Учет на забалансовых счетах. Правила забалансового учета в бюджетных учреждениях Учет основных средств на счете 21

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

В Приказе Минфина России от 03.07.2009 N 69н (далее - Приказ N 69н), которым внесены изменения в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), уделено большое внимание забалансовому учету. Так, в новой редакции изложено описание четырех счетов: 04, 17, 18 и 19. Одновременно стоит заметить, что сама Инструкция N 148н в первоначальном варианте в сравнении с ранее действовавшей Инструкцией N 25н <1> в части забалансового учета также претерпела ряд изменений. Например , с 01.01.2009 к забалансовым счетам добавлены три новых счета: 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами", 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" и 23 "Периодические издания для пользования". В данной статье мы рассмотрим правила забалансового учета в 2009 г., принимая во внимание Приказ N 69н.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (утратила силу с 01.01.2009).

Общие положения и правила забалансового учета бюджетных учреждений содержит п. 263 Инструкции N 148н. Согласно указанному пункту за балансом учитываются:

  • ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование));
  • материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению;
  • бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др.;
  • обязательства, ожидающие исполнения.

Всего забалансовый учет насчитывает 22 счета: с 01 по 20, а также 22, 23. Номер 21 не присвоен ни одному из счетов.

Забалансовые счета

Наименование счета

Основные средства в пользовании

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Бланки строгой отчетности

Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов

Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению

Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные

ценности

Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры

Путевки неоплаченные

Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных

Обеспечение исполнения обязательств

Государственные и муниципальные гарантии

Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по

договорам с заказчиками

Экспериментальные устройства

Расчетные документы, ожидающие исполнения

Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств

на счете, по деятельности, приносящей доход

Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения

законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок

Поступления денежных средств на счета учреждения

Выбытия денежных средств со счетов учреждения

Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет

Списанная задолженность, не востребованная кредиторами

Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению

Периодические издания для пользования

Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета. Во многих бюджетных учреждениях за балансом учитываются материальные ценности, списанные по правилам бюджетного учета со счетов учета нефинансовых активов, но используемые в деятельности бюджетных учреждений. Например , согласно п. 22 Инструкции N 148н при выдаче в эксплуатацию основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда, стоимостью до 3000 руб. кредитуется счет 0 101 xx 410, то есть объект списывается с баланса. Такой объект еще долго может использоваться в деятельности учреждения. По нашему мнению, срок его службы должен совпадать со сроками эксплуатации той амортизационной группы, к которой относится объект в соответствии с Классификацией основных средств по амортизационным группам. В целях сохранности списанных с баланса объектов целесообразно организовать их забалансовый учет в количественном либо в количественно-суммовом выражении. Правила учета на забалансовых счетах, введенных учреждением самостоятельно, должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. Для наглядности приведем пример.

Пример. Согласно учетной политике учреждения объекты основных средств стоимостью до 3000 руб., за исключением объектов библиотечного фонда, после их выдачи в эксплуатацию должны учитываться на забалансовом счете 24 "Основные средства первоначальной стоимостью до 3000 руб., выданные в эксплуатацию" по материально ответственным лицам в оценке 1 руб. за объект учета. В рамках бюджетной деятельности были выданы в эксплуатацию три стула стоимостью 2850 руб. каждый.

В учете операции отражаются следующим образом:

Для справки: согласно Классификации основных средств по амортизационным группам мебель школьных учреждений относится к 4-й амортизационной группе, срок эксплуатации данной группы составляет от пяти до семи лет. Отсюда - стулья за балансом должны числиться не менее пяти лет.

Инвентаризация материальных ценностей, иных активов и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, проводится в порядке и в сроки, которые установлены для объектов, учитываемых на балансе.

Примечание. Согласно п. 170 Инструкции N 148н при определении ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Это положение относится не только к объектам, которые числятся на балансе, но и к объектам забалансового учета.

Счет 01 "Основные средства в пользовании"

Счет 01 раньше в соответствии с Инструкцией N 25н назывался "Арендованные основные средства". Теперь название счета соответствует сути операций, отражаемых на нем. На счете 01 учитывается не только арендованное имущество, но и имущество, полученное в безвозмездное пользование (имущество, полученное по договору ссуды).

Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей по форме 0504041 (далее - Карточка ф. 0504041). По нашему мнению, суммовое выражение стоимости арендованных основных средств должно соответствовать данным арендодателя.

Счет 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

Описание счета 02 по сравнению с Инструкцией N 25н не изменилось. На этом счете учитываются товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, а также изъятые в принудительном порядке, до момента обращения их в собственность государства. Аналитический учет объектов ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения, по договорным ценам или ценам приобретения.

Кроме того, на счете 02 учитываются сырье и материалы, принятые в переработку по ценам, предусмотренным в договорах. В этом случае аналитический учет по счету ведется по заказчикам, видам, сортам материалов и месту их нахождения в Карточке ф. 0504041.

Счет 03 "Бланки строгой отчетности"

Учет бланков строгой отчетности (БСО) за балансом ведется по прежним правилам. На этом счете учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек (вкладыши к ним) и другие бланки строгой отчетности.

БСО учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 бланк. Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно разрабатывать и утверждать форму БСО?

В Информационном письме Минфина России от 22.08.2008 разъяснено, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, указанные в п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники <2> (далее - Положение), если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что, в случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 6 Положения при необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных пп. "ж" - "и" п. 3 Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Таким образом, если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения, учреждения, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать документ, форма которого разработана и утверждена учреждением самостоятельно, при условии, что такой документ содержит реквизиты, установленные п. 3 Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно изготавливать БСО?

Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. п. 4, 11 Положения). При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

По требованию налоговых органов организации обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).

Примечание. С 1 декабря 2008 г. не применяются старые формы бланков строгой отчетности, не отвечающие требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов"

Предназначение счета осталось прежним: наблюдение за возможностью взыскания списанной дебиторской задолженности в случае изменения имущественного положения должников.

Изменились требования к учету на данном счете. В частности, на нем должен быть организован аналитический учет списанной задолженности по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Кроме того, Инструкцией N 25н рассматривался только один вариант срока учета задолженности за балансом - пять лет с момента ее списания с балансового учета в порядке, установленном законодательством. Инструкция N 148н добавила к нему иной срок, установленный законодательством.

Инструкция N 148н в отличие от Инструкции N 25н предполагает списание задолженности с забалансового учета и постановку ее на баланс не только в случае поступления средств в погашение задолженности, но и при возможности возобновления процедуры взыскания задолженности дебиторов. Указанные операции проводятся, соответственно, на дату возобновления взыскания или на дату администрирования указанных поступлений.

Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Отражение операций по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности на счетах бюджетного учета

В соответствии с п. п. 151, 155 Инструкции N 148н нереальная к взысканию дебиторская задолженность в части доходов списывается на счет 0 401 01 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", а в части расходов на счет 0 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". По мнению автора, на эти счета можно списывать дебиторскую задолженность, образовавшуюся как в рамках бюджетной, так и в рамках внебюджетной (приносящей доход) деятельности.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образованной в рамках бюджетной деятельности, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Инструкция N 148н не содержит указаний (проводок) по восстановлению на балансовый учет получателя бюджетных средств списанной дебиторской задолженности в случае возобновления процедуры ее взыскания. По мнению автора, в рамках бюджетной деятельности восстановить на баланс дебиторскую задолженность можно, отразив увеличение дебиторской задолженности за счет увеличения кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xxx 560 Кредит счета 0 303 05 730.

В рамках приносящей доход деятельности дебиторская задолженность восстанавливается на баланс также за счет чрезвычайных доходов: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xx 560 Кредит счета 0 401 01 173. В части налогового учета в отношении списанной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, следует иметь в виду, что согласно разъяснениям Минфина указанная задолженность при списании относится на расходы, а при ее восстановлении (получении) - к доходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли (Письмо Минфина России от 21.04.2009 N 03-03-06/1/271).

Примечание. Инструкция N 148н не устанавливает порядок списания дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, а в пределах своей компетенции определяет только порядок отражения операций по списанию активов и обязательств на счетах бюджетного учета. В соответствии с законодательством РФ бюджетное учреждение может произвести списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и нереальной к взысканию на основании соответствующего решения суда (Письмо Минфина России от 23.07.2007 N 02-14-10а/1907).

В бухгалтерском учете учреждений - получателей бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, операции по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности и поступлению платежей в ее уплату отражаются следующим образом:

на нормативный

документ

  1. Отражено списание

в порядке, установленном

бюджетным

законодательством,

нереальной к взысканию

дебиторской задолженности

на основании подтверждающих

документов (по видам

задолженности)

1.1. В части задолженности

по доходам

Абзац 12 п. 151,

абз. 7 п. 155

Инструкции

Приложения 1 <3>

1.2. В части задолженности

по расходам

1.3. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам от приносящей

доход деятельности

2.1. Балансовый учет

Проводки

предложены

2.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы

средств дебиторской

задолженности прошлых

лет в рамках приносящей

доход деятельности,

поступившие

на соответствующий раздел

лицевого счета бюджетного

учреждения

Абзац 4 п. 99

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы платежа в бюджет

в части возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам бюджета

4.1. Балансовый учет

Абзац 2 п. 203

Инструкции N 148н

4.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы средств,

поступившие в доход бюджета

в погашение дебиторской

задолженности прошлых лет

по средствам бюджета

Абзац 8 п. 203

Инструкции N 148н

<3> Приложение 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении" к Инструкции N 148н.

Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению"

Принципы учета на данном счете не изменились. Счет 05 используется вышестоящим учреждением - заказчиком. На счете учитываются материальные ценности, оплаченные вышестоящим учреждением и отгруженные учреждениям (грузополучателям) в рамках централизованного снабжения.

Получив подтверждение получения ценностей от учреждения (грузополучателя), вышестоящее учреждение списывает их стоимость с этого счета. Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю).

Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности"

Правила учета на счете 06 остались прежними. На счете учитывается задолженность учащихся и студентов за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и другие ценности. Аналитический учет по счету ведется по каждому учащемуся и студенту на Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Порядок учета безнадежной к взысканию задолженности учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности аналогичен учету на счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Счет 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры"

Описание счета 07 не изменилось. На этом счете учитываются переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд-победителей, а также ценные подарки и сувениры. Призы, знамена, кубки учитываются в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Переходящие награды, призы, кубки учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 предмет. Ценные подарки и сувениры учитываются по стоимости приобретения. Аналитический учет по счету ведется по каждому предмету и его стоимости в Карточке ф. 0504041.

В бюджетном учете затраты по приобретению сувенирной продукции, предназначенной для дарения, следует относить на расходы и отражать на счете 0 401 01 290 "Прочие расходы".

Счет 08 "Путевки неоплаченные"

На этом счете учитываются путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций. Аналитический учет ведется по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости в Карточке ф. 0504041.

Примечание. Путевки должны храниться в кассе наравне с денежными документами (п. 263 Инструкции N 148н).

Л.Максимова

Главный редактор

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Практически у любого бюджетного учреждения имеются активы, имущество или ценности, которыми заведение пользуется или которые хранит. При этом они не принадлежат ему и не закреплены в его оперативном управлении. Чтобы проводить операции с такими ценностями, необходимо открыть специальные счета, которые называются забалансовыми. Кроме того, такие счета нужны, чтобы отслеживать бланки строгой отчетности, обязательства по которым еще не исполнены.

Какие забалансовые счета существуют в бюджетных организациях

Настольными книгами любого бухгалтера в бюджетном учреждении являются план счетов бухучета и инструкция по его применению №174н. Документы утвердил Минфин приказом от 16 декабря 2010 года. Именно в этой инструкции закреплен перечень забалансовых счетов, предусмотренных в бюджетных организациях. Список состоит из 31 пункта: 27 основных (с 1 по 27) и четыре дополнительных (30, 31, 40 и 42). Этим бухучет в бюджетных организациях отличается от учета в коммерческих компаниях, для которых предусмотрено всего 11 забалансовых счетов.

Итак, каковы забалансовые счета у бюджетников?

Счет 01. Имущество, полученное в пользование

На нем учитываются недвижимость и другое имущество, которое получено в безвозмездное пользование. Здесь же отражаются транспортные средства в возмездном пользовании (кроме аренды), находящиеся на балансе лизингополучателя. Факт передачи имущества от собственника пользователю закрепляется в акте приема-передачи. В нем же прописывается стоимость объекта, по которой он будет проходить по забалансовому счету 01.

Интересный факт! На забалансовых счетах 01 учитываются экспонаты и коллекции музейного фонда РФ, которые хранятся в государственных и муниципальных музеях.

Счет 02. Матценности, принятые на хранение

На этом счету учитывается целый ряд активов:

  • предметы, отправленные на переработку;
  • бесхозные вещи;
  • списанная в утиль техника;
  • имущество, изъятое в качестве компенсации вреда;
  • товары, задержанные на таможне;

Имущество принимается на хранение с составлением первичного документа, в котором передающая сторона указывает его стоимость. Если ценности принимаются в одностороннем порядке, указывается условная цена в один рубль.

Счет 03. Бланки строгой отчетности

К таким бланкам относятся:

  • т и вкладыши в них;
  • шаблоны аттестатов и дипломов;
  • свидетельства и сертификаты;
  • больничные листы;
  • незаполненные квитанции;

Прием, хранение, выбытие, списание этих бланков учитывается на забалансовом счете 03.

Счет 04. Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов

Задолженности учитываются на забалансовом счете после того как специальная комиссия принимает решение об их списании с основного балансового учета. Задолженность будет учитываться, пока имущественное положение должника не изменится и он не погасит долг, либо пока задолженность не будет исполнена или прекращена иным образом, не противоречащим закону.

Счет 05. Матценности, оплаченные по централизованному снабжению

Таким счетом могут пользоваться учреждения-грузополучатели, которые отгружают матценности, а затем передают их заказчикам. На забалансовом счете грузы отражаются по закупочной цене, а затем списываются по ней же.

Счет 06. Задолженность студентов и учащихся за невозвращенные матценности

Объем долга учитывается как сумма расходов на восстановление старого или покупку нового имущества. Цифры отражаются в карточках по каждому студенту, видам поступлений и ценностей.

Счет 07. Награды, ценные подарки, сувениры

Награды, призы, кубки и знамена ставятся на учет по условной цене в один рубль. Ценные подарки, сувениры и другие предметы, купленные для вознаграждения, отражаются по той стоимости, по которой их покупали.

Счет 08. Неоплаченные путевки

Неоплаченные путевки принимаются на забалансовый счет после истечения срока их хранения в кассе. Они ставятся на учет либо по номиналу, указанному на путевке, либо по условной оценке в один рубль, если номинал отсутствует.

Счет 09. Запчасти к транспортным средствам

Запчасти начинают учитываться на забалансовом счете, после того как с их помощью отремонтируют транспортное средство. В этот момент они списываются с баланса и в течение всего эксплуатационного срока учитываются на забалансовом счете 09.

Счет 10. Обеспечение исполнения обязательств

На этом счете учитывается имущество, полученное учреждением в рамках обеспечительных мер:

Стоимость такого имущества записывается как сумма тех обязательств, которые оно обеспечивает. По этой же стоимости оно выбывает с забалансового учета.

Счет 11. Государственные и муниципальные гарантии

На этом счете отражаются все виды и суммы гарантий, данных и полученных по тем или иным гражданско-правовым обязательствам. Записи о прибытии и выбытии производятся по тем суммам обязательств, на которые получены гарантии.

Счет 12. Специальное оборудование для выполнения научных исследований по договорам с заказчиками

Этот счет необходим учреждениям, которые выполняют научно-исследовательскую работу по специальным заказам. На забалансовом счете 12 учитывается оборудование, необходимое для такой работы. Оно прибывает и убывает по стоимости, указанной заказчиком в соответствующем договоре.

Счет 13. Экспериментальные устройства

На этом счете также учитывается оборудование, которое необходимо для научно-исследовательской работы, но при этом относится к категории экспериментального.

Счет 14. Расчетные документы, ожидающие исполнения

На этом счете учитываются все суммы, на которые выданы расчетные документы.

Счет 15. Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия денег на балансе бюджетной организации

На этом счете учитываются все суммы задолженностей, которые бюджетное учреждение не смогло погасить вовремя. Долги выбывают с баланса по истечении срока их погашения, но сохраняются на забалансовом учете.

Счет 16. Переплаты по пенсиям и пособиям из-за неверного применения законов и счетных ошибок

Суммы переплаты ставятся на забалансовый учет на основании ревизий или проверок и числятся там до момента их полного погашения или списания.

Счет 17. Поступления денег

Забалансовый счет 17 открывается как приложение к трем расчетным балансовым счетам. Он необходим для аналитического учета поступления денег, возврата излишне полученных доходов, возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

Счет 18. Выбытия денег

Счет открывается в дополнение к тем же расчетным балансовым счетам, что и предыдущий. Он необходим для анализа выбытия денег, возвратов излишних расходов и т.д.

Счет 19. Неизвестные поступления в бюджеты прошлых лет

На счете учитываются даты неизвестных зачислений и уточнения их объемов.

Счет 20. Задолженность, не востребованная кредиторами

На этом счете учитывают суммы долгов, не подтвержденные кредиторами по результатам их ревизий. Они остаются на учете в течение срока исковой давности, а затем списываются в счет доходов бюджетной организации.

Счет 21. Основные активы (до трех тысяч рублей), находящиеся в эксплуатации

На этом счете учитываются основные средства предприятия стоимостью до трех тысяч рублей включительно, которые находятся в активном использовании. Исключение – недвижимость и объекты библиотечного фонда. Средства ставятся на учет по условной стоимости в один рубль.

Счет 22. Матценности, полученные по централизованному снабжению

На этом счете такое имущество учитывается до тех пор, пока поставщик не представит все необходимые документы на снабжение.

Счет 23. Периодика для использования руководством и сотрудниками

Здесь учитываются газеты, журналы и прочая периодика, которую бюджетное учреждение покупает для своих нужд. Учет ведется по условной стоимости в один рубль.

Счет 24. Предметы, отданные в доверительное управление

Счет необходим для контроля над активами, в том числе недвижимыми, передаваемыми в доверительное управление.

Счет 25. Предметы, отданные в аренду

Этот счет нужен для анализа активов, передаваемых в аренду. Он помогает обеспечивать их сохранность и правильное использование. На нем учитываются местоположение имущества, его виды, количество, стоимость.

Счет 26. Предметы, отданные в безвозмездное использование

Здесь учитывается любое имущество, которое бюджетное учреждение отдало кому-то в безвозмездное пользование. Запись производится на основании первичного акта, в котором установлена стоимость передаваемого имущества.

Счет 27. Матценности, выданные трудящимся для личного использования

На этом счете учитываются спецодежда, обмундирование и прочее имущество, которое выдается сотрудникам для исполнения их служебных обязанностей.

Еще четыре счета 30, 31, 40 и 42 считаются дополнительными. На них учитываются:

  • денежные транзакции, выполненные через третьих лиц;
  • акции, имеющие номинальную стоимость;
  • активы, находящиеся в ведении управляющих компаний;
  • бюджетные инвестиции, находящиеся в реализации.

Также бюджетные учреждения имеют право заводить и другие забалансовые счета, если им необходимо собрать дополнительную информацию или усилить контроль над имуществом и транзакциями.

Правила ведения учета на забалансовых счетах регламентированы разд. VII Инструкции № 157н. На основании п. 332 - 384 инструкции в статье рассмотрен порядок отражения на забалансовых счетах материальных ценностей и расчетов.

Учет на забалансовых счетах

Правила ведения учета на забалансовых счетах регламентированы разд. VII Инструкции № 157н 1 . На основании п. 332 - 384 инструкции в статье рассмотрен порядок отражения на забалансовых счетах материальных ценностей и расчетов.

Общие положения по ведению учета

На забалансовых счетах учреждения учитываются (п. 332 Инструкции № 157н):

Ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество, имущество, полученное с правом безвозмездного (бессрочного) пользования, поступившее на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам (централизованному снабжению) и т. п.);

Материальные ценности, учет которых согласно инструкциям № 157н, № 183н 2 предусмотрен вне балансовых счетов:

а) основные средства, стоимостью до 3 000 руб. включительно, введенные в эксплуатацию;

б) периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости;

в) бланки строгой отчетности;

г) имущество, приобретенное в целях награждения (дарения);

д) переходящие награды, призы, кубки;

е) материальные ценности, оплаченные по централизованным закупкам (централизованному снабжению);

ж) специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам);

и) экспериментальные устройства, иные ценности;

к) дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности;

Расчеты и обязательства, ожидающие исполнения.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе, то есть поступление (увеличение) отражается по дебету счета, а выбытие (уменьшение) - по кредиту счета. Двойная запись в части использования забалансовых счетов не применяется (п. 332 Инструкции № 157н).

Для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета.

Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Руководствуясь этим нормативным актом, автономные учреждения осуществляют инвентаризацию имущества и расчетов, отраженных на забалансовых счетах.

Движение по забалансовым счетам, на которых учитываются объекты материальных ценностей, отражается в разд. 3 таблицы «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» ф. 0503768, в Пояснительной записке ф. 0503760. В этом разделе приводится информация в части стоимости имущества, учитываемого на забалансовых счетах:

На начало и конец года;

Поступившего и выбывшего в отчетном году.

Ниже рассмотрим правила учета материальных ценностей, расчетов и обязательств на отдельных забалансовых счетах.

Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»

Объект движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя, учитывается на счете 01. Правила учета имущества по данному счету прописаны в п. 332 Инструкции № 157н.

Руководствуясь нормами, приведенными в этом пункте, рас-смотрим на примере, как учитывается имущество, полученное в пользование.

Учреждение культуры взяло в аренду костюмы для организации праздничного мероприятия. По договору аренды одна сторона (арендодатель) передает другой стороне в возмездное пользование сроком на два месяца пять костюмов. Арендная плата за них составляет 15 000 руб. После праздничных мероприятий костюмы были возвращены арендодателю.

В бухгалтерском учете операции по получению имущества и возврату его арендодателю отражаются следующим образом:

Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения. Таким оправдательным документом может быть Требование-накладная ф. 0315006.

Аналитический учет по счету 01 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) имущества по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приемки-передачи (ином документе).

Счет 03 «Бланки строгой отчетности»

Для начала отметим, что инструкции № 157н, № 183н не определяют, что является бланками строгой отчетности. Если принять во внимание положения Приказа Минфина РФ № 173н 3 , в котором даются разъяснения о заполнении Книги учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045), то к бланкам строгой отчетности относятся квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек и вкладышей к ним и т. п. Бланки, находящиеся на хранении в учреждении по условной оценке (1 руб. за 1 бланк), учитываются на этом забалансовом счете (п. 337 Инструкции № 157н). Учетной политикой учреждения может быть установлено правило учета бланков строгой отчетности по стоимости их приобретения. Бухгалтерский учет бланков строгой отчетности должен быть организован в разрезе:

а) ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц;

б) мест хранения.

Выбытие бланков строгой отчетности при их оформлении (выдаче), передаче иному юридическому лицу, ответственному за их оформление (выдачу), а также в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи, принятием решения об их списании (уничтожении), производится на основании Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816), Акта приема-передачи в произвольной форме.

Внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов (Требование-накладная ф. 0315006) путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков строгой отчетности в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности.

Рассмотрим на примере учет бланков строгой отчетности.

На Иванова А. И. как МОЛ возложены обязанности по хранению бланков строгой отчетности - дипломов. По проведении итоговой аттестации студентов Иванов А. И. заполняет бланки дипломов и выдает их аттестованным студентам. На сохранности у Иванова А. И. находилось 500 шт. бланков, из которых было использовано 350 штук. Согласно учетной политике, установленной в учреждении, бланки учитываются в условной единице - 1 руб. за 1 шт.

Корреспонденция счетов по выдаче дипломов будет составлена следующим образом:

Счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов»

В силу п. 97, 180 Инструкции № 183н списание с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию, отражается на основании Справки ф. 0504833 по дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» с одновременным отражением списанной задолженности на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». В свою очередь отнесение на уменьшение финансового результата автономного учреждения суммы дебиторской задолженности по расходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию, отражается по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциями с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», также с одновременным списанием указанной суммы на забалансовый счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 181 Инструкции № 183н).

Как правило, нереальной к взысканию признается задолженность, по которой истек срок исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). В отдельных случаях (для отдельных видов требований) срок исковой давности может быть больше или меньше трех лет. Например, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности равен одному году (п. 2 ст. 181 ГК РФ). Также нереальной к взысканию задолженность может быть признана по решению суда.

Когда задолженность признана нереальной к взысканию, учреждение вправе списать дебиторскую (кредиторскую) задолженность со счетов бухгалтерского учета и отразить ее за балансом. На забалансовом счете 04 такая задолженность учитывается в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) для наблюдения за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников (п. 339 Инструкции № 157н). В случае возобновления процедуры взыскания или поступления средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений такая задолженность списывается с забалансового учета.

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Срок исковой давности по дебиторской задолженности (15 760 руб.), числящейся на балансе автономного учреждения по счету 2 206 31 000, истекает 01.11.2011. По приказу руководителя учреждения данная задолженность подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета на основании оправдательных документов о признании должника неплатежеспособным.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 183н будут сделаны следующие записи:

Предположим, что дебитор в феврале 2012 года вернул денежные средства, перечисленные ему ранее в качестве аванса по договору поставки оборудования. В этом случае восстановление суммы дебиторской задолженности на счета бухгалтерского учета будет выглядеть следующим образом:

Аналитический учет по счету 04 ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.

Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»

Применение данного счета актуально для образовательных автономных учреждений. Согласно положениям п. 343 Инструкции № 157н задолженность учащихся и (или) студентов за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и иное имущество принимается к учету в размере подлежащих возмещению сумм расходов учреждения, необходимых для восстановления (приобретения) аналогичного имущества и отражается по счету 06. Аналитический учет по счету 06 ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе видов поступлений по каждому учащемуся, студенту, виду материальных ценностей (п. 344 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 110 Инструкции № 157н для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненных ущербов имуществу автономного учреждения и операций, изменяющих указанные расчеты, применяется счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имущества». Является ли сумма задолженности учащихся и студентов недостачей, ущербом, нанесенным имуществу учреждения? В экономических словарях недостачей называют неполное наличие материальных и денежных средств, выявленное в результате контроля, ревизии. Сумма задолженности может быть выявлена не только во время проведения контрольных мероприятий. Однако невозвращение материальных ценностей учащимися и студентами фактически является недостачей. В связи с этим возникает ряд вопросов:

1. Нужно ли отражать задолженность учащихся и студентов одновременно на счетах 0 209 00 000 и 06?

2. Предполагает ли Инструкция № 157н применение счета 06 только в случае, если материальные ценности, которые были переданы студентам, учащимся, в бухгалтерском учете отражаются в условной оценке и учитываются за балансом учреждения?

По нашему мнению, порядок отражения в учете задолженности учащихся и студентов по невозвращенным материальным ценностям следует прописать в учетной политике. Например, таким образом: задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности отражается в стоимостном размере на забалансовом счете 06. Далее в течение трех месяцев учреждение должно принять все возможные меры для возврата данных материальных ценностей. Если по истечении этого времени задолженность не будет погашена студентом, учащимся, ее следует отразить также на счете 0 209 00 000.

Счет 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»

Переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд-победителей, а также материальные ценности, приобретаемые в целях награждения (дарения), в том числе ценные подарки и сувениры, учитываются на забалансовом счете 07 в течение всего периода их нахождения в учреждении (п. 345 Инструкции № 157н).

Переходящие награды, призы, кубки учитываются в условной оценке: один предмет, один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения.

Приведем пример отражения операций по приобретению и выдаче призов и ценных подарков.

Автономное учреждение культуры и спорта приобрело за счет субсидий ценные подарки для вручения победителям соревнований. Стоимость ценных подарков - 18 000 руб. По итогам соревнований подарки были вручены спортсменам, занявшим первое, второе и третье места.

В бухгалтерском учете операции по приобретению и вручению ценных подарков будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма,
руб
.

Отражены расходы по приобретению ценных подарков

Одновременно стоимость подарков отражена за балансом

Произведена оплата материальных ценностей, приобретаемых для дарения

Списаны с забалансового счета подарки, врученные спортсменам, занявшим призовые места

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения, по каждому предмету имущества.

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»

Учет таких материальных ценностей, как запчасти к транспортным средствам, выданные взамен изношенных, в целях контроля за их использованием осуществляется на счете 09 (п. 349 Инструкции № 157н). Перечень материальных ценностей, учитываемых на этом забалансовом счете, устанавливается учетной политикой учреждения. Например, в ней может быть прописано, что двигатели, аккумуляторы и шины, выданные взамен изношенных, учитываются на забалансовом счете 09. На каждую автомашину требуется два комплекта шин, используемых по сезонности (летний и зимний), поэтому к забалансовому счету 09 может быть введена аналитика, которая закрепляется в учетной политике. Учет запасных частей по стоимости их приобретения или в условной оценке также зависит от того, что будет прописано в учетной политике.

Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающего их замену. Заметим, что каждая автомобильная шина имеет нормативный пробег, при достижении которого она должна быть списана. Также шины списываются, если имеются неисправности и условия, при которых в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств. Согласно п. 5.1 данного документа к таким случаям относится превышение норматива остаточной высоты рисунка протектора (для легковых автомобилей - менее 1,6 мм, для грузовых автомобилей - 1 мм, для автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм).

Относительно срока службы аккумулятора Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 361, гласят: нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) принимается равным:

Четырем годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства до 40 тыс. км включительно;

Трем годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства более 40 тыс. км.

По истечении нормативного срока службы аккумуляторная батарея может быть заменена на новую.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству (п. 350 Инструкция № 157н).

Учетной политикой автономного учреждения предусмотрена организация учета шин, выданных в пользование, на забалансовом счете 09 по стоимости их приобретения. К нему введена аналитика в разрезе транспортных средств. На автомобиле ГАЗ-3110 (госномер Т 193 СС) числятся зимний и летний комплект шин, аккумулятор. Стоимость летнего комплекта шин составляет 17 000 руб., стоимость зимнего комплекта шин - 21 000 руб., стоимость аккумулятора - 3 500 руб. Летние шины по причине продолжительной эксплуатации, которая привела к стиранию протектора сверх допустимой нормы, не подлежат дальнейшему использованию, в связи с чем списаны с учета на основании Акта на списание материальных запасов ф. 0504230. Учреждением приобретены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, новые шины стоимостью 18 000 руб., по наступлении сезона они выданы водителю в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете операции по учету запасных частей будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

За автомобилем ГАЗ-3110 (госномер Т 193 СС) закреплены следующие запасные части:

аккумулятор

комплект летних шин

комплект зимних шин

Списаны с учета летние шины по причине невозможности их дальнейшей эксплуатации

Принят к учету комплект летней резины, приобретенной на автомобиль ГАЗ-3110 (госномер Т 193 СС)

Произведена оплата шин поставщику

При наступлении летнего сезона выданы шины в пользование на основании требования-накладной

Одновременно отражен на забалансовом учете выданный в эксплуатацию комплект новой летней резины

Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»

Согласно п. 351 Инструкции № 157н на счете 10 учитывается имущество, за исключением денежных средств, полученное учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, иные обеспечения). Принятие к забалансовому учету такого имущества осуществляется на основании оправдательных первичных документов в сумме обязательства, в обеспечение которого получено имущество. При исполнении обеспечения, исполнения обязательства, в отношении которого было получено обеспечение, суммы обеспечений списываются с забалансового счета. Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества, его количеству, местам его хранения (п. 353 Инструкции № 157н).

В целях организации контроля за закупками, осуществляемыми автономными учреждениями, разработан и принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223 ФЗ), вступающий в силу 01.01.2012 и устанавливающий общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями. В соответствии с п. 1 Закона № 223 ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223 ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положением о закупках, принятым и разработанным в соответствии с положениями Закона № 223 ФЗ.

Положение о закупках применяется для обеспечения целевого и эффективного расходования денежных средств заказчика (автономного учреждения), а также получения экономически обоснованных затрат и предотвращения возможных злоупотреблений со стороны закупающих сотрудников. Этим документом регламентируется закупочная деятельность заказчика (автономного учреждения) и он должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 4 ст. 8 Закона № 223 ФЗ, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223 ФЗ (в течение января, февраля и марта 2011 года) заказчик (автономное учреждение) (за исключением заказчиков, указанных в ч. 5 - 8 ст. 8 Закона № 223 ФЗ) не разместил на официальном сайте свое положение о закупке, то при закупке он руководствуется положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» до дня размещения утвержденного положения о закупке.

В целях создания гарантий в случае наличия недобросовестных участников торгов (конкурса, аукциона, электронных торгов или иных способов размещения заказа, установленных положением о закупках) автономное учреждение в положении о закупке может предусмотреть обеспечение заявки на участие в торгах, проводимых учреждением в целях закупки товаров, работ, услуг, либо обеспечение произведенных работ, оказанных услуг, поставленных товаров в период их гарантийного срока. В случае если в положении о закупке устанавливается условие об обеспечении заявки, или при выполненных условиях договора следует указать и порядок (в том числе) сроки возврата обеспечения. Например, в положении о закупках может быть прописано, что обеспечение заявки на торги возвращается участникам (в том числе участнику, признанному победителем) в течение 10 календарных дней с момента заключения договора с победителем. Обеспечение может быть в денежной форме либо в виде обеспечения обязательства (залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, иные обеспечения) (п. 351 Инструкции № 157н).

Для учета обеспечения, выраженного в неденежной форме, применятся забалансовый счет 10. Напомним, что денежные средства, поступившие в учреждение в качестве обеспечения, учитываются на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» (п. 163 Инструкции № 183н).

Счет 21 «Основные средства стоимостью

до 3000 рублей включительно в эксплуатации»

Учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, осуществляется на забалансовом счете 21 (п. 373 Инструкции № 157н).

Объекты основных средств принимаются к учету на основании первичного документа, подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию в условной оценке: один объект, один рубль, в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка - по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.

Внутреннее перемещение объектов основных средств в учреждении отражается по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения. Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения об их списании (уничтожении), производится на основании акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 374 Инструкции № 157н). Рассмотрим на примере забалансовый учет имущества стоимостью до 3 000 руб.

Учетной политикой учреждения установлено, что забалансовый учет основных средств стоимостью до 3 000 руб. на счете 21 осуществляется по балансовой стоимости имущества. В учреждении в эксплуатацию передается чайник, балансовая стоимость которого - 2 200 руб. Чайник был приобретен за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете передача чайника в эксплуатацию будет отражена следующими бухгалтерскими записями:

Предположим, что, проработав какое-то время, чайник сгорел и вышел из эксплуатации. На основании Акта о списании чайник будет списан. В бухгалтерском учете данная операция будет отражена по кредиту счета 21.

_____________________________________

  1. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), ор-ганов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
  2. Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтер-ского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
  3. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Следует ли учитывать на забалансовом счете предметы, входящие в основной фонд школьного музея? Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете ? Отражаются ли на забалансовом счете объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей? В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете ? Могут ли стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем? Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений? Вправе ли учреждения вводить дополнительные ?

Следует ли учитывать на забалансовом счете 01 предметы, входящие в основной фонд школьного музея?

Поскольку такие предметы не отражаются на балансе учреждения, для обеспечения их сохранности целесообразно вести их учет на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование».

Обоснование. Согласно последним изменениям, внесенным Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н в п. 333 Инструкции № 157н , помимо объектов движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное и возмездное (кроме финансовой аренды) пользование, на забалансовом счете следует отражать объекты, которые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат учету на балансе учреждения (в частности, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ).

В силу положений ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» отражение музейных предметов и коллекций на балансе музея (в нашем случае речь идет о школьном музее) не допускается. Учет таких объектов осуществляется с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и иную информацию. В школьном музее для учета и научного описания музейных предметов ведется инвентарная книга.

С учетом новшеств, введенных в п. 333 Инструкции № 157н, а также в целях контроля за сохранностью и движением предметов, составляющих фонд школьного музея, по мнению автора, целесообразно вести учет таких объектов на забалансовом счете .

Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете 01?

Отражаются ли на забалансовом счете 01 объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления?

Да, такие объекты следует отражать на забалансовом счете .

Обоснование. Принятие к учету в состав основных средств объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых счетах (а именно на счете 0 106 00 000) отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов.

Одновременно с этим информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах (п. 3, 332 Инструкции № 157н).

С учетом изложенного объекты недвижимости, находящиеся у учреждения в пользовании до регистрации, следует отражать на забалансовом счете . При этом отметим, что эксплуатационные расходы учреждения, связанные с содержанием указанных объектов в период прохождения государственной регистрации вещных прав, признаются расходами учреждения текущего финансового года. Данный вывод подтверждают письма Минфина РФ от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 02.08.2016 № 02-06-10/45225, от 14.10.2015 № 02-07-10/58921, от 17.07.2015 № 02-07-10/41190.

На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей?

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом (накладными, товарными чеками и т. п.). Перечень документов, используемых для оформления списания врученных ценностей, устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики. В качестве таких документов могут выступать акт вручения, приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, протокол с приложением списка награждаемых лиц.

Обоснование . В соответствии с п. 345 Инструкции № 157н забалансовый счет предназначен для учета призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров. Призы, знамена, кубки учитываются на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: один предмет – один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, отражаются по стоимости их приобретения.

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом:

1) накладными, подтверждающими поставку материальных ценностей;

2) товарными чеками, приложенными подотчетными лицами к авансовому отчету, в случае покупки сувениров, наград, призов за наличный расчет.

Перечисленные документы являются достаточным основанием для принятия к учету материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) в данном случае не требуется (Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 02-07-10/72795).

Врученные награды, призы и сувениры, подлежат списанию с забалансового счета . Операции по списанию должны быть оформлены соответствующими первичными документами.

Напомним, что требования к первичным учетным документам, оформляющим хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни), в которых участвуют организации государственного сектора, определены Инструкцией № 157н. Так, согласно п. 7 данной инструкции первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а в случае применения документов, формы по которым не унифицированы, должны содержать все обязательные реквизиты. Самостоятельно разработанные формы документов устанавливаются учреждениями в рамках учетной политики.

Унифицированные формы документов, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Поскольку данным нормативным актом не установлена унифицированная форма первичного учетного документа для оформления вручения наград, сувениров и призов, порядок осуществления названных операций, в том числе их документальное оформление, должен быть регламентирован актами учреждения при формировании учетной политики. Такие разъяснения приводятся в Письме Минфина РФ от 22.07.2015 № 02-06-10/42173. Кроме того, в письме уточняется, что в качестве первичного документа, подтверждающего вручение наград, сувениров, призов в рамках официальных мероприятий, может выступать акт вручения, форма которого установлена в учетной политике с соблюдением обязательных требований по составу реквизитов. При этом Минфин обращает внимание: ввиду публичности проведения таких мероприятий либо существующих обычаев протокола подписание документов о вручении награжденными лицами не предусматривается.

В Письме Минфина РФ от 04.10.2013 № 02-05-10/41316 также подтверждается вышеизложенная позиция. Специалисты финансового ведомства указывают на то, что порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики. По их мнению, в качестве таких документов могут выступать в том числе приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, и протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы, подарки.

В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете 04?

В момент принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о списании такой задолженности с балансового учета.

Обоснование. В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения. Положения указанного пункта приведены с учетом последних изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н (далее – Приказ № 16н).

До внесения изменений на забалансовый счет задолженность неплатежеспособных дебиторов принималась к учету с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения.

Таким образом, теперь момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса учреждение устанавливает самостоятельно. Для этого комиссия по поступлению и выбытию активов выносит соответствующее решение. То есть теперь учреждению необязательно ждать истечения срока исковой давности или, к примеру, вынесения решения суда о признании задолженности несостоятельной для того, чтобы списать просроченную дебиторскую задолженность с баланса.

Также стоит отметить, что принятие к учету на забалансовый счет списанной с баланса задолженности неплатежеспособных дебиторов осуществляется при наличии оснований для возобновления процедуры ее взыскания. Если же такие основания отсутствуют, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается. Данное уточнение было добавлено Приказом № 16н в п. 339 Инструкции № 157н.

На основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ, задолженность подлежит списанию с забалансового счета .

Могут ли основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем?

Перечень особо ценного движимого имущества бюджетного (автономного) учреждения утверждается его учредителем. При составлении таких перечней учитывается не только стоимость объектов имущества, но и их значимость. К примеру, в перечень особо ценного имущества включаются объекты, без которых осуществление бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено. При этом не имеет значения стоимость таких объектов.

При отнесении отдельных основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно в состав особо ценного движимого имущества списание таких объектов подлежит согласованию с учредителем.

Обоснование. В соответствии с п. 373 Инструкции № 157н забалансовый счет 21 предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Порядок № 538).

В силу п. 2, 3 указанного порядка перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. В отношении автономных учреждений перечни особо ценного движимого имущества определяются:

а) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

в) в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

При определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества (п. 4 Порядка № 538):

1) движимое имущество, которого:

  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – от 50 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – от 50 000 до 200 000 руб.;

2) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

С учетом вышеизложенного основные средства стоимостью до 3 000 руб. могут быть включены в состав особо ценного движимого имущества не по критерию стоимости объектов, а по критерию значимости для ведения основных видов деятельности учреждения.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное (автономное) учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Исходя из этого, а также с учетом особенностей списания федерального имущества, установленных Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, бюджетному (автономному) учреждению необходимо согласовывать с учредителем списание с забалансового счета 21 основных средств, которые относятся к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем или приобретенному за счет средств, выделенных учредителем.

Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений?

Нет, не нужно.

Обоснование. Порядок применения забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» определен соответственно п. 365 и 367 Инструкции № 157н.

Забалансовый счет 17 открывается к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Кроме того, указанный счет предназначен для учета учреждением, получателем бюджетных средств операций по поступлению на его банковские счета бюджетных средств (их возвратов), предоставленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета и для учета учреждениями операций по возврату дебиторской задолженности по расходам (поступлениям от восстановления расходов) прошлых лет.

Забалансовый счет 18 открывается также к счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000, 0 304 06 000 (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по забалансовым счетам 17 и 18 на следующий финансовый год не переносятся.

До внесения в п. 365, 367 Инструкции № 157н изменений Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н необходимо было в конце года осуществлять операции по заключению показателей по забалансовым счетам 17 и 18 со знаком минус.

С принятием изменений такие положения исключены. Следовательно, теперь заключительные операции по указанным счетам не производятся.

Вправе ли учреждения вводить дополнительные забалансовые счета?

Да, такое право прописано в п. 332 Инструкции № 157н.

Обоснование. Согласно п. 332 Инструкции № 157н учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

Дополнительные забалансовые счета могут быть введены, к примеру, для учета:

    топливных карт;

    периодической литературы, приобретаемой не для пополнения библиотечного фонда, например, различных бухгалтерских журналов (напомним, что для учета библиотечной периодики Инструкцией № 157н отведен забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования»);

    материальных запасов, переданных на хранение (напомним, что Инструкцией № 157н установлен забалансовый счет только для учета материальных запасов, принятых на хранение).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Андрей Никитин

Как отразить в учете бюджетного учреждения списание морально устаревшего принтера, если он передан в эксплуатацию и числится на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации"?

Стоимость принтера, приобретенного ранее за счет средств от приносящей доход деятельности, по данным бухгалтерского учета равна 2980 руб. Учетной политикой федерального учреждения предусмотрено принятие объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно к забалансовому учету по счету 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта. Как отразить в учете бюджетного учреждения списание морально устаревшего принтера, если он передан в эксплуатацию и числится на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»? Требуется ли для списания указанного основного средства экспертное заключение о его техническом состоянии?

Ответил пользователь, Е. М. Шахова, аудитор (shahova)

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником, или имущества, приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 296, п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 9, 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пп. «ж» п. 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 (далее — Постановление № 834)).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Согласно подпункту «г» пункта 6 Постановления № 834 комиссия учреждения при подготовке акта о списании формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Принятие решения о списании объектов основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при списании объектов основных средств с учета заключение об их техническом состоянии необходимо только в том случае, когда это установлено нормативным актом органа государственной власти, регламентирующим списание имущества.

Решение о списании объекта основных средств, учитываемого учреждением на забалансовом счете , принимается постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов. Бухгалтерские записи по списанию объекта производятся на основании Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) по той стоимости, по которой объект был принят к забалансовому учету (п. 34, п. 52, п. 373 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 374 Инструкции № 157н аналитический учет по забалансовому счету 21 «Основные средства стоимостью до

3000 рублей включительно в эксплуатации» ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в порядке, установленном учетной политикой учреждения. В рассматриваемой ситуации объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно учитываются на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» по балансовой стоимости. В соответствии с абзацем 2 пункта 332 Инструкции № 157н учет на забалансовых счетах ведется по простой системе (без применения двойной записи) - уменьшение по забалансовому счету 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» на сумму 2980 руб.