Промышленный подъем 90 х годов xix века. Реформы и контрреформы в России второй половины XIX века. Контрреформы местного управления и суда

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Промышленный подъем 90-х гг. Российская индустриализация конца ХIХ - начала ХХ вв. неразрывно связана с именем С.Ю. Витте, занимавшим пост министра финансов (1893-1903) и являвшимся основным разработчиком экономического курса правительства в этот период. Будучи дальновидным и умным политиком, он осознавал необходимость проведения реформ в стране. Первоочередными С.Ю. Витте считал экономические реформы, а среди них - реформы в области промышленного производства. Он полагал, что индустриализация страны есть задача не только экономическая, но и политическая, так как ее осуществление позволит накопить средства для социальных реформ, заняться модернизацией сельского хозяйства и постепенно вытеснить с российской политической сцены дворянство, заменив его властью крупного капитала. Комплексная программа перестройки всего хозяйства страны предусматривала также финансовую стабилизацию, протекционизм при значительном вмешательстве правительства в рыночную экономику, активизацию внешней торговли (создание своего мощного торгового флота).

В начале 90-х гг. ХIХ в. основной акцент в экономической политике был сделан на стабилизацию финансового положения страны. Этот курс включал в себя следующие основные направления:

Жесткую налоговую политику; увеличение косвенных налогов за счет акцизных сборов на товары массового спроса; введение государственной монополии на производство и продажу водки;

Финансовую реформу (1897 г.), сутью которой были введение золотого обеспечения рубля, его свободная конвертируемость, жесткий контроль за процессом эмиссии (эта реформа вызвала крайнее недовольство российских помещиков - экспортеров хлеба, потому что они потеряли возможность извлекать дополнительную прибыль за счет обмена иностранной валюты на бумажные рубли);

Развитие банковского дела;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала, которое осуществлялось либо в виде государственных облигационных займов, распространяемых на британском, немецком, бельгийском и, главным образом, французском рынках ценных бумаг, либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия.

Эти меры позволили в течение нескольких лет сконцентрировать значительные бюджетные и иные поступления и направить их на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности. Прежде всего было продолжено активное железнодорожное строительство. С 1893 по 1902 гг. в России было построено 27 тыс. км железных дорог (что привело к увеличению протяженности железнодорожной сети почти вдвое). Нужно отметить, что это была долговременная продуманная политика, правильно учитывавшая огромное значение железных дорог для будущего экономики страны.

Железные дороги, создавая прочные транспортные связи и усиливая производственную специализацию отдельных районов, способствовали укреплению и расширению внутреннего рынка как одного из важнейших условий развития капитализма.

Железнодорожное строительство и связанные с ним государственные заказы создавали устойчивый спрос на металл, топливо, лес и другие материалы, вызвали промышленный бум в России. Высокими темпами развивались такие отрасли, как транспортное машиностроение, металлургия, добыча металлических руд, угля, нефти. Сооружение же новых и расширение уже существующих заводов обусловливало необходимость привлечения дополнительной рабочей силы, это, в свою очередь, вызвало потребности в увеличении городского строительства, создавало дополнительный спрос на продукцию легкой промышленности. Текстильное производство и пищевая промышленность занимали стабильно передовые позиции в экономике России.

Развитию отечественной промышленности способствовал курс усиления протекционизма, проводимый царским правительством во второй половине ХIХ в. Наиболее покровительственным был таможенный тариф 1891 г. Министр финансов С.Ю. Витте пошел на "таможенную войну" с Германией. В дальнейшем, особенно после русско-японской войны и революции 1905-1907 гг., российское правительство, нуждаясь в займах, пошло на уступки в торговых договорах с Францией и Германией.

К концу ХIХ в. были выработаны и законодательно закреплены основные принципы государственной системы заказов. Заказы должны были распределяться внутри страны, невзирая на возможность более выгодного их размещения за границей. Так, заказы на рельсы давались заводам Юга по 1 руб. 25 коп. - 2 руб. за пуд, хотя за границей можно было их купить по 80-85 коп. за пуд. При этом выработалась практика передачи заказов наиболее крупным российским заводам, особенно в периоды кризиса и депрессии. Вместе с получением заказа производители получали дополнительную субсидию.

Система протекционизма имела и негативную сторону: сохранение высоких цен на отечественные товары и ограничение стимулов к повышению технического уровня и качества изделий российской промышленности в условиях отсутствия иностранной конкуренции; значительное удорожание из-за высоких пошлин заграничных изделий, спрос на которые российская промышленность не могла удовлетворить (например, сельхозмашины, удобрения). Витте выход видел только в ускорении процесса образования независимой конкурентоспособной национальной промышленности.

В 1891-1900 гг. Россия совершила гигантский скачок в своем индустриальном развитии. За десятилетие объем промышленного производства страны увеличился в 2 раза, а численность пролетариата - в 1,5 раза. При этом производство средств производства увеличилось втрое и к началу ХХ в. давало по стоимости около 40 % всей продукции. К началу ХХ в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира.

Существенные сдвиги произошли и в размещении производственных сил. Важнейшим из них было превращение Южного промышленного района в главный центр горной металлургии.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологий крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии - все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е годы ХIХ в. процесса монополизации, когда возникли первые картели и синдикаты - сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз фабрикантов рельсовых скреплений, Вагонный союз и др.), так как по российским законам запрещались "стачки" (соглашения) торговцев об установлении цен.

Во второй половине 90-х гг. началось сращивание российских банков с промышленностью, выразившееся в возникновении “сфер интересов” крупнейших российских банков в промышленности, - к 1900 г. Петербургский международный банк оказался заинтересован более чем в 20, а Петербургский учетный и ссудный банк - почти в 30 предприятиях.

В России в конце XIX в. начался бурный промышленный подъем. За это десятилетие выпуск промышленной продукции вырос в два раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности - в 2,5 раза. По отдельным отраслям это выглядело следующим образом: добыча каменного угля увеличивалась в три раза, нефти - в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на первое место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в три раза, в том числе на юге производство металла выросло в семь раз. В эти годы юг решительно обогнал уральскую металлургию и начал давать больше половины черных металлов страны.

По объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала пятое место в мире, но лидировала по темпам роста, догоняя наиболее передовые страны.

Лидировала Россия и по концентрации производства. На крупных предприятиях, т.е. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек, было занято около половины всех рабочих, и даже Германия, которая выделялась по концентрации производства среди других стран, отставала по этому показателю от России.

Рассмотрим основные обстоятельства, которые стимулировали этот подъем и определяли его особенности.

  • 1. Россия была страной молодого капитализма. Позже других стран она перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавших к началу XX в., были построены в последние десятилетия. Это были новые заводы, оснащенные современной техникой, в соответствии с требованиями времени это были крупные акционерные предприятия. В странах старого капитализма (к началу XX в.) большинство предприятий были построены значительно раньше, в первой половине XIX в., поэтому их оборудование уже относительно устарело и они были относительно мелкими.
  • 2. В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу иностранных товаров, но можно было ввезти в Россию капитал, построить предприятие и продавать продукцию этого предприятия без пошлин. В 1890 г. иностранцам принадлежала 1/3 всех акционерных капиталов в России, а в 1900 г. уже около половины. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность. Конечно, заводы в России приносили иностранцам огромные прибыли, но иностранный капитал ускорял развитие русской промышленности. Заводы, построенные иностранными предпринимателями, оставались в России, становились органической частью российского хозяйства. В России оставались инженеры и рабочие, обученные на этих заводах. К тому же иностранные заводы были крупными: на экспорт мелкие капиталы не идут.
  • 3. Содействовало подъему и определяло его особенности и государственное железнодорожное строительство. В 1890-е гг. была проложена Великая сибирская магистраль - от Урала до Тихого океана. Строило ее государство. Всего в руках государства было 2/3 железных дорог в России. По длине железных дорог к началу XX в. Россия занимала второе место в мире. Это достижение было, однако, весьма относительным, если учесть территорию. В России на 1000 кв. км приходилось 1,5 км железных дорог, в Англии - 106 км, в Германии - 80 км. Строительство железных дорог дало сильный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности, обеспечивая заказы на металл, уголь, паровозы, т.е. создавая рынок сбыта для соответствующих отраслей.

Б. Промышленный подъем в 90-х годах XIX в.

1. К началу 80-х годов в России завершился промышленный пе­реворот. Началось создание мощной экономической базы, проводилась модернизация промышленности, ее организа­ция на капиталистических началах. Александр III назначал на ключевой пост министра финансов ученых-экономис­тов - Н. X. Бунге (1881-1886), И. А. Вышнеградского (1887-1892), С. Ю. Витте (1892-1903).

2. Министр финансов Н. X. Бунге активно проводил политику протекционизма, правительственного финансирования про­мышленности, налоговые реформы. Он снизил выкупные платежи крестьян, начал постепенную отмену подушной по­дати. В то же время он ввел косвенный налог на табак, спирт, сахар, нефть. Появились новые налоги на недвижимость, тор­говлю, промыслы, повысились пошлины на заграничные то­вары. Бунге осуществил значительное сокращение армии, что приносило в бюджет 23 млн. рублей в год. Все средства на­правлялись в промышленность и желœезнодорожное строи­тельство.

3. И. А. Вышнеградский - ученый, один из основоположников теории автоматического регулирования. Став министром фи­нансов, занимался созданием больших финансовых запасов, принимал участие в заграничных биржевых операциях, под­нимал курс рубля. Он ввел новый таможенный тариф.

4. Период с 1892 ᴦ., когда министром финансов стал С. Ю. Вит­те, называют ʼʼзолотым десятилетиемʼʼ русской промышлен­ности. Его экономическая программа включала в себя:

> жесткую налоговую политику, увеличение косвенных нало­гов;

> введение госмонополии на производство и продажу водки;

> протекционизм, защита русской промышленности от ино­странной конкуренции;

> финансовую реформу - введение золотого рубля;

> широкое привлечение иностранного капитала.

5. Большую часть своей программы Витте осуществил в конце XIX в., уже при Николае II. Он был сторонником мощного промышленного развития России. При нем в России была создана современная крупная промышленность. Но прави­тельство расходовало огромные средства на военные нужды, флот. К тому же в годы подъема при резком увеличении тяже­лой промышленности снизилась доля легкой промышлен­ности, что привело к хозяйственной диспропорции. В резуль­тате в конце 1899 ᴦ. на бирже резко упал курс акций ведущих компаний. В 1900 ᴦ. разразился мощный экономический кри­зис. Он принял затяжной характер - до 1903 ᴦ.

Б. Промышленный подъем в 90-х годах XIX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Б. Промышленный подъем в 90-х годах XIX в." 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • - Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк - жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в...

  • В н.90-х г.19в. В России начался экономический подъ ем.толчком к нему стало строительство Транссиба. За 10 лет протяженность линий росла на 2,5 тыс. км в год.Вслед за железными дорогами началось развитие нефтяной,угольной,металлургической промышленности и машиностроения.В этих отрас- лях ежегодный прирост производства составил 3- 4,5%. 1. Промышленный подъем Укладка путей на Средне-Сибирской железной дороге.


    Национальный доход Российской империи в н.20 века. Несмотря на высокие темпы Россия отставала от раз витых стран по производству продукции на душу населения.Она оставалась среднеразвитой аграр- но-индустриальной страной.Наряду с частнокапи- талистическим укладом в ее экономике соседство- вало мелко товарное и натуральное хозяйство. Многоукладность свидетельствовала о переход- ном характере российской экономики,в которой больше половины национального дохода приноси- ло сельское хозяйство. 1. Промышленный подъем


    Особенностью экономики России являлась особая роль государства,которое вклвдывало деньги в на- иболее мощные военные заводы.Они были исклю- чены из сферы рыночной экономики и выполняли госзаказ и управлялись государственными чинов- никами.Государству принадлежала большая часть желехных дорог,земель,телеграфные линии и поч- та.Оно активно вмешивалось во все сферы хозяйс- твенной жизни,принудительно регулируя уровенб цен устанавливая таможенные пошлины, и выда- вая кредиты. 2.Государство и экономика. Государственный сектор экономики России


    На рубеже веков были созданы благоприят- ные условия для привлечения в страну ино странного капитала.В 1897г.министр фина- нсов С.Ю.Витте провел финансовую рефор му.Он ввел золотое обеспечение рубля,его свободную конвертируемость.Потребность в иностранных капиталах объяснялась ог- ромными расходами на индустриализацию и содержание двора. 3.Иностранный капитал. Иностранный капитал в России.


    Иностранные капиталы составляли 40 % от всех ин- вестиций в экономику.Французы вкладывали де- ньги в банковскую сферу,а через нее в добываю- щую отрасль и машиностроение.Немцы открыва- ли филиалы своих фирм в передовых отраслях пр омышленности.Англия была заинтересована в до- быче нефти и цветных металлов.Это имело и отри- цательную сторону-часть капиталов уплывала за границу,страна должна была выпачивать % по кредитам. 3.Иностранный капитал. Кондитерская фабрика Эйнемена (Красный Октябрь)


    В годах мир охватил экономический кризис.В России особенно сильно пострада- ла тяжелая промышленность.Огромное ко- личество мелких предприятий разорилось, или они были поглощены крупными кон- курентами. В результате в России появи- лись монополии,которые контролировали отрасли экономики. 4.Монополистический капитализм. Российские монополии


    Преобладающей формой монополий в России стали синдикаты, контролировавшие не только процесс производства на отдельных предприятиях,но и про дажу готовой продукции и закупку сырья и комп- лектующих.120 монополий производили около 60% всей промышленной продукции. На крупных пред- приятиях работало 52% от общего числа рабочих в стране.Но в отличии от Запада русская буржуазия не смогла занять ведущие позиции в политической сфере. 4.Монополистический капитализм. Монополии в России.


    Изменения в экономике привели к изменениям в со- циальной сфере.На ведущие позиции стала выхо- дить «новая»буржуазия связанная с передовыми отраслями.Она сформировалась из гос.чиновни- ков.«Старая буржуазия»,имевшая купеческие кор- ни,отдавала предпочтение текстильной промыш- ленности,но сохраняла при этом свои экономичес- кие позиции.Политическая власть принадлежала дворянам помещикам,сформировался пролетариат его численность составила 13 млн человек. 5.Изменения в социальной сфере. В кладовой Петербургского международного коммерческого банка.


    В сер.90-х гг начался подъем сельского хозяй- ства.По основным показателям Россия зани мала 1 место в мире, являясь крупнейшим экспортером хлеба.Быстрыми темпами на- чали развиваться животноводство, произ- водство льна,свеклы,технических культур. прирост производства пришелся на неболь- шую часть зажиточных хозяйств,хотя в де- ревне преобладали полусередняцкие и бед- няцкие семьи. 6.Сельское хозяйство. Производство зерна В гг.


    Среди помещиков по-прежнему велика была доля хозяйств работающих по старинке и имеющих низкую рентабельность.В деревне остро сказывались 2 проблемы-аграрное пе ренаселение и существование общины,кото- рая спасая слабых тормозила сильных,по- рождала «уравниловку»,сдерживала рост благосостояния крестьян. Крестьяне у биржи труда. 6.Сельское хозяйство.

    Лишь с 1892-1893 гг. развернулся новый промышленный подъем - самый значительный за весь капиталистический период. Строительство Сибирской магистрали, ряда других железных дорог, рост судостроения, более широкое использование машин и сельскохозяйственных орудий в помещичьих и кулацких хозяйствах, собственные потребности промышленности вызвали усиленный спрос на металл, уголь, нефть, паровозы, вагоны. Рост производства, особенно в отраслях тяжелой индустрии, происходил не столько путем расширения старых предприятий, сколько за счет строительства новых, главным образом в недавно освоенных капитализмом районах. К концу XIX в. южная металлургия давала более половины всей выплавки чугуна, Донбасс - свыше двух третей общероссийской добычи угля; вся добыча нефти в стране была сосредоточена в Баку.

    Быстро росли города: городское население с начала 60-х годов до конца 90-х увеличилось вдвое. Крупные города отличались наибольшей концентрацией предприятий и рабочих. Население Петербурга достигло к 1897 г. 1,2 млн. человек (свыше 40% которых составляли рабочие и их семьи), население Москвы превысило один миллион, значительно увеличилось население Одессы, Киева, Риги, Варшавы, Лодзи, Баку и др. Многие промышленные поселки фактически превратились в новые индустриальные центры - Орехово-Зуево под Москвой, Юзовка в Донбассе, Нижний Тагил на Урале.

    Русское население Сибири за последнюю треть XIX в. удвоилось. С постройкой Сибирской железнодорожной магистрали, проложенной к 1897 г. до Иркутска, приток переселенцев в Сибирь увеличился. Сибирь стала поставлять в Европейскую Россию хлеб, мясо, шерсть, масло, предъявляя растущий спрос на промышленные изделия. Развивались новые города - Новониколаевск, Омск, Томск, росла добыча золота, угля и руд.

    Рост крупной капиталистической промышленности стимулировал развитие банковского кредита. Коммерческие банки стали охотнее вкладывать средства в промышленность. Началось Сращивание банковского капитала с промышленным. Особенно увеличились в 90-х годах иностранные капиталовложения в промышленность России: в 1890 г. иностранный капитал составлял примерно одну четверть, а к 1900 г. - свыше 40% всех акционерных капиталов.

    Преобладали французские и бельгийские капиталы, а германские были оттеснены с первого места, которое они занимали в 80-х годах, на третье.

    Иностранные капиталисты не только приобретали акции русских предприятий, но и сами основывали в России заводы и фабрики. Английские, французские и бельгийские капиталисты захватили ключевые позиции в горнометаллургической индустрии Донбасса, Криворожья, Приднепровья, английский капитал обосновался и в нефтяном Баку. Приток иностранных капиталов ускорял темпы развития промышленности. Но уже тогда сказывались отрицательные последствия иностранного хозяйничанья: в погоне за большими дивидендами иностранцы хищнически разрабатывали богатейшие недра России, к тому же значительная часть прибылей вывозилась за границу.

    Новые отрасли капиталистической промышленности, отличавшиеся высокой концентрацией производства и капиталов, явились и очагом первых монополий в России. Еще в начале 80-х годов появились картельные соглашения между владельцами крупных рельсопрокатных и мостостроительных заводов. В 1887 г. возник синдикат сахарозаводчиков, охвативший к началу 90-х годов почти девять десятых всех предприятий этой отрасли. Синдикат керосинозаводчиков, организовавшийся в 1893-1894 гг., контролировал фактически всю нефтедобычу Бакинского района. Однако эти ранние монополии были неустойчивы и быстро распадались.

    Наряду с крупной машинной индустрией сохраняло свое значение, а местами значительно выросло мелкое товарное производство. Огромные пространства России и неравномерность экономического развития способствовали этому. Если в одних районах крупная промышленность вытесняла и поглощала мелкую, то в других районах, особенно в отсталых отраслях промышленности, развитие капитализма проявлялось лишь в его начальных формах.

    Несмотря на сравнительно высокие темпы индустриального развития, отягощенная крепостническими пережитками, продолжала отставать от главных капиталистических стран и по абсолютному объему производства, и еще более - по размерам производства на душу населения.

    Нигде в Европе не проявились столь ярко, как в России, социальные контрасты: города с огромными фабриками, электростанциями, большими зданиями существовали рядом с маленькими глухими деревушками, где жители ходили в лаптях и домотканной одежде, пахали прадедовской сохой и убирали урожай серпами. Огромные естественные ресурсы страны, особенно в Сибири, оставались в значительной мере неиспользованными. Даже в наиболее развитых отраслях промышленности крупные размеры производства, передовая для того времени техника сочетались с самым широким использованием дешевого ручного труда. Выдающиеся достижения русской научно-технической мысли, получившие мировое признание, во многих случаях оставались без применения в самой России.

    Аграрный характер экономики определял и место России в мировом хозяйстве. В страну импортировались машины, готовые изделия и металлы. Вывозила же Россия прежде всего хлеб. К концу XIX в. она была крупнейшей житницей Европы, являясь также крупным поставщиком леса, льна, пеньки и других видов сырья.