Переход от непосредственного управления мкд в ук. Плюсы и минусы непосредственного управления домом. На собрании должны решаться вопросы о

От выбора формы управления домом зависит не только его состояние и благополучие жильцов, но и размер платежей за коммунальные услуги. В этой статье мы рассмотрим такой вариант, как непосредственное управление многоквартирным домом, пошагово разобрав каждый этап перехода на эту форму и ее особенности.

Непосредственное управление многоквартирным домом

Такая форма домового управления означает, что жильцы — собственники квартир сами заключают договоры с обслуживающими дом организациями (без помощи управляющей компании и создания ТСЖ). Однако если квартир в доме более 12, то по ст. 161 ЖК РФ (ФЗ № 188 от 29.12.2005) его жильцы обязаны заключить договор о ремонте и содержании общего имущества с профессиональной компанией.

При этом существует три варианта, позволяющих распределить управленческие обязанности между жильцами-собственниками (конкретный способ закрепляется соответствующим решением общего собрания):

  1. Каждый из собственников добровольно участвует в управлении домом, а также вступает в отношения с третьими лицами.
  2. Один из собственников получает полномочия от всех остальных.
  3. Необходимые полномочия на управление получает стороннее лицо (не собственник), которое при этом не становится управляющим и выполняет лишь представительские функции.

Порядок перехода на непосредственное управление многоквартирным домом

Шаг 1. Создание инициативной группы

Для того чтобы начать любое важное дело, нужны прежде всего инициаторы — люди-энтузиасты, единомышленники. Переход на домовое непосредственное управление не исключение. На первом этапе очень важно найти жильцов (желательны представители от каждого подъезда), желающих перейти на новые условия функционирования дома и взять на себя все организационные моменты этого мероприятия.

Первоочередная задача инициативной группы — составить список собственников дома, проинформировать их о грядущих новшествах, разъяснить им плюсы новой формы управления и привлечь как можно больше жильцов. Следующая задача — оповещение жителей о проведении первого общего собрания собственников. Для этого письма, в которых указываются дата, место проведения собрания и его повестка, вкладываются в почтовые ящики жителей дома.

Шаг 2. Проведение собрания

Согласно положениям ЖК РФ, форма управления многоквартирным домом должна выбираться общим собранием, решения которого обязаны придерживаться все собственники. Такое собрание может быть как традиционным (очным), так и заочным.

Не знаете свои права?

Если планируется очная форма, необходимо загодя подобрать место или помещение для сбора жильцов. Это может быть как двор, так и близлежащие общественные заведения (школы, клубы и т. д.) — конечно, по предварительной договоренности. Очное голосование подразумевает присутствие на собрании жильцов-собственников (или их представителей), которые принимают решение на месте. Однако проведение этой процедуры часто затруднено: не проявляющие активности пожилые люди и арендаторы квартир нередко безразличны к новшествам и безынициативны.

В этом случае больше подойдет заочная форма, при которой голосование осуществляется так: жильцы излагают свое мнение письменно в опросном листе или специально подготовленном бюллетене и передают его по адресу, который был указан в оповещении о собрании. Статья 45 ЖК РФ признает собрание состоявшимся, если в нем участвовало более половины всех жильцов-собственников данного дома. Количество голосов на одного собственника определяется размером его жилплощади.

На таком собрании рассматриваются три основных вопроса:

  1. Принятие решения о переходе на форму непосредственного управления домом.
  2. Выбор ответственного за представление интересов жителей дома при общении с обслуживающими организациями и различными органами. Кроме того, может быть выбран такой орган, как совет (или комитет) дома — в домах, где имеется больше 4 квартир, это делается обязательно. Официально регистрировать этот домовой орган нигде не нужно. В совет может входить как один собственник-председатель, так и все собственники-жильцы.
  3. Заключение договоров на обслуживание дома.

Не забудьте пригласить на собрание местную администрацию (или предложить ей проголосовать заочно), т. к. сделать это обязывает закон. По результатам собрания оформляется специальный протокол, который подписывается членами домового комитета или инициативной группы.

Шаг 3. Выбор обслуживающих организаций

Согласно ст. 164 ЖК РФ (пп. 2, 3) договоры на водо-, электро-, газоснабжение и отопление должны заключаться отдельно каждым собственником. Если же собственники передали соответствующие полномочия одному лицу (и это подтверждается оформлением доверенностей), оно вправе самостоятельно заключать такие договоры от их имени.

Заключение прямого договора требует представления:

  • копии протокола решения общего собрания о переходе на непосредственное управление;
  • копии протокола решения общего собрания о выборе ответственного за взаимодействие с обслуживающими организациями;
  • копии техпаспорта дома;
  • заявления на заключение прямого договора, написанного на имя руководителя организации, которая будет производить обслуживание;
  • нотариально заверенных доверенностей.

Таким же образом оформляются договоры и на любые другие услуги, направленные на содержание или ремонт дома (вывоз мусора, обслуживание лифтов и т. п.). Однако если в доме менее 12 квартир, то жильцам необязательно привлекать подрядчиков. Если же подрядчик привлечен, то вся сумма, уплачиваемая за оказанные услуги, распределяется между жильцами, которые подписали с ним договор. Те же собственники, которые договоров не заключали, обязаны возместить остальным приходящуюся на них часть уплаченной суммы.

Некоторые особенности непосредственного управления

  1. Как видим, в данном случае понятия квартплаты не существует, т. к. за основные услуги (газ, воду, электричество, тепло) жильцы платят напрямую соответствующим организациям. За другие услуги деньги также направляются непосредственно поставщикам.
  2. Нет необходимости тратиться на содержание управляющей организации, не нужно делать бесполезную работу по сбору средств жильцов и сортировке по виду услуг.
  3. Отсутствует или сведен до минимума риск воровства и приписок средств, направляемых на оплату содержания дома.
  4. Проблемы по долгам за основные коммунальные услуги возникают только у самих должников, остальные жильцы за них не отвечают. Однако если речь идет о дополнительных услугах (ремонте, уборке подъездов, подготовке к зиме и т. п.), то всегда существует ситуация, когда одни жильцы будут расплачиваться за других. Подрядчик выполняет работы исключительно на ту сумму, которая ему выплачена. Но не секрет, что далеко не все жильцы добросовестны: часть из них платить отказывается, взыскать же необходимые суммы с них не очень легко (хотя и можно — по решению суда). Остается только до суда платить за них добросовестным жильцам (в случае с ТСЖ, например, такая ситуация невозможна).
  5. Поставщики основных услуг, с которыми у жильцов заключены прямые договоры, отвечают перед ними только в рамках договорных условий и не занимаются содержанием или ремонтом домовых инженерных систем.
  6. Управление домом осуществляется инициаторами бесплатно. С одной стороны, это положительный момент (жильцам можно сэкономить), с другой стороны, если дом немаленький, это может быть минусом, т. к. найти человека, желающего по своей воле решать многочисленные вопросы, касающиеся содержания дома, далеко не всегда возможно. Именно поэтому такая форма подходит все-таки лишь для небольших домов.
  7. В случае непосредственного управления отсутствует возможность получать средства по целевым муниципальным программам, возмещающим некоторые коммунальные расходы (на капитальный ремонт, возведение площадок для детей и др.), т. к. одним из условий участия в данных программах является наличие управляющей организации. Трудность получения бюджетных средств связана также с отсутствием расчетного счета, на который должны перечисляться деньги.
  8. Стоит различать обязательные услуги, закрепленные в Постановлении ГС РФ № 170 от 27.09.2003 от «излишеств». И если долги по первым можно взыскать с собственника-неплательщика через суд, то эксклюзивный евроремонт в подъезде, присутствие консьержа и т. п. не являются необходимыми и оплачиваются жильцами строго в добровольном порядке (даже если решение о том, что они нужны, было принято общим собранием). Таким образом, «красивые» статьи расходов лягут целиком на добровольцев.
  9. Важно помнить, что в случае наличия в доме квартир социального найма необходимо приглашать на общие собрания муниципальных представителей, которые наравне с собственниками обсуждают те или иные выдвигаемые жильцами предложения.

Все действия относительно управления многоквартирным домом осуществляются на собрании собственников. Владельцы могут выбирать их, изменять и отменять. По итогам составляется постановление, распространяющееся на всех владельцев помещений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы использовать самостоятельную форму управления, в доме должно числиться более тридцати квартир.

Непосредственное управление многоквартирным домом осуществляется на основании статей ЖК РФ. В соответствии с нормативными документами владельцы могут заключать и расторгать договора по представлению ремонтных работ и иного типа услуг по содержанию общей территории только на основании общего решения. Такие договоры могут заключаться только в случае, если большинство собственников проголосовали на общем собрании за одобрение идеи.

Алгоритм смены формы

Для перехода на самостоятельное управление домом потребуется следовать алгоритму:

Утверждение основной группы жильцов-активистов
  1. На этом этапе определяются владельцы, которые будут проявлять главную инициативу для ведения дела. Лучше всего, если наберется хотя бы по одному представителю из каждого подъезда, каждый из которых смог бы взять на себя ответственность за определенную часть жильцов.
  2. Первое, что должна будет сделать группа активистов – составить список собственников. Каждому жильцу потребуется объяснить, что такое самостоятельное управление МКД, и почему его стоит выбрать взамен другим формам.
  3. После оповещения должен быть передано уведомление о проведении первого сбора. Для этого отправляются соответствующие письма, где указывается вся необходимая информация.
Проведение первого собрания
  1. На этом совещании должно быть принято решение о форме управления МКД. Каждое последующее принятое решение распространяется на каждого владельца.
  2. Если для встречи используется простая очная форма, то необходимо заранее подготовить место для проведения мероприятия. Чаще всего этим местом является придомовая территория.
  3. На собрании путем голосования решаются различные вопросы. Проблемой может стать только высокий процент неявки жильцов.
  4. В случае, если большинство собственников не может явиться лично, то лучше проводить собрание по заочной форме. Если на созыв откликнулось больше половины жильцов, то собрание считается состоявшимся.
Определение организации, являющейся ответственной за обслуживание Необходимость заключения отдельного договора для каждого жильца с обслуживающими компаниями устанавливается статьей 164 ЖК РФ. Заключение от лица одного гражданина доступно только в случае, если владельцы оформили доверенность для проведения подобных действий.

В ЖК РФ сказано, что любой многоквартирный дом, в котором насчитывается более четырех квартир, должно быть товарищество собственников, жилищный кооператив или совет дома. Состав формирования зависит от председателя, который выбирается на общем собрании.

При создании самоуправления МКД, его регистрация не требуется в государственных органах. Собрание совета допускается только одно на каждый дом.

Все владельцы становятся ответственными за организационную деятельность относительно вопросов эксплуатации и содержания дома и придомовой территории. Все имеющиеся идеи по улучшению должны быть представлены для общего рассмотрения.

Для координации работы выбирается уполномоченное лицо, которым чаще всего становится председатель совета.

Если потребуется сбор комиссии собственников, которая будет ответственна за различную помощь для уполномоченного лица, то избрание должно будет проходить также на общем собрании.

Председатель

Подобный статус обязывает лицо не только руководить советом и составлять отчетность, но и:

  • вести переговоры с компаниями по предоставлению выгодных условий для ремонта и содержания имущества, которые позже будут вынесены на рассмотрение общему собранию жильцов;
  • вести переговоры с поставщиками коммунальных услуг, после чего каждый из собственников должен будет заключить индивидуальный договор с компанией;
  • заключать договора и выполнять прием услуг и работ на основании доверенности, переданной каждым жильцом МКД;
  • контролировать процесс предоставления услуг и выполнения всех пунктов договоров компаниями;
  • представлять интересы собственников в судебном заседании;
  • составлять акты по нарушениям.

Важно помнить!

По решению общей встречи жильцов для председателя может быть определено вознаграждение с указанием размера и порядка выплаты.

Общее собрание хозяев

Независимо от выбранного способа управления МКД, законодательство определяет общая встреча собственников, как главный орган управления. Жильцы имеют право решать все организационные моменты по управлению и эксплуатации дома.

Законодательством определены формы, при помощи которых владельцам на общем собрании принимаются решения:

Решение жителей дома считается правомочным только в случае, если в голосовании приняло участие более половины зарегистрированных.

На первом собрании рассматриваются следующие вопросы:

  • принятие самостоятельной формы управления домом;
  • избрание жителя или третьего лица, которое будет представлять интересы собственников;
  • заключение договоров с обслуживающими компаниями.

О каждой проводимой встрече владельцы должны уведомляться за 10 дней .

Вместе с этим объявляются:

  • адрес подачи решений (при заочной или очно-заочной форме);
  • данные инициатора собрания;
  • точное время проведения;
  • причина созыва;
  • способы ознакомления с материалами вопроса;
  • форма проведения (может измениться).

Законодательство устанавливает минимальное количество собраний в год – одно. Но жители имеют право проводить внеочередные созывы неограниченное количество раз.

Деятельность коммунальных услуг

Правила финансирования

Если управление МКД осуществляется самими собственниками, то каждый из них должен заключить индивидуальный контракт с подрядчиками и компаниями, предоставляющими ресурсы.

Индивидуальные договора необходимо заключать, чтобы избежать ситуации, когда к ответственности привлекается весь коллектив, а не отдельные жильцы. А общее коммунальное потребление остается безответным.

Все средства, определенные в общее пользование владельцами жилья, распределяются самими жильцами на советах. Здесь же осуществляется выбор подрядчиков, слежение за качеством представляемых услуг и работ.

Заключение договора

Определены соглашения двух типов:

Ресурсоснабжающие Это предоставление газа, воды, электричества и других ресурсов. Оформляется индивидуально каждым жителем. Ответственность компания, предоставляющая ресурсы, будет нести перед каждым клиентом в отдельности на основании заключенного договора.
Ремонтно-экплуатационные Сюда включена уборка, вывоз мусора, обслуживание лифтов и инженерных сетей.

Ответственные за них указываются в соответствующем договоре, они берут на себя обязанности по слежению за их исправным состоянием. Наружные сети должны обслуживаться ресурсоснабжающими компаниями, но когда они переходят во внутренние сети, то ответственными становятся жители дома.

Плюсы и минусы

Преимущества Сюда можно отнести:
  • управление полностью осуществляется только собственниками квартир, которые напрямую заинтересованы в качестве получаемого результата, а все решения могут быть приняты только при согласии более половины жильцов;
  • средства дома используются только для нужд этого здания;
  • с каждым жителем составляется отдельный договор на предоставление услуг от соответствующих компаний, что позволяет использовать средства каждого из плательщиков только в его интересах;
  • если услуга предоставляется некачественно или не в полном объеме, то каждый житель может требовать перерасчета без посторонних посредников;
  • не требуется уплачивать деньги за пользование услугами управляющей компании.
Недостатки Сюда можно отнести:
  • не в каждом доме можно реализовать такой способ управления (домам с большим количеством квартир будет неудобно проводить советы и голосования);
  • из городского и регионального бюджетов не будут выделяться средства для ремонта дома.

Небольшие МКД по закону имеют право организовать непосредственное управление, и некоторые собственники этим пользуются. Такая схема применяется нечасто, поэтому представления на рынке ЖКХ о ней обычно размытые. В статье мы разберемся с тем, как работает самоуправление, что нужно сделать для перехода на него, рассмотрим плюсы и минусы, а также четко укажем, в каких именно домах можно реализовать данный способ.

Непосредственное управление МКД – как это работает в 2018 году

Управлять многоквартирными домами можно, в том числе, без создания ТСЖ и приглашения управляющей организации. Собственники при желании могут остановиться на варианте, когда они своими скоординированными действиями решают все необходимые задачи. Такая форма называется непосредственным управлением многоквартирным домом .

Что такое непосредственное управление многоквартирным домом

Если владельцы квартир и нежилых помещений считают, что сами справятся со всеми задачами по обслуживанию МКД, то они останавливаются на варианте непосредственного управления. В таком случае обеспечивать безопасные и комфортные условия проживания будут сами жильцы или привлеченные ими лица. Возможность выбора такого способа управления прописана в ст. 161 ЖК РФ. Важно отметить, что он доступен только для небольших домов, число квартир в которых ограничено тридцатью.

Логика указанного ограничения понятна. Для самостоятельного управления МКД жильцам необходимо быть знакомыми между собой и сплоченно действовать для общего блага. В больших домах это практически невозможно – соседи зачастую не проявляют инициативы в управленческих делах и много лет живут в одном подъезде, не общаясь друг с другом.

Если в МКД до 30 квартир и жильцы решили остановиться на непосредственном способе управления, то им самостоятельно придется выстраивать отношения с поставщиками ресурсов и исполнителями работ. Убирать и благоустраивать придомовую территорию можно своими силами, но для ремонта общедомовых инженерных коммуникаций уже потребуются подрядчики. С ними заключается типовой договор подряда, который обязывает исполнителя выполнить и сдать работу, а заказчика – оплатить ее. Это все прописано в части 2 статьи 702 ГК РФ.

Выбор подрядной организации происходит на общем собрании. Более подробно о том, как заключать договоры на содержание общедомовой собственности и получение коммунальных ресурсов из справочной системы «Управление МКД». В том числе, в нем есть пункты с описанием того, кто отвечает перед собственниками за соответствующее состояние общего имущества и бесперебойное обеспечение ресурсами.

Переход на непосредственное управление МКД

Организуется непосредственное управление тремя способами:

  • управленческие обязанности распределяются между всеми владельцами помещений;
  • выбирается один представитель из числа собственников, остальные составляют на него доверенности;
  • выбираются лица, не являющиеся владельцами квартир. Они также получают полномочия по доверенностям.

Особенности непосредственного способа управления

У варианта с самоуправлением многоквартирным домом есть свои плюсы и минусы.

Укажем сначала достоинства:

  • прямая оплата поставляемых коммунальных услуг и отсутствие проблем у добросовестных жильцов из-за появления задолженностей у отдельных квартир или управляющей организации;
  • прозрачность в начислении коммунальных платежей;
  • участие собственников во всех вопросах, касающихся ремонта, благоустройства и других бытовых моментов;
  • приглашение на выполнение сложных работ по обслуживанию дома специализированных организаций по собственному выбору. При правильном составлении договора такой подрядчик сделает все качественно и в срок, либо будет осуществлять переделки за свой счет.

Для объективности отметим и недостатки:

  • при непосредственном управлении МКД вся работа по содержанию дома ведется на добровольных началах. К примеру, при появлении у кого-то идеи организовать видеонаблюдение далеко не всегда удастся собрать на это деньги с каждой квартиры. Инструментов принуждения при таком способе нет;
  • нередко возникают проблемы с назначением уполномоченного лица. Его деятельность не оплачивается, а перечень необходимых знаний и исполняемых обязанностей достаточно большой;
  • каждой квартире нужно подписать несколько договоров с ресурсовиками. Своевременность оплаты всеми собственниками контролировать сложно, так как данные об этом есть только у РСО и самих жильцов;
  • возможны проблемы с качеством предоставляемых подрядчиками услуг. Обычные жильцы не всегда компетентны в выборе ответственных исполнителей;
  • лишение возможности получать государственную поддержку, в том числе, средства на капремонт;
  • трудности с ведением документации и отчетности, так как эти обязанности четко не закрепляются.

В каком доме можно организовать непосредственное управление

В стандартной хрущевке квартир значительно больше 30, равно как и в типовых многоэтажках более поздней постройки. В связи с этим непосредственный способ управления доступен для реализации гражданам, проживающим в многоквартирных домах двух типов:

  • старый 2- или 3-этажных жилфонд, которого с каждым годом становится все меньше;
  • новые малоэтажные жилые комплексы, строящиеся в ограниченном количестве и обычно относящиеся к ценовой категории «выше среднего».

Впрочем, в вопросе числа квартир в ближайшее время возможны законодательные изменения. В сентябре 2018 года на рассмотрение Госдумы поступил проект закона, снимающий ограничение на выбор варианта непосредственного управления домом в зависимости от его размера. Инициатор документа считает, что здесь нарушаются права жильцов. ЖК РФ в одной статье дает им возможность управлять МКД, но в другой не позволяет при количестве квартир более 30 выбрать один из существующих способов управления.

Судьба этого законопроекта пока не ясна. С большой вероятностью он будет отклонен, так как серьезного ущемления прав жильцов и недовольных таким положением дел людей в каком-то значительном количестве не наблюдается.

Оплата коммунальных услуг

Как уже говорилось выше, при непосредственном управлении домом договор о предоставлении коммунальных услуг подписывается каждым собственником в отдельности. Это значит, что и оплачиваться КУ будут напрямую их поставщикам. Данная особенность для многих является ключевой, то есть переход к схеме самоуправления происходит из-за желания добиться прозрачности в вопросах оплаты.

Все чаще и чаще мы слышим, что непосредственное (самостоятельное) управление жильцами своим многоквартирным домом в 2017 году – единственный правильный вариант организации комфортной жизни владельцев помещений в многоквартирном здании.

Но не стоит слепо верить громким агитациям, ведь как говориться, «доверяй, но проверяй». Самостоятельная организация жизнедеятельности жилого дома — важное решение и перед тем, как начинать агитировать соседей лучше трезво взвесить все за и против будущего мероприятия и обсудить волнующие вопросы с юристом и другими собственниками помещений в Вашем доме.

Вопрос серьёзный и лучше не гадать на кофейной гуще, а обратиться к опытным специалистам, которые помогут во всем разобраться и определиться с тем, как же форма управления может быть наилучшим образом реализована Вами и другими собственниками помещений в Вашем доме.

На нашем сайте Вы сможете не только круглосуточно задать волнующий Вас вопрос юристам-консультантам с помощью формы для чата в правом нижнем углу главной страницы, но и скачать договор управления многоквартирным домом или образец любого другого договора.

Действующее в области жилищных вопросов законодательство Российской Федерации, по состоянию на 2017 год, предоставляет возможность жильцам самостоятельно выбрать порядок администрирования своего многоквартирного дома из тех, которые прямо предусмотрены правовыми актами, действующими на федеральном уровне.

Если говорить о способах прямого домоуправления домом жильцами, то Жилищный кодекс России предусматривает следующие формы:

  • непосредственное управление многоквартирным домом жильцами;
  • управление многоквартирным домом, осуществляющееся посредством правления жилищного кооператива (еще называется – ЖК) или товарищества собственников такого жилья (краткое наименование – ТСЖ);
  • передача прав по домоуправлению определенной организации или компании.

Для осуществления передачи прав и обязанностей в сфере администрирования домовладения от жильцов к управляющей организации, абсолютно все владельцы помещений должны подписать договор управления многоквартирным домом с избранной ими компанией.

Условия такого сотрудничества должны быть определены, согласованны и закреплены владельцами помещений в протоколе собрания. Форма заключения такого договора – простая письменная.

Этот договор должен содержать одинаковые условия для всех жильцов. Актуальное законодательство 2017 года так же предусматривает, что подошел конец срока действия такого договора, но ни одна из сторон не имеет намерения прекратить действие документа, договор управления многоквартирным домом автоматически пролонгируется на аналогичных условиях и на аналогичный срок.

Так же, при заключении такого договора стоит учесть, что порядком, действующем в 2017 году, прямо предусмотрено, что выбранная управляющая компания обязана начать выполнять условия, прямо предусмотренные таким договором спустя месяц после его заключения, если сам договор управления многоквартирным домом прямо не устанавливает другой срок начала предоставления услуг.

К сожалению, на сегодняшний день не существует единого правильного ответа на вопрос какая форма и способ управления домом или домами в 2017 году лучшая. Ведь для того, чтоб принять решение по какому пути стоит пойти, необходимо учесть массу внешних и внутренних факторов. К тому же, часто, людям без юридического образования сложно оценить все риски и предугадать возможные масштабы бедствия неправильного выбора.

Как осуществлять домоуправление самостоятельно?

Если Вы, совместно с другими обладателями квартир приняли решение о том, что будете самостоятельно осуществлять управление многоквартирным домом, тогда стоит начать воплощение задуманного в жизнь.

Жилищный кодекс, действующий на территории Российской Федерации, по состоянию на 2017 год, предусматривает право владельцев квартир, избравших непосредственное управление многоквартирным домом пойти по одному из следующих путей:

  • вместе с другими жильцами, решать административные вопросы, возникающие при самостоятельном домоуправлении и содержании всего имущества дома во время общих собраний жильцов;
  • равномерно распределять обязанности, связанные с домоуправлением между всеми собственниками квартир в этом доме;
  • уполномочить либо одного из жильцов дома, либо выбрать и уполномочить третье лицо на предоставление интересов жильцов дома и совершение действий от имени и в интересах всех собственников квартир в доме.

Если жильцы своим совместным решением определили одного из владельцев квартир уполномоченным представителем, тогда такой человек, по состоянию на 2017 год, может осуществлять управление многоквартирным домом без доверенности.

Полномочия такого представителя будут основываться на положениях протокола собрания собственников.

Если же выбор жителей пал на лицо не являющегося владельцем помещений в их многоквартирном доме, тогда такому представителю для реализации своих полномочий понадобится доверенность от жителей дома. Законодательством России, по состоянию на 2017 год, для такого рода доверенностей установлена простая письменная форма. Образец такой доверенности можно получить, отправив соответствующий запрос нашим специалистам.

Правовой аспект

Правовые акты, регламентирующие вопросы в жилищной сфере прямо указывают, что если жильцы принимают решение осуществлять самостоятельное домоуправление, тогда такие владельцы помещений должны заключить договора на оказание услуг по домоуправлению и содержанию дома и, при необходимости, заключать договора на выполнение ремонтных работ. Обычно, у обслуживающих организаций есть своя форма каждого договора, которая не подлежит изменению, за исключением ряда коммерческих условий (цена, срок и т.д.).

Стоит отметить, что для того, чтоб такие документы считались заключенными надлежащим образом, их должны подписать более половины жильцов дома.

Не стоит забывать о том, что помимо вышеуказанных договоров, каждый владелец помещений в доме, должен заключить следующие договоры:

  • газоснабжения (в случае необходимости);
  • водоснабжения (как горячего, так и холодного);
  • водоотведения;
  • отопления.

А стоит ли игра свеч?

С одной стороны, при непосредственном домоуправлении, жильцы будут осуществлять непосредственное управление многоквартирным домом по своему усмотрению, и, что немаловажно, бесплатно. Скорее всего, такая форма управления будет способствовать уменьшению общей стоимости коммунальных услуг. Это бесспорно аргумент «за». Но этот аргумент будет иметь положительный вес только при полном согласии жильцов со всеми принципами совместного управления домом. Чаще всего, данная схема управления практически нереализуема в случае наличия большого количества собственников помещений в доме.

Следующая организационная проблема, с которой могут столкнуться жильцы, это поиск и выбор непосредственного управляющего. Чаще всего, жильцы не проявляют должной инициативности и не готовы брать на себя единоличное управление многоквартирным домом, а так же сопряженную с этим ответственность и груз организационных работ.

Более того, не стоит забывать, что крайне редко собственники помещений многоквартирного дома обладают совокупностью менеджерских навыков и практического опыта, необходимого для осуществления домоуправления.

Результатом привлечения управляющего без достаточной квалификации, может стать полное отсутствие планирования каких-либо ремонтных работ или работ по содержанию здания.

И плюс ко всему, в соответствии с актуальными на 2017 год положениями федерального законодательства, собственники квартир, которые реализуют прямое домоуправление, лишены права на привлечение денежных средств, необходимых для проведения ремонтных работ в своем доме из бюджетного фонда.

Положительные моменты домоуправления

В качестве положительной стороны непосредственного управления можно назвать прозрачность стоимости ресурсов и услуг, так как в такую стоимость не включены никакие дополнительные нужные и не очень услуги посредников. Но, 2017 год положил начало практике прямых платежей, которая подразумевает такую же прозрачность стоимость услуг, но не требует изменить способ управления многоквартирным домом.

И так, самостоятельное управление явно проигрывает управлению, которое могут предоставить профессиональные организации, в штате которых есть профессиональные и опытные сотрудники, а материально-техническая база обладает перечнем необходимой техники. Но, процветающая коррупция приводит к значительному и, порой, безосновательному увеличению цен на жилищно-коммунальные услуги, заставляет жильцов задуматься над альтернативными формами управления домом.

Но, к сожалению, жильцы, чаще всего не обладают необходимой материально-технической базой и опытом в этой сфере. Именно по этому, самостоятельное управление домом, чаще всего, эффективно решает только маленькие задачи и проблемы, связанные с содержанием дома.

И все же, быть или не быть непосредственному управлению многоквартирным домом, решать только Вам и Вашим соседям. Если Вы взвесили все за и против и понимаете, что среди собственников квартир есть инициативные, готовы принять на себя ответственность, люди и общество соседей по большинству вопросов имеет единое мнение, тогда — вперед! Смело отправляйтесь в плавание самостоятельного управления общедомовым имуществом! И да будет Вам попутный ветер!

Выбирая способ управления домом, в котором насчитывается несколько квартир, собственники преследуют цели комфортного проживания при оптимальных расходах на его обеспечение. В каких ситуациях следует привлечь специального управляющего субъекта, а когда отдать предпочтение непосредственному управлению самими жильцами?

Законодательство РФ позволяет жильцам многоквартирных домов определиться самостоятельно с избранием способа управления их собственностью, определить субъектов. Это могут быть:

  • специальная распоряжающаяся организация;
  • жилищный, иной специализированный кооператив либо товарищество;
  • непосредственное управление осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме.

Всякая из этих перечисленных форм управленческой деятельности должна обеспечивать:

  • удобное, благоприятное проживание;
  • нормальное состояние, надлежащее пользование имуществом коллектива жильцов;
  • предоставление проживающим лицам необходимых услуг коммунальных организаций;
  • стандарты санитарно-эпидемиологической обстановки, пожарной безопасности, надежности МКД.

Критерии выбора, особенности обслуживания дома

Способы управления МКД выбираются, могут быть изменены, отменены собственниками на общем собрании. Постановление этого собрания является обязательным для всех обладателей помещений.

Выбор в пользу самостоятельного управления недвижимостью объясняется стремлением рачительных хозяев подольше обеспечить сохранность и эксплуатационные свойства жилья, сэкономив средства на содержание, услуги жизнеобеспечения.

Воспользоваться непосредственным способом управления многоквартирным домом законодатель разрешает собственникам помещений, где насчитывается не более тридцати квартир.

Форма управления домом непосредственно жильцами имеет предусмотренные статьями Жилищного кодекса особенности, которые состоят в следующем:

  • договоры на услуги в части содержания имущества, принадлежащего хозяевам всего МКД, его ремонта могут заключаться только согласно решениям, принятым общим собранием. Это такие случаи, когда одна из сторон договора – все собственники (допустимо их большинство);
  • на водоснабжение, водоотведение, поставку газа, электрообеспечение, отопление, вывоз твердых коммунальных отходов договоры собственник каждой квартиры должен заключить от себя лично.

От имени самих собственников заключать договоры , соглашения с третьими сторонами вправе один из владельцев. Также это может поручаться иному лицу, не имеющему в этом МКД собственности. Такие полномочия предоставляются общим собранием и удостоверяются письменно: выпиской из постановления собрания, выданной собственниками доверенностью.

Согласно Жилищному кодексу в здании, где насчитывается свыше четырех квартир и не образовано товарищество собственников либо жилищный кооператив, должен быть совет дома. Состав этого формирования, его председателя выбирает общее собрание. По закону регистрировать совет учреждением местного самоуправления не нужно. На несколько МКД не допускается избрание одного совета .

Вся организационная деятельность по содержанию и эксплуатации дома, обустройству дворовой территории, детской площадки при непосредственном управлении многоквартирным домом возлагается на собственников. Всевозможные улучшения проводятся по согласованию со всеми владельцами в добровольном порядке.

Координировать эту работу, заключать договоры, вести документацию, подготавливать отчетность поручается уполномоченному собранием лицу. Скорее всего, эти обязанности будет выполнять председатель совета.

Общим собранием либо советом МКД могут избираться также комиссии собственников для содействия в подготовке, обосновании предложений, направленных на улучшение обслуживания таких помещений.

Правовой статус избранного председателя, кроме руководства деятельностью совета и отчетов перед общим собранием о проведенной работе, вменяет ему в обязанности:

Общим собранием владельцев квартир может быть установлено председателю, иному члену совета денежное вознаграждение, определены размер, порядок оплаты.

Общее собрание хозяев МКД

Независимо от того, какой способ распоряжения домом был выбран, главным управленческим органом МКД считается по закону общее собрание владельцев квартир в таком доме. Этот орган решает буквально все организационные вопросы по непосредственному управлению многоквартирным домом, его эксплуатации.

Законодательно такое собрание вправе принимать свои решения посредством следующих форм:

  • очного голосования, когда требуется, чтобы вопросы обсуждались в непосредственном присутствии собственников помещений;
  • заочное голосование проводится опросным путем по системе: передача администратору собрания решений в письменном виде. С 2018 возможна электронная форма подачи голосов;
  • голосование очно-заочное.

Обязательное условие правомочности принимаемых решений – кворум, т.е. участие в голосовании более 50% собственников.

О проведении такого собрания жильцы МКД уведомляются за 10 дней . Одновременно сообщаются:

  • сведения об инициаторе созыва собрания;
  • предполагаемая форма проведения;
  • число, время, место сбора. При заочной (очно-заочной) форме – адрес и окончательная дата приема решений голосования;
  • запланированная повестка дня;
  • как ознакомиться с материалами предстоящего собрания.

Собственники квартир в МКД обязаны проводить такие общие собрания ежегодно. Внеочередные – по необходимости.

Условия принятия решений

Постановленное решение принято, если за него проголосовала преимущественная часть собравшихся. В отдельных случаях Жилищным кодексом предписано, чтобы данное большинство составляло не меньше двух третей от имеющегося числа в МКД собственников помещений.

При реализации непосредственного управления МКД в новых правовых условиях к таким ситуациям причисляются решения касательно:

Указанный кворум обязателен для принятия решений о порядке формирования фонда капремонта, установлении минимальных сумм взноса и размера формируемого фонда, если будет решено вносить суммы взноса, создавать фонд на капремонт в пределах, превышающих законодательно установленный минимум.

Важным условием является такое большинство проголосовавших «за» при определении лица, которому доверяется:

  • открыть спецсчет, совершать по нему операции, выбирать кредитную организацию для открытия спецсчета;
  • получать кредиты, займы на капремонт общего имущества, иметь право расходования средств на эти цели.

Все решения собрания обязательно оформляются протоколом, они имеют статус официальных документов как локальные правовые акты, влекущие юридические последствия за их выполнение.

Выгоды непосредственного управления

Законодатель указывает на оптимальный способ, ограничивая форму, при которой собственники непосредственно сами управляют МКД, 30-ю квартирным помещением. Кто возьмется управлять многоэтажным, многоподъездным домом как не специальная управляющая организация, жилищный либо иной кооператив. Понимают это и сами жильцы.

Однако в законодательно определенных рамках непосредственное управление многоквартирным домом представляется решением положительным . Дружный домовой коллектив, самостоятельно управляющий многоквартирным жильем, может получить ряд преимуществ.

Во-первых, даже если будет принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД, расходы будут меньшими, чем при оплате услуг кооператива, управляющей организации.

Во-вторых, заключая при таком способе от себя лично договоры на потребление воды, газа, электрической энергии для собственника каждой квартиры:

  • все виды оплаты по жилью становятся прозрачными;
  • наступает индивидуальная ответственность за своевременные расчеты, что снижает количество должников;
  • вопросы технического обслуживания, благоустройства, установки видеонаблюдения согласовываются со всеми собственниками, а коллективное мнение всегда рациональнее единоличного.

Жилищный закон совершенствуется

Новые положения, введенные с 2018 года, упрощают некоторые организационные моменты непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

Основные изменения позволяют защитить от инфляции фонд капитальных ремонтов. Они состоят в:

Итак, непосредственное управление в допускаемых законом пределах представляется оптимальной формой, позволяющей всем собственникам активно участвовать в жизнедеятельности МКД.