23 понятие и правовой режим иностранных инвестиций. Курсовая работа: Правовой режим иностранных инвестиций. Законодательная база РФ по иностранным инвестициям

  • Тема III. Коллизионная норма в мчп
  • 1. Понятие и структура коллизионной нормы
  • 2. Виды коллизионных норм
  • 3. Основные формулы прикрепления
  • III. Закон места совершения акта (lex loci actus).
  • Тема IV. Специальные вопросы применения коллизионных норм
  • 2. Вопросы и проблемы выбора правовой системы
  • 3. Вопросы и проблемы применения иностранного права
  • Применение императивных норм
  • Правила толкования норм иностранного права
  • Тема V. Субъекты международного частного права
  • 3.Государственно-подобные образования (квазигосу­дарства).
  • 2. Иностранные физические лица как субъекты международного частного права
  • Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица
  • Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица
  • Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя
  • Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим
  • Право, подлежащее применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью
  • 4. Правовое положение юридических лиц в мчп
  • 5. Правовое положение иностранных юридических лиц в России
  • Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву
  • 4. Государство как субъект мчп
  • Тема VI. Право собственности в мчп
  • 1. Общие вопросы права собственности в мчп
  • 2. Коллизионные вопросы права собственности и иных вещных прав
  • 2. Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится".
  • II. Другая группа коллизионных норм в области вещных прав содержится в ст. 1206 гк рф.
  • «Вещь в пути»
  • 3. Проблемы национализации имущества
  • 4. Приобретение иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами прав собственности и иных вещных прав в России
  • 5. Правовое положение собственности Российской Федерации и российских организаций за рубежом
  • 6. Правовой режим иностранных инвестиций
  • 7. Защита культурных ценностей и права собственности на них
  • Тема VII. Внешнеэкономические сделки
  • 2. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
  • Автономия воли (lex voluntatis)
  • Закон наиболее тесной связи
  • 3. Форма внешнеэкономических сделок
  • Раздел VI гк не предусматривает возможности выбора сторонами договора права, применимого к форме сделки.
  • Тема VIII. Внедоговорные обязательства в международном частном праве
  • 1. Деликтные обязательства в мчп
  • 2. Кондикционные обязательства в мчп
  • Тема IX. Брачно-семейные отношения в мчп
  • Понятие семейных отношений с иностранным элементом и пути их правового регулирования
  • 2. Коллизионные вопросы заключения брака в рф
  • Недействительность брака.
  • 3. Правоотношения между супругами. Расторжение брака.
  • 4. Правоотношения между родителями и детьми. Установление и оспаривание отцовства (материнства). Усыновление.
  • Тема X. Трудовые отношения в мчп
  • 1. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
  • 2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев
  • 3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации
  • 4. Трудовые права российских граждан за рубежом
  • Тема VII. Международное наследственное право
  • Коллизионные вопросы наследования
  • 2. Международно-правовое регулирование наследственных отношений
  • 3. Выморочное имущество
  • 4. Наследственные права российских граждан за границей
  • Тема VIII. Право интеллектуальной собственности в мчп
  • Общие положения права интеллектуальной собственности
  • 2. Регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности по Российскому законодательству
  • Исключительное право на фирменное наименование
  • Исключительное право на товарный знак
  • Исключительное право использования наименования места происхождения товара
  • 3.Международно-правовое регулирование авторских прав
  • 4. Международно-правовое регулирование смежных прав
  • 5. Международно-правовое регулирование промышленной собственности
  • Тема IX. Международный гражданский процесс
  • 1. Понятие международного гражданского процесса. Определение подсудности дел с участием иностранных лиц
  • 2. Процессуальное положение субъектов международного частного права в суде
  • 3.Судебные поручения иностранным судам и исполнение решений иностранных судов
  • 4. Совершение нотариальных действий, осложненных иностранным элементом
  • 6. Правовой режим иностранных инвестиций

    Иностранные инвестиции - это материальные и нематериаль­ные ценности, принадлежащие юридическим и физическим ли­цам одного государства и находящиеся на территории другого го­сударства с целью извлечения прибыли.

    Одно из оснований, по которому можно провести классифи­кацию инвестиций, - имущественный или неимущественный их ха­рактер. Под неимущественными инвестициями следует понимать права на изобретения, промышленные образ­цу, топологии интегральных схем; а также специфические техно­логические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиден­циальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки об­служивания, фирменные наименования, т. е. все, что входит в понятие интеллектуальной собственности. Все остальные кате­гории инвестиций относятся к имущественным инвестициям. Их характерным признаком является материальное выражение: фи­нансы, материальные ценности.

    Другим основанием классификации инвестиций можно счи­тать участие или неучастие инвестора в управлении объектом ин­вестирования. По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции. Прямые инве­стиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, при такой форме инвестирования иностранные инве­сторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении пред­приятием (компанией). Косвенные инвестиции не предусматрива­ют непосредственного участия в управлении предприятием (ком­панией), а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т.е. на капитал, вложен­ный в эти предприятия в денежной форме.

    В зависимости от источника финансирования иностранные инвестиции можно разделить на государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых государствами и международными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), и частные , осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами. Объектом правового регулирования международного частного права являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестированием.

    В структуре правового регулирования инвестиционных отно­шений можно выделить два уровня : 1) международно-правовой формирующийся путем заключения международных договоров и 2) внутригосударственный , основу которого составляет нацио­нальное законодательство принимающего государства.

    Международ­ные договоры об иностранных инвестициях можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры , основной целью которых является за­щита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне (например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гаран­тиям инвестиций 1985 г.); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двой­ного налогообложения, так и соглашениях между государствами и международными организациями- МБРР, ЕБРР, ЕС).

    На сегодняшний день наиболее действенным механизмом защиты иностранных инвестиций является страхование. В сентябре 1985 г. в Сеуле была под­писана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее - Агентство) (вступила в силу 12 апреля 1988 г.). Основная идея Конвенции - предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерских рисков путем страхования инвестиций.

    В зависимости от того, какие некоммерческие риски покры­ваются Агентством, можно выделить следующие виды страхова­ния, упомянутые в Конвенции.

    1. Перевод валюты. Этот вид страхования защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью инвестора конвертировать денежные средства в местной валюте (доходы, выплаченная сумма долга, проценты по долгу капитал и другие платежи) для вывоза их из страны. При этом, однако, следует учитывать, что данный вид страхо­вания не покрывает девальвацию местной валюты.

    2. Экспроприация или аналогичные меры. Этот вид страхования защищает инвестора от «любых законодательных или адми­нистративных действий или бездействий, исходящих от принимающего правительства, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности на свои капиталовложения, контроля над ними или существенного дохода от такого капиталовложения». Под эти действия не подпадают решения судебных органов, а также общеприменительные органы недискриминационногого характера (меры, связанные с налогообложением, соблюдением природоохранного и трудового законодательства, меры по поддержанию общественного порядка и т.д.).

    3. Война и гражданские беспорядки. Данный вид страхования защищает инвестора от повреждения, разрушения или исчезновения основных фондов в результате войны или гражданских беспорядков. Приведенное положение по общему правилу не должно касаться террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий.

    4. Нарушение условий договора (контракта). Данный вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь, связанных с нарушением условий или разрывом контракта со стороны пра­вительства принимающего государства. Компенсация предоставляется только в случаях, когда: 1) не существует органа, к которому инвестор мог бы обратиться с иском по договору (контракту) против правительства принимающего государства; 2) обращении к такому органу препятствует неразумная задержка, как она определена в договоре о гарантии; 3) после вынесения окончательного решения в свою пользу иностранный инвестор не может добиться его осуществления. При наличии любого из трех условий Агентство выплачивает компенсацию.

    Примером региональных соглашении в области иностранного инвестирования является Соглашение стран СНГ «О сотрудни­честве в области инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1993 г. В соответствии с данным договором стороны берут на себя обязательства сотрудничать в области разработки и осущест­вления инвестиционной политики ; принимать меры с целью сближения своего законодательства по вопросам инвестиционной деятельности и др. меры. Соглашение распространяется не только на частное ино­странное инвестирование, но и на государственное.

    Иностранным инвесторам Соглашение гарантирует выплату адекватной, быстрой и эффективной компенсации в случае на­ционализации (ст. 7); беспрепятственный перевод в государства-участники прибыли , полученной от инвестиционной деятельности (ст. 8); освобождение от взимания таможенных пошлин налогов на имущество , ввозимое из других государств в качестве вклада в уставный капитал предприятия и предназначенное для собственного материального производства (ст. 15); право пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами (ст. 20).

    В развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвести­ционной деятельности 28 марта 1997 г. в рамках СНГ принима­ется Конвенция о защите прав инвестора , которая определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и по­лучаемые от них доходы.

    В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностранными государствами как заключенные СССР, так и Россией.

    Соглашения обращают внимание на следующие моменты: ус­ыновление режима для иностранных инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностранных инвесторов; разреше­ние инвестиционных споров.

    В соответствии с соглашениями капиталовложениям или до­ходам инвесторов каждой из сторон всегда предоставляется справедливый и равноправный режим в соответствии с принципами международного права - режим наибольшего благоприятствова­ния. Система гарантий в целом сходна с теми, что предусмотрена в многосторонних конвенциях.

    Действующие международные договоры создают единый механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций, и исходят из некоторых единых принципов правового регулирования инвестиционных отношений.

    Особенностью национального инвестиционного законодательства является, то что оно не применяет коллизионный способ регули­рования и его нормы прямо регулируют отношения между ино­странным частным инвестором и государством.

    В принимающих государствах иностранным инвестициям мо­жет быть предоставлен национальный режим , режим наибольшего благоприятствования или привилегированный режим. При нацио­нальном режиме иностранные инвесторы осуществляют свою дея­тельность на тех же условиях, что и национальные инвесторы, за некоторым исключением. При режиме наибольшего благоприятство­вания иностранным инвесторам предоставляются равные условия осуществления инвестиционной деятельности без предоставления каких-либо преимуществ некоторым из них. Привилегированный режим (режим преференций) заключается в предоставлении некоторых льгот при ввозе сырья и оборудования, освобождении от та­моженных пошлин и налогов и т. д.

    Принимающие государства могут проводить мероприятия по ограничению иностранных капиталовложений, которые сводятся к следующему: 1) запрещение деятельности иностранного инвестора в определенных отраслях экономики; 2) установление особого государственного контроля за допуском иностранного инвестора к разработке недр и естественных богатств; 3) обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранным инвестором предприятиях; 4) установление специального фискального режима; 5) определение концессионной политики.

    Правовая база для иностранного инвестирования в Россий­ской Федерации прежде всего представлена специальными зако­нами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г. Кроме того, имеются отдельные отраслевые законы, а также указы Президента и постановления Правительства,

    Закон об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 г. пони­мает под иностранными инвестициями вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на террито­рии РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих ино­странному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответ­ствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бу­маг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, иму­щественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллекту­альную собственность), а также услуг и информации (ст. 2).

    Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятель­ность иностранных инвесторов по их осуществлению, согласно ст. 4 Закона, не может быть менее благоприятен , чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, лишь за некоторым исключением. Изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъ­ятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. При этом виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.

    Закон предусматривает целый комплекс мер, представляющих собой гарантии капиталовложениям иностранных инвесторов. Перечень этих мер значительно расширился по сравнению с 1991 г. когда был принят первый российский закон об иностранных инвестициях. Среди них гарантии: правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ; использования ино­странным инвестором различных форм осуществления инвести­ций на территории РФ; перехода прав и обязанностей иностран­ного инвестора другому лицу ; компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерче­ской организации с иностранными инвестициями; защиты от не­благоприятного изменения законодательства РФ; обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с инвестици­онной деятельностью; использования на территории РФ и пере­вода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно по­лученных денежных сумм; права на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностран­ной инвестиции; права на приобретение ценных бумаг; участия в приватизации; предоставления права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижи­мое имущество (ст. 5-15).

    "

    Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования

    Правительства большинства государств регулируют условия допуска иностранных инвестиций в соответствии со своими национальными приоритетами. Условия или меры, которые могут при этом оказывать влияние на принятие инвесторами экономических решений, в совокупности характеризуют инвестиционный режим.
    Различают два основных типа инвестиционных режимов: благоприятный и неблагоприятный. Встречаются полностью благоприятные открытые инвестиционные режимы, когда государство допускает все инвестиции без ограничений. Однако большинство инвестиционных режимов государств, принимающих инвестиции, сочетают благоприятные и ограниченные элементы. Современная практика государств отличается большим разнообразием форм стимулов и ограничений.
    В свою очередь, теория и практика международного инвестиционного права режимы иностранных инвестиций делит также на абсолютные и относительные. Первые базируются на принципах полной защиты и безопасности, недискриминации, справедливого и равноправного обращения, обязанности соблюдать обязательства, касающиеся инвестиций, обращения в рамках международного права. Ко вторым относятся режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Принципы абсолютного режима иностранных инвестиций направлены на обеспечение полной защиты зарубежных капиталовложений. Справедливый и равноправный режим является традиционным общепринятым обычаем в международном праве, тесно связанным с классическим определением так называемого должного прилежания, хотя его значение точно не определено.
    Национальный режим, имеющий более высокий статус, чем принцип наибольшего благоприятствования, предоставляется либо в одностороннем порядке, либо на основе согласованной в международном договоре позиции. При национальном режиме иностранным лицам государство предоставляет права и полномочия в полном объеме, как и своим гражданам за исключением изъятий, установленных законом государства.
    Принцип национального режима в странах с развитой экономикой является основополагающим по отношению к инвестиционной деятельности. При предоставлении национального режима зарубежным капиталовложениям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке, за некоторыми исключениями, равноправными субъектами.Следовательно, национальный режим - это такой режим, при котором права инвесторов на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу), т.е. российским инвесторам. Например, в Соглашении России с Испанией ст. 5 утверждает, что «каждая из Сторон, в соответствии с национальным законодательством, будет предоставлять в отношении капиталовложений, осуществляемых инвесторами другой Стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется ее собственным инвесторам».
    Национальный режим иностранцам предоставляется обычно странами с развитой стабильной экономикой, не опасающихся экономической интервенции со стороны других государств, причем принцип национального режима распространяется развитыми странами для инвесторов друг друга, для инвесторов же развивающихся стран могут действовать особые виды режимов деятельности.
    При предоставлении национального режима национальное законодательство не предусматривает особых условий для деятельности иностранцев, распространяя на них те же правила, что и на национальных инвесторов. Поэтому в некоторых государствах отсутствует специальное законодательство, предназначенное исключительно для регулирования деятельности иностранных компаний и предпринимателей. Если для каких-то аспектов деятельности иностранных инвесторов требуется специальное регулирование (например, в вопросах порядка учреждения и регистрации компаний, лицензионного порядка допуска инвесторов к пользованию природными ресурсами и т.д.), то такие специальные нормы будут содержаться в общих нормативных актах, предназначенных в первую очередь для национальных инвесторов, в виде исключений из общего правила. Именно такого подхода в регулировании деятельности иностранцев придерживаются США.
    Другие государства, предоставляя инвесторам национальный режим, тем не менее, разрабатывают специальное законодательство для регулирования их деятельности в виде специальных законов или кодексов об инвестиционной деятельности, а также в виде специального административного регулирования иностранных капиталовложений. Именно такого подхода придерживается в настоящее время Российская Федерация, а также некоторые другие страны Содружества Независимых Государств.
    Отнесение норм о национальном режиме к специальным принципам международной торговли (принципам международного торгового, а еще шире - международного экономического права), обладающим юридической обязательностью, не всегда воспринимается с единодушием юристами-теоретиками. В частности, одни авторы говорят о собственно принципе международной торговли, т.е. основополагающем правиле поведения, определяющем юридический фундамент взаимоотношений между субъектами торговой деятельности, прежде всего государствами. К их числу следует отнести И.С. Перетерского, Л.А. Лунца, М.М. Богуславского. Другие видят в принципе национального режима «внутренний режим», особенно связывая с его действием специфические сферы регулирования, в частности иностранное инвестирование.
    Национальный режим юридически закреплен в качестве нормы превентивного характера в тех государствах, которые входят в одну интеграционную международную организацию, например в Евросоюз. В таких государствах национальный режим устанавливается на основе решения международной организации и действует во всех государствах - членах ЕС. Естественно, в этом случае односторонние изъятия ограничительного характера из национального статуса, предоставленного иностранным лицам, недопустимы.
    Международные договоры, заключенные в рамках ГАТТ/ВТО также провозглашают принцип национального режима: в частности, в Соглашении по связанным с торговлей инвестиционным мерам, Соглашени и по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Соглашении по торговле услугами (ГАТС).
    В России национальный режим иностранным лицам предоставляется согласно правилам внутреннего законодательства и некоторых специальных международных договоров. В силу предписаний ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, норм Федеральных законов от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и других многочисленных российских актов, разнообразных по предмету регулирования, любой государственный орган или должностное лицо Российской Федерации (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, орган исполнительной власти, нотариус и т.д.) в рамках общих правовых основ, установленных законом, обязан обращаться с иностранным гражданином или юридическим лицом так же, как и с отечественными гражданами или юридическими лицами, не предъявляя каких-либо дополнительных требований.
    В сфере гражданско-процессуальных прав иностранных лиц российское законодательство содержит норму о предоставлении национального режима иностранным лицам в процедурах гражданско-правового характера, если международным договором не предусмотрено иное.
    Например, иностранные предприятия и организации имеют право обращаться в российские суды и пользоваться гражданскими процессуальными правами для защиты своих интересов. В арбитражных судах иностранные лица, включая иностранные и международные организации, пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами Российской Федерации.
    Юридически обязательный характер национальный режим получил лишь в государствах, входящих в интеграционные международные наднациональные организации. Наиболее успешно такой режим осуществляется в государствах - членах Евросоюза. Многие авторы полагают, что национальный режим иностранцам широко предоставляется в развивающихся странах. Такое утверждение вряд ли реалистично, считает Т.Н. Нешатаева, при декларировании национального режима законодательства развивающихся государств также имеют множество оговорок, ограничивающих права иностранцев по сравнению с правами собственных граждан в определенных сферах социально-экономической жизни.
    Согласно западной доктрине принимающее государство вправе вводить ограничения и специальные требования, но с оговоркой, что они не ущемляют гарантированные в двусторонних инвестиционных договорах права инвесторов по существу.
    То есть в международно-правовой практике допускаются некоторые ограничения или запреты и в сфере иностранных инвестиций. Даже в законодательстве СССР устанавливались правила занятия определенными видами деятельности для иностранных юридических лиц, например промысловая добыча рыбы в водоемах, промысел рыбы и других живых ресурсов в территориальных водах, в экономической зоне, проведение исследований, разведка, разработка естественных богатств и осуществление иных работ на континентальном шельфе. Российское законодательство об иностранных инвестициях также не выделяется особой строгостью. Некоторые ограничения предусмотрены в сфере приватизации, банковского, валютного, земельного законодательства. Не вдаваясь в подробности, отметим, что эти ограничения незначительны. Например, ст. 4 Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации оговаривает, что «изъятие ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами».
    Особого внимания требует также вопрос о запретах на осуществление иностранных инвестиций в некоторых сферах экономической деятельности. Как известно, в международно-правовой практике допускаются определенные ограничения или запреты и в сфере иностранных инвестиций. В перечне, например, Договора между Российской Федерацией и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений указаны отрасли и виды деятельности, в которых могут устанавливаться ограничения для иностранного инвестора в особо важных сферах национальной экономики.
    Изъятия из национального режима иностранных юридических лиц, как правило, сосредоточены по трем направлениям: либо 1) предусматриваются ограничения прав иностранных юридических лиц; 2) им предоставляются определенные льготы; 3) предусматриваются дополнительные условия пользования правами. В любом случае действие любых изъятий из национального режима возможно только при условии их включения в федеральные законы или международные договоры.
    Современное международное право, развивающееся на основе недискриминации иностранных лиц, не имеет общей нормы об уравнивании правового статуса иностранных лиц и собственных граждан принимающего государства. Национальные законодательства различных государств имеют тенденцию к распространению на иностранцев национального режима в области защиты гражданских и гражданско-процессуальных прав. Но эта тенденция недостаточно устойчива: как правило, эти нормы носят превентивный характер и блокируются многочисленными изъятиями из национального режима, установленными в национальном законе и судебной практике государств.
    Сегодня самым распространенным режимом в отношении регламентации прав иностранных лиц на территории государства пребывания является режим наибольшего благоприятствования. Режим наибольшего благоприятствования или благоприятствуемой нации предполагает предоставление иностранным лицам прав и полномочий в объеме, не менее, чем лицам любого третьего государства. Как справедливо указывает М.М. Богуславский, в силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение становятся иностранные лица между собой, а в силу национального режима они становятся в равное положение с отечественными лицами.
    Под принципом наибольшего благоприятствования понимается включение в международные договоры положения о том, что каждое из договаривающихся государств обязуется предоставить другому договаривающемуся государству в той или иной указанной в договоре сфере их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы столь же благоприятные, как и те, которые оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Формула «которое он предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству» охватывает режим, которым пользуется любое третье государство, независимо от того, основывается он на международном договоре, национальном законе или правоприменительной практике.
    Об установлении режима наибольшего благоприятствования говорится в двусторонних договорах России с Австрией, Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Канадой, Кореей, Китаем, Нидерландами, Турцией, Францией, ФРГ, Финляндией, Швейцарией и т.д. Эти договоры предусматривают, что правовой режим иностранных юридических лиц в Российской Федерации не может быть менее благоприятным, чем правовой режим иностранных инвесторов из любых третьих стран (режим наибольшего благоприятствования). Двусторонние договоры также предусматривают изъятия, которые допускаются при предоставлении режима наибольшего благоприятствования.
    Комиссией международного права ООН был разработан проект статей о клаузулах, о наиболее благоприятствуемой нации. Согласно этому проекту юридическая сущность нормы о наиболее благоприятствуемой нации состоит в обязательстве принимающего государства предоставить лицам из другого государства такой режим, который предполагает, что у этих граждан, а также граждан и фирм из третьей страны будет равный правовой статус («не менее благоприятный, чем режим, распространенный на лиц из третьего государства»), т.е. клаузула «наибольшее благоприятствование» предполагает, что у всех иностранцев в одной стране должен быть единый статус.
    Следует особо отметить, что режим наибольшего благоприятствования не может смешиваться или отождествляться с режимом недискриминации, котоый будет рассмотрен ниже. Суть принципа наибольшего благоприятствования состоит в праве требовать льготных, привилегированных условий. Поэтому режим наибольшего благоприятствования предполагает недискриминационный режим, но не сводится к нему, принцип наибольшего благоприятствования, как международно-правовая норма имеет договорной характер.

    Иностранные инвестиции - это материальные и нематериаль­ные ценности, принадлежащие юридическим и физическим ли­цам одного государства и находящиеся на территории другого го­сударства с целью извлечения прибыли.

    Одно из оснований, по которому можно провести классифи­кацию инвестиций, - имущественный или неимущественный их ха­рактер. Под неимущественными инвестициями следует понимать права на изобретения, промышленные образ­цу, топологии интегральных схем; а также специфические техно­логические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиден­циальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки об­служивания, фирменные наименования, т. е. все, что входит в понятие интеллектуальной собственности. Все остальные кате­гории инвестиций относятся к имущественным инвестициям. Их характерным признаком является материальное выражение: фи­нансы, материальные ценности.

    Другим основанием классификации инвестиций можно счи­тать участие или неучастие инвестора в управлении объектом ин­вестирования. По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции. Прямые инве­стиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, при такой форме инвестирования иностранные инве­сторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении пред­приятием (компанией). Косвенные инвестиции не предусматрива­ют непосредственного участия в управлении предприятием (ком­панией), а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т.е. на капитал, вложен­ный в эти предприятия в денежной форме.

    В зависимости от источника финансирования иностранные инвестиции можно разделить на государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых государствами и международными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), и частные , осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами. Объектом правового регулирования международного частного права являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестированием.

    В структуре правового регулирования инвестиционных отно­шений можно выделить два уровня : 1) международно-правовой формирующийся путем заключения международных договоров и 2) внутригосударственный , основу которого составляет нацио­нальное законодательство принимающего государства.

    Международ­ные договоры об иностранных инвестициях можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры , основной целью которых является за­щита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне (например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гаран­тиям инвестиций 1985 г.); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двой­ного налогообложения, так и соглашениях между государствами и международными организациями- МБРР, ЕБРР, ЕС).

    На сегодняшний день наиболее действенным механизмом защиты иностранных инвестиций является страхование. В сентябре 1985 г. в Сеуле была под­писана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее - Агентство) (вступила в силу 12 апреля 1988 г.). Основная идея Конвенции - предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерских рисков путем страхования инвестиций.

    В зависимости от того, какие некоммерческие риски покры­ваются Агентством, можно выделить следующие виды страхова­ния, упомянутые в Конвенции.

    1. Перевод валюты. Этот вид страхования защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью инвестора конвертировать денежные средства в местной валюте (доходы, выплаченная сумма долга, проценты по долгу капитал и другие платежи) для вывоза их из страны. При этом, однако, следует учитывать, что данный вид страхо­вания не покрывает девальвацию местной валюты.

    2. Экспроприация или аналогичные меры. Этот вид страхования защищает инвестора от «любых законодательных или адми­нистративных действий или бездействий, исходящих от принимающего правительства, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности на свои капиталовложения, контроля над ними или существенного дохода от такого капиталовложения». Под эти действия не подпадают решения судебных органов, а также общеприменительные органы недискриминационногого характера (меры, связанные с налогообложением, соблюдением природоохранного и трудового законодательства, меры по поддержанию общественного порядка и т.д.).

    3. Война и гражданские беспорядки. Данный вид страхования
    защищает инвестора от повреждения, разрушения или исчезновения основных фондов в результате войны или гражданских беспорядков. Приведенное положение по общему правилу не должно касаться террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий.

    4. Нарушение условий договора (контракта). Данный вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь, связанных с нарушением условий или разрывом контракта со стороны пра­вительства принимающего государства. Компенсация предоставляется только в случаях, когда: 1) не существует органа, к которому инвестор мог бы обратиться с иском по договору (контракту) против правительства принимающего государства; 2) обращении к такому органу препятствует неразумная задержка, как она определена в договоре о гарантии; 3) после вынесения окончательного решения в свою пользу иностранный инвестор не может добиться его осуществления. При наличии любого из трех условий Агентство выплачивает компенсацию.

    Примером региональных соглашении в области иностранного инвестирования является Соглашение стран СНГ «О сотрудни­честве в области инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1993 г. В соответствии с данным договором стороны берут на себя обязательства сотрудничать в области разработки и осущест­вления инвестиционной политики ; принимать меры с целью сближения своего законодательства по вопросам инвестиционной деятельности и др. меры. Соглашение распространяется не только на частное ино­странное инвестирование, но и на государственное.

    Иностранным инвесторам Соглашение гарантирует выплату адекватной, быстрой и эффективной компенсации в случае на­ционализации (ст. 7); беспрепятственный перевод в государства-участники прибыли , полученной от инвестиционной деятельности (ст. 8); освобождение от взимания таможенных пошлин налогов на имущество , ввозимое из других государств в качестве вклада в уставный капитал предприятия и предназначенное для собственного материального производства (ст. 15); право пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами (ст. 20).

    В развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвести­ционной деятельности 28 марта 1997 г. в рамках СНГ принима­ется Конвенция о защите прав инвестора , которая определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и по­лучаемые от них доходы.

    В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностранными государствами как заключенные СССР, так и Россией.

    Соглашения обращают внимание на следующие моменты: ус­ыновление режима для иностранных инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностранных инвесторов; разреше­ние инвестиционных споров.

    В соответствии с соглашениями капиталовложениям или до­ходам инвесторов каждой из сторон всегда предоставляется справедливый и равноправный режим в соответствии с принципами международного права - режим наибольшего благоприятствова­ния. Система гарантий в целом сходна с теми, что предусмотрена в многосторонних конвенциях.

    Контрольная работа по предмету: «Международное право»

    Введение.............................................................................................................. 3

    1.Понятие и элементы системы государственного регулирования иностранных инвестиций......................................... 4

    2. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 7

    3. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.................... 19

    Заключение........................................................................................................ 23

    Список литературы........................................................................................... 24

    Список литературы
    1. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID). Заключена в г. Вашингтоне 18.03.1965 г. // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение к N 7, июль 2001 года.- М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 74 - 92.

    2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства. 1998. №31. Ст. 3824.

    3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: Федеральный закон от 05 февраля 2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. - №32. – Ст. 3340.

    4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

    5. Федеральный закон РФ от 29 окт. 1998 г. № 164-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 44. - Ст. 5394.

    6. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N9. Ст. 1096.

    7. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - N28. Ст. 3493.

    8. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N30 (ч. II). - Ст. 3126.

    9. Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ (в ред. от 02.06.2016 г.) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №3. - Ст. 145.

    10. Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 г. N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» // Российская газета. – 2010. – 24 ноября.

    11. Аникин, М. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: система государственного регулирования / М. Аникин. // Актуальные проблемы экономической теории и менеджмента / Ученые записки. - М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2013. - С. 3-20

    12. Веселкова, Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе / Е.Е. Веселкова // Законодательство и экономика. - 2012. - №3. - С. 53 - 58.

    13. Вознесенская, Н.Н. Современное понятие «иностранные инвестиции» / Н.Н. Вознесенская // Закон. 2012. - № 5. - С. 167-174.

    14. Игонина, Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина, под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2014. - 478 с.

    15. Кадырова, Г.М. Финансовый инвестиционный потенциал РФ: международные аспекты формирования и использования / Г.М. Кадырова. - М.: Анкил, 2012. - 231 с.

    16. Князев, О.А. Международная инвестиционная деятельность в условиях глобализации: теория и практический опыт / О.А. Князев. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 112 с.

    17. Копосова, А.С. Совершенствование инструментов государственного финансового регулирования иностранных инвестиций в современных экономических условиях / А.С. Копосова // Управление экономическими системами - 2013. - №12(60).

    18. Сухарева, Е.В. Правовое регулирование национальных инвестиций России / Е.В. Сухарева. - Всероссийская научно-практическая конференция: Инвестиции - главный фактор экономического развития России. - Москва, ИНИОН, 2015. - С. 240-250

    19. Шестакова, М.П., Лазарева, Т.П., Хлестова, И.О. Международное частное право и инвестиции / М.П. Шестакова, Т.П. Лазарева, И.О. Хлестова // Журнал российского права. - 2008. - №2. – С. 12 – 16.

    20. Эриашвили, Н. Д. Финансовое право: учебник / Н. Д. Эриашвили; Моск. ун-т МВД России.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.- 575 с.

    ЦЕНА РАБОТЫ: 300 руб.

    КОД РАБОТЫ: Mpr_0047

    Сфера прямого инвестирования в международной инвестиционной системе наиболее обстоятельно обеспечена международно-правовым регулированием. Именно в этой сфере созрели условия для постепенного переключения отдельных вопросов, или даже всей сферы, с двустороннего метода регулирования на многосторонний метод регулирования.

    Прямые инвестиции непосредственно связаны с производством товаров, услуг, интеллектуальной собственности, с созданием предприятий или участием в предприятиях. Прямыми называются такие иностранные инвестиции, которые нацелены на долгосрочные связи, позволяют инвестору оказывать реальное воздействие на управление предприятиями, участвовать в принятии производственных решений. Два ключевых признака прямых инвестиций: долговременность связей и реальный контроль инвестора над предприятием. По российскому законодательству, например, к прямым относятся, среди прочего, инвестиции в размере не менее 10% доли в уставном (складочном) капитале предприятия. Предполагается, что такая доля уже позволяет инвестору воздействовать на принятие производственных решений и тем самым держать предприятие под контролем.

    Круг инвестиций, которые могут быть отнесены к разряду прямых, расширяет практика МАГИ. В Сеульской конвенции 1985 г. инвестиции признаются прямыми решением Совета директоров МАГИ, а такие решения есть по инвестициям, которые предоставляются по договорам инвесторов с принимающей стороной: о разделе продукции; об участии в проекте и в прибыли, полученной в результате реализации проекта; об участии в управлении предприятием; коммерческой концессии (франчайзинга); на строительство под ключ; по лицензионным договорам; по договорам финансовой аренды (лизинга); по договорам целевого займа и др.

    В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. были зафиксированы следующие нормы: каждое государство имеет право "регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям".

    Несмотря на то что сама Хартия – акт мягкого права, указанные нормы можно считать нормами международно-правового обычая, которые получили в Хартии письменную форму.

    В двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений) стороны принимают обязательства, касающиеся: предоставления того или иного режима прямым иностранным инвестициям; режима персонала; возмещения ущерба; национализации и экспроприации инвестиций; перевода доходов (прибыли); суброгации; инвестиционных мер, связанных с торговлей; разрешения споров.

    Как правило, стороны на взаимной основе предоставляют прямым инвестициям друг друга национальный режим в сочетании с РНБ; инвестор вправе выбрать тот режим, который окажется для него наиболее оптимальным.

    Вот текст статьи, касающейся правовых режимов, из международного договора Франции о защите инвестиций:

    "Каждая Договаривающаяся Сторона применяет на своей территории и в своей морской зоне к физическим или юридическим лицам другой Стороны в том, что касается их инвестиций и деятельности, связанной с инвестициями, режим, предоставляемый ее собственным физическим или юридическим лицам, либо режим, предоставляемый физическим или юридическим лицам наиболее благоприятствуемой нации, если последний является более благоприятным".

    США в своей договорной практике используют в двусторонних договорах о поощрении и защите инвестиций следующую формулировку: "Каждая Договаривающая Сторона обязуется поддерживать на своей территории благоприятный климат инвестициям, осуществляемым гражданами и компаниями другой Договаривающейся Стороной; каждая Договаривающая Сторона разрешает учреждение и приобретение этих инвестиций на сроки и на условиях, которые будут гарантировать им не менее благоприятный режим, чем режим, гарантированный в аналогичных условиях собственным гражданам и компаниям третьих стран, если этот последний режим является более благоприятным".

    В международной договорной практике встречаются и другие виды специальных режимов: справедливый и равноправный режим; режим полной защиты и безопасности и т.п.

    По Соглашению между Россией и США о содействии капиталовложениям 1992 г. американские инвесторы получили возможность обращаться за финансовой поддержкой в специальное правительственное страховое агентство США – Корпорацию зарубежных частных инвестиций (ОПИК). В Соглашении стороны указали отрасли и виды деятельности, в которых могут устанавливаться ограничения для иностранного инвестора: воздушный транспорт, судоходство, банковская деятельность, страхование, производство электроэнергии, приобретение недвижимого имущества, оказание услуг в сфере общественной телефонной и телеграфной связи, эксплуатация подводных кабелей связи, пользование землей и природными ресурсами, первичный рынок ценных бумаг и др.

    К современному международному инвестиционному правопорядку имеют отношение и многие многосторонние международные договоры, например Договор о МВФ, ст. IV которого (п. 3) гласит: "Государства-члены могут осуществлять необходимый контроль путем регулирования международного движения капиталов, однако этот контроль не может осуществляться таким образом, чтобы имело место ограничение платежей по текущим контрактам или неоправданная задержка денежных переводов по принятым обязательствам".

    Вопросы иностранных инвестиций затрагивались в рамках многих международных организаций. В 1992 г. МБРР принял Руководящие принципы в отношении режима иностранных инвестиций. Решением Совета ОЭСР был в свое время принят Кодекс либерализации движения капиталов, суть которого состояла в том, чтобы государства-члены не вводили новых ограничений на передвижения капиталов; направляли нотификации в случаях применения ограничительных мер (по соображениям безопасности, в связи с трудностями с платежными балансами и т.п.); проводили либерализацию режима инвестиционных операций, которые были указаны в специальном перечне.

    Соглашение ТРИМС запрещает государствам использовать меры торговой политики, оказывающие отрицательное влияние на иностранные инвестиции, противоречащие принципу национального режима и принципу запрещения количественных ограничений.

    Регулирование трансграничного движения инвестиций особенно активно осуществляется в рамках региональных интеграционных объединений. Экономическая интеграция в качестве составной своей части предполагает отмену ограничений для свободного движения инвестиций (прежде всего – прямых) между странами-участницами на основе национального режима.

    Именно такая цель была провозглашена Римским договором, с которого началась интеграция в ЕС (ст. 67, 70, 221). Регулировался этот процесс директивами, в соответствии с которыми составлялись номенклатура и перечни прямых и непрямых инвестиций. Развитие процесса шло по пути сближения национальных режимов государств-членов и перехода от установления свободы движения более простых форм инвестиций к более сложным, требующим вспомогательных и дополнительных мер. К 1988 г. работа по обеспечению свободного движения прямых и непрямых инвестиций в рамках ЕС была практически завершена. Директива ЕС нацелила на обеспечение соответствующего режима между резидентами государств ЕС и резидентами третьих стран – при необходимости на условиях взаимности.

    В Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1994 г. был принят "Добровольный кодекс" прямых иностранных инвестиций, в котором сформулированы следующие, в частности, принципы: недискриминационный подход к странам-донорам; национальный режим для иностранных инвесторов; минимизация ограничений; недопустимость экспроприации без компенсации; обеспечение регистрации и конвертируемости; устранение барьеров при вывозе капитала; избежание двойного налогообложения; соблюдение инвестором норм и правил страны пребывания; обеспечение въезда-выезда иностранному персоналу; разрешение споров путем переговоров либо через арбитраж.

    Проблематика движения инвестиций затрагивается и в ряде "секторальных" многосторонних международных договоров. Примером может служить Договор к Энергетической хартии 1994 г.

    Уровень международно-правового регулирования прямых иностранных инвестиций к концу XX в. достиг такой стадии, что давал возможность заключения глобального договора на этот счет. Попытка заключения такого договора состоялась. В 1990-е гг. под эгидой ОЭСР начались переговоры по разработке Многостороннего соглашения по инвестициям, имевшие целью кодификацию и развитие международного инвестиционного права. В 1998 г. работа над проектом из-за серьезных разногласий между участниками переговоров была остановлена.