В чем выражается взаимодействие государства и экономики. Соотношение экономики и государства. амортизационную политику - установление норм амортизации, соотношение амортизационного фонда на капитальный ремонт и восстановление и др

Если право воздействует на экономику изнутри, являясь оптимальной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия её функционирования.

Во-первых , государство выполняет фунцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых , оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих , государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивает целостность экономической системы страны(например, государственный бюджет).

В-четвёртых , с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникаяющим в рыночной экономике.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем:

Во-первых , государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю.

Во-вторых , огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик (ни одно предприятие не может обанкротиться, только государство). Государство - организация, которая лишь тратит, ничего не производя.

В-третьих , чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишнем административном заурегулировании экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоение целинных земель... Но теневой стороной подобных «достижений» становится снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека...

Признаки государства.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

Проф. Корельский выделяет 4 основных признака:

1. Территориальная оранизация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип (в догосударственном обществе) организации населения потерял свое значение. На смену - территориальная организация. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распраняется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданых или граждан государства. От негосударсвтенных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распраняет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная(государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном составе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения(государственный аппарат). Олицетворенный в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.

3. Государственный суверенитет. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в её верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее власной силы, которая распраняется на всё население, все партии и общественные организации; б) её прерогативы (государственная власть может отменить всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, тюрьмы).

Самостельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне её выражается в её исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняя их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности праву и формируется демократическое правовое государство.

Сущность государства.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являет власть , ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Теория элит - народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, государственная власть должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория - властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определить действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина - первоисточником и первоносителем власти является народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория - политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляет свою диктатуру, т.е. власть, не ограничивается законом и опирается на силу, на принуждение. Используется этот подход для характеристики различных государств теоретически неверно. Классовый характер - сущностная сторона государства, его основное начало. Но деятельность государства, обусловлена классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия, а достижения общественного компромисса. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал (классового и общесоциального). Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

Сущность государства заключается в том, что оно есть такая форма организации публичной власти в социально-дифференцированном (неоднородном) обществе, которая обеспечивает социальное управление на основе согласования, координации интересов различных групп и слоёв населения. Но его сущность как средства согласия и социального компромисса проявлялась не всегда столь отчётливо и рельефно.

Человеческое общество в ходе своего исторического развития вызвало к жизни два чрезвычайно интересных феномена - государство и рынок. Выступая как порождение разных причин, первоначально воздействуя на разные сферы жизни, с течением времени пути их движения пересекались все чаще, решаемые цели и задачи становились все ближе, а результаты - все зависимее от совместных усилий и действий. И уровень развития современного общества целиком и полностью определяется возможностями координации деятельности государственных и рыночных сил, способностью к сочетанию и взаимодополнению действий друг друга. В то же время несомненен факт - это относительно самостоятельные структуры, располагающие собственными механизмами воздействия на развитие общества, имеющие разные сферы влияния, конкретные функции, цели и задачи.

Государство возникло как продукт развития самого общества на определенной ступени его движения. Его появление означало, что в обществе созрели непримиримые политические, социальные, а потом и экономические противоречия, самостоятельно разрешить которые оно не в силах. Необходима была такая сила, которая бы встала над обществом, усмиряя столкновения борющихся сторон, держа всех в границах определенного порядка. Именно на государство возлагалась функция обеспечения общих условий развития общества, определения "правил игры", используя при этом самые разные методы, вплоть до принуждения и подавления. И сейчас, как отмечает Пол Хейне: "Государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения".

Первоначально роль государства в обществе была довольно скромной, она ограничивалась необходимостью заниматься охраной правопорядка и законности, соблюдением нормативных отношений с другими государствами, организацией национальной обороны и т.п. В области экономики она сводилась к обеспечению финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов. Словом, по образному выражению австрийского экономиста Хайкса, государство должно было выступать в роли "ночного сторожа", не вмешиваясь в экономические процессы. Правда, несмотря на эту отведенную скромную роль, государство во все времена оказывало существенное влияние на экономическую жизнь нации. Законы феодального права охраняли земельную собственность, определяли обязанности крестьян, средневековых цехов и всех остальных по отношению к центральной власти, или "кровавое законодательство" в Англии в ХV веке против экспроприированных крестьян и другие. Складывающаяся экономическая ситуация, сама жизнь во всех ее проявлениях все больше и больше втягивали государство в экономическую сферу, изменяли его традиционные функции, вызывались к жизни новые, для выполнения которых использовались не только властные, но и экономические рычаги и методы. С течением времени, с укреплением и развитием рынка, процессов, требующих вмешательства государства становилось все больше и больше. Речь идет о необходимости поддержания конкуренции для эффективного распределения ограниченных ресурсов, о социальной защите значительной части общества и многих других процессах. И сейчас мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Видимо, именно такое понимание места и роли государства в экономической жизни нации заставило известного экономиста Луиса Малкерна сказать: "По-моему мнению, для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике".

В свою очередь, развитие рынка и рыночной системы так же проходило разные исторические этапы: от периода зарождения простейших форм рыночного обмена, становления рыночной экономики как целостной системы в национально-государственных границах до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм. В этом процессе рынок, как главная организующая сила экономики, ее сердцевина, проявлял свои мощные возможности для саморазвития и саморегулирования. Располагая такими совершенными инструментами как цена, спрос-предложение, конкуренция, рынок двигал экономику по пути наибольшей эффективности, определяя всем субъектам рыночной экономики основные параметры их деятельности: что, как и сколько производить и соблюдать при этом свои частные интересы, диктуя каждому субъекту рациональное экономическое поведение. Однако, по мере становления, развития и совершенствования рыночная система показывала не только свои могучие экономические преимущества, но так же и недостатки, неспособность решать ряд сложнейших социально-экономических проблем. Более того, в своем движении рыночная система стала проявлять определенные тенденции к саморазрушению: порождая монополии уничтожала конкуренцию, устанавливая монопольные цены и контроль над ними снижала объем совокупного спроса, вызывая, тем самым, спад производства и несбалансированность экономики и другие. Словом, эффективное экономическое развитие становилось все более невозможным без внешнего вмешательства, без привлечения направляющей и регулирующей силы государства.

Таким образом, в ходе поступательного движения общества, развивалась и изменялась изначальная сущность, как самого государства, так и рынка и рыночной системы, совершенствовались их традиционные функции, происходило органическое сочетание и тесное переплетение государственных и рыночных сил. Однако, очевидность такого вывода является результатом многовековых споров и дискуссий, в которых высвечивались все новые аспекты этой проблемы, приводились разные подходы к ней, разные доказательства обоснования, доводы. Да и сейчас эти споры не затихли окончательно. Главный вопрос спора - как найти эту меру разумного сочетания рынка и государства, когда вмешательство государства в экономику обеспечивает наибольшую эффективность. При этом трудность заключается в том, что сама эта мера, если она понимается как "единство количества и качества" (Гегель), является подвижной, изменчивой, зависимой от множества факторов: социально-экономических, экологических, региональных, политических и даже национальных. Более того, эта мера может быть разной не только для разных национальных экономик, имеющих разный уровень обобществления и интеграции производства, разную долю государственного сектора в экономике и т.д., но и даже внутри них - разной в разные периоды экономического развития конкретной страны в зависимости от решаемых задач. Все это определяет и видоизменяет не только основные макроэкономические цели, но и функции и государства, и рынка, а так же меры и способы их реализации и обусловливает исключительную сложность государственного регулирования экономики.

В связи с тем, что отношение к участию государства в функционировании рыночной экономики было различным на разных этапах ее становления и развития, с известной долей условности можно выделить пять моделей взаимоотношений государства и экономики, обусловленных конкретным состоянием общества, уровнем развития его производительных сил. Главными представителями классической экономической теории были Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Джон Стюарт Милль и другие. Суть этой модели заключалась в представлении о том, что экономическая система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, а, следовательно, потребитель.

Рыночная система способна саморегулироваться и обеспечить полное и эффективное использование имеющихся ограниченных ресурсов общества. Это осуществляется с помощью таких рычагов рыночного регулирования как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, - с другой. Действуя совместно, эти два механизма регулирования превращают полную занятость и полное использование ограниченных ресурсов в объективную неизбежность. Экономика таким образом способна развиваться "сама по себе", без вмешательства извне. Так, Адам Смит считал, что система цен - это такой механизм, который накладывает строгие правила на участников экономического процесса, определяет то или иное их поведение. Причем это делается автоматически, без центрального руководства или коллективного решения. Именно система цен способна сочетать преследование частного интереса с достижением общественных целей. Эгоистический частный интерес действительно может гармонически сочетаться с интересами общества. Рыночная экономика, не управляемая никакой коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо: он платит те цены, которые с него спрашивают, выбирает то количество товаров, которое нужно ему, исходит из наибольшей своей выгоды. Однако совокупность всех этих действий устанавливает равновесные цены и каждый покупатель подчиняется этим ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, "невидимая рука" рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерений конкретного индивида. Эта же "невидимая рука", рыночный автоматизм способны оптимизировать и распределение остальных ресурсов. Словом, рынок сам способен реализовывать идею "очевидной и простой системы естественной свободы." Отсюда вывод: никакого вмешательства в экономику, ибо это вредно, так как ломается естественный порядок; "пусть идет как идет". Вмешательство государства нежелательно, т.к. это уводит экономику с пути наибольшей эффективности.

Жан-Батист Сэй для того, чтобы раскрыть механизм саморегулирования выдвинул идею: Сам процесс производства товаров и услуг создает доход в точности равный стоимости произведенных товаров. Это значит, что производство автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всех созданных благ и услуг. "Предложение рождает свой собственный спрос" - таков лозунг Сэя, получивший статус Закона Сэя. Общественные пропорции регулируются рыночными механизмами, такими как ставка процента, цена, заработная плата, конкуренция. Отклоняясь вверх и вниз, эти механизмы диктуют соответствующее поведение субъектов рынка и ведут экономику по пути сбалансированного развития и полной занятости. Конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Д.С. Милль делает заключение о том, "что общим практическим принципом должно быть "laissez faire" и любой отход от него, кроме каких-то соображений высшего порядка, является несомненным злом". Поэтому государству отводилась роль "ночного сторожа", главными экономическими функциями которого были охрана собственности и сбор налогов. Идеи классиков, в частности идея Сэя, что производство само создает достаточный для себя спрос, более 100 лет считалась в экономической теории истиной в последней инстанции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Государство и экономика - особенности взаимодействия

Введение

Вопрос о соотношении государства и экономики относится к числу наиболее дискуссионных и сложных.

История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности, неразворотливости и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества вообще.

Если сгруппировать экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, то их можно свести к следующим:

перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций;

перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;

организация производства общественных товаров и услуг.

Справляться с этими задачами правительству помогает большой набор различных экономических механизмов.

Экономические функции современного государства сложились в процессе длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись.

Государственное регулирование - неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики, который обеспечивает управление экономическими процессами в обществе с целью достижения сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики.

Государство и экономика - величины взаимосвязанные и взаимозависимые.

1. Государство и экономика - их взаимоотношение

О том, что определенное вмешательство в экономику - это норма жизни каждого государства, говорилось множество раз, причем представителями разных экономических течений. Исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг. В условиях, когда объем производства упал почти вдвое, замерла международная торговля, миллионы людей оказались безработными, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические полномочия в борьбе с кризисом. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнять мерами государственного регулирования. Западные экономисты обосновывают возникновение и развитие экономических функций государства и, соответственно, самого государства как экономического субъекта двумя причинами:

1) у членов общества всегда существовали общественные потребности социального и экономического плана, которые рынок не способен был удовлетворить;

2) само общество никогда не было однородным, и именно государственные структуры, облеченные властью, призваны были сгладить, примирить, ограничить, подчинить во имя общественного равновесия и блага противоречивые интересы различных классов, групп людей.

Так, например, Дж.С. Милль подчеркивал, что государство, отказываясь от предпринимательства и занимаясь только его регулированием, способствует выполнению только одной из важнейшей задачи - деловому воспитанию народа. У народа, не привыкшего к самостоятельной деятельности во имя общего интереса, писал он, у народа, который обычно ожидает от своего правительства соответствующих указаний и распоряжений по всем вопросам, представляющим общий интерес, способности развиты лишь наполовину, а его образование неполно в одной из главных своих сторон.

Определенный вклад в развитие теории, определяющей пределы государственной «вовлеченности», связывают с именами шведских экономистов К. Викселя и его последователя А. Линдаля. Отталкиваясь от неоклассической теории полезности, они сформулировали условие равновесия между частным и государственным секторами экономики: если общество предпочитает получать больше услуг от государства, тогда оно должно «уплатить» и соответствующую цену в виде налогов.

Активизация экономических функций государства способствовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж.-Ж. Руссо), пришло представление о нем как о «большом акционерном обществе». Такой подход с особой очевидностью проявился по отношению к японской модели хозяйства, что нашло отражение в формуле «Япония - единое АО». С этих позиций открытие новых возможностей и возрастание роли государства непосредственно зависит от удельного веса государственной собственности в совокупном капитале, обусловливается множественностью стоящих перед ним задач по защите внутреннего рынка, связывается с выполнением социальных функций. Активно осуществляя экономические и социально-политические функции, государство в данном случае ведет себя подобно хозяйствующему субъекту, владеющему «контрольным пакетом акций». Оно не только обеспечивает общие условия хозяйствования и направляет развитие хозяйственной системы, но, располагая «контрольным пакетом акций», присваивает через налоговую систему значительную часть вновь созданной стоимости. В свою очередь индивиды и социальные группы, физические и юридические лица, выплачивая налоги и неся другие повинности, приобретают свою долю в «общественном дивиденде» в виде социальных услуг, льгот, трансфертных платежей от государства.

2. Государственное регулирование экономики

2.1 Теоретические аспекты государственного регулирования экономики

экономика государственный правовой

Каждое государство решает проблему государственного регулирования по-разному и только для себя, на основе накопленного опыта с учетом своих обычаев и традиций. Объективная необходимость включения государства в экономический процесс определяется такими факторами как необходимость обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе, обеспечением долговременности интересов населения, поддержанием баланса социально-экономических интересов различных групп населения в стране, обеспечением единства и целостности территориального пространства страны. Современная научная литература определяет цели государственного регулирования как обеспечение: экономического роста, эффективного производства, экономической стабильности, экономической и социальной справедливости. Каждое государство придерживается определенной экономической доктрины, но вне зависимости от этого, никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния. Идеи книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» на долгие годы определили характер механизма государственного вмешательства в экономику. Опираясь на доводы, которые выглядели особенно доказательно потому, что основывались на фактах Великой депрессии (экономический кризис 1929-1933 гг.), Кейнс пришел к выводу о том, что самокорректирующаяся экономика и саморегулируемый рынок - иллюзии и что только государство может помочь избежать стагнации, хаоса, катастрофических спадов производства, а стало быть, и социальных катаклизмов. Главной задачей Дж.М. Кейнса было показать, каким образом инструменты государственного хозяйствования - налоги и расходы, а также денежная система - могут использоваться для стабилизации экономики. Но Кейнсианская концепция получила распространение только в 30-е годы ХХ века, а до этого существовали другие воззрения на экономическую роль государства.

2.2 Обзор позиций различных школ

В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм и неокейнсианство. Меркантилисты считали, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатства страны т контроля. Это воззрение имело место в XVIII веке среди французских экономистов, как то Т. Мен, А. Монкретьен. Они провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Для меркантилистов богатством считалось золото, поэтому в целях его накопления и преувеличения они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Классическая теория вмешательства в экономику основывалась на работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать спорыи делать все то, что индивидуум не в состоянии сделать сам эффективно. А. Смит выдвинул постулат, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, которое в конечном итоге увеличивает благосостояние как его самого, так и всего государства в целом. А главное в этой концепции то, что для всех субъектов хозяйствования должны быть гарантированы основные экономические свободы - свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции, свобода торговли. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на экономическую роль государства. Он говорил, что «…государственная власть не только регулирует внешние эффекты, но уже давно является «встроенным стабилизатором» экономики». Его теорию можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Согласно этой теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. По мнению Кейнса, государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Кейнсенская модель регулирования экономики государством может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста, однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, а кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая монетаристская модель, которая заключается в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Теоретической основой этой концепции послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Они уверены в том, что государство может лишь косвенно влиять на экономику, а главная роль состоит в реализации экономического развития страны по средствам рыночных сил. В основу монетаристского подхода положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен, при этом сторонники монетаристского подхода полагают. Что скорость обращения денег стабильна. Неокейнсианцы - сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Основателем такой теории были Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар, которые выступали за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования. Если рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось три основных подхода к вопросу о роли государства в экономике переходного периода: концепция невмешательства, концепция «ограниченной интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства. Первый своими корнями уходит в теорию классиков политической экономии; второй предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях; третий связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Маркса, В.И. Ленина. В целом замечено, что роль государства в экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран мира.

2.3 Понятия и пределы государственного регулирования экономики

При рассмотрении проблем соотношения государства и экономики важное место занимает проблема механизма государственного воздействия или государственного регулирования экономики. Данная проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Сравнивая между собой механизмы государственного воздействия на экономику различных социальных систем и разных стран, нельзя не видеть их существенного различия. Если, например, в социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций, юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми или вообще неразвитыми рыночными отношениями, в силу объективных и субъективных причин, доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики. Средисубъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. Помимо всего прочего, это неизбежно привело бы к угрожающему самому существованию государственной власти отрыву государства от общества, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации. Разумеется, учитывая интересы различных социальных слоев и групп, интересы правящих кругов и всего общества, государство не может не считаться с тем, что в любом обществе, каким бы развитым или, наоборот, отсталым оно ни было, всегда существовали и существуют как минимум две противоположные друг другу социально-политические тенденции, отражающие определенные общественные настроения и интересы, - это тенденция к непрерывному развитию и совершенствованию, тенденция к сохранению в прежнем состоянии государственного и общественного строя, тенденция к застою. Первую из них обычно называют прогрессивной, иногда - революционной, а вторую - консервативной, реакционной. Органическое сочетание их, максимальный учет отражающихся в данных тенденциях общественных настроений и интересов, создает необходимую устойчивость государственному механизму, порождает определенный социальный баланс. В тех же случаях, когда государство в силу каких-то причин не способно учитывать в равной мере данные тенденции, создавать проводимой им внутренней и внешней политикой необходимый для его нормальной жизнедеятельности социальный баланс, оно неизбежно будет находиться в постоянном кризисном состоянии, постепенно будет терять устойчивость и способность адекватно отвечать на вызовы со стороны окружающей его экономической и социально-политической среды. В числеобъективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо указать на экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики. Характер доминирующих в обществе экономических отношений - это жестко-централизованные, плановые, рыночные, смешанные и др., уровень развития общества, государства, права и экономики, объективно существующие технико-юридические возможности и пределы, существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения и пр.

Заключение

Основным институтом политической структуры общества является государство. Во все времена государство оказывало значительное влияние на развитие общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и выполняло роль «ночного сторожа». К концу XIX века, однако, по мере развития процессов акционирования, монополизации производства и становления несовершенно конкурентного рынка разрастаются инфляционные процессы, безработица, углубляются кризисы перепроизводства. Рынок оказывается не в состоянии преодолеть действие этих факторов и их разрушительные последствия. После кризиса мировой капиталистической системы 1929-1933 гг. государство начинает активно вмешиваться в экономическую жизнь. К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:

1) создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

2) организация денежного обращения;

3) поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

4) управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

5) стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

6) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.

Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное - экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, неразрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема - на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.

Инструменты кредитно-денежной политики: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банков. В период экономического кризиса проводится политика «дешевых денег», когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. В период экономического роста, наоборот, проводится политика «дорогих денег»: повышается уровень процентных ставок, сокращается кредитные ресурсы.

Список используемой литературы

1. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. М., «Дело и сервис», 2002

2. Червонюк В.И. Теория государства и права. М., ИНФРА-М, 2009

3. История экономики. Учебник 2-е изд./ Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. М., ИНФРА-М, 2005

4. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М., «Юрист», 1998

5. Ф. Шамхалов Государство и экономика. Основы взаимодействия. С.-Петербург, Экономика, 2005

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные понятия, особенности и направления развития государства и рыночного механизма в переходный период. Анализ теорий, методов и целей государственного регулирования экономики. Характеристика основных моделей взаимоотношения экономики и государства.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2013

    Направления государственного регулирования экономики, его роль, проблемы, цели и инструменты.Модели взаимоотношения экономики и государства. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования. Общегосударственное планирование.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2008

    Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Антициклическое и антикризисное регулирование экономики. Направления и функции государственного регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика государства. Особенности госрегулирования.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2003

    Теоретические аспекты взаимоотношений государства и экономики Разработка концептуального подхода к формированию механизма государственного регулирования экономики в Республике Казахстан. Прогноз социально-экономического развития Костанайской области.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2015

    Сущность государственного сектора в регулировании экономики. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность. Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве, возможность и необходимость регулирования, его нормативно-правовое обоснование и отражение в законодательстве России. Изменения в формах и методах государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2015

    История эволюции представлений о роли государства в экономике (теория меркантилистов, кейсианская, монетаристская и классическая теория). Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе, обозначение пределов.

Министерство образования Российской Федерации

Управление среднего специального образования

Государственное образовательное учреждение

Северный Международный Университет

По дисциплине: “Внешнеэкономическая деятельность”

Магадан 2002

План

1. Взаимосвязь экономики разных стран. Экономическая интеграция.

2. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Источники и виды информации.

4. Франшиза: понятие, назначение. Производственная, торговая, лицензированная франшиза, их краткая характеристика.

5. Особенности методов международного маркетинга.

1. Взаимосвязь экономики разных стран. Экономическая интеграция.

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйств как результата развития МРТ и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны или группы стран становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

Следует различать интеграционные образования по достигнутому уровню интернационализации производства, которая может носить как формальный , так и реальный характер.

Формальная интернационализация, как и интеграция представляет собой такое международное обобществление производства, на основе которого экономические связи между странами устанавливаются на базе МРТ (Международное разделение труда), не обусловленного соответствующими параметрами развития уровней производства взаимодействующих стан. Международная кооперация производства может развиваться, но ее участники находятся в разных экономических условиях, влияющих на конечные результаты.

Реальная же экономическая интеграция представляет собой такой уровень международного обобществления производства, который предусматривает определенный паритет основных социально-экономических параметров стран-участниц.

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения четырех этапов в становлении и развитии экономической интеграции.

Первый этап – образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами.

На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действия в экономических связях с третьими странами (например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений).

Между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран.

Второй этап – образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала.

На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами государств в него входящих.

Третий этап, представляющий начальную фазу реальной экономической интеграции, - возникновение экономического союза. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, общий рынок.

Четвертый этап – полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран-участниц и всего союза в целом.

Последние два этапа могут включать определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки.

Международная экономическая интеграция рассматривается как трехуровневая модель:

На микроуровне , т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы;

На межгосударственном уровне , когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных процессов.

На надциональном уровне , когда страны-участницы, добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях.

2. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Источники и виды информации.

Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах – важный этап внешнеторговых операций. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий. Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также стандартах качества, научно-технических достижениях. Для того чтобы иметь достаточно полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран. Достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой и экономической прессой, другими источниками средств массовой информации, монографиями по интересующим вопросам, справками банков и кредит-бюро, а также с современными электронными картотеками-терминалами информационных компьютерных сетей. Однако специалисты должны не только уметь пользоваться источниками информации, но и знать где их найти.

В связи с практическими потребностями появилось новое направление анализа конъюнктуры рынка – фирменный анализ , или анализ фирменной структуры рынка, на который планирует выход та или иная организация. Анализ проводят специалисты, которые выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке.

Накопление и распространение такой информации ведутся государственными органами, торговыми палатами, НИИ, учебными институтами, библиотеками, бюро, ассоциациями и союзами, банками, биржами, кредит-бюро, консультационными и информационными фирмами и агентствами, дипломатическими и торговыми представительствами, вычислительными центрами и т.д.

3. Основные и обеспечивающие коммерческие операции, их характеристика. Операции: экспортные, реэкспортные, импортные, реимпортные.

Коммерческие операции (внешнеэкономическими связи) – комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики.

Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях.

Такими функциями являются:

1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;

2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

3. Организация международного денежного обращения.

Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.

Под классификацией внешнеэкономических коммерческих операций следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.

Вид внешнеэкономических коммерческих операций – совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.

Классификационный признака, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.

Структурный признак классификации связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.

Форма связи – способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам относят торговлю, бартер, туризм, инжиринг, франчайзинг, лизинг и др.

Операции.

Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Реимпорт – ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров, работ, услуг и др.

Реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных в нее иностранных товаров.

4. Франшиза: понятие, назначение. Производственная, торговая, лицензированная франшиза, их краткая характеристика.

Франчайзинг (коммерческая концессия) ( англ. Franchise – привилегия, право) – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Международная ассоциация франчайзинга IFA (InternationalFranchiseAssociation) определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью, плюс помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата.

В нашей отечественной литературе франчайзинг обозначают еще терминами: фрэнчайзинг, франшизинг, френчайзинг.

Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает на это определенную компенсацию (доход).

Франчайзер – лицензиар франчайза, который как бы представляет собой головную фирму (т.е. материальную компанию) системы франчайзинга.

Франчайзиат – лицензиат франчайза.

По договору франчайза право деятельности обычно предоставляется для определенной территории и на определенное время.

Таким образом, происходит предоставление крупной “материнской” компанией какой-либо фирме лицензии на производство товаров и другие виды деятельности под фирменной маркой этой компании, на определенной территории и на определенное время.

Преимущества франчайзинга состоит в следующем:

Для франчайзера – это возможность:

Увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;

Увеличить доходы за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;

Снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, т.к. франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда и т.д.);

Расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него.

Для франчайзиата – это возможность:

Стать самостоятельным предпринимателем;

Вести свой бизнес под признанным торговым знаком;

Использования уже ранее испытанных форм предпринимательства;

Обучения и помощи со стороны франчайзера;

Приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;

Финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль.

Франчайзинг имеет и определенные недостатки, которые сдерживают его развитие.

Недостатки франчайзинга состоят в следующем:

Для франчайзера – это:

Сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчайзиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер им непосредственно не руководит;

Возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;

Опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;

Возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора.

Для франчайзиата – это:

Контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;

Опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзиатов;

Опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;

Большие затраты на услуги франчайзера. Например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может намного дешевле.

Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое обслуживание, ремонтные услуги и др.).

5. Особенности методов международного маркетинга.

МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.

Международный информационный обмен – передача и получение информационных продуктов и оказание информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны.

Рассмотрим характерный и самый популярный на сегодня метод исследования международного маркетинга, через сеть Internet. Она дает возможность продавцу:

Прорекламировать свою продукцию и товар как на региональном, так и на международном уровне. При этом реклама может носить не только общий характер, но и быть последовательно детализирована до показа фотографий товара, описания упаковки, условий отгрузки и т.п., причем номенклатура товаров может быть сколь угодно большой;

Оперативно следить за ценовой конъюнктурой рынка;

Организовать систему заказов продаваемого товара как своими торговыми представителями, так и покупателями;

Организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров;

Покупателю:

Найти фирмы, реализующие нужный товар;

Оценить конъюнктуру рынка и выбрать подходящую фирму – продавца нужного товара;

Сделать уточняющие запросы к фирмам-продавцам с помощью электронной почты и получить ответы;

Заказать товар;

Выбрать поставщика транспортных экспедиторских услуг;

Заказать доставку груза;

Осуществлять платежи.

Как продавцы, так и покупатели могут использовать Internet для получения справочной информации различного характера по законодательству, таможенным правилам, условиям платежей, сводок с бирж и др.

В бизнесе при формировании маркетинговой политики и размещении рекламы важно учитывать, на каком сервере будет размещаться реклама. Для этой цели следует искать серверы, специализирующиеся на информации в области бизнеса.

Сервер (от англ. Serve – обслуживание) – представительство фирмы (предприятия) в сети Internet.

Список использованной литературы

1. П. Кругман, М.Обстфельд. “Международная экономика – теория и политика”. Учебник для вузов. Перевод с английского под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. “Внешнеэкономические связи”. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.

3. Стровский Л.Е. “Внешний рынок и предприятие”. – М.: Финансы и статистика, 1993.

4. Авдокушин Е.Ф. “Международные экономические отношения”. Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

5. М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др. “Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность”. Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2000.

ся частью или институтом экономической сферы. Оно принадлежит к политической сфере жизни общества и представляет собой организацию политической власти общества. В этом качестве государство - определенная система институтов политической власти. Опираясь на право и принудительную силу, оно реализует совокупность функций но организации жизни всего общества, защите его интересов и обеспечению безопасности страны. Независимо от этапа развития, форм правления (монархия, республика), форм государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и типа государства, оно призвано поддерживать устойчивую жизнь общества, его жизнедеятельность, защищать интересы страны как единого целого.

Деятельность государства реализуется через разнообразные внутренние и внешние функции, только часть из которых в той или иной степени связаны с экономикой. Функции государства по решению внешнеполитических задач, поддержанию обороноспособности, охране порядка, созданию и развитию культуры и т.д., хотя и требуют затрат экономических ресурсов, по своей сути являются неэкономическими функциями и направлениями деятельности государства.

Одним из основных направлений деятельности государства в любом обществе является выполнение им собственно экономических функций, прямо направленных на создание условий для эффективной деятельности субъектов экономики и национальной экономики в целом, рост благосостояния населения, повышение конкурентоспособности и обеспечение экономической безопасности страны. Эти функции государства связаны непосредственно с экономическими интересами людей (налоговая функция, регулирование трудовых отношений, формирование и использование бюджета и т.п.) и реализуются государством присущим ему способом - через систему государственного управления, включая принятие законодательных актов и контроль за их исполнением, создание и реформирование государственных институтов и т.д. В ходе выполнения своих функций государство реализует цели национальной экономики : обеспечение жизнедеятельности страны и ее населения; обеспечение национальной безопасности, включая экономическую безопасность страны; сохранение единого государства; повышение конкурентоспособности страны и отстаивание ее экономических и политических интересов в мире. В этом качестве оно выступает необходимой составной частью экономических процессов, особым субъектом экономики. Государство присущими ему способами и методами независимо от этапа развития осуществляет организацию деятельности всей страны, направленную на достижение целей государства и национальной экономики, и эффективную деятельность всех субъектов экономики.

Экономическая роль государства в обществе обеспечивается не только экономическими функциями, но и всей совокупностью форм и методов его деятельности, прямо или косвенно затрагивающих деятельность субъектов экономики и их экономические интересы. Она осуществляется через основные направления взаимодействия государства и экономики.

Основные направления взаимодействия государства и экономики. Во-первых, при прямом участии государства и его институтов разрабатываются основные направления стратегии развития национальной экономики и формируется экономический курс страны. Разработка и принятие концепции развития страны и ее конкретизация в соответствующих документах - важнейший этап и направление деятельности государства. При разработке экономического курса опираются как на теоретический анализ содержания и особенности национальной экономической системы, так и на оценку этапа развития страны, существующих внешних и внутренних условий ее дальнейшего прогресса. Это служит в конечном счете основой для разработки не только экономической стратегии и политики государства, но и методов и форм государственного управления экономикой.

Во-вторых, это одно из ключевых направлений экономической деятельности государства - определение форм и содержания его экономической политики. Характер национальной экономической системы в решающей степени определяет совокупность форм экономической политики и приоритеты тех или иных ее форм. В условиях смешанной экономики при определяющей роли рыночных отношений приоритет имеют формы экономической политики, ориентированные на регулирование и взаимодействие с рыночными отношениями. Центральной проблемой при этом является поиск оптимального сочетания роли рынка и государства в обеспечении развития экономики. При определении формы и содержания экономической политики большое значение также имеет соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных задач, которые приходится решать государству на этапах своего развития.

В-третьих, институциональное обеспечение деятельности экономики - направление экономической деятельности государства, которое вытекает из природы организации государственной власти в стране, закрепленной в ее Конституции. Государство само по себе является сложным институциональным организмом. Роль и функции конкретных органов государственной власти в отношении экономики предопределены их статусом в системе органов власти. Правовая база воздействия государства на экономику в Российской Федерации обеспечивается органами законодательной власти. На федеральном уровне в России они представлены Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ. Система федеральных органов исполнительной власти в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств в России осуществляет практическую деятельность: по нормативному правовому регулированию экономики; контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами законов и других нормативных актов; оказанию государственных услуг; управлению государственным имуществом. Эти и ряд других функций, закрепленных в положениях о соответствующих министерствах и ведомствах, создают сложную систему институтов государственной власти, которая, включая органы государственной власти па уровне регионов, а также муниципальное самоуправление, служит институциональному обеспечению экономической роли государства наряду с другими функциями системы органов власти. При этом особо важное значение для экономики имеет правовое оформление экономических решений и распределение экономических правомочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.

В-четвертых, на основе второго и третьего направлений развивается направление определения методов и форм регулирования экономики. Соотношение прямых и косвенных, административных и экономических методов, определение приоритетных методов - важнейшее направление воздействия государства на экономику. Государство через систему методов и их регулирования в краткосрочном периоде получает возможность активно влиять на соотношение спроса и предложения, технические требования к продукции, эффективность внешнеэкономической деятельности и т.д.

Последнее направление - прямое государственное участие в экономической деятельности в различных формах. Это, прежде всего, участие государства в распределении и перераспределении государственного бюджета: за его счет осуществляется государственная закупка товаров и услуг, производятся трансферты, обеспечивается создание общественных благ и т.д. Одной из форм участия государства в экономической деятельности является его участие в собственности акционерных обществ, а также создание при его прямом участии государственных фондов, объединений, институтов развития и т.д. В современных условиях это направление находит выражение в различных формах государственно-частного партнерства.

Направления, по которым реализуется экономическая роль государства, представляют собой в каждой национальной экономике определенную систему, которая в конечном счете связана с типом национальной экономики, этапом ее развития, особенностями политики государства. В широком смысле слова роль современного государства заключается в осуществлении экономической политики. Через нее реализуется экономическая стратегия государства, создаются условия для долгосрочной конкурентоспособности страны, ее безопасности и защиты экономических интересов.

Роль государства в узком смысле сводится к регулированию экономики , т.е. воздействию на экономические процессы с помощью разнообразных инструментов (налоговое, техническое, денежное, внешнеэкономическое и прочие виды регулирования) и методов.

Функции государства в экономике. Через направления реализации роли государства в экономике осуществляются его функции. Возможна различная классификация функций государства в экономике, однако определяющими являются микроэкономические и макроэкономические.

Микроэкономические функции сводятся к поддержке рыночно-конкурентной среды экономики, снижению всевозможных барьеров входа на рынки, ограничению монополизма. Макроэкономические функции призваны обеспечивать макроэкономическую стабильность и экономический рост; совершенствование институционально-организационной и отраслевой структуры экономики с целью ее эффективного функционирования; создание необходимых условий для роста уровня благосостояния граждан и реализации принципов социальной справедливости.

Данные функции должно выполнять государство как в развитых рыночных экономиках, так и в экономиках с развивающимися рынками. Однако степень и формы их реализации различаются. В целом специфика функций государства в условиях трансформации связана с общей слабостью государства, неупорядоченностью его места в экономике, особой остротой социально-экономических проблем, неразвитостью институтов, гражданского общества и правового государства, недостаточным учетом специфики национальной экономики.