Регионы банкроты. В России появились первые регионы-банкроты (2 фото). Что говорят в правительстве о регионе-банкроте

«АиФ» решил разобраться, стоит ли ждать банкротства целых губерний и как это может сказаться на их населении.

Зарплаты в кредит

Сегодня деньги между центром и регионами делятся так, как в иной семье жена делит деньги мужа: ты мне зарплату отдай, а я тебе каждый день на обеды буду выдавать. Большую часть собранных на местах налогов (в том числе самые «жирные» - НДС, налог на добычу полезных ископаемых, на доходы физлиц) забирает федеральный центр. Региону остаётся обычно не более 30% сборов (налог на имущество организаций, транспортный налог и др.). И этими сборами надо покрыть расходы - а тут и капремонт, и дороги, и зарплаты бюджетникам... Денег на всё не хватает, приходится выпрашивать обратно у центра. Тот выделяет губерниям дотации (трансферты), но - под конкретные цели. То есть не просто выпроси, а обоснуй, зачем тебе бизнес-ланч, когда можно обойтись булкой с кефиром.

В итоге получается, что даже у богатых природными ресурсами областей не хватает средств. Чтобы свести концы с концами в своих бюджетах, губернские власти вынуждены идти в коммерческий банк за кредитом.

Считается, что федеральная власть осложнила жизнь губерниям, потребовав в мае 2012 г. повышения зарплат бюджетникам до средней по субъекту РФ. Хотя Леонид Давыдов, глава экспертного совета Фонда развития гражданского общества , считает, что эта нагрузка губернаторам же во благо: «Для некоторых регионов увеличение зарплат учителям и врачам жизненно необходимо, иначе в регионах будет слишком сильная текучка кадров. Но власти там должны найти правильный угол зрения на выполнение майских указов». Судя по растущим как снежный ком долгам, с «углом зрения» у региональной элиты не всё в порядке. Одни пытаются урезать социальные программы, другие залезают в долги.

Алексей Ост-ровский, губернатор Смоленской области, выдвиженец ЛДПР , честно признал, что его регион на грани банкротства. «Больше нельзя продолжать политику кредитования и наращивания госдолга области, - пояснил он нам. - Либо доходная часть бюджета вырастет за счёт налоговых поступлений, либо, если не получится, будем обращаться к федеральному центру, в том числе к руковод-ству «Единой России». Апелляция к партии власти неслучайна. Не так давно в столице дважды собирали замов губернаторов. 1-й замглавы Администрации Президента РФ В. Володин и замсекретаря генсовета «ЕР» О. Баталина разъясняли им необходимость исполнения «майских указов» любой ценой. Да и сам В. Путин дал понять губернаторам, что на зарплатах им сэкономить не удастся: «Денег на всё не хватает - и никогда не хватит. Вопрос не в наличии средств, а в рациональном их использовании». С использованием, как водится, беда.

На себе не экономят

Региональные чиновники готовы попасть в опалу, сэкономив на гражданах, но только не на себе, любимых. «Ярославская облдума проголосовала за бюджет с дефицитом 6,5 млрд и огромным долгом - сейчас это 20 млрд, а к 2016 г. он превысит 40 млрд и сравняется с доходами бюджета. А средства на выплату процентов и основного долга будут сопоставимы с дорожным фондом области, - рассказал «АиФ» Борис Немцов, депутат облдумы . - Чтобы сэкономить хоть на чём-то, власти решили отменить школьные завтраки для младших классов. Размер экономии - 200 млн. При этом у них нашлись деньги на персональные авто для правительства и депутатов - гараж обходится в 90 млн в год. И на программу информационной и имиджевой политики органов власти не пожалели 103 млн». Б. Немцов предложил коллегам детские завтраки сохранить, а гараж и имиджевую программу закрыть: «В связи с тотальным дефицитом региональных бюджетов кампания по отмене персонального транспорта для чиновников, даже не обсуждая марки и стоимость автомобилей, должна стать общероссийской».

Вряд ли в других регионах его поддержат. Хотя урезать д-ействительно есть что. Например, в Волгоградской области траты на аппарат управления в этом году составят около 3 млрд руб. Это 1/10 госдолга областного бюджета. А в Челябинской области, у которой в бюджете-2014 не хватает 12 млрд, не экономят на передвижениях губернатора. Так, в конце августа он летал заказным авиарейсом в Хабаровск на совещание к президенту. На сайте госзакупок можно увидеть, что вояж обошёлся бюджету области почти в 4,5 млн руб. Обычный авиабилет Челябинск - Х-абаровск стоит около 30 тыс.

Научатся зарабатывать?

По Бюджетному кодексу максимальный госдолг региона не может превышать 100% бюджета. У некоторых дела совсем плохи (см. инфографику). Кстати, первый город-банкрот (пока не регион) фактически уже есть: это Луга Ленинградской обл. Там администрация умудрилась задолжать 12 млн при населении чуть меньше 40 тыс. В октябре счета администрации фактически заморозили и ввели внешнее управление. Как ни странно, народу от нечаянного банкротства только польза: если бы сверху не вмешались в ситуацию, горожане рисковали встретить зиму в темноте и с холодными батареями. Виной тому долги коммунальщиков: один «Лужский водоканал» задолжал энергокомпаниям более 81 млн руб.

Инфографика: АиФ

Спрашивается, почему власти не в состоянии заработать и лезут в кредиты, проценты по которым съедают бюджетные миллиарды? Во многом это зависит от качества управления. А оно прямо увязано с профессионализмом и некоррумпированностью чиновников, считает Наталья Зубаревич, профессор МГУ, эксперт в области социальной и политической географии : «Счётная палата может тщательно проверять региональные бюджеты, но риск наличия неумного губернатора есть всегда. Проблема в том, можете ли вы сменить этого неумного губернатора». Кстати, Минфин сейчас готовит предложения об усилении ответственности «неумных» - вплоть до отставки. Санкции предлагают вводить, когда цифра долга регионального бюджета приблизится к 10% его доходной части.

По мнению Л. Давыдова, в случае банкротства региона социальных потрясений быть не должно: зарплаты бюджетникам всё равно будут выплачиваться в первую очередь. Правда, имущество области запросто может пойти с молотка. Аналитики уверены, что регионам, чтобы добиться роста и нормально собирать налоги, зарабатывать на все свои расходы, надо выполнять собственные инвестиционные программы, потому как никакой бизнес не придёт на территорию без дорог и инфраструктуры. В противном случае целые губернии действительно могут повторить .

Объем государственного долга в 33 регионах сократился, в 49 вырос; в восьми регионах объем госдолга превышает собственные доходы бюджета, о чем свидетельствуют результаты исследования агентства «РИА Рейтинг «, входящего в медиагруппу МИА «Россия сегодня».

Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и, согласно информации Министерства финансов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. По данным экспертов «РИА Рейтинг», это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. В 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году – на 20%, в 2013 году – на 28,6%. При этом в структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты «РИА Рейтинг» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В исследовании использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве показателя долговой нагрузки составители применили в рейтинге отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Новые лидеры

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, городах Санкт-Петербурге и Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).

Места покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В ХМАО и Тюменской области долговая нагрузка выросла.

Меньше регионов с перекосом

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но и здесь, по данным экспертов, наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года долговая нагрузка на бюджет республики за 2016 год уменьшилась на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2015 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов.

Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области - 52,6%, в Еврейской автономной области - 61%, Республике Марий Эл - 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты . Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона, считают эксперты.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе несколько сократилось.

Снижение долговой нагрузки

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, расстановка лидеров и аутсайдеров рейтинга не изменилась.

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта за счет снижения госдолга на 26% и роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия – Алания, Вологодской области, Чукотском автономном округе и Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10–20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести – более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 процентных пункта, и в Астраханской области – на 24,1 процентных пункта.

Рост госдолга при снижении нагрузки

По оценкам экспертов «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В городе Севастополе и Сахалинской области госдолг отсутствует. Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае.

Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области – на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4% уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах – Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области – объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

Прогнозы

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе.

Составители рейтинга нашли подтверждение этому. В Федеральном бюджете на 2017 год под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году. Эксперты «РИА Рейтинг» ожидают их дальнейшего сокращения.

К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ.

Специалисты предполагают, что в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты «РИА Рейтинг» по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов – в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.


Максим Калашников
Откроем сайт Минфина РФ и узнаем, что если на 1 мая 2012 года, до майских указов-разорителей долги регионов составляли 1161 млрд. руб, а долги муниципалитетов - 194 млрд. руб, то к 1 февраля 2015 года они выросли соответственно до 2092 и 306,5 млрд – то есть в 1,8 и 1,6 раза! Вы можете представить, как выплатить 2,4 триллиона рублей, если годовые доходы типичного региона-должника - Костромский области - всего 13 млрд?
Первые полгода 2015-го - по данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ вырос за первые шесть месяцев текущего года на 1.5% и составил 2.121 триллиона рублей.

Вот сейчас бы деньги, что угробили на Сочи, пригодились бы на решение кризиса региональных бюджетов. А еще пригодились бы не менее бессмысленные затраты на саммит АТЭС во Владивостоке – 13 млрд. долларов. Или на грядущие футбольные игрища 2018 г. – там еще не менее 20 млрд. долларов затрат из казны всех уровней и кредитов госбанков. Ибо ежу понятно, что эти олимпийско-футбольные затраты никогда не окупятся.

Что такое финансовый крах двадцати регионов? Это – угроза массовых невыплат жалованья бюджетникам, капец местному здравоохранению, катастрофа с ЖКХ и отопительными сезонами. Это угроза бунтов как минимум части страны с населением под 30 миллионов душ. Это означает, что Кремлю придется вводить внешнее управление регионами и искать на их содержание огромные деньги. В дополнение к содержанию Крыма, а также убыточных автономий Северного Кавказа, Абхазии, Южной Осетии. К неизбежным затратам на спасение разрушенного Донбасса – от них никуда не денешься. Причем на фоне падения мировых цен на нефть и санкций Запада, что уже лишили РФ 2,6 трлн. рублей доходов федерального бюджета на 2015 год. Остается только коллективные моления у сочинских стадионов устраивать: может, из них средства посыплются?
полный текст -
http://www.apn-spb.ru/publications/article20583.htm

Обстановка на конец лета-2015.
На начало июля 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем собственных доходов увеличилось до четырнадцати. В начале 2015 года таких регионов было десять.
Данные "РИА-рейтинг"
http://riarating.ru/regions_rankings/20150728/610664922.html
Итак, тут вырисовалась десятка лидеров в гонке к разорению.
Это Республика Мордовия, где отношение госдолга к собственным доходам бюджета составило 173%, Северная Осетия – 119,8, Костромская область - 115,9%, Смоленская область – 110,4%, Республика Карелия – 108,9%, Чукотский АО – 108,3%, Республика Хакасия – 108,1%, Карачаево-Черкесская Республика – 107%, Забайкальский край – 105,6%, Астраханская область – 105%, Удмуртская Республика – 101,4%, Белгородская область – 101,3%, Саратовская область – 101,2% и Республика Марий Эл – 100,4%.
В Краснодарском крае, даже несмотря на сокращение долговой нагрузки на 2.2 п.п до 90.5%, ситуация остается напряженной.
Хотя "РИА-рейтинг" и отмечает, что долги регионов коммерческим банкам уже не растут, растут в основном долги регионов федеральному центру.Если на конец 2014 года самая ощутимая доля (42.5%) приходилась на коммерческие кредиты, то к 1 июля 2015 года она сократилась до 37.7%. А вот доля, приходящаяся на бюджетные кредиты, наоборот, за полгода выросла с 31% до 36.9%. Государственных ценных бумаг в суммарном объеме госдолга регионов на фоне неблагоприятной конъюнктуры фондового рынка стало меньше – их доля снизилась с 21.2% до 19.5%, а государственных гарантий – немного больше (их доля выросла с 5.3% до 5.9%).
По итогам первого полугодия 2015 года в 51-ом российском регионе уровень государственного долга на 50% превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди них у 33-х он выше 70% объема собственных доходов. В начале 2015 года таких регионов было 46 и 26 соответственно.

Низкий уровень долгового бремени – ниже 10% объема налоговых и неналоговых доходов – наблюдается только у девяти российских регионов. Их состав за прошедшие полгода почти не изменился. Это Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые не имеют государственного долга, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Алтайский край, Ханты-Мансийский округ – Югра и г. Москва. К ним присоединились два новых региона: г. Севастополь, который не имеет государственного долга, и Республика Крым, имеющая небольшой долг.
По мнению экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», во второй половине года темпы прироста государственного долга регионов РФ на фоне стагнирующей экономики и проблем с наполняемостью бюджетов налогами ускорятся, и по итогам года не всем из них удастся сохранить текущие позитивные изменения. Структура госдолга будет постепенно меняться за счет увеличения доли бюджетных кредитов и сокращения заимствований через долговые инструменты и коммерческие кредиты. Впрочем, в силу ограниченности бюджетного финансирования, вряд ли следует ожидать полного замещения коммерческих кредитов. Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что по итогам года суммарный государственный долг может вырасти на 25-30%. У ряда регионов ситуация с долговой нагрузкой может существенно ухудшится. В то же время драматизировать последствия высокой долговой нагрузки несмотря на всю тяжесть положения того или иного региона не стоит. Во-первых, долг распределен во времени. Во-вторых, регионы в критической ситуации всегда смогут рассчитывать на помощь федерального центра. В то же время нельзя исключать отдельных технических задержек платежей.
Оценка "Стандарт энд Пурз" на начало лета:
"...Под «сверхвысокой» понимается объем выплат по долгам, который превышает средний показатель, то есть 33,5% доходов региона.

В 47 регионах объем долга превышает половину всех поступлений. Жизнь без долгов могут позволить себе только регионы с огромной нефтегазовой рентой - Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ.
Эксперты отмечают, что региональные власти будут вынуждены резко сокращать социальные расходы, чтобы платить по долгам. При этом объявлять региональные дефолты не позволит федеральный центр по политическим соображениям..."

Максим Калашников: чтобы избежать социальных взрывов, Москве придется списывать долги регионов перед Минфином РФ. Ибо эти долги - ее вина, последствия ее политики. В противном случае - как бы нас ни успокаивали - возможны региональные социально-экономические коллапсы.
С падением Рейтинга Самого...

Пока экономика РФ устремилась вослед падающей экономике Украины...

Что происходит касательно банкротства в РФ на данный момент? Всё больше и больше областей находятся на грани кризисного положения.

Ситуация с регионами на сегодняшний день

Проблема с увеличением долгов со стороны регионов перед банковскими учреждениями актуальна. Финансовые обязательства всё растут. Объяснение понятия несостоятельности здесь. На данный момент миллиардные займы имеет Нижегородская, Мурманская, Омская область, Карельский регион. Рассмотрим подробнее ситуацию с каждой областью:

  • Карельский регион. Область имеет обширный государственный долг, из-за чего ей пришлось брать много займов. В итоге объём заимствований превысил 50%. Объясняется это положение текущими тенденциями в экономической сфере.

Пресс-служба региона объясняет кризисное положение тем, что это область средней экономической развитости. Однако она оказалась выброшена из современной экономики. Для дальнейшего развития требуются новые идеи и стратегии, которых, на данный момент, нет.

  • Нижний Новгород. Область также имеет множество займов (более 3,2 млрд. рублей). Количество займов обусловлено имеющимся государственным долгом, превышающим 42 млрд. рублей.
  • Омская область. Регион также является кандидатом в банкроты. В планах администрации есть взятие большого количества займов, что повышает риск банкротства.
  • Брянская область. Государственный долг региона достиг максимума в исторической перспективе. В прошлом году он увеличился на 2 млрд. рублей и составлял 8,4 млрд. рублей.
  • Мурманская область. Для этого края сравнительно недавно были выделены обширные кредитные линии. Следовательно, у него также будут иметься немалые займы. Однако министерство финансов области это не беспокоит, так как размеры государственного долга не так велики. Согласно норме, размер имеющихся обязательств не может превышать доходы края. Займы требуются для компенсации имеющегося разрыва.

    Администрация Мурманской области уверена в том, что взятые обязательства не станут причиной развития кризисного положения и их удастся вовремя оплатить.

  • Всегда ли взятые финансовые обязательства обозначают приближение кризиса в крае? По словам экспертов, данный признак не является критичным. Заимствования - это обычная процедура для регионов и она довольно распространена. К примеру, большие внешние обязательства имеет Московская область. Также на грани кризисной ситуации находится Мордовия.


    Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:

    Особенности кризисного положения регионов-банкротов

    Проблема имеет несколько граней:

    Несмотря на множество регионов с аналогичной проблемой, в каждом ситуация складывается особым образом. Всё зависит от особенностей конкретной области. Кризисное положение, связанное с внешними займами, актуально и часто обсуждается на самых высоких уровнях. Особенно обострилась ситуация в связи с российским кризисом.

    Бесплатная юридическая консультация:


    По словам экспертов, для изменения ситуации требуется работа по трём направлениям:

    1. Инициатива со стороны администрации области, личные попытки изменения положение, взятие ответственности.
    2. Укрепление финансовой базы края;
    3. Создание системы для повышения эффективности работы территорий.

    Несостоятельность регионов является закономерным следствием общего финансового кризиса. По словам главы Минэкономразвития, экономическое положение РФ, относительно кризиса 2008 года, очень плохое. Уменьшаются темпы ВВП.

    Другие эксперты считают, что увеличение долговых обязательств обусловлено повышением социальной ответственности по бюджету. Для изменения ситуации необходима разработка более эффективной системы территориального менеджмента.

    Однако проблема значительно шире. Корень её кроется в сырьевом типе экономики. Для изменения ситуации требуется предпринять действия в нескольких направлениях:

    • Изменения в системе управления;
    • Перемены в управлении территорией страны;
    • Перестройка в области бизнеса.

    Для примера эксперты приводят Саудовскую Аравию. В данном государстве, как и в РФ, есть обширные нефтяные запасы и вертикальное управление. Однако правительство страны предпринимает усилия по перемене положения. В частности, вкладываются средства в формирование сервиса, инфраструктуры, сельское хозяйство.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Комментарии экспертов

    Чего ждать жителям несостоятельных областей? Как сложиться дальнейшая ситуация касательно несостоятельности областей?

    Эксперты утверждают, что кризисное положение коснётся всех. Несостоятельность региона - процедура с особой спецификой. Процедура банкротства имеет аппарат, схожий с аналогичным процессом, касающимся предприятия. Информация о введении процедуры банкротства вот тут. У края также есть движимое и недвижимое имущество. При признании несостоятельности оно подлежит продаже.

    Ответственность правительства заключается не только в покрытии долгов, но и в социальной поддержке населения. Все выплаты, связанные с социальной сферой, должны быть выполнены.

    Первые звоночки об ухудшении темпов развития экономики прозвучали ещё в 2012 году, а с ними стали проявляться и признаки несостоятельности регионов. Однако никаких глобальных мер по изменению ситуации не было предпринято. Меры по государственному антикризисному регулированию, снижающие рост кризиса, предпринимаются только сейчас. Ранее силы правительства были направлены на уменьшение инфляции. Меры предупреждения банкротства изложены в прошлой статье.

    Ранее на увеличение объёма ВВП влияли следующие факторы:

    • стоимость нефтяного ресурса;
    • приток зарубежного капитала;
    • кредитование потребителей;
    • повышение внутреннего совместного спроса.

    На данный момент все эти направления перестали справляться со своей задачей и не стимулируют нормальное увеличение ВВП.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Что происходит после признания несостоятельности?

    При признании края банкротом он имеет ограничения в своей деятельности:

    Очевидно, что после процедуры экономический рост области значительно ухудшиться. Вероятно, его упадок будет критическим. В итоге, может возникнуть финансовая нестабильность в стране. Банкротство даже одного региона может негативно повлиять на всю страну в целом.

    Как коснётся данное событие населения? Рядовой гражданин не испытает катастрофических лишений, однако уровень жизни заметно снизится.

    Однако не все эксперты поддерживают негативный сценарий развития событий. Некоторые аналитики утверждают, что мнения по поводу критичной ситуации в областях преувеличены. Однако ситуация с долговыми обязательствами действительно актуальна, объёмы займов растут. Всё это сказывается на общем состоянии страны.

    Прогнозируется ухудшение роста ВВП, а также уменьшение промышленного производства. На фоне данной ситуации падает спрос на продукцию. Это делает тяжёлым положение в сегменте бизнеса. Предприниматели получают меньше средств, что влечёт за собой сокращение отчислений налогов. Соответственно, уменьшается государственный бюджет.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Наблюдается также отток иностранного капитала, что провоцирует сокращение инвестирования регионов. Отток вызван несколькими причинами:

    1. В некоторых краях не были предприняты меры, которые сделали бы производство конкурентоспособным. Оно не перестроилось по законам современного рынка и стало менее эффективным;
    2. Оборудование на предприятиях устаревает и также снижает эффективность.

    Последствия банкротства

    После признания несостоятельности области можно ожидать следующих последствий:

    • Ущерб банковским учреждениям, кредитным организациям.
    • Потери, по уровню достигающие сотен миллионов рублей.
    • Ущерб регионам, соседствующим с банкротом.
    • Ущерб областям, имеющим деловые связи с должником.
    • Сокращение сотрудников бюджетных сфер.
    • Уменьшение или задержка зарплат.
    • Потеря инвестиционного потенциала области.
    • Смена местного административного состава.

    Эксперты замечают, что крайнее кризисное положение никогда не наступает резко. Это постепенный процесс и местная власть может приостановить его или подготовиться к банкротству. Данная процедура отличается тем, что касается она не только конкретного края, но и близлежащих областей.

    По мнению некоторых экспертов ситуация с регионами ещё сложнее. Смотрите видео:

    В перспективе, регионы банкроты негативно сказываются на общем положении страны. Аналитики имеют множество вариантов развития ситуации. Однако о том, что долговые обязательства растут, убеждены все.

    В разделе Банкротство вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

    Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

    Санкт-Петербург и Лен.область:

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

    Бесплатная юридическая консультация:


    Когда целый город банкрот

    Банкротство муниципалитета или региона в России явление маловероятное. В то же время в мировой практике несостоятельность крупных государственных эмитентов встречается достаточно часто.

    Мы решили вспомнить крупнейшие дефолты зарубежных муниципалитетов и регионов, постаравшись в первую очередь обратить внимание на те экономические причины, которые привели к финансовому краху таких крупных заемщиков.

    Автомобильная столица США

    Пожалуй, наиболее богатый опыт муниципальных банкротств имеется у США, где города обладают большой самостоятельностью, а в самом государстве накоплен колоссальный опыт судебных дел, связанных с несостоятельностью. До 40-х годов XX века муниципалитет не мог объявить банкротство, это было исключительно прерогативой компаний и частных лиц. Однако в 1934 году в Акт о банкротстве (Bankruptcy Act) были внесены соответствующие изменения.

    Крупнейшим в истории штатов является банкротство Детройта, который был вынужден заявить о необходимости защиты от кредиторов 18 июля 2013 года. На тот момент долг муниципалитета оценивался в 18–20 миллиардов долларов. Банкротству предшествовал длительный упадок некогда одного из самых успешных американских городов. Считается, что взлет и падение Детройта - это взлет и падение автомобильной промышленности США. Однако к краху города также привели затяжной конфликт на расовой почве и ошибки в градостроительной политике.

    Первые автомобильные предприятия начали создаваться в городе еще в 1920-х годах, а к 1950 году Детройт был настоящим автомобильным центром Америки. В городе разместили производства крупнейшие американские автомобильные корпорации: Ford Motors, General Motors и Chrysler. Только один самый крупный завод корпорации Форда давал работу 90 тысячам американцев.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бурное развитие автомобильной промышленности вытеснило большинство других производств, и муниципальная экономика стала узкоспециализированной. Зарплата автомобильных рабочих в Детройте была выше, чем в среднем по США. К 1950 году ВРП на душу населения в городе был самым высоким в Америке, а его население выросло до 1,8 миллиона человек.

    Автомобильные компании активно привлекали в город переселенцев из других регионов и стран. В Детройт приехали сотни тысяч афроамериканцев с юга США, а также иммигранты из Италии, Польши и Венгрии. Большинство вновь прибывших предпочитало не селиться в многоквартирных домах: высокие зарплаты позволяли строить собственное жилье на одну-две семьи. Это привело к образованию огромного по площади пригорода. Расовая сегрегация стала обычным делом: менеджмент и обеспеченные белые жили в основном в центре Детройта, в то время как афроамериканцы заняли окраины. Надписи «мы хотим видеть только белых арендаторов в нашем районе» часто встречались в центре.

    Кризис и бунты

    С 1950-х годов начинается упадок Детройта. Сначала удар по городу нанесло сокращение численности работников в автомобильной промышленности. В послевоенный период комбинация таких факторов, как повышение производительности труда, автоматизация, консолидация автомобильных предприятий и повышение налогов на отрасль, привела к снижению потребности в сотрудниках. В результате за небольшой период 150 тысяч жителей пригорода Детройта потеряли работу, а общий уровень безработицы в городе подскочил до 10%.

    В 1943 году в городе вспыхнул первый бунт афроамериканцев - 34 человека было убито и 433 пострадало. Волнения продолжались в течение трех дней, навести порядок удалось только благодаря федеральным войскам. Ситуацию усугубила программа перестройки города и возведение сети новых шоссе. Из-за необходимости строить дороги пришлось снести несколько тысяч зданий, преимущественно в бедных пригородах, в том числе церкви, жилые дома, джаз-клубы, семейные кафе. При этом владельцы домов получали уведомления о необходимости переселения за месяц, и городские власти не оказывали им никакого содействия. Многие были вынуждены переселиться в многоквартирные дома.

    На этом фоне в 1967 году вспыхнул очередной бунт, который продлился пять дней - 43 человека было убито и 467 ранено. Ущерб оценивался в 80 миллионов долларов. Протестующие сожгли 412 зданий. После этого Детройт перестал считаться безопасным процветающим городом. Начался сильный отток населения. Автомобильная индустрия продолжала сокращать рабочие места из-за повышения цен на энергоносители и конкуренции со стороны экономичных японских автомобилей. Десятки тысячи домов в Детройте оказались заброшены; стоит напомнить, что до упадка город характеризовала самая большая доля владельцев собственных домов среди небелых американцев.

    К 2000-м годам численность населения города упала до 700 тысяч человек (более чем в два раза), а уровень преступности стал самым высоким среди крупных муниципалитетов США. На фоне сокращения доходов и сохранения расходов на разрушающуюся инфраструктуру ситуация с долгами города систематически ухудшалась.

    В июле 2013 года Детройт был вынужден подать заявление о признании банкротом. Банкротству предшествовали переговоры с пенсионными фондами, кредиторами и профсоюзами, цель­ю которых было уменьшить долговую нагрузку на город посредством реструктуризации, однако они провалились. Пенсионные фонды не позволили кризисному управляющему сократить выплаты пенсионерам, что сделало невозможным уменьшение расходов и реструктуризацию кредитов. Переговоры длились несколько месяцев, но закончились ничем.

    В числе указанных в судебных материалах причин банкротства значились снижение численности населения, значительные расходы на пенсионные программы и программы поддержки инвалидов, сохраняющийся с 2008 года бюджетный дефицит, устаревшие компьютерные системы, использующиеся для администрирования доходов и расходов, коррупция в органах государственной власти. Также было указано, что 47% собственников недвижимости не платят за нее налоги.

    Банкротство обошлось Детройту в колоссальную сумму. За обеспечение процедуры город заплатил юридическим фирмам, консультантам и финансовым советникам 23 миллиона долларов. По другим данным, общая сумма выставленных счетов составляет 177 миллионов, однако муниципалитет согласен только с частью из них. Ставки по облигациям города в течение нескольких месяцев после объявления банкротства выросли почти в два раза - с 8,39 до 16% годовых.

    В декабре 2014 года Детройт вышел из процедуры несостоятельности. Антикризисный менеджер Кевин Орр (Kevyn D. Orr) заявил, что ему больше не нужно контролировать финансовое состояние города и он может передать всю полноту власти избранным лидерам. Антикризисный план, который включал сокращение пенсионных выплат, списание части стоимости облигаций и даже распродажу коллекции живописи местного музея, позволил снизить долги региона на 9 миллиардов долларов. Однако СМИ до сих пор гадают, удастся ли Детройту удержаться на плаву, или упадок в городе продолжится, а следовательно, продлятся и финансовые проблемы.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Слишком большие зарплаты пожарных

    Вторым после Детройта муниципалитетом-банкротом по размерам долга является округ (иногда переводят как графство) Джефферсон в штате Алабама. Город подал на банкротство в ноябре 2011 года. Его долг составлял 4,2 миллиарда долларов.

    В 2012 году обанкротился город Стоктон в Калифорнии. Он вошел в десятку самых опасных городов Америки, а также в десятку самых неграмотных. Менее 17% его населения закончили школу. Муниципалитет подкосил ипотечный кризис: медианная цена на недвижимость упала в два раза, резко снизив доходы городской казны.

    Причиной банкротства еще одного города в Калифорнии, Валлехо, стали слишком высокие зарплаты местных пожарных и полицейских. Они стоили муниципальному бюджету почти 80% доходов. Интересно, что в Валлехо одним из способов финансовой стабилизации стало введение инициативного бюджетирования (Participatory Budgeting).

    После Детройта в США долгое время не было банкротств городов, что связано с восстановлением экономики после финансового кризиса и снижением уровня безработицы. Однако в августе 2015 года о несостоятельности заявил небольшой город в штате Кентукки Хиллвью с населением в 8 тысяч человек. Активы муниципалитета оцениваются в 10 миллионов долларов при долге в 100 миллионов. Аналитики в прессе обращали внимание, что во многом на снижение числа банкротств в США повлиял случай Детройта: у города возникли серьезные проблемы, которые отпугивают другие готовые заявить о несостоятельности муниципалитеты.

    Что касается потенциального банкротства штатов, то они, согласно законодательству США, прибегнуть к защите от кредиторов не могут. Однако дискуссии по поводу необходимого признания несостоятельности того или иного штата регулярно появляются в американской прессе. Так, в 2013 году активно обсуждалось возможное банкротство Иллинойса. За право штатов требовать защиты от кредиторов в связи со своей несостоятельностью, в частности, ратует бывший губернатор Флориды, кандидат в президенты США Джеб Буш. Примечательно, что последние дефолты штатов происходили в XIX веке.

    Бесплатная юридическая консультация:


    «Штаты не могут быть признаны банкротами, однако в действительности они могут оказаться в ситуации, когда им придется отказаться платить по счетам. Что смогут сделать кредиторы в такой ситуации? Я думаю, Джеб Буш имеет в виду, что нам лучше принять некие правила действий в подобном случае», - говорит директор Института государственного и общественного управления Иллинойского университета профессор Д. Фред Гиертс. По его словам, как таковой институт банкротства штатов в США в принципе невозможен, потому что значительная часть полномочий субъектов федерации защищена федеральным правительством. В таком случае, если штат признается банкротом, его долги переходят к Вашингтону.

    Муниципалитеты находятся в противоположной ситуации. Анализ поведения кредиторов в случае банкротства городов показывает, что пенсионные фонды, частные инвесторы, финансовые корпорации рассматривают муниципальные образования скорее как отдельные, слабо зависящие от федеральных властей корпорации, допускающие собственные финансовые ошибки. Так, округ Ориндж в штате Калифорния с населением 2,5 миллиона человек обанкротился в 1994 году, но уже через полгода смог снова выйти на рынок заемного капитала, хоть и с уровнем процентных ставок больше обычного. Ориндж занимал деньги с 1970-х годов, вкладывая средства в муниципальные предприятия, рассчитывая на то, что доход от вложений превысит выплаты по кредитам. Но этого так и не случилось.

    К слову, в России ситуация совершенно другая: часто финансовые проблемы не только муниципалитетов, но даже отдельных предприятий приводят к вмешательству даже не региональных, а федеральных властей - вплоть до главы государства.

    Без ликвидации имущества

    Согласно законодательству США муниципалитет, желающий воспользоваться процедурой несостоятельности, должен получить либо, по крайней мере, попытаться получить согласие на такой шаг со стороны кредиторов. Сами кредиторы, что примечательно, не могут вынудить муниципалитет пойти на такой шаг. Это значительно отличается от банкротства компаний и финансовых организаций, когда любой держатель долга юридического лица может в случае отсутствия выплат подать в суд.

    Законодательство США о банкротстве, в том числе глава 9 Кодекса о банкротствах, не предполагает принудительную ликвидацию активов муниципального образования. Распродажи активов не происходит, так как город должен продолжать выполнять свои обязательства перед жителями. Фактически целью федерального закона о банкротстве (действует в США с 1934 года) является обеспечение процедуры, в рамках которой муниципалитеты могут реструктурировать свою задолженность. Пока они находятся под защитой закона о банкротстве, у них есть возможность сохранять свободу в своей деятельности, в том числе в вопросах осуществления бюджетных расходов, налогообложения, эмиссии муниципальных долговых бумаг и операций с муниципальным имуществом.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Разработчики законодательства исходили из того, что муниципалитет является органом власти, управляемым демократически, и поэтому вмешательство в деятельность города без его согласия фактически становится ограничением политических прав граждан.

    От Австрийских Альп до Лимпопо

    Хотя в США и сложилось старейшее законодательство о несостоятельности муниципалитетов, процедуры банкротства для городов (а в некоторых случаях - и регионов) существуют и в других странах, в том числе в Канаде, Швейцарии, ЮАР, Бразилии, Албании, Румынии, Италии.

    В некоторых случаях причиной дефолта становится плохая система администрирования финансов. Так, в начале 2012 года Казначейство ЮАР заявило, что провинция Лимпопо технически является банкротом - в бюджете региона для расчетов с кредиторами не хватало 2,7 миллиарда южноафриканских рэндов (около 180 миллионов долларов). Причиной банкротства целой провинции стали недостаточные учет и контроль над государственными тратами. Значительный объем расходов никем не проверялся, и зачастую траты даже не сопровождала необходимая документация. Ситуацию значительно ухудшил высокий уровень коррупции. Так, а­удиторы при проверке финансов провинции в одном только департаменте образования не смогли получить документы более чем по 600 государственным контрактам.

    Значительное число банкротств муниципалитетов в Европе приходится на Италию. Институт муниципального банкротства был введен в стране в 1989 году на фоне растущих дефицитов местных бюджетов. С 1989 по 2011 год процедурой воспользовалось 448 муниципальных образований. Некоторые города за это время успели объявить о дефолте дважды. Небольшой город Таранто, центр одноименной провинции на юге Италии, ставший банкротом в 2006 году, набрал долгов на 637 миллионов евро.

    Однако самого крупного ожидаемого банкротства в Италии так и не случилось. Речь идет о потенциальном дефолте Рима, который оказался на грани несостоятельности к 2014 году. На фоне долгового кризиса к началу позапрошлого года дефицит бюджета итальянской столицы превысил 800 миллионов евро. Основной причиной ухудшения ситуации стало сокращение туристического потока: если в 2007 году в город приехало 9 миллионов туристов, то через пять лет эта цифра упала до 8,4 миллиона. При этом туристы и паломники стали чаще привозить еду с собой и гораздо реже делать заказы в кафе и покупки в магазинах. Значительный ущерб бюджету также наносили безбилетники в общественном транспорте - каждый четвертый пассажир не платил за проезд. Выходом из кризиса для Рима стало получение помощи в 575 миллионов евро от правительства Италии.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Еврозона пока еще не сталкивалась с банкротством регионов. Однако в течение последних нескольких лет на фоне непрекращающегося долгового кризиса в зоне евро все чаще говорят о потенциальном дефолте тех или иных территорий. Так, весной текущего года пресса сообщала, что перед угрозой несостоятельности оказалась австрийская Каринтия в Альпах.

    Долг провинции с населением в 550 тысяч к марту 2015 года составлял 10,2 миллиарда евро. Причиной финансовых трудностей стало то, что регион предоставлял гарантии местному банку Hypo Alpe Adria Bank по финансовым вложениям. Не последнюю роль в решении давать такие гарантии играли дружеские отношения между банкирами и губернатором Каринтии Йоргом Хайдером (Jorg Haider). В итоге банковские средства были вложены в облигации стран Южной Европы, в первую очередь Греции, и потеряны. Однако дефолта не случилось, так как на помощь пришли власти Австрии.

    Как видно из примеров, причинами банкротств регионов и муниципалитетов являются не только экономические процессы в государствах, но и их свобода и самостоятельность в принятии решений. Если центральное правительство готово брать на себя ответственность за провалы на местах и вкладывать деньги, то дефолтов не происходит. Однако должно ли оно это делать, остается предметом дискуссии.

    "Бюджетный учет" для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

    Выставки, форумы, конференции

    Учебный центр "Бюджет": ваша возможность повысить квалификацию

    Бесплатная юридическая консультация:


    Финансовый контроль

    Журнал "Финконтроль" для финансовых контролеров и проверяемых

    Промышленность

    Господдержка промышленности в Москве: меры и результаты 2017 года

    Сельское хозяйство

    Государственная поддержка фермеров: что уже делается и что изменится

    Финансовый контроль

    Как влияет централизация учетных функций на внутренний финконтроль

    Финансы

    Когда союз необходим: репортаж с первого семинара-совещания Союза развития государственных финансов

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бюджет.ru social

    Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18-ти лет.

    © 2012–2016  Издательский дом «Бюджет»

    БЮДЖЕТ.RU - интернет-издание о финансовой жизни страны. Использование материалов Бюджет.ru разрешено только с предварительного письменного согласия правообладателей.

    Топ 15: Главные должники-банкроты России (15 фото)

    С 1 октября 2015 года в России действует институт банкротства граждан, что должно стать эффективным лекарством от жадности и для должников, и для кредиторов. По закону, суд назначает процедуру реструктуризации долгов на трехлетний срок, если имущества и доходов должника не хватает, он освобождается от долгов. Несколько участников списка поспешили подать заявление о банкротстве в тот же день, как закон вступил в силу. Топ-15 должников, не вернувших кредиторам почти 300 млрд рублей, - в рейтинге Forbes.

    Бесплатная юридическая консультация:


    1. Тельман Исмаилов, 59 лет

    Требования кредиторов: 158,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: ООО «Южная автомобильная группа» (по кредиту Сбербанка)

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (3.3.2016)

    Бесплатная юридическая консультация:


    Источник капитала: финансово-промышленная группа «Донинвест»

    Основные кредиторы: ВТБ - 7,3 млрд рублей, Сбербанк - 4,4 млрд, Газпромбанк - 3 млрд, МДМ Банк - 1,8 млрд, Росбанк - 1,6 млрд, Юникредит Банк - 139 млн.

    4. Владимир Кехман

    Требования кредиторов: 10,2 млрд рублей

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (23.12.2015)

    Источник капитала: импортер фруктов JFC

    5. Олег и Татьяна Михеевы

    Возраст: по 48 лет

    Требования кредиторов: 9,6 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: ООО «Зарина» (к Михееву) и Промсвязьбанк (к супруге Михеева)

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (Михеев - 02.12.2015 , Михеева - 7.12.2015)

    Источник капитала: девелоперская компания «Диамант» и банковский бизнес

    6. Марат Баласанян

    Требования кредиторов: 5,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: Реструктуризация долгов (15.12.2015)

    Источник капитала: Инвестиционная группа «Объединение «Восток»

    Требования кредиторов: 4,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (11.4.2016)

    Источник капитала: нефтесервисный холдинг «РУ-Энерджи Групп»

    8. Александр Мамедов

    Требования кредиторов: 3 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Банк БТФ

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (20.11.2015)

    Источник капитала: импортер алкоголя «Русьимпорт»

    9. Алексей Нусинов

    Требования кредиторов: 2,6 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Glamin Business Ltd (по кредиту Промсвязьбанка)

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (03.12.2015)

    Источник капитала: автодилер ГК «Независимость»

    10. Александр Гительсон

    Требования кредиторов: 1,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: сам должник, Александр Гительсон

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (27.4.2016)

    Источник капитала: Восточно-европейская финансовая корпорация (ВЕФК)

    11. Дмитрий Майоров

    Возраст: 43 года

    Требования кредиторов: 1,6 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (24.2.2016)

    Источник капитала: строительная компания «Техинвест»

    12. Василий Гущин

    Заявитель о банкротстве: ООО «Объединенные активы» (по кредиту НС Банка)

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (15.12.2015)

    Источник капитала: текстильный холдинг «Юнистайл» и недвижимость

    13. Ленур и Эльвира Ислямовы

    Возраст: Ленуру Ислямову 50 лет, Эльвире Ислямовой 41 год

    Требования кредиторов: 1,2 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (Ислямов - 16.03.2016, Ислямова - 24.03.2016)

    Источник капитала: автотранспортный холдинг «Квингруп» и банковский бизнес

    14. Андрей Исаев

    Заявитель о банкротстве: ООО «Мойка 22»

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (2.6.2016)

    Источник капитала: «Балтийский Банк» и недвижимость

    15. Махмуд Хассан Юнес, Олег Панков, Виктор Гожин

    Возраст: Махмуду Хассан Юнесу 58 лет, Олегу Панкову 59 лет, Виктору Гожину 62 года

    Требования кредиторов: 1 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк (ответчики Юнес и Панков) и Магомед Нурмагомедов (ответчик Гожин)

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (Юнес - 26.04.2016, Панков - 25.01.2016) и реализация имущества (Гожин - 2.12.2015)

    Источник капитала: девелоперская компания «Апогей»