Характеристика внебюджетной формы организации финансов общественного сектора. Финансирование и производство товаров и услуг в общественном секторе. Понятие, структура и механизм организации общественного сектора

В докладе рассматриваются место и роль финансов как экономической категории и общественных финансов как важнейшего института финансовой системы в общественном воспроизводстве. Раскрывается органическая взаимосвязь общественных финансов с общественным сектором экономики. Показано что выделение общественных финансов из финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечивать функционирование экономики общественного сектора и поддерживать...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Нешитой А.С.

к.э.н., профессор

Институт экономики РАН (г. Москва, Россия)

Общественный сектор экономики и финансы

Аннотация

В докладе рассматриваются место и роль финансов, как экономической категории и общественных финансов, как важнейшего института финансовой системы в общественном воспроизводстве. Раскрывается органическая взаимосвязь общественных финансов с общественным сектором экономики. Показано, что выделение общественных финансов из финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечивать функционирование экономики общественного сектора и поддерживать смешанный сектор экономики с целью предоставления общественных благ.

Ключевые слова: финансы, финансовая система, общественные финансы, общественный сектор экономики, общественные блага.

JEL: H800, H400, G200.

В связи с финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг. широко развернулись экономические исследования, связанные с его преодолением, с модернизацией экономики, переходом на инновационный путь развития, о стратегическом планировании и т.п. Заслуживают внимания и исследования о месте и роли финансов в этих процессах.

Однако, большинство исследований страдают, на наш взгляд, локальным подходом к той или иной проблеме, в частности, рассматриваются многие темы, связанные с экономической политикой, в отрыве от системы воспроизводства. В научных исследованиях, по сути, остаётся невостребованной теория общественного воспроизводства, нередко циклы воспроизводства отождествляются с циклами самого кризиса 1 .

В исследованиях последних лет, в частности, финансовых отношений, основное внимание, на наш взгляд, уделяется таким локальным проблемам, как инфляции, кредитной и бюджетной политике, денежному обращению, государственным и муниципальным финансам, а в последнее время – общественным финансам в отрыве от реального сектора экономики. В учебной и научной литературе нередко встречается разнообразие в толковании понятий «финансовая система», «государственные финансы», «общественные финансы», «их роль в системе финансовых отношений и общественном воспроизводстве».

В настоящей статье в связи с этим поставлена задача попытаться преодолеть некоторые, на наш взгляд, из указанных недостатков в исследовании проблемы финансовых отношений – рассмотреть место и роль общественных финансов в финансовой системе РФ, выступающей составной общественной формой воспроизводственного процесса общественного сектора экономики.

Финансы в системе общественного воспроизводства

В структуре рыночных отношений и механизме их регулирования со стороны государства одно из важнейших мест принадлежит финансам. Они как неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной экономической политики. Устойчивое и эффективное функционирование финансов теснейшим образом связано с экономическим развитием страны и благосостоянием каждого человека. Размеры прибыли и её распределение, налоговые платежи и их гибкость, страховые взносы во внебюджетные социальные фонды, внесение средств в благотворительные фонды и многие другие операции, связанные с движением денежных средств, относятся к финансовым, способствующим экономическому и социальному развитию общества.

Финансы, как экономическая категория, выражают реальные (объективные) существующие в обществе производственные (экономические) отношения специфического общественного назначения. Специфика, своеобразие этих отношений заключается, прежде всего, в том, что они всегда осуществляются в денежной форме. Деньги обязательное условие существования финансов.

Во-вторых, они носят распределительный и перераспределительный характер.

В ходе общественного воспроизводства при движении стоимости по его стадиям происходит её распределение по целевому назначению и экономическим субъектам, каждый из которых получает свою долю в произведенном продукте.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов, обязательно сопровождающееся движением денежных средств, принимают специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счёт различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений, позволяет выделить финансы из общей совокупности экономических категорий, участвующих в стоимостном распределении общественного продукта (цены, зарплата, кредит и др.). Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических систем, где бы они не функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, меняются в зависимости от изменения социальной природы общества.

Финансы, как неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, одинаково необходимы на всех уровнях хозяйствования: на государственном, на уровне экономических субъектов, межсубъектных отношений. Без них невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать общественную, отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Наличие разных общественных потребностей у субъектов хозяйствования и государства в целом приводит к возникновению разнообразных видов финансовых связей. Отличаясь друг от друга, они одновременно характеризуют и общими чертами, позволяющими классифицировать финансовые отношения, выделяя относительно обособленные группы. Их классификацию можно осуществить по-разному, но научно-обоснованной признаётся лишь та классификация, которая строится в соответствии с объективными критериями.

Финансовые отношения, как отмечалось, по природе своей являются распределительными, причём распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Последние формируют денежные фонды целевого назначения, в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве и выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним, в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий), страхование, кредитно-финансовую сферу, финансы домашних хозяйств и сферу государственных финансовых органов.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, группировка которых осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделять в различных сферах финансов такие звенья, как, например, в сфере финансов хозяйствующих субъектов – финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы общественных организаций; в сфере государственных финансов – государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования (на рис 1 представлена структура финансовой системы Российской Федерации).

Рисунок 1. Структура финансовой системы Российской Федерации

Классификация финансовых отношений по критериям роли субъекта и характеру его деятельности в общественном воспроизводстве, исходя из того, что финансовые отношения по природе своей являются распределительными, вполне оправдана, однако указанный подход недостаточен для более глубокого обоснования роли и места финансов в различных секторах экономики и главное – в развитии общественного сектора экономики и в обеспечении общественных благ.

Общественные финансы и их место в финансовой системе

В рыночной экономике, как известно, функционируют, наряду с частным сектором, общественный и смешанный сектора. Государство при этом является основным институтом организующим и координирующим взаимосвязи граждан и социальных групп в стране и в обеспечении условий их совместной деятельности. Органы государственной власти могут с должной эффективностью достигать общегосударственных целей через регулирование развития общественного сектора экономики, представляющего и обслуживающего интересы всего населения. Через общественный сектор экономики государство должно эффективно достигать целей проводимой им социально-экономической политики и находить наиболее рациональные решения между государственными и частными секторами экономики.

Основными направлениями деятельности общественного сектора экономики являются: «предоставление общественных благ, перераспределение доходов и богатства и оказания социальной помощи населению, а также производство и реализация товаров и услуг на коммерческой основе предприятиями, принадлежащими государству или координируемые государством» 2 . В силу своей особой роли государство может также оказывать воздействие на экономическое поведение субъектов хозяйствования путём принятия законов и иных нормативных актов, налогообложения, субсидий и других мер регулирования экономической деятельности.

Предоставляемые общественные блага (товары и услуги) доступны всем членам общества, независимо от уровня их достатка, и оплачиваются за счёт финансовых ресурсов государства. К таким благам относятся блага, удовлетворяющие потребности как общенациональные (национальная оборона, обеспечение государственного и общественного порядка и безопасности, охрана окружающей среды, наука и др.), так и социально-значимые потребности социальных групп граждан, не имеющих возможности оплатить дорогие услуги частных медицинских и образовательных учреждений, жилищные и т.п., т.е. такие блага, которые должны получать члены общества независимо от уровня их дохода. В связи с этим, государство, представляющее интересы всех членов общества, должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами. Необходимость отделения государственных финансов (часто неоправданно отождествляемых с общественными) от финансов сфер финансовой системы предопределяется необходимостью разграничения экономики общественного сектора и других секторов управления.

В сферу же общественных финансов, основное место в которых, безусловно, принадлежит государственным финансам, следует включать и муниципальные финансы, в силу того, что управление сферой общественных финансов связано с мобилизацией денежных средств всех секторов экономики и их использованием для проведения государственной социально-экономической политики. К ним также относятся государственное и добровольное страхование, финансы общественных организаций, кредитно-банковская система и государственные органы управления финансами (структура общественных финансов представлена на рис.2).

Рисунок. .Структура сферы общественных финансов

Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования государства, является государственный бюджет. Наряду с бюджетом, существенную роль играют внебюджетные фонды, имеющие целевое назначение, в частности, три социальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Бюджет и внебюджетные фонды являются инструментами, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов и, соответственно, ресурсов между секторами экономики, видами деятельности, территориями, хозяйствующими субъектами, отдельными социальными группами населения.

Страховые компании представляют собой также часть сектора финансовых учреждений, занимающихся мобилизацией сбережений населения и выплатой страховых сумм в соответствии с договорами, обеспечивают предоставление различных видов страхования (страхование жизни, имущества от несчастных случаем и т.д.). Поскольку фонды этих компаний образуются за счёт обязательных взносов работников и (или) работодателей и распространяются на всю страну, постольку они должны быть отнесены к общественным финансам.

Функции органов кредитно-денежного регулирования, выполняемые как центральным банком, так и правительственными органами, рассматриваются как функции, выполняемые общественными финансами в виду того, что такого рода функции, как управление международными резервами, приём переводных депозитов до востребования, приём срочных сберегательных вкладов, одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала связаны с функционированием экономики общественного сектора. Центральный банк и некоторые другие финансово-кредитные учреждения являющиеся вместе с тем и собственностью государства, используются органами власти для проведения государственной финансовой и денежно-кредитной политики.

Финансы общественных организаций (профсоюзы, организации потребительской кооперации, различного рода общественные объединения, союзы, ассоциации, политические партии, благотворительные фонды, а также организации, удовлетворяющие потребности в области образования, здравоохранения, культуры и пр.), формирующие финансовые ресурсы за счёт взносов членов этих организаций и предоставлющие соответствующие общественные блага, также следует относить к общественным финансам.

Общественные финансы, связанные, как и вся финансовая система, с кругооборотом доходов, расходов, выпуском продукции, формированием активов и пассивов страны, обеспечивают функционирование экономики общественного сектора. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций, с помощью которого органы государственного управления аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Финансовые ресурсы общественных финансов формируются и расходуются с целью обеспечения на основе предпочтений граждан по поводу взимаемых обязательных платежей и получаемых общественных благ. Поэтому формирование бюджетов и других общественных фондов определяется и утверждается представительными органами власти, избираемыми населением.

Таким образом, общественным финансам можно дать следующее определение: общественные финансы - сфера финансовой системы, связанная с финансовым обеспечением функционирования экономики общественного сектора страны и поддержкой смешанного сектора экономики с целью предоставления общественных благ.

Выводы

  1. Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений и одновременно важным инструментом реализации государственной экономической политики. Они выражают реальные (объективные) существующие в обществе экономические отношения специфического общественного назначения, носят денежный характер, обеспечивают распределение и перераспределение стоимости общественного продукта.

Специфическим признаком финансов как экономической категории, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

  1. Представляется исключительно важным классификация финансовых отношений по роли и месту их в развитии общественного сектора экономики и в обеспечении общественных благ. В рыночной экономике, как известно, функционируют наряду с частным сектором общественный и смешанный сектора. Основным направлением деятельности общественного сектора экономики является предоставление общественных благ, доступных всем членам общества независимо от уровня их достатка. Для финансового обеспечения развития экономики общественного сектора и поддержки смешанного сектора экономики с целью предоставления общественных благ необходимо выделение сферы общественных финансов из финансовой системы. Отделение общественных финансов от финансов других сфер финансовой системы предопределяется необходимостью разграничения экономики общественного сектора и других секторов управления.

1 Циклический характер воспроизводства и кризисы // Экономика и предпринимательство, №5, 2010;


Национальная экономика. Учебник // под ред. д.э.н. проф. П.В.Савченко. – М., Инфра-М, 2011. (глава 21)

2 Экономика общественного сектора. Учебник // под ред. д.э.н. П.В.Савченко, д.э.н. И.А.Погосова, д.э.н. Е.Н.Жильцова. – М.: ИНФРА-М, 2010, С.11.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16584. Коммунальный сектор экономики: приоритеты и масштабы государственной опеки 12.33 KB
Коммунальный сектор по-прежнему остается непривлекательным для частного бизнеса в связи с низкой эффективностью производства жилищно-коммунальных услуг. Между тем совершенно очевидно что решение проблем ЖКХ напрямую связано с понимаем сущности и содержания услуг производимых в данном секторе экономики как опекаемых благ1 потребление которых порождает два качественно разных эффекта: индивидуальны потребительский эффект и социальный общественный потребительский эффект. Согласно теории в группу опекаемых благ включаются: а...
16888. Финансовый кризис и реальный сектор российской экономики: ограничения ликвидности и инвестиции 45.12 KB
Существует несколько теорий инвестиций. Главным фактором инвестиций является предельный q-Тобина представляющий собой производную стоимости фирмы по запасу капитала которым она располагает. Эмпирические тесты теории q-Тобина показывают что она не подтверждается: q-Тобина не объясняет динамику инвестиций. Альтернативная теория инвестиций – это теория ликвидности.
7037. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРОИЗВОДСТВА 28 KB
Первичные - это потребности, которые возникают с рождением, без удовлетворения которых человек вообще не может нормально функционировать. К таким потребностям относятся физиологические потребности и потребности в защите;
7229. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 35.2 KB
Предмет экономики государственного и муниципального сектора Диалектика развития общества связана с его двойственной природой. В экономике общественного сектора объединяется государственное регулирование институтов общества и человека. Система обратных связей государства общества и человека является одной из сложнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности общественного сектора. Экономика общественного сектора – фундаментальная наука что...
16138. Аграрный сектор России: перспективы выхода из кризиса 8.85 KB
Общемировое измерение кризисных явлений в российском сельском хозяйстве связано с исчерпанием в основном к середине первой декады 21 века возможностей технико- технологической модели роста мирового агропродовольственного производства инициированной зеленой революцией 1960 – х гг. Закончился связанный с нею почти 50-тилетний период относительно дешевого продовольствия и прежнего мирового продовольственного порядка не требовавшего согласования аграрной стратегии основных игроков мирового продовольственного рынка и...
7230. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР 26.99 KB
Сущность и специфика общественного выбора в различных экономических теориях Общественный сектор как часть экономического пространства связан с особой сферой деятельности людей в отношении которой конкретный индивид обычно имеет собственные интересы и предпочтения. В современной литературе нет единства в определении понятия общественный выбора. Современное понимание общественного выбора базируется на соотношении предельных социальных затрат и предельных социальных выгод общественной полезности которое было предложено американским...
13959. Городской общественный транспорт г. Улан-Удэ (XIX-XX вв.) 1.67 MB
Стабильное функционирование транспортной системы обеспечивает нормальную жизнедеятельность города работу предприятий организаций и учреждений возможность получения жителями города товаров и услуг необходимых для поддержания жизни здоровья. Городской транспорт развивался от простейших гужевых и легковых повозок до современного автомобильного транспорта работающего на бензине и газе и электрического транспорта трамваи и троллейбусы более экологичного что важно для больших городов. Но пользуясь благами цивилизации современный...
18024. Общественный контроль в Российской Федерации 42.05 KB
Понятие цели и задачи общественного контроля. Субъекты и формы общественного контроля. Формы общественного контроля. Деятельность субъектов общественного контроля в сфере социальной защиты населения.
21606. Варновый общественный строй Древней Индии 22.23 KB
Научное изучение истории и культуры Индии началось в середине XVIII века. Именно тогда большой интерес привлек к себе санскрит, изучением которого активно занялись английские и немецкие ученые, переведшие некоторые наиболее известные произведения древнеиндийской литературы на европейские языки. Пионерами индологии считаются Генри Томас Колбрук, Уильям Джонс, Август Вильгельм Шлегель и другие, первым русским индологом считается Г.С. Лебедев, составивший описание быта и обычаев индийцев и грамматику хиндустани.
3000. Гоббс о догосударственном состоянии. Законы и общественный договор 8.23 KB
Томас Гоббс 1588-1679 один из наиболее выдающихся английских мыслителей. Гоббса содержится прежде всего в его трудах: Философское начало учения о гражданине 1642 Левиафан или Материя форма и власть государства церковного и гражданского 1651. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Гоббс называет естественным состоянием рода человеческого.

1. Общественный сектор рыночной экономики: экономическое содержание и тенденции развития

Современное общество, как известно, состоит из ряда секторов. Первый сектор - государственный. Он включает органы государственной власти и управления всех уровней. Второй сектор - предпринимательский, частный . Это сектор негосударственных коммерческих фирм,действующих на основе рыночных законов. Третий сектор некоммерческий , представляющий собой совокупность государственных и негосударственных некоммерческих организаций всех направлений деятельности. Еще один сектор представляют домашние хозяйства, охватывающие все группы населения.

Рыночная система является идеальной, если все товары и услуги добровольно обмениваются на деньги по рыночным ценам. Такая система извлекает максимум прибыли из существующих ресурсов без вмешательства государства, необходимость которого полностью отсутствует, поскольку имеет место свободная рыночная экономика. Тогда, согласно экономической теории, если такая экономика является экономикой совершенной конкуренции и если в ней существует полный набор рынков, она достигает эффективности по Парето : никто не может повысить своего благосостояния, не ухудшив благосостояния других.

Итак, если допустить, что социальные решения должны основываться на благосостоянии индивидуума и индивидуумы лучше знают свои потребности, можно сделать предположение, что государственное вмешательство на основе принципов эффективности не является необходимым.

Вместе с тем известные экономисты, лауреаты Нобелевской премии Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц , рассматривая теорию благосостояния и государственного вмешательства, опровергли эту точку зрения. Данное предположение об эффективности конкурентного равновесия используется в качестве отправной точки для объяснения роли государства - развивается экономическая теория общественного сектора, фактически обосновывающая идею нахождения оптимального государственного вмешательства в рыночную экономику, речь идет об эффективном государстве.

Теоретические обоснования объективной необходимости и экономической сущности общественного сектора в рыночной экономике принято связывать с именем американского профессора П. Самуэльсона , ставшего в середине 50-х гг. XX в. основоположником теории общественного блага. Из анализа свойств чистого общественного блага (неделимость, доступность всем гражданам и предоставление государством) следует вывод о необходимости распределения финансовых ресурсов в обществе между государственным и частным рыночным секторами. Исследовав провалы рынка, в которых «невидимая рука рынка» не может действовать эффективно в силу объективных обстоятельств, теория общественного блага доказывает необходимость вмешательства государства для снятия отрицательных последствий действия рыночных механизмов . Поэтому регулированию предложения общественных благ, с одной стороны, и достижению оптимальности государственных расходов - с другой, отводится здесь ведущая роль.

Первая предпосылка экономики общественного сектора исходит из того, что государство, как и коммерческие фирмы и некоммерческие организации, действует в рыночной среде. Поэтому потребность его участия в экономических процессах возникает только тогда, когда действие рынка не обеспечивает оптимального использования ресурсов и достижения целей развития всего общества. Государство рассматривается как конкурент частныхфирм на рынке, как партнер, который производит специфические товары и услуги (общественные блага) и несет ответственность за их поставку, действует в условиях, свойственных смешанной рыночной экономике.

Вторая предпосылка экономики общественного сектора заключается в том, что для достижения целей государство использует главным образом финансовые инструменты (налоги, государственные расходы и т.д.). Почему именно финансовые? Ответ прост: потому что представляющие государство органы власти и управления, в отличие от других субъектов рынка, обладают особыми правами или преимуществами - правом принуждения, причем на основании закона. Именно государство устанавливает и поддерживает экономический порядок, защищает права других субъектов предприятий, домохозяйств, некоммерческих организаций . Для реализации этих прав, а также для других функций, делегированных обществом, государство аккумулирует государственные финансовые ресурсы на основе законного изъятия (налогообложения) части дохода других субъектов рыночных отношений. Концептуальной задачей для экономики общественного сектора является определение возможности оптимизации принудительного перераспределения ресурсов для достижения оптимальных параметров экономической и социальной эффективности .

1 См.: Экономика: Вводный курс. Микроэкономика / Институт Всемирного банка, Министерство общего и профессионального образования РФ. Московское представительство ИВБ,1999. С. 242.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 1992; а также в работах теоретиков государственных финансов: Аткцнсон Э.Б., СтиглицДж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. / Под ред. Л.Л. Любимова. М., 1995;

Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public Finance in Theory and Practice. N.Y.. 1959идр.

В рыночной экономике существует целый ряд ситуаций, при которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального использования ресурсов. В экономической науке эти ситуации получили название провалов рынка, а сама теория, исследующая эти ситуации, была названа теорией провалов рынка .

Центральное место в анализе провалов рынка занимают исследования общественных товаров или общественных благ .

Общественное благо общедоступно, как, например, национальная оборона или охрана правопорядка, причем их потребление одним человеком не исключает других потребителей. Такие экономические характеристики убеждают в нецелесообразности взимания платы за потребление общедоступных общественных благ, поэтому у частных производителей нет стимулов к их производству. Такие общественные блага называются чистыми общественными благами, в отличие от чистых частных благ, которые обладают конкурентностью и исключаемостью из потребления. Особой формой платы за чистые общественные блага выступают налоги.

Между двумя полюсами экономических благ находится огромный спектр смешанных общественных благ, которые обладают исключаемостью, но неконкурентны в потреблении , это блага обшей собственности и совместного пользования, за которые может быть установлена цена (дороги, мосты, музеи, больницы и т.д.). Существуют общенациональные общественные блага (обороноспособность, общедоступность образования), а также региональные, локальные - хорошие дороги, парки и т.д. Примером общественного блага может быть внедрение инноваций, формирование и использование знания, интеллекта.

Теория общественного блага весьма важна для понимания возможных механизмов разрешения противоречий между свободным выбором индивида и долгосрочными предпочтениями общества, которые невозможно решить без вмешательства государства.

Большинству общественных благ (смешанные общественные блага) присущи следующие свойства: их потребление невозможно вне ограниченной зоны или вне особой категории лиц . В этих случаях вмешательство государства не всегда необходимо. Частные инициативы типа «клубов», для которых установлено право входа, часто в состоянии в достаточной мере снижать издержки на исключение, что позволяет сделать экономически возможным предоставление локального общественного блага1.

См.: ЖильцовЕ.Н., ЛафейЖ.-Д. Экономика общественного сектора. М.,

Рис. I. Пример локального обшественного блага

Классическим примером локального общественного блага является автострада (рис. 1). До точки Е появление нового автомобиля не уменьшает количества транспортных услуг, которыми пользуются другие водители. Выше этого порога выезд на дорогу еще одного автомобиля замедлит скорость движения всех остальных участников движения (график наглядно демонстрирует, что замедление возрастает с каждой машиной). Это снижение качества услуги можно объяснить издержками, измеряемыми объемом расходов, необходимых для устранения перенасыщения. Каждый новый участник движения, появляющийся на дороге после наступления порога перенасыщения, уже становится причиной замедления для всех.

Доказано, что «эффективность по Парето не обеспечивает действия распределения, возникающего в процессе конкуренции, в соответствии с существующими концепциями справедливости (какими бы они ни были)». Поскольку одним из основных моментов деятельности государства является перераспределение , то в идеале оно должно осуществляться при помощи мер, которые не подрывают эффективную собственность. Но на практике такие меры невозможно реализовать в полной мере, и государство вынуждено использовать более жесткие, контролируемые рычаги: налогообложение, пособия по социальной защите и т.д.

В действительности ни одна экономика не соответствует идеальной системе, в которой без всяких затруднений действуют принципы «невидимой руки» рынка. Любая рыночная экономическая система испытывает недостатки, которые неизбежно приводят к социальным болезням: сильное загрязнение окружающей среды, безработица, сильное расслоение общества на богатых и бедных. В качестве регулятора экономической системы должно выступать государство, общественный сектор, используя весь комплекс мер для воздействия на экономические процессы в целях «сглаживания» недостатков рынка (см. табл. 1).

Общественный сектор рыночной экономики включает:

1) государственный сектор со всем многообразием его экономических, категорий, их отражающих, и инструментов (бюджет, налоги, государственные расходы, государственная собственность, государственное предпринимательство),

2) сектор местного самоуправления (местные финансы, местная собственность и т.д.),

3) .а также некоммерческий сектор экономики, поскольку деятельность всех трех составляющих направлена на обеспечение и предоставление общественных благ потребителям.

Некоммерческий сектор реализует задачу широкого вовлечения населения в общественную жизнь, что отражает динамику социальной организованности на всех уровнях - местном, региональном, национальном, межнациональном - и связано с процессом становления гражданского общества. В отличие от коммерческих, организации третьего сектора существуют не ради получения прибыли, однако это не означает, что они не могут ее получать*

1. Общественный сектор рыночной экономики: экономическое содержание и тенденции развития

овременное общество, как известно, состоит из ряда секторов. Первый сектор - государственный. Он включает органы государственной власти и управления всех уровней. Второй сектор - предпринимательский, частный. Это сектор негосударственных коммерческих фирм,

действующих на основе рыночных законов. Третий сектор некоммерческий, представляющий собой совокупность государственных и негосударственных некоммерческих организаций всех направлений деятельности. Еще один сектор представляют домашние хозяйства, охватывающие все группы населения.

Рыночная система является идеальной, если все товары и услуги добровольно обмениваются на деньги по рыночным ценам. Такая система извлекает максимум прибыли из существующих ресурсов без вмешательства государства, необходимость которого полностью отсутствует, поскольку имеет место свободная рыночная экономика. Тогда, согласно экономической теории, если такая экономика является экономикой совершенной конкуренции и если в ней существует полный набор рынков, она достигает эффективности по Па-рето: никто не может повысить своего благосостояния, не ухудшив благосостояния других.

Итак, если допустить, что социальные решения должны основываться на благосостоянии индивидуума и индивидуумы лучше знают свои потребности, можно сделать предположение, что государственное вмешательство на основе принципов эффективности не является необходимым.

Вместе с тем известные экономисты, лауреаты Нобелевской премии Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц, рассматривая теорию благосостояния и государственного вмешательства, опровергли эту точку зрения. Данное предположение об эффективности конкурентного равновесия используется в качестве отправной точки для объяснения роли государства - развивается экономическая теория общественного сектора, фактически обосновывающая идею нахождения оптимального государственного вмешательства в рыночную экономику, речь идет об эффективном государстве.

Теоретические обоснования объективной необходимости и экономической сущности общественного сектора в рыночной экономике принято связывать с именем американского профессора П. Самуэльсона, ставшего в середине 50-х гг. XX в. основоположником теории общественного блага. Из анализа свойств чистого общественного блага (неделимость, доступность всем гражданам и предоставление государством) следует вывод о необходимости распределения финансовых ресурсов в обществе между государственным и частным рыночным секторами. Исследовав провалы рынка, в которых «невидимая рука рынка» не может действовать эффективно в силу объективных обстоятельств, теория общественного блага доказывает необходимость вмешательства государства для снятия отрицательных последствий действия рыночных механизмов. Поэтому регулированию предложения общественных благ, с одной стороны, и достижению оптимальности государственных расходов - с другой, отводится здесь ведущая роль.

Первая предпосылка экономики общественного сектора исходит из того, что государство, как и коммерческие фирмы и некоммерческие организации, действует в рыночной среде. Поэтому потребность его участия в экономических процессах возникает только тогда, когда действие рынка не обеспечивает оптимального использования ресурсов и достижения целей развития всего общества. Государство рассматривается как конкурент частных

фирм на рынке, как партнер, который производит специфические товары и услуги (общественные блага) и несет ответственность за их поставку, действует в условиях, свойственных смешанной рыночной экономике.

Вторая исходная предпосылка экономики общественного сектора заключается в том, что для достижения целей государство использует главным образом финансовые инструменты (налоги, государственные расходы и т.д.)Почему именно финансовые? Ответ прост: потому что представляющие государство органы власти и управления, в отличие от других субъектов рынка, обладают особыми правами или преимуществами - правом принуждения, причем на основании закона. Именно государство устанавливает и поддерживает экономический порядок, защищает права других субъектов предприятий, домохозяйств, некоммерческих организаций. Для реализации этих прав, а также для других функций, делегированных обществом, государство аккумулирует государственные финансовые ресурсы на основе законного изъятия (налогообложения) части дохода других субъектов рыночных отношений. Концептуальной задачей для экономики общественного сектора является определение возможности оптимизации принудительного перераспределения ресурсов для достижения оптимальных параметров экономической и социальной эффективности.

1 См.: Экономика: Вволный курс. Микроэкономика / Институт Всемирного банка, Министерство общего и профессионального образования РФ. Москов ское представительство ИВБ,1999. С. 242.

2 Данные категории широко исследуются в трудах видных западных ученых, работающих в области макроэкономической теории. См.: Самуэльсон П.А. Эко номика. В 2 т. / Пер. с англ. М., 1992; Макконнелл К.Р., Ерю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 1992; а также в работах теоретиков го сударственных финансов: Аткцнсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономи ческой теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. / Под ред. Л.Л. Любимова. М., 1995; Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public Finance in Theory and Practice. N.Y.. 1959идр.

В рыночной экономике существует целый ряд ситуаций, при которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального использования ресурсов. В экономической науке эти ситуации получили название провалов рынка, а сама теория, исследующая эти ситуации, была названа теорией провалов рынка.

Центральное место в анализе провалов рынка занимают исследования общественных товаров или общественных благ.

Общественное благо общедоступно, как, например, национальная оборона или охрана правопорядка, причем их потребление одним человеком не исключает других потребителей. Такие экономические характеристики убеждают в нецелесообразности взимания платы за потребление общедоступных общественных благ, поэтому у частных производителей нет стимулов к их производству. Такие общественные блага называются чистыми общественными благами, в отличие от чистых частных благ, которые обладают конкурентностью и исключаемостью из потребления. Особой формой платы за чистые общественные блага выступают налоги.

Между двумя полюсами экономических благ находится огромный спектр смешанных общественных благ, которые обладают исключаемостью, но неконкурентны в потреблении, это блага обшей собственности и совместного пользования, за которые может быть установлена цена (дороги, мосты, музеи, больницы и т.д.). Существуют общенациональные общественные блага (обороноспособность, общедоступность образования), а также региональные, локальные - хорошие дороги, парки и т.д. Примером общественного блага может быть внедрение инноваций, формирование и использование знания, интеллекта.

Теория общественного блага весьма важна для понимания возможных механизмов разрешения противоречий между свободным выбором индивида и долгосрочными предпочтениями общества, которые невозможно решить без вмешательства государства.

Большинству общественных благ (смешанные общественные блага) присущи следующие свойства: их потребление невозможно вне ограниченной зоны или вне особой категории лиц. В этих случаях вмешательство государства не всегда необходимо. Частные инициативы типа «клубов», для которых установлено право входа, часто в состоянии в достаточной мере снижать издержки на исключение, что позволяет сделать экономически возможным предоставление локального общественного блага1.

См.: ЖильцовЕ.Н., ЛафейЖ.-Д. Экономика общественного сектора. М.,

Совокупные

" ■. к"; U, к и

Порог перемасышения

Количество смешанного обшеет ьсн ного блага

Рис. I. Пример локального о б шест ее и но го блага

Классическим примером локального общественного блага является автострада (рис. ]). До точки Е появление нового автомобиля не уменьшает количества транспортных услуг, которыми пользуются другие водители. Выше этого порога выезд на дорогу еще одного автомобиля замедлит скорость движения всех остальных участников движения (график наглядно демонстрирует, что замедление возрастает с каждой машиной). Это снижение качества услуги можно объяснить издержками, измеряемыми объемом расходов, необходимых для устранения перенасыщения. Каждый новый участник движения, появляющийся на дороге после наступления порога перенасыщения, уже становится причиной замедления для всех.

Доказано, что «эффективность по Парето не обеспечивает действия распределения, возникающего в процессе конкуренции, в соответствии с существующими концепциями справедливости (какими бы они ни были)» . Поскольку одним из основных моментов деятельности государства является перераспределение, то в идеале оно должно осуществляться при помощи мер, которые не подрывают эффективную собственность. Но на практике такие меры невозможно реализовать в полной мере, и государство

См.: Атшпсон Э. Б., СтиглицДж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. С. 19.

вынуждено использовать более жесткие, контролируемые рычаги: налогообложение, пособия по социальной защите и т.д.

В действительности ни одна экономика не соответствует идеальной системе, в которой без всяких затруднений действуют принципы «невидимой руки» рынка. Любая рыночная экономическая система испытывает недостатки, которые неизбежно приводят к социальным болезням: сильное загрязнение окружающей среды, безработица, сильное расслоение общества на богатых и бедных. В качестве регулятора экономической системы должно выступать государство, общественный сектор, используя весь комплекс мер для воздействия на экономические процессы в целях «сглаживания» недостатков рынка (см. табл. 1).

Общественный сектор рыночной экономики включает государственный сек/пор со всем многообразием его экономических, категорий, их отражающих, и инструментов (бюджет, налоги, государственные расходы, государственная собственность, государственное предпринимательство), сектор местного самоуправления (местные финансы, местная собственность и т.д.). а также некоммерческий сектор экономики, поскольку деятельность всех трех составляющих направлена на обеспечение и предоставление общественных благ потребителям.

Некоммерческий сектор реализует задачу широкого вовлечения населения в общественную жизнь, что отражает динамику социальной организованности на всех уровнях - местном, региональном, национальном, межнациональном - и связано с процессом становления гражданского общества. В отличие от ком

мерческих, организации третьего сектора существуют не ради получения прибыли, однако это не означает, что они не могут ее получать*

2. Финансы общественного сектора как ресурсный потенциал

Для оценки ресурсного потенциала общественного сектора экономики выделим важнейшую составляющую этого потенциала финансы общественного сектора, рассмотрим их долю в структуре финансовой системы, попробуем оценить масштабы общественных финансов современной России.

Как известно, финансы являются частью экономических отношений, возникают в процессе образования и использования различных фондов денежных средств в ходе формирования доходов и накоплений предприятий, а также денежных доходов государства и муниципальных образований.

Финансовая система любой страны, в том числе Российской Федерации, включает, как известно, комплекс составляющих: государственные и негосударственные финансовые органы и структуры, фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, а также систему взаимосвязей между ними.

Финансы общественного сектора определяются как отношения по поводу системного перераспределения государственных, муниципальных финансов и ресурсов негосударственного некоммерческого сектора экономики, на основе противоречивой взаимосвязи интересов федерального, субфедерального, муниципального уровней управления и населения в целях достижения устойчивого социально-экономического развития общества.

Критерием, позволяющим объединить общественные финансы в отдельную подсистему, я&чяется достижение единой цели -обеспечение производства и доставка потребителям общественных благ, т.е. товаров коллективного пользования, обладающих особыми свойствами, предоставление которых осуществляется либо государством (чистые общественные блага), либо государством, рынком и некоммерческим сектором (смешанные общественные блага), экономические характеристики которых подробно рассмотрены в первой части настоящего учебника.

Структурно к финансам общественного сектора как части финансовой системы относятся:

государственные финансы {федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, государственные заимствования, государственные внебюджетные социально-страховые фонды);

муниципальные финансы (местный бюджет, местные внебюджетные фонды органов самоуправления);

1 См.: Финансы, налоги и кредит: Учебник / Под общ. ред. A.M. Емельянова., А.Д. Мацкуляка., Б.Е. Пенькова. М., 2001. С. 5.

часть финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий;

финансы некоммерческого сектора в части реализации задач по производству смешанных общественных благ, в том числе различные внебюджетные фонды.

Общественные финансы имеют существенные структурные

отличия от подсистемы государственных и муниципальных финансов.

Общегосударственные финансы (государственные и муниципальные финансы)

Федеральный бюджет РФ Бюджеты

субъектов РФ Государственные

заимствования Государегаемные внебюджетные социально-страховые фонды Местные бюджеты Внебюджетные фонды органов

финансы государственных и негосударственных некоммерческих организаций, используемые в производстве и предоставлении общественных товаров и услуг.

Состав финансов общественного сектора отличается от государственных и муниципальных финансов современной России, вбирая ресурсы общества, так или иначе связанные с производством и поставкой разнообразных общественных благ.


Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики, управления и природопользования

Содержание
Введение

    Структура общественного сектора экономики.
    1.1 Функции общественного сектора
    Понятие общественного блага, его основные свойства
    Государственный сектор и государственные финансы в общественном секторе
      Функции государственных финансов

Введение
В ХХ веке появилась и росла смешанная экономика. Данное определение предполагает, что это и есть комбинация различных инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой альтернативными целями. С одной стороны, имеется такой общественный инструмент как рынок, который через «невидимую» движущую силу конкуренции использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских товаров. С другой стороны, наряду с рыночными силами существуют и другие механизмы размещения ресурсов, которые в целом можно охарактеризовать как нерыночные. Важнейшим среди них является деятельность общественного сектора, представленного государством.
Государство как специфический сектор экономики характеризуется определенным ресурсным потенциалом, разнообразными технологиями, взаимосвязями между населением и организациями, механизмами подготовки, принятия и реализации решений.
Общественный сектор охватывает ту часть национальной экономики, за которую ответственность несет правительство. Экономисты изучают деятельность общественного сектора потому, что решения правительства оказывают влияние на жизнь людей и организаций. Наиболее ощутимое воздействие порождают решения, относящиеся к общественным расходам, налогам и различным правилам ведения бизнеса. От этих решений зависит благосостояние общества.

    Структура общественного сектора экономики.
Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.
Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.
Общественный сектор- это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.
Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:
- рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
- производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
- экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.
В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.
      Функции общественного сектора
Прежде всего, ответим на вопрос: зачем нужен общественный сектор?
Рыночный механизм не может выполнить всех тех функций национальной экономики, которые призваны обеспечить эффективное и справедливое распределение ресурсов. Назовем основные функции, ради которых существует общественный сектор.
Поддерживать конкуренцию. Ценовая система ведет к эффективному распределению ресурсов только при условии, что существует конкуренция и на рынке ресурсов, и на рынке готовых товаров. Это значит, что надо создавать максимально благоприятные условия для открытия фирмами производств, для того чтобы у фирм была полная информация о ценах и возможностях прибыльной деятельности. Для того чтобы поддерживать конкуренцию и защититься от возможной власти монополий, правительство может устанавливать специальные правила ведения бизнеса, использовать такие средства, как налоги и субсидии.
Обеспечивать снабжение товарами, которое не осуществляется в нужных пропорциях частным сектором. Даже если работают рынки с совершенной конкуренцией, есть определенные виды товаров, поставка которых в удовлетворительных количествах не может гарантироваться частными фирмами. Например, если бы естественные монополии находились целиком в руках частного сектора, то нельзя было бы гарантировать снабжение населения водой, газом, электроэнергией.
Решать проблемы, порождаемые внешними факторами. Частный сектор не принимает по своей инициативе достаточных мер для борьбы с такими факторами, как шум или загрязнение. Он не в полной мере учитывает вредное воздействие своих производств на других членов общества или на будущие поколения.
Защищать права продавцов и покупателей. Частный сектор не занимается защитой прав продавцов и покупателей и не устанавливает соответствующих правил взаимодействия между ними.
Распределять доходы и богатство. Достижение максимально достижимого уровня благосостояния общества является задачей правительства. Для решения этой задачи оно может принимать решения по справедливому распределению доходов и богатства.
Способствовать достижению макроэкономических целей. Вмешательство правительства в рыночную экономику требуется и в тех случаях, когда функционирование рынка может привести к высокому уровню безработицы, к недопустимой инфляции, к нарушению платежного баланса страны.
Главная задача правительства заключается в достижении максимального уровня общественного благосостояния. Для решения этой задачи правительство должно оказывать влияние на размещение ресурсов в разных секторах экономики и на распределение ресурсов между людьми. Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства.
    Понятие общественного блага, его основные свойства
В общественном секторе регулирующий механизм имеет конструкцию и специфику, обусловленную особенностями спора и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.
Главная сфера деятельности общественного сектора связана с общественными благами. Концепция общественного блага была выдвинута в 1954 г. американским профессором П.Самуэльсоном и впоследствии развита его соотечественником профессором Р.Масгрейфом, который предложил концепцию социально значимого блага («заслуженного блага»). В соответствии с концепцией общественного блага ему присущи два основных свойства (критерия), которые позволяют его отличать от альтернативного частного блага – неконкурентность и неисключаемость
Неконкурентность (совместность, неизбирательность, несостязательность) общественного блага означает, что его потребление одним человеком не исключает потребления другим человеком, поскольку данное благо потребляется совместно. Потребление и использование общественного блага одним человеком не ухудшает положение с потреблением и использованием другими людьми, не препятствует их использованию и потреблению. Типичный пример неконкурентности, совместности потребления – национальная оборона, услуги которой, как общественного блага, используются всем населением страны совместно, включая новорожденных.
Неисключаемость (неделимость) общественных благ означает, что потребление благ одним гражданином не исключает из потребления других граждан. Различают техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения из потребления общественных благ. Если общественное благо абсолютно (технически) неделимо, как например, национальная оборона, государственное управление, то практически невозможна его исключаемость. Если же затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. осуществление контроля за допуском людей к общественному благу связано с огромными издержками, тогда исключаемость экономически неоправданна.
Например, общественный парк отдыха можно территориально изолировать, поставить охрану и предоставлять парковые услуги на платной основе, что потребует определенных затрат, возмещаемых за счет стоимости входных билетов. Но в таком случае часть населения, в силу своей невысокой платежеспособности, будет исключена из числа потребителей этого блага. Поэтому для обеспечения равного доступа к услугам общественного парка, как общественного блага, вход в него делается бесплатным, а издержки на его содержание возмещаются за счет местных налогов, сборов, благотворительности. Альтернативные критерии такие, как конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость, позволяют дифференцировать частные и чистые общественные блага (рис. 1.1).






Рис. 1.1. Группировка общественных благ
    Государственный сектор и государственные финансы в общественном секторе
    и т.д.................

Финансы общественного сектора в структуре финансовой системы.

1. Финансы общественного сектора, как ресурсный потенциал.

2. Структура финансовой системы и европейская система интегрированных экономических счетов.

3.Общественные финансы современной России: масштабы и возможности.

1. Общественный сектор рыночной экономики включает в себя

1. Государственный сектор(бюджет, налоги, госуд-ые расходы, госуд-ая собственность, госуд-ое предпринимательство)

2. Местного самоуправления(местные финансы, местная собственность)

3. Некоммерческий сектор экономики(образование, здравоохранение)

Одна из исходных предпосылок Экономики общественного сектора заключается в том, что для достижения целей государство и общественный сектор в целом используют главным образом финансовые инструменты: НАЛОГИ, ГОСУД-ЫЕ РАСХОДЫ)

Именного государство устанавливает и поддерживает экономический порядок и защищает права других субъектов предприятий, домохозяйств, некоммерческих организаций.

Для реализации этих прав, а также осуществление своих функций государство собирает государственные финансовые ресурсы (общественные финансы) на основе законного изъятия (налогообложение) части дохода других субъектов рыночных отношений.

Важной задачей для экономики общественного сектора является определенные возможные оптимизации принудительного распоряжения ресурсов для достижения оптимальных параметров экономической и социальной эффективности.

Финансы общественного сектора- определяются, как отношения по поводу системного перераспределения государственных, муниципальных финансов и ресурсов не государственного некоммерческого сектора экономики на основе противоречивой взаимосвязи интересов федерального, регионального и муниципального уровня управления и населения в целях достижения устойчивого социально экономического устройства общества.

Критерием позволяющим объединить общественные финансы в отдельную подсистему:

Является достижения единой цели - обеспечение производства и доставка потребителям общественных благ т.е товаров коллективного пользования которые обладают особыми свойствами и представления которых осуществляются либо государством(чистое общественное благо) либо в целом государством, рынком и некоммерческом сектором (смешенные общественные блага).

Общественные блага отличаются двумя свойствами:

· Не изобретательство (не соперничество в потреблении)

· Неисключенность

Свойства не изобретательства обозначает, что благо доступно одновременно многим потребителям и придельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю.



Под неисключенностью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей.

2 Структура финансовой системы и Европейская система интегрирования счетов

Структура ФОС как к части финансовой системы относится:

· государственные финансы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, государственный крудит, государственные вне бюджетные социалтно страховые формы)

· муниципальные финансы (местный бюджет, местные вне бюджетные фонды органов самоуправления)

· финансы не коммерческого сектора в части реализации задач по производству смещенных общественных благ.

На уровне субъекта федерации структура ФОС региона выглядит следующим образом

1. Консолидированный бюджет субъекта РФ с разрешением на региональный, областной, краевой или республиканский и местные бюджеты муниципальных районов, городов, округов, городских и сельских поселения.

2. Территориальные отделения государственных вне бюджетных фондах (пенсионного фонда, фонда социального страхования, обязательного медицинского страхования)

3. Вне бюджетные фонды созданные управляемое и контролируемое региональными властями и органами самоуправления.

4. Часть финансовых государственных и муниципальных унитарных предприятий

5. Финансы государственных и не государственных не коммерческих организаций используемые в производстве и при предоставлении общественных товаров и услуг.

Состав ФОС отличается от государственных и муниципальных финансов современной России вбирая ресурсы общества так или иначе связанных с производством и поставкой разнообразных общественных благ.

В свою очередь пользователи ФОС являются домашние хозяйства, предприятия, а также территориальные и местные сообщества.

Для анализов конкретных результатов государственного производства страны используют показатели системы национального счетоводства

Система национальных счетов - представляет собой опирающиеся на эмпирические данные системы, для определения макро-экономических потоков и запасов. В их основе лежат сводные счета ВВП, капитала вложений, доходов и расходов государственных учреждений и домохозяйств, счета внешне экономических операций.

Первичным при анализе воспроизводства является движение ВВП, как источника первичных доходов и накоплений.

Финансовые отношения функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса, когда происходит перераспределение стоимости ВВП в денежной форме, через бюджетные и кредитные системы: субъектам экономических отношений результатом становится формирование конечных доходов, т.е. финансовых ресурсов субъектов хозяйствования государства и населения.

Центральное место в статусной модели рыночного хозяйства занимает группировка экономики по секторам с целью анализа финансовых потоков, доходов и расходов активов и пассивов хозяйственных субъектах и т.д.