Первичное размещение гко. Первичное размещение гко на аукционе. Аукционы по размещению ГКО проводятся

Размещение ГКО осуществляется на аукционах, прово- димых Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов РФ. Для организации первичного размещения и прове- дения вторичных торгов на Московской межбанковской валют- ной бирже (ММВБ) создана Торговая система, которая организу- ет проведение торгов, осуществляет регистрацию сделок, обеспе- чивает составление расчетных документов по совершенным сдел- кам, представляемых в расчетную систему и депозитарий.

Не позднее чем за 7 дней до проведения аукциона Централь- ный банк объявляет дату аукциона, объем выпуска по номина- лу, размер лимита по неконкурентным заявкам, ограничения на потенциальных владельцев и другие параметры выпуска. На ос- нове этой информации инвесторы подают заявки дилерам на приобретение ГКО. Дилеры обобщают поданные заявки и в день аукциона с 10 до 13 часов в месте проведения аукциона сдают две заявки на покупку облигаций. Одна из заявок подает-

ся дилером на приобретение ГКО от своего имени и за свой счет (заявка дилера) и содержит собственные предложения дилера на покупку. Другая заявка объединяет все предложения инвесторов на приобретение ГКО (заявка инвесторов). Она подается диле- ром на покупку облигаций за счет средств инвесторов.

Взаимодействие между субъектами рынка ГКО представлено на рисунке 5.3. Инвестор, владеющий свободными денежными

средствами и желающий принять участие в аукционе по продаже ГКО, имеет возможность подать несколько заявок различным дилерам, с которыми у него заключены договоры на обслужива-

ние на рынке ГКО. Каждая из поданных заявок может содер- жать одно неконкретное предложение и неограниченное число конкурентных предложений.

Рис. 5.3. Участники рынка ГКО (1 - определение объема выпуска ГКО и поручение Центральному банку РФ на проведение аукциона; 2 - организа- ция и проведение аукциона; 3 - заявки инвесторов; 4 - заявки дилеров и обобщенные заявки инвесторов; 5 - сводная информация по поданным за- явкам; 6 - определение цены отсечения и средневзвешенной цены)

В каждом конкурентном предложении потенциальный поку- патель указывает цену, по которой он готов приобрести соответ- ствующее число ГКО. Цена за одну облигацию указывается в процентах до сотых долей от номинальной стоимости ГКО. По- давая конкурентное предложение, инвестор определяет для себя предельную цену, по которой он готов приобрести ГКО и полу- чить соответствующий доход при погашении облигации. Цена конкурентного предложения формируется под влиянием инфля- ционных ожиданий инвестора, уровня доходности операции на других сегментах финансового рынка, соотношения валютных курсов и других факторов. Однако ожидания инвестора могут не совпадать с позицией Минфина РФ. Если цена конкурентного предложения окажется ниже цены отсечения, устанавливаемой Минфином РФ по результатам обобщения поданных на аукцио- не заявок, то заявка с данным предложением не удовлетворяется.

Неконкурентное предложение не содержит четкого указания покупателя, по какой цене он готов купить облигации. В таком

предложении указывается общее количество ГКО, которое готов приобрести покупатель на условиях средневзвешенной цены

аукциона. Таким образом, покупатель, подавая заявку с некон- курентным предложением, соглашается с той ценой, которая сложится на аукционе по результатам торгов. Центральный банк

РФ может установить предельное число облигаций, указывае-

мых в неконкурентном предложении каждым покупателем.

Обычно этот лимит составляет 30% от общего объема зая-

вок, поданных дилером. Покупатели об этом оповещаются за- ранее при публикации извещения об очередном аукционе по продаже ГКО.

Ввод заявок в Торговую систему осуществляется в следую- щем порядке. Перед началом аукциона дилеры переводят денеж- ные средства со своих текущих счетов на «торговые» субсчета для

оплаты приобретаемых на аукционе ГКО. На период проведе- ния аукциона и расчетов по нему данный субсчет блокируется. Таким образом обеспечивается полная гарантия оплаты облига-

ций, приобретенных на аукционе согласно поданным заявкам.

Сумма средств, необходимая для удовлетворения конкурент-

ных предложений, определяется по ценам этих предложений, а неконкурентных - по сумме, указанной в заявке. Рассчитанные

таким образом суммы увеличиваются на комиссионные возна-

граждения ММВБ. Для инвестора дополнительно учитывается комиссионное вознаграждение, уплачиваемое дилеру.

В 13 часов по московскому времени прием заявок от дилеров прекращается, и вся информация по данным заявкам передается в Министерство финансов РФ, которое определяет минималь- ную цену продажи ГКО (цену отсечения) и средневзвешенную цену аукциона. Среди конкурентных заявок удовлетворяются только те предложения, по которым указанная цена превышает цену отсечения. Предложения с ценой ниже цены отсечения не удовлетворяются.

Неконкурентные предложения удовлетворяются по средне-

взвешенной цене аукциона. Средневзвешенная цена определяет-

ся исходя из цен и объемов, удовлетворенных на аукционе кон-

курентных предложений, по следующей формуле:

P = ∑ N i Pi ,

где Рс- средневзвешенная цена аукциона;

i = 1, 2, 3, ..., п - количество конкурентных предложений с

ценой выше цены отсечения;

Рi - цена по i-тому удовлетворенному конкурентному предложению;

Ni - количество ГКО, указанных в i-том удовлетворенном конкурентном предложении.

Особенностью рынка ГКО является то, что заявки удовлетворя- ются по американской системе, т. е. покупатели приобретают обли- гации по ценам, указанным в заявках. Таким образом, покупатели получают облигации по разным ценам в отличие от «голландского аукциона», когда все заявки удовлетворяются по единой средневзве- шенной цене, сложившейся в результате конкурентных торгов.

Американский метод проведения аукциона дает некоторые преимущества эмитенту. Во-первых, инвесторы несут ответст-

венность более высокого уровня, так как при подаче заявки с конкурентным предложением уже определена цена облигаций. Во-вторых, уровень доходности, установленный по результатам

такого аукциона, сравнительно ниже, чем при голландской сис- теме, что ведет к снижению издержек по оплате государствен- ного займа.

Центральный банк РФ играет активную роль на рынке ГКО. Ему предоставлено право при размещении выпуска приобретать ГКО на основании отдельного соглашения с Минфином РФ, а

также осуществлять дополнительную продажу ГКО, не реализо-

ванных в процессе проведения аукциона.

Условиями выпуска ГКО установлено, что выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не ме- нее 20% предлагавшихся к выпуску облигаций.

Основанием для проведения расчетов являются выписки из реестров сделок, формируемые ММВБ в двух экземплярах по итогам торгов.

Первый экземпляр выписки предназначен для Дилера и служит для нет документом, подтверждающим факты сделок и их условий, второй, с подписью Дилера, – остается на ММВБ в качестве первичного документа для расчетных документов по совершенным сделкам.

Погашение ГКО осуществляется в день погашения с 9:00 до 10:00 по московскому времени.

Центральный банк РФ выставляет на ММВБ заявку на приобретение всего объема погашаемых ГКО по цене, равной номиналу.

Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона, проводимого Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов Российской Федерации.

Аукционы по размещению ГКО проводятся:

со сроком обращения три месяца – в первую и третью среду каждого месяца;

со сроком обращения шесть месяцев – во вторую среду каждого месяца;

со сроком обращения один год – в четвертую среду каждого месяца.

Если этот день приходится на выходной или праздничный день, То аукцион проводится в следующий первый рабочий день.

Дата аукциона, предельный объем выпуска, место и время проведения аукциона объявляется Центральным банком РФ не позднее, чем за семь календарных дней до его проведения.

После объявления о проведении аукциона по размещению очередного выпуска облигаций Дилеры начинают собирать заявки от потенциальных покупателей ГКО. Сбор заявок завершается ко дню проведения аукциона. В день проведения аукциона с 10:00 до 10:30 в месте проведения аукциона Дилеры подают две заявки на покупку облигаций (далее по тексту – "заявки"), заполненные в двух экземплярах по установлен ной форме, подписанные уполномоченным лицом Дилера и заверенные его печатью. Заявки, поданные после 10:30, к рассмотрению не принимаются. Одна из заявок на покупку ГКО подается дилером от своего имени и за свой счет (заявка Дилера) и содержит собственные предложения Дилера по покупке ГКО. Другая заявка на покупку ГКО подается Дилером за счет Инвесторов (заявка Инвесторов) и объединяет все поданные через наго заявки потенциальных Инвесторов.

Заявка может содержать неограниченное число конкурентных предложений и одно неконкурентное предложение.

В каждом конкурентном предложении указывается цена, по которой Покупатели готовы купить ГКО, и соответствующее этой цене количество ГКО. Цена за одну облигацию устанавливаетсяв процентах от номинальной цены с точностью до сотых долей процента.

В неконкурентном предложении указывается объем денежных средств, который покупатели готовы инвестировать на аукционе на условиях средневзвешенной цены.

Центральный банк РФ может установить максимально допустимый объем денежных средств, направляемых на покупку ГКО, указываемый в неконкурентной заявке каждым покупателем. Центральный банк РФ объявляет о величине этого лимита не позднее чем за 7 календарных дней до проведения очередного аукциона одновременно с объявлением других параметров выпуска.

К 10:00 по московскому времени в день проведения аукциона Дилер резервирует сумму денежных средств, которые будут направлены им на покупку ГКО. Этих средств должно быть достаточно для полной оплаты ГКО, указанных Дилером в обеих заявках на покупку, а также для уплаты налога на операции с ценными бумагами и комиссионного вознаграждения ММВБ.

По неконкурентному предложению размер достаточной, суммыденежных средств равен сумме, которая указанавнеконкурентнойзаявке покупателя.

По конкурентному предложению размер достаточной суммыде нежных средств равен сумме, необходимой для полной оплаты ГКО по цене, указанной в данном предложении.

Конкурентные предложения удовлетворяются (т.е. заключаются сделки купли-продажи) по ценам, которые в них указаны.

Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных предложений.

До 18:00 по московскому времени каждый Дилер получает у сотрудника Торговой системы выписки из реестра сделок. Выписки из реестра сделок на аукционе подписывают уполномоченные сотрудники Дилера, ММВБ и Центрального банка РФ. Выписка из реестра сделок считается подтверждением заключения договора купли-продажи ГКО между Дилером и Центральным банком РФ.

4. Инвестиционная привлекательность облигаций и факторы ее определяющие

I. Инвестиционная привлекательность облигаций

1) согласно Федеральному закону РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ под облигацией понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателей на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству РФ;

2) для инвестора привлекательность облигаций состоит и в том, что облигации удостоверяют отношения займа между ее владельцем (инвестором) и лицом, выпустившим облигации (эмитентом). Эмитент, выпустивший облигации, обязуется погасить в определенный срок ссуду и выплатить ссудный процент, который представляет собой часть чистой прибыли, полученной благодаря займу. Характерными чертами облигации являются: заемное средство; эмитент обязуется по истечении определенного срока погасить инвестору номинальную стоимость облигации; инвестор дает ссуду на определенных условиях, за это эмитент обязуется выплачивать фиксированный процент;

3) следующая черта привлекательности в том, что инвестор может получить два вида дохода:

а) проценты, которые выплачиваются ежегодно, ежеквартально и т.д.;

б) доход в виде дисконта, который представляет собой положительную разницу между ценой приобретения (ниже номинальной стоимости) облигации;

4) инвестор уверен, что порядок выплаты процентов по облигациям регламентируется «Положением о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям». И это инвестору выгодно, потому что:

а) доходы по облигациям выплачиваются из чистой прибыли;

б) если чистой прибыли не хватает, то выплата производится за счет средств резервного фонда. Создание резервного фонда обязательно для акционерного общества;

в) если проценты по облигациям не выплачиваются, то акционерное общество может быть объявлено неплатежеспособным (но не автоматически);

г) проценты по облигациям рассчитываются по отношению к номиналу независимо от курсовой стоимости облигации;

д) проценты по выпущенным в порядке первичного размещения облигациям в первый год выплачиваются пропорционально времени фактического нахождения облигации в обращении. Если осуществляется перепродажа облигаций на вторичном рынке, то и здесь инвестор получает процент по облигациям тот, кто является владельцем облигации за 30 дней до объявленной даты выплаты дохода.

5) Инвестиционная привлекательность заключена и в разнообразных формах выплаты процентов по облигациям: проценты могут выплачиваться в денежном выражении, ценными бумагами, товарами, если это предусмотрено условиями выпуска.

Государственные краткосрочные (бескупонные) облигации (ГКО) - ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов, которые приобретаются инвесторами по цене ниже номинала и через определенный срок могут быть проданы по номинальной стоимости. Выпускаются в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме, учет которых осуществляется по специальным лицевым счетам (так называемым счетам депо). Эмиссия ГКО направлена как на привлечение инвестиций в различные области экономики, так и для устранения дефицита государственного бюджета. Первичное размещение ценных бумаг этого вида осуществляется на аукционе.

Основными участниками рынка ГКО являются дилеры (банки, инвестиционные институты) и инвесторы (физические и юридические лица). Дилером может стать только та организация, которые заключат договор с Банком России на право работы с этим инструментом и получит специальную лицензию. После этого она может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функцию посредника.

Инвесторами могут быть любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и имеющие право на владение ими. Инвестор заключает договор с дилером для совершения сделок по покупке и продаже ГКО. Деятельность на этом рынке четко регламентируется законодательством Российской Федерации, и любые нарушения могут привести к разрыву соглашения между Центробанком РФ и дилером.

Исторически ГКО эмитировались на разные сроки - от нескольких месяцев до года – в соответствии с «Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 107 от 8 февраля 1993 года. Конкурс на размещение этих бумаг впервые выиграла Московская межбанковская валютная биржа.

Первые ГКО имели срок погашения всего 3 месяца. Позднее, после дефолта 1998 года, российское правительство совместно с Банком России значительно изменили порядок продажи и погашения государственных краткосрочных облигаций.

5.2.1. Общая характеристика

Значительное развитие среди государственных ценных бумаг получил сегмент рынка, связанный с обращением государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Эти облигации начали выпускаться в Российской Федерации с мая 1993 г. и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО выпускаются на краткосрочный период, и их роль в финансовой системе состоит в том, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета. В связи с краткосрочностью обращения эти ценные бумаги не могут быть использованы для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

ГКО первоначально выпускались номинальной стоимостью 100 000 руб., впоследствии их номинал был повышен до 1 млн. неденоминированных рублей. Инвестор получает доход за счет того, что ГКО продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала. Погашение этих ценных бумаг осуществляется по номиналу в безналичной форме путем перевода денежных средств на счета их владельцев. Доходом является разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичном рынке.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. Однако по чисто техническим причинам участие физических лиц на рынке ГКО затруднено. Все операции с ГКО инвесторы ведут через уполномоченные организации - дилеров. Дилеры, в качестве которых выступают крупные банки и финансовые компании, в большинстве случаев не заинтересованы в работе со средствами частных лиц. Многие из них устанавливают ограничения на минимальный объем средств, при котором инвестору в банке-дилере открывается счет для проведения операций с ГКО. Обычно эта сумма по состоянию на начало 1997 г. составляла 300-500 млн. руб. ГКО выпускаются со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. На начальном этапе преобладали облигации с короткими сроками обращения - 3 и 6 месяцев. Впоследствии эмитент, которым является Министерство финансов РФ, несколько изменил структуру выпускаемых ГКО в направлении повышения доли облигаций с более длительными сроками обращения - 6 и 12 месяцев. В первой половине 1997 г. полностью был прекращен выпуск 3-месячных облигаций. На рынке остались в обращении 6- и 12-месячные ГКО. В связи с тем что ГКО выпускаются на краткосрочный период чередующимися сериями, у эмитента имеется реальная возможность проводить погашение предыдущих серий за счет выпуска новых. Рассмотрим механизм выпуска и погашения ГКО на примере 3-месячных облигаций.

Если серия 1 выпускается в январе со сроком обращения 3 месяца и объем выпуска составляет 5 млрд. руб., то в марте Минфин должен погасить эту серию, т.е. выплатить инвесторам сумму, равную объему размещения. Для того чтобы не изымать средства из обращения, в марте Минфин должен выпустить очередную серию ГКО и разместить ее по ценам, обеспечивающим получение суммы не ниже 5 млрд. руб. В связи с тем что облигации являются бескупонными, инвестор приобретает их по ценам ниже номинала. Поэтому при размещении данной серии объем выпуска по номиналу должен быть больше на величину дисконта, установленного при аукционной продаже этих облигаций.

Для того чтобы не изымать средства из государственного бюджета, Минфин РФ проводит регулярные эмиссии ГКО, за счет которых гасятся предыдущие выпуски. Благодаря такой политике краткосрочные заимствования превращаются в долгосрочные, так как у государства всегда имеется определенная сумма заимствования. В 1995 г. чистые бюджетные поступления от реализации ГКО за минусом расходов по погашению предыдущих выпусков составили 28 трлн. неденоминированных рублей, что позволило профинансировать более 50% дефицита федерального бюджета. В 1996 г. выручка от размещения ГКО достигла более 50 трлн. руб. На рисунке 5.2 представлена динамика объема государственных заимствований на рынке ГКО (долг) и чистая выручка от размещения ГКО за минусом затрат по погашению предыдущих серий.

В отдельные периоды, когда в бюджете есть резервные средства, Минфин РФ может разместить очередную серию ГКО с отрицательным результатом. Полученной в результате размещения суммы не хватит, чтобы погасить предыдущий выпуск. В этом случае недостающая для погашения сумма берется из государственного бюджета.

5.2.2. Участники рынка ГКО

Основными субъектами рынка ГКО являются: Минфин РФ - эмитент ГКО, который определяет объем выпуска и формирует цену отсечения при первичном размещении облигаций на аукционе, а также средневзвешенную цену аукциона.

Центральный банк РФ - уполномоченный агент Минфина РФ по размещению ГКО. Центральный банк по поручению Минфина организует и проводит аукцион по первичному размещению ГКО, принимает активное участие на вторичных аукционах, выставляя на продажу недоразмещенные выпуски, а также проводит операции на открытом рынке.

Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, заключивший договор с Центральным банком РФ по обслуживанию операций с ГКО. Дилер на рынке ГКО может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции брокера, т. е. заключать сделки от своего имени, но за счет и по поручению клиентов.

Инвестор - юридическое или физическое лицо, не являющееся дилером и приобретающее облигации на основании заключенного с дилером договора. В договоре определяются порядок приобретения, владения и продажи инвестором ГКО, а также права, обязанности и ответственность сторон.

Депозитарии, В связи с тем что ГКО выпускаются в безналичной форме, учет облигаций ведется на счетах-депо в системе депозитариев. Для обслуживания рынка ГКО создана двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарий. Головным депозитарием является организация, заключившая договор с Центральным банком РФ на ведение депозитарной деятельности по учету ГКО и переводу их по счетам-депо на основании сделок купли-продажи, совершаемых дилерами. В качестве организаций, которые имеют возможность получить статус головного депозитария, могут быть инвестиционные институты, банки, биржи, клиринговая палата. В головном депозитарии счета депо открываются только на дилеров. Каждый дилер имеет два счета: счет «А» и счет «В». На счете «А» учитываются ГКО, принадлежащие дилеру, т. е. приобретенные им за свой счет и для себя. На счете «В» суммарно учитываются облигации, принадлежащие инвесторам, обслуживаемым дан-

ным дилером. Головной депозитарий не может быть дилером или инвестором.

Функции субдепозитария выполняет дилер, который ведет счета-депо по облигациям, принадлежащим ему, и облигациям, принадлежащим инвесторам, с которыми у него заключены договоры на обслуживание. Каждый инвестор в субдепозитарии имеет только один счет. Инвестор может иметь несколько счетов, открывая их в различных субдепозитариях на основании договоров на обслуживание, заключаемых с различными дилерами. Инвестор имеет право переводить ГКО со своего счета из одного субдепозитария на свой счет в другой субдепозитарий. Это позволяет инвестору подобрать дилера, который наилучшим образом выполняет его поручения и обеспечивает наиболее качественное обслуживание.

В головном депозитарии, кроме счетов «А» и «В», Центральный банк имеет счет «Z», предназначенный для учета процедур размещения и погашения ГКО. При выпуске очередной серии ГКО Центральный банк зачисляет на свой счет весь выпуск облигаций. При погашении очередного выпуска Центральный банк дает поручение головному депозитарию на списание со счета «Z» погашаемых облигаций на весь объем их выпуска.

5.2.3. Первичное размещение ГКО

Размещение ГКО осуществляется на аукционах, проводимых Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов РФ. Для организации первичного размещения и проведения вторичных торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) создана Торговая система, которая организует проведение торгов, осуществляет регистрацию сделок, обеспечивает составление расчетных документов по совершенным сделкам, представляемых в расчетную систему и депозитарий.

Не позднее чем за 7 дней до проведения аукциона Центральный банк объявляет дату аукциона, объем выпуска по номиналу, размер лимита по неконкурентным заявкам, ограничения на потенциальных владельцев и другие параметры выпуска. На основе этой информации инвесторы подают заявки дилерам на приобретение ГКО. Дилеры обобщают поданные заявки и в день аукциона с 10 до 13 часов в месте проведения аукциона сдают две заявки на покупку облигаций. Одна из заявок подается дилером на приобретение ГКО от своего имени и за свой счет (заявка дилера) и содержит собственные предложения дилера на покупку. Другая заявка объединяет все предложения инвесторов на приобретение ГКО (заявка инвесторов). Она подается дилером на покупку облигаций за счет средств инвесторов.

Взаимодействие между субъектами рынка ГКО представлено на рисунке 5.3. Инвестор, владеющий свободными денежными средствами и желающий принять участие в аукционе по продаже ГКО, имеет возможность подать несколько заявок различным дилерам, с которыми у него заключены договоры на обслуживание на рынке ГКО. Каждая из поданных заявок может содержать одно неконкретное предложение и неограниченное число конкурентных предложений.

В каждом конкурентном предложении потенциальный покупатель указывает цену, по которой он готов приобрести соответствующее число ГКО. Цена за одну облигацию указывается в процентах до сотых долей от номинальной стоимости ГКО. Подавая конкурентное предложение, инвестор определяет для себя предельную цену, по которой он готов приобрести ГКО и получить соответствующий доход при погашении облигации. Цена конкурентного предложения формируется под влиянием инфляционных ожиданий инвестора, уровня доходности операций на других сегментах финансового рынка, соотношения валютных курсов и других факторов. Однако ожидания инвестора могут не совпадать с позицией Минфина РФ. Если цена конкурентного предложения окажется ниже цены отсечения, устанавливаемой Минфином РФ по результатам обобщения поданных на аукционе заявок, то заявка с данным предложением не удовлетворяется.

Неконкурентное предложение не содержит четкого указания покупателя, по какой цене он готов купить облигации. В таком предложении указывается общее количество ГКО, которое готов приобрести покупатель на условиях средневзвешенной цены аукциона. Таким образом, покупатель, подавая заявку с неконкурентным предложением, соглашается с той ценой, которая сложится на аукционе по результатам торгов. Центральный банк РФ может установить предельное число облигаций, указываемых в неконкурентном предложении каждым покупателем.

Обычно этот лимит составляет 30% от общего объема заявок, поданных дилером. Покупатели об этом оповещаются заранее при публикации извещения об очередном аукционе по продаже ГКО.

Ввод заявок в Торговую систему осуществляется в следующем порядке. Перед началом аукциона дилеры переводят денежные средства со своих текущих счетов на «торговые» субсчета для оплаты приобретаемых на аукционе ГКО. На период проведения аукциона и расчетов по нему данный субсчет блокируется. Таким образом обеспечивается полная гарантия оплаты облигаций, приобретенных на аукционе согласно поданным заявкам.

Сумма средств, необходимая для удовлетворения конкурентных предложений, определяется по ценам этих предложений, а неконкурентных - по сумме, указанной в заявке. Рассчитанные таким образом суммы увеличиваются на комиссионные вознаграждения ММВБ. Для инвестора дополнительно учитывается комиссионное вознаграждение, уплачиваемое дилеру.

В 13 часов по московскому времени прием заявок от дилеров прекращается, и вся информация по данным заявкам передается в Министерство финансов РФ, которое определяет минимальную цену продажи ГКО (цену отсечения) и средневзвешенную цену аукциона. Среди конкурентных заявок удовлетворяются только те предложения, по которым указанная цена превышает цену отсечения. Предложения с ценой ниже цены отсечения не удовлетворяются.

Особенностью рынка ГКО является то, что заявки удовлетворяются по американской системе, т. е. покупатели приобретают облигации по ценам, указанным в заявках. Таким образом, покупатели получают облигации по разным ценам в отличие от «голландского аукциона», когда все заявки удовлетворяются по единой средневзвешенной цене, сложившейся в результате конкурентных торгов.

Американский метод проведения аукциона дает некоторые преимущества эмитенту. Во-первых, инвесторы несут ответственность более высокого уровня, так как при подаче заявки с конкурентным предложением уже определена цена облигаций. Во-вторых, уровень доходности, установленный по результатам такого аукциона, сравнительно ниже, чем при голландской системе, что ведет к снижению издержек по оплате государственного займа.

Центральный банк РФ играет активную роль на рынке ГКО. Ему предоставлено право при размещении выпуска приобретать ГКО на основании отдельного соглашения с Минфином РФ, а также осуществлять дополнительную продажу ГКО, не реализованных в процессе проведения аукциона.

Условиями выпуска ГКО установлено, что выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% предлагавшихся к выпуску облигаций.

5.2.4. Обращение ГКО на вторичном рынке

Рынок ГКО представляет собой четко организованную систему биржевой торговли. Внебиржевого рынка ГКО не существует, в результате этого инвесторы не могут напрямую продать облигации друг другу. Обращение облигаций на вторичном рынке происходит путем совершения сделок купли-продажи ГКО только через Торговую систему, которая создана в рамках ММВБ. Вторичные торги проводятся ежедневно, за исключением дней, когда проходит аукцион по первичному размещению ГКО.

Перед началом торгов Торговая система запрашивает у дилеров их намерения по купле-продаже облигаций. Для того чтобы эти намерения были подкреплены реальными активами, дилеры обязаны зарезервировать ГКО для продажи и денежные средства для покупки облигаций.

Дилеры-продавцы до начала торгов должны в депозитарии перевести с основных счетов «А» и «В» на торговые субсчета облигации, предназначенные для продажи. Таким образом формируется позиция дилера по ГКО в Торговой системе (позиция «депо»).

Каждый дилер имеет в Расчетной системе корреспондентский или текущий счет. Корреспондентские счета открываются дилерам-банкам, а текущие - дилерам, не являющимся банками. Дилеры-покупатели перед началом торгов обязаны перевести со своих корреспондентских (текущих) счетов денежные средства на «торговые» субсчета в Расчетной системе для проведения запланированных операций по покупке ГКО. В результате резервирования в Торговой системе открывается денежная позиция дилера.

Таким образом, перед началом торгов известны значения суммы денежных средств, зарезервированных для покупки облигаций, и количество облигаций каждой серии, которые предполагается продать в течение торговой сессии.

При проведении торгов дилеры-продавцы подают разовые заявки на продажу ГКО, а дилеры-покупатели - на приобретение облигаций. Все заявки являются конкурентными, т.е. с указанием цены. В момент подачи заявок на продажу Торговая система сверяет число облигаций, указанных в заявке на продажу, с их количеством, зарезервированным на торговом субсчете в депозитарии. При подаче заявок на покупку ГКО Торговая система проверяет наличие денежных средств на торговом субсчете дилера-покупателя в Расчетной системе. Ввод заявки на покупку осуществляется в том случае, если у дилера-покупателя зарезервировано достаточно средств на покупку указанных в заявке ГКО. Соответственно Торговая система принимает заявки на продажу только тогда, когда у дилера-продавца на торговом субсчете в депозитарии количество зарезервированных ГКО не меньше числа облигаций, указанных в заявке.

Таким образом, в Торговой системе аккумулируются все заявки на продажу и покупку облигаций. Сделки по купле-продаже заключаются путем удовлетворения заявок в соответствии с ценами продавца и покупателя. При поступлении заявок на приобретение ГКО Торговая система удовлетворяет их при наличии заявок на продажу облигаций с ценой, меньшей или равной, чем у поступившей заявки. Сделки фиксируются по цене заявок на продажу и осуществляются до тех пор, пока имеются заявки на продажу с ценами, удовлетворяющими требованиям покупателей, или пока не будет полностью удовлетворена заявка на покупку.

Если заявка на покупку не может быть удовлетворена вследствие того, что отсутствуют заявки на продажу с ценами, равными или меньшими, чем цена на покупку, то данная заявка ставится в очередь заявок на покупку. Заявки в очереди на покупку располагаются по мере уменьшения цены заявки. Если заявки имеют одинаковую цену, то в очередь они ставятся в зависимости от времени поступления заявок.

Аналогичным образом формируется очередь заявок на продажу, где заявки ранжируются по мере возрастания цены.

Общие правила удовлетворения заявок в Торговой системе можно сформулировать следующим образом:

Заявка, имеющая более выгодную цену, удовлетворяется раньше, чем заявка с менее выгодной ценой, независимо от времени подачи заявок;

Заявки, имеющие одинаковую цену, удовлетворяются в порядке их поступления, т.е. заявка, поданная по времени раньше, подлежит первоочередному удовлетворению;

Размер заявки не влияет на ее приоритет;

Сделка заключается всегда по цене заявки, стоящей в очереди первой;

Если заявка при заключении сделки может быть удовлетворена только частично, то неисполненная ее часть рассматривается в качестве отдельной заявки;

Заключение сделки не требует дополнительного согласия дилеров, подавших заявки.

При полном или частичном удовлетворении заявки, поданной на покупку, Торговая система увеличивает у покупателя значение позиции «депо», указанной в данной заявке, на число купленных в соответствии с заключенной сделкой облигаций.

При удовлетворении (полном или частичном) заявки, поданной на продажу ГКО, Торговая система увеличивает у продавца значение денежной позиции, указанной в заявке, на сумму денежных средств, полученных в соответствии с заключенной сделкой, за вычетом комиссионных вознаграждений.

По результатам торгов Торговая система составляет реестр сделок купли-продажи облигаций и производит расчеты по денежной позиции каждого дилера и по каждой позиции «депо». Результаты расчетов по денежным позициям дилеров передаются в Расчетную систему, которая списывает денежные средства с торговых субсчетов покупателей и зачисляет их на торговые счета продавцов. Одновременно Торговая система передает депозитарию расчеты по позициям «депо» каждого дилера, на основании чего депозитарий списывает облигации с торговых субсчетов дилеров-продавцов и зачисляет на счета дилеров-покупателей.

Размещение ГКО осуществляется Центральным банком России по поручению Министерства финансов РФ в форме аукциона.

Первоначально, согласно Основным условиям выпуска ГКО аукционы по размещению ГКО проводились ежемесячно в третий Вторник каждого месяца. В последующем в график проведения аукционов вносились изменения. Начиная с декабря 1993 г. - 22 декабря состоялся первый аукцион по размещению первого выпуска 6 месячных облигаций - аукционы по размещению 3-х месячных облигаций стали проводиться в третий Вторник, а аукционы по размещению 6 месячных облигаций - на следующий день после проведения аукциона по размещению 3-х месячных облигаций. С июля 1994 г. началось реформирование графика проведения аукционов по ГКО: аукционы по 6 месячным ГКО стали проводиться независимом от аукционов по 3-х месячным ГКО - во вторую неделю каждого месяца. С августа 1994 г. в целях оптимизации потоков денежных средств, направляемых на аукционы, и более равномерного поступления выручки от аукционов аукционы по размещению 3-х месячных ГКО стали проводиться 2 раза в месяц - в первую и третью неделю месяца.

В октябре этого же года Министерство финансов РФ и Центральный банк России внедрили практику проведения аукционов по дополнительным траншам выпусков облигаций, уже находящихся в обращении. Практика доразмещения облигаций на вторичных торгах не только расширила возможности участия Банка России в операциях на вторичном рынке (ранее степень его участия определялась, как правило, объёмом приобретенных на нем облигаций) и усилила его регулирующие функции: он получил дополнительную возможность воздействовать на рынок путем варьирования объёма размещаемых облигаций в соответствии со складывающейся конъюнктурой и стабилизировать ценовые параметры, как аукционов, так и вторичного рынка, существенно ограничив ценовой диктат дилеров, ориентированных в своих действиях на проведение спекулятивных операций по схеме “аукцион - ближайшие вторичные торги”. Но главное - введение практики доразмещения облигаций на вторичных торгах позволило на новом качественном уровне, на постоянной основе, привлекать средства в бюджет. В 1997 г. на вторичных торгах было доразмещено облигаций на сумму 18,9 трлн. рубл., или 22,1трлн. рубл. по номиналу.

С введением реализации на вторичных тогах недоразмещенных на аукционах выпусков ГКО утратили былую значимость аукционы. Они перестали играть “роль некого конфронтационного поля, где сталкиваются интересы эмитента и инвесторов”, и часть этих отношений перетекла в рутинное русло регулярных вторичных торгов. Особенно это важно для эмитента. В связи с еженедельным графиком аукционов стала возможной оптимизация денежных потоков и отпала необходимость массированных аукционов, серьезно влиявших на конъюнктуру в других сегментах финансового рынка. Кроме того, в условиях плохо прогнозируемого или недостаточно высокого спроса снимается проблема

эмиссии выпуска, небольшого по объёмам и в следствии этого обладающего ограниченной ликвидностью, а просто увеличивается объём облигаций, находящихся в обращении. Опыт проведения аукционов по дополнительным траншам облигаций, уже находящихся в обращении, широко распространенный во всем мире, достаточно успешно используется и в России на рынке ГКО.

Не позднее, чем за 7 дней перед аукционом Банк России делает официальное объявление о размещении очередного выпуска и объявляет дату проведения аукциона. В объявлении указываются:

номер выпуска;

объем выпуска и его форма;

номинальная стоимость одной облигации;

дата погашения;

круг потенциальных покупателей;

максимальный размер неконкурентной заявки (для каждого дилера);

налогообложение доходов.

После аукциона Банк России делает официальный отчет по итогам аукциона содержащий

следующую информацию:

реквизиты выпуска;

дата и место проведения аукциона;

количество организаций, принявших участие в аукционе;

количество поданных заявок и общий денежный объем заявок;

диапазон цен в поданных заявках;

величина минимальной цены продажи облигаций;

количество удовлетворенных заявок и их процент к общему числу;

количественный объем проданных облигаций и выручка от их реализации;

доходность максимальная и средневзвешанная.

В день проведения аукциона в течении объявленного времени прима заявок дилеры вводят в торговую систему заявки. *

Заявки могут быть конкурентными и неконкурентными. В неконкурентной заявке должны быть указаны:

код дилера и общий код инвесторов;

направление сделки;

количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций;

позиция "депо" и денежная позиция в счет которых подана данная заявка.

Требования к составлению конкурентной заявки, подаваемой для участия в аукционе, аналогичны требованиям к конкурентной заявке, подаваемой для участия в торгах на вторичном рынке (см. раздел 3.3.4.3.).

Основное различие конкурентной и неконкурентной состоит в том, что в неконкурентной заявке не указывается цена за одну облигацию, а также в указании объема заявки: в конкурентной заявке указывается количество облигаций (в штуках), в неконкурентной заявке - количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций.

Количество прибретаемых облигаций по неконкурентной заявке рассчитывается путем деления суммы денежных средств по данной заявке на сумму платежа по приобретению одной облигации, которая включает в себя средневзвешенную цену и комиссионное вознаграждение.

Дилеры имеют право вводить в торговую систему неограниченное количество заявок (конкурентных и неконкурентных) на покупку облигаций либо от своего имени и за свой счет - так называемая дилерская заявка, либо от своего имени и по поручению инвестора - так называемая заявка инвестора.

Торговая система в момент подачи заявки фиксирует время ее подачи. В течении времени ввода заявок дилер вправе снять любую из введенных им заявок. По итогам приема заявок Центральный банк России составляет сводную ведомость поступивших заявок, которая подписывается представителем Банка России и передается представителю Министерства финансов РФ. Министерство финансов РФ до установленного времени объявления итогов аукциона определяет минимальную цену продажи облигаций, называемую ещё как цена отсечения, и средневзвешенную цену всех удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных заявок (далее - средневзвешенную цену) и передает Центральному банку России поручение на удовлетворение заявок.

Средневзвешенная цена рассчитывается как сумма произведений числа облигаций на их цену в удовлетворенных конкурентных заявках, деленная на общее число размещенных конкурентных облигаций.

Конкурентная заявка удовлетворяется в том случае, если цена, указанная в ней не ниже цены отсечения. При этом конкурентная заявка удовлетворяется по цене, указанной в ней. Неконкурентная заявка удовлетворяется по средневзвешенной цене.

По окончании аукциона торговая система, как и на торгах на вторичном рынке, снимает все неудовлетворенные заявки и рассчитывает окончательные позиции всех дилеров.

На основании выполненных расчетов торговая система составляет расчетные документы, которые подписываются ответственными лицами торговой системы, и передает их в соответствующие расчетные центры ОРЦБ или в депозитарий.

После окончания аукциона торговая система составляет и передает каждому дилеру для подписания выписку из реестра заключенных сделок с облигациями, также подписываемую ответственным лицом торговой системы. Выписки из реестра сделок хранятся в торговой системе в течение 3 лет. Сводный реестр по всем дилерам ежедневно передается в Центральный банк России.