Система показателей экономического развития страны. Система показателей национальной экономики. Вопросы для самопроверки

Является система показателей, отражающих цифровую характеристику различных экономических явлений и процессов, а также экономики в целом. Под термином «система показателей» понимается некоторое упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей, характеризующих основные аспекты экономического процесса и экономику в целом. Согласованность между различными показателями достигается путем гармонизации и координации определений и классификаций, на основе которых осуществляется их исчисление. Согласованность показателей позволяет использовать их в комбинациях, а также исчислять различные производные коэффициенты, имеющие большое аналитическое значение. Например, согласованность методов исчисления показателей ВВП и дефицита государственного бюджета позволяет определить коэффициент, характеризующий соотношение этих величин. Показатели экономической статистики, характеризующие те или иные аспекты экономического процесса, образуют подсистемы.(блоки) общей системы экономической статистики. Таким образом, система показателей экономической статистики представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем экономической информации, например, таких подсистем, как (СНС), статистика цен, статистика финансов и т.д.

Термин «статистический показатель» имеет два значения. Вопервых, это конкретная цифровая характеристика того или иного явления, например, численность населения России на 1 января 1999 г. или индекс роста потребительских цен за тот или иной период и т. д. Вовторых, это общее определение содержания того или иного показателя, т.е. элементов, которые должны быть включены в показатель. Например, определение ВВП устанавливает те виды платежей, производимых предприятиями и организациями, которые должны быть включены в расчет этого показателя. Определение содержания показателя и методов его оценки принято называть разработкой методологии. Разработка методологии, как правило, включает следующие этапы:

Идентификация явлений и процессов, подлежащих статистическому изучению (определение типа данных, требующих разработки), формулирование целей, ради которых должны быть исчислены те или иные пока затели (например, целью исчисления ВВП является измерение производства товаров и услуг, а также темпов экономического роста). Идентификация показателей может проводиться на основе прямых поручений и запросов различных органов государственного управления, однако часто она осуществляется путем изучения государственных программ и планов социальноэкономического развития, документов, в которых формулируются направления социальноэкономической политики. Идентификация показателей, подлежащих разработке, может быть также результатом изучения международного опыта, обязательств страны перед международными экономическими организациями предоставлять ту или иную информацию;

Определение содержания показателей. Так, при исчислении показателя национального богатства должны быть точно определены те виды экономических активов, которые подлежат включению в этот показатель: финансовые и нефинансовые, произведенные и непроизведенные активы и т.д.;

Определение методов оценки отдельных показателей, например, типа цен, которые должны быть использованы для оценки различных видов экономических активов при исчислении национального богатства: цены приобретения, восстановительные цены и т.д.;

Определение основных классификаций, которые должны быть применены для распределения изучаемых экономических явлений неоднородные группы на основе тех или иных критериев. Например, по одной из важнейших классификаций население страны подразделяется на социальные группы;

Определение основных источников данных, необходимых для исчисления показателей, а также процедуры обработки собранных данных с целью получения обобщающих показателей.

Следует отметить, что методология исчисления показателей, как правило, представляет собой некоторый компромисс между тем, что было бы целесообразно достичь с теоретической точки зрения, и тем, что на практике можно получить с учетом имеющихся данных. Например, с теоретической точки зрения при расчетах ВВП в него следовало бы включить стоимость услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте и т.д., однако на практике получить достоверные оценки этих услуг весьма сложно, поэтому принятая методология исчисления ВВП пока не включает стоимость услуг домашних хозяек.

Кроме того, все показатели рассчитываются с той или иной степенью точности, с той или иной степенью приближения к действительности, которую сложно измерить. Степень точности исчисления различных показателей различна и зависит от ряда факторов: от сложности изучаемых явлений, степени различия их характеристик, атакже от требований к точности Данных со стороны потребителей информации, что в свою очередь зависит °т целей их использования.

Многие показатели необходимы лишь для выявления общих тенденций экономического развития, и поэтому необязательно их рассчитывать с «аптекарской» точностью. Признавая приближенный характер многихстатистических оценок, статистические органы должны принимать специальные меры для того, чтобы не допускать ошибок систематического характера. В статистике обычно различают случайные и систематические ошибки.Случайные ошибки, как правило, выозникают при применении выборочных методов наблюдения; они погашают друг друга при переходе к более высоким уровням агрегированных данных. Например, расчеты индексов цен для отдельных групп товаров могут содержать погрешности случайного характера, но можно предположить, что они ввиду их случайногохарактера в значительной мере погашают друг друга при исчислении среднего индекса потребительских цен. При этом чем больше число товарных групп, для которых исчисляются частные индексы цен, тем выше вероятность погашения случайных ошибок при исчислении среднего индекса потребительских цен.

Систематические ошибки такой способсностью к погашению при переходе к более высокому уровн агрегированных данных не обладают по определению. Если, например, при определении общей потребительской корзины, устанавливающей структуру расходов домашних хозяйств, выборочное обследование не обеспечивает достаточную репрезентативность всех групп населения, неизбежно возникают систематические ошибки. Другими словами, средний индекс цен в этом случае будет систематически завышать или занижать динамику цен.

Как было отмечено выше, система показателей экономической статистики должна соответствовать определенным требованиям, чтобы была возможность проводить описание и анализ экономического развития. Вопервых, она должна иметь всеохватывающий характер, т.е. распространяться на все аспекты экономического процесса: ресурсы и их использование, производство наиболее важных товаров или групп товаров, распределение и перераспределение доходов, конечное использование доходов, инвестиции, функционирование финансовой системы, внешнеэкономические связи и т.д. Всеохватывающий характер статистики означает также. Что должны быть охвачены все хозяйствующие субъекты, все виды экономических операций, которые они выполняют. Вовторых показатели системы, относящиеся к различным аспектам экономического процесса, должны быть методологически взаимосогласованы, т.е. они они должны быть основаны на гармонизированных концепциях, определениях и классификациях.

Система показателей экономической статистики имеет иерархическую структуру. На вершине этой системы находится блок наиболее общих макроэкономических показателей – СНС, состоящая из подсистем, каждая из которых предсталяет собой более подробную зхарактеристику тех или иных аспектов экономического процесса. СНС и ее подсистемы связаны с другими блоками экономической статистики, что позволяет проводить более глубокий анализ по целому ряду направлений.

Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики

V. Ответ с заключением (выводами)

IV. Проверка достигнутой точности решения

II. Разработка блок-схемы алгоритма решения

……..

III. Таблица с вычислениями

……..

……..

Общая теория статистики разрабатывает научную методологию, общие принципы вычисления статистических показателей, методы статистического исследования; социально-экономическая статистика использует показатели и методы в конкретных условиях социальной и экономической жизнедеятельности общества.

Социально-экономическая статистика представляет собой научную дисциплину, которая занимается изучением количественных характеристик массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере. Данные социально-экономической статистики обеспечивают систематическое количественное описание различных экономических и социальных процессов, происходящих в обществе.

Данная дисциплина включает в себя такие разделы статистики как:

Социально-демографическая статистика;

Статистика уровня жизни населения;

Статистика труда и занятости;

Статистика цен;

Статистика национального богатства;

Статистика различных отраслей и т.д.

Основными задачами социально-экономической статистики являются:

Предоставление органам государственного управления информации, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием социально – экономической политики, разработкой различных государственных программ и мер по их реализации;

Обеспечение информацией о развитии экономики и социальной сферы руководителей предприятий, необходимой им при принятии решений об инвестициях, расширении производства, организации сбыта и т.д.;

Информирование об основных итогах и тенденциях социально-экономического развития широкой общественности.

Политика в области статистики направлена на активное преодоление наслоений и деформаций, привнесенных командно-административной системой: недостатков в методологии учета и статистики, в совершенствовании системы показателей, в преодолении разрыва с общемировой практикой, международными стандартами, показателями и методами их формирования путем перехода к международной методологии, основанной на национальном счетоводстве.

Под термином «система показателей» понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей, характеризующих основные аспекты экономического развития и экономику в целом.

Термин «статистический показатель» имеет два значения:

Во-первых, это конкретная цифровая характеристика какого-либо социально-экономического явления;



Во-вторых, это общее определение содержания того или иного показателя, т.е. элементов, которые должны быть включены в показатель.

Определение содержания показателя и методов его оценки называют разработкой методологии, состоящей из следующих этапов:

1) идентификация явлений и процессов, подлежащих статистическому изучению, формулирование целей статистического изучения (например, целью определения ВВП является измерение производства товаров и услуг, а также темпов экономического роста);

2) определение содержания показателей (например, что включает в себя показатель экономические активы);

3) определение методов оценки отдельных показателей;

4) определение основных классификаций, которые должны быть применены для распределения изучаемых социально-экономических явлений на однородные группы на основе тех или иных критериев;

5) определение основных источников данных, необходимых для исчисления показателей.

В социально-экономической статистике используются следующие показатели:

1. показатели динамики цен;

2. показатели объема и себестоимости произведенной продукции;

3. показатели численности и состава населения;

4. показатели уровня жизни населения;

5. показатели доходов и расходов населения;

6. показатели трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

7. показатели производительности и оплаты труда;

8. показатели наличия основных и оборотных фондов;

9. макроэкономические показатели

В настоящее время во многих странах мира получила широкое распространение система национальных счетов (СНС) . Основу этой системы составляет блок наиболее общих макроэкономических показателей, который включает в себя ряд подсистем, каждая из которых характеризует те или иные аспекты социально-экономического процесса.

В настоящее время государственная российская статистика оперирует макроэкономическими показателями двух видов: экономическими и социальными индикаторами.

Экономическими индикаторами являются:

Валовой внутренний продукт;

Объем промышленной продукции, в том числе потребительские товары;

Капитальные вложения за счет всех источников финансирования;

Объем подрядных работ;

Розничный товарооборот;

Объем платных услуг;

Грузооборот предприятий транспорта;

Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья.

К социальным индикаторам относятся:

Реальные располагаемые доходы;

Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника;

Индекс потребительских цен на товары и услуги;

Общая численность занятых и безработных;

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

Ввод в действие жилых домов.

Вышеперечисленные показатели рассчитываются различными методами с помощью инструментов общей теории статистики. Важным условием в статистической методологии выступает обеспечение сравнимости данных во времени и пространстве и в международном плане, что позволяет выявлять основные тенденции, направления главных изменений в социальной и экономической сферах.

3. Основные группировки и классификации в социально – экономической статистике.

Классификация в статистике – это систематизированное распределение явлений и объектов на определенные секции, группы, классы, позиции, виды на основании их сходства и различия. Основанием классификации служит признак (критерий) или несколько признаков (критериев).

Классификатор в статистике – это систематизированный перечень объектов (отраслей, предприятий, продукции, занятий, основных фондов и т.п.), каждому из которых присваивается код.

Система экономических классификаций является условием упорядочения, анализа, хранения и эффективного поиска информации. Основные классификации, обязательные для применения, имеют силу стандарта.

Классификатор дополняется и конкретизируется в номенклатуре – в стандартном перечне объектов и их групп, например, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Классификационные группировки имеют иерархическую, списочную структуру или их сочетание. Каждый список строится на основе последовательного порядкового перечисления объектов классификации по одному признаку.

Иерархический метод классификации – это последовательное распределение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Группировка позволяет сложные по своему составу совокупности распределить на группы, однородные по какому-либо существенному признаку, а также имеющиеся одинаковые или близкие значения группировочного признака.

В экономической статистике используется большое количество группировок конкретного назначения. В зависимости от определяющих их признаков наиболее часто применяются группировки предприятий по размерам, населения по доходам, по административно-территориальному делению и др.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Организация социально-экономической статистики

2. Организация муниципальной статистики Российской Федерации в новых условиях

3. Становление и совершенствование организации статистики в мире

Литература:

Курс социально-экономической статистики: учебник/ под ред. М.Г. Назарова. – 5-у изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 984с.

1.2 Система показателей экономической эффективности

Экономическая эффективность - сложная категория экономической науки. Она пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений. Такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, многомерность, динамичность и взаимосвязанность ее различных сторон, находят отражение через показатели экономической эффективности.

Система показателей эффективности производства:

1) Обобщающие показатели:

Производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;

Прибыль на единицу общих затрат;

Рентабельность производства;

Затраты на 1 рубль товарной продукции;

Доля прироста продукции за счет интенсификации производства;

Народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;

2) Показатели эффективности использования труда (персонала):

Темп роста производительности труда;

Доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;

Абсолютное и относительное высвобождение работников;

Коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;

Трудоемкость единицы продукции;

Зарплатоемкость единицы продукции.

3) Показатели эффективности использования производственных фондов:

Общая фондоотдача;

Фондоотдача активной части основных фондов;

Рентабельность основных фондов;

Фондоемкость единицы продукции;

Материалоемкость единицы продукции;

Коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов; 4)Показатели эффективности использования финансовых средств:

Оборачиваемость оборотных средств;

Рентабельность оборотных средств;

Относительное высвобождение оборотных средств;

Удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции);

Рентабельность капитальных вложений;

Срок окупаемости капитальных вложений и др.

Эффективность производства имеет многоаспектный характер. Политико-экономическое исследование сущности и форм проявления эффективности производства предполагает учет самых разнообразных признаков и форм проявления эффективности.

В качестве обобщающих показателей эффективности на народнохозяйственном уровне широко применяются два показателя:

Рост произведенного валового внутреннего продукта (национального дохода) на душу населения;

Производство валового внутреннего продукта (национального дохода) на 1 руб. (единицу) затрат.

Показатели, используемые для определения уровня эффективности в масштабе народного хозяйства, региона, отрасли, незначительно отличаются от показателей, применяемых на уровне первичных субъектов хозяйствования, и носят частный характер.

На уровне предприятия система показателей общей экономической эффективности включает показатели как по видам используемых ресурсов, так и оценочные.

Система показателей эффективности процессов и предприятия должна учитывать три основные потока информации:

Информация о качестве продукции или услуги, о степени соответствия требованиям клиента, стабильности и воспроизводимости параметров продукта;

Информация о качестве процесса, его эффективности и ресурсоемкости, стабильности и воспроизводимости параметров процесса;

Информация о степени удовлетворенности клиента, возможности и выполнимости предвидимых потребностей клиента.

1.3 Факторы и резервы повышения экономической эффективности

Уровень экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности.

Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:

1) источником повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;

2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.;

3) уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на:

Внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;

Внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.

Рост эффективности производства - это не случайный, а закономерный, устойчивый, повторяющийся и причинно обусловленный процесс, действующий объективно. При этом необходимо заметить, что чем цивилизованнее общество, тем важнее становится повышение эффективности производства, так как возрастает потребность и понимание необходимости экономии общественных затрат чрезвычайно возросшего производства; целью производства становится удовлетворение потребностей всех членов общества, и при этом приоритет отдается не материальному, а социальному результату. Все это позволяет говорить, что повышение эффективности общественного производства приобретает черты экономического закона, который можно сформулировать как закон повышающейся эффективности производства. Закон повышающейся эффективности производства - это закон - тенденция, поскольку росту эффективности совокупного общественного труда нередко препятствуют противодействующие факторы. Наибольший прирост эффективности производства достигается при интенсивном типе расширенного воспроизводства, который характерен для современного этапа развития общества и экономики развитых стран.

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции.

В условиях перехода к рыночной экономике, ее начального этапа очень важны мероприятия научно-технического характера. Коллективы предприятий, их руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рыночных отношений предприятия начнут уделять должное внимание развитию производства на перспективу и будут направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции.

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущих потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающим высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов.

Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы, включая управление. Особо возрастает их роль с ростом масштабов общественного производства и усложнением хозяйственных связей. Прежде всего это развитие и совершенствование рациональных форм организации производства - концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования.

Экономическая эффективность – одно из наиболее общих и обобщающих понятий экономики, которое носит выражение в результативности использования факторов производства, их экономии и выгодной комбинации на основе рационального выбора, целью которого является увеличение прибыли, рост производства и максимизация удовлетворения потребностей всех членов общества.

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.

— многоплановый процесс, охватывающий все сферы экономической деятельности. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основным из них является ВВП/НД на душу населения.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития чаще всего анализируется , т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономическое развитие и его уровень

Сущность экономического развития

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, повышение уровня и .

Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он включает периоды роста и спада.

Так. в России в 90-е гг. трансформация сопровождалась резким сокращением производства, деградацией экономической структуры, а уровень и качество жизни снизились у большинства населения.

различают развитые страны (США, Япония, ФРГ, Швеция, Франция, Австралия и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия и др.); наименее развитые (в основном государства Тропической Африки). Россия по одним показателям может быть отнесена к развитым, по другим — к развивающимся государствам.

Показатели уровня экономического развития

Разнообразие исторических и географических условий, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми располагают разные страны, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:

  • ВВП/НД на душу населения;
  • структура экономики;

ВВП/НД на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития. В 2002 г. НД на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности, в Люксембурге составлял 51 060 долл., что более чем в 100 раз превосходит НД на душу населения в самой бедной стране — Сьерра-Леоне (490) и даже выше, чем в США (35 060), хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России НД надушу населения в том же году составил 7820 долл. Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона (Бразилии, Мексики, Аргентины), чем развитой.

В некоторых развивающихся странах (например, в Кувейте) показатель ВВП/НД на душу населения достаточно высокий, однако отраслевая структура экономики не соответствует современным требованиям. Для развитых стран характерна низкая доля сельского хозяйства и других отраслей первичного сектора, высокая доля вторичного сектора (прежде всего за счет обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения; преобладающая доля третичного сектора, прежде всего за счет образования, здравоохранения, науки и культуры, жилищно-коммерческого сектора). Отраслевая структура экономики России характерна, скорее, для развитой, чем для развивающейся страны.

Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы (показатели) продолжительности жизни, охвата населения образованием, уровня жизни (объема ВВП надушу населения по паритету покупательной способности). В 2001 г. индекс в России составил 0,779, что было немногим выше среднемирового значения и по-прежнему ниже, чем в 1985 г. (0,811), хотя и выше, чем в 1995 г. (0,776). В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых — был ниже 0,6, опускаясь даже до 0,275 (Сьерра-Леоне).

Уровень экономического развития страны, определяющий степень ее участия в мировом хозяйстве

Многообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран позволяет оценивать уровень экономического развития конкретного государства не с какой-то одной точки зрения, а всесторонне. Для этого используют несколько основных показателей и критериев, в частности:

  • абсолютный и относительный ();
  • и доход на душу населения;
  • отраслевая структура экспорта и импорта страны;
  • уровень и качество жизни населения.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве — понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового хозяйства в целом вносит те или иные коррективы в состав основных показателей.

Длительное время в отечественной литературе практиковалось деление мира на две противоположные социально-экономические системы (ранее — даже на два лагеря) — мировую капиталистическую систему хозяйства и мировую социалистическую систему хозяйства. Соответственно, в рамках международного разделения труда рассматривались международное социалистическое разделение труда и международное капиталистическое разделение труда, а в рамках мирового рынка — мировой капиталистический рынок и мировой социалистический рынок (при понимании того, однако, что существует и единое мировое хозяйство, и всемирное разделение труда). Одновременно все страны мира делились на три группы: развитые капиталистические, развивающиеся и социалистические государства. Такая группировка имела ярко выраженную идеологическую окраску, вытекала из блоковой политики противостояния и двухполюсного вйдения мира, хотя и имела определенную объективную основу. С распадом социалистической системы и СССР как единого государства стал более объективным подход, используемый в Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН, объединившей все мировое сообщество, была принята группировка стран без употребления идеологических терминов:

  • с рыночной экономикой;
  • и территории;
  • страны с централизованной плановой экономикой.

На рубеже 90-х годов, когда в большинстве социалистических стран начались коренные социально-экономические и политические преобразования, в изданиях ООН вместо группы стран с централизованной плановой экономикой были выделены две группы: страны Восточной Европы (включая СССР), которые получили название стран с переходной экономикой, и социалистические страны Азии (Китай, Вьетнам, КНДР, Монголия). Югославию, Кубу и Лаос статистика ООН относит к группе развивающихся стран.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них — разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода надушу населения.

Такой подход используют ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем душевого дохода. В 2005 г. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения: низкий уровень доходов — не более 755 долл., ниже среднего — от 756 до 2995 долл., выше среднего — от 9265 долл.

При другом подходе определяют роль страны в мировом вос- 11роизводственном процессе.

Мир но своей социально-экономической природе крайне неоднороден. В 90-е годы прошлого века можно было выделить три группы стран: промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства; развивающиеся страны (или страны третьего мира); страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Развитые страны с рыночной экономикой составляют сердцевину, ядро мирового хозяйства, решающим образом определяют ход процессов на мировом рынке, в международном разделении труда, в международных валютно-кредитных отношениях, в науч- но-техническом прогрессе. Статистика ООН относит к этой группе почти все страны Западной Европы (кроме Мальты), США и Канаду, Японию, Израиль, Южно-Африканскую Республику, Австралию и Новую Зеландию. При всех различиях эти государства однотипны по своей экономической структуре, имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Развивающиеся государства и территории с рыночной экономикой — это крупнейшая, наиболее разнообразная и сложная группа в современном мировом хозяйстве. К ней статистика ООН относит большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую грань между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. — провинция Китая, Сянган) и Тайвань, а также Бразилию, Аргентину по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно относятся пока к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы запаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она составляет лишь около 50% от уровня стран Западной Европы.

Промышленно развитые страны с рыночной экономикой

Эту группу составляют 25 государств с населением 1,2 млрд человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, дают 70-75% мирового промышленного производства. Валовой внутренний продукт на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

Промышленно развитые страны — главные производители промышленной и сельскохозяйственной продукции, несмотря на наметившуюся тенденцию к некоторому снижению их доли в мировом производстве.

Развитые страны характеризуются двумя главными особенностями — относительно равномерным распределением доходов и относительно равномерным хозяйственным освоением территории. Для них свойственна социальная ориентированность экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.). Большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП) и внедрение се достижений в производство определяют высокий интеллектуальный уровень труда. Гуманизация экономики развитых стран означает высокий процент расходов на медицину, образование, культуру. Значительны расходы и на охрану окружающей среды (3-4% ВНП), что подтверждает высокий уровень экологизации экономики.

В промышленно развитых странах происходит падение роли «нижних этажей» индустрии (традиционно добывающие отрасли) и одновременно наращивание производства в «верхних этажах» за счет развития отраслей высоких технологий. Передача «низкоквалифицированных» производств в развивающиеся страны и сохранение у себя только верхней части производственного комплекса — это не что иное, как своего рода инструмент конкурентной борьбы со странами с низким уровнем заработной платы, с импортом дешевых изделий из стран «новой индустриализации». Развитые государства — экспортеры не только промышленной продукции, но и капитала.

По роли в мировой политике и экономике эти страны условно можно подразделить на три группы.

Первую образует семерка главных стран: США, Япония, Германия, Франция. Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется не только размерами территории и численностью населения, но и важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли. К числу этих стран, безусловно, можно отнести и Россию и говорить уже о «большой восьмерке».

Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размеру европейские государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экономических и политических взаимоотношениях между странами первой группы. Отдельные страны рассматриваемой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике.

В третью группу входят страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развивающиеся страны

Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки — развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрно-минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем этим странам присущи свои особенности.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государства и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы страны. Используя эти критерии, можно выделить пять фупп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу составляют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ и др.). Их характерные признаки: высокий доход надушу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение. Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства. Так, доходы от продажи нефти в Кувейте составляют 95% доходной части бюджета, а в Саудовской Аравии — 80%. На каждого гражданина Кувейта в 2005 г. приходилось 7000 нефтедолларов. Для сравнения: в США на каждого гражданина приходится в среднем 90 нефтедолларов, а в России — 11,3.

Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП надушу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию — страны с огромными территориями и населением, природно- ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления надушу населения (ВВП надушу населения — около 300-500 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

В последнюю, пятую группу входят наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Одни из них не имеют выхода к морю, а другие — слабо связаны с внешним миром. В этой группе стран чрезвычайно низкий доход надушу населения (например, в Эфиопии — 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Страны с переходной экономикой

С начала 1990-х годов к этой группе относят страны Восточной Европы и бывшего СССР. Они обладают значительным экономическим потенциалом и последние 10-15 лет заняты переходом (трансформацией) от авторитарных политических режимов к плюрализму, многопартийности и демократии, от централизованно управляемой экономики к рыночному ведению хозяйства.

Немало общего прослеживается в путях исторического и социально-экономического развития этих стран, особенно во второй половине XX в. После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. В большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х годов превысила 10%. Однако административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, огромные военные расходы привели к замедлению темпов экономического роста и роста производительности груда.

Следствием этого были отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что такая нерыночная модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР, оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному поворочу в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

Группа стран с переходной экономикой состоит из 27 государств и производит около 23% мирового ВВП. Все эти страны развиваются по пути догоняющего развития и с разным успехом осуществляют либо заканчивают переход к рыночной экономике. Часть стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Литва, Латвия, Эстония) практически достигли уровня развитых стран с рыночной экономикой, вступили в Европейский союз, ввели единую европейскую валюту евро. Другие страны ЦВЕ, такие как Болгария и Румыния, хотя и вступили в ЕС, по своим экономическим показателям еще далеки от развитых индустриальных стран. Бывшие республики Югославии находятся на разных этапах перехода в силу сложившихся военных событий и гражданских волнений на протяжении последних 15 лет.

В республиках СНГ переход осуществляется также с разной скоростью. Более всего отстают Туркмения, Таджикистан, Узбекистан. А Казахстан и Украина, наоборот, проводят постепенно экономические реформы. В то же время нельзя не отмстить решающую роль политических влияний на ход экономических реформ в постсоветских странах. Волна так называемых цветных революций, прошедших на Украине, в Грузии, Киргизии в связи с борьбой национальных элит за власть, резко ухудшила экономическое положение этих стран, замедлила ход экономических реформ, несмотря на активную помощь западных заинтересованных сторон.

Таким образом, в странах с переходной экономикой осуществляются системные реформы, составляющими которых являются: ли- берализация хозяйственной жизни (снижение роли государства в экономике); институциональная трансформация (появление и развитие частной собственности, институтов частной собственности, институтов конкуренции); структурная трансформация (перелив финансовых и других ресурсов в те отрасли, которые в условиях конкуренции на внутреннем и внешних рынках приносят наибольшую прибыль); реформирование законодательства и социальной сферы.

Начало реформ пришлось на 1990-е годы и в большинстве переходных экономик привело к финансовым кризисам и экономическим спадам. В большинстве стран СНГ объем ВВП на протяжении 10 лет (с 1990 по 1999 г.) сократился примерно на 40%. Наибольший спад — до 60% — наблюдался в странах с межрегиональными конфликтами и гражданскими волнениями: Молдавии, Таджикистане, Армении. В странах ЦВЕ падение экономики продолжалось не более двух-четырех лет, ВВП сократился примерно на 15-20%.

С начала XXI в. практически во всех странах с переходной экономикой темпы экономического роста заметно выросли и составили 6-8% в год, что превосходит темпы роста ВВП в развитых индустриальных странах. В ходе трансформации социально-экономической системы страны СНГ заложили фундамент рыночной экономики новой политической системы. При этом сохраняются существенные различия в экономическом положении отдельных стран. Экономики этих стран стали значительно более открытыми, увеличилась доля внешней торговли в ВВП этих стран, выросли иностранные инвестиции на их территории, однако при общем росте объема внешнеэкономических связей объем взаимной торговли стран СНГ сократился.

В конце первого десятилетия XXI в. можно констатировать фактическое завершение перехода постсоциалистических стран ЦВЕ, за исключением Белоруссии и Туркмении, от однопартийной системы и плановой экономики к многопартийной демократии и рыночной экономике. Таким образом, парадигма переходного периода практически реализована.

Однако процессы глобализации мирохозяйственных связей, получившие импульс для своего развития в конце XX в., сушест- венно изменили подход к определению места национальной экономики в мировом хозяйстве. Не социалистические или капиталистические страны, не развитые индустриальные или развивающиеся страны, а центр и периферия мирового хозяйства — так стоит вопрос в начале XXI в.

Место России в мировой экономике и международных экономических отношениях

Экономика России — неотъемленная часть мировой экономики, а ее внешнеэкономические связи составляют звено международных экономических отношений.

Особенность участия России в мировом хозяйстве состоит в том, что до 1992 г. се экономическое развитие осуществлялось в рамках единой централизованной плановой экономики Советского Союза, единого народно-хозяйственного комплекса с высокой степенью интеграции и единым управлением.

Экономика СССР длительное время развивалась изолированно от мирового хозяйства, на принципах автаркии; внешние экономические связи, особенно в 30-50-е годы, были минимальными и не соответствовали значительному экономическому потенциалу страны. С 60-х годов участие СССР в мировой экономике расширяется — первоначально главным образом в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и на основе связей с рядом развивающихся государств, а затем и с развитыми государствами Западной Европы и Японией.

Вплоть до середины 80-х годов включение СССР в мирохозяйственные отношения строилось в значительной степени на идеологической основе, на базе противоборства двух социально-экономических систем и военного противостояния двух сверхдержав (СССР и США) и двух военных блоков (Варшавского Договора и Организации Североатлантического договора — НАТО).

Изоляция экономики СССР от мирового хозяйства имела целый ряд негативных последствий. Главное из них — техническое и технологическое отставание. Научно-техничсская революция, которая привела к коренной перестройке экономики развитых стран и мировой экономики в целом в 70-80-е годы, как бы обошла стороной экономику СССР (за исключением некоторых отраслей военно-промышленного комплекса) и его партнеров по СЭВ. Между тем экстенсивные факторы и преимущества централизованного планирования, сыгравшие свою положительную роль на определенных этапах экономического развития, были исчерпаны, нарастали кризисные явления, рост экономики замедлился или даже прекратился.

Одна из целей перестройки, объявленной в середине 80-х годов, состояла во включении СССР в систему мирохозяйственных связей, что должно было способствовать ускорению экономического развития и преодолению технико-технологической отсталости.

С 1992 г. Россия (Российская Федерация) выступает самостоятельным субъектом мировой экономики и международных экономических отношений. Мировое сообщество признало Российскую Федерацию правопреемником и продолжателем распавшегося СССР. Она заняла место СССР в международных организациях, включая ООН и Совет Безопасности, признала все международные договоры и соглашения, подписанные СССР, и взяла на себя установленные ими права и обязанности. Россия унаследовала статус великой державы, в том числе с военной точки зрения, включая обладание ядерным оружием.

Расширилось участие России в международных экономических организациях, поскольку она вступила в ведущие международные финансовые организации — Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и ряд других. Установлены связи России с интеграционными межгосударственными объединениями, в том числе Европейским союзом, она стала полноценным членом «большой восьмерки», завершается процесс для вступления во Всемирную торговую организацию.

В то же время по важнейшим экономическим показателям место России в мировой экономике значительно ниже, чем обеспечивает ее потенциал.

До недавнею прошлого российская система учета и статистики формировалась в условиях командно-административных методов управления, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования, ими определялся и круг статистических показателей, которыми оперировала статистика.

С началом реформирования общественно-политической жизни в стране во всех сферах экономики (производстве, распределении, финансово-кредитных отношениях, социальных областях, внешнеэкономических связях) произошли существенные изменения. В России формируется многоукладная рыночная экономика и соответствующий механизм ее функционирования. В ходе этой перестройки вся хозяйственная деятельность в стране испытывает воздействие колебания спроса со стороны рынка, ограничения бюджетного финансирования, демонополизации производства, перераспределения функций управления между федеральными и региональными органами, усиления роли процессов интегрирования российской экономики в мировую. Все это не могло не вызвать необходимость существенного изменения системы показателей статистики.

В ранее действовавшей системе по существу отсутствовали некоторые показатели, характеризующие финансовое состояние государства, денежное обращение и кредит, не говоря уже о показателях, отражающих функционирование вновь создающихся структур предпринимательской и посреднической деятельности. Это в значительной мере осложняло анализ осуществляемых в стране экономических преобразований и затрудняло эффективное регулирование хозяйственных процессов и проведение целенаправленной социальной политики.

Эти же сложности и недостатки присущи и применявшимся ранее макроэкономической модели прогнозирования и развития экономики и балансу народного хозяйства (БНХ). Составляющие этой модели - баланс общественного продукта, баланс национального дохода, баланс трудовых ресурсов, баланс основных фондов, межотраслевой баланс производства и распределения продукции - не являлись единой интегрированной системой с жесткой увязкой показателей. Связь между балансами достигалась в специально разрабатываемой таблице на заключительном этапе и не по всем показателям. В результате трудно было проследить, как влияли изменения показателей в данном балансе на те или иные показатели в другом. Кроме того, система БНХ была ориентирована в основном на отражение производственной структуры общественного воспроизводства, меньше внимания в ней уделялось социальным вопросам, вопросам жизненного уровня различных групп населения.

В настоящее время во многих странах мира получила широкое распространение система национальных счетов (СНС) - интегрированная система внутренне связанных и совместимых макроэкономических показателей. Унифицированные схемы СНС разработаны в рамках ООН и других международных организаций.

Основу этой системы составляет блок наиболее общих макроэкономических показателей, который включает ряд подсистем, причем каждая из них характеризует те или иные аспекты социально-экономического процесса. СНС и ее подсистемы связаны с другими блоками социально-экономической статистики, что позволяет проводить глубокий анализ по различным направлениям. На рис. 5.1 представлена примерная схема такой иерархической системы показателей социально-экономической статистики*.

* См.: Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1998. В источнике схема названа схемой основных показателей экономической статистики, но точнее, по нашему мнению, ее следовало бы назвать схемой показателей социально-экономической статистики.

Схема основных показателей (блоков) социально-экономической статистики*

* Источник: Экономическая статистика/Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 22.

** В источнике указаны только товары, но надо учитывать, что современная экономическая наука относит к товарам не только результаты труда или природной деятельности, имеющие вещественно-предметную форму, но и нематериальную форму, в том числе услуги (подробнее см. гл. 39).

Система национальных счетов - это вид балансовых построений в виде счетов, балансов и таблиц, которые разработаны на основе понятий, определений, классификаций и правил бухгалтерского учета. Эта комплексная система дает возможность составлять и предоставлять данные в форме, обеспечивающей проведение социально-экономического анализа для принятия решений и формулирования социально-экономической политики.

Счета отражают подобные сведения о социально-экономической деятельности, осуществляемой в стране, о взаимодействии между различными хозяйствующими субъектами и группами таких субъектов. СНС содержит информацию не только о хозяйственной деятельности, но и о размерах производственных фондов страны и уровне благосостояния ее жителей в определенные периоды, о внешнеэкономических связях данной страны с другими странами мира. В СНС определяются некоторые важные агрегированные обобщающие статистические показатели, например валовой внутренний продукт (ВВП). Динамика и структура ВВП, его пропорции отражают наиболее крупные сдвиги в сферах производства, распределения и использования создаваемых в экономике товаров и услуг. Внедрение национальных счетов в статистическую практику позволяет проанализировать (хоть и не в полной мере - из-за отсутствия расчетов по секторам) изменения, происходящие в социально-экономическом положении страны.

В настоящее время государственная российская статистика оперирует макроэкономическими показателями двух видов: экономическими и социальными индикаторами.

Экономическими индикаторами являются: *

валовой внутренний продукт; *

объем промышленной продукции, в том числе потребительские товары; *

капитальные вложения за счет всех источников финансирования: *

объем подрядных работ; *

розничный товарооборот (с учетом определяемых на основе экспертных оценок объемов неорганизованного ввоза и продажи населению товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках); *

объем платных услуг (с учетом объемов услуг, предоставляемых физическими лицами, определяемых на основе экспертных оценок); *

грузооборот предприятий транспорта (с учетом оценки объемов перевозок грузов предпринимателями - физическими лицами, занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, и малыми автотранспортными предприятиями); *

экспорт товаров в страны дальнего зарубежья.

К социальным индикаторам относятся: *

реальные располагаемые денежные доходы; *

номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника; *

индекс потребительских цен на товары и услуги; *

общая численность безработных (на конец периода) - рассчитывается в соответствии с методологией МОТ, в том числе официально зарегистрированные безработные; *

численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в млн человек и в % ко всему населению); *

ввод в действие жилых домов.

Все эти показатели могут быть рассчитаны для разных периодов (месяц, полугодие, год), что позволяет выявлять основные тенденции, направления главных изменений в социальной и экономической сферах. Однако на каждый из этих показателей в большей или меньшей степени оказывают влияние самые разнообразные факторы. Поэтому дать реальную картину состояния и выработать эффективную систему мер для достижения намечаемых результатов можно только на базе детального анализа этих показателей.

Контрольные вопросы

Какова сущность статистического показателя? 2.

Каково понятие системы статистических показателей? 3.

Какие статистические показатели входят в систему национальных счетов? 4.

Еще по теме 5.2. Основные разделы системы показателей социально-экономической статистики:

  1. РАЗДЕЛ I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
  2. Глава 1. Объективная необходимость и основные направления реформирования социально-экономической статистики