Реорганизация фонда социального страхования завершиться до. Реформа социалки от татьяны голиковой: пфр, фомс и фсс могут отделить от государства. Что сказано в Налоговом кодексе по поводу реорганизации юридического лица

Немало сложностей у бухгалтеров вызывают вопросы, касающиеся взаимоотношений с внебюджетными фондами, которые нужно решить при преобразовании ЗАО в ООО. И не всегда рекомендуемый фондами путь является выгодным для организации. Наши ответы помогут определиться, как поступить.

Страховые взносы после преобразования: начинаем все сначала?

Можно ли продолжать считать базу по взносам нарастающим итогом с начала года после того, как наше ЗАО стало ООО? Ведь новые договоры с работниками нам заключать не нужно. Так что, на наш взгляд, все должно оставаться по-старому. Иначе будет несправедливо: только из-за смены формы общества получится, что нам придется платить страховые взносы в ПФР и ФСС по полной и заново накапливать на каждого работника сумму выплат для достижения их предельной величины.
И как нам отчитываться по взносам за полугодие, если реорганизация была в апреле?

: К сожалению, все не так просто. После преобразования фонды присвоят вам новый регистрационный номе рподп. 1 п. 15 , п. 17 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 07.12.2009 № 959н ; пп. 5 , 9 Порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п .

База по страховым взносам рассчитывается нарастающим итогом с начала года, но, по мнению проверяющих, только в рамках одного страхователя - одного юридического лица.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России

“ После преобразования ЗАО создается новая организация - ООО. У нового общества - новый ИНН. Новая организация не могла производить выплаты работникам ранее даты своего создания. Поэтому для целей расчета страховых взносов в общую сумму выплат работникам включаются только те, которые начислены после создания ООО.

При таком подходе права работников на пенсионное обеспечение не нарушаются, даже наоборот, с их выплат может быть сделано больше отчислений в ПФР. Ведь выплаты работникам после реорганизации в большинстве случаев будут облагаться по основному тарифу - без регрессии, даже если она применялась в текущем году при расчете взносов в ЗАО.

До реорганизации ЗАО должно представить в фонды отчетность по взносам за последний отчетный период. В ней будут отражены выплаты работникам до реорганизации.

А новое ООО в отчетности по страховым взносам указывает выплаты работникам, начисленные начиная с даты своего создани я” .

Принимая во внимание позицию проверяющих, выплаты от ЗАО новое ООО не может учитывать при расчете предельной величины для начисления страховых взносо вПисьма Минтруда от 19.05.2015 № 17-3/В-249 , от 05.09.2014 № 17-3/10/В-5634 ; Минздравсоцразвития от 28.05.2010 № 1375-19 . Это может увеличить общую сумму взносов, начисляемых с выплат работникам за год, в котором произошло преобразование ЗАО в ООО.

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Однако в судах некоторым компаниям удается доказать, что созданная при преобразовании организация (в нашем случае - ООО) может учесть выплаты работникам от старой организации (ЗАО) при расчете предельной базы по страховым взносам и может сдавать «общую» пенсионную отчетност ьПостановления 10 ААС от 09.02.2015 № 10АП-15834/2014 ; 9 ААС от 27.10.2014 № 09АП-40944/2014 ; 19 ААС от 16.07.2014 № А64-234/2014 ; 18 ААС от 23.04.2014 № 18АП-3545/2014 ; АС МО от 04.02.2015 № Ф05-16761/2014 ; АС ЦО от 09.10.2014 № А64-234/2014 ; ФАС ВСО от 19.11.2013 № А19-2568/2013 ; ФАС МО от 28.05.2014 № Ф05-4753/14 , от 29.10.2013 № А40-15112/13 ; ФАС ВВО от 18.09.2013 № А29-10808/2012 , от 25.06.2013 № А43-22087/2012 ; ФАС ЗСО от 29.03.2013 № А75-5144/2012 . Суды считают, что для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер отношений между плательщиком и работником. А при преобразовании они не прекращаются.

Поэтому если ваше руководство хочет сэкономить на взносах и не боится судебных разбирательств, то можете считать выплаты работникам нарастающим итогом с начала года с учетом сумм, начисленных им ЗАО.

Аналогичная ситуация и с отчетностью: проверяющие требуют, чтобы «заключительную» отчетность сдала реорганизуемая компания еще до реорганизации, ссылаясь на правила, установленные для ликвидируемых компани йп. 15 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) . И если этого не было сделано, фонды штрафуют ООО. Однако Закон № 212-ФЗ прямо предусматривает, что «в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются правопреемнико м»п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ . Кроме того, в Законе № 212-ФЗ не предусмотрено изменение сроков представления отчетности в отношении организаций-правопреемников за период деятельности их правопредшественников (за период с 1 января текущего года до реорганизации). Поэтому если ООО подало отчетность с учетом операций ЗАО с начала года, то суды признают, что требования Закона № 212-ФЗ не нарушены, и снимают штрафы, ведь ООО отчиталось за ЗАО (пусть и в «общей» отчетност и)Постановления 9 ААС от 14.04.2015 № 09АП-6739/2015 , от 20.04.2015 № 09АП-11009/2015 .

Иногда в отделениях фондов в последнее время не присваивают ООО, преобразованным из ЗАО, новые номера страхователей. Тем самым инспекторы нарушают утвержденный порядок. Однако в таком случае фонд может принять от ООО «общую» отчетность и не будет никаких проблем с ее отражением в программе. Также ООО, которому посчастливилось встать на место старого страхователя - ЗАО с тем же регистрационным номером, может автоматически считать базу по взносам нарастающим итогом с начала года.

Финансирование медосмотров за счет ФСС после преобразования

Наталья, бухгалтер, г. Лобня

ЗАО получило от Фонда социального страхования решение о финансовом обеспечении в 2015 г. расходов на медосмотр за счет взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Объем направляемых средств не превышает 20% сумм страховых взносов, начисленных ЗАО за предшествующий календарный годп. 2 , подп. «е» п. 3 Правил, утв. Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н .
В мае 2015 г. ЗАО преобразовалось в ООО. Может ли ООО продолжать финансировать проводимые медосмотры работников за счет указанных взносов, основываясь на решении, выданном Фондом соцстраха на имя ЗАО?

: При преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица (ЗАО) в отношении других лиц не изменяютс яп. 5 ст. 58 ГК РФ . При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу (ООО) переходят права и обязанности реорганизованного ЗАО. При этом происходит универсальное правопреемство, в силу которого вновь созданной организации переходят, в частности, права, связанные с уплатой страховых взносов. Кроме того, поскольку в результате преобразования меняется не наниматель, а лишь его организационно-правовая форма, трудовые отношения между работниками и реорганизуемой компанией сохраняютс яст. 75 ТК РФ .

Именно поэтому при расчете суммы финансового обеспечения предупредительных мер на 2015 г. для страхователя, являющегося правопреемником реорганизованного, региональное отделение Фонда вправе учитывать сумму страховых взносов, начисленную в предшествующем году страхователем, который был реорганизован. А ООО может направлять средства (в пределах 20% сумм страховых взносов, начисленных ЗАО за предшествующий год) на финансирование запланированных мероприятий.

Арбитражные суды также признают универсальное правопреемство в случае реорганизации компании, заявлявшей о финансировании предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевани йПостановления 17 ААС от 09.04.2014 № 17АП-2782/2014-АК , от 13.03.2014 № 17АП-1400/2014-АК .

Следуя этой логике, ООО, являющееся правопреемником реорганизованного ЗАО, сможет продолжать финансировать медосмотры за счет средств ФСС в соответствии с решением Фонда, выданным на имя ЗАО.

Переплату ЗАО по страховым взносам ООО может вернуть

Яна, бухгалтер, г. Санкт-Петербург

ООО создано путем преобразования ЗАО. Во внебюджетных фондах у ЗАО числится переплата по страховым взносам. У ООО - новые номера страхователя в фондах. Означает ли это, что старая переплата для нас пропала, или мы можем зачесть эти деньги в счет текущих платежей ООО по взносам либо вернуть?

: Несмотря на то что ООО - новое юридическое лицо и ему присвоен новый номер страхователя в отделении внебюджетного фонда, оно является правопреемником ЗАО и должно уплачивать долги по страховым взноса мп. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ . Исходя из этой логики, и на переплату ЗАО по взносам ООО должно иметь права в качестве правопреемника. Это нам подтвердили в Минтруде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ На мой взгляд, ООО, созданное в результате преобразования ЗАО, как правопреемни кп. 5 ст. 58 ГК РФ ; п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ , может вернуть суммы, переплаченные ранее во внебюджетные фонды ЗАО. Поскольку к ООО переходят все имущественные права и обязанности, то излишне уплаченные ЗАО средства, в том числе в виде страховых взносов, являются собственностью ООО и оно вправе их вернуть и даже потом при необходимости зачесть в счет будущих своих платежей. Лишь база по начислению страховых взносов предыдущего страхователя не является объектом такой передачи, и ООО не может использовать ее при определении тарифов взносов по регрессивной шкал е” .

Минтруд России

Как видим, даже такая довольно простая форма реорганизации, как преобразование, вызывает у бухгалтеров массу вопросов. И решить их лучше заранее - чтобы не было сюрпризов, когда ЗАО уже перестанет существовать и от его имени уже не получится ни сдать требуемую отчетность, ни сделать что-либо иное.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая декларация по налогу на прибыль за последний налоговый период должна быть представлена в налоговые органы организацией-правопреемником, если указанная декларация не была представлена присоединяемой организацией до снятия ее с учета. То же самое можно сказать об уплате налога на прибыль.
Налоговая декларация по НДС за I квартал 2017 года должна быть подана организацией-правопреемником в установленный НК РФ срок. При этом полагаем возможным подачу двух отдельных деклараций.
Отчетность по страховым взносам за последний расчетный период также представляет правопреемник, если этого не сделала реорганизуемая организация. Аналогичным образом происходит уплата взносов в 2017 году.

Обоснование позиции:
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в силу универсального правопреемства ( , ГК РФ), а в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) вносится запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица ( ГК РФ, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", смотрите также УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011630@).
В силу ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

Налоговая отчетность

Налог на прибыль

В общем случае реорганизуемой организации не позднее 28.03.2017 следует представить Декларацию по налогу на прибыль за налоговый период 2016 года ( НК РФ).
В рассматриваемой ситуации (когда даты представления деклараций приходятся на дни, когда реорганизуемая организация уже прекратит деятельность) ей следовало бы представить декларации за налоговые периоды 2016 г. и за отчетный (налоговый) период 2017 г. (начиная с 01.01.2017 по 26.03.2017 включительно) до даты завершения реорганизации, например 26.03.2017 (смотрите также ФНС России от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@).
То есть реорганизуемое общество не освобождается от представления налоговой декларации за первый отчетный период 2017 г. ( НК РФ, смотрите также Минфина России от 23.06.2006 N 03-02-07/2-47 и дополнительно Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-07/1-229), которая в общем случае представляется в налоговый орган не позднее 28.04.2017 (по окончании I квартала). Если же организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли ( , НК РФ), то налоговая декларация за первый отчетный период 2017 г. должна быть представлена не позднее 28.02.2017, 28.03.2017.
Если же реорганизуемая организация этого не сделает (не сделала), то организация-правопреемник должна будет представить декларации за реорганизуемую организацию по месту своего учета (смотрите ФНС России от 14.01.2013 N ЕД-4-3/104@, от 25.06.2015 N ):
- не позднее 28.03.2017 - за 2016 год;
- не позднее 28.03.2018 - за 2017 год;
- не позднее 28.04.2017 - за первый отчетный период 2017 года (налоговый расчёт).
Включать показатели налоговой декларации по присоединяемой организации в налоговую декларацию правопреемника за 2017 год не следует ( ФНС России от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@).
Начиная с налогового периода 2016 г. налоговая декларация по налогу на прибыль представляется по форме, утвержденной ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения декларации (далее - Порядок по прибыли) и формат ее представления ( ФНС России от 21.12.2016 N СД-4-3/24514).
Если декларации за 2016, 2017 гг., за первый отчетный период 2017 г. за реорганизуемую организацию будут представляться организацией-правопреемником, то при заполнении деклараций необходимо руководствоваться положениями п.п. 2.6 и 4.1.4 Порядка по прибыли.

В рассматриваемой ситуации за IV квартал 2016 г. реорганизуемая организация должна представить декларацию по НДС в обычном порядке, так как обязанность представить декларацию наступит ранее даты завершения реорганизации ( НК РФ).
То же самое можно сказать о платежах НДС (1/3), исчисленных за IV квартал 2016 г. ( , НК РФ). При этом сроки уплаты данных платежей наступили до завершения реорганизации.
Из разъяснений налоговых органов, представленных в ФНС России от 12.08.2010 N ШС-37-3/8931, следует, что в рассматриваемой ситуации НДС, исчисленный за IV квартал 2016 года, реорганизуемая организация должна была уплатить в полном объеме по месту своего учета до момента прекращения своей деятельности (до 27.03.2017).
В случае если НДС за IV квартал 2016 года не будет (не был) полностью уплачен реорганизуемой организацией до 27.03.2017, то уплату соответствующих сумм НДС за реорганизуемую организацию производит правопреемник в налоговый орган по месту своего учета.
При этом в отношении НДС, исчисленного по итогам последнего налогового периода (например, если он пришелся на I квартал), налоговые органы дают такие пояснения. Если реорганизуемым юридическим лицом до момента регистрации налоговая декларация за I квартал не представлена, то правопреемник в декларации за I квартал должен отразить как все операции (облагаемые и необлагаемые), осуществленные им в I квартале, так и операции реорганизованного юридического лица, осуществленные в I квартале. Данные разъяснения приведены в ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8919@, от 09.03.2011 N , от 12.08.2010 N , УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N . Необходимо отметить, что указанные письма касаются порядка заполнения налоговой декларации по формам, которые представлялись налогоплательщиками до утверждения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Применительно к нашему случаю это означает, что если реорганизуемое общество не воспользовалось положениями НК РФ и не согласовало с налоговым органом последний налоговый период, а также не представило декларацию за I квартал 2017 г. до момента прекращения деятельности, то правопреемник в декларации за I квартал 2017 г. должен отразить как все операции (облагаемые и необлагаемые), осуществленные им в I квартале, с учетом операций присоединенной организации после реорганизации (с 28.03.2017), так и операции реорганизованной (присоединенной) организации, осуществленные им в I квартале 2017 г. до реорганизации (т.е. до 27.03.2017).
Указанная декларация за I квартал 2017 г. представляется правопреемником в налоговый орган по месту своего учета в сроки, установленные НК РФ.
Вместе с тем мы не видим и каких-либо законодательных ограничений в возможности представить отдельные декларации по НДС за присоединенную организацию и "за себя". В таком случае правопреемнику следует заполнять налоговую декларацию за присоединенную организацию с учетом пп. 16.5 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее - Порядок).
Так, на наш взгляд, из буквального прочтения положений п. 16.5 Порядка следует, что описанный в нем способ заполнения применяется при представлении правопреемником уточненных деклараций за реорганизованную организацию, а также при представлении декларации за последний налоговый период. То есть в таком порядке заполняется только декларация по НДС за реорганизованную организацию за период с 01.01.2017 по 26.03.2017 включительно. Такая декларация представляется в налоговый орган организацией-правопреемником. Соответственно, подав такую декларацию за реорганизованную организацию, правопреемник также представляет в установленные НК РФ сроки декларацию за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 включительно, с включением своих показателей до и после присоединения. Титульный лист данной декларации заполняется на общих основаниях, т.е. без указания наименования, ИНН и КПП реорганизованной организации (смотрите также письмо УФНС по г. Москве от 13.05.2015 N 24-15/046265@ (ознакомиться с данным письмом возможно, пройдя по ссылке: http://www.l-b.ru/analitica/law_monitoring/raz_may_2015)).

Страховые взносы

Порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 регулировался от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 N 212-ФЗ утратил силу ( Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, далее - Закон N 250-ФЗ).
С 1 января 2017 года вступил в силу от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ), наделяющий налоговые органы полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС. В связи с этим в НК РФ внесены соответствующие поправки, а также введена глава 34 "Страховые взносы" ( Закона N 243-ФЗ). Поэтому с 01.01.2017 при исчислении страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС необходимо руководствоваться нормами НК РФ.
Администрирование доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обязательное страхование от НС и ПЗ) по-прежнему осуществляется ФСС РФ в соответствии с положениями от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В силу Закона N 250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы ПФР, ФСС РФ в порядке, установленном N 212-ФЗ (п. 1 письма ФСС РФ от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282, информация ПФР от 06.12.2016).
Согласно Закона N 212-ФЗ отчетными периодами по страховым взносам признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Расчетным периодом по страховым взносам в общем случае признается календарный год ( Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником. Указанное обязательство правопреемника возникает независимо от того, были ли ему известны факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованными юридическими лицами обязательств по уплате страховых взносов до завершения реорганизации.
При этом N 212-ФЗ не предусмотрены какие-либо особенности в определении сроков уплаты страховых взносов и представления отчетности во внебюджетные фонды организациями-правопреемниками и реорганизуемыми организациями.
Разъяснениями официальных органов по рассматриваемому вопросу мы не располагаем.
В связи с этим полагаем, что реорганизуемые организации должны исполнять обязанности, установленные в их отношении N 212-ФЗ, в том случае, если сроки исполнения этих обязанностей, установленные этим законом, предшествуют моменту окончания реорганизации.
В то же время обязательства реорганизованных организаций, возникшие после окончания реорганизации, в частности обязательства по уплате страховых взносов и представлению отчетности в государственные внебюджетные фонды, должны исполняться их правопреемником в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с нормами частей 5 и 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.
Срок уплаты ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исчисленным за декабрь 2016 года, наступил 16.01.2017 ( , и Закона N 212-ФЗ). На эту дату реорганизация не завершена, поэтому реорганизуемая организация должна была уплатить ежемесячные обязательные платежи за декабрь 2016 г. в общеустановленном порядке.
В территориальный орган ФСС РФ расчет по форме 4-ФСС (утвержден приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59) за 2016 год должен быть представлен плательщиком страховых взносов не позднее 25.01.2017 в форме электронного документа (не позднее 20.01.2017 - на бумажном носителе) ( Закона N 212-ФЗ).
В территориальный орган ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР (утвержден Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п) за 2016 год должен быть представлен не позднее 20.02.2017 в форме электронного документа (не позднее 15.02.2017 - на бумажном носителе) ( Закона N 212-ФЗ).
Поэтому указанные расчеты реорганизуемая организация должна была представить в ФСС РФ и в территориальный орган ПФР по месту своего учета в общеустановленном порядке.
Применительно к периоду 2017 года, с учетом положений , и Поэтому полагаем, что реорганизуемая организация страховые взносы за март 2017 года могла уплатить, например, 26.03.2017. Если этого сделано не было, то правопреемник должен будет выполнить эту обязанность по месту своего учета ( , НК РФ).
Расчет по страховым взносам (форма, порядок заполнения (далее - Порядок по взносам) и формат представления утверждены ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@) за расчетный период с 01.01.2017 по 26.03.2017, по нашему мнению, должен быть представлен не позднее 02.05.2017. Данный вывод, на наш взгляд, следует из прямого прочтения НК РФ, согласно которому плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (30.04.2017 - выходной день).
Полагаем, что реорганизуемая организация могла исполнить обязанность по предоставлению расчета за последний расчетный период по страховым взносам до даты окончания реорганизации (до 27.03.2017), так же как по налоговым декларациям. Каких-либо запретов на это нормы НК РФ не содержат. Если же реорганизуемая организация не представила указанный расчет, то эту обязанность должен будет исполнить правопреемник в срок, установленный НК РФ (п. 2.22 Порядка по взносам).
Заметим, что разъяснений уполномоченных органов по применению норм НК РФ к рассматриваемой ситуации нам найти не удалось.
Организация может воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу ( , НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании НК РФ.
Последним расчетным периодом для исчисления взносов на обязательное страхование от НС и ПЗ в данном случае также будет являться период с 01.01.2017 по 26.03.2017 ( Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
В силу Закона N 125-ФЗ в случае реорганизации страхователя - юридического лица уплата страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Уплатить взносы на обязательное страхование от НС и ПЗ, исчисленные за январь, февраль, следовало не позднее 15.02.2017, 15.03.2017 ( Закона N 125-ФЗ), а за март (до 27.03.2017), например, 26.03.2017.
Расчет (форма 4-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381) за 2017 год ( Закона N 125-ФЗ - календарный год признается отчетным периодом) правопреемнику необходимо будет представить не позднее 25.01.2018 в форме электронного документа (не позднее 22.01.2018 - на бумажном носителе) ( Закона N 125-ФЗ).
При этом реорганизуемая организация, по нашему мнению, также могла представить расчет 4-ФСС за I квартал 2017 года ( Закона N 125-ФЗ) (в общем случае представляемый не позднее 25.04.2017 (не позднее 20.04.2017 - на бумажном носителе), например, 26.03.2017.
Поскольку обязанность по уплате взносов и представлению расчетов возникает после завершения реорганизации и реорганизуемая организация до момента своей ликвидации указанные выше расчеты не представила, то правопреемник обязан уплатить страховые взносы, исчисленные за март 2017 г., и представить расчеты по указанным страховым взносам за последние отчетные периоды реорганизуемой организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Объединение Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Пенсионного фонда в одну структуру может привести к отказу от лимитирования страховых сумм, а это в перспективе - даже к росту страховых выплат. Такое мнение высказал доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

Счетная палата выступает с предложением объединить в одну структуру три негосударственных внебюджетных фонда - Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Об этом заявила глава ведомства Татьяна Голикова в ходе Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС. По мнению Голиковой, нужно исключить "необходимость создания параллельных информационных систем всеми этими тремя государственными внебюджетными фондами".

"Ресурсы, которые они затрачивают на информатизацию, достаточно большие. В этой связи мы рискуем предложить рассмотреть вопрос о создании единой организационной структуры - единый государственный внебюджетный фонд, который бы объединил все эти фонды", - сказала глава Счетной палаты.

"По опыту большинства аналогичных институтов, объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности", - отметила также Голикова, объяснив инициативу объединения фондов ростом расходом на их содержание.

Поводом предложить реформу стали большие расходы на содержание внебюджетных фондов.

Отказ от лимитирования

Объединение упростит администрирование фондов, говорит Алисен Алисенов. Другое дело, что сегодня выплаты страховых взносов, осуществляемые этими фондами, лимитированы. И неясно, как эти выплаты будут лимитироваться, например, из Фонда социального страхования - те же выплаты по больничным листкам, различные пособия.

"Существуют минимальные и максимальные суммы (утвержденные, кстати, и на текущий год). Раньше они лимитировались в случае, если зарплата превышала в среднем 85 000 рублей в месяц. В таком случае страховые взносы в Фонд социального страхования уже не производятся, а в Пенсионный фонд производятся не в размере 22%, а в размере 14%. Когда все будет поступать в единый фонд, суммы станут обезличены. Если объединение позволит отказаться от лимитирования этих выплат и размер пособий будет зависеть от средней зарплаты, это упростит администрирование страховых взносов (что сократит издержки по содержанию этих фондов), упростит сам механизм исчисления страховых взносов", - сказал эксперт.

Алисенов допустил также, что отказ от лимитирования страховых сумм в будущем может привести даже к росту страховых выплат.


ФНС справится

Что касается того сокращения расходов на содержание фондов, на госаппарат, Алисен Алисенов предполагает, что объединение может к этому привести: "Но вот насколько это будет эффективно, сказать сложно, все зависит от того, каким будет штат работников, их функционал".

Сама же инициатива Счетной палаты может быть связана с изменениями в Налоговом кодексе.

"В 2017 году в Налоговый кодекс была включена отдельная глава об уплате страховых взносов. И все, что касается администрирования сборов, теперь относится к Федеральной налоговой службе. Учитывая то, что ФНС передан большой объем полномочий, ведомству будет несложно справиться с тем объемом задач, которые решают обособлено все эти фонды. Мне кажется, необходимость этого объединения назрела именно потому, что налоговики теперь этим занимаются больше других", - сказал эксперт.

О РЕОРГАНИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО УСТЬ-ОРДЫНСКОМУ БУРЯТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" в целях повышения эффективности управления средствами государственного социального страхования с учетом мнения правления Фонда социального страхования Российской Федерации (решение от 22 апреля 2003 г. N 17/3) приказываю:

1. Реорганизовать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу путем присоединения к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. Считать Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации правопреемником Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

3. Исполняющему обязанности управляющего Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации А.В. Мунгалову и управляющему Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Г.Д. Хусхаеву:

3.1. Подготовить и в недельный срок утвердить план согласованных действий по проведению мероприятий, предусмотренных настоящим Приказом. Обеспечить выполнение этого плана.

3.2. Создать комиссию для проведения работы по реорганизации Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

3.3. Провести инвентаризацию имущества, денежных средств и расчетов Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу и составить передаточный акт.

3.5. Обеспечить в период проведения мероприятий, предусмотренных настоящим Приказом, бесперебойное и стабильное функционирование государственного социального страхования, особое внимание обратив на своевременную выплату установленных законодательством пособий, финансирование санаторно-курортного лечения работников и оздоровления детей, выплат страхового обеспечения пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, оплату путевок для отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, оплату услуг по медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

3.6. Обеспечить организацию и контроль за проведением комплекса мероприятий, связанных с реорганизацией Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, в соответствии с настоящим Приказом.

3.7. Обеспечить внесение соответствующих реорганизации изменений в базу данных ЕИИС "Соцстрах" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

4. Управляющему Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Г.Д. Хусхаеву:

4.1. Направить в адрес страхователей информацию о реорганизации Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

4.2. Уведомить кредиторов Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о проведении его реорганизации.

4.3. В установленные законодательством сроки предупредить работников Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о предстоящей реорганизации.

5. Исполняющему обязанности управляющего Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации А.В. Мунгалову:

5.1. Создать на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа филиал Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

5.2. В срок до 1 января 2008 года переоформить в соответствии с действующим порядком текущий и транзитный счета Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

5.3. Представить в Фонд социального страхования Российской Федерации документ, подтверждающий факт уничтожения печатей, штампов и бланков Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

5.4. Представить в Фонд социального страхования Российской Федерации свидетельство Федеральной налоговой службы России о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

5.5. В срок до 30 октября 2007 года представить в Фонд социального страхования Российской Федерации предложения по изменению структуры и штатной численности регионального отделения в связи с мероприятиями, проводимыми в соответствии с настоящим Приказом.

5.6. После завершения реорганизации Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу представить предложения по внесению изменений и дополнений в Положение о Государственном учреждении - Иркутском региональном отделении Фонда.

5.7. Обеспечить осуществление размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ) и Приказом Фонда от 17.09.2007 N 219.

"Вы хотели поговорить о проблемах социального страхования, системе социального страхования и по некоторым вопросам, связанным с реализацией наших решений по МРОТ", - заметил Владимир Путин.

"Да, совершенно верно, - кивнул собеседник. - В целом не совершенствуется вся система обязательного социального страхования, куда относятся страхование временной нетрудоспособности, медицинское страхование и пока еще не принятое - пытаются принять - страхование занятости".

И надо продолжать эту работу, считает он, поскольку сейчас финансовый блок правительства готовит Бюджетный кодекс. И его новая редакция не учитывает специфику, прежде всего, Фонда социального страхования, заметил докладчик. "Его, судя по тем данным, которые есть на это время, хотят "растворить" в бюджете, что неправильно и приведет только к ухудшению защиты работников", - пояснил он.

"Что значит "растворить" в бюджете?", - уточнил президент. "Разнесите вопросы, которые решает Фонд социального страхования, по разным главам этого Бюджетного кодекса, и фактически получается, что государство может в бюджетных целях запускать руку, грубо говоря, в этот Фонд социального страхования", - поделился опасениями глава ФНПР.

"Поэтому есть целый набор таких вопросов, которые надо решать. Но это межведомственные, иногда очень спорные вопросы, которые трудно решаются", - добавил он.

"Мы предложили бы создать, может быть, совет по реформированию обязательного социального страхования по всем четырем направлениям, скажем, под вашим патронатом, при президенте Российской Федерации, для того чтобы все эти межведомственные противоречия можно было бы проще разрешать. И тогда все с большим энтузиазмом будут выполнять эту работу", - выдвинул идею Шмаков.

"Это, конечно, сфера деятельности правительства, но я, разумеется, готов принять в этом участие", - сказал президент.

"Мы говорим о совете. Конечно, это должно работать правительство, должны работодатели, мы должны работать, но этот статус на какое-то время - пока мы не выработаем определенную концепцию, которую все должны выполнять - был бы очень полезен, с нашей точки зрения", - подчеркнул глава ФНПР.

Профсоюзы просят гарантий неприкосновенности для Фонда социального страхования

"Хорошо, давайте это обсудим. Второй вопрос?", - спросил Путин. "Второй вопрос - надо доводить до конца те решения, которые принял Конституционный Суд по поводу того, что в минимальный размер оплаты труда не входят компенсационные и стимулирующие выплаты, с одной стороны. С другой стороны, минимальный размер оплаты труда - тариф первого разряда - на любой работе не может быть ниже, чем минимальный размер оплаты труда", - заметил собеседник.

"Да, есть такое решение", - кивнул президент.

"Да, сейчас правительством, прежде всего Министерством труда, выпускаются разъяснения, в которых это опровергается и говорится о том, что тариф может быть ниже, а с компенсирующими и стимулирующими добавками это не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому нужно внести изменение в Трудовой кодекс, и мы просили бы вас поддержать это решение", - сказал Шмаков.

"Давайте посмотрим", - не возражал Путин.