Что такое переходная экономика. Общая характеристика переходной экономики. Смотреть что такое "Переходная экономика" в других словарях

3.10.1. Сущность, закономерности и основные черты переходной экономики.

3.10.2. Собственность и приватизация.

3.10.3. Теневая экономика.

3.10.4. Социальная справедливость и социальное неравенство.

3.10.1. Сущность и закономерности переходной экономики

Переходная экономика – экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.

Переходная экономика – промежуточное состояние в результате социально-экономических преобразований. Применительно к России переходная экономика соответствует переходу от административно-командной советской экономики к системе рыночной экономики.

Закономерности :

инертность воспроизводственного процесса;

интенсивное развитие новых форм, отношений, институтов;

роль субъективного фактора.

Основные черты переходной экономики :

изменчивость, нестабильность;

появление особых переходных экономических форм – смешение старого и нового;

альтернативный характер развития переходной экономики;

особый характер противоречий развития;

историчность переходной экономики.


Специфика переходной экономики в России:

историческая беспрецедентность перехода;

крайне высокая степень огосударствления экономики;

длительное пребывание в условиях административно-командной экономики;

глубокая структурная деформация экономики;

низкое качество многих видов отечественной продукции;

высокая степень монополизации;

полное отсутствие рыночных институтов.

Главные задачи переходной экономики:

либерализация экономики (переход к свободному ценообразованию);

приватизация государственных предприятий;

осуществление институциональных преобразований;

демонополизация экономики и создание конкурентной среды;

структурные преобразования народного хозяйства;

переход к экономике открытого типа (либерализация внешней торговли);

ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.

3.10.2. Собственность и приватизация

Формы собственности

По признаку присвоения :

индивидуальная – личная собственность на предметы потребления, личное подсобное хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность;

коллективная – кооперативы, коллективные, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия и др.;

государственная : общегосударственная, региональная и муниципальная.


По правовым признакам : частная собственность (граждан и юридических лиц), государственная, смешанная (совместная).
Объекты собственности: товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал.

Субъекты собственности: граждане, коллективы, государство.


Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Приватизация – особая форма преобразования собственности – это:

процесс передачи государственной собственности в частные руки (разгосударствление) и передача управления сервисом от государства в частный сектор. Обратный процесс называется национализация . Цели приватизации могут быть различны (рис.49).

Первым видом переходной экономики в XX в. была экономика перехода от капитализма к социализму в связи с Великой Октябрьской Социалистической революцией 1917 г., завершившегося в 30-х гг.

Основные черты переходной экономики от капитализма к социализму:

– революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими;

– многоукладность экономики при постепенном переходе к одному укладу, основанному на общественном типе собственности;

– установление диктатуры пролетариата, как орудия подавления сопротивления идеям социализма;

– стремление сократить переходный период.

Задачами переходного периода являлись:

– установление господства общественной собственности в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

– переход к распределению общественного продукта по труду;

– проведение индустриализации и коллективизации;

– создание материально-технической базы (МТБ) социализма;

– ограничение сферы действия рыночного механизма и переход к плановому ведению хозяйства.

Вторым видом переходной экономики (если стоять на позициях технократического подхода к классификации экономических систем) можно назвать переход к новому кейнсианскому типу регулирования экономики в странах Запада в середине XX в., что в результате привело к появлению постиндустриального типа экономической системы.

В этот переходный период происходили коренные изменения
в способах координации экономической деятельности, а именно, отказ от идеи Смита о «невидимой руке», регулирующей экономику, и признание идеи Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики.

Страны начали разрабатывать специальную бюджетно-налоговую, кредитно-денежную политику, т. е. систему мер, регулирующую поведение субъектов экономики. Все это обеспечивало стабильное развитие стран Запада довольно долго, до 70-х гг. XX в.

Третий вид переходной экономики – переход развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки к новой независимой экономике после освобождения от колониальной зависимости в середине XX в.

Основные задачи переходного периода в этих странах:

1) ликвидация деформаций в экономике: изменение структуры народного хозяйства; создание базиса для независимости;

2) переход к новой экономической системе – смешанной экономике.

Четвертый вид переходной экономики – переход от административно-командной экономики к рыночной.

Основными чертами переходного периода являются:

– переход к многоукладной экономике с господством частной формы собственности – основы рыночных отношений;

– сочетание элементов старой и новой экономических систем;

– неустойчивость, состояние неравновесия (кризисные явления в производстве, торговле, финансах и т. д.);



– качественные изменения производственных отношений: замена административных методов хозяйствования рыночными;

– переход осуществляется в условиях разрушения СССР – единого мощного государства, когда разорвались сложившиеся хозяйственные связи;

– переход осуществляется в условиях формирования новых международных отношений.

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью. Исторический опыт показал, что наиболее эффективным, обеспечивающим наиболее высокий жизненный уровень населения, типом экономической системы является рыночная экономика, основанная на частной собственности и личном интересе, где ниже трансакционные издержки, и где возникают «общественные выгоды», т. е. выгоды для потребителя и производителя при условии, что товары продаются по равновесной (конкурентной) цене.

Цель и задачи переходного периода к рыночной экономике

Основная цель переходного периода – переход к новой экономической системе – рыночной экономике смешанного типа.

Для этого необходимо решить следующие задачи :

1. Путем реформирования отношений собственности, создать новую, характерную для рыночной экономики основу.

2. Осуществить переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. Сформировать рыночные отношения, создать инфраструктуру рынка.

3. Преодолеть кризисные явления в экономике.

4. Создать развитую систему социальной защиты населения.

Эти задачи решаются разными способами .

Первая задача – реформирование отношений собственности осуществляется путем разгосударствления и приватизации , сущность и способы осуществления которых рассмотрены в теме «Социально-экономическая сущность отношений собственности».

Вторая задача – формирование рыночных отношений решается тремя способами: 1) путем либерализации экономики; 2) структурных преобразований экономики; 3) институциональных преобразований.

Либерализация экономики – это система мер, с помощью которых устраняются государственные ограничения в предпринимательской деятельности субъектов экономики в таких процессах, как: 1) движение цен (они должны складываться под влиянием спроса и предложения, т. е. устанавливаться рынком, а не государством); 2) движение товаров и услуг, особенно ресурсов; 3) налогообложение, квотирование, лицензирование и
т. д.; 4) государственная монополия на осуществление хозяйственной деятельности.

Структурные преобразования , как способ решения второй задачи – это изменение структуры народного хозяйства: ликвидация отживших отраслей и производств, создание новых с учетом имеющихся ресурсов, переход на новые технологии и т. д. Все это может осуществляться с помощью государства (правительства), которое способно разработать и реализовать промышленную политику, т. е. систему мер для быстрого роста экономики.

Институциональные преобразования – это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения субъектов экономики, создание рыночных организаций и учреждений и замена ими старых, командно-административных. Это создание условий для действия рыночной системы, т. е. создание рыночной инфраструктуры.

Рыночные институты – это рыночные правила, законы и учреждения, которые разрабатывают эти правила, контролируют их выполнение. Без контроля рыночные институты разрушаются и возникают криминальные структуры.

В переходный период необходимо создать новые законы о собственности, налогах, ценах, предпринимательстве, конкуренции, банках, биржах, о новой системе государственного регулирования экономики. Надо создать рынки потребительских товаров, капитала, земли, труда, денег, валюты.

Рыночные отношения будут созданы тогда, когда все субъекты экономики будут обладать рыночным поведением, т. е. обладать экономической свободой, экономической обособленностью, а в экономике будет господствовать конкурентная среда.

Третья задача – преодоление кризисных явлений, решается путем разработки эффективной экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной).

При решении этой задачи возникают большие трудности. Прежде всего не ясно, какими методами воздействовать на экономику. От административно-командных надо отказываться, а рыночные еще не действуют, т. к. еще не созданы рыночные отношения. Такое промежуточное состояние, особенно если оно продолжается долго, влечет за собой появление кризисных явлений. Необходимо как можно быстрее создавать рыночные отношения и придать им господствующий характер.

Четвертая задача – создание развитой системы социальной защиты, обусловлена необходимостью оградить население от тяжелых последствий реформирования экономики. При этом надо разработать систему мер с адресной социальной поддержкой нуждающимся слоям населения: выплата вовремя пенсий, пособий, зарплаты, дотирование оплаты коммунальных услуг и др.

Социальная политика государства включает в себя систему мер, направленных на повышение жизненного уровня и улучшение качества жизни населения.

В порядке самостоятельной работы студенты подготовят рефераты-доклады о способах решения основных задач переходного периода в Республике Беларусь.

2. Пути перехода к рыночной экономике:
эволюционный и «шоковая терапия»

Можно выделить два пути перехода к рыночной экономике: эволюционный и «шоковая терапия».

Эволюционный путь предполагает проведение медленных, последовательных реформ государством, которое играет главную роль в формировании рыночных отношений. Постепенное преобразование социально-экономических отношений позволяет избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

Основные черты эволюционного пути:

– государство постепенно, на основе долгосрочных реформ формирует рыночные отношения;

– рыночные отношения сначала охватывают сферу производства
и сбыта потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли (производство средств производства);

– либерализация цен проводится постепенно и на последующих этапах реформы экономики, причем сохраняется государственный контроль над ценами в отраслях, продукция которых входит в производство любых товаров (энергетика, транспорт), чтобы не усиливалась инфляция;

– проводится жесткая финансовая, денежная политика в целях сдерживания инфляции и недопущения нарушения закона денежного обращения;

– активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, особенно мелкий и средний бизнес в производстве и сфере услуг.

Примером такого пути перехода является Китай, Венгрия, Республика Беларусь, Россия.

Шоковая терапия – это такой путь перехода к рыночной экономике, который предполагает одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и формирование бездефицитного бюджета.

В основе этого подхода лежит идея монетаризма о способности рыночной экономики к саморегулированию, что обусловливает минимальную роль государства в переходном периоде. Главная задача государства в этот период – поддержание устойчивости финансовой системы, денежного обращения, недопущение инфляции. Однако, считают сторонники шоковой терапии, на пути к рыночным отношениям много препятствий и одно из главных – это позиция аппарата чиновников, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса, т. е. хотят всегда управлять и поэтому препятствуют развитию рыночных отношений, при которых их руководящая роль сводится к минимуму, т. к. экономика сама развивается.

Основные черты шоковой терапии :

– одномоментная либерализация цен, т. е. государство перестает регулировать цены на все товары, и они продаются свободно по конкурентным ценам. Эта мера приводит к ликвидации товарного дефицита и запускает механизм рынка;

– ускоренная приватизация государственной собственности, в том числе переход к частной собственности на землю, что создает основу рыночных отношений;

– ликвидация централизованного планирования и включение экономических методов регулирования экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики;

– либерализация внешнеэкономической деятельности, создание открытой экономики.

При использовании метода шоковой терапии возникает ряд отрицательных (негативных) последствий: стремительный рост цен, т. к. в наследство достается дефицит на многие товары; массовые банкротства предприятий и рост безработицы; падение жизненного уровня значительной части населения, социальная дифференциация; наиболее прибыльной становится не сфера производства, а перераспределительная деятельность в финансовой сфере, куда устремляется поток реальных денег.

Шоковая терапия наиболее широко применялась в Польше, в других странах Центральной и Восточной Европы.

3. Проблемы переходной экономики в Республике Беларусь

В настоящее время экономика республики находится на этапе перехода к смешанной экономике рыночного типа. Поставлена цель – создать социально-ориентированную рыночную экономику , т. е. такой тип экономической системы, который предполагает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Основными чертами такой модели экономики являются:

– господство конституционных гарантий личных прав и свобод граждан;

– свобода предпринимательства, выбора профессии и места работы;

– равенство всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества;

– обеспечение взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда;

– социальная защита нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения.

Необходимость социальной ориентации экономики обусловлена социальным характером экономических отношений, т. е. тем, что в основе экономических процессов лежат не только личные интересы, но и общественные (всех членов общества). Поэтому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Эти преобразования нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения. Более важным элементом социальной политики является социальный аспект приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной экономической политики, т. е. создание условий, при которых благосостояние населения будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной деятельности его населения. Только в этом случае можно говорить о социальной ориентации экономики.

В мировой практике сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы.

Американская модель рыночной экономики предусматривает проведение либеральной социальной политики, ориентированной на снижение вмешательства государства в решении индивидуальных проблем граждан, на предоставление им возможно большей экономической свободы. Задача государства – создать условия для самостоятельного решения гражданами своих социальных проблем, для чего активно поощряется предпринимательство, обогащение наиболее активной части населения. Социальное равновесие обеспечивается за счет перераспределения части национального дохода.

К особенностям американской модели рынка относится и антициклический и антиинфляционный характер вмешательства государства в экономику. Регулирование экономики осуществляется через систему государственного лицензирования производства определенных товаров, ограничение вывоза ряда товаров в другие страны, контроля за денежным обращением при помощи банковского кредита, регулирования рынка труда путем определения минимального размера зарплаты, создания фронта общественных работ.

Шведская модель рыночной экономики характеризуется иным подходом к решению социальных проблем. В основе модели лежат рыночные отношения в рамках трех форм собственности (частной, государственной и кооперативной) в сочетании с активным использованием государственного регулирования. Главным объектом регулирования являются трудовые отношения на общенациональном уровне (например, установление тарифных ставок), а также на уровне предприятий государственной собственности, на которых воспроизводится основная часть рабочей силы страны. Поэтому в Швеции самый высокий среди индустриально развитых стран уровень занятости.

Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, в основе которой – три основных принципа: равенство, т. е. обеспечение равных возможностей достижения благосостояния; предоставление социальных гарантий населению при разных ситуациях; достижение полной занятости трудоспособного населения. Сокращение имущественного нера-
венства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Для успешного проведения социальной политики в государстве установлен один из самых высоких уровней налогообложения, который составляет более 50% ВНП (в других странах он колеблется от 30 до 40%).

Немецкая модель рыночной экономики называется еще социальным рыночным хозяйством, для которого характерны значительный удельный вес государственной собственности, сильные позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в структуре экономики.

Законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, выпуск высококачественной продукции, защиту конкуренции, охрану окружающей среды.

Особую роль играет государство в решении социальных проблем (ликвидация безработицы, обеспечение социального страхования), в производстве общих благ (охрана окружающей среды, строительство дорог и т. д.).

Особенностью немецкой модели является регулирование экономики посредством преимущественно кредитно-денежной политики, а не бюджетно-налоговой, что связано с традиционно более высокой организацией финансового капитала в Германии по сравнению с США. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения осуществляется не через налоговую систему (американская модель), а через поддержание оптимального сочетания между величиной ссудного капитала и капитала, занятого в промышленности, и связанной с этим величиной процента.

Особое место в немецкой модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет рост доходов производителей.

Японская модель рыночной экономики характеризуется смещением социальных функций от государства в сторону фирм и организаций.

В Японии фирмы не только дают работу домашним хозяйствам, но и берут на себя функции обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, проявляют заботу об обучении и образовании подрастающего поколения, о переподготовке и повышении квалификации взрослого населения.

Центральным звеном японской модели является система пожизненного найма работника фирмой. Сущность системы состоит в том, что предприятие поддерживает тесную связь с высшими и средними учебными заведениями, обеспечивая студентам производственную практику, в ходе которой выясняется, на какую должность и в какой отдел будет зачислен практикант после окончания учебы. Через каждые 3–5 лет работник перемещается по служебной лестнице и в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин увольняется на пенсию.

Системой пожизненного найма охватывается от 25 до 35% работников, остальные нанимаются на определенный срок. Они увольняются без каких-либо условий за счет чего фирма гибко приспосабливается к рынку.

Китайская модель – модель социально ориентированного рыночного социализма, характерна для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования рыночных отношений.

Страны, использующие данную модель, активно сотрудничают с развитыми и развивающимися странами, особенно в инвестиционной сфере.
С одной стороны, они способствуют развитию индивидуальных, интеллектуальных, предпринимательских способностей у населения, а с другой стороны, создают равные возможности для каждого получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и передовой цивилизации.

Основная идея реформирования экономики Китая – поощрять рыночные отношения там, где возможно, и сохранять государственный контроль, где необходимо. В середине 80-х гг. XX в. в Китае были сняты все ограничения на индивидуальную трудовую деятельность, на создание частных предприятий в сфере производства потребительских товаров, в торговле и в аграрном секторе, где сосредоточено 80% населения. Поэтому прежде всего широко осуществлялись аграрные преобразования. Земля осталась в государственной собственности, но коллективные хозяйства распущены,
а земля передана крестьянам в аренду сроком на 30 лет (затем срок продлили еще на 30 лет). Была разрешена субаренда (сдача земли в аренду другим лицам), а арендную плату разрешили платить и натурой (произведенной продукцией). Реформа пошла на столько успешно, что за 5 лет
в стране был ликвидирован дефицит товаров. Удачным решением было создание свободных экономических зон, куда устремились иностранные инвестиции. В государственной собственности остается тяжелая промышленность, где проводятся постепенные реформы, например, этим предприятиям разрешается выпускать и продавать акции. Госпредприятия финансируются из госбюджета. Они зачастую неконкурентоспособны. В конечном итоге они будут преобразованы, но пока нельзя допустить кризиса
и массовой безработицы.

Таким образом, в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики: частный сектор и государственный. Государство планирует и регулирует денежно-кредитные отношения, контролирует цены, осуществляет социальную политику.

Рассмотрение некоторых моделей рыночной экономики показывает, что не существует единой общепризнанной модели социально ориентированной рыночной экономики. Каждая страна исходит из своей специфики.

Что касается выбора Республикой Беларусь модели социально ориентированной рыночной экономики, в качестве перспективной, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа ни одна из рассмотренных моделей не может быть полностью использована. Республике необходима своя модель рыночного хозяйства. (Конечно же, с учетом зарубежного опыта).

Во-первых, проблему создания социально ориентированной экономики нельзя сводить к простому обеспечению максимального числа жителей страны средствами существования, к перераспределению доходов. Это слишком дорогостоящее дело, т. к. надо вводить высокие налоги, чтобы собирать большие суммы денег и перераспределять в пользу малообеспеченных слоев населения.

Во-вторых, социально ориентированная экономика – это экономика, где созданы условия для роста благосостояния каждого в результате трудовой деятельности, в результате предпринимательства.

В-третьих, проводя социальную политику, надо учитывать менталитет людей, унаследованные от прошлого иждивенческие настроения, надежду на помощь государства. Люди еще не имеют стимулов к борьбе за существование. Еще не все могут воспользоваться возможностью самореализации и самообеспечения. Если это не учитывать, то произойдет расслоение общества на очень богатых и очень бедных, что может привести, в свою очередь, к расколу общества.

В-четвертых, система социальной защиты не должна ограничиваться поддержкой малообеспеченных слоев населения. Она должна включать и защиту лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется это через законодательное регулирование труда (продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т. д.) и его оплаты (установление минимальной зарплаты и др.),
а также через определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

В-пятых, социально ориентированная рыночная экономика – это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать рост производства и развитие общества. В то же время создание данной модели требует в качестве предпосылки высокого уровня развития экономики.

Таким образом, чтобы в стране была высокоэффективная экономика, надо обеспечить преобладание рыночных отношений, для чего надо решить основные задачи переходного периода: реформировать отношения собственности (разгосударствление и приватизация); создать рыночные отношения, включая инфраструктуру рынка; преодолеть кризисные явления в экономике и создать систему социальной защиты.

От характера намеченных преобразований будет зависеть процесс превращения бывшей государственно-социалистической экономики в рыночную.

Одной из важнейших задач в Республике Беларусь является регулирование процессов разгосударствления и приватизации . На ближайшую перспективу государственная программа приватизации в Беларуси предусматривает: завершение приватизации малых предприятий; активизацию процесса разгосударствления крупных предприятий; введение института банкротств; продажу предприятий-должников и ликвидацию отдельных безнадежно неэффективных предприятий; создание условий для более активного участия иностранных инвесторов и капитала.

Для создания рыночных отношений в Республике Беларусь принят целый пакет «рыночных» законов, создающих правовую основу для формирования рыночной экономики. Это законы: «О собственности», «О предпринимательстве», «О разгосударствлении и приватизации», «О занятости», «О труде», «О защите прав потребителя», «О социальной защите населения», «О валютном регулировании», «О едином налоге с предпринимателя» и др. Предстоит дальнейшая законодательная работа и работа по выработке механизмов реализации законов.

Преодоление кризисных явлений (спад производства, безработица, инфляция) осуществляется не только с помощью жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, но и путем структурной перестройки экономики, основанной на высоких наукоемких и ресурсосберегающих технологиях. Предусмотрено на первом этапе ресурсы направлять в отрасли с коротким циклом воспроизводства и оборотом, т. е. с быстрой отдачей вложений. На втором, после того, как будет достигнута стабилизация (подавлена инфляция, укреплен рубль и т. д.) и будет создан механизм превращения накоплений (сбережений) в инвестиции, объектами технического перевооружения будут отрасли с высокими технологиями.

Особое значение в Республике Беларусь придается регулированию социальных отношений . Государство реализует программу социальной защиты населения. Регулируются доходы с тем, чтобы не допустить значительного разрыва в уровне жизни различных слоев и предотвратить социальную напряженность в обществе. Постоянно повышается минимальная зарплата, которая в перспективе должна быть равна прожиточному минимуму. Нуждается в совершенствовании и пенсионная система.

Что удалось сделать в Республике Беларусь в переходный период?

Заложена база суверенного государства, сформированы необходимые государственные институты.

Утвердились принципы сильной социальной политики государства.

Удалось существенно продвинуться в вопросах обеспечения законности и правопорядка, формирования гражданского общества.

Намечена структурная перестройка экономики с целью перейти на ресурсосберегающие технологии. Определены приоритеты экономического развития:

– наращивание экспорта товаров и услуг;

– развитие агропромышленного комплекса;

– развитие жилищного строительства;

– активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

– формирование эффективной системы здравоохранения.

Сегодня, в 2003 г., в республике поставлены следующие задачи:

– повысить конкурентоспособность экономики, т. е. производить продукцию по мировым стандартам, для чего наращивать экономический и научно-технический потенциал, повысить образовательный и квалификационный уровень работающих;

– обеспечить экономическую безопасность страны, т. е. не допускать зависимости от других стран;

– добиться социальной стабильности, благоприятной демографической ситуации, и экологии;

– поддерживать достаточный оборонительный потенциал и высокие политические позиции в мире;

– обеспечить развитие демократии, обеспечивающей свободу предпринимательства.

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей ак­цент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального об­щества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансфор­мации. Транзитология (экономика переходного периода) - эконо­мическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к каче­ственно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представ­ляет собой преобразование всей системы экономических отно­шений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это пере­ходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть вариантны. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Теоретически необходимо различать переходные отношения и переходную экономику. Общим для всех переходных экономических отношении является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства как прежних, так и новых экономических процессов. Изменения первого рода постоянно происходят на наших глазах - изменяются формы собственности предприятий, появляются совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу прав собственности и т.д. И ранее, в прежних системах, постоянно происходили подобные изменения. В качестве примера можно привести изменения, которые претерпевали эволюция денег, хозяйственный расчет как метод хозяйствования предприятий в социалистической системе, формы оплаты труда и т.п. Постоянно происходящие локальные изменения свойственны любой развивающейся экономике на всех этапах ее развития.

От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщие изменения, которые характеризуют переход всей системы экономических отношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы и формируется новая экономическая система вместо прежней. В последнем случае имеет место переход от одной экономической и общественно-политической системы к другой, качественно отличной системе. История знает много примеров подобного рода. Феодальная система отношений в течение нескольких веков мучительно, через ряд социальных революций, преобразовывалась в капиталистическую, основанную на новых отношениях собственности, когда на место личной зависимости пришли система личной свободы производителей и гражданское общество. Переход от капиталистической системы XIX в. к системе социалистического типа в России также носил характер всеобъемлющих изменений в экономике и других сферах общества.

Переходная экономика - это переходное состояние от одной экономической системы к другой. В этом случае происходит как изменение основ данной системы, так и радикальное изменение всей системы. Из сказанного вытекают основные черты переходной экономики и ее отличия от сложившихся экономических систем.

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Основа экономической системы относится к числу ключевых понятий в экономической теории.

Понятие «основа экономической системы » включает в себя прежде всего установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики. Зачастую сюда относят также присущий системе господствующий тип собственности и институтов, организующих ее функционирование. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, свойством переходной экономики является ее многоуклад- ность. Экономический уклад - это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, источником функционирования и развития которых является собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности.

Иное дело - переходная экономика. Многоукладное™ здесь присутствует как равноправный элемент основы . В переходной экономике в течение определенного периода времени существуют и старая, и новая основы, и только постепенно формируется новая система связей. Преодоление многоукладное™ в основе экономики - одна из ключевых целей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, в которых участвуют новые экономические субъекты, происходит столкновение старых и новых экономических интересов. В силу этого тенденция к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений - внутреннее свойство переходных экономик. Все это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике.

В-четвертых, для переходной экономики характерна относительная длительность преобразований. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов; это прежде всего следствие естественных, нс зависящих от политической власти, факторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам.

Иногда переходную экономику отождествляют со смешанной экономикой. Однако это неправомерно. По форме переходная экономика имеет общие черты со смешанной экономикой. И в первом, и во втором случае в рамках одной экономики имеет место соединение разнородных элементов: рынка и государственного регулирования, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т.д. Однако за этим скрывается качественное различие типов экономик.

Смешанная экономика - это характеристика сложившейся современной экономической системы развитых государств как целостности, воспроизводящейся на основе устойчивого единства рыночной системы и государственного регулирования. Переходная экономика - это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система, а переход одной системы в другую. Хотя в переходной экономике и должно постоянно поддерживаться состояние равновесия, это не свойство воспроизводства системы на собственной основе, а средство устранения нарушений, нестабильности переходной экономики в ходе решения ее исторических задач. Переходная экономика, несмотря на ее длительность, охватывает ограниченный период, а смешанная современная экономика - это постоянное состояние развитых экономических систем конца XX и XXI вв.

В ходе социально-экономической эволюции XX в. мир столкнулся с несколькими разновидностями переходных состояний экономики. Несмотря на то, что они отличаются и по времени возникновения, и по содержанию, общим для них является изменение основных базовых отношений экономических систем. Эти изменения приводили к коренному преобразованию прежних и даже к возникновению новых систем.

Исторический экскурс

Особой исторической разновидностью и примером переходных экономик явилась экономика переходного периода от капитализма к социализму. Исторически она существовала в России в течение особого периода, начавшегося с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершившегося в 1930-х гг., что отражено в Конституции Российской Федерации 1937 г. Теоретическое обоснование содержания экономики переходного периода опиралось па марксистские положения о противоположности капиталистической и социалистической систем, а также на теории социалистической революции. Основными чертами теории данной экономики переходного периода являлись следующие.

Во-первых, уничтожение частной собственности и формирование государственной (общенародной) собственности как основы системы. Теория экономики переходного периода исходила из концепции создания «чистых» экономических систем, не включающих никаких других инородных элементов и отношений. Сущностью переходного периода, согласно такому подходу, является революционная замена капиталистических отношений новыми, социалистическими.

Многоукладность экономики рассматривалась как присущее лишь этапу переходной экономики свойство. Не допускалось наличие укладов в развитой системе. Задача переходного периода - превращение экономики в одноукладную «чистую» социалистическую систему.

Во-вторых, особая роль и значимость в переходный период отводились государственной и политической власти как проводнику и гаранту преобразований. Это нашло выражение в положении о диктатуре пролетариата как организующей силе преобразований и орудии подавления сопротивления преобразованиям.

В-третьих, теория экономики переходного периода исходила из необходимости минимизации продолжительности перехода, сведения его к ограниченному периоду. Отсюда и название данного типа переходной экономики - экономика переходного периода.

Таким образом, теория экономики переходного периода - крайне радикальный вариант переходной экономики от одной экономической системы к другой. Исторический опыт и уроки такого варианта показывают, что, несмотря па концентрацию сил всего общества на построении новой системы, на создании отечественной индустрии, форсированном преобразовании сельского хозяйства на путях коллективизации, издержки и потери в условиях радикального преобразования общества были исключительно велики. Это выразилось в устранении системы рыночных отношений, огосударствлении экономики, однобокой ее структуре, разрушении производительных сил в сельском хозяйстве. Политически такая концепция переходной экономики явилась одной из основ репрессий в 1930-х гг. Эти и другие факторы подорвали потенциал самосовершенствования социальной системы в СССР в будущем.

Трансформация экономики - по содержанию более широкое понятие, чем переходная экономика. Процесс трансформации охватывает как стадию (период) замены прежних отношений новыми (собственно переходная экономика ), так и процесс относительно длительного становления и формирования новой модели экономики , весь процесс ее становления. Таким образом, от переходной экономики, которая составляет начальный этап становления экономической системы государства, следует отличать трансформацию системы, которая проходит несколько этапов развития.

Имеются и другие разновидности переходных состояний экономики, когда изменения осуществляются в рамках одной и той же экономической системы, преобразуют формы экономических связей и ведут к созданию системы новых институтов, регулирующих жизнь общества. Эти периоды в развитии экономики наступают, например, когда прежние способы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать, старые институты не справляются с изменившимися условиями и возросшими возможностями субъектов экономики, нарастает хаотичность и непредсказуемость в развитии системы. Выход из этого положения требует изменения характера действия прежних институтов и структур, прежних методов воздействия на экономику, выработки новых способов регулирования, перехода к новым теоретическим концепциям развития.

Исторический экскурс

В XX в. примером переходных экономических изменений подобного рода служит трансформация регулирования экономики Запада после кризиса 1929- 1932 гг. Последний, завершая полосу кризисов капиталистической системы XIX - начала XX в., со всей очевидностью показал несостоятельность прежнего подхода к регулированию экономической жизни, основанного на слепом следовании за «невидимой рукой» рынка.

Возникновение методов государственного регулирования всей экономики страны , признание необходимости систематических мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устранение недостатков рыночной системы, но и на регулирование поведения субъектов экономики; переход к новым, кейнсианским теоретическим концепциям капиталистической экономики характеризовали наступление нового этапа развития капиталистической системы. Данные изменения охватили довольно длительный период современной истории и продолжительное время обеспечивали относительно стабильное развитие стран Запада.

Иные последствия вызвал нефтяной кризис в середине 1970-х гг. В качестве объекта регулирования после этого кризиса стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и государства как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств в рамках «большой семерки», роль международных организаций и институтов. Были сформированы новые интеграционные образования в различных регионах мира. С точки зрения внутренней экономики эти изменения ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новой волне научно-технической революции.

Экономические преобразования носят в отдельных странах переходный характер и в тех случаях, когда исторически сложившиеся в них экономическая система и структура народного хозяйства в новых исторических условиях должны быть изменены в связи с изменением места данной страны в системе международных экономических и политических отношений. Как правило, такие целенаправленные преобразования связаны с ликвидацией деформаций в экономике стран. Они вызываются внешними причинами или комбинацией внутренних и внешних причин. Примером трансформации экономик данного рода является преодоление длительной полосы нестабильности в развитии экономики государств в развитии стран Латинской Америки. Как правило, такие периоды связаны не с циклическими причинами, а с противоречиями развития государств и требуют применения стабилизационных программ различного типа.

Переходная экономика, присущая современной России, представляет собой особую историческую разновидность переходных экономик, результатом которой является переход к новому типу экономической системы и модели национальной экономики России. В результате преобразований произошли радикальные изменения всех сторон жизни общества и места России в мире.

Российская переходная экономика имеет ряд качественных особенностей по сравнению с прежними разновидностями переходной экономики и трансформациями экономики в XX в. Прежде всего, она качественно отлична от разновидностей трансформации экономик в рамках одной и той же основы экономической системы, которые связаны с характером форм экономической координации. На первый взгляд, имеется много общего, например, у переходной экономики России с изменением форм координации в ходе кризиса 1929-1932 гг. Глубокий экономический кризис производства, крах многих представлений о прежней системе, радикализация экономической политики - все это имело место в годы Великой депрессии, имеет место и сейчас. Однако на этом основании неправомерно рассматривать современную переходную экономику России как разновидность перехода к новому типу регулирования.

Современная трансформация экономики России - это, во-первых, переход к экономике с принципиально новой экономической основой по сравнению с советской, и представляет собой рыночную систему координации ее субъектов. В данном аспекте это не трансформация экономики, а переход от одной системы к другой. Однако если создание централизованной экономики могло происходить в короткие сроки, то создание рыночной системы носит неизбежно длительный характер и черты спонтанного , постепенного развития.

Во-вторых, это переход от «чистой» экономики к экономике сметанного типа. Прежняя, социалистическая экономическая система в отличие от предреволюционной России 1917 г. имела только социалистические огосударствленные отношения. Негосударственные формы собственности (колхозно-кооперативная, личная), по сути, были огосударствлены. Это проявлялось в регулировании государством воспроизводства во всех типах и формах хозяйств. Перед современной переходной экономикой стоит практическая задача - восстановить присущее любой экономике реальное многообразие форм собственности.

В-третьих, еще одна особенность современной переходной экономики по сравнению с прежней экономикой состоит в различных способах решения социальных задач. Прежняя экономическая система отличалась всеобщей системой гарантий. Этого фактора не было в истории предреволюционной России XIX - начала XX в. Огосударствленный социализм, создав систему гарантий, обусловил сложность восприятия населением радикальных мер, осуществляемых в ее пределах. По внешней форме переходная экономика, с одной стороны, как бы возвращается к многообразию и сложности экономической структуры общества, а с другой - отказывается от форм социально гарантированного общества в условиях новых огромных возможностей, которые создаются производительными силами XXI в. Это противоречие переходной экономики и всей трансформации дополняется другими трудностями и противоречиями перехода.

Преобразование экономики России, как и других государств, возникших на территории бывшего СССР, осуществлялось в условиях разрушения Советского Союза как единого государства. Это имело и имеет серьезные экономические и другие последствия.

Следует учитывать геополитический характер современной переходной экономики и трансформации. Она затрагивает не только отношения между бывшими республиками СССР - новыми государствами, но и влияет на геополитические процессы и расстановку сил в мире между различными государствами и центрами силы. Происходит формирование новых международных связей и отношений, новых центров влияния в мире, что непосредственно сказывается на формировании национальных моделей экономики в постсоветских государствах и в России.

Существует переходная экономическая система, характерная для стран, которые освобождаются от недостатков командно-административной системы.

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других, пост социалистических стран, имеет одно избранное направление - социально ориентированная рыночная экономика.

Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.

Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики -- трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о "несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого - глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.