Статья 255 федерального закона об обязательном страховании. Новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Субъектов обязательного социального страхования на случай

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

  • проверено сегодня
  • закон от 08.07.2018
  • вступила в силу 01.01.2007

Ст. 14 Закон о социальном страховании 255-ФЗ в последней действующей редакции от 1 января 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2013 30.12.2012 01.01.2011 01.01.2010 01.01.2007

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчёта среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  • 1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • 2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определённый в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьёй 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.


Законодательство РФ в числе социальных льгот особо выделяет гарантию всем физическим лицам, за которых работодателем уплачиваются обязательные страховые суммы, а также компенсационные выплаты беременным женщинам и лицам, ухаживающим за ребенком до достижения им определенного возраста. Все эти выплаты по большей части осуществляются именно за счет средств, которые перечисляет работодатель за каждого из своих работников.

Все вышеуказанные аспекты рассматриваются непосредственно в ФЗ 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее называется – Закон).

Основные положения

Данный Закон был принят 29.12.2006 года, заменив ранее действующий ФЗ 16.07.1999 года «Об основах обязательного социального страхования».

В новом Законе были введены новые правила расчета больничных и пособий в связи с наступлением беременности и родами. В частности изменения коснулись . По новому законодательству в расчетный период теперь входит не один предыдущий год, а два.

Новый Закон подробно расписывает следующие вопросы :

Рассматриваемые вопросы

Условно, в тексте Закона можно выделить три основных направления :

  1. Общие случаи, когда наступает временная нетрудоспособность;
  2. Выплаты по беременности и родам;
  3. Выплаты при осуществлении ухода за ребенком еще не достигшим полуторагодовалого возраста.

Также устанавливается размер страховых отчислений за каждого работника и порядок их перечисления в Фонд соцстраха.

Уплата страховых взносов

Закон обязывает всех работодателей выплачивать страховые взносы за своих работников в органы социального страхования. Их размер установлен в процентном соотношении от получаемой сотрудником заработной платы. В настоящий момент он равняется 2,9% .

Эти взносы перечисляются ежемесячно после того, как будет начислена заработная плата.

Именно из этих денежных перечислений и происходит оплата пособий, за исключением первых 3 дней обычного больничного (его работодатель выплачивает за свой счет).

Все пособия работодатель начисляет, а затем выплачивает из своих собственных средств, и лишь затем ФСС возмещает ему истраченные средства путем перечисления денежных сумм.

Временная нетрудоспособность

В законе этому вопросу посвящена глава 2, статьи с 5 по 9.

В них раскрываются следующие вопросы :

Право на пособие будут иметь, все граждане, за которых происходит начисление и перевод страховых сумм в Фонд социального страхования , а также в некоторых случаях выплаты будут осуществляться лицам, которые будут ухаживать , в частности .

Нетрудоспособностью считается любое заболевание или травма, которые препятствуют работнику выполнять свои служебные обязанности. Она может быть установлена только медицинским учреждением, которое выдает листок нетрудоспособности, где будет указана причина и срок.

Листок нетрудоспособности имеет унифицированную форму и является бланком строгой отчетности. В Законе установлены четкие правила, как заполнять данный документ. Заполняют его работники медучреждения и работники организации, куда он предоставляется для оплаты. Фонд социального страхования проводит периодически проверки, в ходе которых проверяется правильность заполнения и начисления пособий. В случае, когда при заполнении бланка листка нетрудоспособности будут допущены грубые ошибки, такой бланк соцстрах может и не принять к оплате, соответственно выплаченный больничный работодателю не компенсируется.

Величина оплаты зависит от количества лет работника и составляет следующие процентные отношения от среднего заработка:

  • 60% – при стаже до 5 лет;
  • 80% – при стаже 5 – 8 лет;
  • 100% – при стаже больше 8 лет.

Это что касается обычных ситуаций, когда лицо, получившее листок, лично находится на больничном. В случае, когда больничный выдается для ухода за детьми или другими членами семьи оплата производиться в размере 60%, независимо от наличия стажа.

Выплаты проводятся следующим образом:

  • работник предоставляет больничный работодателю;
  • осуществляется начисление;
  • выплата пособия производятся в ближайшую заработную плату.

Несмотря на то, что пособие начисляется только тем, за кого уплачиваются страховые взносы, 3 дня больничного листа работодатель оплачивает за свой счет, а остальную сумму ФСС ему возмещает.

Беременность и роды

Данному вопросу посвящена глава 3, она регулирует размер и сроки выплаты пособия.

Женщине на этот период также выдается больничный лист, который имеет строго установленную продолжительность . Она составляет:

Поскольку беременности и роды оформляются больничным листом, то алгоритм его оплаты и начисления схож с обычным больничным, но с некоторыми исключениями:

  • этот больничный оплачивается в полном размере, то есть 100%, независимо от стажа женщины, его получившей;
  • имеет минимальный и максимальный размер, который ограничен Законом. Этот размер изменяется практически ежегодно и зависит от изменения .

Выдается больничный лист по данному основанию за 70 либо за 84 дня до примерно установленной в консультации даты родов.

Уход за ребенком

Согласно Закону каждый, кто непосредственно осуществляет уход за маленьким ребенком, может получать ежемесячные пособия , до момента исполнения вышеуказанному ребенку 1,5 лет.

Данный вид компенсаций начинают выплачивать только после того, как закончится отпуск, данный в связи с беременностью и родами.

Если у женщины одновременно возникло право для получения обоих видов пособий, то она может выбрать только одно из них, два сразу она получить не сможет. Такая ситуация может возникнуть, когда спустя короткий срок после первых родов.

Принцип расчета пособия тот же, что и при начислении больничного, но выплачивается не полностью вся сумма, а частями каждый месяц и не в полном объеме, а только 40% на одного ребенка. Соответственно если детей 2, то размер пособия будет составлять 80%, в случае если одновременно родилось трое детей, то пособие будет выплачиваться в 100% размере.

Пособие выплачивается работодателем. А затем возмещается соцстрахом.

Методы начисления пособий, сроки выплат

Все пособия исчисляются исходя из средней заработной платы , которая определяется как сумма дохода, за два календарных года, которые предшествуют тому, когда производится начисление пособия, деленное на количество дней в этих годах, то есть 730 или 731.

Таким образом, высчитывается средняя заработная плата за день, затем полученная сумма умножается либо на количество дней больничного, либо на 30,4, то есть среднее количество дней в месяце. Затем от полученной суммы высчитывается необходимый процент.

Выплата пособий производится в следующие сроки :

В случаях беременности и материнства Закон разрешает замену расчетных периодов , при условии, что в этом случае сумма пособия будет больше.

В частности разрешается убирать из расчета те периоды, в которые у женщины был отпуск в связи с беременностью и родами либо с уходом за ребенком. А также если ее заплата в предшествующие годы была выше.

Если лицо, которому будет выплачиваться пособие, трудоустроено сразу у двух работодателей , то начислять пособие будет только один из них, по выбору работника, и зарплата в расчет будет взята только та, которая начислена у этого работодателя. Чтобы включить в расчет всю зарплату, начисленную у всех работодателей, с одного места придется уволиться.

Последние изменения

Основные изменения в 2019 году :

Государственные пособия на детей с 1 февраля 2019 года будут проиндексированы на коэффициент инфляции, что приведет к повышению на 4,3%.

В связи с повышением МРОТ с 1 января 2019 г. до 11 280 рублей проиндексированы минимальные и максимальные значения выплат по обязательному социальному страхованию, в том числе, пособие по беременности и родам и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

С 2019 года средний дневной заработок не может выходить за крайние границы 370,85 рублей и 2150,69 рублей (минимальное и максимальное значение). То есть при обычной беременности, за 140 дней размер выплаты должен быть не меньше 51919 рублей и не больше 301095,2 рублей.

При преждевременной беременности отпуск по БиР длится 156 дней, соответственно минимум увеличится до 57852,6 рублей, максимум - до 335506,08 рублей.

При многоплодной беременности отпуск по БиР продлевается до 194 дней, за этот период пособие предоставляется в диапазоне 417231,92 рублей — 71944,9 рублей.

О правилах расчета пособия по нетрудоспособности рассказано в следующем видеосюжете:

В нашу редакцию поступило множество писем по вопросу порядка исчисления пособия по беременности и родам в ситуации, когда сотрудница воспользовалась правом замены календарного года в расчетном периоде. В связи с этим предлагаем вашему вниманию разъяснения по данному вопросу с учетом официальных позиций Минтруда и ФСС.

Основными документами, регулирующими порядок начисления и выплаты пособия по беременности и родам, являются Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»(далее - Закон № 255‑ФЗ) и Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375(далее - Положение № 375).

По общему правилу пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ ). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом № 212‑ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ ).

Однако в отношении пособия по беременности и родам законодательством предусмотрены некоторые особенности. В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ и п. 11 Положения № 375 установлено следующее: в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что согласно ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 этой статьи, на число календарных дней в данном периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  1. на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  2. на период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом № 212‑ФЗ не начислялись.
Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную согласно Закону № 212‑ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС. Если назначение и выплата застрахованному лицу пособия по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ , средний заработок, исходя из которого исчисляется указанное пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей данную предельную величину, при исчислении такого пособия каждым из этих страхователей (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ ).

Согласно ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, определенный в соответствии с ч. 3.1 указанной статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Законом № 212‑ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

Из совокупности положений ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не совсем ясно, какую предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС необходимо брать для определения максимального размера пособия в случае, когда женщина воспользовалась правом на замену календарных дней при расчете пособия по беременности и родам. В настоящее время есть разъяснения сотрудников ФСС и Минтруда, которые являются противоположными. Рассмотрим их мнения на примере.

Пример.

Сотрудница организации ушла в отпуск по беременности и родам с 14.02.2014. В течение двух предыдущих лет у нее был отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Она написала заявление о замене календарных лет, то есть для расчета пособия по беременности и родам нужно взять не 2013 и 2012, а 2013 и 2011 годы. Какой в таком случае будет максимальный среднедневной заработок:

  1. 1 479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.);
  2. 1 412,33 руб. ((463 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.)?
Позиция сотрудников ФСС . Из положений ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ следует, что работница может рассчитывать на замену календарных лет для расчета пособия по беременности и родам, если это приведет к увеличению размера пособия, то есть можно взять для расчета 2011 и 2013 годы. При этом согласно ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную согласно Закону № 212‑ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, а именно:
  • в 2011 году - 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 933 );
  • в 2012 году - 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 );
  • в 2013 году - 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276 );
  • в 2014 году - 624 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 ).
При этом средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Законом № 212‑ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ ).

Таким образом, в рассматриваемом случае максимальный среднедневной заработок, исходя из которого будет исчислено пособие по беременности и родам, составит 1 412,33 руб. ((463 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.).

Позиция сотрудников Минтруда. Она изложена в Письме от 23.09.2013 № 17-1/1560 , которое является ответом на частный запрос. В этом письме чиновники, сославшись на те же положения Закона № 255‑ФЗ , сделали вывод, что средний дневной заработок, рассчитанный за 2011 и 2013 годы, не должен превышать величину, равную 1 479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.), рассчитанную исходя из суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, установленных на 2012 и 2013 годы.

В заключение отметим, что согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 212‑ФЗ ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом № 255‑ФЗ . Что касается Минтруда, то согласно п. 1 и2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации , утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 , Минтруд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), а также осуществляет координацию и контроль деятельности ФСС. В связи с тем, что позиции указанных органов по вопросу определения максимального размера пособия в случае, когда женщина воспользовалась правом на замену календарных дней при расчете пособия по беременности и родам, противоположные, рекомендуем вам обращаться в территориальный орган ФСС, так как именно он осуществляет контроль за правильностью выплаты страхового обеспечения в соответствии с Законом № 255‑ФЗ .

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Данная позиция была изложена в № 5, 2014.

Е. Л. Джабазян, главный редактор

Поправки, внесенные Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ, изменили правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В представленном материале мы ответили на основные вопросы, связанные с выплатой пособий.

Как рассчитываются пособия в 2011 году?

Изменения, внесенные Федеральным законом № 343-ФЗ , затронули порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом изменились:

– расчетный период, за который учитывается заработок застрахованного лица при исчислении пособий;

– порядок определения среднего заработка для исчисления пособий;

– процедуры расчета пособий.

Определение расчетного периода. Так, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Федеральным законом № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Исчисление среднего заработка. Согласно ч. 2 ст. 14 в новой редакции с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены в ФСС (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС). При этом указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, – за период до 1 января 2011 года предельная величина базы – 415 000 руб. за каждый календарный год (ст. 2 Федерального закона № 343-ФЗ ).

Следует отметить, что с 2011 года отменена норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов на 365 (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком – норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов на 12).

Средний дневной заработок застрахованного лица определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) . То есть число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается , с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий.

Процедура расчета пособий . Для наглядности приведем алгоритм начисления пособий до и после вступления в силу поправок, внесенных Федеральным законом № 343-ФЗ .

Порядок расчета пособий
в 2010 году

Порядок расчета пособий
в 2011 году

1. Определение среднего заработка

Средний заработок рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя , предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком

Средний заработок рассчитывается за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей)

2. Определение среднедневного заработка

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы общего заработка на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка на 730

Определяем средний заработок исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов (415 000 руб. / 365)

Сопоставляем средний заработок, рассчитанный исходя из фактической зарплаты и предельной величины базы. Показатель с меньшим значением используется для определения размера дневного пособия

3. Определение размера дневного пособия

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7 и 11 Федерального закона № 255-ФЗ

4. Определение размера пособия

Размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам

К кому обращаться за пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком?
Федеральным законом № 343-ФЗ изменен подход к определению страхователя, назначающе-го и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях.

1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:

– пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);

– ежемесячное назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованно-го лица.

3. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:

– либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;

– либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Для удобства представим все варианты назначения и выплаты пособий застрахованным лицам в таблице.

Вариант

Основание

Часть 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ

Часть 2.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ

Часть 2.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ

Какие пособия?

Пособие по временной нетрудоспособности,

пособие по беременности и родам,

ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Пособие по временной нетрудоспособности,

пособие по беременности и родам

Где производится выплата?

По каждому месту работы (службы, иной деятельности)

По одному месту работы (службы, иной деятельности)

Либо по каждому месту работы (службы, иной деятельности), либо по одному месту работы

От каких условий зависит выбор варианта?

На момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, у которых было занято и в двух предшествующих календарных годах

На момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других работодателей (другого работодателя)

На момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих же, так и у других работодателей (другого работодателя)

Потапов Д. М. работает в ООО «Организация А» и по совместительству в ООО «Организа-ция Б». 7 февраля 2011 г. он представил в ООО «Организация А» листок нетрудоспособности с 27.01.2011 по 04.02.2011. Страховой стаж Потапова Д. М. – 3 г. 8 мес., и ему положено пособие в размере 60%. Имеется следующая информация о доходах за два года, предшествующих наступлению нетрудоспособности.

В соответствии с нормой ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ Потапов Д. М. обратил-ся за пособием по каждому месту работы.

Расчет пособия в организации А:

– средний дневной заработок – 684,93 руб. ((210 000 + 290 000) руб. / 730);

– дневное пособие – 410,96 руб. (684,93 руб. х 60%);

– сумма пособия – 7 388,64 руб. (410,96 руб. х 9 дн.).

Расчет пособия в организации Б:

– средний дневной заработок – 321,92 руб. ((95 000 + 140 000) руб. / 730);

– дневное пособие – 193,15 руб. (321,92 руб. х 60%);

– сумма пособия – 1 738,35 руб.

Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности). При этом средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС на соответствующий календарный год, каждым страхователем (на 2009 и 2010 годы – 415 000 руб. на каждый указанный календарный год) (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Изменим и дополним условия примера 1. По выбору работника пособие назначает и выпла-чивает ООО «Организация А». Предположим, что в 2009 г. Потапов Д. М. работал также в ООО «Организация В», при этом информация о его доходах следующая.

В средний заработок необходимо включить:

– за 2009 год – 305 000 руб. (210 000 + 95 000);

– за 2010 год – 415 000 руб. (415 000 руб. < 430 000 руб. (290 000 + 140 000)).

Сначала определим средний дневной заработок. Он составит 986,30 руб. ((305 000 + 415 000) руб. / 730).

В каких случаях исчисление пособия производится исходя из минимального размера оплаты труда?

Статья 14 Федерального закона № 255-ФЗ дополнена ч. 1.1 (пп. «б» п. 9 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ) . Данной частью предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, в следующих ситуациях:

– если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;

– если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Следует отметить, что во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ МРОТ применяется без учета районного коэффициента.

Сколько дней нетрудоспособности оплачивается за счет средств работодателя?

В 2010 году страхователь оплачивал за счет своих средств только первые два дня временной нетрудоспособности. Теперь нагрузка на страхователей увеличилась – оплачивать придется первые три дня больничного. Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ . Согласно новой редакции данного пункта пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона ) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Напомним, что застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ , выплата пособий производится за счет средств бюджета ФСС с 1-го дня временной нетрудоспособности.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя осуществляется в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ , а именно при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения.

Какими нормами закона следует руководствоваться в переходный период?

Федеральным законом № 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Федерального закона № 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в 2010 году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Федерального закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года (ст. 3 Федерального закона № 343-ФЗ ).

На что обратить внимание при выплате пособия по временной нетрудоспособности за период простоя?

Пунктом 6 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ были внесены изменения в ст. 7 «Размер пособия по временной нетрудоспособности» Федерального закона № 255-ФЗ . В частности, в новой редакции была изложена ч. 7 данной статьи . По новым правилам в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.

Кроме того, ч. 1 ст. 9 «Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности» Федерального закона № 255-ФЗ дополнена п. 5 (п. 7 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ) . В соответствии с вновь введенной нормой пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона .

Что включено в перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий?

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ (до внесения изменений Федеральным законом № 343-ФЗ ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо должно было представить работодателю листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией.

Подпунктом «в» п. 8 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ названная часть Федерального закона № 255-ФЗ изложена в новой редакции. Теперь в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, дополнительно необходимо представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей).

Кроме того, в случаях, указанных в ч. 2.1 и 2.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ , застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются (ч. 5.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ ).

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, исходя из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Подпунктом «д» п. 8 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ второе предложение ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ изложено в следующей редакции: для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.

Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, исходя из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке (ч. 7.1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Согласно ч. 7.2 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган ПФ РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФ РФ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Страхователи и застрахованные лица: какие дополнительные права, обязанности и ответственность установлены для них Федеральным законом № 255-ФЗ?

С 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ ). Форма и порядок выдачи указанной справки должны быть утверждены Минздравсоцразвития.
За достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность (ст. 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ).

За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы ФСС в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (п. 4 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития.

В свою очередь, застрахованное лицо вправе получить от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 255-ФЗ) . Для застрахованных лиц предусмотрена ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, исходя из которого ис-числяются указанные пособия (ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ).

В заключение отметим, что в согласно п. 5 Приказа ФСС РФ от 14.12.2010 № 269 «Об организации работы по реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» управляющие региональными отделениями ФСС должны провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм, установленных федеральным законо-дательством, регулирующих порядок исчисления и выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить проведение разъяснительной работы в связи с реализацией Федерального закона № 343-ФЗ. В частности, ФСС было издано Письмо от 14.12.2010 № 02 03 17/05-13765 , в котором чиновники ведомства перечислили основные изменения, вступающие в силу в новом году. К сожалению, дополнительные пояснения и комментарии к закону в названном письме приведены не были.

Глава 1. Общие положения

Статья 1.3.

Страховые риски и страховые случаи

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 11.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона

Вернуться

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

6. Утратила силу.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 07.03.2018) Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

Государственной Думой

Советом Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи

Статья 1.4. Виды страхового обеспечения

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей

Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду

Глава 1.1. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.1. Права и обязанности страхователей

Статья 4.2. Права и обязанности страховщика

Статья 4.3. Права и обязанности застрахованных лиц

Глава 1.2. Особенности уплаты страховых взносов

Статья 4.4. Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов

Статья 4.5. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Статья 4.7. Проведение страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4.8. Учет и отчетность страхователей

Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности

Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности

Статья 8. Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности

Статья 9. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности

Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам

Статья 11. Размер пособия по беременности и родам

Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 11.1. Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 11.2.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 4. Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 16. Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 17. Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа

Статья 18. Применение настоящего Федерального закона к страховым случаям, наступившим до дня и после дня вступления его в силу

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона