В чем преимущество косвенных налогов. Прямые и косвенные налоги, их достоинства и недостатки. Плюсы и минусы

Широкое распространение косвенных налогов во всех капиталистических странах было обусловлено, прежде всего, фискальными выгодами налогов на потребление. Русский финансист М. И. Соболев в своей работе "Очерки финансовой науки" (1925) отмечал три фискальных преимущества косвенных налогов:

  • 1) косвенные налоги весьма доходны, так как падают на предметы широкого потребления;
  • 2) косвенные налоги включаются обычно в цену товара и, перелагаясь на покупателя, платятся незаметно для потребителя;
  • 3) косвенные налоги, входя в цену товара, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами.

Вместе с тем исследователи отмечали и ряд серьезных недостатков косвенного налогообложения:

  • 1) косвенные налоги не согласуются с важнейшими принципами налогообложения. Н. И. Тургенев в своей книге "Опыт теории налогов" отмечал, что косвенные налоги не соответствуют первому принципу А. Смита (справедливости), поскольку никак не сообразуются с доходами платящего. Последующие ученые также отмечали их регрессивный характер, т.е. обратную пропорциональную зависимость от платежеспособности потребителей. Н. И. Тургенев считал также, что они не соответствуют и принципу удобности, ибо платящий не может отложить потребление соли или хлеба;
  • 2) косвенные налоги требуют больших издержек взимания. Это отмечал и Н. И. Тургенев, и последующие исследователи. Это объясняется необходимостью содержать большое количество персонала, контролирующего производство подакцизных товаров, торговлю, перемещение товаров через таможенную границу и т.п. Так, например, во Франции в 1828 г. расходы на взимание прямых налогов составляли около 6% от полученных доходов, тогда как для косвенных налогов расходы в среднем составляли около 12% . Необходимо отметить, что формирование системы податных инспекторов в развитых странах позволило существенным образом снизить расходы на взимание налогов. В той же Франции в 1900 г. расходы на взимание прямых налогов уменьшились до 2,9% (т.е. в два раза), а по косвенным налогам снижение произошло почти в три раза – до 4%;
  • 3) взимание косвенных налогов противоречит интересам предпринимателей, поскольку финансовое ведомство для обеспечения сбора налогов вынуждено вмешиваться в процесс производства и обмена, вводя различные ограничения, затрагивая иногда технологию производства;
  • 4) потребление не отличается постоянством и может зависеть от разных причин. В связи с этим доходы от косвенных налогов более сложно прогнозировать.

Оценивая все достоинства и недостатки косвенного налогообложения, специалисты в начале XX в. заключили, что "косвенные налоги не могут быть отнесены к числу таких форм, которые, господствуя в финансовой системе, отвечали бы основным требованиям рациональных налогов".

Преимущества прямого обложения анализировались многими исследователями. Приведем аргументы в пользу прямых налогов, изложенные русским экономистом И. X. Озеровым в его книге "Основы финансовой науки". Итак, преимущества прямых налогов:

  • 1) прямые налоги являются более твердым и постоянным источником дохода, поскольку основываются на оценке дохода, который в обычных условиях (за исключением кризисов, войн и т.п.) растет;
  • 2) доходы от прямых налогов прогнозируются с большей точностью и вероятностью их получения, поскольку прямые налоги "падают только на тех лиц, которые могут платить, и в таком размере, в каком они могут его нести";
  • 3) прямые налоги не требуют таких расходов на взимание, как косвенные.

В обобщенном виде преимущества прямого обложения были сформулированы российским экономистом Μ. Н. Фридманом в "Конспекте лекций по науке о финансах" (1910): "По общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соизмеряясь с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямые доходы имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивно относятся к производству народного богатства. История финансов показывает, что они исправно поступают и во время экономических кризисов, даже допускают и в такие моменты повышение ставок (Франция в 1848 г.)" .

По мере развития финансовая наука отошла от простого обсуждения достоинств или недостатков тех или иных форм обложения и перешла к вопросу о научном построении налоговой системы. Исследуя преимущества и недостатки каждой из форм обложения, наука пришла к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно построить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

С. Ю. Витте в своих лекциях Великому князю Михаилу Александровичу таким образом сформулировал этот вывод: "Лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно налогоплательщика, не подрывая благосостояние массы народонаселения и не препятствуя экономическому состоянию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей" .

В 2015 году и последние 14 лет в России действует единая система взимания налогов. Применяется ставка 13%, причем она равна для граждан с любым уровнем дохода. Большинство же стран сегодня использует прогрессивное (иногда даже экстремальное) налогообложение, устанавливая градацию уровней доходов, и соответственно взимая НДФЛ.

Суть прогрессивного налогообложения

Налогообложение доходов граждан подоходным налогом применяется во всех развитых странах. Однако в подавляющем меньшинстве случаев ставка налога является фиксированной. Чаще же используется прогрессивный подоходный налог - взимание его осуществляется по ставке, размер которой напрямую зависит от величины дохода.

В настоящий момент в России применяется плоская (единая) шкала налогообложения. Фиксированная ставка в 13% для резидентов страны используется вне зависимости от размера прибыли, источников ее поступления и статуса плательщика.

Единая шкала сегодня существует в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. Прогрессивная шкала подоходного налога используется во многих европейских странах. Показательным примером выступает Франция: там действует экстремальное прогрессивное налогообложение.

С дохода граждан до 6000 евро (очень низкий уровень) налог не взимается вовсе. Наибольшая ставка 45% действует для доходов на уровне 150 тысяч - 1 миллион евро. С 2013 года 75-процентной ставкой облагаются доходы миллионеров с уровнем дохода выше 1 млн. в год. Вместо планируемого покрытия дефицита бюджета такой шаг правительства привел к оттоку капиталов из страны.

В Великобритании размер ставки колеблется на уровне 14-45%. Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции. В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов - США - 10%, Китай - 5%.

Плюсы и минусы

Плоская шкала налогообложения действует в РФ с 2001 года со ставкой 13%. Повышенная 35-процентная ставка применяется исключительно для нерезидентов. И, тем не менее, все последние десятилетия регулярно возникает вопрос о введении прогрессивной ставки подоходного налога в РФ.

Предполагается, что от такого нововведения выиграют почти все:

  • В первую очередь наполнится бюджет и как минимум в большей части будет покрыт его дефицит. Однако опыт Франции говорит о том, что далеко не все так однозначно.
  • Стабилизация региональных бюджетов. Многие налоги и сборы, которые ранее перечислялись полностью или частично в местную казну, в последние годы стали поступать в полном объеме в государственный бюджет (например, налог на добычу полезных ископаемых). Наметилась тенденция нехватки денег «на местах», которую позволили бы решить увеличенные налоговые поступления.
  • Установление социальной справедливости. Только за два года - 2005-2007 - в три раза увеличилось количество российских миллионеров. А в кризисный 2008 год в 2 с лишним раза выросло число рублевых миллиардеров. Единая ставка НДФЛ, естественно, вызывает недовольство, поскольку те же 13% налогоплательщики перечисляют с дохода в 20 тысяч рублей и 2 млн. рублей в общем порядке.

Но есть и минусы возможного введения прогрессивной шкалы:

  • обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов - налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
  • необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;
  • уклонение от налогов, возврат к серым зарплатам и теневому бизнесу;
  • увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Возможно ли введение прогрессивной шкалы в России?

В этом году депутатами Госдумы было внесено предложение о введении прогрессивного подоходного налога и в России. Предлагается следующее:

  • установление прежнего размера ставки в 13% для доходов, не превышающих отметку в 24 миллиона рублей за 12 месяцев;
  • для доходов, превысивших эту отметку, предлагается использовать ставку в 25%;
  • при «заработке» 100-200 миллионов в год ставка составит 35%;
  • если же доходы превысили 200 миллионов рублей, ставка будет равна 50%, то есть половине всей прибыли гражданина.

О справедливости и целесообразности планируемых нововведений не утихают споры. Предполагается, что применение такой прогрессивной системы позволит прибыль крупных организаций и предприятий направлять на их же развитие и модернизацию, а не на личностное обогащение фактических руководителей.

Однако есть и пессимистические прогнозы. Например, самые состоятельные граждане РФ, выплачивающие, как и все прочие налогоплательщики, сборы по месту работы, могут просто зарегистрировать компании в другой юрисдикции, где налогообложение не заставит их «уполовинить» прибыль.

Нужно или нет в России прогрессивное налогообложение - вопрос спорный. Еще сейчас, на этапе обсуждения законопроекта, необходимо четко спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена. Положительные моменты очевидны - сглаживание социальной диспропорции в доходах наиболее богатых и самых бедных россиян. Но и минусов немало: уход доходов в тень или за рубеж, возобновление выплат заработных плат «в конвертах».

Ключевые слова

КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НДС / АКЦИЗЫ / СООТНОШЕНИЕ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / INDIRECT TAXATION / VAT / EXCISES / / ADVANTAGE OF INDIRECT TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Турбина Наталия Михайловна, Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна

В статье рассматривается проблема нахождения оптимального соотношения экономической эффективности налогообложения и социальной справедливости на примере соотношения прямого и косвенного налогообложения . Рассматривается правильность выработки налоговой политики на определении фискального и регулирующего значения соотношения прямых и косвенных налогов. Приводится анализ моделей соотношения прямых и косвенных налогов в зарубежных странах. Рассмотрены особенности функционирования таких моделей, как: евроконтинентальная, англосаксонская, латиноамериканская и смешанная налоговые системы. Определено, что Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Приводятся данные статистики о том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета. Проанализировано соотношение прямого и косвенного налогообложения в России за период с 2007 по 2014 гг. по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ. Приведены данные о поступлении прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг. Основное внимание в статье уделено исследованию роли косвенных налогов: НДС и акцизам . Изучены факторы внедрения и прочного обоснования в налоговой системе НДС . Рассмотрены фискальные и регулирующие преимущества косвенных налогов для государства. Определены неоспоримые преимущества взимания косвенных налогов в условиях инфляции, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему. Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Турбина Наталия Михайловна, Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна

  • Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета

    2016 / Турбина Наталия Михайловна, Фёдорова Алёна Юрьевна
  • Сравнительный анализ преимуществ и недостатков взимания прямых и косвенных универсальных налогов

    2016 / Хмеленко Валерия Вадимовна
  • Косвенные налоги в налоговой системе России

    2018 / Зотиков Николай Зотикович
  • Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов

    2015 / Зотиков Николай Зотикович
  • Система косвенного налогообложения в Украине и направления ее совершенствования с учетом европейской практики

    2016 / Прокопчук Е.Т.
  • Прямые и косвенные налоги, их роль в формировании доходов бюджетов различных уровней

    2018 / Зотиков Николай Зотикович, Львова Марина Вячеславовна
  • Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе

    2014 / Гуревич Светлана Викторовна
  • Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом

    2014 / Абдуллаева Барият Курбановна
  • Проблемы и перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации

    2016 / Кцоева А.Э., Дзокаева Л.А.
  • Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации

    2017 / Рукина С.Н., Денисова И.П.

In article the authors considered the problem of finding of an optimum ratio of economic efficiency of the taxation and social justice on the example of a ratio of direct and indirect taxation and correctness of elaboration of tax policy on definition of the fiscal and regulating value of a ratio of direct and indirect taxes. The authors provided analysis of models of a ratio of direct and indirect taxes in foreign countries and considered features of functioning of such models: the eurocontinental, Anglo-Saxon, Latin American and mixed taxation systems. The authors defined that Russia corresponds to the majority of the signs characteristic of the Latin American model of formation of budgets, gave statistical data that indirect taxes were always and everywhere a highly profitable source of the budget, analyzed the ratio of direct and indirect taxation in Russia from 2007 for 2014 on levels of budgets of the budgetary system: the consolidated budget of the Russian Federation and the federal budget of the Russian Federation and provided data on receipt of direct and indirect taxes to the consolidated budget of the Russian Federation from 2007 for 2014. The authors paid the main attention to a research of a role of indirect taxes: VAT and excises . The authors studied factors of introduction and strong justification in the taxation system of the VAT , considered the fiscal and regulating advantages of indirect taxes to the state, defined indisputable advantages of collection of indirect taxes in the conditions of inflation as they are more abstracted from formation of elements of the price and are charged on the price in general that gives stable corrected receipt of the income in the budgetary system. Indirect taxation filters a secondary cash flow, besieging a part of the income which left from under direct taxation in the budgetary system.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки косвенного налогообложения»

УДК 336.226 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-8-80-85

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЧЕРЕМИСИНА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема нахождения оптимального соотношения экономической эффективности налогообложения и социальной справедливости на примере соотношения прямого и косвенного налогообложения. Рассматривается правильность выработки налоговой политики на определении фискального и регулирующего значения соотношения прямых и косвенных налогов. Приводится анализ моделей соотношения прямых и косвенных налогов в зарубежных странах. Рассмотрены особенности функционирования таких моделей, как: евроконтинентальная, англосаксонская, латиноамериканская и смешанная налоговые системы. Определено, что Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Приводятся данные статистики о том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета. Проанализировано соотношение прямого и косвенного налогообложения в России за период с 2007 по 2014 гг. по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ. Приведены данные о поступлении прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг. Основное внимание в статье уделено исследованию роли косвенных налогов: НДС и акцизам. Изучены факторы внедрения и прочного обоснования в налоговой системе НДС. Рассмотрены фискальные и регулирующие преимущества косвенных налогов для государства. Определены неоспоримые преимущества взимания косвенных налогов в условиях инфляции, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему. Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения.

Ключевые слова: косвенное налогообложение, НДС, акцизы, соотношение прямого и косвенного налогообложения, преимущества косвенного налогообложения

Одной из важнейших задач государства в области налогообложения на современном этапе является нахождение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Концепция социально-рыночных экономических отношений требует создания уравновешенных решений в области налогообложения: не «мира изобилия для немногих» и не «социалистического дефицита для всех» .

Исследования взаимосвязей и тенденций в социально ориентированных мировых экономиках опираются на конкретные показатели экономико-социальной направленности налоговых систем,

важнейшим из которых является показатель соотношения прямых и косвенных налогов.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет определить возможность применения существующих методов (фискальными или регулирующими) формирования доходов бюджетов. Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.

В налогообложении зарубежных стран с учетом соотношения прямых и косвенных налогов выделяют следующие модели: евроконтиненталь-ную, англосаксонскую, латиноамериканскую и

смешанную налоговые системы. В таблице 1 приведены данные по соотношению прямого и косвенного налогообложения в странах, применяющих различные модели налогообложения.

Англосаксонская модель характерна для таких стран, как Австралия, Великобритания, США, Германия, Италия, Канада и др. В данной модели

Аналогичная картина наблюдается и по странам - членам ОЭСР, хотя там этот процент в целом ниже. В США подоходный налог с физических лиц составляет 44 % всех доходов, в Германии - 38 %.

Евроконтинентальная модель характерна для таких стран, как Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия. Данная модель характеризуется высокой долей отчислений на социальное страхование. Так, в Германии поступления от отчислений на социальное страхование составляют более 45 % от общей величины доходов бюджета и 22 % от косвенных налогов.

Такие страны, как Бразилия, Мексика, Чили, Боливия, Перу и другие, в связи с высоким уровнем инфляции применяют латиноамериканскую модель налогообложения, которая ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами.

Во избежание зависимости бюджета от отдельных видов налогов, государства выбирают смешанную модель налогообложения, которая сочетает в себе черты других моделей. Смешанная модель налогообложения применяется в Японии, где структура налоговых поступлений примерно такая же, как и в государствах с англосаксонской моделью. Однако приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов. Ряд авторов относят к этой модели Аргентину и Италию. В Италии, например, при значительной

основное внимание уделяется прямым налогам с физических лиц. Доля косвенных налогов весьма незначительна. Например, в структуре налоговых поступлений Великобритании в 2013-2014 гг. удельный вес таких налогов, как налог на доходы, социальные отчисления, часть из которых оплачивается гражданами, составляет около 55 % .

доле косвенных налогов удельный вес прямых составляет 36 %.

Следует отметить, что в экономически развитых странах (Великобритания, Германия, Финляндия, Канада, Япония и США) отмечается тенденция смещения в сторону прямого налогообложения. Вместе с этим ориентация на косвенное налогообложение наблюдается и в таких высокоразвитых странах, как Австралия, Италия и Швеция.

В то же время нельзя не отметить, что при обосновании соотношения прямого и косвенного налогообложения оптимальных налоговых теорий для всех стран не существует. Поскольку, кроме объективных факторов (доход, уровень потребления), в соотношении прямого и косвенного налогообложения необходимо учитывать национальные особенности населения страны, размеры всех видов потребления и потребностей.

Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Это обусловлено тем, что, во-первых, формирование налоговой системы происходило в условиях высокого уровня инфляции и, во-вторых, достаточной простотой администрирования косвенных налогов. Российская налоговая система в современном виде существует около 20 лет, в отличие от налоговых систем многих развитых государств, которые формировались столетиями. Тем не

Таблица 1

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в мировой практике, %

№№ пп. Модель налогообложения Страны, в которых применяется данная модель Соотношение прямого и косвенного налогообложения, %

Прямое налогообложение Косвенное налогообложение

1. Англосаксонская США, Германия, Италия, Австралия, Великобритания, Канада и др. 60-65 % (ориентирована на налоги с физлиц., соц. отчисления) 35 %

2. Евроконтинентальная Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия 40 % (ориентирована на соц. страхование) 60 %

3. Латиноамериканская Чили, Боливия, Перу, Бразилия, Мексика и др. 55 % 45 %

4. Смешанная Япония, Аргентина, Италия и др. 40 % (ориентирована на взимание страховых взносов) 60 %

менее, с развитием налоговой системы Российской Федерации роль и удельный вес прямых налогов имеет тенденцию к повышению.

О том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета,

подтверждено историей и официальной статистикой (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что в конце XIX в. и начале 20-го бюджеты крупных государств пополнялись в большей степени за счет косвенных налогов.

Таблица 2

Соотношение между прямыми и косвенными налогами в общей сумме налоговых поступлений, млн руб.

на рубеже Х1Х-ХХ вв. Общая налоговая сумма поступлений Налоги Доля косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений, %

прямые косвенные

Россия, 1889 г. 4120,6 270,0 3850,6 93,4

Англия, 1900-1901 гг. 2922,5 531,3 2391,2 81,8

Италия, 1899-1900 гг. 1714,8 481,3 1232,5 71,9

Бельгия, 1900 г. 452,9 56,1 396,2 87,6

Голландия, 1900 г. 303,9 71,4 232,5 76,5

Австрия, 1898 г. 1763,8 301,6 1462,2 82,9

Венгрия, 1898 г. 1220,5 242,0 977,6 80,1

Испания, 1900 г. 886,0 376,0 510,0 57,6

Франция, 1890 г. 3492,0 515,7 2976,3 85,2

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в России проанализировано за период с 2007 по 2014 гг. (табл. 3) по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ.

Всего по налоговым и неналоговым доходам наблюдается тенденция роста, соотношение пря-

мых и косвенных налогов - равномерно, в одинаковой процентной доле каждый год.

Тенденция поступления доходов от прямых и косвенных налогов отражает спад прямых налогов в 2009 г.: поступления уменьшились на 1 841,5 млн руб., по сравнению с 2008 г. Далее поступления прямых налогов только увеличивались, в 2012 г. поступления составили 8 179, 5 млн руб.

Таблица 3

Поступления прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг., млн руб.

Год Всего налоговых и неналоговых доходов, млн руб. Всего налоговых доходов В том числе: Неналоговые доходы, млн руб.

млн руб. % Прямые налоги Косвенные налоги

млн руб. % млн руб. %

2007 6955,2 6 951,0 100 5 236,4 75 1 714,6 25 4,2

2008 7 948, 9 7 944,2 100 6 590,8 83 1 353,4 17 4,7

2009 6 288, 3 6 283,9 100 4 749,3 76 1 534,7 24 4,4

2010 7 662, 9 7 659,5 100 5 834,0 76 1 825,5 23 3,4

2011 9 719, 6 9 715,2 100 7 266,0 75 2 449,2 25 4,4

2012 10 958, 2 10 954,0 100 8 179,6 75 2 774,4 25 4,2

2013 11 331,5 11 327,2 100 8 506,5 75 2 820,7 25 4,3

2014 12 674,4 12 670,2 100 9 489,8 75 3 180,4 25 4,2

Небольшой спад косвенных налогов произошел в 2008 г., далее поступления от косвенных налогов возрастали.

Российская система налогообложения замышлялась исходя из того, что прямые налоги будут играть роль экономического регулятора, а косвенные выполнять фискальную функцию. Косвенные налоги имеют ряд преимуществ. К примеру, число плательщиков ограничено в сравнении с прямыми

и более контролируемо. Помимо этого, государство способно с помощью косвенных налогов влиять на цену товаров, и как следствие - структуру народного потребления. Учитывая, что государственная власть всегда стремится создать систему налогообложения, которая могла бы сделать процесс уплаты налога в казну как можно более незаметным, косвенные налоги в этом отношении являются идеально релевантными .

Поэтому неудивительно, что, несмотря на некоторое снижение доли косвенных налогов в бюджете Российской Федерации, она продолжает оставаться внушительной: порядка 7 % в ВВП страны, 25 % в консолидированном бюджете РФ . Всего же в России два вида косвенных налогов - налог на добавленную стоимость и акцизы. Ключевую для государства роль в данном тандеме играет НДС -его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета - 18 %, федерального бюджета - 25 % .

НДС пришел на смену утратившему свою жизнеспособность в связи с инфляцией в экономике налогу с оборота. Его становлению и прочному внедрению в практику налогообложения способствовали такие факторы, как:

1. Чрезмерная тяжесть прямого налогообложения, частота случаев уклонения от уплаты прямых налогов.

2. Постоянный дефицит бюджета, необходимость в расширении налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

3. Необходимость в усовершенствовании существующих налоговых систем, приведение их в соответствие требованиям современной рыночной экономики.

4. Незначительная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры .

Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, и стабильный источник поступлений в бюджетную систему; при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод обложения доходов различных социальных групп. Рассмотрим более подробно каждый из этих факторов.

Кроме фискальной способности, следует также отметить и другие свойства современных косвенных налогов, которые востребованы настоящими экономическими условиями.

Косвенные налоги, применяемые в условиях инфляции, являются более надежным источником, нежели прямые, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему.

Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения. Доходы физических лиц, не подпадающие под прямое налогообложение, могут быть использованы на потребление, которое в основной своей массе облагается косвенными нало-

гами. Посредством оптовой и розничной торговли часть неучтенного дохода мобилизуется в бюджетную систему в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, а до 2004 г. и налога с продаж .

Следует также заметить, что на российском рынке значительную долю в реализации составляют импортные продукты либо продукты с импорт-составляющей долей, поэтому подавляющая часть налоговых поступлений от этого сегмента экономики будет именно за счет косвенных налогов.

По предположительным оценкам экономистов-аналитиков, «теневой» капитал создает более 49 % объемов ВВП. «Теневой» бизнес создает диспропорции в структуре экономики, он стимулирует быстрый рост потребительского сектора. Неучтенные доходы, ушедшие из-под прямого обложения, попадают под обложение косвенными налогами.

Снижение налоговой нагрузки, в частности, за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применения унифицированной ставки на доходы физических лиц высвобождает больший объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта, и, следовательно, стимулируется инвестиционная и покупательная деятельность. Инвестиции опосредованно также попадают под косвенное налогообложение. Таким образом, косвенные налоги - стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы.

Утверждение, что современные косвенные налоги регрессивны и тяжким бременем ложатся на покупателей, особенно на группу лиц с низкими доходами, потеряло свою актуальность; регрессивность - это прошлое дореволюционных акцизов.

Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дают возможность перераспределения государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения функций самого государства, которое включает расходы на содержание аппарата управления, оборону и т. п., полученные средства идут и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, т. е. тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов.

Следует также отметить, что расход на конечное потребление у малообеспеченных граждан приходится в основном на питание. С увеличением дохода делается акцент на расходы непродовольственного характера и дорогостоящие услуги: именно в этой части происходит усиление обложения косвенными налогами, вследствие чего возрастает и прогрессивность косвенных налогов.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения.

Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных. Демократизация государства выдвигает новые требования к налогообложению, смещаются акценты на его прогрессивность и пропорциональность, что делает косвенные налоги востребованными .

Однако, несмотря на всю прогрессивность и привлекательность, косвенное налогообложение имеет и ряд недостатков. Так, НДС является достаточно сложным в администрировании, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС препятствуют выходы российских компаний на мировой рынок, также при его возмещении часто используются различного рода «грязные» схемы (например, создание «фирм-однодневок», коррупционная деятельность). Еще одной проблемой является невозможность восполнения существенного дефицита региональных и местных бюджетов: существуют предложения по введению налога с продаж в их пользу, однако сделать это можно лишь при сохранении НДС (иначе, учитывая его роль, невосполнимыми будут потери федерального бюджета). Но, по мнению ученых и специалистов, такая реформа попросту невозможна из-за достаточно высокой налоговой нагрузки на экономику и социального резонанса вследствие подобных изменений.

Не все гладко и в акцизном налогообложении: растут акцизные ставки, расширяется список подакцизных товаров, что не может не привести к росту теневой экономики. По оценкам специалистов, рынок алкогольной продукции в России на сегодняшний день благодаря акцизам состоит на 35 % из легальной продукции, на 35 % - из суррогатов, нелегальной - 30 %. Невыплаченные акцизы составляют большую часть прибыли «нелегалов», повышение акциза в совокупности с оставлением прежней планки минимальной отпускной цены ведет к появлению широких демпинговых возможностей. В связи с этим можно сделать вывод, что повышение акцизных ставок не может решить проблемы дефицита бюджета.

Противники косвенного налогообложения утверждают, что оно тормозит продвижение товара от продавца к покупателю, однако косвенные налоги имеют индифферентный характер по отношению к производителю и продавцу, при условии качества, спроса и разумного подхода к ценообра-

зованию продукта. Безусловно, при этом утяжеляется цена товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога. В данном случае можно говорить о стимулирующей функции косвенных налогов, так как хозяйствующий субъект должен производить или брать на реализацию конкурентоспособную продукцию с позиций качества и цены. Ввиду того, что косвенные налоги начисляются на сформированную цену и служат лишь отражением ее в фиксированной ставке, имеется возможность и необходимость регулировать элементы себестоимости, а также прибыль для достижения соответствующего спроса на продукцию по предлагаемой цене, тем более что снижение прямых налогов содействует этому .

Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также структура прямых и косвенных налогов при формировании налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ показал, что далеко не все налоги «работают» в полную силу. Мы видим, что в группе прямых налогов не работает налог на имущество физических лиц. В группе косвенных налогов очень малы поступления акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ.

Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одной из основных является проблема мобилизации прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.

Литература

1. Гашенко И. В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Экономические науки. 2009. № 5(54). С. 49-56.

2. Бархатова Т. А., Кузнецова З. П. Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы российской федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 4. С. 200-206.

3. Гуревич С. В. Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 12. С.252-256

4. Усенков И. А. Роль и перспективы косвенного налогообложения в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 27. С. 100-103

5. Турбина Н. М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 10. С. 102-105.

6. Мамаду Б., Турбина Н. М., Владимирова С. В. Место и роль налоговой политики в системе госу-

дарственного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 7. С. 184.

7. Турбина Н. М., Мялкина А. Ф. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 6. С. 56-60.

1. Gashenko I. V. Genezis sootnoshenij pryamogo i kosvennogo nalogooblozheniya // Ekonomicheskiye nauki. 2009. № 5(54). S. 49-56.

2. Barkhatova T. А. Rol" pryamykh i kosvennykh na-logov v formirovanii byudzhetov byudzhetnoj sistemy ros-sijskoj federatsii / T. А. Barkhatova, Z. P. Kuznetsova // Teo-riya i praktika servisa: ekonomika, sotsial"naya sfera, tekh-nologii. 2013. № 4. S. 200-206.

3. Gurevich S. V. Rol" i vozmozhnosti kosvennogo nalogooblozheniya v nalogovoj sisteme // Vestnik

Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta.

2014. № 12. S. 252-256.

4. Usenkov I. A. Rol" i perspektivy kosvennogo nalogooblozheniya v Rossijskoj Federatsii // Zakonnost" i pravoporyadok v sovremennom obshchestve.

2015. № 27. S. 100-103.

5. Mamadu B., Turbina N. M., Vladimirova S. V. Mesto i rol" nalogovoj politiki v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavle-niya i protsessy. Tambov, 2015. № 7. S. 7-13.

6. Turbina N. M. Nalogovaya politika Rossii: istori-cheskoye razvitiye i sovremennoye sostoyaniye // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 10. S. 102-105.

7. Turbina N. M., Myalkina A. F. Osobennosti nalogovoj politiki v periody finansovoj nestabil"nosti // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 6. S. 56-60.

ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS OF INDIRECT TAXATION

TURBINA NATALIYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

CHEREMISINA TATYANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

CHEREMISINA NATALIYA VALENTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article the authors considered the problem of finding of an optimum ratio of economic efficiency of the taxation and social justice on the example of a ratio of direct and indirect taxation and correctness of elaboration of tax policy on definition of the fiscal and regulating value of a ratio of direct and indirect taxes. The authors provided analysis of models of a ratio of direct and indirect taxes in foreign countries and considered features of functioning of such models: the eurocontinental, Anglo-Saxon, Latin American and mixed taxation systems. The authors defined that Russia corresponds to the majority of the signs characteristic of the Latin American model of formation of budgets, gave statistical data that indirect taxes were always and everywhere a highly profitable source of the budget, analyzed the ratio of direct and indirect taxation in Russia from 2007 for 2014 on levels of budgets of the budgetary system: the consolidated budget of the Russian Federation and the federal budget of the Russian Federation and provided data on receipt of direct and indirect taxes to the consolidated budget of the Russian Federation from 2007 for 2014. The authors paid the main attention to a research of a role of indirect taxes: VAT and excises. The authors studied factors of introduction and strong justification in the taxation system of the VAT, considered the fiscal and regulating advantages of indirect taxes to the state, defined indisputable advantages of collection of indirect taxes in the conditions of inflation as they are more abstracted from formation of elements of the price and are charged on the price in general that gives stable corrected receipt of the income in the budgetary system. Indirect taxation filters a secondary cash flow, besieging a part of the income which left from under direct taxation in the budgetary system.

Key words: indirect taxation, VAT, excises, ratio of direct and indirect taxation, advantage of indirect taxation

Авторские права

(с)ООО "Азбука Бизнеса" 2009-2019.

В случае размещения этого текста на других ресурсах сети Интернет, все ссылки в тексте должны быть сохранены и быть активными. Активная гиперссылка на этот текст обязательна.

Практическое применение

На момент опубликования этой статьи она полностью соответствует действующему законодательству. Однако, законодательство меняется, применимость тех или иных советов может зависеть от Вашей конкретной ситуации. Мы рекомендуем Вам проконсультироваться со специалистами в случае, если Вы собираетесь применять знания, полученные из наших статей.

Выбор системы налогобложения (простая версия)

Дата публикации: Август 2009г.

Данная статья содержит упрощенный и обобщенный взгляд на разницы между системами налогообложения в РФ. Она будет полезна начинающим бизнесменам и просто интересующимся. В случае, если Вам интересна более подробная информация, Вы можете прочитать нашу статью Выбор системы налогообложения - продвинутая версия или сразу заняться изучением налогового кодекса РФ, разъяснений и указаний минфина, решений судов РФ.

Существующие системы налогообложения

На сегодняшний день компания, в зависимости от показателей и вида деятельности, может выбрать одну из нижеследующих систем систем налогообложения. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и работа на основе патента не рассматриваются в данной статье.

Плюсом отмечены налоги, которые платятся на данной системе налогообложения, минусом, которые не платятся.

Налоги, которые не платятся на упрощенной системе налогообложения, заменены единым налогом. В зависимости от выбранного объекта налогообложения он может быть равен 6% с доходов или 15% от разницы доходы минус расходы. На 6% УСН, этот налог может быть уменьшен до 3% за счет уплаченных налогов на фонд оплаты труда. На УСН с объектом налогообложения доходы- расходы, минимальная сумма уплачиваемых налогов составляет 1% от доходов

В таблице ниже перечислены основные плюсы и минусы систем налогообложения. Естественно, что эта таблица отражает наш взгляд на плюсы и минусы. Для конкретных бизнесов положительные и отрицательные стороны систем налогообложения могут быть другими.

Плюсы и минусы систем налогообложения
Основная система (ОСНО) УСН (доходы)6% УСН (доходы-расходы)15%
Плюсы
  • отсутствие ограничений по составу участников, численности сотрудников, видам деятельности, размерам бизнеса
  • Простой учет доходов
  • Не ведется учет расходов
  • Фиксированная ставка налога, не зависящая от реальных доходов и расходов
  • Доходы учитываются кассовым методом
  • Минимальный налог равен 1% от доходов
  • Уменьшение налогооблагаемого дохода на величину расходов
Минусы
  • Ведение бухгалтерского и налогового учета в полном объеме
  • Ограничения по составу участников, численности сотрудников, видам деятельности, размерам бизнеса
  • Налог не зависит от расходов, что может быть невыгодно при больших расходах
  • Расходы учитываются по факту их оплаты
  • Ограничения по составу участников, видам деятельности, размерам бизнеса
  • Необходимость вести учет расходов
  • Закрытый список расходов в НК, на которые можно уменьшить доходы
  • Контроль расходов со стороны налоговых органов и необходимость их обоснования

Для того, чтобы решить, какая из систем налогообложения будет более эффективна именно для Вашей компании, нужно понять направление деятельности, планируемую доходность и численность компании, а также состав и структуру расходов.

Если Вы планируете быстрый роста Вашего бизнеса, что не позволит удержать компанию в рамках ограничений по сумме выручки, численности или остаточной стоимости основных средств, то Ваш выбор- обычная система налогообложения (ОСНО). Так же, ОСНО придется выбрать в том случае, если Ваши клиенты не готовы будут работать с компанией, стоимость услуг или товаров которой не включает в себя НДС. Хотя в ряде случаев будет выгоднее дать скидку на размер НДС, чем работать на общей системе налогообложения.

В случае, если Ваши основные клиенты частные лица, если Вы не прогнозируете очень быстро выйти за ограничения, существующие для компаний на УСН, Ваш выбор - упрощенная система налогообложения. Остается лишь выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для компаний с небольшими расходами выгодна УСН с объектом налогообложения "Доходы". По нашим расчетам эта система выгодна до того момента, когда уровень расходов составит 60 и более процентов от доходов.

Для компаний, доля расходов которых составляет более 60% от суммы доходов, скорее всего подойдет упрощенка с объектом «Доходы минус расходы», минимальная налоговая нагрузка (без учета отчислений от фота) может составить до 1 % (минимальный платеж).

Свяжитесь с нами и мы поможем сделать мотивированный выбор, как системы налогообложения для Вашей компании, так и объекта налогообложения.

Как и когда переходить.
Вариант перехода Порядок действий и что надо сделать
В обязательном порядке с УСН на ОСНО при несоответствии критериям статьи 346.12 НК РФ (например, Вы превысили предельный размер выручки, численности или открыли филиал компании) В течение 15 календарных дней с момента окончания квартала, в котором утрачено право на применение УСН, необходимо сообщить в налоговый орган об утрате такого права, в установленные сроки предоставить бухгалтерскую и налоговую отчетность за указанный квартал, рассчитанную по обычной системе налогообложения, и уплатить соответствующие налоги.
В добровольном порядке с ОСНО на УСН (при соответствии установленным показателям по численности, выручке, остаточной стоимости ОС и так далее) Уведомить налоговый орган налоговый орган по установленной форме в срок с момента сдачи отчетности за 9 месяцев (с 01 октября) по 30 ноября текущего года
Вновь созданная организация Предоставить заявление по установленной форме в течение 5 дней с момента регистрации, а лучше одновременно с документами на регистрацию.
Смена объекта налогообложения УСН Предоставить заявление по установленной форме в налоговый орган до 20 декабря текущего года
В добровольном порядке с УСН на ОСНО Предоставить заявление в налоговый орган в срок до 15 января года, в котором предполагается переход
Возврат на УСН с ОСНО Разрешается не ранее чем через 1 год после утраты прав на применение УСН

Косвенные налоги – это одна из разновидностей налогов, взимаемых государственным бюджетом. Это сборы, включаемые в стоимость услуг и товаров, реализовываемых организациями. Владелец продукции получает суммы налога на момент ее реализации, а затем перечисляет государству. Связь между государством и плательщиком, таким образом, происходит через объект обложения.

Виды косвенных налогов

Все косвенные налоги можно подразделить по объектам взимания следующим образом:

Таможенные пошлины;
фискальную монополию;
акцизы.

Таможенные пошлины взимаются с некоторых видов продукции, импортируемых через государственную границу. Можно выделить некоторые виды пошлин: импортные, транзитные или экспортные. Они могут устанавливаться в определенном размере, или процентном отношении к стоимости товара.

Фискальная монополия, акцизы

В большинстве стран валовую часть косвенных сборов занимают акцизы – сборы, облагающие услуги, товары, которые производятся частными предприятиями. Часть акцизов устанавливаются на результаты внутреннего производства, а другая часть на импортируемые товары.

Акцизные сборы можно также разделить по способам взимания на универсальные и индивидуальные. Универсальные взимаются со стоимости всего оборота и намного выгоднее для государства. Ими облагаются практически все товары, реализовываемые на территории страны. К универсальным акцизам относится НДС. Он взимается только с определенной части стоимости продукции, именуемой добавленной стоимостью. В нее включается амортизация оборудования, заработная плата, часть производственных расходов, проценты по кредитам.

Фискальная монополия – это закрепленное за государством право реализовывать и производить некоторые товары. В этом случае государство выступает монополистом, продажа осуществляется по определенной цене, в которую включен сам сбор. Монополия может быть полной либо частичной, например, производство алкогольной продукции.

Плюсы и минусы косвенных налогов

Преимуществом косвенных сборов можно считать их скрытый характер. В большей части покупатель даже не подозревает, что уплачивает государству определенный сбор. Именно благодаря косвенным налогам государство может на рациональном уровне поддерживать стоимость товаров с очень низкой себестоимостью.

К недостаткам можно отнести усиление неравномерности при распределении налогового обременения. Для возможности взыскания контролирующие органы ограничивают производителей, вводя некоторые правила реализации и производства продукции.