Международное рейтинговое агентство moody's. Рейтинги, присвоенные Moody’s. Значения рейтингов свернуть все развернуть все

Одним из таких наиболее распространённых и, одновременно, неотработанных в понятийном смысле определений и стала «инновация». По сути дела, прямой перевод ни у кого не вызывает сомнения (от латинского in - в и novus - новое), а вот содержательное применение и смысловая интерпретация безбрежно широка. Здесь наиболее распространены «новшество», «нововведение» не говоря о массе понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология» и т.д.

Даже беглый контентанализ работ по инновационной проблематике помогает выделить в качестве своеобразных стержневых (а, может быть, даже и родовых) понятий такие как «новшество», «нововведение» и «инновация». Причём, как отмечают некоторые исследователи, первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время». Затем, уже в XIX столетии он приходит в сферу научного знания и, что чрезвычайно интересно, в разных областях научного знания начинает играть достаточно различающиеся роли. Так в лингвистике за этим термином скрывалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. Его ассимиляция и обретаемые при этом новые качества, структурные отношения, трактуемые «как естественный механизм развития организованностей культуры» получил обозначение культурной (языковой) инновации. Таким же образом обозначались и аналогичные про­цессы (переноса из культуры в культуру) в этнографии. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста.



Как видим, уже на этой стадии зрелости понятия «инновация» в её трактовке вырисовывается как нечто общее, так и особенное. В частности, в той или иной мере, но речь идёт о возникновении некоторого нового качества, не присущего ранее объекту иннова­ции. Пусть это происходит либо путём переноса уже известного в новые социокультурные условия, либо освоением ранее не реализованной возможности, либо эволюционированием всего объекта инновации, но во всех случаях фиксированным отличием состояния объекта «после того» от «до того» и является некоторое его новое качество. Пожалуй, это и может служить одним из критериев сущностной стороны инновации.

Другим общим моментом выступает то, что инновация - это своеобразный переход (а может быть перевод) объекта из одного состояния в другое. Это достаточно банальное утверждение необ­ходимо для того, чтобы определиться по отношению к существующим в теории полярным позициям относительно формы инновации. То ли это процесс, то ли результат ?!

Инновация- это «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.». «...Прогрессивный результат творческой деятельности. - уточняет Ю.А. Карпова, - который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы». Причём неоднозначность трактовки понятия инновации автор объясняет не столько сложностью содержательной её части, сколько особенностями происхождения слов в языках германской группы. Мы уже высказали своё отношение к стремлению вывести содержание понятия из этимологических или лингвистических корней значений употребляемых терминов. Дело в том, что само понятие, действуя в определенных исторических и социокультурных условиях, наполняется новым, соответствующим этим условиям содержанием и несёт другой - смысл. Следовательно, выводить сущность понятия необходимо с ориентацией на то место в культуре и социальной реальности, которое снимается нами как данность. Иначе происходит неизбежный отрыв термина от понятия, что способствует умножению сущностей.

Через процессуальность определяет сущность инновации другая группа авторов. К примеру, в ходе выяснения взаимоотношений между понятиями «новшество» и «инновация» устанавливается следующий порядок вещей. «Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация- это процесс освоения этого средства». Оставим пока в стороне утверждение новшества в качестве средства (средство чего? или для чего?) и обратимся к пониманию инновации как процесса. Несколько выше мы показали, что в прошлом веке это понятие использовалось, в частности в биологии, для обозначения измене­ний, связанных с ростом, что само по себе означает процесс. Естественно это ещё не достаточное условие для определения некоторой критериальной черты явления. Однако, если обратиться к дальнейшей судьбе понятия инновации, то в ходе его экспансии практически на все сферы жизнедеятельности человека и общества, за счёт социальной диффузии, при которой сам феномен обретает новые качественные характеристики, инновация, на наш взгляд, всё более полно понимается в качестве процесса. Более того, отдельные авторы, исследующие инновационные явления в сфере образования, достаточно справедливо утверждают, что «...сама концепция перманентности образования подразумевает перманентность преобразований» и рассматривают инновацию как органическую часть повседневной работы, то - есть как непрерывный процесс.

Здесь следует отметить ещё один крайне необходимый критерий феномена инновации. Речь идёт о том. что в отличии от естественного, стихийно протекающего процесса, инновация носит характер «...инициируемых и контролируемых изменений, изме­нений, происходящих на основе рационально-волевого действия». Другими словами, это искусственно организованный про­цесс, направленный и управляемый для достижения определённого результата. Другое дело, насколько достоверно может быть предсказан и насколько полно и точно описан конечный результат. Подчеркнём пока, что обозначена крайне важная, существенная характеристика, свидетельствующая о необходимости рассмотрения адекватности систем или моделей управления сущности инновационных процессов.

Возвращаясь к полемике по поводу соответствия «результат-процесс» в определении инновации, отметим, что не видим осно­ваний для искусственного противопоставления этих двух составляющих одного и того - же явления. Если упорядочить взаимо­действие выше обозначенных нами стержневых понятий, то, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущностную сторону инновации как явления такое представление, которое связывает её с «целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». При этом новшество заключает в себе то содержание (сущность), которое предполагает возможность качественного изменения, а нововведение - обеспечивает технологию имплантации или выращивания содержания новшества в условиях конкретного объекта, изменение которого и составляет предмет инновации.

Остаётся добавить, что при этом чрезвычайно важно определить и удержать в рамках адекватной управленческой культуры взаимоотношения: с одной стороны, «начальное состояние системы - содержание новшества», которое, в зависимости от степени согласования и рассогласования их содержательного начала, предопределяет успех или неудачу всей последующей инновационной цепочки и устраняет возможное отторжение новшества; с другой - «содержание новшества - конечное состояние системы», где обеспечивается конкретная траектория выхода (в её вариантах) на ожидаемый результат. Именно таким образом взаимосуществуют, предполагая друг друга, процесс и результат, таким же образом взаимодействуют, создавая целостность как системное качество, стержневые категории теоретического анализа.

У этой стороны инновации тоже есть своя интрига: что же считать новым? Каковы критерии этой чрезвычайно важной черты явления, по сути, определяющего содержательное ядро инновации - новшество. Если придерживаться мнения об «овеществлённом» результате творческого процесса, то « новое » выражено в форме творческого решения, которое в свою очередь достаточно многоаспектно, поскольку «...меняет существующие методы, реже- традиции, ещё реже - основные принципы и совсем редко- взгляд людей на мир». Если же поместить « новое » в позицию откры­тия, тогда прослеживается другая, но столь же многомерная логика суждения, поскольку «...научное открытие- это и создание концептуальной системы (теории, принципа), и нахождение зако­на, и обнаружение нового явления, и изобретение нового прибора, аппарата». То есть, общее представление складывается, но до определённости ещё далеко.

Не вносит ясности и обращение к известному словарю С.И. Ожегова, в котором «новое» определяется как впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прошлого, вновь открытое, относящееся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомое, малоизвестное.

Если руководствоваться подобными определениями, то очень сложно отличить в качестве инновации исполнение любой инст­рукции министерства по внедрению очередного «федерального» или «регионального» предметного курса от освоения педагогиче­ской системы Ш.Амоношвили, технологии обучения В.Шаталова или С.Лысенковой. Ведь для образовательного пространства школы и то, и другое, и третье может являться, действительно, новым и теоретически подчиняться одному и тому же алгоритму.

Не прибавляет оптимизма и утверждение Э.М.Роджерса, сделанное им на основании анализа исследований американских и некоторых европейских теоретиков о том, что «Новшество- это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования». Если согласиться с этой точкой зрения, то каждый человек, живущий на Земле - инноватор, поскольку, вступая в жизнь и определяя своё место в мире людей, он неизбежно вынужден открывать для себя и использовать в жизни совершенно определенные идеи. Конечно же, трудно согласиться со столь широкой трактовкой понятия «новое».

Значительно ближе к нашему пониманию находится позиция, изложенная французским исследователем Э.Брансуиком, который анализируя новшества, существующие в образовательной сфере, предлагает различать как минимум три их возможных вида:

· во- первых, новшества, основанием которых служат образовательные идеи и действия полностью новые, ранее неизвестные (т.е. открытия). Таких полностью новых, оригинальных идей, замечает автор, очень мало;

· во- вторых, новшества, основание которых составляют адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, приобретающие особую актуальность в данной среде и в данное время:

· в - третьих, новшества, возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях, при которых возобновляются ранее существовавшие действия по реализации уже применявшихся идей, поскольку новые условия делают возможным с их помощью достижение планируемых целей

Как видим, в контексте предлагаемой типологии новшеств обнаруживается отношение к «новому» как к содержательной основе в виде образовательных идей и действий. В таком случае можно вычленить особую категорию «новое в инновации», которая по­зволяет уйти от абстрактной трактовки нового и придать самому понятию определённость смыслового применения. Что. в свою очередь, позволяет уточнить и выразить в форме дефиниции инновации всю совокупность стержневых понятий и их взаимоотношений.

Новое в инновации - это та востребованная временем и обстоятельствами (потребностями развития) сущность, вокруг которой формируется содержание новшества, принципиально отличное от всех ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на характерологические признаки системы таким образом, что она переходит в заданно ожидаемое (гипотетически прогнозируемое) состояние, фиксируя тем самым содержательный результат инновационного воздейст­вия. Весь процесс, представляющий, в свою очередь, достаточно определенную систему элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат и будет представлять инновацию. Поскольку именно инновация является совершенно определенной формой развития, то управление инновацией (или при помощи инновации) и обеспечивает управление развитием.

Ясно, что речь здесь идет не только о технологическом процессе обеспечения цепочки «новое- новшество - нововведение » по содержательному стержню, объединяющую их в единое и последовательно разворачивающееся действие. Предметность действия смещается на социально-психологические характеристики состояния той профессиональной общности, в среде которой и должно произойти инновационное изменение. Это, безусловно, важный компонент инновационной готовности, но к технологическому обеспечению содержательной стороны процесса он имеет косвенное отношение. Вероятно, поэтому некоторые авторы, опираясь на приведенную выше модель построения инновационного процесса, считают необходимым дополнить её перечислением конкретных этапов осуществления нововведения такими, как: -инновацион­ный замысел; -проект; -план; - оценка; -эксперимент и внедрение

Слово «инновация» имеет латинское происхождение (in-в, novus-новый), но нам известно английское «innovation»-обновление. Изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. То есть «инновация» синоним русскому слову «нововведение», которое в научной литературе определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Похожее слово «novation» (новация) означает новшество, новое средство, тогда инновация - процесс освоения новшества, нового средства. (М. Поташник, О.Хомерики).

Так, В.А. Сластенин и др. объединяют все вышеуказанные понятия в одном понятии «инновация». С этой точки зрения инновация определяется и как новшество, и как процесс внедрения этого новшества в практику. В свою очередь М.М. Поташник и др. разводят понятия «новшества» и «инновация». В их интерпретации, новшество - это новый метод, методика и технология, а инновация - процесс освоения этого новшества.

Э. Роджерс, определял новшество как идею, являющуюся для конкретного лица новой. А В.П.Кваша считал, что «инновация - это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень». В «Психологическом словаре» мы также находим отождествление понятия инновации с понятием нововведение, понимаемые, как создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

С нашей точки зрения новшество - это новая идея, направленная на изменения той или иной сферы жизнедеятельности человека, вызванная к жизни постоянно изменяющимися потребностями общества в преобразованиях. Инновация - это процесс апробации новшества на практике, с последующей доработкой как самого новшества, так и способов его внедрения.

Несмотря на то, что многими специалистами понятие «инновационный процесс» выделяется в отдельную категорию, большинство его определений сходно с содержанием понятия «инновационная деятельность». В частности, В.М.Степанов, О.А.Лапина, А.П.Макаровская под инновационным процессом понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций.

С нашей точки зрения инновационный процесс - это процесс широкого внедрения и распространения новшества, а также его трансформации, способствующей появлению нового новшества. Что касается определения инновационной деятельности (нововведения), то в данном случае мы выражаем солидарную точку зрения со В.А. Сластениным и Л.С.Подымовой, подразумевая под ней комплексный, целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Но в данном случае речь идет об изменениях не только в объекте, но и в субъекте инновационной деятельности. Так, применительно к педагогической деятельности, специалисты отмечают, что освоение принципиально новых образцов деятельности позволяет выйти на более высокий качественный уровень развития творческого мышления, потребности и умения самореализовываться не только ученику, но и учителю.

Обычно в понятие «педагогическая инновация» вкладываются изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и образования. Ведущими аспектами педагогической инновационной практики стали создание на базе школ новых типов образовательных учреждений, новые методики и технологии обучения, обновление содержания образования, гуманистический характер взаимоотношений участников образовательного процесса. Однако, некоторые ученые (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, ГЛ. Щедровицкий) считают, что иностранное слово «инновация» неадекватно русскому слову «нововведение». Они обозначают следующие смысловые значения:

1. Разработка нового содержания и новых методов обучения.

2. Внедрение и распространение уже существующих систем образования.

3. Разработка новых технологий управления школой, ее развитием.

4. Статус школы как экспериментальной площадки.

5. Школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитание, которое имеет системный характер. Затрагивает цели, содержание, формы, способы финансирования.

Западный исследователь нововведений Э.Роджерс говорит: «Новшество -это идея, являющаяся для конкретного лица новой». Аналогично высказывается по поводу определения понятия «инновация» И.П. Подласый: «Инновации не могут быть сведены к созданию средств. Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты...». Таким образом, иногда инновация определяется и как новшество (причем, не только в виде конкретного средства), и как процесс введения этого новшества в практику. Например, А.И. Пригожий понимает нововведение (инновация) как целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы.. По мнению М.В. Кларина понятие «инновация» «...относится не просто к созданию и распространению новшеств, но и к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления». Ещё более широкое понятие «инновация» мы находим в «Профессиональной педагогике». «Инновации - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований». Это определение соотносится с определением инновационного процесса, который понимается как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств (М.М. Поташник, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики). Такое же содержание, но в понятие «инновация» вкладывает Н.Р.Юсуфбекова: «Инновациями следует считать процессы создания новшеств, их осмысливание педагогическим сообществом и использованием в практике обучения и воспитания». Действительно, на практике «инновация» и «инновационный процесс» часто являются синонимами. К инновационным процессам относится всё, что связано с передовым педагогическим опытом, организационными преобразованиями в сфере образования, внедрение в практику научных разработок. Если опираться на то, что инновация - это процесс освоения нового средства, но не всегда его рождение и разработка (можно осваивать заимствованное средство - методику, программу, технологию и т.п.), то инновационный процесс будет являться более широким понятием, чем инновация, которая тоже является процессом. Комплексное исследование нововведений, начатое в 70-80х под руководством М.И. Лапина, предлагает их анализ на разных уровнях. В рамках сиетемно-деятельностной композиции (М.И.Лапин, А.И Пригожий, Б.В. Сазонов, B.C. Толстой) выделяются два подхода к исследованию инновационных процессов. Первый подход (феноменологический) рассматривает содержательную сторону процесса нововведения: что воплощается в действительность. Второй подход определяет взаимодействие отдельных нововведений: их сочетанием, конкуренцией, сменой. Расчленяя структуру процесса нововведения, и исходя из того, что этот процесс протекает во времени («жизненный цикл» нововведения), выделяют этапы инновационного процесса:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; этап открытия как результат фундаментальных и прикладных научных исследований.

2. Этап изобретения, т.е. воплощения идеи в конкретный объект.

3. Этап непосредственно инновации, на котором происходит практическое применение новшества, его доработка и оценка эффективности. Если новшество дает ожидаемый результат, то процесс нововведения продолжается.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. На этой стадии оно может быть заменено более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, замена его новым. Аналогичную линейную смену этапов представляет М.С. Бургин..

Определение инновационного процесса М.М. Поташника, данное нами выше, также включает последовательную смену этапов: создание, освоение, использование и распространение новшеств. Детальный анализ этапов инновационного процесса применительно к сфере воспитания сделал В.А. Караковский с коллегами. . Модель этапов (фаз) по В.А. Караковскому: первая фаза-«Поиск новых идей», вторая фаза - «Формирование нововведения», третья фаза - «Реализация нововведения», четвертая фаза - «Закрепление новшества». Авторы данной модели указывают на то, что инновационные процессы могут развиваться и как саморазвивающиеся (т.е., инновации начинаются неформально в педагогическом коллективе), причем два этих пути не противоречат друг другу, а дополняют.

В разделении инновационных процессов на этапы, в их последовательности исследователи проявляют единодушие, равно как и в том, что конкретный инновационный процесс может и не проходить все этапы, какие-то проходят одновременно (например, изучение и оценка проходят одновременно, а доработка осуществляется уже в процессе внедрения). Этапы могут иметь различную продолжительность. Это зависит от многих обстоятельств. Так, социально-экономические, общественно-политические условия, являясь неблагоприятными для какой-то прогрессивной идеи, могут надолго затормозить ее внедрение. Периоды быстрого внедрения могут чередоваться с застоем. Этап господства может продолжаться неограниченное время (многие изобретения человечество использует с древности, и замены им пока нет). Заключительный этап может смениться возрождением новшества в новом качестве или в новых условиях. При нарушении последовательности этапов, выпадении некоторых из общей структуры, появляются новые связи, иногда непредвиденные, отрицательные результаты (отсутствие доработки и оценки приводит к тому, что в практику внедряются учебные программы, методики, содержащие множество недоделок). Хотя нужно помнить, что без качественной организации работы на каждом этапе, наличие всех этапов не является гарантией того, что нововведение будет эффективным.

1. Простое воспроизводство нововведения - новшество создается в той организации, в которой оно было впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование нововведения - потребности в нем, научное открытие, создание новшества среди пользователей, использование или потребление новшества;

2. Расширенное воспроизводство новшества - процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве. .

Если на практике простое воспроизводство не переходит в расширенное, то говорят о незавершенности нововведения, что, впрочем, не равно его неэффективности, т.к. и на уровне простого воспроизводства нововведение может реализовать свой потенциал. Авторы подчеркивают, что нововведение - динамическая система, которая характеризуется как внутренней логикой (от возникновения идеи до ее использования - инновационный процесс), так и развитием во времени во взаимодействии с окружающей средой (жизненный цикл - старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис). При оценке эффективности инновации одним из самых важных показателей является показатель новизны. Именно новизна представляет ценность любого нововведения, его основной результат.

Новизна - понятие сложное. Словарь СИ. Ожегова даёт такое объяснение: « Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный».

Литература:

1. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология: учебное пособие. – М.: «Академия», 2005. – 250 с.

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: «Академия», 2005. – 192 с.

3. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, теория, практика: Монография. СПб. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

5. Чижакова Г.И., Сластенин В.А. Хрестоматия по педагогической аксиологии. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 480 с.

6. Юсуфбекова Н.Р. Проблемы педагогической праксиологии // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1991. – Вып. 1 (57) – С. 3-4.

7. Юсуфбекова Н.Р. Педагогические исследования и инновационные процессы // Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. В.М. Полонского. – М.: Институт теоретической подготовки и международных исследований в образовании РАО, 1994.

8. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26


Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пензенский Государственный Университет»
Факультет «Экономики и управления»
Кафедра «Экономической теории и мировой экономики»

Кейс
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему:
«Различия между нововведениями и инновациями»

Выполнил: студент гр.10БЭ5
Климашина Е.А.
Проверил: К.Э.Н., доцент
Рыжкова Ю.А.

Пенза, 2011
Задание:

    Показать различия между нововведениями и инновациями.


Выполнение:
В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако некоторые исследователи считают, что определенные различия между ними существуют.
По мнению Кулагина А.С. существенные отличия состоят в следующем:
- открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, тогда как инновация производится на уровне продукта или технологии, приводит к появлению на рынке товара с новыми свойствами либо произведенного новым способом, то есть на прикладном уровне;
- инновация, как мы уже говорили, направлена на получение экономической выгоды, что чаще всего не свойственно открытию, которое по своей сущности является "бескорыстным" актом;
- изобретение может быть сделано изобретателем одиночкой, инновация требует коллективного комплексного труда специалистов разного профиля, в том числе и специалистов производственной компании;
- инновация есть результат целенаправленного использования результатов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т.д., а открытие или изобретение, вообще говоря, может произойти случайно;
- инновация не есть новая техника, поскольку новый продукт может быть выпущен с помощью действующей (неизмененной) технологии;
- наконец, инновация не есть внедрение, но не потому, что это термин советского времени, и не потому, что внедрение, как многие отмечают, носит оттенок насильственного действия, а потому, что внедрение (опять же из норм русского языка) все-таки скорее действие, чем результат.
Э.А.Уткин в своей работе определяет нововведение как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Нововведение – это результат практического или научно-технического освоения новшества.
Нововведение есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации.
Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними.
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Многие исследователи считают неправомерным отождествлять понятия «нововведение» и «инновация». Нововведение, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.
Пригожин А.Н. так же разделяет понятия "инновация" и "нововведение". Нововведение, по его мнению, - это предмет инновации; нововведение и инновация имеют различные жизненные циклы; нововведение - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").
Термин «нововведение» означает, что новшество используется. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затеям продолжить диффузию инновации. Для разработки нововведения необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Поэтому часто говорят, что инновация - конечный результат внедрения нововведения с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Таким образом, мы пришли к выводу, что нововведение выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д.
Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления..
Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Инновация (от английского, "innovation") означает нововведение как результат практического или научно-технического освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы производственно- технологические, модификации продуктов и услуг.
Практическим освоением новшеств в нововведениях является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности. При этом помимо влияния комбинаций факторов производства, необходимо в современных условиях учитывать новый фактор, определяемый тем, что наука стала теоретической основой материального производства.
Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).
В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.
Нововведение (новшество) - совокупное название различных типов инноваций и рационализаторского предложения . Такое определение нововведения и/или новшества согласуется с традиционным языковым употреблением этих понятий.
Из такого определения получается, что инновация – частный, более конкретный, узкий случай нововведения или новшества вообще. Также оно позволяет установить отношение порядка на множестве различных видов нововведений или новшеств по уровню их нетривиальности от наиболее сложных и неординарных до самых тривиальных:

    III тип инновации ;
    I тип инновации ;
    II тип инновации ;
    рационализаторское предложение .
Необходимость введения дополнительных (по отношению к понятию инновации ) понятий нововведения и новшества связана прежде всего с тем, что нужно соотнести общеязыковые понимания этих понятий и специализированные, операциональность которых призвана работать на создание, построение и развитие инновационного прорыва в России в ближайшее время.
Инновация (нововведение) - экономическая категория, определяемая спросом, которая способствует изменению ценностей и полезностей, созданию неограниченных ресурсов, получаемых потребителями товаров и услуг. Нововведение является объективной экономической категорией, ведущим элементом в системе производственных отношений инновационной экономики. Без четкого представления о нововведении категориальная система инновационной экономики теряет всякий смысл. Также вне нововведений невозможно представить современный экономический механизм, обеспечивающий собственное воспроизводство. Кроме того, в современных экономических системах взаимоотношения между людьми во многом определяются их инновационным потенциалом.
Рассматривая нововведение как категорию экономической теории, необходимо иметь в виду, что содержанием его является диалектика отрицания. Дело в том, что нововведение можно представить диалектическим единством старого и нового, воплощенных в различной степени в нововведении, при этом во многих случаях, но не во всех, новое содержание отрицает старую форму или, наоборот, новая форма отрицает старое содержание. Современные способы производства, вытекающие из специфических особенностей современных экономических систем, выступают в общем виде отрицанием нововведения, когда тот или иной товар или услуга выпускаются или реализуются определенное время. В то же время современные способы производства и производственных отношений порождают с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это выступает отрицанием отрицания. При этом происходит не простое восстановление нововведения, а его качественная трансформация или кардинальное изменение в ходе разнообразных инновационных процессов.
Именно нововведения предопределяют развитие производства материальных и духовных благ, а не наоборот, о чем свидетельствует исторический опыт и существующие в настоящее время связи между причинами, фактами и явлениями современной общественной жизни, выступают основой, атомным ядром или молекулой, на основе которых осуществляются производство, распределение и обмен материальных и духовных благ. Нововведения являются сущностью, основой и главным условием существования всей человеческой цивилизации. Без нововведений любое общество принимает закостеневшие черты человека, стоящего на пороге завершения своего бренного телесного существования. Не случайно в этой связи отмечается, что "мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, которая в соответствии с 2-м законом термодинамики стремится все свести к тепловой смерти - всеобщему равновесию и одинаковости, т.е. энтропии" (выделено авторами).
и т.д.................

Тема 1. Нововведения как объект инновационного управления

1.1. Определение новшества и инноваций. Критерии инноваций.

В условиях конкуренции необходимо постоянно модернизировать изделия, расширяя товарные линии, что даст возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке.

Некоторые аспекты управления инновациями:

1. Инновации как объект управления выделили в постиндустриальном обществе. На предшествующих этапах развития общества инновации не рассматривались как один из факторов конкурентного успеха, и соответственно не выделялись в отдельный предмет исследования и управления.

2.Взаимодействие стратегии и инноваций. В настоящее время взаимодополняющими являются направления стратегического и инновационного менеджмента и, следовательно, их необходимо рассматривать в комплексе: стратегия ориентируется на инновации, и инновации лежат в основе результатов стратегического управления.

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются НТП, новшество, нововведение, инновация, которые, как правило, отождествляют. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает “введение новшеств”. В теории инноватики выделяют 3 основополагающих термина: новшество (новация), нововведение, инновация. (рис)

Новшество (новация)– это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшество близко к понятию “изобретение”, т.к. представляет собой конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность.

Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа, результатов маркетинговых исследований. Таким образом, новшество – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Освоение новшеств представляет собой реализацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, что является важным результатом инновационной деятельности.

Инновация (англ. “innovation”) означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества.

В литературе насчитывается множество определений инноваций.

Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Б. Санто: инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через использование практическое идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. Если инновация ориентирована на экономическую выгоду, то ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений (1911г.):

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Позднее (1930г.), он ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, т.е. прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

В менеджменте инновации определяются как создание и представление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Таким образом, потребители не всегда нуждаются в новом продукте, а в решениях, предлагающем новые выгоды.

Особенности определения инновационной деятельности :

Часто термин «инновация» используется в качестве синонима слова «изобретение». Специалисты в области технологий, часто употребляют такие словосочетания как, например, «инновационные разработки», что скорее соответствует терминам: технология, бизнес-процесс, бизнес-идея.

Существует распространенное заблуждение, что инновации происходят в сфере высоких технологий. В действительности инновации происходят во всех областях – от выпечки хлеба до добычи нефти. Просто существуют компании, которые предпочитают инновационный путь развития, то есть постоянно подкрепляют отраслевое или рыночное лидерство техническими нововведениями. Они выделяют значительные средства на НИОКР, содержат большой штат специалистов, не боятся отдавать на аутсорсинг разработку новых продуктов и процессов. Инновации помогают компаниям опередить конкурентов, получить дополнительную прибыль за счет снижения издержек, увеличения производительности, создания новых продуктов и новых рынков и т.д.

Самая плодородная почва для рождения инноваций – это конкуренция. Именно конкуренция заставляет постоянно совершенствоваться, сокращать издержки, искать новые рынки. А инновации представляют собой весьма весомое конкурентное преимущество. И зачастую именно инновации являются шансом для небольших компаний совершить качественный рывок, оставив позади более крупных, участников рынка.

Инновация должна иметь цель. Наличие цели способно повысить качество инноваций – что означает увеличение количества эффективных новых разработок, причем часто без роста инвестиций. При этом наличие цели не гарантирует повышенной чувствительности к изменениям рынка.

В любом случае, для успеха нужно сначала принять решение о том, куда двигаться дальше. И какую при этом преследовать цель.

Инновационная деятельность синоним предпринимательской деятельности. Для удобства анализа следует разграничить компании по объему: крупные – в которых присутствуют целые отделы инновационного развития и мелкие – в которых основную роль играет предприниматель- инноватор. Для успеха необходимо расширить рамки восприятия. Но если у предпринимателей с этим нет проблем, то крупные корпорации, глядящие на рынок через призму отчетов своих отделов маркетинга, часто оказываются неспособными на эффективные инновации, если не определят цели процесса разработок и исследований. Наличие цели также дает некую стабильность, которая позволяет инноваторам дольше оставаться открытыми к восприятию идей и возможностей. В связи с этим, инноватор тождественен предпринимателю.

Необходимо оценивать эффект не только с позиции продавца, но и с позиции потребителя, а так же учитывать отрицательные последствия освоения инноваций.

Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим четырем критериям .

1.Важность . Новый продукт или услуга должны представлять такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые.

2.Уникальность . Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

3.Устойчивость . Новый продукт может представлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика».

4.Ликвидность . Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.

С помощью критериев можно объяснить феномен инновации, обеспечивающий эконом рост, как конечный результат осуществления инновационного процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная на положительный эффект.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам .

Следовательно, свойствами инновации с позиции компании являются:

Научно-техническая новизна,

Производственная применимость,

Коммерческая реализуемость (выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия).

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента:

- «материализацию» инновации в новые виды продукции, средства и предметы труда, технологию и организацию производства;

- «коммерциализацию», превращающих их в источник дохода.

Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций .

Из сказанного следует, что инновацию нужно рассматривать непрерывно с инновационным процессом.