Сельское хозяйство саудовской аравии. Экономика Саудовской Аравии: промышленность, сельское хозяйство, торговля. Промышленность строительных материалов

Современное развитие Королевства Саудовской Аравии свидетельствует как о немалых достижениях в экономической и социальной сферах, так и о возникновении новых трудностей, по-рожденных в ходе стремительного процесса модернизации. Созданное в начале XX в. на основе примитивного бедуинского общества, саудовское королевство к концу века кардинально трансформировалось, вобрав в себя традиционные основы арабо-исламской цивилизации, некоторые плоды и достижения совре-менной западной культуры. Новое интегрированное состояние саудовского общества очень сложно, но его надежными (пока) скрепами являются ислам и традиции в духовной сфере и государ-ство в общественной сфере.

Опыт развития Саудовской Аравии за последнее десятиле-тие показал важность государства как главного субъекта социаль-но-экономического развития. Очевидно, что в королевстве оно иг-рает важную роль в экономической, социальной, политической, а также в культурной и духовной жизни. Но прежде рассмотрения деятельности государства в этих сферах обратимся к рассмотре-нию его природы. Саудовское государство- иноприродно запад-ной модели современного государства, притом что у них общая цель: обеспечение условий для развития общества в условиях ры-ночной экономики. Основатель Саудовской Аравии после завоева-ния и покорения в 1900-1920-е годы различных частей Аравии взял за образец нового государства образ Халифата времен пер-вых, «праведных» халифов, основным принципом которого был шариат. В то же время в более отсталом Неджде Ибн Сауд поло-жил в основу формирования государства концепцию уммы (рели-гиозной общины), а в более развитой провинции Хиджаз - кон-цепцию светского централизованного государства с элементами представительной власти. Возникновение такого симбиоза двух разнородных начал государственности было вызвано прагматич-ной целью - объединить Аравию под властью одной династии, но имело долгосрочные последствия.

Само по себе сочетание светского и духовного, религии и политики характерно для политической культуры ислама со вре-мен Халифата. Однако в условиях необходимости государственно-го строительства, с учетом усиливающихся потенциальных угроз власти династии Ааль Сауд со стороны как некоторых групп пле-мен Аравии, так и Великобритании, желавшей большей степени контроля над Аравией, Ибн Сауд не имел времени на постепенное установление в ходе модернизации гармоничного сочетания начал исламской и светской государственности. Первые были в общест-ве сильнее, но были враждебны переменам, вторые, очевидно, не-обходимы, но не имели опоры в обществе.

В тогдашних конкретно-исторических условиях Ибн Сауд сделал своей важной опорой племенное начало: различные коче-вые и полукочевые племена стали социальной опорой модернизаторской политики короля и источником легитимности династии Ааль Сауд. При этом в действительности он не намеревался со-хранить племенные основы социальной организации или принцип консенсуса в отношениях с племенами, все это с очевидностью препятствовало централизации власти в масштабах страны. Пле-мена нужны были ему для решения конкретных задач и лишь в ослабленном виде. Если бы Ибн Сауд оказался выразителем инте-ресов только кочевых племен, страна вернулась бы к состоянию Раннефеодального застоя, если бы он склонился в сторону город-ской буржуазии Хиджаза и отдал преимущество интересам тор-говцев и ростовщиков, то потерял бы свою опору в центральной Гравии. Сознавая это, Ибн Сауд сразу стал строить государство как институт высшей политической и социальной ценности. Тем самым созданное им государство превращалось не только в арбитра различных социальных сил и регулятора экономической жизни, но и в патриархального патрона. В то же время традицион-ная патриархальная форма отношений маскировала их изменив-шуюся суть и смягчала для жителей пустынной Аравии воспри-ятие перемен.

В отсталой Аравии лишь государство обладало возможно-стями для проведения модернизации всего общественно-производственного организма (правда, в отличие от западных стран то была не созидающая, а догоняющая модернизация). Опыт республиканской Турции, в которой в основу государственного строительства был положен принцип этатизма, также учитывался королем. В фундамент созданного Ибн Саудом государства были положены начала религиозные, племенные и светские. Этот противоречивый симбиоз позволил не только выжить новому го-сударству, но и - благодаря нефтяному фактору - сформироваться своеобразной модели государственности. Важными системообра-зующими элементами этой модели стали принципы ислама (вклю-чая шариат), патриархального патернализма и светскость государ-ственности западного образца. Авторитарный королевский режим обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти, а также контролировал систему административного управления в провинциях. Режим стремился к сохранению религиозной и пле-менной лояльности, впоследствии - также лояльности социально-политической. Центральный аппарат государственного управления (Совет министров) обладал направляющими, регулирующими и контролирующими функциями в экономической жизни. Полити-ческая жизнь протекала в специфической форме внутридинасти-ческих, внутриклановых или межплеменных взаимоотношений, власть должна была считаться с мнением и улемов (семья аш-Шейх), и племенной аристократии (семьи Джилуви, Сунайян и др.). Социальное развитие отчасти протекало стихийно, отчасти регулировалось государством, исходившим из исламских и нацио-нально-государственных соображений.

В ходе модернизации, проводимой королем Фейсалом в 1964-1975 гг., усилился абсолютистский характер власти короля за счет умаления исламских и племенных начал (но не отказа от них). Главенство государства оставалось бесспорным. Жесткая верти-кальная организация власти смягчалась в некоторой степени традициями патернализма и племенной демократии. Однако по мере модернизации саудовского общества и упрочения в социально-экономической жизни начал капиталистического строя и буржуазного общества (по западной модели) государство оказа-лось вынужденным реагировать на столь кардинальные перемены.

Важным рубежом в развитии государства стал 1992 г. Сау-довская Аравия была провозглашена арабским, исламским, полно-стью суверенным государством, религией которого является ислам, а конституцией - «Книга Аллаха Всевышнего и Сунна Его Пророка». В стране сохранялась монархическая форма правления, в основе которого лежат принципы «справедливости, совета и равенства». Был создан Консультативный совет из назначаемых королем «благочестивых и достойных людей» для участия обще-ства в делах государственного управления (фактически совеща-тельный орган власти был воссоздан на основах старого Совета (маджлиса), существовавшего 1926-1936 гг. в Хиджазе). Экономи-ческой и социальной основой государства являются «собствен-ность, капитал и труд». Государство гарантирует неприкосновен-ность частной собственности, берет на себя защиту ислама и воплощение в жизнь основ шариата, в соответствии с которым обеспечивает права человека. Оно поддерживает систему социаль-ного обеспечения и поощряет благотворительность. Тем самым был подтвержден системообразующий принцип саудовской госу-дарственности - принцип этатизма, что еще более сблизило ее с западной моделью государственности, в которой во второй поло-вине XX в. проявлялось все более активное вмешательство госу-дарства в экономическую, политическую и социальную жизнь страны.

К концу XX в. в основном завершился процесс модерниза-ции в саудовском обществе. Согласно долгосрочным планам и по-следовательным действиям государства в стране возникла совре-менная экономика, основанная на современных производитель-ных силах и функционирующая на основе капиталистических на-чал. В главной отрасли национального хозяйства - нефтегазовой -Действует государственная компании САУДИ АРАМКО. Объем Добываемой нефти остается на высоком уровне, принимаются ме-ры для увеличения ежедневного уровня добычи ради удовлетворе-ния спроса со стороны растущих потребителей Китая и Индии. В 2008 г. САУДИ АРАМКО разработала пятилетний план расши-рения своей деятельности. Намечено увеличить объем инвестиций в разведку новых месторождений и обустройство старых месторождений Гавар, Саффания, Марждан, Бери, Зулуф и нового - Манифа (от 10,7 до 13,7 млрд. долл.). К 2013 г. планируется увеличить число эксплуатируемых нефтяных скважин с 187 до 248, объем добываемой нефти до 12,5 млн. бар. в день, а далее - до 15 млн. Добыча природного газа обеспечивает потребности внут-реннего рынка, а часть газа экспортируется. САУДИ АРАМКО намеревается увеличить объем добычи газа с 5,5 млрд. футов 3 в день до 14,5 млрд.

Курс на диверсификацию экономики за несколько десятиле-тий привел к изменению соотношения в общем объеме нефтяного экспорта долей сырой нефти и нефтепродуктов в пользу вторых. В разных районах королевства были построены новые нефтепере-рабатывающие и нефтехимические предприятия, намечается строительство новых. Так, САУДИ АРАМКО приступила вместе с другой крупнейшей государственной промышленной корпораци-ей, САБИК, к модернизации старейшего нефтеперерабатывающего предприятия в Рас-Таннура, мощности завода к 2013 г. возрастут с 2,4 млн. бар. в день до 3,6 млн.

Использование плановых методов развития экономики по-зволило государству не только сконцентрировать усилия и ресур-сы на стратегически важных промышленных объектах, но и привлекать туда иностранный и национальный частный капитал. Ставка была сделана на создание специальных промышленных зон, начало чему было положено ранее: естественно возникший в конце 1930 - начале 1940-х годов район нефтепромыслов АРАМКО в Восточной провинции, на побережье Персидского залива, стал именно такой особой промышленной зоной. В 1970-е годы опыт его формирования и функционирования был использо-ван при создании новых промышленных зон: в районах Джубайль (побережье Персидского залива) и Янбо (побережье Красного мо-ря). Спустя 20 лет, по мере социально-экономического развития страны, встала задача развития иных, ранее отсталых районов. И вновь эту политику «экономического районирования» целе-направленно проводит государство.

Новые промышленные зоны создаются в районах Джидды, Медины, Хаиля, эль-Харджа, Джизана, Даммама, а еще девять но-вых зон (промышленных городов) в западной, центральной и севе-ро-западной частях страны. Наиболее крупным из них, видимо, станет Экономический город короля Абдаллы, строящийся на мес-те небольшого городка Рабиг на западном побережье королевства. В частности, предполагается, что новый морской порт войдет в десятку крупнейших портов мира. В промышленной зоне Медины намечается при содействии специалистов из Малайзии создать наукоемкие, высокотехнологичные производства, а также Город знаний и учебные центры при участии специалистов из универси-тета Тайбея. Стоит отметить обоснованность притязаний саудов-цев на создание постиндустриального сектора промышленности: уже в 2009 г. размеры капитализации рынка информационных технологий в стране оценивались в 135 млрд. риалов, что ставило эту сферу национальной экономики на третье место после финан-совой и нефтяной. Примечателен быстрый рост пользователей Ин-тернета в стране: 2008 г. - 7831,4 тыс. человек (34% населения), 2009 г. - 10 033,7 тыс. (34,7%).

Государство объявило о планах развития столицы Эр-Рияда (о формировании новых районов и строительстве метро). Города в королевстве стремительно растут: в 1950 г. 15% саудовцев жили в городах, в 2010 г. - 80%. Численность населения столицы со-ставляла в 1968 г. 350 тыс. человек, в 1992 г. - 2,8 млн., в 2008 г. -4,6 млн., а к 2020 г. ожидается в 11 млн. человек. Город растет го-ризонтально, 99% жилых домов составляют частные виллы. Ста-вится задача активизировать высотное строительство. Пока лишь в центре столицы возвышаются башни Фейсалийя и Королевская башня (300 м). Государство намерено совместно с частным капи-талом осуществить инвестиции в развитие инфраструктуры (строительство дорог, легкого метро) и энергетических мощно-стей. Обсуждаются планы создания двух городов-спутников с на-селением по 15 млн. человек. Частные банки готовы оказать фи-нансовую помощь правительству в реализации такого рода масштабных проектов, но очевидно, что главную роль в их реали-зации вновь будет играть государство.

В 2009 г. было объявлено о готовности двух государствен-ных инвестиционных фондов (Саудовский фонд промышленного развития и Фонд общественных инвестиций) поддержать создание двух крупных нефтехимических заводов на побережье Красного моря в районе г. Джизан (зона Джизан экономик-сити). Это будет одна из девяти новых экономических зон (экономических горо-дов), создание которых планирует Генеральное инвестиционное управление Саудовской Аравии. Создание таких промышленных зон, по планам власти, решает две стратегические задачи: расши-рение сотрудничества государства и частного сектора, а также создание новых рабочих мест для быстро растущей численно сау-довской молодежи.

Естественной частью социально-экономического развития является создание современной инфраструктуры. За годы первого восьмого пятилетних планов в стране была с нуля создана система современных автомобильных дорог, модернизированы или заново построены крупные морские торговые и пассажирские порты и аэропорты. Эти объекты обеспечивают условия для успешного функционирования внутреннего рынка и экспортно-импортных операций. При создании инфраструктурных объектов государство изначально сделало ставку на активность частного капитала, и это себя оправдало. Точно таким же образом государство начало дей-ствовать в сфере энергетики, но там раз за разом возникали раз-личные проблемы - как недостаточной эффективности частных компаний, так и нехватки инвестиций для развития отрасли.

Важно отметить, что государство не осознается как само-достаточное в процессе социально-экономического развития. Еще в 1962 г. реформатор Фейсал назвал седьмым пунктом в своей программе реформ (знаменитые «десять пунктов») нерушимость принципа частной собственности. Немного позднее, в 1966 г., в одном из интервью король-реформатор Фейсал сказал: «Мы наме-реваемся двигаться вперед благодаря широкому планированию, ведомые нашими исламскими законами и верой... Мы избрали экономическую систему, основанную на свободном предпринима-тельстве, так как мы убеждены, что она абсолютно подходит к на-шим исламским законам и соответствует условиям нашей страны, предоставляя возможность людям, обладающим инициативой, и любым группам работать для общего блага. Это не означает их безудержного роста, мы будем вмешиваться, когда правительство сочтет это необходимым, но без нанесения ущерба основному принципу...»

В 1980-е годы, по мере угасания нефтяного бума и по мере создания основ современной экономики и современного общества (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), власть приступила к проведению приватизации, главная цель которой -увеличение степени участия частного капитала в национальной экономике. Это стало важной частью политики экономической либерализации. Намечалось, в частности, повышение эффективно-сти действующих предприятий, облегчение условий внешнеторго-вых операций при гарантиях Саудовского фонда развития и пере-мещения капиталов, финансирование производственных проектов в развивающихся странах также при поддержке этого фонда, об-ращение иностранной валюты внутри страны. Предусматривалось создание наряду с государственными учреждениями образования и здравоохранения частных учебных заведений и медицинских уч-реждений.

Нефтяная, точнее нефтегазовая, сфера была и остается под контролем государства, а доходы от нее - в распоряжении госу-дарства. В 2000 г. королевским декретом был создан Высший со-вет по нефти и минеральным ресурсам. Все иные отрасли нацио-нальной экономики, созданные за последние десятилетия, составляют потенциальные объекты для приватизации. (Еще од-ним безусловным исключением из списка приватизации стала На-циональная кооперативная страховая компания.)

Теперь государство позволяет частному сектору действовать в сферах, бывших ранее исключительно в его владении. Гибкость правительственной политики видна в том, что частному капиталу предлагаются две формы приватизации: полный переход предпри-ятия в частные руки и частичный, с сохранением государственного участия (не менее 40%). В начале 1980-х годов частный капитал получил 30% акций крупнейшей промышленной компании страны САБИК. В 1997 г. начался процесс частичной приватизации госу-дарственных телефонных сетей страны (для повышения эффек-тивности деятельности и снижения стоимости операций). Не-сколько частных компаний в сотрудничестве с государственной Почтовой службой начали осуществлять быструю доставку почты и посылок. По степени важности и сложности на первое место в процессе приватизации следует поставить национальную авиаком-панию «Саудия». Она остается монополистом на внутренних и за-граничных авиалиниях, принося значительные убытки государст-ву. Различные попытки в 1980-1990-е годы рационализировать управление и снизить издержки успехов не принесли. Путем ее приватизации правительство надеется улучшить обслуживание пассажиров, увеличить прибыльность компании, рационализиро-вать расходы, диверсифицировать источники дохода компании. Важным шагом к достижению этой цели стало создание по реше-нию Совета министров в октябре 1998 г. частной акционерной На-циональной компании авиаперевозок, участником которой стала и «Саудия».

Из крупных проектов приватизации можно назвать также Морские порты, службы коммунального хозяйства. В июле 2007 г. Решением короля Абдаллы как председателя Высшего экономиче-ского совета список объектов для приватизации пополнился. В него вошли Корпорация по опреснению морской воды (предла-гается не менее чем 60%-ное участие частного капитала в отдель-ных операциях корпорации), Саудовская электроэнергетическая компания (дополнительный капитал необходим для реализации масштабных проектов энергогенерирующих мощностей), Саудов-ская железнодорожная организация (средства необходимы для строительства новых участков пути и 35 переходов для автомоби-лей и верблюдов на существующей дороге Эр-Рияд-Даммам), такие важные социальные объекты, как биржи труда, а в сельско-хозяйственном секторе - ветеринарные пункты и сети водоснаб-жения.

В августе 1999 г. правительством был одобрен проект, раз-работанный Высшим экономическим советом королевства, пред-ложившим в рамках экономических реформ программу приватиза-ции. Главные ее цели таковы: «Безопасность и благосостояние общества. Неуклонный рост национальной экономики, обеспечи-вающий реальное увеличение доходов населения. Стабилизация цен. Обеспечение рационального использования рабочей силы и оптимизация трудовых ресурсов, включая "саудизацию". Контро-лирование национального долга в разумных пределах. Справедли-вое распределение доходов, инвестиций и возможностей деятель-ности. Диверсификация экономики и увеличение доходов государства. Создание прочных правовых основ для инвестиций. Обеспечение правительством возможностей роста национальной экономики в соответствии с целями национального развития. Уси-ление способности национальной экономики к эффективному вхождению в мировое хозяйство. Расширение вклада частного сектора в национальную экономику путем реализации правитель-ством программы приватизации».

Эволюция саудовского национального хозяйства от моно-отраслевого к многоотраслевому, наметившаяся еще в 1980-е го-ды, но обретающая реальные черты спустя 20 лет, очевидно, повлечет за собой изменения в отношениях государства и частного сектора. С сокращением доли нефтяных доходов в бюджете слабе-ет способность государства к абсолютному доминированию вслед-ствие монопольного контроля над ресурсами. По мере возрастания доли ресурсов в виде собираемых налогов верховной власти необ-ходимо договариваться с отдельными группировками правящей элиты об условиях изъятия ресурсов. Таким образом, диверсифи-кация саудовской экономики со временем должна сказаться и на социально-политической жизни королевства.

Со сменой эпох неизбежно должна меняться и экономиче-ская стратегия государства. Остаются в прошлом принципы «мо-билизационной экономики», обеспечившие в 1970-1990-е годы высокие темпы экономического роста. Но то, что было 20 лет на-зад плюсом, сейчас становится минусом. Национальное хозяйство и его новые движущие механизмы обретают современные реаль-ные очертания, и открывается, что сами по себе «рыночные силы» не в состоянии обеспечить успешное развитие королевства. В стране давно сформировался государственно-монополисти-ческий уклад наряду с частным капиталистическим укладом, и их взаимодействие способно организовать лишь государство.

Стоит отметить, что, несмотря на очевидную «нефтяную» и «аравийскую» специфику, названная «двуслойность» саудовской экономики вполне обычна для Запада. Ф. Бродель четко различал «капитализм в разных его формах» и «рыночную экономику» или «два этажа» западной экономики: «сектор монополистический и сектор конкурентный», видя в том «живую диалектику капитализ-ма». Специфика саудовской экономики состоит в том, что власть не отделена от собственности, и правящая семья Саудидов в то же время управляет конгломератом различных промышленных и фи-нансовых корпораций. Это позволяет ей через формальные и не-формальные механизмы регулировать экономическое развитие как на уровне государственно-монополистического уклада, так и на более низком уровне. Интересы национальной экономики и инте-ресы государства совпадают в главном, и это соображение одно-значно требует от последнего способствовать развитию капитали-стической (и - возможно, в будущем - посткапиталистической) экономики.

Основой социального развития королевства служит нефтега-зовый сектор. Так, несмотря на быстрый рост численности населе-ния с 22,5 млн. человек в 2004 г. до 25,4 млн. в 2009 г., объем ВВП надушу населения неуклонно рос, составив соответственно 41 668 и 55 535 риалов. Продолжительность жизни увеличилась с 54 лет в 1975 г. до 72,7 лет в 2007 г., что выше, чем в большинстве араб-ских и развивающихся стран. Уровень детской смертности (на 1 тыс. детей) понизился со 185 в 1970 г. до 26 в 2005 г. Основная Часть населения проживает в городах: 1975 г. - 58,3%, 2010 г. -82,1%. Благодаря активной политике государства сформировались Новые социальные силы: национальная буржуазия, рабочий класс, интеллигенция, бюрократия. Развитие системы образования было и остается одним из важнейших приоритетов саудовского государ-ева. Закончилась эпоха «нефтяного опьянения», когда казалось, что все можно купить за нефтедоллары. Ныне все больше внимание обращается на развитие человеческого фактора. В 1998 г. уси-лия властей по ликвидации неграмотности в королевстве были отмечены специальной премией ЮНЕСКО. В последнее десятиле-тие, несмотря на финансовые трудности, расходы государства по статье «развитие человеческих ресурсов» остаются в бюджете од-ними из самых больших (будучи неизменно на втором месте после расходов на оборону и безопасность): 2008 г. - 104,6 млрд. риалов (25,5%), 2010 г. - 137,4 млрд. (25,5%).

Экономическое развитие и традиции Саудовской Аравии. Со времени открытия нефтяных запасов на территории Аравийского полуострова, с 1938 года, Саудовское Королевство быстро превращалось из страны со средневековым образом жизни в современное государство, обладающим суперсовременным технологическим оборудованием, но в то же время оказалось не в состоянии перешагнуть через вековые традиции кочевников-бедуинов. Главная причина такого положения состоит в том, что короткий исторический срок перехода государства из одного состояния в другое не позволил быстро уйти от патриархального образа жизни. Кроме того, королевская саудовская верхушка и религиозная элита Аравии ревностно следили за традиционным укладом жизни общества и не допускали в этом плане никаких изменений.
Трудно себе представить, что пятьдесят лет назад, после Второй мировой войны, Саудовская А.равия жила еще в глубоком средневековье. Рабство в Саудовской Аравии было формально ликвидировано лишь в 1962 году. На всю страну в то время было всего 45 километров асфальтовых и 200 километров грунтовых дорог. Отсутствовала какая-либо промышленность, а сельское хозяйство велось так же, как и сотни лет назад. Саудовская Аравия была скотоводческо-земледельческой страной с господствующими пережитками патриархатьно-родового строя, который всегда был.основой власти саудидов. Сельское население и сегодня состоит из земледельцев (феллахов) и кочевников (бедуинов). Земледельческая территория занимает ничтожно малую часть Аравийского полуострова - 2% территории, а площадь земель, пригодных для пастбищ, - 58%. Поэтому земледелие никогда не могло удовлетворить потребности населения - вся недостающая продукция привозилась из-за рубежа.
Феллахи в оазисах занимаются поливным земледелием (а именно такое возможно в условиях засушливого климата), выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, а также кофе, виноград, лимоны, апельсины и пр. Но основная сельскохозяйственная культура - финиковая пальма, которая издавна возделывалась на 90% оазисных земель. Финиковая пальма - «хлеб страны», а Мухамед называл ее «матерью арабов», имеет 360 способов употребления. Что касается животноводства, то оно всегда имело экстенсивный характер и является главным занятием кочевых племен - бедуинов. Учет поголовья скота (верблюдов, лошадей, овец, коз), как и продукции животноводства, государством традиционно никогда не велся.
Господствующий социальный слой со дня основания Королевства - представители правящей династии Саудидов, родоплеменной верхушки и высшего мусульманского духовенства. Составляя не более 1% населения, они предстают в виде правящей элиты саудовской бюрократии. На положение правящего элитного слоя существенно влияют традиционные родоплеменные взаимоотношения между давно сложившимися общественно-политическими структурами. У бедуинов в большей степени, чем у феллахов, сохранилась родоплеменная структура общества с характерным для нее совмещением светской и духовной власти. Племя всегда управлялось шейхом (в период междоусобных войн акыдом), которым в принципе мог стать любой бедуин. Однако ваххабитские шейхи на протяжении десятилетий, а то и веков, избирались из одних и тех же аристократических семей. Чаще всего власть передавалась от отца к сыну. Саудидам удалось сохранить и приспособить к современным экономическим условиям родоплеменную структуру и использовать ее для укрепления своей династической власти.
Поток нефтедолларов в 50-е годы существенно изменял быт, образ жизни и экономику государства. Особенно быстрые экономические изменения в стране начались в период правления короля Фейсала (1962-1975), который начал осуществлять программу модернизации на основе средств, получаемых от экспорта нефти. Многое было сделано для проведения самостоятельной, независимой политики от Запада и США в процессе эксплуатации нефтяных ресурсов. Укрепляя власть и стремясь увеличить доходную часть государства, Фейсал пошел по пути создания государственной нефтяной компании - ПЕТРОМИН (Генеральная организация нефти и минеральных ресурсов), которая развивалась с помощью американцев. Активно сотрудничая с иностранными фирмами, ПЕТРОМ1Ш основывала и выкупала у АРАМКО нефтеперерабатывающие заводы и сосредоточивала в своих руках сеть распределения нефтяных ресурсов. На решение этих проблем ушло десятилетие. Кроме того, с помощью США были подготовлены езои специалисты-нефтяники, закуплены танкеры, расширены порты, создана мощная организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Лишь после создания необходимых подготовительных мероприятий и договоренностей с американскими политиками с 1980 года прошла национализация американской компании, с возмещением понесенных затрат на ее создание и эксплуатацию. Постепенно все нефтяные компании окончательно перешли под контроль саудовского государства.
На основе развития нефтяной отрасли стали создаваться огромные национальные фонды накопления, которые служили базой для реализации программ индустриализации и создания современной инфраструктуры. Тогда-то и появились отличные дороги, аэропорты, теле- и радиокоммуникации. Затем пришла очередь индустриализации и развития сельского хозяйства. Для реализации экономических задач было закуплено новейшее оборудование на Западе, в США и Японки, оттуда приехали высококвалифицированные специалисты. Это способствовало укреплению монархической власти, а государство еще более усилило ведущую роль в экономическом развитии страны, способствуя сохранению всех прежних порядков и устоев в стране.
Усиленная эксплуатация нефтяных ресурсов, сосредоточение в руках государства огромных финансовых средств позволили не только реализовать программу индустриализации, но и создать благоприятные условия для формирования предпринимательской деятельности и развития нового государственно-капиталистического сектора экономики. Индустриализация страны осуществлялась с помощью западных стран и США, которые, в свою очередь, получили емкий рынок инвестиций, промышленных товаров и услуг. Соединенные Штаты получили возможность участия в развитии саудовской экономики и крупнейшие подряды на строительство дорогостоящих объектов. Одновременно Саудовская Аравия оказалась вовлеченной з развитую сеть мирового экономического хозяйства.
Основной упор в промышленности саудовцами был сделан на развитие нефтехимии. Ее главными центрами стали города Эль-Джубайль на берегу Персидского залива и Янбу, на поберелсье Красного моря. Эль-Джубайль, находящийся недалеко от Эр-Рияда, является зоной нефтеперерабатывающих заводов, предприятий тяжелой индустрии, имеет развитую инфраструктуру, громадную опреснительную станцию, рассчитанную на 600 тысяч кубометров воды в сутки. Проекты дальнейшего развития этого города рассчитаны до 2010 года. Крупный промышленный город связан с Янбу нефтяными и газовыми трубопроводами, современной автострадой. Еще двадцать лет назад это были небольшие патриархальные деревушки, а в начале XXI века превратились в две крупные промышленные зоны, в которых функционируют более ста крупных и средних предприятий, где есть мечети, современные жилые дома, школы, больницы и т. д. Вчерашние бэдуины-кочевники достаточно быстро освоили блага цивилизации, пересели на автомобили, но сохранили при этом прежнюю родовую структуру и традиционные привычки кочевников.
Устойчивое сохранение пен на нефть и стабильный спрос на нее способствовали стремительному процессу эконом1гчес-кого развития страны. Доходы королевства росли с каждым годом, и многим казалось, что эта ситуация будет сохраняться всегда. Но Саудовские лидеры понимают, что зависимость экономики от экспорта нефти рано или поздно может обернуться для страны и подданных сложными экономическими проблемами. Это заставляет саудовских властителей пересмотреть стратегическую ориентацию в сфере экономики. Уже в конце 80-х начале 90-х годов саудовцы решали, в основном, две главные задачи: во-первых, было важно заложить изменения в структуру саудовской экономики для того, чтобы нефтяной сектор перестал быть господствующим и почти единственным в производственной сфере. Важно было ослабить зависимость экономики от нефти и приступить к созданию национальной перерабатывающей промышленности.

Основные приоритеты в сфере экономики к началу нового века были направлены на развитие обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и финансового сектора. Во-вторых, саудовские лидеры пытались перераспределить государственные расходы и переложить их с государственного на частнокапиталистический сектор. При сохранении крупного государственного сектора в промышленном производстве, особое внимание уделялось расширению участия частного сектора в производстве товаров для внутреннего рынка. Большое развитие частный сектор получил в новых перерабатывающих и традиционных отраслях в результате дополнительных экономических стимулов. Это также требовало значительных средств. Но, привлекая внутренних и иностранных инвесторов, королевской власти в основном удалось решить и эту задачу. Например, Саудовской Аравии понадобилось 16 миллиардов долларов для перевода нефтеперегонных заводов на выпуск автомобильного бензина, и это было сделано без относительно больших финансовых затрат государства.
В конце 2001 года наследный принц Абдалла объявил о составлении планов по приватизации промышленных предприятий. Это было вызвано необходимостью повышения роли частного сектора в экономической жизни страны. Доля частного сектора составляла всего 10 процентов, но уже в 2004 году доля частного сектора увеличилась вдвое. Для саудовцев это означало переход к формированию нового социального слоя людей, способного на основе рыночного регулирования к развитию национальной экономики.
Развитие сельского хозяйства является также важным направлением программы модернизации Аравии. За полтора-два десятилетия саудовское государство сделало стремительный скачок от патриархального, средневекового хозяйства к современным методам сельскохозяйственного производства. В конце 80-х годов Королевство импортировало 90% продовольствия. Когда приступили к реализации планов развития земледелия и животноводства, многие не верили, что в пустыне можно выращивать богатые урожаи и выпускать продукцию животноводства. Тем не менее, к началу нового века в результате создания системы поливного земледелия прямо в пустыне, среди песков выращивается пшеница, и почти две трети ее идет на экспорт. По утверждениям прессы, Королевство полностью в начале века обеспечивало себя молоком и молочной продукцией, яйцами и птицей. Вместе с тем, пока рано говорить о полном самообеспечении Саудовской Аравии продуктами питания. Ограниченные водные ресурсы, мизерные площади, пригодные для обработки, дефицит собственных квалифицированных кадров, да и природные условия пока ограничивают возможности Королевства.
Зависимость от западной технологии, науки, квалифицированных кадров пока еще сохраняется достаточно сильно. Было бы наивным представлять, что гигантский прыжок из крайней отсталости в будущее будет возможен без помощи индустриально-развитых государств и высококвалифицированных кадров. Саудовцы выказывают особую обеспокоенность тем, что ключевые посты в экономике, науке, промышленности и сельском хозяйстве по-прежнему находятся в руках представителей западных стран и США. Представители западного мира, прежде всего американцы, руководят научными центрами и фирмами, служат военными советниками, работают врачами и специалистами в госпиталях и клиниках, преподавателями в университетах. Они находятся в стране в привилегированном положении. Присутствие в стране около пяти миллионов иностранцев вызывает у саудовцев большое беспокойство. Больше всего в стране йеменцев, затем идут пакистанцы и индийцы, египтяне и палестинцы, ливанцы и филиппинцы, турки и южнокорей-цы. Их заработки чрезвычайно низкие, и саудовцы относятся к ним как к людям «второго сорта», к тому же они не могут претендовать на гражданство и тем более пользоваться многочисленными льготами. Власти принимают меры, направленные на изменение этой ситуации, пытаясь осуществить «саудизацию» рабочей силы. Главные административные должности в учреждениях, министерствах и ведомствах стали предоставляться только подданным Саудовской Аравии. Резко активизированы усилия по подготовке собственных кадров на основе введения бесплатного образования. Главное учебное заведение страны - Университет имени короля Сауда, в котором учится 30 тысяч студентов, считается самым крупным на Ближнем Востоке. Глубокие изменения в экономической и социальной жизни саудовцев проходили при сохранении многих параметров восточного общества, сохранявшихся в течение веков. Нисколько не уменьшилась, а Даже увеличилась роль государства, которое выступало не только проводником процесса модернизации, но и активным регулятором социального развития общества. Королевская власть вплоть до сегодняшнего дня практически не претерпела изменений. Король по-прежнему сосредоточивает в своем лице высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Правительство страны формируется королем только из состава членов саудовской семьи. В Саудовской Аравии нет парламента, нет политических партий и оппозиции.
Практически все законы, действующие в королевстве, основаны на традиционном исламском законодательстве - шариате. Король выступает гарантом незыблемости исламских традиций в саудовском обществе. Не случайно короля Саудовской Аравии именуют также «хранителем двух священных для мусульман мечетей» - в Мекке и Медине. Все короли Саудовской Аравии, принимая власть от предшественника, заявляли о незыблемости вековых традиций саудовского общества. Это были не просто декларации. Саудовские монархи, привнося материальные достижения западной цивилизации, не поступались духовными основами и укладом жизни своего королевства.
Ислам - основа основ саудовского Королевства, его официальная религия. Преподавание мусульманской религии обязательно во всех учебных заведения. Считается, что Коран - гарант стабильности и спокойствия в государстве саудов. Своеобразие быта и жизни саудовцев наглядно проявляется в повседневной жизни. Блюстители религиозных порядков и ваххабитская верхушка всегда давали знать о себе. Комитеты общественной морали, находившиеся в их руках, ревностно следили за поведением граждан в обществе. Широкое привлечение женщин на производство еще сдерживается сохраняющимся консерватизмом в саудовском обществе. На улицах Эр-Рияда, по описаниям Л. Васильева, с открытым лицом можно было увидеть лишь иностранок, одетых, тем не менее, в традиционные черные накидки. С большой осторожностью относятся саудовцы к подражанию в сфере культуры и духовной жизни. Ислам был и остается стержнем саудовского общества. Тем самым, следуя в русле общемирового развития, в условиях глобализации, саудовцы стараются обеспечить свой, самобытный путь развития."
Нельзя представлять, что модернизация в Аравии в условиях сохранения самобытности и исламских традиций проходит гладко и безболезненно. Скорее, напротив, изменения создают новые дополнительные проблемы, требующие своего разрешения. С одной стороны, религиозная верхушка из числа ваххабистских шейхов и традиционалистов развернули активную борьбу против «вестернизации» страны. Они развернули широкое наступление против «отступников ислама» и безбожной власти короля. В их среде получают поддержку многие террористические акции и «джихад». Усиливающиеся террористические выступления говорят об опасности ваххабитского экстремизма. С другой стороны, появление новых социальных групп населения в результате нефтедолларовой модернизации (мелкая и средняя буржуазия, промышленная буржуазия, интеллигенция и студенты и т. д.) вызвало недовольство в их среде средневековыми ограничениями. Борьба этих направлений, борьба между ваххабитским фундаментализмом и западным либерализмом, развивается в начале XXI века. Во всяком случае, королевская власть между двух огней оказывается уже сегодня. Даже те мелкие реформы, которые пытается осуществить наследный принц Абдалла, наталкиваются на сопротивление консервативно настроенных религиозных лидеров.
После войны Соединенных Штатов в Ираке 2003 года королевская власть оказалась в сложном положении. Итоги этой войны достаточно четко обозначили-сущность сложившихся противоречий в Аравии. После окончания войны в Ираке, в Эр-Рияде заговорили о возможности проведения демократических реформ. В печати выдвигались предложения о необходимости проведения выборов в парламент, введения Конституции. Наследный принц Абдалла даже пообещал освободить женщин и дать им возможность участвовать в жизни Королевства. Правительство уволило несколько сотен религиозных служителей и временно приостановило деятельность порядка тысячи мулл из-за проповедования ими религиозной нетерпимости и экстремизма. Эти меры, конечно, не ликвидировали причины, корни исламского фундаментализма и экстремизма. Таким образом, новые экономические и социальные тенденции на современном этапе наталкиваются на старые, средневековые принципы жизни саудовцев. Представляется, что борьба с исламским консерватизмом и фундаментализмом стоит на повестке сегодняшнего дня.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ, Королевство Саудовская Аравия (араб. Аль-Мамляка аль-Арабия ac-Саудия), — государство в Юго-Западной , занимает свыше 2/3 Аравийского полуострова и ряд островов в Красном море и Персидском заливе. Площадь около 2,15 млн. км 2 . Население 11,5 млн. человек (1986). Столица — Эр-Рияд. В административном отношении делится на 4 провинции: Хиджаз, Асир, Неджд, Восточная. Официальный язык — арабский. Денежная единица — саудовский риал. Саудовская Аравия — член ОПЕК (1960), ОАПЕК (1968), Лиги арабских государств (ЛАГ) и Совета сотрудничества стран Персидского залива с 1976.

Общая характеристика хозяйства . Саудовская Аравия — одна из крупнейших нефтедобывающих стран мира. Нефтяная промышленность обеспечивает свыше 80% поступлений в государственный бюджет и свыше 95% стоимости экспорта (1985). ВВП в 1985 составил 89 млрд. долларов. В структуре ВВП (1985) главная роль принадлежит нефтедобывающей промышленности (около 65%), нефтехимической и металлургической промышленности 8%, сельскому хозяйству 3%, строительству 13%, транспорту и связи 6,9%, торговле 4,1%. Правительство поощряет развитие частного сектора и смешанных компаний с участием иностранного капитала. Производство электроэнергии 25 млрд. кВт.ч (1984). Структуру топливно-энергетического баланса составляют нефть (большей частью) и . Общая длина железных дорог 719 км, автодорог с твёрдым покрытием 76 тысяч км, грунтовых 23 тысяч км, 3,4 тысяч км (1985), завершается прокладка нефте- и от на востоке до порта Янбу (1,2 тысяч км). Главные порты: Джидда, Даммам, Эль-Джубайль, Янбу и Король-Фахд (строится на берегу Персидского залива).

Природа . Большую часть страны занимают пустыни (наиболее крупные Большой и Малый Нефуд, Руб-эль-Хали) с сухими долинами — вади . В центре страны располагается полоса куэстовых возвышенностей, на западе — горы Хиджаз и Асир (высота 2500-3000 м) с пологими северо-восточными и крутыми, сильно расчленёнными юго-западными склонами, на юго-западе низменность Тихама, вдоль побережья Персидского залива низменность Эль-Xaca (местами заболоченная или покрытая солончаками). Климат на севере субтропический, на юге тропический, резко континентальный, сухой. Средняя температура января +10°С (на севере иногда заморозки до -11°С), июля 30-35°С. Количество осадков в основном до 100 мм, в горах до 400 мм в год, весной и летом часты песчаные бури. Постоянных рек нет.

Геологическое строение . Саудовская Аравия расположена в пределах северо-восточной части Африкано-Аравийской . Юго-западная часть входит в состав Нубийско-Аравийского щита, северо-восточная — в состав Аравийской плиты , породы фундамента которой перекрыты фанерозойским осадочным чехлом. Нубийско-Аравийский щит сложен гнейсами и мигматитами архея — нижнего протерозоя и комплексом геосинклинальных пород общей мощностью свыше 12 км, в котором преобладают гранитоиды и метаморфизованные вулканогенно-осадочные отложения. Среднерифейский комплекс представлен основными метавулканитами и туфами , сланцами , граувакками , агломератами и лавобрекчиями, прорванными позднепротерозойскими батолитами . В составе пород — конгломераты , андезиты , рйодациты, базальты с многочисленными гранитными интрузиями. Отложения венда представлены комплексом известково-щелочных вулканитов и метаосадочных пород. Среди верхнепротерозойских вулканогенно-осадочных формаций содержится несколько офиолитовых швов с развитием зон меланжа и тектонических покровов с фрагментами офиолитовой ассоциации. Формирование позднедокембрийских образований происходило в ходе аккреции океанических островодужных комплексов с участием отдельных микроконтинентов и завершилось становлением сдвигово-сбросовой системы Неджд. метаморфические комплексы образуют складчатые структуры северо-западного направления, осложнённые многочисленными разломами . С ними связаны месторождения руд железа , меди , цинка , золота , редкоземельных элементов , рудопроявления бериллия , олова . В районах, примыкающих к щиту, развиты палеозойские, мезозойские и палеоценэоценовые отложения, представленные терригенными и ангидрито-карбонатными осадками континентальных, лагунных и мелководно-морских фаций мощностью до 2,5 км, образующие моноклинали к северу и юго-востоку (внутренняя гомоклиналь, или склон Нубийско-Аравийского щита).

В восточной части Аравийской плиты выделяется структурная терраса Газа. Осадочный чехол мощностью до 7 км представлен здесь наиболее полно. Палеозойский разрез преимущественно песчано-глинистый. Пермские, палеогеновые, мезозойские и нижнемиоценовые отложения представлены в основном карбонатными разностями. В составе неогенчетвертичных отложений преобладают терригенные породы с прослоями эвапоритов . На структурной террасе Газа прослеживается меридиональная система валообразных поднятий, наиболее крупное из которых Эн-Нала с амплитудой до 250 м. Поднятия осложнены локальными куполообразными и брахиантиклинальными структурами, с которыми связаны многочисленные и газовые месторождения . На юге расположена синеклиза Руб-эль-Хали (мощность осадков до 8 км), локальные структуры которой также нефтегазоносны. Вдоль побережья Персидского залива развиты мощные неогеновые молассы Месопотамского краевого прогиба , к южной окраине которого приурочены крупные месторождения нефти.

История освоения минеральных ресурсов . На территории Саудовской Аравии с древнейших времён добывались руды золота и серебра. Так, в районе месторождения Махд-эд-Дахаб обнаружены остатки крупного золоторудного промысла, включающего 55 заброшенных рудников, древнейший из которых — "Умм-Гарайат" — датируется 10 веком до н.э. Наиболее интенсивно добыча золота из них велась на рубеже н.э. и в 8-10 вв. (было добыто не менее 30 т золота). Район Эд-Давазими издавна известен как "серебряный пояс", где действовало свыше 150 серебряных рудников. Археологические раскопки обнаружили остатки железоделательного производства у г. Акик и производства свинца из галенита у Эль-Ваджх.

Древнейшим занятием жителей побережья Персидского залива была ловля жемчуга , особенно славившегося в средние века и ценившегося дороже китайского. Ещё в начале 20 века в этом промысле участвовало до 1,5 тысяч лодок. С появлением искусственного жемчуга добыча натурального почти прекратилась. В Красном море добывали чёрный коралл для изготовления чёток и бус.

Горная промышленность . Основная отрасль горной промышленности — нефтегазовая, в небольших масштабах ведётся добыча нерудных полезных ископаемых (размещение объектов горной промышленности см. на карте).

Нефтегазовая промышленность Саудовской Аравии является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров нефти и природного газа. Поисково-разведочные работы на нефть и газ в стране проводятся с начала 1930-х гг. Первое месторождение (Даммам) открыто в 1938, в 1940 обнаружены месторождения Абкайк и Абу-Хадрия, в 1945 Катиф , в 1948 крупнейшее в мире Гавар и в 1951 самое крупное морское месторождение Саффания-Хафджи. История нефтяной промышленности Саудовской Аравии неразрывно связана с деятельностью компании "Арамко", получившей концессию на добычу нефти и газа на большей части территории страны. До 1962 эта компания безраздельно распоряжалась нефтяными богатствами Саудовской Аравии. В 1962 была утверждена государственная компания по добыче нефти и других минеральных ресурсов — "Petromin", а "Арамко" перешла под контроль правительства, которое владеет 60% акций компании (остальные 40% акций принадлежат американским монополиям "Exxon", "Texaсо", "Sokal" и "Mobil Oil"). Добыча нефти начата в 1939 и до середины 40-х гг. составляла 0,5-1 млн. т в год. С открытием крупнейших месторождений добыча нефти стала возрастать, максимальный уровень (свыше 500 млн. т в год) был достигнут в 1980-81 (табл. 2).

Позже в связи с неблагоприятными для стран-экспортёров изменениями ситуации на мировом нефтяном рынке добыча нефти и газа существенно понизилась. Основной район добычи — структурная терраса Газа и прилегающая акватория Персидского залива. В разработке находится (1985) 15 месторождений (8 на суше и 7 в акватории). Большая часть нефти добывается на месторождениях Гавар (до начала 80-х гг. свыше половины всей добычи) и Саффания-Хафджи. Эксплуатация месторождений нефти ведётся в основном фонтанным способом. Весь природный газ является попутным. Переработка нефти — на шести нефтеперерабатывающих заводах общей мощностью 58,9 млн. т в год и пяти газоперерабатывающих заводах суммарной мощностью свыше 20 млрд. м 3 в год (1985). Общая протяжённость нефтепроводов 3,3 тысяч км, в т.ч. 2

Добыча других полезных ископаемых. На территории страны добывают нерудные полезные ископаемые для местных нужд. Наиболее развита добыча известняков и глин — сырья для цементной промышленности. Добыча цементного сырья ведётся открытым способом в районах действующих цементных заводов в гг. Хуфуф, Эр-Рияд, Эль-Джубайль, Бурайда, Табук, Янбу. Основные компании, производящие цемент, — "Saudi Kuwaiti Cement Manufactiring Со" и "Saudi White Cement Со" (самые крупные производители цемента на Среднем Востоке). Производство цемента в стране с вводом в строй новых заводов быстро возросло от 1,0-2,6 млн. т в 70-х гг. до 8 млн. т в 1983 и 9,2 млн. т в 1984. В течение 80-х гг. резко возросла добыча гипса — от 17-45 тысяч т в 70-х гг. до 350 тысяч т в 1984. Гипс, который добывают открытым способом на месторождениях Эль-Кибрит, Макна и Эль-Карим, используется для нужд внутреннего рынка. Добычу осуществляет национальная компания. Действует 80 карьеров по добыче мрамора — месторождения Джебель-Ханука, Джебель-Хавар, Джебель-Наим, Джебель-Будайя, Джебель-Хата, Вади-Тураба, Джебель-эт-Тиррад и др. Нерудные строительные материалы добывают в районе г. Джидда (100 карьеров), облицовочный камень из габбро , гранитов и андезитов — в различных районах страны.

Готовятся к эксплуатации месторождения руд золота (Махд-эд-Дахаб), железа (Вади-Сававин), цветных металлов (Эль-Масане, Джебель-Саид, Нукра), бокситов (Эз-Забира), возможно, фосфоритов (район Турайф-Сирхан).

Горно-геологическая служба. Подготовка кадров. Изучением геологического строения и полезных ископаемых ведает Генеральный директорат минеральных ресурсов, входящий в состав Министерства нефти и минеральных ресурсов. Генеральный директорат минеральных ресурсов подразделяется на геологический департамент, включающий отделы петрологии и минералогии , геологического картирования, геофизики , геохимии , экономической геологии , и департамент технического обслуживания.

Геологическими исследованиями и развитием минерально-сырьевой базы в стране занимается также Центр прикладной геологии "ЮНЕСКО", основан в 1970. Геологические кадры готовятся в трёх вузах: в Королевском университете и высших геологических школах гг. Эр-Рияд и Дахран, а также за рубежом.



География. Расположена на юго-западе Азии, занимает большую часть Аравийского полуострова. На востоке омывается водами Персидского залива, на западе - Красным морем. Площадь территории - 2149610 2 . Климат. На юге – тропический, резко континентальный, сухой; на севере - субтропический. Лето очень жаркое, зима теплая. Среднее количество осадков - около 100 мм/год (в горах до 400 мм), в центральных районах максимум весной, на севере – зимой, на юге – летом. Температура в январе колеблется в разных районах от +8 о С до +29 о С, в июле от +26 о С до +42 о С. В горах зимой возможен снег и минусовые температуры. В пустыне Руб-эль-Хали и некоторых других районах в отдельные годы дожди не выпадают совсем. Для пустынь характерны сезонные ветра. Жаркие и сухие южные ветра самум и хамсин весной и в начале лета часто вызывают песчаные бури, зимний северный ветер шемаль приносит похолодание. В пустынях резкие перепады температур. С середины апреля до середины октября дневная температура около +45 о C или выше в зависимости от региона страны. Зимой (с декабря по январь) здесь довольно прохладно (около +15 о C), а центральных пустынных областях еще холоднее по ночам. На побережье регулярно проходят дожди, но в столице Эр-Рияде дождей практически не бывает. Рельеф. По устройству поверхности большая часть страны - пустынное плато (высота от 300-600 м на востоке до 1520 м на западе), слабо расчлененное сухими руслами рек. На западе, параллельно побережью Красного моря, протянулись горы высотой 2500-3353 м, переходящие в прибрежную низменность шириной от 5 до 70 км. В горах рельеф меняется от горных вершин до крупных долин. На севере протянулась каменистая пустыня. В северной и центральной части страны расположены наиболее крупные песчаные пустыни; на юге и юго-востоке - пустыня с барханами и грядами в северной части до 200 м. Вдоль побережья Персидского залива протянулась местами заболоченная или покрытая солончаками низменность шириной до 150 км. Морские берега преимущественно низкие, песчаные, слабо изрезанные. Гидрография. Почти вся территория не имеет постоянных рек или водных источников, временные потоки образуются только после интенсивных дождей. Особенно обильны они на востоке, в Эль-Хасе, где много родников, орошающих оазисы. Грунтовые воды часто располагаются близко к поверхности и под руслами вади. Проблема водоснабжения осуществляется посредством развития предприятий по опреснению морской воды, созданием глубоких колодцев и артезианских скважин. Водные биоресурсы. Растительность. Большая часть поверхности - пустыни и полупустыни. Леса и лесистая местность занимают менее 1% площади страны. Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова. Весной и во влажные годы в составе растительности усиливается роль эфемеров. В горах Асира – участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. Почвы. Преобладают примитивные пустынные почвы; на севере страны развиты субтропические сероземы, в низменных восточных районах - солончаки и лугово-солончаковые почвы. Сельское хозяйство. Пахотные земли (≈2%) в основном расположены в плодородных оазисах севернее Руб-эль-Хали. Значительную территорию (56%) занимают земли, пригодные для пастбищного животноводства. Животноводство. Рыболовство и добыча морепродуктов, разведение КРС, овцеводство, верблюдоводство, козоводство, ословодство, коневодство. Растениеводство. Выращивают ячмень, пшеницу, рис, кукурузу, просо, кофе, овощи, цитрусовые, бананы, финиковую пальму, люцерну.

Экономическое развитие современной С. А. характеризуется высоким удельным весом нефтяной промышленности, с постепенным расширением производства в сопутствующих отраслях и ряде отраслей обрабатывающей промышленности.

ВВП С. А., рассчитанный по паритету покупательной способности валют, составил 241 млрд долл. США. ВВП на душу населения 10 600 долл. (2001). Рост реального ВВП 1,6% (2001). Доля С. А. в мировой экономике (доля ВВП) в текущих ценах около 0,4% (1998). Страна производит почти 28% совокупного ВВП арабских стран. В 1997 С. А. обеспечила 13,9% мировой добычи нефти и 2% - газа. Инфляция 1,7% (2001).

Численность занятых 7,18 млн чел. (1999). Большая часть занятых в экономике, около 56%, представлена иммигрантами.

Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП (2000): сельское хозяйство 7%, промышленность 48%, сфера услуг 45%. На добывающую промышленность в 2000 приходилось 37,1%, на обрабатывающую - около 10%, Структура ВВП по занятости: сфера услуг 63%, промышленность 25%, сельское хозяйство 12% (1999). По данным на 1999, наибольшее число занятых - 2,217 млн чел. - было в сфере финансов и недвижимости, 1,037 млн чел. - в торговле, ресторанном и гостиничном деле, 1,020 млн чел. - в строительстве. Остальные были заняты в других секторах сферы услуг и в промышленности, в т.ч. около 600 тыс. чел. - в обрабатывающей.

Многие из известных крупных саудовских компаний выросли из традиционных семейных коммерческих групп. Индустриализация С. А. осуществлялась при ведущей роли государства, поэтому в экономике до сих пор преобладают компании и корпорации с высокой долей государственного капитала, частный капитал присутствует в них на паях с государственным. Имеются компании с участием иностранного капитала. Саудовский национальный банк «Аль-Раджхи Бэн-кинг энд Инвестмент Корпорейшн» вырос в 1970-80-е гг. из старейшей денежно-меняльной конторы семейства Аль-Раджхи, которому принадлежит 44% акций банка. «Нэшнл Индастриализэйшн Ко.» и «Нэшнл Эгри-калчурэл Девелопмент Ко.» являются первыми в стране крупными компаниями соответственно промышленного и сельскохозяйственного развития, созданными с преобладанием частного капитала. Государственная нефтяная компания «Сауди АРАМКО» и государственная холдинговая компания по нефти и минеральным ресурсам ПЕТРОМИН с её системой дочерних учреждений в различных сферах нефтяной промышленности от добычи нефти до производства масел, бензина и пр. включает 14 крупных компаний и выступает основой всей структуры отрасли. В некоторых из этих компаний имеется иностранное акционерное участие («МакДермотт», «Мобил Ойл Инвестмент»). В нефтехимии и тяжёлой промышленности существует сходная структура, центральное место занимает созданная в 1976 холдинговая компания САБИК («Сауди Бэйсик Индастриз Корп.»), 70% капитала которой принадлежит государству. Роль частного капитала в данной сфере экономики выше. Среди крупных компаний - «Кемья», «Шарк», «Ибн Сина», «Хадид», «Садаф», «Ян-пет». В других отраслях хозяйства к крупным относятся компании «Арабиан Семент Ко.» (производство цемента), «Сауди Метал Индастриз» (стальная арматура), «Аз-Замиль Груп» (недвижимость, маркетинг) и т.д. В стране имеются различные банки и страховые компании.

Основная отрасль промышленности - нефтегазовая, которая обеспечивает производство наиболее весомой доли ВВП С. А. Она контролируется государством через государственные уполномоченные организации и компании. К кон. 1980-х гг. был завершён выкуп государством всех иностранных долей в нефтяной компании «Сауди АРАМКО». В 1960-70-е гг. в стране произошло быстрое увеличение добычи нефти: с 62 млн т в 1969 до 412 млн в 1974. Это совпало со вспышкой мирового энергетического кризиса в 1973 после арабо-израильской войны. В 1977 экспорт саудовской нефти принёс 36,5 млрд долл. США доходов. В 1980-е гг. цены на нефть снизились, однако нефтегазовая промышленность продолжает обеспечивать немалые доходы (около 40 млрд долл. США в год), составляющие около 90% доходов страны от экспорта. Разработка нефти ведётся на принадлежащих государству промыслах. Она добывается на 30 основных месторождениях и экспортируется с помощью системы трубопроводов, нефтехранилищ и портов на побережье страны. В 2000 добыто 441,4 млн т нефти и 49,8 млн м3 газа. С. А. играет важную роль в Орга- низации стран - экспортёров нефти (ОПЕК). В 2001 квота страны в добыче ОПЕК составляла более 7,54 млн барр. нефти в сутки.

В области утилизации газа самым крупным проектом было строительство в 1975-80 единой системы сбора и переработки попутного газа, через которую газ экспортируется и снабжаются предприятия нефтехимии. Объём производства - 17,2 млн т сжиженного газа (1998). В области нефтепереработки имеется 5 крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Янбу, Рабахе, Джидде, Эр-Рияде и Рас Таннуре. Последний перерабатывает более 300 тыс.т. Больше всего производится мазута и дизельного топлива. Налажен выпуск автомобильного и авиационного бензина, топлива для реактивных двигателей.

На крупных предприятиях, контролируемых САБИК, расположенных в промышленных центрах Эль-Джубайль, Янбу и Джидда, осуществляется нефтехимическое и металлургическое производство. В 1990 - 96 объём продукции вырос с 13 до 22,8 млн т. На рынке было реализовано 12,3 млн т продукции нефтехимии, 4,2 млн т удобрений, 2,8 млн т металлов, 2,3 млн т пластмасс. К 1997 объём продукции САБИК достиг 23,7 млн т, а к 2000 производственные мощности планировалось увеличить до 30 млн т. Среди нефтехимических товаров - этилен, мочевина, метанол, аммиак, полиэтилен, этиленгликоль и др.

Горнодобывающая промышленность развита слабо. В нач. 1997 создана государственная горнодобывающая компания. В настоящее время разрабатываются месторождения золота к северо-востоку от Джидды. В 1998 здесь было добыто около 5 т золота, 13,84 т серебра. Разрабатываются соль, гипс.

С нач. 1970-х гг. в С. А. быстро развивалась промышленность стройматериалов в связи со строительным бумом. Основа промышленности - производство цемента, оно возросло с 9648 тыс. т в 1979 до 15 776 тыс. в 1998. Развито стекольное производство.

Металлургическая промышленность представлена производством арматурной стали, стального прута, некоторых видов фасонного проката. Построено несколько предприятий.

В 1977 начал выпускать продукцию завод саудовско-германской компании по сборке грузовиков. В Даммаме имеется небольшая судостроительная верфь, выпускающая нефтеналивные баржи.

Важные отрасли промышленности - опреснение морской воды и энергетика. Первый опреснительный завод построен в Джидде в 1970. Сейчас вода подаётся с побережья в центральные города. В 1970-95

мощность опреснительных заводов возросла с 5 до 512 млн американских галлонов воды в год. Было электрифицировано около 6000 городов и посёлков по всей стране. В 1998 производство электроэнергии составило 19 753 МВт, в 1999 производственные мощности достигли 23 438 МВт. В следующие два десятилетия ожидается ежегодный прирост потребностей в электроэнергии, равный 4,5%. Потребуется увеличить её производство до около 59 000 МВт.

Ускоренно развиваются лёгкая, пищевая и фармацевтическая промышленность. Лёгкая промышленность в основном представлена предприятиями ремесленного типа. В стране насчитывается более 2,5 тыс. предприятий по производству продуктов питания, табачных изделий, 3500 ковровых, текстильных, швейных и обувных, более 2474 деревообделочных, 170 типографий. Правительство поощряет развитие предприятий обрабатывающей промышленности частным капиталом. По итогам выдачи лицензий в 1990-е гг. наиболее приоритетными были создание производств нефтехимических товаров и пластмасс, металлообработка и механические мастерские, производство бумажных изделий и типографской продукции, продовольствия, керамики, стекла и стройматериалов, текстиля, одежды и кожевенных изделий, деревообработка.

Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляла в 1970 лишь 1,3%. За 1970-93 производство основных продуктов питания увеличилось с 1,79 млн до 7 млн т. С. А. полностью лишена постоянных водотоков. Земли, пригодные для обработки, занимают менее 2% территории. Несмотря на это, сельское хозяйство С. А., субсидируемое правительством и использующее современные технологии и технику, стало динамично развивающейся отраслью. Долгосрочные гидрологические исследования, начатые в 1965, выявили значительные водные ресурсы, пригодные для сельскохозяйственного использования. Помимо глубоких скважин по всей стране, сельское и водное хозяйство С. А. использует более 200 водохранилищ общим объёмом 450 млн м3. Только сельскохозяйственный проект в Эль-Хасе, завершённый в 1977, позволил оросить 12 тыс. га и обеспечить работой 50 тыс. чел. К другим крупнейшим ирригационным проектам относятся проект Вади-Джизан на побережье Красного моря (8 тыс. га) и проект Абха в горах Асира, на юго-западе. В 1998 правительство объявило о новом проекте развития сельского хозяйства стоимостью 294 млн долл. США.Площадь обработанных земель к сер. 1990-х гг. возросла до 3 млн га, страна стала экс- портировать продукты питания, импорт продовольствия снизился с 83 до 65%. По экспорту пшеницы С. А. во 2-й пол. 1990-х гг. занимала 6-е место в мире. Производится более 2 млн т пшеницы, более 2 млн т овощей, около 580 тыс.т фруктов (1999). Выращиваются также ячмень, кукуруза, просо, кофе, люцерна и рис.

Развивается животноводство, представленное разведением верблюдов, овец, коз, ослов и лошадей. Важная отрасль - рыболовство и рыбопереработка. В 1999 добыто около 52 тыс. т рыбы. Экспортируются рыба, креветки.

Протяжённость железных дорог 1392 км, 724 км имеют две колеи движения (2001). В 2000 по железной дороге перевезено 853,8 тыс. пассажиров и 1,8 млн т грузов. Автомобильный транспорт насчитывает более 5,1 млн машин, из которых 2,286 млн составляют грузовые. Протяжённость дорог - 146 524 км, в т.ч. 44 104 км дорог с покрытием. В 1990-е гг. завершено строительство трансаравийской магистрали. Трубопроводный транспорт включает 6400 км трубопроводов для перекачки нефти, 150 км для перекачки нефтепродуктов и 2200 км газопроводов, в т.ч. для сжиженного газа. Морской транспорт насчитывает 274 судна общей валовой грузоподъёмностью 1,41 млн т, из которых 71 крупное судно имеет вместимость св. 1000 т, включая 30 танкеров (в т.ч. для перевозки химикатов), грузовые суда и рефрижераторы, имеется также 9 пассажирских судов (2002). 90% грузов доставляется в страну по морю. Флот перевёз в 1999 88,46 млн т грузов. Крупнейшие порты - Джидда, Янбу, Джизан на побережье Красного моря, расширяется целый ряд других портов. Даммам - 2-й по значению торговый порт и крупнейший порт страны в Персидском заливе. Другой крупный порт в Заливе - Джубайль. Крупнейший нефтяной порт - Рас-Танну-ра, через него экспортируется до 90% нефти. В королевстве 25 коммерческих аэропортов. Крупнейшими международными являются аэропорт им. короля Абдельазиза в Джидде (залы одновременно могут принять 80 тыс. паломников, грузооборот около 150 тыс.т в год), аэропорт им. короля Фахда в Даммаме (12 млн пассажиров в год), аэропорты в Эр-Рияде (15 млн пассажиров в год) и Дахране. Другие - аэропорты в Хайле, Бише и Бадане. Саудовская авиакомпания «Саудия» - крупнейшая на Ближнем Востоке. В 1998 перевезено 11,8 млн пассажиров.

В С. А. система связи насчитывает 3,23 млн стационарных телефонных линий и более 2,52 млн пользователей мобильных телефонов, около 570 тыс. пользователей Интернета (2001). Транслируется 117 телевизионных каналов. Страна активно участвует в создании общеарабской спутниковой связи. Имеется несколько национальных теле- и радиоканалов и около 200 газет и других периодических изданий, в т.ч. 13 ежедневных.

Торговля - традиционная сфера экономической активности С. А. Импортируются в основном промышленные и потребительские товары. Для поощрения национальной промышленности пошлиной в 20% облагаются товары, конкурирующие с товарами местного производства. Строго регулируется ввоз в страну алкоголя, наркотических веществ, оружия, религиозной литературы. Другие отрасли сферы услуг связаны с недвижимостью, финансовыми операциями, в которых ограничивается деятельность иностранцев.

До недавнего времени развитие туризма в основном было связано с обслуживанием паломников, приезжающих в Мекку. Их ежегодное число - около 1 млн чел. В кон. 1990-х гг. принято решение сделать иностранный туризм важнейшей отраслью сферы услуг. В 2000 на развитие туризма затрачено около 14,4 млрд долл. США. В стране имелось 200 отелей.

Современная экономическая политика характеризуется участием государства в основных отраслях экономики и ограничением присутствия иностранного капитала. Вместе с тем с кон. 1990-х гг. проводится курс на одновременное расширение активности национального частного капитала, приватизацию, стимулирование иностранных инвестиций. Добыча нефти и газа остаётся в руках государства. Социальная политика включает обеспечение социальных гарантий населения, поддержку и субсидирование молодёжи и семьи. На нынешнем этапе это сочетается со стимулированием подготовки и переподготовки национальных кадров для работы в промышленности и частном секторе экономики.

Кредитно-денежная система страны характеризуется обеспечением национальной валюты с помощью инвалютных доходов от экспорта нефти, либеральным валютным режимом. Контроль за денежным обращением и банковской системой осуществляет Валютное агентство. Самостоятельная деятельность иностранного банковского капитала до настоящего времени не разрешена. В ряде совместных банков с иностранным капиталом контрольный пакет акций имеет национальную принадлежность. Действуют 11 коммерческих банков и специальные банки развития, а также фонды для финансовой помощи арабским странам. Банки функционируют по исламской системе, не взимают и не выплачивают фиксированный процент.

Государственный бюджет страны формируется на 75% за счёт доходов от экспорта нефти. Налоги до кон. 1990-х гг. отсутствовали, кроме религиозного. В 1995 косвенные налоги оценивались в 1300 млн сауд. риалов (менее 0,3% ВВП). В настоящее время вводятся налог на доходы компаний и подоходный налог с физических лиц. Рассматривается введение налога на добавленную стоимость и т.п. Крупнейшие статьи бюджетных расходов: оборона и безопасность - 36,7%, развитие человеческих ресурсов - 24,6%, госуправление - 17,4%, здравоохранение - около 9% (2001). Доходы бюджета 42 млрд долл. США, расходы - 54 млрд (2002). Имеется значительный внутренний долг. Внешний долг оценивается в 23,8 млрд долл. США (2001). Валовые капиталовложения - 16,3% ВВП (2000).

Уровень жизни населения страны относительно высокий. Средняя заработная плата в промышленности 7863,43 долл. США в год (2000).

Торговый баланс страны - активный. Стоимость экспорта 66,9 млрд долл. США, импорта 29,7 млрд долл. США. Главная статья экспорта - нефть и нефтепродукты (90%). Основные партнёры по экспорту: США (17,4%), Япония (17,3%), Южная Корея (11,7%), Сингапур (5,3%), Индия. Импортируются техника и оборудование, продовольствие, химикаты, автомобили, текстиль. Основные партнёры по импорту: США (21,1%), Япония (9,45%), Германия (7,4%), Великобритания (7,3%) (2000).