Стратегия экономической безопасности. Курсовая работа: Экономическая безопасность экономики Российской Федерации Национальная экономическая безопасность российской федерации

Понятие экономической безопасности. Стратегия обеспечения экономической безопасности. Специфика обеспечения экономической безопасности в регионе. Угрозы экономической безопасности России в начале XXI столетия

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Экономическая безопасность - такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защищенность хозяйственных интересов государства, общества и личности по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Ее формирует совокупность факторов, обеспечивающих суверенность национальной экономики, ее внутреннюю устойчивость, способность к постоянному развитию и обновлению, повышению конкурентоспособности.

Объектами экономической безопасности в Российской Федерации, согласно действующему законодательству, являются: личность; общество; государство; основные элементы экономической системы.

К субъектам экономической безопасности относят государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, граждан, общественные и иные организации и объединения.

Экономическая безопасность предполагает:

  • во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и ее геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития, обеспечивать реализацию ее интересов;
  • во-вторых, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам путем повышения эффективности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.

В последние десятилетия понятие экономической безопасности было дополнено таким важным элементом, как конкурентоспособность национальной экономики в целом и ее ведущих отраслей на мировом рынке.

Экономическая безопасность есть часть национальной безопасности, ее ведущее звено. Кроме того, в каждом из существующих структурных элементов национальной безопасности можно выделить экономический аспект.

Сегодня национальную экономическую безопасность можно рассматривать по отношению к процессам глобализации, международной конкуренции; мировым и внутренним кризисам; к политическому и военному противостоянию с другими государствами и блоками, в том числе вооруженному.

Обеспечение экономической безопасности России является краеугольным камнем при интеграции страны в мировую экономику. Только при наличии четкой соответствующей стратегии она может занять подобающее ей место в мире.

В настоящее время принято говорить о трех важнейших элементах экономической безопасности.

  • 1. Экономическая независимость. В современном мире она не носит абсолютного характера, ибо национальные хозяйственные комплексы большинства стран тесно переплетены друг другом. В этих условиях речь идет о возможности контроля государства над национальными ресурсами, достижения такого уровня эффективности производства и качества продукции, который обеспечивает конкурентоспособность страны на внешних рыках.
  • 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики. Она предполагает создание надежных условий и гарантий собственности и предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (криминальные структуры, серьезные разрывы в распределении доходов, грозящие вызвать социальные потрясения, И Т.Д.).
  • 3. Способность к саморазвитию. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников становятся обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Для построения эффективной системы экономической безопасности необходимо выявление наиболее опасных угроз, их ранжирование, определение проблем, нуждающихся в оперативном устранении или последовательной стратегической нейтрализации.

Под угрозой понимается совокупность факторов и условий, порождающих опасности для устойчивого функционирования национальной экономики или международной экономической системы. Причем следует разграничивать угрозы экономической безопасности и слабости системы. Например, слабостью национальной экономической системы является слабость развития в стране высоких технологий, а угрозой - факторы, способные помешать их развитию.

Систему обеспечения экономической безопасности государства необходимо рассматривать по двум направлениям: подавлять угрозы и ликвидировать слабости, которые и делают экономику открытой для угроз.

При этом важно различать угрозы для стабильности экономической системы и угрозы национальной безопасности в целом, которые носят экономический характер. Это далеко не одно и то же.

С одной стороны, ряд угроз для экономической системы не являются угрозами национальной безопасности. Например, несбалансированное и неоправданно высокое увеличение расходов на экологию будет представлять угрозу экономической стабильности, но не будет являться угрозой национальной безопасности. С другой стороны, некоторые угрозы, имеющие критическое значение для обеспечения национальной безопасности, не являются прямыми угрозами для экономической системы. Так, сокращение расходов на содержание армии для уменьшения дефицита бюджета будет разумной мерой с экономической точки зрения, но в то же время губительной для национальной безопасности государства.

Угрозы национальной экономической безопасности можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся:

  • неэффективная структура народного хозяйства, низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;
  • демографический кризис, сокращение населения, неконтролируемая миграция;
  • излишняя доля наличного денежного оборота, подпитывающего теневую экономику;
  • наличие в экономике значительного числа нежизнеспособных технологически отсталых предприятий;
  • ослабление научно-технического потенциала страны, вывоз (зачастую нелегальный) за ее пределы результатов перспективных НИОКР и конкурентоспособных технологий;
  • высокая степень физического износа основных фондов большинства предприятий;
  • неравномерность социально-экономического развития регионов, поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;
  • высокая затратность, касающаяся практически всех факторов производства - труда, капитала, материалов, энергии;
  • значительная доля теневого сектора экономики, криминализация хозяйственной деятельности, включение ее в сферу влияния транснациональной организованной преступности;
  • отставание прироста разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов от темпов их добычи;
  • неэффективная структура экспорта и импорта, существенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка по ряду товарных позиций;
  • высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое отсутствие «среднего класса» в российском обществе, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, существование очагов высокой локальной концентрации безработицы и прочее, что нарушает социальную стабильность в стране.

К внешним угрозам можно отнести:

  • высокую долговую нагрузку на экономику, созданную за последние годы крупными заимствованиями фирм, где государство имеет значительную долю в капитале (например, Газпром);
  • зависимость страны от импорта технологий и продовольствия;
  • негласную поддержку мировыми державами очагов регионального сепаратизма и национализма, дестабилизирующих социально-экономическую и политическую обстановку в России. Опыт разных стран, в том числе нашей, свидетельствует, что

угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме.

Обеспечение безопасности национальных интересов России в сфере экономики предполагает:

  • 1) способность поддерживать в ближайшее десятилетие рост ВВП выше, чем в среднем по миру;
  • 2) повышение национальной конкурентоспособности, прежде всего в обрабатывающих отраслях, и увеличение в 5-6 раз доли предприятий, функционирующих на основе высоких технологий;
  • 3) устойчивый рост реальных доходов населения, заработной платы, пособий; сокращение в 3-4 раза слоя бедных людей и формирование среднего класса с соответствующим уровнем платежеспособного спроса;
  • 4) эффективную банковскую систему, способную поддерживать достаточный уровень кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП;
  • 5) повышение в структуре экспорта доли продукции обрабатывающих отраслей; сохранение безопасного уровня импорта, особенно продовольствия (не более 25% розничного товарооборота);
  • 6) независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения;
  • 7) сохранение единого экономического пространства;
  • 8) недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.

Обобщая сказанное, можно выделить три важнейших направления гарантии экономической безопасности страны: долгосрочный устойчивый рост ВВП, опережающий по темпам средние мировые,

европейские и азиатские показатели, повышение конкурентоспособности экономики, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян.

Вторая половина 90-х годов XX в. ознаменована возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам национальной безопасности страны. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики обусловило необходимость разработки и утверждения основных понятий в системе национальной безопасности.

Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.

На современном этапе экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.

В период с 1996 года по 2005 год проведены научные исследования и опубликован ряд научных работ, коллективных монографий по этой проблематике Сенчагова В.К., Олейникова Е.А., Грунина О., Гусева Г. и др. Во многих вузах страны введены в учебный процесс и преподаются специальные курсы по национальной безопасности и различным ее аспектам. Актуальность проблематики проблем экономической безопасности нашла свое отражение в работе всероссийских и международных научно-практических конференций.

В работе рассмотрены общие проблемы экономической безопасности России, связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей.


Признаками государства являются :

· наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;

· право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;

· определенная территория, на которую распространяется юрисдикция государства и на которой проживает ее население.

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости .

Существуют следующие виды государственной безопасности :

· геополитическая безопасность;

Геополитическая безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов.

· политическая безопасность;

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность – это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

· военная безопасность;

Военная безопасность – это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

· экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики – главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз .

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

· экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности – это:

· функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

· налоговые и таможенные службы;

· банки, биржи, фонды и страховые компании;

· производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Экономика»

по теме: «Экономическая безопасность Российской Федерации»

Введение

1. Экономическая безопасность как вид государственной безопасности

2. Проблемы экономической безопасности РФ

2.1 Пути интеграции России в мировую экономику

2.2 Виды угроз экономической безопасности России

3 . Пути повышения экономической безопасности РФ

Заключение

Литература

Введение

Вторая половина 90-х годовXX в. ознаменована возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам национальной безопасности страны. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики обусловило необходимость разработки и утверждения основных понятий в системе национальной безопасности.

Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.

На современном этапе экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.

В период с 1996 года по 2005 год проведены научные исследования и опубликован ряд научных работ, коллективных монографий по этой проблематике Сенчагова В.К., Олейникова Е.А., Грунина О., Гусева Г. и др. Во многих вузах страны введены в учебный процесс и преподаются специальные курсы по национальной безопасности и различным ее аспектам. Актуальность проблематики проблем экономической безопасности нашла свое отражение в работе всероссийских и международных научно-практических конференций.

В работе рассмотрены общие проблемы экономической безопасности России, связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей.

1. Экономическая безопасность как вид государственной безопасности

Признаками государства являются 1:

    наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;

    право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;

    определенная территория, на которую распространяется юрисдикция государства и на которой проживает ее население.

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости 2 .

Существуют следующие виды государственной безопасности 3:

    геополитическая безопасность;

Геополитическая безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов.

    политическая безопасность;

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность – это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

    военная безопасность;

Военная безопасность – это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

    экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики – главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз 1 .

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

    экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

    природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности – это:

    функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

    налоговые и таможенные службы;

    банки, биржи, фонды и страховые компании;

    производители и продавцы продукции, работ и услуг;

    общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах  участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

Для понимания сущности угроз экономической безопасности России рассмотрим структуру современного мирового сообщества.

Некоторые ученые делят мировое сообщество на две части 1: привилегированные и примыкающие к ним богатые развитые государства (Кувейт, Арабские Эмираты, Сингапур и некоторые другие) с населением около 1млрд. человек («золотой миллиард») и остальные непривилегированные страны, население которых к 2000 году превысило 5 млрд. человек. В 1994 году на 1 млрд. населения богатых стран приходилось 70% мирового совокупного общественного продукта, а на остальные 4,6 млрд. человек – 30%.

Другие ученые делят страны на три группы: страны «золотого миллиарда», новые индустриальные страны, закрепившиеся на периферии развитого мира (Китай, Индия, большинство «азиатских тигров», часть стран Латинской Америки, бывшие социалистические страны, большинство нефтедобывающих государств), и, наконец, третья группа так называемых «падающих» государств (значительная часть стран Американского континента и Азии, а также бывшего СССР) 1 .

Особенность такого разделения стран в том, что конкуренция между указанными группами государств практически невозможна, «вертикальные» перемещения наверх чрезвычайно затруднены, в то время как конкуренция внутри каждой из групп приобретает все более жесткий характер.Экономическая безопасность России (7)Курсовая работа >> Экономика

Поддержания экономической безопасности Российской Федерации . Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России. 4.1. Оценка экономической безопасности ...

  • Экономическая безопасность Ставропольского края

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    И личность. Субъектами экономической безопасности Российской Федерации являются: функциональные и... экономической безопасности Российской Федерации ”. Указ Президента РФ от 10 января 2000г. № 24 “О концепции национальной безопасности Российской Федерации ...

  • Экономическая безопасность страны сущность, методы оценки, механизм обеспечения

    Курсовая работа >> Экономика

    ... экономической безопасности . Методы оценки и механизмы обеспечения экономической безопасности . 2.1. Классификация угроз экономической безопасности . Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации , на...

  • Экономическая безопасность экономики Российской Федерации

    Курсовая работа >> Экономика

    ... экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)". Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность . В соответствии с Указом Президента Российской Федерации ...

    • ЭКОНОМИКА
    • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    • НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ

    Потребность в безопасности - это главная, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, так и государства и общества. В условиях формирования рыночной экономике сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирования граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

    • Лидеры криптовалют 2018, их влияние на финансовый рынок и реальный сектор экономики
    • Страхование банковских вкладов и его роль в повышении эффективности деятельности коммерческого банка
    • Факторы, оказывающие непосредственное влияние на профессиональное суждение бухгалтера

    Первое упоминание о безопасности было сделано в 28 главе книги Иезекииль Ветхого Завета Библии. В переводе с греческого термин «безопасность» означает «владеть ситуацией». В широком научном смысле под безопасностью понимается защищенность естественно-физиологических, социально-экономических, идеально-духовных и ситуативных потребностей в ресурсах, технологиях, информации и нравственных идеалах, необходимых для жизнедеятельности и развития населения. Особое место среди различных видов безопасности занимает безопасность экономическая. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

    Актуальность проблемы экономической безопасности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII – XVIII вв. Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность.

    Экономическая безопасность - основа национальной безопасности страны.

    Термин "национальная безопасность" впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны.

    Национальная экономическая безопасность - это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.

    В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать "Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации".

    Указ Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)" был подписан 29 апреля 1996 г.

    В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.

    Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

    Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

    Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.

    Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.

    Внешние угрозы - это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами.

    Наиболее опасные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, которые действовали в последние 10 лет:

    1. Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансового кризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%.
    2. Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрд. долл. На текущий момент – федеральный бюджет профицитный и внешнего долга нет.
    3. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиций - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. - д о 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%.
    4. Низкая конкурентоспособность продукции. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импорто замещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2002 г. - 4 3 , в 2003 г.-44%.
    5. Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14.
    6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд долл.

    Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы.

    Несомненно, главным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность любой страны, являются человеческие ресурсы не только в количественном, но и в качественном их выражении. К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах.

    Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая . В результате значительного увеличения импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок.

    Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства

    Развитые страны существенно продвинулись на пути снижения энергоемкости и металлоемкости общественного производства, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей может осуществляться при меньших удельных объемах вовлекаемых в производство ресурсов.

    Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер.

    Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечить население страны продовольствием, а промышленность - необходимым сельскохозяйственным сырьем. Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным.

    В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей , которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Подчеркнем еще раз, что российская экономика все более приобретает топливно-сырьевую направленность, что является негативной тенденцией. В то же время энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста.

    Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

    Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.

    Список литературы

    1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html
    2. Доклад по оценке бедности от 28 июня 2004: Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Регион Европы и Центральной Азии[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.credit-union.ru/files/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf
    3. ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ (ОДОБРЕНА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 Г. N 884):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1996/ch04/akt17487.shtm
    4. Индикаторы науки:2009; Статистический сборник. - М.:ГУ-ВШЭ, 2009 - 352с.
    5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена Правительством РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
    6. Коржов Г.В. "Экономическая безопасность России: внешние связи". М.: «Информдинамо, 1996 г.; стр.9.
    7. Лисичкин В.А. Россия под властью плутократии/ Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. - Алгоритм, 2003 - 290с.
    8. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. - М., 2009-210с.

    Экономическая безопасность -- совокупность качественных характеристик (свойств) состояния и направления развития объекта, обеспечивающих его целостность, управляемость, стабильность сущностных характеристик, сохранность различного рода потенциалов (ресурсов) объекта, а также его рейтинга в окружающем мире при возникновении как внутренних, так и внешних вызовов или угроз экономического характера, а также при воздействии неблагоприятных экономических факторов.

    Термин «национальная безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны.

    Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность.

    Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

    Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

    • - экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;
    • - стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.;
    • - способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

    Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

    Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

    Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.

    Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

    Государственная стратегия экономической безопасности включает:

    • 1)Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;
    • 2)Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;
    • 3)Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

    Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

    Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

    Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

    • 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.
    • 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
    • 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

    Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

    4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

    Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

    Аспекты деятельности, непосредственно, влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности:

    • 1. Разработка, принятие и исполнение законодательных актов, оптимально обеспечивающих сохранение и поддержание этого уровня
    • 2. Контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств
    • 3. Борьба с коррупцией на всех уровнях
    • 4. Инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств
    • 5. Усиление и оптимизация деятельности спецслужб и армии
    • 6. Развитие и оптимизация политической и экономической системы управления государством
    • 7)Глубокий, всесторонний анализ и создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф и максимально эффективного устранения возможных последствий.

    Контрольные тестовые задания

    • 1. Социально-экономическими угрозами деятельности фирмы являются:
    • 1)конфликты в коллективе;
    • 2)противоправная деятельность органов исполнительной власти, правоохранительных и контролирующих органов;
    • 3)деятельность органов законодательной и исполнительной власти, приводящая к крупным экономическим потерям;
    • 4)угрозы техногенного характера.

    Основной угрозой для деятельности фирмы являются конфликты в коллективе, так как это приводит к снижению производительности, работоспособности, к увеличению враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.

    • 2. Государственным приоритетом в стратегии экономической безопасности Российской Федерации (в реальном секторе экономики является):
    • 1) обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;
    • 2) повышение эффективности использования природных ресурсов;
    • 3) улучшение использования имеющихся производственных мощностей;
    • 4) рост производства при сохранении имеющейся промышленной структуры.

    Обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

    Среди разработок по данному вопросу, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить "Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации", одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

    Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

    • 3. К критериям экономической безопасности относят такие параметры, как:
    • 1) ресурсный потенциал страны;
    • 2) уровень и качество жизни;
    • 3) конкурентоспособность экономики;
    • 4) целостность территории.

    Критерии экономической безопасности характеризуют качественную плоскость, на основе которой формируется противодействие опасности. Например, способность экономической системы противостоять опасности определяется такими критериями, как обеспеченность ресурсами, технологиями, организацией и уровнем развития производства, финансов, менеджмента, маркетинга, юридической и охранной служб и другое. Таким образом, критерий экономической безопасности - это признак, на основании которого определяется состояние и способность экономической системы противостоять проявлениям опасности.

    Практическое задание

    техногенный экономический угроза внешний

    «Вы летите в самолете. Происходит его захват террористами. Ваши действия»

    Несмотря на серьезные меры безопасности и контроля, террористам удается проникнуть на самолет. Если вы оказались в захваченном самолете, постарайтесь соблюдать следующие правила:

    • 1. Выполняйте инструкции членов экипажа. Члены экипажа прошли специальную подготовку по выполнению своих обязанностей в чрезвычайной обстановке. Не предпринимайте самостоятельных действий, если необходимость в них не будет вызвана крайними причинами. Прежде чем предпринять какие-либо действия, подумайте. Спокойный, уравновешенный, трезвомыслящий человек успокоит других пассажиров.
    • 2. Не привлекайте к себе внимания какими-либо действиями. Это наиболее важное правило выживания в случае угона самолета. Не устанавливайте визуального контакта с террористами. Не жалуйтесь. Сделайтесь незаметным. Примите нейтральную позу; не показывайте своего страха или гнева без необходимости.
    • 3. Не задавайте вопросов. Вы не только обратите на себя внимание, но и разозлите террористов.
    • 4. Будьте готовы к худшему. Во многих случаях террористы проявляют жестокость и грубость. Не пытайтесь урезонить их. Никогда недооценивайте их порочность. Если им хватило безрассудства захватить самолет, они способны к непредсказуемым действиям, на любую провокацию. Они будут нервничать, потому что только несколько террористов предпринимали попытку захвата самолета ранее. Им потребуется время, чтобы привыкнуть к этой обстановке. Не предпринимайте никаких действий, которые бы заставили их действовать бездумно по причине страха или гнева. Кроме этого, они могут попытаться подвергнуть вас или других пассажиров унижению. Воспринимайте их оскорбления без жалоб. Если вы настроите их против себя, позже они с вами рассчитаются.
    • 5. Держите в памяти все происходящее на борту самолета. В случае вашего освобождения или побега вы можете быть опрошены властями для получения ими ценной информации.
    • 6. Будьте готовы к возможной попытке освобождения самолета. Если вы услышите шум за бортом, не подавайте вида, что вы смотрите в окно или в сторону этих звуков. Пригнитесь в своем кресле и приготовьтесь прикрыть голову или защитить своих детей.
    • 7. Как только попытка освобождения самолета началась, ни во что не вмешивайтесь. Считайте, что сотрудники службы безопасности - это профессионалы, и они знают, что делают. Просто выполняйте их указания. Чтобы не случилось, не подбирайте брошенное оружие. Ваши спасители могут убить любого человека, у которого в руках оказалось оружие.
    • 8. Будьте осторожны.