разглашение коммерческой и налоговой тайны

Халатное отношение к подобным сведениям, их утеря либо обнародование обуславливает следующую ответственность виновных в этом должностных единиц согласно отечественному законодательству, независимо от того, являются они сотрудниками субъекта хозяйствования либо госслужащими:

  • дисциплинарную – замечание или выговор, работодатель имеет право уволить работника, если разглашение произошло по его вине (ст.81 ТК);
  • гражданско-правовую ответственность – четко не определена, однако, исходя из общих норм гражданского права, может подразумеваться требование пострадавшей стороны полной компенсации причиненных убытков, возмещения упущенной выгоды;
  • административную – штраф (ст. 13.14 КоАП);
  • уголовную – установлена УК, сто восемьдесят третьей статьей, подразумевает штраф, исправительные или принудительные работа, а также лишение свободы.

Многим профсоюзным организациям в России, особенно - в ситуации конфликта с работодателем, приходилось сталкиваться с отказом менеджмента предоставить штатное расписание под предлогом того, что данный документ представляет коммерческую тайну.

Недавний пример – .

И как эти сведения оберегать. В законе (пункт 2 статьи 3) так и говорится: «к информации, составляющей коммерческую тайну, предприниматель вправе отнести сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие)». На это положение закона очень любят ссылаться работодатели… при этом забывая, что

не вправе устанавливать режим конфиденциальности, т.е.

Конфиденциальность локальных нормативных актов и других документов работодателя

которые он в том числе не может включить их в Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, относятся в том числе данные «о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест».

Стоит отметить, что суды придерживаются той же точки зрения.

.

Е.Н.Шароварова,

Главный правовой инспектор труда

Работаю в ООО главным инженером.

Разглашение коммерческой тайны

1. Является ли штатное расписание ООО коммерческой тайной? 2. Могу ли я по заявлению ознакомиться со штатным расписанием ООО? Директор отказывает мне в этом, мотивируя, что это коммерческая тайна. 3. Является ли зарплата коммерческой тайной?

(1, 3) Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении:

— сведений о численности, о составе работников (такие сведения содержаться в штатном расписании),

— сведений о системе оплаты труда (которая включает в себя размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок).

То есть такие сведения не являются коммерческой тайной.

(2) Вы можете направить такое заявление работодателю, и в том случае, если ознакомление со штатным расписанием необходимо Вам для исполнения должностных обязанностей, работодатель обязан ознакомить Вас с данным документом.

В ином случае работодатель не обязан знакомить Вас со штатным расписанием, (если такая обязанность не предусмотрена коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом).

Правовое обоснование:

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений указанного Федерального закона.

Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.

Многим профсоюзным организациям в России, особенно – в ситуации конфликта с работодателем, приходилось сталкиваться с отказом менеджмента предоставить штатное расписание под предлогом того, что данный документ представляет коммерческую тайну.

Недавний пример – ситуация на кондитерской фабрике «Нестле» в Перми. Несмотря на проведение сокращений администрация упорно отказывается предоставить профсоюзной организации штатное расписание для совместного обсуждения имеющихся вакансий и поиска возможности сохранить кадровый потенциал.

Но разберемся, что такое «коммерческая тайна» и действительно ли штатное расписание подпадает под это определение?

Все, что связано с коммерческой тайной в России, регулируется специальным законом №98-ФЗ. В нем говорится, что «коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Обладатель тайны сам устанавливает, какие сведения включить в специальный документ, называющийся «Перечень информации, составляющей коммерческую тайну», и как эти сведения оберегать.

Содержит ли штатное расписание коммерческую тайну?

В законе (пункт 2 статьи 3) так и говорится: «к информации, составляющей коммерческую тайну, предприниматель вправе отнести сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие)». На это положение закона очень любят ссылаться работодатели… при этом забывая, что в статье 5 того же закона четко устанавливаются исключения из этого правила.

К числу сведений, в отношении которых работодатель не вправе устанавливать режим конфиденциальности, т.е. которые он в том числе не может включить их в Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, относятся в том числе данные «о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест».

А значит, говорить о коммерческой тайне применительно к штатному расписанию – документу, содержащему информацию о численности, составе работников и системе оплаты труда, – не приходится.

Стоит отметить, что суды придерживаются той же точки зрения. Суды придерживаются такой же точки зрения.

Более подробную информацию, в том числе – примеры судебных решений – можно найти, перейдя по этой ссылке.

Дата публикации: 04.01.15

Чтобы прочесть более подробную информацию, кликните на названии мероприятия.

Календарь IUF в формате PDF

При необходимости информацию о деятельности госорганов, местных властей и прочих субъектов властных полномочий, обеспеченных бюджетными средствами, может получить каждый желающий. Так, в соответствии со статьей 9 Закона «Об информации» все граждане Украины, юрлица и госорганы имеют право на информацию, то есть на свободное получение, использование, распространение и хранение сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.

Для получения необходимой публичной информации лицу необходимо направить запрос в соответствующий орган, ответ на который должен быть предоставлен в четко установленный Законом «О доступе к публичной информации» срок.

Может ли размер заработной платы работников коммерческой организации являться коммерческой тайной?

В частности, распорядитель информации должен предоставить ответ не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса. В течение 48 часов сведения предоставляются, если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, состояния окружающей природной среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, или же в течение 20 дней, в случае предоставления большого объема информации.

Несмотря на законодательно предусмотренное право на предоставление доступа к публичной информации, на практике получить от органов власти требуемые сведения достаточно затруднительно по причине того, что сами госорганы зачастую необоснованно отказывают в ответе на запрос. Подтверждением тому служит и судебная практика, сложившаяся в спорах между просителем информации и представителем госоргана. Возьмем, к примеру, определение ВАСУ от 13.02.2013.

В ситуации, изложенной в решении, имело место быть обращение лица к Минюсту с запросом о предоставлении публичной информации, в котором была изложена просьба предоставить штатные расписания Департамента международного права и сотрудничества Минюста. Минюст на вышеуказанный запрос дал ответ, согласно которому просителю было отказано в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 11 Закона «Об информации» запрашиваемая информация является конфиденциальной. Отказ Минюста и стал причиной обращения просителя в суд с требованием признать такой отказ противоправным, поскольку отказ предоставить сведения нарушает право лица на доступ к публичной информации, гарантированное Законом «О доступе к публичной информации».

Суд первой инстанции, который поддержал и апелляционный суд, исковые требования удовлетворил, обязав Минюст предоставить требуемую информацию. Не соглашаясь с указанными судебными решениями, Минюст подал кассационную жалобу, в которой потребовал отменить судебные решения первой и апелляционной инстанций.

ВАСУ, рассмотрев жалобу Минюста, принял решение оставить ее без удовлетворения, тем самым подтвердив, что отказ предоставить сведения о штатном расписании госоргана является неправомерным.

Как мы уже отмечали, статья 9 Закона «Об информации» гарантирует гражданам и юрлицам право свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.

Так, по общему правилу публичная информация является открытой и представляет собой отраженную и задокументированную любыми средствами и на любых носителях информацию, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий и других распорядителей публичной информации.

Не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения этих средств или имущества, фамилии, имени, отчестве физлиц и наименовании юрлиц, получивших эти средства или имущество

При этом не вся информация является публичной, ведь некоторые сведения имеют статус ограниченных, в частности, виды и порядок ограничения доступа к информации предусмотрены статьей 6 Закона «О доступе к публичной информации». При этом информация о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе копии соответствующих документов, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получивших эти средства или имущество, не относятся к информации с ограниченным доступом.

Следует определиться с тем, относится ли штатное расписание госоргана к информации о распоряжении бюджетными средствами. ВАСУ отметил, что на практике понятие штатного расписания трактуется как документ, устанавливающий на предприятии структуру, штаты и должностные оклады работников. Кроме того, определение термина «штатное расписание» содержится в Порядке подготовки организационных документов в Главном управлении государственной службы Украины и его территориальных органах, которое полностью совпадает с используемым в практике.

Поскольку финансирование выплаты заработной платы работникам госорганов осуществляется за счет бюджетных средств, штатное расписание, содержащее информацию о выплате заработной платы и не предусматривающее указания персональных данных лиц, не является конфиденциальной информацией или информацией с ограниченным доступом.

Штатное расписание госоргана представляет собой документ, отражающий структуру организации, численность отделов и сотрудников, а также размер их заработной платы. Поскольку финансирование выплаты заработной платы работникам госорганов осуществляется за счет бюджетных средств, штатное расписание не является конфиденциальной информацией или информацией с ограниченным доступом. Таким образом, ВАСУ пришел к выводу, что госорганы согласно законодательству о доступе к публичной информации обязаны предоставлять копии штатных расписаний в случае получения официального запроса об их предоставлении.