Экономическое развитие кчр. Проекты социально-экономического развития кчр. Рашид Темрезов посетил крестьянско-фермерское хозяйство «Южный»

Основные социально-экономические показатели Карачаево-Черкесской Республики

Объем ВРП, млрд. рублей

Индекс физического объема ВРП, в %

Индекс промышленного производства, в %

В т. ч. по видам деятельности:

Добыча полезных ископаемых, в %

Обрабатывающие производства, в %

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды,

Производство продукции сельского хозяйства, млн. рублей

Индекс производства продукции сельского хозяйства

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», млн. рублей

в % к предыдущему году

Ввод в действие жилых домов,

тыс. кв. м. общей площади

в % к соответствующему периоду прошлого года

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Индекс потребительских цен (инфляция), % (декабрь к декабрю)

Оборот розничной торговли, в млн. руб.

Индекс оборота розничной торговли в % к предыдущему году

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб.

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Реальная начисленная заработная плата,% к соответствующему периоду предыдущего года

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей

Среднедушевые денежные доходы населения в % к соответствующему периоду предыдущего года

Численность постоянного населения тысяч человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Родившихся, человек

Умерших. человек

Естественный прирост, убыль (-) населения: человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Миграционный прирост, убыль (-)

в % к соответствующему периоду

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости

(на конец года), тыс. человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Уровень зарегистрированной безработицы, %

Численность экономически активного населения

тыс. человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц

Среднесписочная численность работников МСП (без внешних совместителей), тыс. человек

Количество индивидуальных предпринимателей, единиц

Оборот МСП, млрд. рублей

· Прогнозные данные

информация размещенная ранее

Основные тенденции социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в 2013 году

Деятельность Правительства Карачаево-Черкесской Республики в 2013 году была сконцентрирована на достижение целей и задач, направленных на реализацию мер по формированию условий экономического роста, созданию благоприятного инвестиционного климата, на поддержку и развитие приоритетных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, по направлению всех видов ресурсов на повышение качества жизни населения республики.

Итоги 2013 года свидетельствуют о сохранении в экономике республики позитивных тенденций. Рост объемов отмечается в основных видах деятельности кроме промышленного производства.

Среди позитивных факторов можно отметить рост объема валового регионального продукта (ВРП), сельскохозяйственного производства, увеличение уровня инвестиционного спроса, расширение строительства, увеличение заработной платы и доходов населения, сокращение численности официально зарегистрированных безработных.

Среди субъектов СКФО по итогам 2013 года Карачаево-Черкесская Республика занимает ведущие места по следующим направлениям:

2 место по темпу роста объема выполненных работ по виду деятельности «Строительство» и ввода жилья (рост 18,8% и 24,9% соответственно);

3 место по снижению численности официально зарегистрированных безработных (на 19,1%);

ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Обобщающим показателем развития региона является валовый региональный продукт (ВРП). Объем ВРП в 2012 составил 59,5 млрд. руб. или 104,7 % к 2011 году. Доля ВРП КЧР в СКФО составила 4,9 %.

На душу населения объем ВРП по КЧР составил 125,8 тыс. рублей (35,8 % от среднероссийского уровня и 98,5% от среднего по СКФО уровня). По СКФО мы находимся на четвертом месте по объему ВРП на душу населения.

В структуре производства валового регионального продукта в 2012 году доминировала промышленность - 24,4 %.

Поскольку в целом положительные тенденции в социально-экономическом развитии республики преобладают, это дает основания прогнозировать рост ВРП в 2013 году. Как ожидается, по итогам 2013 года объем ВРП составит 67,5 млрд. рублей с ростом 5,0% к уровню 2012 года.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

На фоне процессов стагнации российской экономики в Карачаево-Черкесской Республике наблюдалось замедление темпов роста ряда макроэкономических показателей, а по некоторым направлениям снижение по отношению к прошлому периоду. Вместе с тем, реальный сектор экономики Карачаево-Черкесии базируется на работе промышленных предприятий, обеспечивающих значительную часть налогов и сборов, поступающих в консолидированный бюджет Российской Федерации – более 40%, что позволяет выполнять обязательства перед населением.

По итогам 2013 года, в связи со спадом производства в обрабатывающих отраслях (на 14,1%), индекс промышленного производства сложился на уровне 91,2 %. Снижение произошло в связи с понижением спроса на производимую продукцию у основных потребителей, что привело к сокращению выпуска продукции в обрабатывающих отраслях , где индекс производства составил 85,9% к соответствующему периоду 2012 года.

На снижение, в основном, повлияли результаты работы предприятий следующих видов деятельности: производство электрооборудования и электронного оборудования, где выпуск продукции по сравнению с прошлым годом снизился в 5,1 раза, производство резиновых и пластмассовых изделий (на 20,5%).

Несмотря на спад индекса промышленного производства в целом по республике, в муниципальных районах республики по крупным и средним предприятиям этот показатель имеет небольшой рост: в Малокарачаевском районе на 11,6%, в Усть-Джегутинском районе - 8,2%, в Зеленчукском районе - 7,1%.

Опережающими темпами развивались предприятия по производству машин и оборудования – 131,4%, текстильной и швейной продукции – 128,2%, химического производства – 121,2%.

В добыче полезных ископаемых и в производстве и распределении электроэнергии газа и воды наблюдался рост производства. Индексы производства в этих отраслях в 2013 году составили 107,7% и 101,7% соответственно.

В 2013 году рост объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства» и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», составил 105,9 %, 109,0% и 107,7 % соответственно.

Лидирующие позиции по росту объема отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним предприятиям занимают Малокарачаевский, Зеленчукский, Прикубанский районы (138,8%, 123,6% и 115,5% соответственно).

Промышленность республики интегрируется в крупные компании России. В качестве примера можно привести ЗАО «Урупский ГОК», входящее в состав Уральской горнометаллургической компании (УГМК), крупнейшего в мире поставщика цветных металлов и сортовой стали, и ОАО «Кавказцемент» холдинга ОАО «Евроцементгрупп».

Идет становление новых производств. Ведется строительство второй очереди «Фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий» ООО «Квест-А», общей стоимостью свыше 1 миллиарда рублей. Аналогов данному проекту в настоящее время в России нет.

Развивается новая отрасль - «производство транспортных средств» на базе частной АК «ДерВейс», образованной в 2003 году. Это динамично развивающееся предприятие с налаженной сетью дилерских центров.

Следует отметить, что промышленные предприятия, реализующие крупные инновационные проекты пользуются льготами по налогам на прибыль и имущество, имущественными гарантиями Карачаево-Черкесской Республики для получения кредитных средств, что в истекшем году способствовало росту инвестиций в основной капитал обрабатывающих отраслей на 35% в сравнении с предшествующим годом. Это позволило предприятиям решать задачи по развитию, реконструкции и модернизации производства, повышению энергетической эффективности, выпуску востребованной рынком конкурентоспособной продукции.

Сегодня на первый план выходит качество и эффективность экономического развития, и цели, которые обозначены в 596-ом указе Президента России, приобретают особую актуальность. Прежде всего, это касается увеличения выпуска продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, повышения производительности труда. Необходимо точно представлять перспективу каждого промышленного предприятия, решать вопросы повышения конкурентоспособности выпускаемой в республике продукции. Это особенно актуально в условиях участия страны в ВТО.

Перспективы развития промышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики в 2014 году:

§ Обеспечение устойчивого развития отрасли на основе инвестиционной деятельности и реализации мер государственной поддержки предприятий, реализующих инвестиционные проекты.

§ Исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 по вопросу комплексного развития моногородов и реализации на их территории инвестиционных проектов, а также созданию на территории Карачаево-Черкесской Республики промышленных и технопарков;

§ «Развитие автомобильной компании «Дервейс» до 2016 года - вторая очередь» - поэтапное развитие до 2016 года, производственных мощностей ООО АК «Дервейс» до 100 000 автомобилей в год в одну смену, на базе существующих и дополнительно возводимых производственных помещений завода ООО АК «Дервейс».

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Второе место в структуре производства валового регионального продукта занимает сельское хозяйство , охота и лесное хозяйство, доля которого составляет 18,4 %.

В агропромышленный сектор экономики республики вовлечено порядка 60 предприятий, более трех тысяч крестьянско фермерских хозяйств, и более 80 тысяч личных хозяйств населения.

В минувшем году на поддержку аграрного сектора выделено около 1,5 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета более 1,3 млрд. рублей, из них, по программам, на животноводство было направлено 148,8 млн. рублей, на растениеводство 33,1 млн. рублей. На субсидии было выделено1,1 млрд. рублей.

В результате, по итогам 2013 года, объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей составил 23,3 миллиарда рублей с ростом к 2012 году-104,0% (в 2012 году- 102,5%).

В зоне особого внимания в течение всего года находилось растениеводство. В 2013 году валовый сбор зерна в хозяйствах всех категорий увеличился на 78,7% , подсолнечника на зерно-на 76,8% к уровню 2012 года.

В истекшем году, по сравнению с 2012 годом, в составе зерновых и зернобобовых культур почти вдвое увеличился валовой сбор кукурузы на зерно (на 95,9%), пшеницы (озимой и яровой) – в 1,9 раза, овса – в 1,6 раза.

Данные положительные результаты в отрасли растениеводства явились результатом оказываемой всесторонней государственной поддержки, позволяющей осуществлять производство на основе внедрения новых технологий и техники, внесения научно-обоснованного количества минеральных удобрений, использования высокопродуктивных сортов семян.

Развитие отрасли животноводства не только обеспечивает сбалансированность сельскохозяйственного производства, но и формирует в значительном объеме сектор рынка сбыта зерна. В животноводстве отмечается рост производства молока на 1,1%,производства скота и птицы на 0,4%.

Весомый вклад в развитие животноводства по увеличению поголовья КРС внесли Хабезский район и г.Карачаевск (рост на 24,8% и 11,9% соответственно); по производству мяса (скота и птицы в живом весе) - хозяйства Прикубанского и Карачаевского районов (118,1 и 110,0%% соответственно); по производству молока – хозяйства Урупского и Хабезского районов (153,7и 135,9%%).

Выделение из федерального бюджета средств в рамках ведомственных целевых программ в размере 76,3 млн. рублей на развитие мясного скотоводства, 48,3 млн. рублей на развитие молочного скотоводства и 25,2 млн. рублей на развитие кролиководства, позволило эффективно реализовать мероприятия программ по развитию мясного и молочного скотоводства. Как результат сельскохозяйственные товаропроизводители республики смогли приобрести 2 тыс. голов нетелей мясного направления и 1тыс. голов крупного рогатого скота молочного направления.

В рамках мер по перепрофилированию свиноводческих хозяйств на разведение альтернативных видов сельскохозяйственных животных реализуется инвестиционный проект по созданию одного из первых и в перспективе крупнейшего в стране кролиководческого комплекса. По итогам 2013 года маточное поголовье кроликов составило более 4 тыс. голов.

Позитивные результаты отрасли подтверждают правильность решений, которые были приняты в ушедшем году по развитию и поддержке агропромышленного сектора.

Перспективы развития агропромышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики в 2014 году:

§ Развитие мясного и молочного скотоводства, с упором на улучшение продуктивных качеств скота;

§ Развитие перерабатывающих мощностей логистической сети;

§ Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, в целях повышения плодородия и получения максимальной отдачи с единицы возделываемой площади;

§ Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В целом на развитие экономики и социальной сферы Карачаево-Черкесской Республики в 2013 году использовано 18,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 100,7 % к уровню 2012 года (по России 99,8 %).

Основной объем инвестиций (55,8%) в 2013 году был направлен на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений, чуть более четверти (25,6 %) объема инвестиций - на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, 14,2 % - на жилищное строительство.

В 2013 году финансирование освоенных инвестиций в основной капитал крупными и средними предприятиями осуществлялось преимущественно за счет привлеченных средств, доля которых составила 82,6 % (в 2012 г. - 85,1%).

Важнейшей составляющей привлеченных средств по-прежнему является бюджетное финансирование, главным образом федеральный бюджет (56,9 %), доля которого в 2013 г. уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 1,2 %, за счет снижений доли финансирования республиканского бюджета и местных бюджетов (на 3,4 %).

Средства бюджетных капитальных вложений в основном направлялись на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и республиканской адресной инвестиционной программы, основным инструментом которых являлись федеральные целевые и республиканские целевые программы. Бюджетные средства использовались на поддержку социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развитие территорий и инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики.

Наибольший объем бюджетных средств использован в 2013 году на реализацию следующих федеральных целевых программ: «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» -1780,1 млн. рублей, «Юг России (2008-2013 годы)» - 1204,0 млн. рублей, «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы» - 387,8 млн. рублей, «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» - 228,6 млн. рублей, «Социальное развитие села до 2013 года) - 127,6 млн. рублей.

Важным инвестиционным ресурсом для крупных и средних организаций являются прочие источники инвестирования (в 2013 г. - 14,0 %), главным образом - средства вышестоящих организаций (13,4%,).

Основными направлениями инвестирования у крупных и средних организаций в 2013 году стали такие виды деятельности, как «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «транспорт и связь», «обрабатывающие производства», их доля в общем объеме инвестиций составила соответственно 27,6%, 25,6 % и 15,4 %.

Отмечается увеличение в 2013 году по сравнению с предыдущим годом объемов инвестиций, направленных в производство резиновых и пластмассовых изделий (в 3,9 р.), производство транспортных средств и оборудования (в 3,1 р.), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (в 2,0 р.), гостиницы и рестораны (168,1%), образование (124,0%). Вместе с тем, снижение инвестиционной активности в истекшем году по сравнению с 2012 г. отмечалось в таких производствах, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 64,1%), оптовая и розничная торговля (на 61,7%) сельское хозяйство (на 50,0 %), добыча полезных ископаемых (на 46,9 %), строительство (на 40,3%), финансовая деятельность (на 35,4%).

Для обеспечения свободного доступа ко всей имеющейся информации в сфере инвестиционной деятельности, в том числе и к нормативным правовым актам, на официальном сайте Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики созданы специальные разделы «Для бизнеса (выставки и форумы)», «В помощь инвестору», «Нормативные правовые акты».

Действуют также и учебные программы по подготовке и переподготовке специалистов соответствующего профиля в учебных заведениях республики.

Указанные меры позволили увеличить приток инвестиций в экономику республики. В государственную программу Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» включены 27 инвестиционных проектов на общую сумму 97,9 млрд. рублей, в результате реализации которых планируется создать более 19 тысяч рабочих мест.

В Карачаево-Черкесской Республике успешно реализуется крупнейший инвестиционный проект по строительству всесезонного горного курорта «Архыз» стоимостью более 160 млрд. рублей.

В 2012 году получил государственную гарантию Российской Федерации предельной суммой 539,0 млн. рублей один из инвестиционных проектов, реализуемых в республике стоимостью 1,1 млрд. рублей. Еще один проект, стоимостью 1,4 млрд. рублей, получил государственную гарантию Российской Федерации предельной суммой 686,0 млн. рублей в 2013 году. Системная работа по созданию благоприятных условий для инвесторов в Карачаево-Черкесской Республике продолжается, в том числе, внедрением Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. С целью внедрения «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе» в КЧР введены 12 из 15 требований Стандарта.

Указанные меры позволили создать в Карачаево-Черкесской Республике благоприятный инвестиционный климат и будут способствовать притоку инвестиций, созданию новых производств и, как следствие, повышению уровня и качества жизни всех жителей нашей республики.

Перспективы развития Карачаево-Черкесской Республики в сфере инвестиционной деятельности в 2014 году:

§ Направить в 2014 году за счет всех источников финансирования на развитие экономики и социальной сферы республики 21,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составит к уровню 2013 года 110,0 %.

§ За счет бюджетных средств в рамках федеральных и республиканских целевых программ и непрограммных мероприятий планируется финансирование объектов социального, коммунального, дорожного комплексов, водного хозяйства.

§ Реализация инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется за счет частных средств, с участием государственной поддержки:

§ Привлечение инвестиций, создание новых производств и, как следствие, создание новых рабочих мест для жителей Карачаево-Черкесской Республики, что позволит повысить уровень жизни населения.

§ Реализация комплекса мероприятий, включающих в себя разработку соответствующих нормативных правовых актов в инвестиционной сфере, создание необходимой для инвесторов инфраструктуры, в том числе индустриальных парков, а также обеспечение участия инвесторов, реализующих проекты на территории Карачаево-Черкесской Республики, в различных федеральных и региональных программах поддержки инвестиционной деятельности.

§ Работа по актуализации Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики, разработка Инвестиционной стратегии Карачаево-Черкесской Республики.

§ Внедрение в полном объеме Стандарта деятельности органов исполнительной власти КЧР по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Объем строительных работ в 2013 году увеличился в сопоставимых ценах на 18,8 % к уровню 2012 года (по России уменьшился на 1,5 %) и составил 13,2 млрд. рублей. В сельской местности за отчетный год высокие темпы роста по виду деятельности «Строительство» можно отметить в Урупском районе – в 2,7 раза, Карачаевском районе- в 1,9 раза, Зеленчукском районе – на 29,4%.

В 2013 году в республике введено 109,6 тыс. кв. метров жилья, это на 24,9 % больше, чем в 2012 году (по России на 5,6 %), в том числе в сельской местности -33,4 тыс. кв. метров (213 домов). Доля индивидуального жилья в общем объеме ввода увеличилась по сравнению с прошлым годом с 67,9 % до 75,3 % (82,5 тыс. кв. метров, против 59,6 тыс. кв. метров в 2012 году).

В разрезе муниципальных районов и городских округов наибольшие объемы введенного жилья приходятся на Прикубанский (в 15,6 раза), Адыге-Хабльский (в 7,1 раза) и Малокарачаевский (в 6,2 раза) районы.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Потребительский рынок республики, как составная часть единого регионального экономического комплекса, в 2013 году развивался в рамках подпрограммы «Развитие потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на 2012 - 2015 годы».

Общий объем оборота розничной торговли за 2013 год составил 34,7 млрд. руб. (96,7 % к уровню 2012 года). Только в Абазинском районе данный показатель имеет положительную динамику (рост 104,3 %).

Снижение общего объема оборота розничной торговли, в целом по республике, объясняется уменьшением числа индивидуальных предпринимателей в мелкорозничной торговле на 1.5 тысячи человек по сравнению с 2012 годом.

Доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли составила – 43,5 %, а непродовольственных товаров – 56,5 %. Темпы роста продаж непродовольственных товаров значительно замедлились, т.к. инфляционные ожидания сдерживают потребительскую активность населения.

В 2013 г. на потребительском рынке проводились меры, направленные на создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления и формирования устойчивой конкурентной среды.

Развитие предприятий оптовой торговли в последние годы свидетельствует о том, что они занимают все большее место в системе торговли Карачаево-Черкессии. Оборот оптовой торговли в 2013 году сложился в объеме 21328,1 млн. рублей, или 106,4% к уровню 2012 года.

Общественное питание республики не претерпело в 2013 году значительных количественных изменений. Для него более характерны внутриструктурные изменения: увеличение доли ресторанов, кафе, баров, как предприятий, создающих более комфортные условия, что имеет немаловажное значение для развития туризма в Карачаево-Черкесии.

За 2013 год населению было оказано платных услуг на сумму 10,7 млрд. рублей или 102,8% к прошлому году. В структуре объема платных услуг населению за 2013 год продолжали преобладать услуги связи, жилищно-коммунальные, бытовые и медицинские услуги .

Перспективы развития Карачаево-Черкесской Республики в сфере потребительского рынка:

§ создание новых мультисервисных предприятий сферы потребительского рынка;

§ развитие сети предприятий потребительского рынка в сельских отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, расширение каналов сбыта продукции местного производства, проведение специализированных мероприятий, направленных на повышение имиджа отраслевых предприятий;

§ Реформирование рынка алкогольной продукции республики путем укрепления его участников, предъявлением к ним повышенных требований, упразднению условий способствующих теневому обороту алкогольной продукции.

Предпринимательство

В 2013 году число малых и средних предприятий составило 2655 ед., что на 1,7% выше показателя 2012 года, увеличилась на 4,0% среднесписочная численность работников данных предприятий.

Число индивидуальных предпринимателей по итогам 2013 года снизилось на 15,5 % и составило 13296 ед. Снижение показателя в Карачаево-Черкесской Республике, как и в целом по стране, возникло вследствие увеличения, начиная с 1 января 2013 года, налоговой нагрузки.

В малом и среднем предпринимательстве республики в 2013 году, включая индивидуальных предпринимателей, по оценочным данным, занято 31,5 тыс. человек, что составляет 14,0% экономически активного населения республики. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) в среднесписочной численности работников по полному кругу организаций и предприятий – 21%, доля малых и средних предприятий в числе предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования - 38%.

Оборот малых и средних предприятий по оценке за январь-декабрь 2013 года увеличился на 4% к показателю 2012 года и составил 34,2 млрд. рублей.

В 2013 году реализовано мероприятие республиканской целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2015 годы» - поддержка программ лизинга оборудования, государственная поддержка предоставлена 8 получателям в объеме 6,74 млн. рублей.

Востребованный и активно работающий инструмент поддержки предпринимательства в Республике - деятельность Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» и Автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики».

В 2013 году предоставлены поручительства 37 субъектам малого и среднего предпринимательства в объеме 47,6 млн. рублей, сумма привлеченных в экономику республики кредитных средств составила 279,2 млн. руб., предоставлены микрозаймы 140 субъектам малого и среднего предпринимательства в объеме 77,7 млн. рублей.

Для оказания имущественной поддержки малому и среднему предпринимательству в республике принят ряд нормативных правовых актов, устанавливающих преференции предпринимателям при аренде и выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества. Сформирован Перечень государственного недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.

В 2014 году планируется дальнейшая работа по созданию благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и в рамках подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2017 годы» государственной программы «Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2017 годы».

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике в 2014 году:

Финансово - кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства;

Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Преимущественно, положительные тенденции отмечаются в сфере доходов и занятости населения, свидетельствующих о повышении уровня жизни населения.

Одним из ключевых направлений повышения уровня жизни являются денежные доходы на душу населения, рост которых в 2013 г. составил 7%.

Основная доля дохода, получаемая большинством занятого населения, приходится на заработную плату. В сфере оплаты труда в республике на протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика номинальной начисленной заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2013 году выросла по сравнению с уровнем 2012 года на 15,7% и составила 17915,5 рублей. В реальном выражении среднемесячная заработная плата составила 107,9% к уровню 2012 года.

Следует отметить улучшение ситуации с оплатой труда в отраслях социальной сферы. Хотя продолжение реализации мер по «майским» Указам Президента Российской Федерации позволили повысить среднемесячную заработную плату работников образования на 38,8 % и здравоохранения на 26,4 % к уровню 2012 года, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования достигла 17679 рублей, или 98,7% от необходимого уровня. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений достигла 14566 рублей, что составляет 98,1% от необходимого уровня. Средняя заработная плата педагогических работников дополнительного образования детей достигла 14442 рублей и превысила необходимый уровень на 2,5%. Средняя заработная плата преподавателей и мастеров среднего и начального профессионального образования достигла 13771, превысив необходимый уровень на 1,9%. Средняя заработная плата научных сотрудников достигла 23124, превысив необходимый уровень на 1,1%.

В сфере здравоохранения средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее профессиональное образование, а также младшего медицинского персонала достигла 23357 и 9381 рублей, соответственно, превысив необходимый уровень на 0,7 и 2,3% соответственно. Средняя заработная плата среднего медицинского персонала достигла 13532 рубля, при необходимом уровне 13544, отклонение составило -0,1%.

Средняя заработная плата работников учреждений культуры превысила необходимый уровень на 0,3%, достигнув 10263 рубля.

Средняя заработная плата социальных работников, также, превысила необходимый уровень на 2,5%, достигнув 8965 рубля.

Среднемесячная заработная плата одного работника по крупным и средним предприятиям по республике за 2013 год составила 19391,2 рубля (115,8% к предыдущему году). Наибольший рост по этому показателю сложился в Карачаевском, Хабезском и Адыге-Хабльском районах республики (137,6%,131,8% и 130,2% соответственно).

С учетом всех перерасчетов средний размер пенсии на 1 января 2014 года составил 8692,6 рублей или 109,1% к предыдущему периоду. Реальный размер назначенных месячных пенсий за 2013 год вырос на 2,4%.

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

Другим фактором оценки уровня жизни населения является ситуация на рынке труда . Результатом планомерной работы по развитию рынка труда является то, что в республике за предыдущие годы укрепилась положительная тенденция роста численности экономически активного населения, что способствовало снижению уровня официальной безработицы до 1,7% в 2013 году.

Реализация мероприятий Программы содействия занятости населения и Программы дополнительных мер способствовали снижению регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда республики.

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости на конец декабря 2013 года, составила 4,1 тыс. чел. и снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 19,1 %; на 16,1% уменьшился коэффициент напряженности на рынке труда и составил 2,6 человека.

На финансирование программы «Содействие занятости населения» израсходовано 146,2 млн. рублей, в том числе: 17,1 млн. рублей - из республиканского бюджета и 129,1 млн. рублей - из федерального бюджета.

Выполнение программных мероприятий в 2013 году способствовало трудоустройству 3,6 тыс. граждан (109% запланированного показателя).

В условиях недостатка постоянных рабочих мест большое внимание уделялось организации временной занятости, осуществлялось привлечение и оказание содействия предпринимательской деятельности граждан, было оказано содействие в трудоустройстве гражданам из числа многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места (100,0% плана).

На выполнение дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда республики, израсходовано 53,8 млн. рублей, в том числе: 2,7 млн. рублей - из республиканского бюджета и 51,1 млн. рублей - из федерального бюджета.

Участниками Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда республики в 2013 году стали 1075 человек (100,2% запланированного показателя).

Благодаря программе оборудованы рабочие места для инвалидов. При обратившихся 677 инвалидов, трудоустроено 224 инвалида. Например, в Малокарачаевском районе оборудовано 27 рабочих мест для инвалидов, в том числе для медицинских работников в ООО «Центр Здоровья», в медицинском центре «Дельта плюс» и в других организациях. В г. Черкесске на предприятии «Кавказпакет» оборудованы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов 1 группы по зрению, предприятие по обработке древесины (пиломатериала) ООО «Шеремет» оборудовало рабочее место для инвалида 2 группы.

Перспективы развития Карачаево-Черкесской Республики в сфере занятости в 2014 году:

Для обеспечения эффективного развития рынка труда необходимо решение следующих задач:

Содействие занятости населения и обеспечение работодателей рабочей силой, в том числе за счет: специальных программ занятости отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействия самозанятости безработных граждан; создания условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

Повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда за счет развития профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;

Стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости;

Содействие трудовой мобильности населения.

ДЕМОГРАФИЯ

Демографическая ситуация в республике развивается под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения.

Численность постоянного населения КЧР на 1 января 2014 года составила 469,8 тыс. человек и сократилась с начала 2013 года на 2,0 тыс. человек.

Положительное сальдо естественного движения населения компенсировало миграционный отток на 50,2% (год назад – на 38, 9%).

Естественный прирост населения республики по сравнению с 2012 годом увеличился на 12,5% вследствие уменьшения числа умерших и роста числа родившихся. Позитивная тенденция естественного прироста населения наблюдалась во всех районах республики, кроме Зеленчукского и Урупского районов. Наибольший прирост рождаемости отмечался в Адыге-Хабльском районе (увеличение на 21,2%), в Карачаевске (увеличение на 11,3%), Хабезском районе (увеличение на 7,1%).

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

За 2013 год внешнеторговый оборот участников ВЭД Карачаево-Черкесской республики составил 512,12 млн. долл. США, что выше уровня 2012 года на 18,7%. Сальдо внешнеторгового баланса в 2013 году сложилось отрицательным в сумме – 463,65 млн. долл. США. На его формирование в значительной степени повлияла торговля с такими странами, как Китай, отрицательное торговое сальдо составило – 399,51 млн. долл. США, Турция (-14,29 млн. долл. США) и Италия (- 13,33 млн. долл. США). В тоже время существенным по величине положительное торговое сальдо было с Украиной (11,5 млн. долл. США)

Во внешней торговле доминировали страны дальнего зарубежья с долей товарооборота 93,8%. Наибольшим по величине в 2013 году был товарооборот с Китаем (399,51 млн. долл. США), Украиной (23,32 млн. долл. США), Турцией (17,88 млн. долл. США), Италией (14,56 млн. долл. США) и Тайванем (Китай) (9,34 млн. долл. США).

В 2013 году доля экспорта в товарообороте республики составила 8,3%. Участниками внешнеэкономической деятельности республики в 2013 году осуществлено экспортных операций на сумму 24,79 млн. долл. США, что ниже объемов аналогичного периода 2012 года на 8,70 млн. долл. США.

Объем внешней торговли предприятий республики в ее импортной части в 2013 году составил 474,38 млн. долл. США. Из стран дальнего зарубежья импортировано товаров на сумму 468,49 млн. долл. США (рост на 22,3%), из СНГ - на 5,89 млн. долл. США (снижение на 29,9%).

Крупнейшими торговыми партнерами, ввозившими продукцию в республику, из стран дальнего зарубежья (в процентах от стоимости импорта республики) были: Китай (84,2%), Турция (3,4%), Италия (2,9%), а из стран СНГ - Украина (1,2%).

В 2013 году заключено Соглашение между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и Правительством Республики Южная Осетия о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Стратегическое планирование

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия), которая определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» разработана и утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года», в которую включено 3 федеральные целевые программы и 4 подпрограммы. Реализация программных мероприятий Карачаево-Черкесской Республики осуществляются в рамках федеральных целевых программ «Юг России (2008-2013 годы)», «Юг России (2014-2020 годы)» и 3 подпрограмм.

Разработаны проекты Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года и Программы социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2018 годы.

Целевые программы

На реализацию 38 республиканских целевых программ в 2013 году из республиканского бюджета было направлено 1332,0, млн. рублей, что на 31,7% меньше уровня 2012 года (1951,57 млн. рублей). Из федерального бюджета на условиях софинансирования республиканских целевых программ поступило – 3365,25 млн. рублей, что превысило уровень 2012 года на 153,25% (в 2012 году поступило – 2195,89 млн. рублей).

Популярные события

  • В Усть-Джегутинском городском поселении Карачаево-Черкесии строятся два дома в рамках программы по переселению граждан 16
17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЧР

Карачаево-Черкесской Республики

до 2030 года

Черкесск

Паспорт

1. Социально – экономическое положение Карачаево-Черкесской Республики

1.1. Общая информация о Карачаево-Черкесской Республике……6

1.2. Анализ социально-экономического положения КЧР за годы…..……………………………………………………...7

1.3. SWOT-анализ ……………………………………………………44

2. Целевые ориентиры

2.1. Вызовы предстоящего долгосрочного периода ……………….46

2.2. Потенциальные возможности обеспечения устойчивого развития экономики Республики ……………………………………..48

2.3. Три возможных сценария развития Республики ………………50

2.4. Основные направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития …………………………………….54

2.5. Этапы реализации Стратегии социально-экономического развития КЧР до 2030года...………………………………………….56

3. Политика развития человеческого капитала

3.1. В сфере демографии ………………………………………………59

3.2. В сфере образования ……………………………………………...63

3.3. В сфере здравоохранения ………………………………………..74

3.4. В сфере культуры …………………………………………………82

3.5. В сфере физической культуры и спорта ………………………..85

3.6. В сфере занятости населения …………………………………….92

3.7. В сфере повышения доступности жилья ………………...……...99

5. Политика развития конкурентоспособности Республики

5.1. В сфере инноваций ………………………………………………..148

5) формирование имиджа Карачаево-Черкесской Республики как «Стабильно развивающейся экологически чистой Республики, производящаей экологически чистые товары и услуги»;

6) реализация заложенных принципов и достижение обозначенных целей в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации.

Сроки и этапы реализации программы:

Реализация Стратегии предусматривается в четыре этапа:

1) гг.;

2)гг.;

3)гг.;

4)г. г.

1. Социально-экономическое положение Карачаево-Черкесской Республики

1.1 Общая информация о Карачаево-Черкесской Республике

Карачаево-Черкесская Республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, расположена в северных предгорьях Большого Кавказа. До 1992 года Карачаево-Черкесия в качестве автономной области входила в состав Ставропольского края . На западе она граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке - со Ставропольским краем, на востоке - с Кабардино-Балкарской Республикой. На юге граница проходит по Главному Кавказскому хребту, Республика территориально граничит с Грузией и Абхазией.

К побережью Черного моря ведут Марухский и Клухорский перевалы. Военно-Сухумская дорога, проходящая через Клухорский перевал, соединяет Республику с Абхазией. На границе с Кабардино-Балкарской Республикой расположена гора Эльбрус, самая высокая вершина Кавказа - 5642 м.

Столица Карачаево-Черкесской Республики – город Черкесск, он основан в 1825 году, численность населения - 120,7 тыс. человек, расстояние до Москвы - 1674 км.

Территория Республики - 14,3 тыс. кв. км, она включает в себя равнинные, горные и предгорные зоны. Восемьдесят процентов всей территории Карачаево-Черкесской Республики занимает горная зона. Административно-территориально Республика делится на 10 муниципальных районов и 2 городских округа . Численность населения Республики - 427,4 тыс. человек, из них 44% населения проживает в городах и 56% - в сельской местности. На территории Республики живут представители более 70 народностей и национальностей.

1. 2. Анализ социально экономического положения КЧР за годы.

Демография

В сфере санаторно-курортного дела деятельность осуществляют 2 федеральных государственных учреждения и 2 санатория-профилактория, являющихся открытыми акционерными обществами . Общая ёмкость указанных объектов - 540 мест.

Отрицательную динамику имеет также число детских поликлиник , амбулаторий (самостоятельных) и учреждений, в которых есть детские отделения, к 2009 году их количество составило всего 10 по сравнению с 22 в 2006 году.

Время обслуживания вызова скорой помощи сократилось с 20 минут в 2006 году до 10-15 мин. в 2009 году. Объемы амбулаторно-поликлинической помощи в части посещений на дому в 2009 г. выросли на 35% относительно 2006 года.

В системе обязательного медицинского страхования в 2009 году от общего числа медицинских учреждений работало 64,0 %, для сравнения: в 2008г. - 63,5%; в 2007 г. - 63,7%; в 2006г. – 61,4%. Муниципальные медицинские учреждения составили 49,0 % от общего числа учреждений Республики, причем 53,0 % из них расположены в сельской местности.

Коечный фонд в 2009 году составил 4,1 тыс. коек. Обеспеченность койками в среднем по КЧР выше, чем по РФ на 3,1 койко-место, число больных, приходящихся на 1 больничную койку в течение гг. имело положительную динамику и составило к концу 2009 года 105, 7 человек на 1 больничную койку, (для сравнения: РФ – 102,5; СКФО – 137,2 человек).

В учреждениях здравоохранения к концу 2009г. работало 1538 врачей и 4997 работников среднего медицинского персонала. Обеспеченность врачами на 10000 населения по КЧР имеет положительную динамику и составила: в 2006г.- 34,5чел.; в 2007г.- 34,8чел.; в 2008г.- 36,0 чел.; в 2009 – 37,5чел., но ниже аналогичных показателей 2009г. по ЮФО - на 1,2 чел., по РФ – на 12,1 чел.

Динамика обеспеченности населения койко-местами в

лечебно – профилактических учреждениях КЧР

Отмечается низкая укомплектованность муниципальных учреждений здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики медицинским персоналом. Укомплектованность средним медицинским персоналом и врачами в КЧР в 2009 году незначительно повысилась и составила 97,5% и 84,1%, в то время как в 2008 году она составила 95,4 % и 83,8% соответственно. Коэффициент совместительства в 2009 году составлял по среднему медицинскому персоналу - 1,13, а по врачам - 1,32. Это означает, что каждая третья врачебная ставка была занята совместителями, либо «врачебная» функция выполнялась за счет расширения объема работ. Ситуацию осложняет продолжающийся отток врачебных кадров из сельской местности, что негативно сказывается на качестве и доступности медицинской помощи.

Число врачей начеловек населения

Износ зданий и сооружений в среднем по учреждениям здравоохранения на конец 2009г. составило более 60%. В Республику за период с 2006 по 2009 годы поступило 212 единиц диагностического оборудования на сумму 140,2 млн. рублей и 76 единиц санитарного автотранспорта на сумму 33,7 млн. рублей. Из средств республиканского бюджета за исследуемый период закуплено 43 легковых автомобиля для участковой службы, диагностического и холодильного оборудования и медикаментов на сумму 11,3 млн. рублей. За 2009 год закуплено диагностического оборудования на сумму 11,1 млн. рублей.

Культура

На сегодняшний день в Республике функционирует 376 государственных учреждений культуры, государственный историко-культурный и природный музей-заповедник, в состав которого входят 12 объектов, представляющих значительную историческую и культурную ценность, работает 169 библиотек, 5 кинотеатров и 25 киноустановок, 33 школы дополнительного образования, 1 экспериментальная школа для одаренных детей (при Колледже культуры и искусств).

За период с 2008 по 2009 год было организовано кинотеатрами и киноустановками было в период с 2008 – 2009 г. 3630 киносеанса, обслужено 50,7 тыс. зрителей, в том числе 29,2 тыс. детей.

Мощность библиотечного фонда Карачаево-Черкесской Республики

в период 2006 – 2009гг.

Спорт

В 2009 году на территории КЧР функционировало 3 спортивных общества, 16 республиканских федераций и ассоциаций по видам спорта, 36 ДЮСШ, 7 СДЮШОР и 1 ШВСМ, из них 15 подведомственных школ, баскетбольный и футбольный клубы.

Процент граждан, занимающихся физической культурой и спортом в 2009г. в Карачаево-Черкесской Республике, повысился и составил 13,5%, (в 2006 году - 11,9 %; в 2007 году – 11,96%; в 2008 году – 12,95%), по России – 15,9% от общего числа населения.

Динамика роста участников спортивно - оздоровительных мероприятий , проводимых Госкомспортом КЧР (чел)

В течение 2009 года в Республике функционировало 229 спортивных зала, находящихся в общеобразовательных школах и имели площадь 18х9, На сегодняшний день 39 школ не имеют спортзалов, из них 6 - городских и 33 - сельские школ.

За период с 2007 года по 2009 год профинансирована укладка футбольных полей с искусственным покрытием в количестве 12 ед. (5 футбольных полей размером 110 х 70 метров и 9 спортплощадок размером 60 х 40 метров).

К концу 2009 г. количество плоскостных спортивных сооружений (площадок и полей) составило 519 единиц, (79,9 %), на 130 единиц меньше уровня 2006 года. В 2006г. их было 649 единиц, в 2007 – 511., в 2, что больше уровня 2007 г. на 2 ед. и меньше уровня 2006 г. на 136 единиц.


Число спортивных сооружений (.на период с2006 по 2009 год, ед.).

Количество плавательных бассейнов за период с 2006 – по 2009 гг. оставалось неизменным (9единиц), что меньше на 17,6%. чем в Ставропольском крае.

Рынок труда

Среднесписочная численность работников (по полному кругу) организаций (без учета совместителей) за 2009 г. сократилось на 2,7 тыс. чел. по сравнению с 2008 г. и составила 90,6 тыс. чел. В 2008 г. также наблюдалось незначительное снижение численности работников на 0,3 тыс. чел. по сравнению с 2007 г.(93,3 тыс. чел.).

Динамика среднесписочной численности работников по полному кругу организаций

Из среднесписочной численности работников (по полному кругу) организаций в 2009 г. 83,5% составили штатные работники организаций, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства , что составило 80,4% относительно показаг. и 81,1% относительно показаг.

Число рабочих мест, занятых работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) за 2009 г. составило 78,8 тыс. чел. (100,7% к уровню 2008 г.), за 2008 г. - 78,6 тыс. чел. (101,2% к уровню 2007 г.), за 2007 г. - 79,2 тыс. чел., что превышает показаг. на 1,3%.

За период с 2007 по 2009 гг. уровень безработицы имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2009 г. численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения, увеличилась на 20,2% по сравнению с 2008 г. и составила 6,8 тыс. чел., в 2008 г. - на 33,2% (5,3 тыс. чел.) по сравнению с 2007 г., а в 2007 г.(7,9 тыс. чел.) число безработных увеличилось на 25,8% по сравнению с 2006 г.

Пособие по безработице в 2009 г. назначено 5,9 тыс. человек, в 2008 г. - 4,8 тыс. человек, в 2007 г. - 7,2 тыс. человек.

В 2009 г. в органы государственной службы занятости населения обратилось за содействием в поиске работы 18,8 тыс. граждан, в 2008 г. - 17,1 тыс. граждан, в 2007 г. - 20,3 тыс. граждан.

Динамика уровня безработицы

Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости на одну заявленную работодателями вакансию в 2009 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 22,4% и составила 12 человек, в 2008 г. наблюдалось уменьшение данного показателя относительно 2007г. на 14,1%, что в численном выражении составило 538 человек.

Финансы

Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в декабре 2009 года составила 99,1% к уровню декабря 2008 года и 102,1 процента - к уровню ноября 2009 года.

В структуре использования денежных доходовдоля денежных доходов, направленных населением на потребительские расходы, в 2009 году была ниже уровня 2008 года на 2,5% и составила 63,2%. При этом на покупку товаров было использовано 49,9% денежных доходов, что на 2,2% меньше, чем в 2008 году, на оплату услуг – 13,3% (уменьшение на 0,3%).

Потребительские расходы в 2009 году превысили уровень 2008 года на 12,4%, но реальном исчислении уменьшились на 0,3%.

Потребительский рынок

Структура объема платных услуг, предоставляемых населению, распределена следующим образом: бытовые - 23,6%, коммунальные услуги - 22,7%, услуги связи - 22,5%, медицинские услуги -10,8%.

Туризм и рекреация

На территории Республики за 2009год оказано туристических услуг, на сумму 21,4 млн. руб., что составляет 116,3% к уровню 2008 года (19,0 млн. руб.) и 155,1% к уровню 2007 года. Значительному росту данного вида услуг в 2009 году способствовало открытие новых туристических агентств, осуществляющих продажу туристических путевок населению, большая часть которых пришлась на летний сезон.

Объем услуг, оказанных гостиницами за 2009 год, составил 140,0 млн. руб. или 127,3% к уровню 2008 года.

За 2008г. п. Домбай посетили 43868 чел., в том числе иностранных посетителей (нерезидентов) 5,94 тыс. чел., объем оказанных услуг составил 89730 тыс. руб. За 2009 год п. Домбай посетили 22134 чел., объем оказанных услуг составил 96836 тыс. руб.

За период гг. в Домбае построено 9 гостиниц, сумма инвестиций в строительство гостиниц составила – 75 млн. рублей.

Количество российских туристов из других регионов (резидентов), посетивших туристические объекты Республики в 2009 году составило 376,60 тыс. чел, в 2008 году, 360,80 тыс. чел., что больше чем в 2007 годом на 11%.

Промышленность

Итоги промышленного производства за 2008 год характеризовались положительной динамикой, рост промышленного производства в Республике составил 103,7% к показагода. Основное влияние на результаты промышленного производства оказали предприятия по добыче полезных ископаемых (индекс производства - 105,3%) и обрабатывающих производств (104,4%).

В течение 2009 года ситуация в промышленности Республики не претерпела существенных изменений. Индекс промышленного производства по итогам 2009 года составил 103,4%. В обрабатывающих производствах индекс производства в 2009 году составил 97,1% к 2008 году, что обусловлено спадом в производстве транспортных средств и оборудования, где индекс производства составил 6,6%, в химическом производстве - 23,4%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 34,9%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 54,8%.

В производстве и распределении электроэнергии газа и воды индекс производства 2009 года составил 111,8% к аналогичному периоду 2008 года.

Основные показатели промышленного производства

Индекс производства предприятий пищевой промышленности в целом по отрасли составил 111,7% в 2009 году, и 103,4 % в 2008 году.

Наибольший прирост выпуска продукции достигнут в производстве мясных полуфабрикатов – в 1,6 раза; масла животного – на 39,4%, цельномолочной продукции – на 27,7%, сыров и творога – на 19,7%, мяса и субпродуктов I категории - на 11,1 процента. Кроме того, увеличилось производство пива – в 1,5 раза, водки – на 34,5 процента.

Карачаево-Черкесия, по мнению аналитиков, сегодня является одним из самых динамично развивающихся и безопасных регионов Северо-Кавказского федерального округа. Одна из стратегических задач - социально-экономическое развитие республики поэтапно решается. Позитивные изменения из года в год наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности - промышленности, сельском хозяйстве, системе здравоохранения и образования. В частности, в текущем году власти республики более чем в два раза увеличили расходы на социальное развитие сел - до 207,5 млн рублей. Из федерального бюджета на эти цели привлечено около 192 млн рублей, остальное - из республиканского.

Бюджет республики на 70 % - социально-ориентированный - это один из самых высоких показателей в стране. Главные акценты в своей деятельности власти республики делают на развитие социальной инфраструктуры. Особое внимание уделяется детским садам и школам. По данным республиканского Минобрнауки, до конца 2014 года в эксплуатацию будут сданы 19 дошкольных учреждений на 1930 мест. Активно строятся в республике и новые общеобразовательные учреждения. 2015 году планируется ввести в строй четыре школы, почти на две тысячи мест, что позволит на 42 % сократить число общеобразовательных учреждений региона, работающих в две смены.

На 25 % больше средств Карачаево-Черкесия затратит в этом году и на развитие спортивной инфраструктуры. Только за последние два года в республике построено и реконструировано 24 спортивных объекта.

Добиться хороших результатов удается за счет привлечения в регион государственных и частных инвестиции. Реализации уникальных проектов позволяют развивать экономику и решать важнейшие социальные задачи. На сегодняшний день республика реализует 22 крупных проекта в сфере промышленности, энергетики, туризма, сельского хозяйства.

По мнению главы республики, наиболее перспективные проекты - это так называемые системные, реализация которых влечет за собой развитие многих смежных отраслей, что даст республике больше новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Интересным в этом направлении является проект строительства всесезонного курорта "Архыз", который для республики является локомотивом в туристической отрасли. В 2018 году при выходе на проектную мощь только первого поселка курорта "Романтик" будут созданы как минимум 12 000 новых рабочих мест.

На территории курорта сейчас функционируют два отеля, сервис-центр, четырехместная кресельная и гондольная канатные дороги пропускной способностью 1800 и 2400 пассажиров в час соответственно, детский горнолыжный городок. В летний сезон на "Архызе" работали палаточный лагерь на высоте более 1700 м, пейнтбольный клуб, веревочный парк, детский городок, прокат велосипедов и сигвеев, бассейны, кафе, экскурсионное бюро и ряд других объектов туристической инфраструктуры.

По мнению спикера верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко, посетившей "Архыз" в июле этого года, он ни в чем не уступает европейским аналогам.

В сфере промышленности, недропользования и гидроэнергетики глава КЧР выделил проект строительства нового цементного завода ОАО "Кавказцемент" мощностью до 10 000 т клинкера в сутки, тоже должен дать толчок развитию всего строительного сегмента, проект ООО "УГМК Холдинг" по разработке медно-колчеданного месторождения и строительство ГЭС ГАЭС компанией "РусГидро".

Сейчас в условиях санкций, введенных США и ЕС в отношении России и ответного продуктового эмбарго, в числе приоритетных, прежде всего, проекты по импортозамещению. Запрет на ввоз плодоовощной продукции из стран Евросоюза создал дополнительный стимул для наращивания производства на крупнейшем в России агрокомбинате "Южный", расположенном в Усть-Джегутинском районе КЧР. Сегодня предприятие производит 40 000 т овощей, которые занимают 30 % овощного рынка Москвы, и составляют где-то 10-12 % от общего производства в России. Модернизация комбината позволит увеличить урожайность овощной продукции в 2,5 раза. Она начнется в 2015 году и будет проводиться без остановки цикла производства. На первом этапе планируется обновить два блока теплиц. В этот проект "Банк Москвы" намерен инвестировать более 2,5 млрд рублей.

Перспективным в плане импортозамещения является также проект строительства фабрики по переработке шерсти полного цикла. Реализация этого проекта, аналогов которому пока нет в России, будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий не только республики, но и всего юга страны. Основная часть сырья сейчас закупается в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Есть уже практика приобретения шерсти в Челябинской области и в Приволжском федеральном округе.

На первой очереди фабрики, запуск которой состоялся в 2012 году, сейчас работают более 170 человек. Ввод второй очереди предприятия, намеченный на конец этого года, замкнет производственную цепочку - от сортировки шерсти до прядения. Здесь также предусмотрено производство трикотажных изделий. При выходе фабрики в 2015 году на полную производственную мощность - более двух тысяч тонн пряжи в год, в республике будет создано еще около 250 новых рабочих мест.

В этом году начата также реализация другого крупного проекта по строительству обувной фабрики производственной мощностью миллион пар обуви в год, который обеспечит региону более 500 новых рабочих мест. Объем инвестиций, в первую очередь предприятия составит 1,4 млрд рублей. Проект получил государственные гарантии правительства России в размере 686 млн рублей и госгарантию Карачаево-Черкесии на 98 млн рублей.

Власти Карачаево-Черкесии не намерены сбавлять темпы инвестиционной активности. В регионе будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Сейчас в республике, в частности, для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, предоставляются льготные условия пользования природными ресурсами в соответствии с законодательством. Создана особая экономическая зона, резиденты которой освобождаются от налога на имущество на 10 лет, от налога на землю - на 5 лет. В 2015 году начнется реализация двух социальных проектов в сфере жилищного строительства стоимостью более 22 млрд рублей. В числе планируемых к реализации интересных инвестпроектов республики - строительство трех ветроэнергетических станций. Его реализация должна начаться в следующем году. Ожидается, что энергетическое предприятие выйдет в 2019 году.

Инвестиции для экономики можно сравнить с пищей для живого организма: чтобы он рос, питание должно быть калорийным, регулярным и достаточным для обеспечения его нормального развития. При недостатке пищи организм останавливается в росте, при её отсутствии - постепенно умирает. Тоже и с инвестициями для экономики - чтобы она динамично развивалась необходим постоянный приток денежных средств.

Его источниками могут быть и институциональные инвесторы (компании, профессиональной деятельностью которых является аккумулирование денежных средств и их выгодное для клиентов вложение), как отечественные, так и зарубежные, и сами граждане, решившие заняться бизнесом и использующие для этого личные накопления. Все так называемые «экономические чудеса» в мире имели в своей основе эффективную инвестиционную политику.

В апреле текущего года стало известно, что три инвестиционных проекта в Карачаево-Черкесии получат для своей реализации государственную поддержку в рамках подпрограммы Государственной программы развития СКФО до 2025 года.

Об этом и других вопросах развития экономики республики корреспондент «НИА Кавказ » беседует с Министром экономического развития КЧР Алием Накоховым.

Сначала министр обрисовал механизм финансирования этих проектов, которые будут реализованы по схеме частно-государственного партнёрства. Суть его заключается в следующем: государство в лице, в данном случае, Корпорации развития Карачаево-Черкесии, вносит свою долю в капитал создаваемых предприятий - 500 млн. рублей . Один процент, 13,8 млн. рублей, вносит правительство республики. Оставшиеся 59 процентов - это взнос частного инвестора, инициатора проекта. Полмиллиарда рублей под эти проекты уже получены от Федерального центра, доля республики заложена в республиканском бюджете, инвестор готов внести свою долю. «Осталась чисто техническая процедура докапитализации нашей корпорации развития и можно считать, что финансовая основа для реализации проектов создана », - сообщает мой собеседник.

Переходим к самим проектам. Начинаем с Агропромышленного парка, который будет в одном из новых жилых массивов Черкесска.

Чем, собственно он будет отличаться от обычного большого продовольственного рынка и почему именно здесь сельхозпроизводителям будет выгодно продавать свою продукцию?

Алий начал с констатации того факта, что сегодня у местного агрария два пути реализации выращенного им урожая. Первый - это подвести его до ближайшей автотрассы и весь световой день стоять у прилавка в ожидании покупателей. Второй - отдать его по оптовой цене в магазин. Причём эта цена едва покроет его издержки, а деньги от магазина он получит лишь после полной реализации товара, да и то, как правило, с задержкой. Агропромышленный парк предоставит производителю торговое место (750 павильонов), камеру хранения продукции, холодильник (или морозильник), возможности для предпродажной подготовки (мытья продуктов, сортировки, упаковки и т.д.), место для проживания (гостиница на 540 мест). Аналогичный парк создан и успешно работает в Казани. «Но мы решили пойти дальше. На дворе - 21 век, большую часть информации человек получает из Интернета и с его же помощью всё чаще приобретает товары - продолжает рассказ министр - И в нашем агропромышленном парке он сможет это сделать: купить нужные ему продукты, сделав заказ через всемирную сеть».

С покупателем более или менее ясно. А чем будет привлекателен агропромышленный парк для продавца? Не сочтёт ли он вышеперечисленные блага слишком затратными для себя?

Продажа на дорогах, согласился со мной Алий, обойдётся ему дешевле. Но будут велики и сроки реализации продукции. Продажа через магазины - удовольствие недешёвое. «Зайти в магазин - стоит денег, положить товар на полку - стоит денег. И чем лучше полка - тем дороже она ему обойдётся. В агропромышленном парке же он будет платить гораздо меньше», - считает министр.

На сколько меньше? Это, по словам министра, можно будет сказать только после введения объекта в эксплуатацию. Но то, что меньше, мой собеседник гарантирует. Впрочем, если предприниматель хочет идти в торговые сети, платить за это - это его риски, это его осознанное решение. «Одна из задач проекта - предоставить предпринимателю возможность выбора между различными вариантами реализации произведённой им продукции», - завершает собеседник свой рассказ о первом из инвестпроектов.

Домбай. Это слово хорошо известно тем, кто занимался горными лыжами ещё во времена Советского Союза. Сейчас в республики на подъёме Архыз - прокладываются трассы, строятся подъёмники и гостиницы. Это новый, суперсовременный горнолыжный курорт, ни в чём не уступающий европейским по оснащению и сервису. Здесь даже по горизонтальной местности отдыхающие имеют возможность перемещаться по движущейся дорожке - траволатору.

Почему в республике опять обратили свои взоры на Домбай?

«Появился инвестор, который захотел вложить свои деньги именно в Домбай. Мы просто решили его поддержать. Проект разбит на два года. В этом году мы, точнее, инвестор планирует построить гостиницу на 75 номеров, в следующем - канатную дорогу пропускной способностью 2400 человек в час. В декабре прошлого года к проекту были вопросы со стороны Минкавказа России. Мы все замечания учли, проработали вопрос с «Курортами Северного Кавказа », получили их поддержку».

Конкурируют ли между собой два этих республиканских курорта?

Министр считает, что нет: «Домбай - это Домбай, жемчужина Северного Кавказа, курорт с историей. Домбай - это несколько иное, чем в Архызе, направление горнолыжного туризма. Другие склоны, другие высоты, другая атмосфера, другая аура. Это курорт для разных возрастных категорий отдыхающих, с разным уровнем горнолыжной подготовки. Здесь большее разнообразие трасс, больше «чёрных» трасс для любителей экстрима. У Домбая за долгие годы его существования сформировалась большая группа поклонников, фанатов. Впрочем, есть туристы, которые любят осваивать новые местности, новые горы. Наличие двух курортов позволит нам принимать и тех, и других».

Третий проект - фруктовые сады интенсивного типа. Как продвигается он?

«К концу апреля на первых 40 га из выделенных под проект земель будут расставлены шпалеры, в мае - высажены саженцы, к концу июня будет смонтирована противоградная сетка. Осенью саженцы появятся ещё на 120 га. Они уже закуплены в Италии, сейчас хранятся в холодильнике . Решены вопросы с водоснабжением и охраной плантации. После выхода на проектную мощность сады будут давать урожай яблок 8,2 тысячи тонн в год, черешни - 195 тонн, сливы - 566 тонн».

Каков ожидаемый экономический эффект от трёх проектов: рост занятости, товарооборота, поступлений в бюджет и внебюджетные фонды?

Если говорить об экономике проектов, то цифры следующие: общий объем инвестиций по проектам составит почти 2,8 млрд. рублей, сумма налоговых выплат во все уровни бюджетов за первые 5 лет составит более 2,1 млрд. рублей , во внебюджетные фонды - более 120,0 млн. рублей. Планируется создать 232 новых рабочих места, из которых 173 - высокопроизводительные.

Кто он, инвестор, вкладывающего сегодня деньги в экономику республики? Свой, республиканский, российский, иностранный?

«Присутствуют всех из названных Вами. Например, иностранные компании. В Сочи мы заключили соглашение с «Bom Group », голландской компанией, специализирующейся на реализации тепличных проектов «под ключ». Они заходят в республику уже в этом году и будут выступать соинвесторами крупного проекта по выращиванию в закрытом грунте помидоров и огурцов».

А Вы не боитесь затоваривания северокавказского рынка овощной продукции? В апреле в Азербайджане подписаны соглашения о строительстве тепличных комплексов в Ставропольском крае и Республике Дагестан.

«На сегодняшний день у нас очень большой дефицит овощей. Даже если в каждом субъекте СКФО будут построены по три тепличных комплекса, мы друг другу конкуренции создавать не будем. Продукция нашего тепличного комплекса будет ориентирована на внутренний республиканский рынок ».

Вернёмся к инвестору. А в республике есть таковой?

В качестве примера Алий приводит фирму «Селена ». «Они хотят запустить линию по производству спанбонда (spunbond — технология производства нетканого материала из расплава полимера фильерным способом. Часто термином «спанбонд» обозначают также материал, произведенный по технологии «спанбонд» - прим. редакции). Это материал, из которого изготавливают экипировку хирурга: халат, шапочка, бахилы. На сегодня 80 процентов потребности в нём в России покрывается за счёт импорта. Это очень, если так можно сказать, «крутой» проект. Здесь и импортозамещение, и вклад в развитие медицины. Плюс «Селена » хочет выпускать не отдельно халаты, шапочки, маски, перчатки и т.п., а весь костюм того же хирурга в комплекте, в кейсе. Плюс фирма производит востребованную бытовую продукцию: одеяла, подушки. У них был договор о поставках с «IKEA », с «Перекрёстком ». Их проект мы будет предлагать для оказания господдержки в следующем году».

Говоря о местном инвесторе, развитии местного бизнеса мы подошли к теме создания и функционирования республиканского Центра поддержки предпринимательства.

«В прошлом году мы направили в Москву заявку на создание Центра, наше предложение получило поддержку и на его реализацию были выделены средства. Что такое Центр поддержки предпринимательства? Сегодня предпринимателю просто для того, чтобы получить необходимую ему информацию, нужно обойти множество министерств и ведомств. В Центре он сможет получить консультацию практически по любому интересующему его вопросу: открытие/закрытие юридического лица, оптимизация налоговой нагрузки и другие. Под крышу Центра, в одном месте мы хотим собрать все институты поддержки и развития малого и среднего бизнеса: гарантийный фонд, фонд микрофинансирования, МФЦ для бизнеса. Фонд микрофинансирования существует с 2010 года, его капитализация составляет 70 млн рублей , с помощью этих средств мы можем финансировать проекты малого и среднего бизнеса. Гарантийный фонд - та же финансовая поддержка для предпринимателей, только в форме гарантий. В Центре кроме консультаций будут проводится бизнес-тренинги, лекции для предпринимателей».

В завершении беседы Алий Накохов поделился своими амбициозными планами: «Я возлагаю на Центр большие надежды. При помощи него я хочу начать взращивать в республике новый формат предпринимателя, грамотного предпринимателя, который не будет смотреть на государство исключительно как на дойную корову и ждать от него денег для своего бизнеса. Государство должно лишь создавать комфортные условия для ведения бизнеса, все остальные задачи бизнесмен нового типа должен решать сам. Задача, поставленная перед нашим министерством Главой республики Рашидом Темрезовым - всячески помогать бизнесу в решении этих задач ».

03.09.2019 г. Состоялось заседание комиссии Министерства финансов по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
04.09.2019 Министерство финансов Просим Вас принять участие в опросе по финансовой грамотности. Это не отнимет много времени, а Ваши ответы будут использоваться в агрегированном виде.
04.09.2019 Министерство финансов Сельхозпредприятия Карачаево-Черкесии завершили уборку зерновых культур. Объем собранного урожая по сравнению с прошлым годом практически не изменился.
Ежегодный международный инвестиционный форум АгроЮг (18 сентября, Ставрополь) - это профессиональная площадка для развития АПК в СКФО и ЮФО, которая соберет свыше 300 руководителей агрохолдингов, фермерских хозяйств,
29.08.2019 Оборот розничной и оптовой торговли в первое полугодие текущего года снизились.
29.08.2019 Черкесск-портал Налоговое рабство в России Скажи, родное государство, как выжить нам в родной стране?
29.08.2019 КПРФ

Cовещание по вопросe оснащенности сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственных производителей района/

В Адыге-Хабльском муниципальном районе прошло выездное совещание по вопросам оснащенности сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственных производителей района, приобретения техники по лизингу,
19.08.2019 Министерство сельского хозяйства КЧР