Штрафные санкции за несоблюдение правил возведения зданий. Штраф за строительство без разрешения на строительство. Что предполагает проектное финансирование для участников долевого строительства

С 1 октября 2018 года вступят в силу новые штрафы для нарушителей в сфере долевого строительства. Государственная Дума пропустила поправки в КоАП, согласно которым игрокам на рынке долевого строительства грозят новые штрафные санкции.

Информация актуальная для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства

В Кодексе об административных правонарушениях появилась новая статья: 13.193, которая предусматривает введение штрафов для должностных лиц исполнительной власти и организаций. За не размещение информации в единой информационной системе жилищного строительства или грозит административный штраф:

  • Для должностных лиц: 15000 руб. – 30 тыс. руб.
  • Для юридических лиц: 50 тыс. – 200 тыс. руб.

При повторном нарушении также грозит следующий административный штраф:

  • Штраф для должностных лиц: 40000 руб. – 80 тыс. рублей или дисквалификация на 3 года.
  • Штраф для юридических лиц: 200 тыс. – 400 тыс. руб.

Кто из участников рынка долевого строительства попадает под действие данной статьи КоАП?

На штраф могут попасть должностные лица:

  • органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости,
  • органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти,
  • органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации,
  • федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа,
  • федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета,
  • застройщика,
  • публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства».

За какие действия предполагает данная статья КоАП наказывать?

  • За не размещение информации,
  • За нарушение порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации
  • За размещение информации не в полном объёме,
  • За размещение заведомо искажённой информации.

Дополнения в статью 14.28 КоАП

Если органы госконтроля в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости необоснованно выдадут заключения застройщику о соответствии его проектной декларации и его самого требованиям законодательства, то должностные лица понесут административное наказание в виде штрафа в размере от 50 тыс. руб. до 100 тысяч рублей.

Запрет на долевое строительство через 3 года

Напомним, что это уже вторая законодательная инициатива по ограничению роли долевого строительства в строительном рынке. Еще в ноябре 2017 года президент России Путин В.В. на селекторном совещании с членами Правительства РФ поручил разработать поэтапный план ухода от долевой формы строительства, где в качестве финансирования привлекаются средства граждан-жильцов. План предусматривает ряд мероприятий и конкретных мер:

  • За защиту прав дольщиков должны отвечать региональные власти,
  • Застройщики должны нести конкретную ответственность за вред, который причинён дольщикам,
  • Установление единого порядка контрольно-надзорной деятельности за долевым строительством,
  • Органы власти обязаны вести единую информационную систему жилищного строительства,
  • За нарушение законодательства в области долевого строительства будут нести ответственность также контрольно-надзорные органы власти,
  • Установить порядок контроля за финансовым состоянием застройщиков в лице Фонда защиты прав граждан.

Что изменил Федеральный закон от 1 июля 2018 г. № 175-ФЗ «О долевом строительстве»?

1 июля были приняты поправки в законодательство о долевом строительстве. В федеральном законе №175-ФЗ предусмотрены важные изменения:

  • Застройщики (девелоперы) могут работать в двух возможных форматах – через эскроу-счета или через так называемое "проектное финансирование". Но выбирать можно только в течение года… Через 12 месяцев все должны работать только через эскроу-счета.

Что предполагает проектное финансирование для участников долевого строительства?

Проектное финансирование предполагает строгий контроль со стороны банков за финансовыми средствами со счета застройщика. Застройщики могут тратить их только на стройку, а переводить их разрешается только после проверки "оправдательных" документов (ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 18.2 Закона № 214-ФЗ).

Застройщик, техзаказчик и генподрядчик могут открывать счета для расчетов по стройке только в одном и том же банке; если у застройщика несколько разрешений на строительство – отдельный счет открывается для каждого из них (ч. 2.3, ч. 2.3-1 ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Если застройщик "уходит" в другой банк (это его право), то и генподрядчик, и техзаказчик обязаны уйти вслед за застройщиком и перевести все деньги в новый банк.

Внимание! Бухгалтеры, руководители организаций могут посетить бесплатный образовательный вебинар по теме " Налоговая оптимизация"

Семинар проведет Шестакова Екатерина Владимировна (кандидат юридических наук).

О чем семинар?

Слушатели узнают о практике использования законных способов налоговой оптимизации. Вы узнаете, на чем попадаются "оптимизаторы" в налоговой службе.

Значение темы семинара особенно актуально на фоне повышения НДС.

На семинаре слушатели рассмотрят такие темы, как:

  • Налоговое планирование в организации и понятие налоговых рисков.
  • Методические вопросы учетной политики для целей налогообложения.
  • Учетная политика для целей налогообложения.
  • Отраслевые схемы налоговой оптимизации.
Участие в вебинаре бесплатное. Количество мест ограничено.
Подробности и форма заявки на странице мероприятия . Осуществление строительства без наличия соответствующим образом оформленной разрешительной документации может иметь достаточно серьезные неблагоприятные последствия. Во-первых, это последствия самовольной постройки. Согласно ст.222 ГК РФ ч.1(1) самовольная постройка - это жилой дом, другое строение или сооружение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, а, следовательно, не будет иметь права распоряжаться постройкой, т.е. продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки. Самым неблагоприятным последствием в данной ситуации является обязанность лица, осуществившего самовольную постройку, снести ее за свой счет (ч.2 п.2 ст.222 ГК РФ ч.1 (1)). Исключением из этого правила является возможность «узаконить» самовольную постройку и тем самым избежать ее сноса. Это признание в судебном порядке права собственности на самовольную постройку.. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Однако признание права собственности возможно лишь в том случае, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию существует административная ответственность. Так, в соответствии со ст.9.5 КоАП (5):
а) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства производится без разрешения на - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
б) за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
в) продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
г) выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
д) эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Осуществление строительства без наличия соответствующим образом оформленной разрешительной документации может иметь достаточно серьезные неблагоприятные последствия. Во-первых, это последствия самовольной постройки. Согласно ст.222 ГК РФ ч.1(1) самовольная постройка - это жилой дом, другое строение или сооружение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, а, следовательно, не будет иметь права распоряжаться постройкой, т.е. продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки. Самым неблагоприятным последствием в данной ситуации является обязанность лица, осуществившего самовольную постройку, снести ее за свой счет (ч.2 п.2 ст.222 ГК РФ ч.1 (1)). Исключением из этого правила является возможность «узаконить» самовольную постройку и тем самым избежать ее сноса. Это признание в судебном порядке права собственности на самовольную постройку. Однако признание права собственности за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, возможно лишь при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку (п.3 ст.222 ГК РФ ч.1.(1)). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Однако признание права собственности возможно лишь в том случае, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, за строительство без разрешительной документации существует административная ответственность. Так, в соответствии с п.1 ст.9.5 КоАП (5), строений и сооружений, а также объектов индивидуального жилищного строительства без разрешения приводит к наложению административного штрафа. Причем административному штрафу подвергаются граждане, осуществляющие такое строительство, юридические лица и должностные лица таких юридических лиц.

Бум жилищного строительства, наблюдающийся в большинстве регионов России, привел к появлению так называемых «самостроев». Речь идет о жилых зданиях и коммерческих помещения, возведенных с нарушениями и без наличия разрешающей документации. Государство всерьез обеспокоилось ростом количества таких объектов, поэтому и был введен штраф за незаконное строительство, и это не считая того, что капитальный объект, возведенный с нарушениями, в обязательном порядке должен быть снесен. О том, какое строение считается незаконным, и какой штраф и наказание за незаконное строительство ждет застройщиков, пойдет речь в этой статье.

Какой объект можно считать незаконным

Согласно установленным 222-й статьей Гражданского кодекса РФ правилам, незаконным считается любое строение, возведенное без наличия разрешения на строительство, построенное с нарушениями градостроительных норм или на участке земли, предназначенном для иных целей.

Наличие одного из перечисленных признаков – повод для принятия конкретных мер, а чаще всего «самострои» решением суда «приговариваются» к сносу.

Чаще всего самовольно возводятся многоквартирные дома, а особенно страдают от этого Юг России и столичный регион. Получив разрешение на ИЖС, частные застройщики начинают многоэтажное строительство, нарушая градостроительные нормы. Они начинают активные продажи квартир, чем способствуют часто появлению новых обманутых дольщиков.

Помимо многоквартирных объектов, «самостроями» считаются также самовольные пристройки и хозпостройки, построенные без согласования с архитектурой. В этом случае также вступают в силу положения 3-го пункта ФЗ «Об архитектурной деятельности», согласно которым за несогласованное строительство наступает ответственность, причем отвечать приходится, как физическому, так и юридическому лицу.

Какие документы нужны для начала строительства

Понять людей, решивших расширить жилое пространство за счет пристройки или строительства времянки, можно, но даже факт приватизации земельного участка не дает право строиться незаконно. Чтобы не попасть в немилость государства и не потерять деньги, к тому же, перед началом любого строительства необходимо выполнить несколько несложных действий:

  • оформить право собственности на участок (если вы этого не сделали ранее).
  • создать проект будущего гаража или жилого флигеля и пройти согласование в соответствующих инстанциях.
  • получить разрешающие документы, включая ордер на выполнение земельных работ и собственно разрешение на строительство.

Получив все необходимые документы, можно начинать строительство, при этом стоит помнить, что несоответствие проекту строительства также может быть расценено, как нарушение градостроительных норм. Следует также понимать, что на участке, предназначенном под ИЖС, нельзя строить многоквартирные дома, запрещено строиться на землях сельхозназначения, существуют и другие нарушения, о которых расскажут профессиональные юристы, получить консультацию которых крайне необходимо.

Существуют ли исключения из правил?

К сожалению, российские законы нельзя назвать совершенными, поэтому часто случается так, что «самострои» узаконивают «задним числом», но даже этот факт по новым правилам не освобождает собственника такого объекта от ответственности. Суды, конечно, принимают иногда положительные решения, но это касается только случаев, когда здание возведено с соблюдением санитарных норм и не угрожает жизни и здоровью жильцов и окружающих.

Узаконить по облегченной процедуре самострой, соответствующий нормам градостроительства, каждый россиянин может до 01.03.2020г.

В некоторых случаях незаконные строители ссылаются на срок давности, а претензии с многих объектов недвижимости снимаются уже через три года после начала строительства. Такое положение есть, но оно не касается объектов, возведенных на участках без наличия права собственности. Также не действует срок давности в случае, если строение угрожает самим жильцам или прохожим. В этом случае, суд рассмотрит иск комиссии по пресечению строительства «самостроев» и приговорить, скорее всего, дом к сносу.

Ответственность за незаконное строительство

Человек, построивший дом незаконно, должен понимать, что сносить его он может по собственному желанию или по решению суда.

Решение суда выполнять придется. Помимо сноса незаконного строения, суд может назначить штраф, размер которого может отличаться:

  • если нарушение было допущено физическим лицом и не имеет серьезных последствий, то сумма штрафа составит 2-5 тыс. рублей.
  • индивидуальные предприниматели и ответственные сотрудники будут наказаны штрафом в размере 20-50 тыс. рублей.
  • юридическое лицо может быть оштрафовано судом на сумму от 500 тысяч до 1 млн. рублей.

Стоит отметить, что суд, вынося решение о сносе, должен учитывать все обстоятельства дела. В первую очередь, судьи должны уточнить, была ли попытка узаконить «самострой». Для этого ответчик должен был подать соответствующее заявление и дождаться решения уполномоченного органа. Если чиновники игнорировали заявление, суд может стать на сторону ответчика, а если был получен отказ в получении разрешения, иск о признании строения незаконным чаще всего удовлетворяется. Помните, что вы имеете право на апелляцию, а помочь в этом вопросе могут профессиональные юристы.

Помощь юристов и адвокатов при незаконном строительстве

Чтобы получить помощь юриста или адвоката в вопросе незаконного строительства напишите о вашей проблеме в форме ниже. Дежурный юрист свяжется с вами


Совет Министров — Правительство Российской Федерации
Постановление
от 27 июля 1993 г. #729
г. Москва
Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства
В целях повышения эффективности государственного надзора за качеством выполнения проектных и строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, конструкций и изделий и во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. #4121/1-I "О введении в действие Закона Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства"" Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства.
2. Разрешить перечислять на текущий счет внебюджетных средств Государственного комитета Российской Федерации во вопросам архитектуры и строительства 10 процентов суммы штрафов за правонарушения в области строительства, взыскиваемых в республиканский бюджет Российской Федерации, для развития материально-технической и социальной базы Главной инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.
Государственному комитету Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства обеспечить целевое использование этих средств для нужд Главной инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации и при необходимости вносить предложения о пересмотре указанного размера их отчислений.
3. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам Российской Федерации в месячный срок отменить действующие на территории Российской Федерации ведомственные нормативные акты, устанавливающие экономические санкции за правонарушения в области строительства.

Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации
В. Черномырдин

#729/6
Приложение
к постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации
от 27 июля 1993 г. #729
Положение
о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок наложения штрафов за правонарушения в области строительства, предусмотренные Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. #4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".
2. Предприятия, учреждения, организации и объединения (в дальнейшем именуются — предприятия) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие проектные, строительно-монтажные работы, производящие строительные материалы, конструкции и изделия, являющиеся заказчиками в строительстве или совмещающие функции заказчика и подрядчика, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, за следующие правонарушения:
строительство объекта без полученного в установленном порядке разрешения — в размере 100 тыс. рублей;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, — в размере от 10 тыс. рублей до 250 тыс. рублей;
осуществление строительной деятельности без полученной в установленном порядке лицензии — в размере 250 тыс. рублей;
нарушение правил приемки объекта в эксплуатацию — в размере 100 тыс. рублей;
нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущие снижение параметров прочности производимых строительных материалов, конструкций и изделий, снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов:
в размере от 750 тыс. рублей до 1 млн рублей, если нарушение повлекло за собой потерю прочности, устойчивости;
в размере от 500 тыс. рублей до 750 тыс. рублей, если нарушение повлекло снижение прочности, устойчивости;
в размере от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, если нарушение повлекло снижение надежности. При этом под прочностью понимается способность материала, конструкции, изделия, узлов их сопряжения, грунта основания здания и сооружения воспринимать, не разрушаясь, расчетные значения нагрузок и воздействий.
Под устойчивостью понимается способность здания, сооружения сохранять состояние устойчивого равновесия под действием расчетных воздействий и нагрузок.
Под надежностью понимается способность здания, сооружения, его инженерных систем, несущих и ограждающих конструкций выполнять функции, определенные значениями нормируемых показателей.
Суммы штрафов, предусмотренные настоящим Положением, подлежат индексации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Применение штрафов к предприятиям не освобождает должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, от предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.
4. Конкретный размер штрафа устанавливается должностным лицом, рассматривающим дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства, в зависимости от характера и вида правонарушения, наступивших или возможных его последствий в соответствии с настоящим Положением и рекомендациями, разрабатываемыми Госстроем России.
5. Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы власти и управления районов и городов устанавливают долю штрафа, направляемого на счет соответствующего органа Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России), в размере до 15 процентов сумм штрафов, подлежащих зачислению соответственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, краевой бюджет края, областной бюджет области, городские бюджеты гг. Москвы и Санкт-Петербурга, районный бюджет района, городской бюджет города.
Поступившие на счета органов Госархстройнадзора России средства используются для укрепления их материально-технической и социальной базы.
Средства, направляемые на развитие материально-технической и социальной базы Главной инспекции Госархстройнадзора России, зачисляются на текущий счет внебюджетных средств Госстроя России по балансовому счету #141 Центрального банка Российской Федерации.
II. Порядок рассмотрения дел об административной ответственности за правонарушения в области строительства
6. Дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства рассматриваются органами Госархстройнадзора России.
Основанием для рассмотрения дела является протокол о правонарушении в области строительства, составленный по форме согласно приложению #1.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и представителем предприятия, допустившего правонарушение. В протоколе делается соответствующая запись при отказе представителя предприятия от его подписания.
Представитель предприятия вправе приложить к протоколу документы с замечаниями по его содержанию или изложением мотивов своего отказа от подписания протокола.
В течение трех дней после подписания протокол направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства.
К протоколу могут прилагаться фотографии, заключения экспертов, данные лабораторных исследований, другие материалы, необходимые для рассмотрения дела.
При обнаружении правонарушения должностное лицо органа Госархстройнадзора России составляет также предписание по форме согласно приложению #2 о его устранении. Срок устранения допущенных нарушений устанавливается с учетом предложений представителя предприятия.
7. Протокол о правонарушении в области строительства составляется уполномоченным на то должностным лицом органа Госархстройнадзора России. Протокол может составляться также должностными лицами других государственных надзорных органов в пределах предоставленной компетенции и направляться их руководителями в органы Госархстройнадзора России в установленном порядке.
8. Рассматривать дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства и налагать штрафы от имени органов Госархстройнадзора России вправе начальник Главной инспекции Госархстройнадзора России и его заместители, начальники инспекций республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов республиканского, краевого, областного подчинения и их заместители.
Дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства рассматривается в 15-дневный срок со дня получения протокола о правонарушении в области строительства.
9. Должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Положения, при подготовке к рассмотрению дела об административной ответственности за правонарушение в области строительства решают следующие вопросы:
относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
правильно ли составлен протокол о правонарушении в области строительства;
истребованы ли необходимые дополнительные материалы.
Должностные лица должны известить о времени и месте рассмотрения дела заинтересованных лиц. При этом в обязательном порядке приглашаются руководители предприятий, виновных в правонарушении, а при рассмотрении дел по представлению руководителей других государственных надзорных органов — их уполномоченные представители, неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.
10. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства.
Должностное лицо объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, называет участвующих в его рассмотрении представителей предприятий, государственных надзорных органов, экспертов, других приглашенных лиц. После этого оглашается протокол о правонарушении в области строительства. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются причины и обстоятельства допущенного правонарушения.
При рассмотрении дела о правонарушении, допущенном при выполнении строительно-монтажных работ, должностное лицо устанавливает также степень вины в этом правонарушении подрядчика, заказчика, проектной организации, предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий.
11. Рассмотрев дело об административной ответственности за правонарушение в области строительства, должностное лицо выносит одно из следующих решений:
1) о наложении штрафа;
2) о прекращении дела производством.
В случае принятия решения о наложении штрафа в постановлении указываются его размер и доли от общей суммы штрафа, направляемые в соответствующие бюджеты, на счета органов Госархстройнадзора России и текущий счет внебюджетных средств Госстроя России (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также срок и порядок обжалования принятого постановления.
Постановление по форме согласно приложению #3 подписывается должностным лицом, рассмотревшим дело. При этом должностное лицо может объявить только резолютивную часть постановления.
Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку представителю предприятия, допустившего правонарушение, либо высылается почтой, о чем делается соответствующая запись в деле.
12. В случае вынесения решения о наложении штрафа за нарушение порядка приемки объекта в эксплуатацию орган Госархстройнадзора России, принявший это решение, в 2-недельный срок (если постановление не обжаловано в установленном порядке) направляет сообщение по форме согласно приложению #4 республиканским (республик в составе Российской Федерации), краевым, областным, автономной области, окружным, Московскому городскому комитетам и управлениям статистики.
Если постановление о правонарушении в области строительства предприятием обжаловано, сообщение в адрес указанных органов государственной статистики направляется в недельный срок после принятия решения вышестоящим органом Госархстройнадзора России.
После получения сообщения соответствующий орган государственной статистики принимает решение об исключении объекта из государственной статистической отчетности. При этом акт о приемке объекта считается недействительным и подлежит отмене.
Предприятия, допустившие нарушение порядка приемки объекта в эксплуатацию, обязаны в недельный срок после вступления в силу постановления о правонарушении в области строительства представить в соответствующий орган государственной статистики исправленные формы статистической отчетности со всеми измененными взаимосвязанными показателями, а также внести необходимые корректировки в бухгалтерский учет.
III. Исполнение постановления о правонарушении в области строительства
13. Постановление Госархстройнадзора России, предусматривающее решение о наложении штрафа, является основанием для взыскания штрафа за допущенное правонарушение в области строительства.
Штраф в долях, указанных в постановлении, вносится предприятием в соответствующие бюджеты, на счета органов Госархстройнадзора России и текущий счет внебюджетных средств Госстроя России в 10-дневный срок со дня вынесения постановления. Копии платежных документов в этот же срок представляются соответствующему органу Госархстройнадзора России, принявшему решение о наложении штрафа.
При непредставлении предприятием в 10-дневный срок платежных документов должностное лицо органа Госархстройнадзора России, принявшее решение о наложении штрафа, в 3-дневный срок направляет копию постановления о правонарушении в области строительства в государственную налоговую инспекцию по месту совершения правонарушения для взыскания со счета предприятия в бесспорном порядке.
14. Постановление о правонарушении в области строительства может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий орган Госархстройнадзора России.
При этом вышестоящим органом является:
для городской инспекции — соответственно инспекция республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа;
для инспекции республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга — Главная инспекция Госархстройнадзора России.
Копия жалобы, направляемой в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, в этот же срок представляется предприятием органу Госархстройнадзора России, принявшему решение о наложении штрафа.
Орган Госархстройнадзора России, принявший решение о наложении штрафа, при получении копии жалобы обязан выдать предприятию по его просьбе все материалы по рассматриваемому делу для представления их в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, а также приостановить направление в государственную налоговую инспекцию постановления о правонарушении в области строительства на срок рассмотрения жалобы вышестоящим органом Госархстройнадзора России.
15. Должностное лицо вышестоящего органа Госархстройнадзора России, рассмотрев в месячный срок жалобу предприятия на постановление о правонарушении в области строительства, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
2) отменяет постановление и прекращает дело производством;
3) уменьшает размер штрафа в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановление по форме согласно приложению #5 подписывается должностным лицом, рассмотревшим жалобу. Принятое решение объявляется немедленно.
Копия постановления в течение трех дней направляется органу Госархстройнадзора России, принявшему решение о наложении штрафа, а также вручается под расписку представителю предприятия либо высылается ему почтой, о чем делается соответствующая запись в деле.
Если вышестоящий орган Госархстройнадзора России оставил постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, то постановление о правонарушении в области строительства, вынесенное нижестоящим органом Госархстройнадзора России, представляется им в соответствующую государственную налоговую инспекцию по месту совершения правонарушения для взыскания штрафа со счета предприятия в бесспорном порядке.
При принятии решения об уменьшении размера штрафа основанием для его взыскания является постановление вышестоящего органа Госархстройнадзора России.
16. Государственная налоговая инспекция по району, городу (без районного деления), району в городе в соответствии с действующим порядком:
при получении постановления о правонарушении в области строительства в 5-дневный срок производит взыскание штрафа в доход соответствующих бюджетов, на счета органов Госархстройнадзора России и текущий счет внебюджетных средств Госстроя России в размерах, указанных в постановлении;
по истечении квартала в недельный срок в письменной форме сообщает в городскую (районную) инспекцию Госархстройнадзора России о взысканных за истекший квартал средствах с указанием бюджетов и счетов, на которые они перечислены.
17. Постановление вышестоящего органа Госархстройнадзора России может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
18. Возврат необоснованно взысканных средств производится в установленном порядке государственной налоговой инспекцией из соответствующих бюджетов, со счетов органов Госархстройнадзора России и текущего счета внебюджетных средств Госстроя России на основании решения суда.

К Положению прилагаются образцы оформления документов, фиксирующих факты правонарушений.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Организации, участвующие в процессе строительства (Заказчик, Застройщик, Генеральный подрядчик, Проектировщик):

Является имущественной ответственностью перед лицами чьи интересы, права нарушены в результате действий виновного лица нарушений, заключается в предоставлении материальной (как правило, денежной) компенсации за причиненный вред.

→ Ответственность по договору строительного подряда (Ст.ст. 754-755 Гражданского кодекса РФ)

Лицо, осуществившее строительство по договору строительного подряда (т.е., Генподрядчик) несет имущественную ответственность за качество построенного объекта, в т.ч., за его соответствие оговоренным в договоре характеристикам. Генподрядчик также несет имущественную ответственность за возможность эксплуатации построенного объекта в течение гарантийного срока, а также за выявленные в течение этого срока недостатки объекта (являющиеся результатом допущенных им нарушений) при этом, в случае если установленный гарантийный срок составляет менее 5 лет, то Генподрядчик все равно несет ответственность за недостатки объекта, выявленные в течение 5 лет с момента сдачи объекта.

→ Ответственность по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 761 ГК РФ)

Лицо, выполнившее проектные и изыскательские работы несет имущественную ответственность за качество проектной документации, в т.ч., за недостатки, обнаруженные в ходе строительства и в процессе эксплуатации объекта.

→ Ответственность за вред, причиненный в результате нарушений, допущенных в процессе проектирования, строительства (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ)

Лицо, выполнившее проектные и изыскательские работы, Лицо выполнившее работы по строительству несут имущественную ответственность – обязаны возместить вред, причиненный в результате недостатков соответствующих работ.

При этом, в случае если данные лица отказываются возмещать вред ответственность переходит на соответствующую СРО , куда входит виновное лицо.

В случае же, если и СРО отказывается возместить причиненный вред ответственность переходит на Российскую федерацию или субъект РФ (только при условии что по данному объекту была обязательна государственная экспертиза проектной документации и государственный строительный надзор), соответственно по объектам государственную экспертизу и ГСН на которых осуществляли федеральные органы власти вред возмещает РФ, а по объектам, находившимся в ведении органов власти субъекта РФ вред возмещает субъект РФ.

Ответственность перед государством, заключается в применении к виновному лицу установленных в Кодексе об административных нарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) административных взысканий. Случаи наступления административной ответственности и соответствующие им виды взысканий установлены в КоАП РФ.

→ Ответственность за нарушение требований к качеству строительства (ст. 9.4 КоАП РФ)

Лицо, выполняющее работы по строительству и допустившее нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства несет ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 500 до 1 000 рублей, для должностных лиц - от 5 000 рублей до 10 000 рублей, для ПБОЮЛ от от 5 000 рублей до 10 000 рублей, для юридических лиц - от 30 000 рублей до 100 000 рублей. Кроме того, на ПБОЮЛ и юридическое лицо может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае, если допущенное нарушение затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, сумма штрафа составляет: для граждан от 2 000 рублей до 5 000 рублей, для должностных лиц - от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для ПБОЮЛ - от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 100 000 рублей до 500 000 рублей.

Ответственность за нарушение установленного порядка строительства (ст. 9.5 КоАП РФ)

Согласно ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ лицо, ведущее работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту без соответствующего разрешения несет ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 2 000 рублей до 5 000 рублей; для должностных лиц от 20 000 рублей до 50 000 рублей; для ПБОЮЛ от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей. Кроме того, на ПБОЮЛ и юридическое лицо может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.2 ст.9.5 КоАП РФ лицо, нарушившее сроки направления в органы государственного строительного надзора извещения о начале строительства или неуведомившее органы государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке несет административную ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 500 рублей до 1 000 рублей; для должностных лиц от 10 000 рублей до 30 000 рублей; для ПБОЮЛ от 10 000 рублей до 40 000 рублей; для юридических лиц от 100 000 рублей до 300 000 рублей.

Согласно ч.3 ст.9.5 КоАП РФ лицо продолжившее ведение работ до составления актов об устранении выявленных органом государственного строительного надзора нарушений несет административную ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 2 000 рублей до 5 000 рублей; для должностных лиц - от 10 000 рублей до 30 000 рублей; для ПБОЮЛ от 10 000 рублей до 40 000 рублей, для юридических лиц - от 50 000 рублей до 100 000 рублей. Кроме того, на ПБОЮЛ и юридическое лицо может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность за нарушение требований о наличии допуска СРО (ст. 9.5.1 КоАП РФ)

Лицо, осуществляющее выполнение, требующих допуска СРО работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без соответствующего свидетельства СРО о допуске к данным видам работ несет административную ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 рублей до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность

Еще один вид ответственности перед государством. Наступает при совершении преступлений и заключается в применении к виновному лицу уголовных наказаний. Деяния, являющиеся преступлениями и предусмотренные за них наказания установлены Уголовным кодексом РФ.

→ Нарушение правил техники безопасности и охраны труда (ст. 143 УК РФ)

Лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда, допустившее нарушение данных правил, в результате которого причинен тяжкий вред здоровья человека, подлежит уголовной ответственности, в виде штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

В случае если, нарушение правил техники безопасности и охраны труда повлекло смерть человека, виновный наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Органы государственной власти, обеспечивающие соблюдение градостроительного законодательства (Инспекция ГСН, Управление государственной экспертизы проектной документации).

Специальных норм, устанавливающих ответственность данных органов за нарушения связанные с процессом строительства нет . На должностных лиц данных органов распространяются общие положения законодательства об ответственности за ненадлежащие выполнение должностных обязанностей .

Однако существует гражданско-правовая ответственность государства (РФ, субъекта РФ) за вред, причиненный в результате нарушений допущенных при строительстве объектов (по которым было обязательно осуществление государственного контроля/надзора).

На данный момент по поручению Президента РФ Д.А. Медведева идет разработка изменений в законодательство , согласно которым уплаченные из бюджета на возмещение вреда суммы государство будет взыскивать с виновных должностных лиц.

Органы местного самоуправления.

Гражданско-правовая ответственность

→ Ответственность за нарушения, допущенные в процессе территориального планирования и градостроительного зонирования (ст. 60 ГрК РФ)

Органы местного самоуправления допустившие нарушения при разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий несут имущественную ответственность – обязаны возместить вред причиненный в результате этих нарушений жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

Административно-правовая ответственность

→ Ответственность за нарушения, допущенные при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.4 ст.9.5 КоАП РФ)

Должностное лицо, принявшее решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключения о соответствии, выданного органом государственного строительного надзора несет административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 000 рублей до 50 000 рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАП. СТРОИТЕЛЬСТВА

На данный момент в законодательстве нет четкой регламентации процесса эксплуатации зданий и сооружений. Тем не менее, предусмотрена административно-правовая ответственность для лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (ч.5 ст.9.5 КоАП РФ). Ответственность заключается в наложении штрафа в размере: для граждан от 500 рублей до 1 000 рублей; для должностных лиц от 1 000 рублей до 2 000 рублей; для юридических лиц от 10 000 рублей до 20 000 рублей.

Кроме того, вопросы эксплуатации частично освещаются в Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений. В частности, данный технический регламент (ст. 40) устанавливает необходимость оценки соответствия процесса эксплуатации зданий и сооружений установленным требованиям безопасности в форме эксплуатационного контроля и государственного контроля (надзора) . При этом если эксплуатационный контроль должен вестись лицом, отвечающим за эксплуатацию здания (сооружения), то государственный контроль (надзор) за эксплуатацией должен вестись уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ . Однако, конкретные вопросы подобного надзора , а именно: органы, уполномоченные на его ведение, подведомственность объектов, порядок ведения надзора должны быть дополнительно установлены федеральными законами .

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится (принят в первом чтении 13 мая 2011 года) законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ. Данный законопроект подразумевает регламентацию процесса эксплуатации зданий и сооружений, устанавливает обязательность государственного надзора за эксплуатацией (при этом данная функция передается органам государственного строительного надзора). Кроме того планируется внесение поправок в КоАП РФ, а именно установление дополнительных составов административных правонарушений связанных с процессом эксплуатации зданий и сооружений.