Финансы как сфера денежных отношений представляют собой. Финансы: конспект лекций (). Характерными признаками финансов являются

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

ЛЕКЦИЯ № 1

Сущность и функции финансов

1. Возникновение финансов

Финансы появились одновременно с возникновением госу-царства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе прогекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов.

Появились новые государственные расходы: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Однако несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства.

Бюджеты всех стран характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

2. Сущность финансов

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов – денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через финансовые фонды специального целевого назначения.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы – это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

3. Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства. Первичные доходы не образуют общественных денежных

фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, а также объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Чтобы процесс образования и распределения различных форм денежных доходов и накоплений мог начаться, образованная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.

Являясь количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, но сама не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Это вычленяется на стадии обмена при помощи финансов и заработной платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений и отчислений.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в результате разделения вновь созданной стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Финансы же находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Но они тесно связаны между собой: с одной стороны, финансы способствуют формированию фонда оплаты труда, с другой – заработная плата, начисление которой по времени не сходится с выплатой, выступает источником создания части финансовых ресурсов предприятия, обретая форму устойчивых пассивов.

Находясь в обороте предприятия между начислением и выплатой, заработная плата выступает источником формирования оборотных средств.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

Опираясь на взаимосвязь финансов с важнейшими экономическими категориями, необходимо особое значение придавать вопросам финансового менеджмента, т. е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

5. Финансовый менеджмент

В экономически развитых странах наибольшее воздействие на финансы предприятий оказывают: интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение компьютерной техники.

Компьютерная и телекоммуникационная технологии резко меняют процесс принятия финансовых решений. Головные компании обеспечены системой персональных компьютеров, объединенных локальной сетью, с компьютерами поставщиков и по-гребителей. Это позволяет финансовому менеджеру постоянно быть в курсе всей информации и принимать наиболее рациональные решения.

Основные задачи финансового менеджмента:

1) максимизация реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Составляются бизнес-планы по объему производства, реализации продукции, прибыли, капитальным вложениям, внедрению новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие целесообразных решений при инвестировании крупных средств (оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации и т. д.);

4) координация финансовой деятельности предприятий с другими службами (банком, налоговым департаментом и т. д.);

5) проведение крупных операций на финансовом рынке по

мобилизации дополнительных капиталов.

Большое значение имеет финансовый менеджмент и для государственных финансов, включая бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция значительной децентрализации финансовых ресурсов. Развитие внебюджетных фондов ведет к рассредоточению средств, не дает возможности мобильного их использования, концентрирования на приоритетных направлениях развития экономики, ослабляет контроль за расходованием государственных средств. Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие финансового менеджмента, на основе которого следует строить финансовую политику.

6. Финансовая политика

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три основных элемента:

1) определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

2) разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т. е. объективных возможностях государства.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы проводят политику, направленную на разрушение действующей и формирование новой системы общественных отношений.

Роль финансовой политики в критические моменты жизни трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов.

Первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой российского государства, – борьба с инфляцией, преодоление спада производства, повышение социальной защищенности населения.

Финансы - синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку - изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы - это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с и прочие регрессивные факторы , как стагнация, и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные - распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы - система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов - налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ - Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами - , проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Скачок в развитии финансовых отношений произошел в ХХ веке, особенно после Второй мировой войны. Значительно выросли объемы государственных бюджетов; во всех странах произошло огосударствление части национального дохода (30…50 %). Государства, распоряжающиеся крупными фондами денежных средств, стали оказывать существенное воздействие на общественное воспроизводство. Расширился круг финансовых отношений. В частности, государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Значительное развитие получили финансы предприятий, основной формой которых стала акционерная. Выпуск акций - мощная форма мобилизации денежного капитала, превращения денежных сбережений в производственные инвестиции. Акции, облигации и другие инструменты финансового рынка позволяют предприятиям перешагнуть барьер самофинансирования и расширить возможности своего роста. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому важнейшее значение приобрели вопросы эффективного управления средствами предприятия[К4] (т.е. финансового менеджмента). С другой стороны, в странах с развитой рыночной экономикой деятельность предприятий находится под строгим финансовым контролем и подлежит четкому правовому регулированию.

Финансовые отношения охватывают две сферы:

1) экономические отношения, связанные с формированием и использованием централизованных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах;

2) экономические отношения, связанные с кругооборотом децентрализованных денежных фондов предприятия.

Таким образом, финансы - это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного производства .

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. При этом важно осознавать соотношение понятий «финансовые отношения» и «денежные отношения». Любые финансовые отношения являются денежными, но не всякие денежные отношения являются финансовыми (рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Соотношение понятий «денежные отношения» и «финансовые отношения»

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, в то время как финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы - это совокупность денежных отношений, при помощи которых осуществляется формирование, распределение, перераспределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Отличительной особенностью финансовых отношений является и обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т.е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения.

Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги - товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и финансовый рынок.

Рис. 1.2. Схема кругооборота продукта и дохода в чистой рыночной экономике (без государственного вмешательства)

Рис. 1.3. Схема кругооборота продукта и дохода в современной смешанной экономике (с государственным вмешательством)

Финансы обладают следующими признаками:

1) всегда складываются относительно денег или денежного эквивалента;

2) обусловлены управленческой ролью государства;

3) являются перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта;

4) являются безэквивалентными - не предполагают взаимообмена;

5) их движение осуществляется в форме финансовых ресурсов через денежные фонды.

Данные признаки в совокупности характеризуют сущность финансов. Их отсутствие не позволит считать денежные отношения финансовыми, это будут кредитные отношения, отношения по выплате заработной платы, по купле-продаже или иные отношения, но не финансовые.

Сущность финансов проявляется в их функциях . Финансы выполняют две функции:

1) распределительную (перераспределительную);

2) контрольную.

Данные функции выполняются одновременно, то есть каждая финансовая операция предполагает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов проявляется в создании первичных, или основных, доходов, по сумме равных национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и включают в себя две группы:

1) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий материальной сферы.

Однако для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества формирования первичных доходов недостаточно, необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода. Перераспределение происходит:

1) между производственной сферой и непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, образование, культура и т.п.);

2) между отраслями;

3) между территориями, регионами страны;

4) между формами собственности;

5) между социальными слоями населения.

При перераспределении национального дохода образуются вторичные, или производные, доходы: доходы, полученные в непроизводственной сфере, налоги, пособия и т.д. Вторичные доходы позволяют сформировать конечные пропорции использования национального дохода.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и за их расходованием по целевому назначению. Контрольная функция распространяется как на материальную, так и на нематериальную сферу. Она призвана обеспечить экономическое стимулирование, рациональное использование всех видов ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, пресечь бесхозяйственность и расточительство.

Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка соблюдения законодательства при совершении финансовых сделок, обеспечение полноты и своевременности выполнения обязательств перед налоговыми органами, бюджетной системой, банками, деловыми партнерами, работниками. Контрольная функция реализуется через работу финансовых органов.

С другой стороны, контрольная функция финансов направлена на обеспечение рационального использования ресурсов, эффективности финансовой деятельности.

Кроме того, называют и иные функции финансов: стимулирующую[К8] , регулирующую. Регулирующая функция финансов означает вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные расходы, государственный кредит). Стимулирующая функция проявляется в том, что финансы могут способствовать развитию приоритетных общественно значимых, полезных отраслей. Однако данные функции проявляются в РФ недостаточно сильно и остаются спорными.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, а также законодательство по финансовым вопросам[К9] .

Финансовые ресурсы

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. По экономическому содержанию финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

По своему материальному содержанию финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных выше фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы .

Финансовые ресурсы - совокупность целевых фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования, т.е. накопления [К10] . Финансовые ресурсы формируются у государства и субъектов хозяйствования (предприятий, организаций) за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений (рис. 1.4) и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников и удовлетворение различных потребностей общества.

Рис. 1.4 . Источники финансовых ресурсов

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода.

Финансовые ресурсы и финансы - это не тождественные категории. Финансовые ресурсы сами по себе не раскрывают сущность финансов, их внутреннее содержание и социальное назначение. Следует понимать, что мы изучаем не финансовые ресурсы, а общественные отношения, возникающие по поводу образования, распределения, перераспределения и использования ресурсов, а также закономерности развития финансовых отношений.

1.3. Финансовая система: ее элементы и их взаимосвязь

Фонды финансовых ресурсов используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве [К12] .

Финансовая система - это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также различных организаций и отраслей народного хозяйства. Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений - совокупностью государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

В настоящее время финансовая система РФ состоит из следующих звеньев (рис. 1.5):

1) бюджетная система, которую, в свою очередь, образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные фонды;

3) государственный кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций различных форм собственности, объединений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства.


Рис. 1.5 . Финансовая система РФ

Первые четыре звена финансовой системы (общегосударственные финансы) относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент (финансы хозяйствующих субъектов) относится к децентрализованным финансам, поскольку финансы предприятий различных форм собственности обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Финансы предприятий - основа финансовой системы. Они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Государственные финансы играют в системе ведущую роль. От обеспеченности централизованных фондов финансовыми ресурсами зависит общее финансовое положение страны. Государственные финансы обеспечивают темпы развития всех отраслей народного хозяйства.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы РФ. В ее состав входят наиболее крупные фонды денежных средств. Бюджетная система имеет три уровня:

Федеральный бюджет;

Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ);

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию общественных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства. Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию.

Внебюджетные фонды являются самостоятельным звеном финансовой системы, представляющим собой совокупность денежных средств, обособленных от бюджета соответствующего уровня, имеющим собственные доходные источники и предназначенным для материального обеспечения строго определенных общественных целей.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и могут быть государственными либо муниципальными. Эти фонды обособленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых и одновременно наиболее затратных государственных потребностей, таких как пенсионное обеспечение, здравоохранение.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических лиц и граждан, а также добровольных безвозмездных перечислений.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой совокупность [К14] социально-экономических отношений, возникающих по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий.

Обязательное государственное страхование представляет собой отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых этими лицами [К15] страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Развитие страхования как звена финансовой системы в блоке централизованных финансов обусловлено наличием у государства социальной функции и, следовательно, принципа социальной направленности финансовой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выплата пособий по безработице, страхование военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расходов осуществляется через формирование страховых фондов и последующее [К16] их распределение. Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы граждан и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая. При этом случаи, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда, тогда государство имеет возможность направлять аккумулированные таким образом денежные средства на материальное обеспечение иных общественных потребностей либо на финансирование капитальных вложений.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами (предприятиями, организациями) при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая децентрализованные фонды денежных средств) предприятий. Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности. Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов. Это правило предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, а также постоянный обмен информацией.

Лекция 2.
Управление финансами, финансовая политика
и финансовый контроль

2.1. Управление финансами.
Органы управления финансами, их функции

В РФ управление финансами осуществляют, прежде всего, законодательные органы власти:

1. Федеральное Собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Их управление проявляется при рассмотрении проекта бюджета и его утверждении, а также при рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета, при рассмотрении законов финансового характера (о налогах и сборах, тарифах взносов в социальные внебюджетные фонды и т.п.), при установлении предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

2. Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Важнейшие департаменты Министерства финансов РФ: бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, оборонного комплекса и др.; иностранных кредитов и внешнего долга, государственных ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением является Главное управление Федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Функции Минфина РФ следующие:

Участие в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов развития экономики, определение потребности в государственных централизованных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

Организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

Обеспечение исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

Участие в разработке ценовой политики;

Участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

Разработка предложений по выпуску государственных внутренних займов РФ;

Разработка предложений по развитию финансового рынка в РФ;

По поручению Правительства РФ - сотрудничество с международными финансовыми организациями;

Разработка проектов программ внешних заимствований РФ.

Основные задачи Министерства финансов РФ:

Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

Разработка предложений по привлечению в экономику РФ иностранных кредитов;

Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

Осуществление финансового контроля за рациональным использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

3. Налоговые органы, отвечающие за правильное исчисление, полноту и своевременность уплаты в бюджет обязательных платежей.

4. Таможенные органы, несущие ответственность за поступление таможенных пошлин.

В современных условиях важнейшее значение имеет финансовый менеджмент - эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности .

Ключевые вопросы финансового менеджмента:

Планирование и прогнозирование финансовых аспектов деятельности предприятия;

Принятие наиболее обоснованных и целесообразных решений относительно инвестирования средств;

Координация финансовой деятельности предприятия;

Проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительного капитала, реализации собственных акций и облигаций.

Основными методами финансового управления являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Понятие финансов

Финансы - это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы являются распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам - fmatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo - вбивать, вколачивать, а позднее - finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам, считают Ксенофонта (около 430-355 гг. до н. э.), работа которого называлась «О доходах Афинской республики».

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства.

Особенность финансов как общественных отношений

Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финан­совые ресурсы государства .

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений . В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства . Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности . Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т.е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг.

Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

В экономической науке, как ни в одной другой, существует терминологическая путаница, приводящая не только к непониманию экономических школ различных государств, но и к междисциплинарной путанице, к противоречиям в основных определениях научных школ разных городов, вузов. Так, до сих пор не существует однозначного толкования термина «финансы». Приведем некоторые, наиболее часто употребляемые из них.

Термин «финансы» произошел от латинского слова Jlnancia, что означает доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII-XV вв. 1 Позже получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства .

Финансы - это отношения, формирующие денежные фонды, необходимые для функционирования общегосударственного органа управления. Обычно эти отношения обозначаются в экономической науке термином «государственные (публичные) финансы». В советское время, когда превалировала общегосударственная собственность, понятия «финансы» и «государственные финансы» означали одну и ту же группу отношений. Ввиду совпадения понятий объекта исследования, особых противоречий в теории нс возникало .

Более расширенное толкование финансов дается в следующем определении. Финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов .

Исходя из теоретической предпосылки о том, что финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение, было сформулировано еще одно определение финансов. Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач .

Исходя из необходимости обеспечения расширенного воспроизводства и реализации функций государства посредством финансового обеспечения общественных потребностей, можно привести сшс одно определение финансов. Финансы представляют собой экономические отношения - денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства 1 .

Весьма сходно с приведенным и определение финансов, предложенное научной школой ГУУ. Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства .

Современная академическая теория и практика развитых государств признает и осуществляет жизнедеятельность в системе смешенных экономик, т.е. в той или иной степени, в предпочтении одних или других форм, регулируемых государством. Поэтому, несмотря на наличие диаметрально противоположных точек зрения по комплексу вопросов государственного регулирования, в послевоенный период в странах с развитыми рыночными структурами сформировалась новая наука - экономика общественного сектора, представляющая иную, чем прежде, систему взглядов на роль государства и теорию государственных финансов .

Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. А под государственными ресурсами подразумевается вся собственность и все денежные (в основном бюджетные) фонды . Но так как любые действия государства в условиях рынка опосредуются финансовыми инструментами, то, нс умаляя роли государственной собственности, наиболее универсальным инструментом воздействия признается бюджет. Поэтому в центре внимания экономики общественного сектора находятся в первую очередь общественные финансы.

В соответствии с теорией обшсствснного выбора и теорией спроса на общественные блага можно дать следующее определение общественных финансов.

Общественные финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, которые связаны с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, для обеспечения населения общественными благами, финансирования общественно значимых потребностей и создания условий для расширенного воспроизводства 1 .

Общественные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы, целевых программ Правительства РФ. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики.

С позиции общественных финансов государство рассматривается даже не в качестве регулирующей структуры, а в общем ряду субъектов экономической деятельности, который должен поставлять обществу конкретные экономические блага с необходимой эффективностью производства этих благ. Экономика общественного сектора призвана также объяснить, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной . Однако, помещая государство в общий ряд участников экономической деятельности, учитывая его принципиальное отличие от других субъектов рыночных отношений, заключающих свои сделки добровольно, следует учесть, что государство и его органы всегда обладают правом принуждения в рамках и на основе законов.

Общественные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 4.1).

Финансы (в более широком смысле) - это система отношений по поводу образования и использования денежных фондов в соот-

Рис. 4.1.

Распределительная функция общественных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, происходит обеспечение населения общественными благами в соответствии с требованиями социальных стандартов, достигается сбалансированность бюджетов и социальных внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Общественные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (прибыль, доход в сфере производства) на микроуровне и перераспределение стоимости - части стоимости ВВП на макроуровне.

Перераспределительный процесс части стоимости ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом используются такие инструменты как бюджетные расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные


Рис. 4.2.


Рис. 4.3. Функции финансов в социально-ориентированной рыночной ЭКОНОМИКС фонды - бюджеты всех уровней и социальные внебюджетные фонды. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Контрольная функция общественных финансов заключается в реализации бюджетно-финансового контроля за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, а также формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.

Поскольку финансы «пронизывают» все общественное воспроизводство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, ее сигналам, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько эффективна та или иная хозяйственная модель, насколько экономно и оптимально расходуются централизованные фонды денежных средств.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, социальный внебюджетный фонд, предприятие или учреждение. Контрольная функция общественных финансов имеет две формы прояапсния: контроль за изменением бюджетно-финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии бюджетного финансирования.

Стимулирующая функция общественных финансов основывается на деятельности, направленной на реализацию целей в сфере бюджетного менеджмента. С помощью этой функции интерпретируются факторы, атияюшие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Реализация этой функции тесно связана с вмешательством государства в процесс общественного воспроизводства.

На макроуровне (государство) эта функция прояатястся через финансовые стимулы - выделение наиболее приоритетных эффективных направлений инвестирования бюджетных средств, включая бюджетные стимулы и налоговые льготы, и финансовые санкции - штрафы, пени, привлечение к административной ответственности главных распорядителей, распорядителей и бюджетополучателей в случае нарушения бюджетного и налогового законодательства.

На микроуровне (субъекты хозяйствования) эта функция стимулирует его деятельность посредством создания различных фондов, получения рассрочек и отсрочек по налоговым платежам, налогового кредита, бюджетных ссуд и кредитов, а также применением штрафных мер и административных санкций в случае нарушения действующего бюджетно-налогового законодательства и платежной дисциплины.