Вопрос. Финансовая система социального страхования. Финансовый механизм социального страхования Финансовая система социального страхования

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования наочередной финансовый год утверждаются федеральными законами.
Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
· страховые взносы и (или) налоги;
· дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
· штрафные санкции и пеня;
· денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
· доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
· иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом.
Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.



Виды социальных рисков

Особую группу рисков составляют социальные риски. Социальные риски - риски, связанные с утратой дохода из-за потери трудоспособности (в связи с болезнью, старостью, несчастным случаем); с отсутствием работы, источника дохода. Данные риски являются чистыми (возможен отрицательный или нулевой результат), их специфика заключается в том, что возникают они у экономического субъекта - физического лица.

Виды социальных рисков

Перечень социальных рисков обширен и включает практически все стороны жизнедеятельности человека: утрату дохода в связи с наступлением преклонного возраста, связанную с заболеванием необходимость получения медицинской помощи, потерю трудоспособности, кормильца или работы, ухудшение здоровья вследствие воздействия вредных факторов, как связанных, так и не связанных с профессиональной деятельностью, риски производственного и бытового травматизма, ухудшения демографической ситуации, потребности в посторонней помощи в старости. К социальным рискам относятся риски алкоголизма, наркомании, самоубийств, отравлений,

разводов в семьях, риски родителей в отношении ответственности за действия несовершеннолетних детей и другие.

Во всех случаях реализация социальных рисков ведет к ухудшению благосостояния граждан, невозможности или ограничению удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, к снижению качественных характеристик личности в обществе.Статья 39 Конституции РФ, базовая при рассмотрении вопросов социальной защиты населения, определяет основные виды социальных рисков: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. В международном праве, в частности, в Руководящих принципах Международной организации труда (МОТ), перечень социальных рисков, защиту от которых необходимо осуществлять на государственном уровне, выглядит следующим образом:

 болезнь;

 материнство;

 инвалидность;

 старость;

 смерть кормильца;

 безработица;

 расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

 производственная травма.

Эволюция общественного сознания играет определяющую роль в расширении представлений о риске. Несколько веков назад в основе концепции управления рисками находились только природные риски, затем взоры 11устремились в промышленность и торговлю, а еще позже – к сохранению целостности человека как биологической единицы. В современном обществе наука об управлении рисками уделяет все больше внимания социальным рискам - рискам, негативно влияющим на материальное, социальное и духовное положение человека как члена общества.

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Страховые принципы, с учетом которых функционирует и отечественная система соцстрахования, основаны на аккумулировании финансов в специально созданных организациях. Особенность финансовой системы соцстрахования заключается в том, что полученные средства могут быть потрачены только с определенной целью - возмещение дохода трудоустроенным гражданам и их семьям. Право на возмещение возникает при наступлении одного из страховых событий: временной потери трудоспособности, инвалидности, безработице и так далее.

Основы финансирования

Страховщиком, осуществляющим непосредственное руководство финансовыми потоками соцстрахования, является организация, правовой статус которой регламентирован профильными законами федерального уровня по каждому виду страхования (пенсионному, медицинскому, социальному). В соцстраховании такие организации обязаны предоставлять места в управленческом секторе всем участникам системы: выступающим в роли страхователей работодателям, застрахованным сотрудникам. При этом страховщики подотчетны государственным органам, что выражается в утверждении бюджетов (реализованных и планируемых) на уровне Правительства в виде федеральных законов. Главные особенности финансов соцстрахования:

  • Хранение на счетах Центробанка и (или) в уполномоченных государством иных банковских учреждениях;
  • Обособленность от госбюджета;
  • Запрет на изъятие любыми исполнительными органами;
  • Размещение средств, которые временно не используются для выплаты компенсаций, только под правительственные гарантии;
  • Доход от инвестирования освобождается от налогообложения;
  • Отсутствие платы за услуги банков;
  • Контроль использования средств осуществляется госнадзором, Счетной палатой.

Все доходы страховщиков, независимо от источников, могут использоваться только для социальных нужд. Работа организаций носит некоммерческий характер, поэтому получение прибыли не является главной целью, в отличие от добровольного, личного, иных видов страхования. К базовым функциям финансовой системы соцстрахования относятся формирование страховых организаций (фондов-страховщиков), начисление и выплата пенсий, пособий, прием взносов.

Принципы формирования ресурсов соцстрахования

Существует 6 принципов, на которых основано формирование финансов соцстрахования. Первый - экономико-финансовая приемлемость, обуславливающая посильность взносов для работодателей. Принцип тесно связан с налогообложением, поскольку налоговая нагрузка на зарплатные фонды может быть уменьшена при повышении страховых тарифов. Второй принцип подразумевает социальную справедливость, согласно которой величина пенсий и компенсаций напрямую связана с длительностью перечисления взносов и их размером. Социальная эффективность, как третий принцип, демонстрирует успешную компенсацию страховыми выплатами утраченного дохода. При небольшом страховом стаже страховка должна защитить застрахованное лицо от бедности. Четвертым принципом является эквивалентность доходной и расходной части системы соцстрахования. В любой период стоимость расходов должна равняться стоимости будущих доходов, учитывая резерв. В рамках данного принципа солидарность застрахованных приближает соцстрахование к соцобеспечению, уравнивая всех участников.

Пятый принцип заключается в солидарном перераспределении ресурсов. Это значит, что размер взносов устанавливается вне зависимости от индивидуального уровня социальных рисков и других особенностей жизнедеятельности застрахованного лица. Например, взносы обязательного медстрахования не зависят от состояния здоровья плательщика, наличия хронических заболеваний, возраста и др. Солидарность в системе соцстрахования должна ограничиваться установленными рамками, иначе страхование будет приближено к соцобеспечению. Последний принцип базируется на эквивалентности участия поколений в финансировании соцстрахования. Практически это проявляется в рамках «социального контракта» поколений, когда трудоспособное население обеспечивает своими взносами выплаты пенсионерам. Дополнительные принципы: субсидиарность, когда государство покрывает дефицит средств соцстрахования; государственная ответственность, предусматривающая создание законодательной базы, контроль работы фондов.

Источники получения денежных средств

Механизм финансирования сферы обязательного соцстрахования - это совокупность финансовых и страховых отношений, система сбора и размещения средств, методы и модели управления финансами, а также законодательная база, с учетом которой работает система. Эффективность работы Фонда соцстрахования зависит от предусмотренных законом уровней компенсации социальных рисков, величины взносов, нагрузки на фонды и форм контроля, обеспечивающих регулярность перечисления взносов на соцстрахование. Источники финансирования Фонда:

  • Взносы страхователей (работодателей, ИП). Это процент от оплаты труда, который предназначен для защиты от социальных рисков;
  • Взносы сотрудников госпредприятий и самозанятых лиц. Средства удерживаются из зарплаты;
  • Штрафы за нарушение законов соцстрахования;
  • Пени за просрочку взносов;
  • Взносы, выплачиваемые государством за неработающих граждан;
  • Средства, изъятые по решению суда. Эти платежи - результат регрессных исков, когда страховщик требует возврата средств от лиц, которые несут ответственность за причиненный застрахованному лицу вред;
  • Деньги из регионального либо федерального бюджета. Такие перечисления обусловлены дефицитом средств в ФСС или необходимостью покрытия страховщиком нестраховых выплат (по решению госорганов).

Бюджет соцстрахования может быть также дополнен добровольными перечислениями, если они не противоречат действующим нормам. Взносы соцстрахования перечисляются каждый месяц на счета профильных фондов (пенсионного, медицинского, социального). Важнейшим признаком страховых взносов является их целевое предназначение: компенсация заработка при наступлении официально подтвержденного страхового события.

Виды расходов

В современной системе отечественного соцстрахования существует три вида расходов: на пенсии и пособия, на административные расходы, на оплату издержек, связанных с инвестиционной деятельностью фондов. Грамотная классификация рисков способствует оптимизации расходов и удобству при получении страхового покрытия. Пенсионное соцстрахование включает риск смерти кормильца, наступления старости и долговременной утраты трудоспособности, инвалидизации. Краткосрочные пособия (оплата больничных листов, выплаты роженицам) базируются на минимальном страховом стаже. Ограниченность выплат по времени позволяет за короткий срок стабилизировать финансовую систему. Для этого ресурсы распределяются ежемесячно, а для резерва формируется небольшой фонд.

Долгосрочные выплаты (пенсии по возрасту, инвалидности) требуют стабильных тарифов, действующих длительный период. Также важен размер взносов, не превышающий возможностей страхователей. На административные издержки средства идут из дохода соцстрахования, а не из госдотаций. Данным видом расходов можно эффективно управлять, оценивая его уровень и качество предоставляемых услуг. Инвестиционные расходы обусловлены необходимостью создания резервного фонда. Средства для инвестиций - это излишек, который образуется при долгосрочном страховании (взносы некоторое время превышают выплаты).

Анализ доходов и расходов бюджета ФСС за 2014-2017 года

2014 год был последним, когда доходная часть бюджета Фонда соцстрахования превышала расходную. Уже в 2015 г. дефицит составил 55,42 млрд. рублей. Подобная тенденция сохранялась в 2016 г. (дефицит - 37,37 млрд.) и в 2017 г. (дефицит - 41,21 млрд.). Наличие постоянного дефицита бюджета оказывает отрицательное влияние на эффективное функционирование системы соцстрахования, что обуславливает снижение уровня соцзащиты россиян. Причиной уменьшения доходной части бюджета являются кризисные явления этого периода, негативно воздействующие на фонд оплаты труда, из которого платятся страховые взносы.

Увеличение выплат, связанных с материнством, демонстрирует положительные тенденции в демографической сфере: в 2017 г. объем выплат увеличился на 24% по сравнению с 2013 г. Размер бюджета на 2018 г. утвержден законом «О бюджете Фонда соцстрахования РФ на 2018 год…». Доходная часть составляет 708 905 255,7 тыс. рублей, расходная - 736 603 500,1 тыс. рублей. Предусмотрен дефицит в размере 27 698 244,4 тыс. рублей.

Заключение

Финансирование системы соцстрахования основано на страховых взносах, субсидиях государства, штрафных выплатах, взысканиях по решению суда. С 2014 г. бюджет Фонда соцстрахования утверждается с учетом дефицита.

Кроме того, что социальное страхование представляет собой важнейший элемент социальной защиты населения, оно является и особой финансовой системой. Основными составляющими финансовой системы социального страхования выступают: уплата страховых взносов, создание фондов социального страхования, осуществление социальных выплат (рис. 2.5).

Рис. 2.5.

Специфика любого страхового механизма заключается в создании целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов участников этих фондов. По своему экономическому содержанию фонды социального страхования имеют ту же страховую природу. Однако обязательный и социально регулируемый характер этих фондов привнес определенные особенности в их организацию и практическое функционирование:

  • - обязательное участие работодателей в уплате страховых премий;
  • - установление "ограниченной" в целях реализации принципа социальной солидарности эквивалентности между взносами и выплатами;
  • - определение размеров, порядка расчета взносов и выплат и иных существенных условий страхования нормами государственного законодательства;
  • - наличие обязательной ответственности государства за финансовую устойчивость и платежеспособность системы социального страхования, включающую предоставление государственных дотаций и субсидий;
  • - подконтрольность фондов органам государственной власти.

Первоначально финансовое участие государства в социальном страховании не предполагалось. Однако в силу социальных и политических факторов государство было вынуждено подключиться к финансированию страховой системы, что определялось следующими обстоятельствами:

  • - необходимостью вносить страховые взносы за те категории населения, которые не имели трудового дохода, но нуждались в социальной помощи (дети, пенсионеры, безработные);
  • - предоставлением дополнительных средств для социальных выплат в повышенных размерах тем гражданам, которые в силу специфики своего труда и социального положения требовали более высоких социальных гарантий (профессии повышенного риска, граждане, проживающие в особых территориальных зонах, и др.);
  • - обязательствами государственного регулирования социального страхования, что предполагало прямое дотирование бюджета системы при обоснованной нехватке собственных средств.

В любом случае финансовое участие государства диктовалось главным образом принятием на себя новых социальных функций по защите необходимого уровня жизни населения, что в настоящее время стало основным признаком социально ориентированной экономики. Во-первых, достижение социальной стабильности требовало дополнительного перераспределения доходов в системе социального страхования не только в соответствии с действием социальных рисков, но и с учетом материального положения застрахованных. Во-вторых, государство было вынуждено корректировать меру компенсации ущерба определенными стандартами, ограничивая социальную нагрузку на экономику.

Социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой.

Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к собственно "страховому" механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности между страховыми взносами и выплатами, тем ближе механизм социального страхования к государственному бюджетному социальному обеспечению (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Финансовые источники формирования бюджетов фондов социального страхования

Финансовые источники, определяемые страховыми отношениями

Финансовые источники, определяемые императивными отношениями

Страховые взносы работников

Дотации государственного бюджета

Страховые взносы работодателей

Целевые субсидии государственного бюджета

Страховые взносы государства

Специальные целевые налоги

Средства, возмещаемые страховщикам в результате применения регрессных требований к лицам, виновным в причинении ущерба застрахованным

Целевые отчисления со страховых премий по коммерческому страхованию

Инвестиционные доходы от размещения временно свободных средств фондов

Штрафные санкции и пеня

Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель максимальной компенсации рисков при минимально необходимых затратах участников страховой схемы. Социальное страхование использует два метода покрытия рисков: 1) распределение вероятного ущерба между всеми участниками фонда за счет предварительной уплаты взносов; 2) капитализацию, предусматривающую индивидуальное накопление взносов каждого из участников к моменту страховой выплаты. Капитализация в страховании не используется в качестве самостоятельного механизма, а только в сочетании с распределением. Это означает, что часть взносов поступает в так называемый рисковый фонд, средства которого направляются на страховые выплаты тем застрахованным, кто в силу раннего наступления риска не смог накопить свой индивидуальный страховой фонд. Механизм капитализации применяется в основном к долгосрочным видам страхования, например пенсионному.

Метод формирования страховых фондов, основанный на распределении ущерба, в социальном страховании получил название "pay-as-you-go", т.е. текущие расходы - за счет текущих доходов.

Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: "фондированная система", "капитализация", "система индивидуальных накопительных счетов". Страховые выплаты будут равны уплаченным страховым взносам, увеличенным на определенную норму доходности или, наоборот, страховые взносы будут зависеть от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования.

Существуют объективные факторы, ограничивающие использование фондированных страховых систем для покрытия социальных рисков в государственном масштабе, на которые указывают многие современные экономисты.

Во-первых, капитализация предполагает весомое превышение доходов над расходами в страховых фондах, чтобы всегда были временно свободные деньги для инвестирования, причем в долгосрочной перспективе. Иначе рисковый фонд на покрытие выплат в пользу современных бенефициаров в капитализированной системе не даст возможности формировать индивидуальные страховые фонды.

Во-вторых, существенные ограничения на капитализацию в долгосрочном масштабе оказывают инфляция и рост заработной платы. Перед фондированными системами стоит трудно разрешимая задача поддержания современной стоимости взносов и выплат. Производимые отчисления от заработной платы с учетом инвестиционного дохода должны в будущем обеспечить такую же покупательную способность, как в момент уплаты страхового взноса.

В-третьих, наиболее вероятным для государственно регулируемой системы социального страхования инвестиционным инструментом будут государственные ценные бумаги, которые одновременно являются серьезным долговым обязательством государства. Следовательно, экономически активное население должно будет оплачивать не только свои будущие выплаты, но и тот инвестиционный доход, который гарантируют государственные ценные бумаги, т.е. налоговая нагрузка объективно будет возрастать.

В-четвертых, учитывая социально ориентированный характер социального страхования, необходимо иметь в виду, что государство имеет право законодательно корректировать уровень социальных выплат в зависимости от сложившейся финансовой ситуации или текущих социальных приоритетов. Установление государством общественных стандартов меры покрытия социального риска может свести на нет всю индивидуальность накоплений.

Взносы на социальное страхование представляют собой периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, аккумулируемые в специальных фондах на цели социальной защиты.

Взносы на социальное страхование часто отождествляют либо с налогами, либо со страховыми премиями в коммерческом страховании. Такое отождествление логично по форме, но неправомерно по сути (рис. 2.6). Взносы на социальное страхование и налоги объединяют характер и порядок их уплаты. Страховые премии и взносы тождественны по принципу возвратности и эквивалентности. Однако эквивалентность в социальном страховании существенно ограничена принципами социального регулирования.

Рис. 2.6.

В 2001 г. в целях включения взносов на социальное страхование в Налоговый кодекс РФ они были приравнены к налогам и объединены в единый социальный налог (с 2010 г. ЕСН вновь заменен страховыми взносами). Однако сугубо налоговая трактовка платежей на социальное страхование неправомерна не только с финансовой, но и с правовой точки зрения. Она полностью нивелирует страховые отношения, отчуждает страховые фонды в государственный бюджет, тем самым позволяя государству осуществлять социальную защиту на принципах социального обеспечения по нуждаемости, а не по страховой эквивалентности взносов и выплат.

По традиции разделение ответственности по уплате страховых взносов между работниками и работодателями существует во всех западных странах, демонстрируя солидарную ответственность и самого работника, и его работодателя в финансировании необходимой социальной помощи. Пропорции же, по которым делится обязательная ответственность по уплате взносов между работодателями и работниками, в разных странах различны. В основном преобладают взносы работодателей, хотя существуют системы с классическим распределением - 50:50 (как в Германии, Великобритании) или близким к нему (в Нидерландах, Австрии).

Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата , а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении. Их значение существенно различается по странам: от 24,4% в Великобритании до 55% в Италии и Нидерландах. Реже применяются фиксированные ставки в абсолютном денежном выражении.

История вопроса

В 1980-е гг. активно обсуждалась возможность выбора иных финансовых источников социального страхования. Предпринимались попытки заменить заработную плату как базу страховых взносов на добавленную стоимость, а сами взносы - на налог на добавленную стоимость (НДС). Однако на практике замена страховых взносов на НДС нигде не была осуществлена полностью. Так, в 1980 г. в Аргентине взносы работодателей заменили увеличением ставки НДС. В Бельгии уменьшение взносов работников произвели путем предоставления субсидий из государственного бюджета, покрываемых за счет соответствующего увеличения НДС. В Португалии с 1996 г. НДС был увеличен на 1%, который используется исключительно для целей социального страхования. В Дании взносы в абсолютной сумме установлены в зависимости от оборота, являющегося предметом НДС, но только для работодателя, работники платят взносы из заработка. Однако НДС как альтернативный метод финансирования социальной защиты все-таки не получил широкого распространения.

Система социальных выплат, сложившаяся в социальном страховании, несмотря на все многообразие конкретных видов и наименований, в основе своей имеет достаточно традиционную и несложную структуру.

По временному характеру все выплаты делятся:

  • - на единовременные;
  • - периодические;
  • - постоянные.

Единовременные выплаты связаны с "единичными" рисковыми событиями и выплачиваются один раз полной суммой, компенсирующей полученный ущерб. В зарубежной практике такие выплаты называют грантами. Периодические выплаты покрывают повторяющиеся и длящиеся определенный промежуток времени рисковые события и в основном связаны с временной нетрудоспособностью и безработицей. Постоянные выплаты назначаются пожизненно или на очень длительный срок и связаны с постоянной утратой трудоспособности. Такие выплаты имеют общее название - пенсии.

По форме выплаты могут быть:

  • - денежные;
  • - натуральные;
  • - в виде оплаты социальных услуг.

В основном в социальном страховании используются денежные выплаты. Однако иногда используются и такие натуральные формы помощи, как детские подарки, продуктовые наборы, предоставление медикаментов. Оплата социальных услуг подразумевает защиту индивидуальных доходов застрахованных граждан от непредвиденных расходов при наступлении риска за счет бесплатного предоставления различных видов помощи. Социальное обслуживание используется в различных видах всеми отраслями социального страхования.

По методикам расчета социальные выплаты разделяют:

  • - на фиксированные;
  • - расчетные.

Фиксированные выплаты представляют собой твердо установленные, абсолютные суммы денежных средств, которые не зависят от величины потерянного дохода, равны для всех застрахованных и определяются только фактом наступления рискового события. Иногда используется не один размер выплаты, а некоторая шкала значений, которые применяются для отдельных групп населения. Расчетные выплаты определяются исходя из потерянного заработка. Обычно для исчисления размера таких пособий или пенсий учитывают кроме заработка страховой стаж, семейное положение, число иждивенцев в семье и некоторые более частные характеристики.

В каждой отрасли социального страхования перечисленные типы социальных выплат объективно приобретают существенные функциональные особенности, что в конечном счете определяет функциональную самостоятельность каждой отрасли и позволяет ей наиболее полно решать задачи по защите населения от конкретных видов социальных рисков.

Принципы управления системой обязательного социального стра­хования

Тема 6. Управление системой социального страхования

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осущест­вляет управление системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, со­здаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федераль­ными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Средства обязательного социального страхования являются федераль­ной государственной собственностью.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется феде­ральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.

Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обя­зательного социального страхования.

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на пари­тетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обя­зательного социального страхования осуществляется в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федера­ции имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использовани­ем средств обязательного социального страхования.

Бюджетный процесс в системе обязательного социаль­ного страхования:

1. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхо­вания на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

2. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных ви­дов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входятв состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средствв бюджеты обязательногосоциального страхования являются:

страховые взносы;

дотации, другиесредства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пеня;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;


доходы от размещения временно свободных денежных средств обяза­тельного социального страхования;

иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Установление тарифов страховых взносов на обяза­тельное социальное страхование:

1. Тарифы страховых взносов на обязательноесоциальное страхованиеустанавливаются федеральным законом.

2. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное со­циальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

3. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязатель­ное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения опреде­ляются федеральными законами о конкретных видах обязательного социаль­ного страхования.

Расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования и отчеты, об их исполнении:

1. Денежные средства бюджетов обязательного социального страхова­ния расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о кон­кретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обяза­тельного социального страхования на очередной финансовый год.

2. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхо­вания за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерально­го Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Хранение денежных средств обязательного социального страхования:

1. Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных бан­ков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

2. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательно­го социального страхования не взимается.

Государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования:

1. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных уста­новленных федеральными законами расходов Правительство Российской Фе­дерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного со­циального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

2. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в по­рядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.