Сферы и элементы общества. Основные сферы общественной жизни, их общая характеристика

Человек издревле пытался разобраться в устройстве общества и воспроизвести его структуру на бумаге. Однако социум имеет сложнейшую организацию, изобразить которую в виде одной схемы невозможно. В этой статье мы расскажем об одной из классификаций, в основу которой легли сферы общества.

Сферы жизни общества

Человек, являясь членом общества, взаимодействует с другими его представителями, вступая с ними в определенные отношения: продает и покупает, женится и разводится, голосует на выборах и вступает в ряды общественных организаций . Такие устойчивые взаимоотношения получили название сфер жизни общества.

Согласно общепринятой классификации, существует четыре основные сферы общества :

  • политическая. Затрагивает все, что имеет отношение к политике: государственное устройство, образование политических партий, политические процессы, происходящие в государстве;
  • экономическая. Представляет собой систему взаимоотношений, связанную с производством, реализацией и потреблением товаров и услуг;
  • социальная. Охватывает деление общества на нации , народы, классы, социальные группы и пр.;
  • духовная. Эта сфера охватывает вопросы морали, религии, искусства, образования, науки и т. п.

Сферы деятельности общества охватывают все процессы, которые протекают в государстве, а также людей, являющихся участниками этих процессов. Покупая продукты в супермаркете, вы приобщаетесь к экономической сфере деятельности общества, вступая в брак — к социальной, выходя на митинг — к политической, а отправляясь в Третьяковскую галерею — к духовной.

Духовная и социальная сферы общества

Спор о том, какая из сфер общества является доминирующей, длится давно, но ответ до сих пор не найден. Карл Маркс считал определяющей экономическую сферу деятельности, в эпоху Средневековья в качестве основной выделялась духовная. Давайте рассмотрим каждую подробнее и решим, какая из них важнее.

Духовная сфера общества

Духовная сфера деятельности общества представляет собой совокупность отношений, которые возникают в ходе формирования, передачи и освоения нематериальных (духовных) ценностей. К ним относятся верования, культурные традиции, нормы поведения, художественное достояние и т. п.

К духовной сфере общества относятся мораль, наука, искусство, религия, образование и право. Когда в детстве ребенка учат уважать старших, его приобщают к духовной сфере общества. Учась в школе и вузе, посещая выставки и концерты, путешествуя по миру и изучая традиции национальной культуры, мы приобщаемся к духовной сфере.

Социальная сфера общества

Социальная сфера общества представляет собой совокупность отношений, возникающих в результате деятельности человека как члена социума. Каждый из нас занимает в обществе определенное положение, которое определяется нашим возрастом, семейным положением, образованием, местом жительства, половой принадлежностью, национальностью и социальным статусом. Все это характеризует место индивида в социальной сфере общества.

Общество — понятие довольно сложное, и определений ему можно дать несколько. В первом случае – это группа людей, которые объединены схожими интересами и совместной деятельностью. Также общество можно назвать частью материального мира, которая тесно связана с природой, но не являющаяся ее подвидом. Общество состоит из индивидов с их способами организации деятельности.

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. Оно сложное, то есть состоит из большого количества элементов, компонентов. Чтобы изучить общество целиком, необходимо изучить каждый из его компонентов.

Существует четыре системы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Эти сферы тесно взаимосвязаны, без одной из них не смогли бы существовать и другие.

Социальная сфера

Охватывает социальные общности и связь между ними. Эта сфера включает в себя и обеспечение качественного уровня жизни населения: выплата пенсий и пособий, бесплатное образование и медицинские услуги.

Основным предметом изучения данной сферы является человек как существо социальное. Ни один индивид не может существовать без общества, как и оно без него. За всю свою жизнь человек выполняет несколько социальных ролей и имеет определенный статус. Социальный статус человека определяется занимаемым человеком положении в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, профессией, стилем жизни. Статус предполагает выполнение человеком определенных обязанностей.

Статус, предписанный человеку от рождения, называется врожденным: Такими являются пол, возраст, расовая принадлежность. Людям, рожденным в семье с хорошим материальным достатком, гораздо легче построить свою карьеру, чем более бедным. Но большее место занимают статусы приобретенные – те, которые получаются человеком в течение всей его жизни: образование, трудолюбие.

Статус определяет, что его носитель может и должен делать в конкретной ситуации, а что нет. Устанавливаются рамки для его деятельности.

Не менее важно и понятие престижа – некоей популярности, которой пользуется в обществе та или иная сфера деятельности. Чем дороже оплачивается профессия человека, тем она престижнее.

Социальной же ролью называется предписание соответствующему статусу поведения. Каждый человек имеет свой ролевой набор – совокупность выполняемых им ролей. Мальчик или девочка, сын или дочь, ученик или работник – все это является социальными ролями. Они могут меняться в течение жизни (ученик — студент — работник) или оставаться неизменными (сын — дочь).

Важным элементом социальной сферы является деление общества на группы — социальная стратификация. Основными ее видами считаются рабство (один человек собственность другого), касты (замкнутая группа людей, которые связаны происхождением; характерна для ряда стран Азии), сословия (замкнутая группа людей, положение в обществе в которой, определятся наличием определенных прав и обязанностей, переходящих по наследству) и сословия (замкнутая группа, положение в обществе в которой напрямую связано с отношением к частной собственности). Когда есть социальная стратификация, есть и неравенство – условия, при которых люди имеют неравный доступ к материальным благам.

В современном мире условно выделяют страты, определяющие положение человека. К ним относятся образование, доход, власть и престиж. Переход между стратами возможен, уровень социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) очень высокий. Особое влияние на мобильность оказывают социальные лифты, они позволяют перейти из одной страты в другую за максимально короткий период времени. Социальными лифтами являются армия, церковь, брак, семья, школа и многое другое.

Люди, вышедшие из одного общественного класса, но по какой-либо причине не примкнувшие к другому, называются маргиналами, то есть внеклассовыми индивидами. Они свободны от стереотипов и зависят только от себя, не утруждаются работой.

Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной человеческой деятельности. Существует несколько основных институтов и их функции: семья (репродуктивная функция – воспроизводство рода), государство (обеспечение правопорядка и безопасности), образование (воспитательная функция, получение новых знаний, первичная социализация), религия (решение духовных проблем, поиск смысла жизни). Задачей социальных институтов является удовлетворение потребностей человека. Его первичными, то есть самыми необходимыми для успешной жизнедеятельности считают потребность в еде, питье, одежде, жилище, общении.

Социальные ценности абстрактны: жалость, взаимопомощь, доброта – их нельзя измерить или потрогать.

Социальные нормы регулируют поведение в обществе. К ним относятся правовые нормы, то есть нормы, установленные юридически (законы, нормативные акты), мораль (понятие о добре и зле), религиозные (Библия гласит: «не убей», «не укради») и технические (когда маленькому ребенку объясняют, что пальцы в розетку совать опасно).

Все люди так или иначе взаимодействуют между собой. При это они обязаны уважать мнения и интересы других, быть толерантными. При отсутствии этого качества начинаются конфликты, самой тяжелой и опасной формой которых являются конфликты межэтнические. Каждый этнос помимо определенной территории, языка, политики и экономики имеет свою национальную культуру. Культура каждого этноса уникальна, и нужно стараться сохранить ее для потомков. Каждая культура может быть выражена менталитетом – национальным характером.

Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

— Определение задач и путей развития и их реализация в массы

— Согласование интересов общества с интересами государства

Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

Под ее регулирование попадают отношения между людьми, которые возникают в сфере товаров и услуг. Они включают в себя производство, потребление, обмена и распределение материальных благ.

Экономика понимается как наук, исследующая использование людьми имеющихся у них благ. Все ресурсы, которые люди используют в процессе своей деятельности, называют факторами производства. Основными факторами производства являются труд (деятельность людей по производству материальных благ), земля (все виды природных ресурсов), капитал (здания и сооружения, деньги), предпринимательство (способность правильно оценить и построить свое производство).

К сожалению, в современном мире существует проблема ограниченности ресурсов. Эта проблема связана с тем, что люди не в состоянии рационально использовать то, что им даровано. Желания человека безграничны, они давно превысили его первичные потребности. И чтобы удовлетворить большинство из них, необходим запас ресурсов гораздо больший, чем есть сейчас.

Экономическая система представлена тремя основными типами экономики: традиционной, командной и рыночной.

Традиционная экономическая система хоть и присуща доиндустриальному (традиционному) обществу, проявляется и в современном мире — у многих людей есть огороды, дачи – натуральное хозяйство.

Командная система полностью отрицает существование частной собственности, вся собственность является государственной. Каждое предприятие работает по определенному плану (сколько и какой продукции необходимо произвести за определенный промежуток времени), установленному властью.

Рыночная экономика играет в экономической сфере самую важную роль. Ее основу составляют право частной собственности, развитие конкуренции, экономическая свобода. В рыночную экономику государство не вмешивается, оно лишь регулирует и защищает ее посредством законов.

Духовная культура — это процесс освоения культуры, науки, религии. Она определяет ценностно — нравственные качества общества, отражает его уровень и качество развития.

Самой первой ступенью духовного развития общества является мораль. Ее можно сравнить с правовым обычаем, незакрепленным в законах, но составляющим его основу. Нормы морали отражают основные ценности общества, меру его эстетического, религиозного развития.

Культуру можно разделить на материальную (скульптуры, архитектурные постройки) и духовную (достижения науки и искусства). Новаторство в культуре невозможно без преемственности: авторы, создавая свои творения, опираются на достижения прошлого.

Внутренняя духовная жизнь каждого индивида считается его духовным миром. Человек, у которого духовный мир отсутствует, называется бездуховным. Существует огромная разница между людьми, регулярно посещающими театры и разнообразные выставки и отрицающими искусство как таковое.

Культура – одна из высших человеческих ценностей. Она ориентирована на понятия о доброте и зле, истине и красоте. Важен и патриотизм – любовь к Родине.

Взгляды человека на окружающий его мир составляют его мировоззрение – целостное представление о природе, человеке, обществе, идеалах личности. Мировоззрение может основываться на вере в Бога, концентрироваться на человеке или науке, природе.

Искусство – это пусть постижения прекрасного. Это движущееся колесо, точка обзора которого постоянно меняется. Искусство создано для того, чтобы преодолеть возможности коммуникации между отдельными нациями.

Was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева

Сфера общества – это определенная область общественной жиз­ни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, соци­альную, политическую и духовную.

Экономическая сфера общества включает и себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Экономическая сфера возник­ла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой . Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей . Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере пере­мещения и взаимодействия родоплеменных объединений родо­вые связи заменялись территориальными, родовая община транс­формировалась в соседскую. Если в родовой общине существо­вали кровнородственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обо­собленным имуществом и собственностью на орудия труда и про­изводимую продукцию, что создало основу для появления част­ной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим со­вершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишко в, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделе­нию ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким об­разом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей - земледельцы, скотоводы и ремесленники - при наличии излишков неизбежно обменива­лись между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда .



Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги , с помощью которых стали оп­ределять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV- XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, осно­ванное на разделении труда. А в XVII - XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство стано­вится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, пред­метах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту про­дукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распреде­ления была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотно­шения между различными группами общества. Элементами соци­альной сферы выступают как конкретные люди, имеющие опре­деленный статус, т.е. занимающие то или иное положение в об­ществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, жен­щины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем осталь­ные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков про­изводимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных . Так общество разделилось на группы по имущественно­му признаку. С появлением государства социальная структура об­щества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государствен­ной власти диктует остальной части общества свою волю. Обще­ство делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные кре­стьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных при­знаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взгля­дов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может вхо­дить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

Политическая сфера связана с понятием власти. Составляю­щий элемент власти - способность одних групп людей и их пред­ставителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом поли­тической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой дру­гой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политиче­ской сферы общества только с появления государства. Власть суще­ствовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наи­более важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали поло­женную им долю производимого продукта. Решающими критери­ями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стадо взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те - в союзы племен. Племя управля­лось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного обще­ства также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами) , которые обобщенно стали на­зываться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обы­чай - это общепринятое, исторически сложившееся правило по­ведения, которое закрепилось в результате многократного повто­рения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполня­лись добровольно. Тем не менее, в целях обеспечения присваиваю­щей экономики и жизнедеятельности рола сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения с уществовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспече­ние общественных дел - охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом рели­гиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло приме­няться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее ре­лигиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к сосед­ской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотношений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно - в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти , все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их за­нимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положе­нием («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отда­ляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общин­ников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захвачен­ных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и ис­пользовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался свое­образный общественный строй, получивший название «военная демократия». Вес мужчины были воинами. Однако выделилась груп­па людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно за­крепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономи­чески и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX- XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В со­временном мире в политическую сферу общества входят не толь­ко государственные, но и общественные организации, в том чис­ле и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

Духовная сфера общества включает в себя отношения, возни­кающие в процессе создания, освоения и передачи духовных цен­ностей. Одной из составляющих духовной сферы является культу­ра. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культу­ра - это совокупность знаний и ценностей, передаваемых после­дующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведе­ния, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые зна­ния, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали на­скальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками ору­дия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиоз­ные верования - язычество , представлявшее собой обожествле­ние сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окру­жающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили ду­ховный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед раз­витие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимо­связи и взаимовлиянии. Нередко в рамках, происходящих в обще­стве явлений, сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерар­хии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни мо­жет усиливаться. Так, в период революций определяющей стано­вится политическая сфера, а в период реформ - экономическая и социальная сферы. Но, несмотря на преобладающее влияние ка­кой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для суще­ствования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались со­циальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия*? Как
повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они суще­ствовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ,

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

В современном обществе необходимыми и жизненно важными выступают: а) воспроизводство человека; б) создание, хранение, распределение и потребление материальных ценностей; в) определение прав и свобод, социального положения личности и других социальных субъектов в обществе; г) воспроизводство духовных ценностей общества, сознания и мировоззрения людей, удовлетворение их духовных потребностей; д) осуществление политики и властно-правовых отношений.

В соответствии с данными потребностями общества выделяют четыре основные сферы (подсистемы) жизни общества: материально-производственную (экономическую); социальную; политическую и духовную. Понятие «сфера жизни общества» выражает разновидность социальной организации, обладающей особым предназначением, содержанием, закономерностями и объединениями круга людей, способами и средствами функционирования, определенными пределами распространения. Сферы жизни общества трактуются как основные и неосновные, большие и малые. Их наличие и число определяются конкретно-историческими условиями развития общества, другими обстоятельствами

Изучение сфер общественной жизни, анализ их элементов показывает, что данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение. В основе понимания сферы жизни общества находится определенная сторона, часть или область общественной жизни, относительно самостоятельная и структурно оформленная. Категориальный статус сферы жизни общества носит более глубокий характер. Он состоит не только в выделении и анализе той или иной сферы, но и в установлении и раскрытии ее связей с другими сторонами (сферами) общественной жизни, а также между элементами содержания.

Сферы (подсистемы) жизни общества – это необходимые для нормального функционирования общества области деятельности людей (производственная, научная, политическая, семейно-бытовая, педагогическая, религиозная, военная и т.д.), где происходит создание материальных и духовных благ, а также удовлетворение потребностей субъектов. Знание сфер жизни общества, законов их функционирования и развития позволяет увидеть место и роль человека в них, его условия жизни и труда, соотношение интересов личности и общества, их взаимных обязанностей и ответственности, а также ближайшие и более отдаленные перспективы развития как общества, так и отдельной личности.

Зрелость развития основных сфер жизни общества в конечном итоге является показателем состояния всего общества и его возможностей по дальнейшему развитию производства, культуры, политики, военного дела и т.д. Все сферы жизни российского общества так или иначе в своем функционировании связаны с жизнедеятельностью Вооруженных Сил. Знание и учет специфики их функционирования способствуют пониманию этой взаимосвязи, определяют направления воздействия на сознание военнослужащих.



Общество представляет собой динамичную систему, различные подсистемы (сферы) и элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Человек принимает участие в разных областях жизни общества, так как определенной стороной своей деятельности он входит в любой из видов структуры общества. Производство материальных благ обусловливает социальный, политический, духовный и другие процессы жизни, которые, в свою очередь, являются относительно самостоятельными областями и воздействуют на материальную жизнь. Структура общества (экономический базис и надстройка, этнические общности, классы, социальные слои и группы, индивиды) служит основанием для выделения ее сфер жизни. Рассмотрим основные сферы.

Подматериально-производственной (экономической ) сферой понимается жизнедеятельность такого общества, в котором воспроизводятся, хранятся, распределяются и потребляются материальные ценности (блага), удовлетворяются материальные потребности людей. Материально-производственная сфера не во всем тождественна материальной жизни как первичному уровню жизни общества. Она соотносится с духовной жизнью как с вторичным уровнем. В материальную жизнь вместе с материально-производственной сферой включается сфера воспроизводства самого человека как процесс реализации законов народонаселения, а также другие виды практики. Материальная жизнь как первичный уровень существования общества есть общественное бытие.

Материальное производство является определяющим, но не единственным фактором общественного развития . Оно порождает необходимость функционирование других сфер, которые также становятся факторами исторического развития. Сущность этого процесса состоит в том, что материальное производство принимает форму других общественных отношений, а данные «неэкономические» отношения в процессе развития приобретают новые черты и законы. Они все более «отдаляются» от материально-экономических отношений, но сохраняют при этом их преобразованную сущность. В наиболее концентрированном виде сущность базисных отношений сохраняет политика, а в наименьшей форме – духовные отношения. Тем самым каждая из сфер жизни общества приобретает относительную самостоятельность, оказывая свое воздействие на материально-производственную сферу, а также друг на друга.

Материально-производственная сфера выступает ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса , ибо люди, чтобы жить, должны иметь материальные средства. Она представляет собой проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для других сфер общественной жизни. Другие сферы жизни общества, возвышающиеся над ней, составляют единство надстроечных видов деятельности и общественных отношений.

Основными критериями данной сферы выступают: развитость орудий трудовой жизнедеятельности; механизация и автоматизация производственных процессов; наличие новых технологий; реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; материальный уровень жизни людей.

Осмыслить процессы, происходящие в данной сфере жизни общества, позволит рассмотрение ее структуры, то есть совокупности элементов сферы и связей между ними. Материально-производственная жизнь общества включает в себя:

– материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность;

– жизнедеятельность субъектов промышленности;

сельское хозяйство;

– жизнедеятельность людей в сфере транспорта, связи и услуг;

– деятельность субъектов в сфере сырьевых и энергетических ресурсов;

– финансовую жизнь общества;

– научно-технический прогресс в данной сфере;

– функционирование экономического сознания людей;

– систему экономических отношений между людьми;

– систему норм материально-производственной жизнедеятельности;

Материально-производственная сфера жизни общества выполняет следующие функции: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-организаторскую, функцию интеграции и дифференциации экономической жизни, управленческую, коммуникативную, воспитательно-экономическую, прогностическую, регулятивную и другие. Показатели данной сферы выступают ведущими оценками общего развития государства и определения его места среди других стран.

С материально-производственной непосредственно связана социальная сфера , содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.

Любое общество состоит из множества людей, которые представляют не простое количество отдельных индивидов. В этом множестве образуются определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся между собой и всем обществом в разных соотношениях. Человеческое общество в этом плане – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано.

Социальная сфера жизни общества связана с положением (статусом) в обществе и развитием определенных социальных общностей, их взаимодействием, ролью в обществе. В данной сфере отражается, например, состояние и особенности существования этнических общностей, групп (слоев) населения по возрасту, полу, социальному обеспечению, регионам и т.п., взаимодействие друг с другом и с обществом в целом. Она раскрывает также законы социальных отношений, их классификацию и роль в обществе.

Социальная сфера, как никакая другая, актуализирует потребности и интересы граждан и социальных общностей, характер и полноту их удовлетворения. В ней наиболее выпукло проявляется качество реализации прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности перед собой и обществом.

В социальной сфере осуществляется воспроизводство населения. Семья как исходная ячейка общества не только обеспечивает сохранение и прирост народонаселения, но и во многом определяет социализацию личности, ее образование и воспитание. Критерием развитости социальной сферы общества выступает прежде всего мера гармоничного совершенствования и самовыражения личности. Другими критериями являются: образ жизни, состояние медицинского и других видов социального обеспечения, образование и воспитание, прирост народонаселения и т.п. Стержень социальных отношений составляет отношения равенства и неравенства по положению личностей в обществе. При недостатке, например, жилья, продуктов питания, одежды или лекарств социальная сфера не выполняет таких главных ролей, как поддержание здоровья людей, обеспечение необходимой продолжительности жизни, восстановление физических сил, затраченных человеком на работу, компенсирование затрат психоэмоциональной и нервной системы и т.д.

Нормально функционирующая сфера социальных отношений в наибольшей мере «продолжает» материально-экономические отношения, так как реализует результаты трудовой деятельности: завершается цикл отношений распределения, продолжается цикл отношений общественного потребления и полностью осуществляется цикл отношений индивидуального потребления. Сама социальная сфера не создает материальных благ. Они создаются в сфере производства. Но социальная сфера, организуя условия и процесс потребления, поддерживает человека в состоянии жизнедеятельности, восстанавливает его как живую производительную общественную и личностную силу.

Определенное положение людей в обществе, основой которого является вид их трудовой деятельности (рабочий, предприниматель, колхозник, фермер, инженер, военнослужащий, поэт, художник), закрепляется конкретными юридическими актами (Конституция, законы, указы, постановления, распоряжения государственной власти). Когда социальные отношения складываются на основе совпадения интересов людей, то они принимают характер сотрудничества . Если же интересы людей, социальных групп не совпадают или они противоположны, то социальные отношения становятся отношениями борьбы . И тогда важнейшим вопросом отношений становится модернизация властного управления, реорганизация общественного строя, изменение положения различных классов, наций, социальных групп в обществе. Социальные отношения в этом аспекте видоизменяются в политические отношения.

Политико-правовая сфера жизни общества связана с деятельностью субъектов по реорганизации властных отношений на основе права. Это подсистема общественных отношений, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством.

Данная сфера возникла на основе осознания различными социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, с законотворческой деятельностью и исполнением законов. Специфика политической сферы проявляется и в том, что потребности социальных общностей и групп, будучи осмысленными, выражаются в политических целях, идеях и программах и обусловливают целеустремленность борьбы социальных сил за коренные интересы. Она включает в себя систему политических институтов: государство, политические партии, другие общественные организации, союзы и движения, а также право как институт общества. Совокупность институтов политической жизни общества образует его политическую организацию. Политическая сфера жизни общества включает в себя также политическое и правовое сознание субъектов, политические и правовые отношения, политико-правовую культуру и политическую деятельность по осуществлению власти в стране.

Основными критериями политико-правовой сферы общества выступают: согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права; наличие и соблюдение политических и правовых свобод; демократизм; верховенство закона в политической жизни страны и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

– субъекты политико-правовых отношений;

– совокупность политических и правовых институтов государства;

– функционирование политико-правового сознания субъектов;

– политико-правовая деятельность.

К основным функциям политической сферы общества относятся: властная, регулятивно-правовая, идеологическая, обеспечение безопасности общества, личности и государства, коммуникативная, имущественно-распределительная, организаторско-управленческая, контролирующе-принуждающая, правотворческая и др.

По наличию политического режима, характеру и способу взаимодействия власти, личности и общества политические системы могут разделяться на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Основным регулятором общественных отношений наряду с другими выступает право, понимаемое как система общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных государством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно. Право как общественное явление характеризуется следующими признаками: а) общеобязательность – нормы права регулируют поведение всех членов общества, они обязательны для исполнения всеми, кому адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц; б) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности всех субъектов общества; в) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принудительно – со стороны государства (в необходимых случаях); г) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

В обществе право выполняет весьма обширные и многообразные функции. Во-первых, оно закрепляет основы существующего строя; во-вторых, способствует развитию позитивных общественных отношений; в-третьих, вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования; в-четвертых, выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка; в-пятых, право играет воспитательную роль, развивая у людей чувства справедливости, законности, добра, гуманности.

Духовная сфера жизни общества тесно связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов и развитием духовного мира человека. Это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества (наука, образование, воспитание, искусство, мораль) для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Основными критериями духовной сферы жизни общества выступают: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества; состояние образования, воспитания, науки, искусства; практическая реализация свободы совести граждан.

В качестве подсистем духовной сферы жизни общества в философской литературе выделяют: воспроизводство индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения; научную жизнь; художественно-эстетическую жизнь; образовательно-воспитательный процесс; духовно-нравственную жизнь; функционирование религии, свободомыслия и атеизма; информационную жизнь общества . Они обеспечивают формирование и развитие личности, сохранение и передачу духовных ценностей. Своеобразным интегральным показателем развития духовной сферы жизни общества и других сфер выступает духовная культура.

Каждая из подсистем духовной сферы жизни общества охватывает собой определенные фрагменты функционирования индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения. Но эти подсистемы не сводятся только к функционирующему сознанию. В них представлена и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность субъектов по производству, распределению, обращению и потреблению духовных ценностей. Например, наука не просто сумма особых знаний, она есть совокупность научных учреждений, сложнейший процесс духовного производства.

Таким образом , наука, идеология и общественная психология, образование и воспитание, искусство, религия, мораль стали в обществе специализированными видами духовной деятельности . Все они вписываются в общую систему разделения труда, выступая его разновидностями. Это обстоятельство и отличает подсистемы духовной сферы жизни от компонентов общественного сознания. В процессе исторического развития все области духовной сферы взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются.

Основными функциями духовной жизни общества выступают: воспроизводство индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная; научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Сферы жизни общества, выступая целостными образованиями, находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаются, дополняют друг друга, характеризуя единство всего общественного организма. Связи , существующие между сферами, многообразны . К наиболее характерным относятся субординационные. Специфика данных связей заключается в том, что сферы жизни в обществе играют различную роль. Например, известно, что основой всех видов общественной деятельности людей выступает экономическая сфера. Она, в свою очередь, является главным детерминантом других сфер: социальной, политической, духовной. Например, социальная сфера определяет политическую и духовную, а политическая – духовную.

В качестве первого опосредующего звена, где экономические интересы социальных сил соотносятся с другими интересами этих, а также других социальных общностей, выступает социальная сфера общества.

Возникновение и развитие социальной структуры общества детерминировано многими факторами, и прежде всего экономическими . Под влиянием экономической деятельности формируются и изменяются интересы субъектов, их условия труда и быта, здоровье, досуг. Конкретно-историческая система производственных отношений формирует основу экономического положения классов, национальных, профессиональных и других видов социальных групп. Конкретная материальная организация общества обусловливает характер развития социальных общностей, процессы их взаимодействия.

Конкретный социальный потенциал определенного типа общества также выступает условием для решения коренных задач, стоящих перед ним. Но в социальной сфере общества формируются, как правило, лишь предпосылки для превращения социальных общностей и индивидов в субъекты сознательной деятельности. Эти предпосылки создают почву для перехода от социального к политическому бытию социальных групп, где их деятельность связана с властными и правовыми отношениями. Поэтому экономическая и социальная сферы обусловили возникновение политико-правовой сферы общества.

Основным детерминантом политико-правовой сферы общества является политическая власть . Ее сущность состоит в реализации волеизъявления граждан непосредственно или через определенные институты (государство и др.) по поводу управления обществом на основе предоставленных законом полномочий, решения важных задач социального развития, обеспечения целостности и независимости общества (страны). Характер политики конкретных социальных субъектов определяется их экономическим и социальным положением. В классовом обществе политика отражает прежде всего соотношение интересов классов . Через нее реализуются социальные потребности различных категорий граждан.

Как отмечал Г.В. Плеханов, угнетенные классы стремятся «к политическому господству, чтобы помочь себе путем изменения существующих социальных отношений и приспособления общественного строя к условиям своего собственного развития и благосостояния». Именно поэтому политико-правовая сфера общества обусловливается его классовой структурой, классовыми отношениями, а затем и требованиями политической борьбы . Следовательно, политико-правовая сфера жизни общества отличается от других сфер большей активностью субъектов во властных отношениях. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели народов, этнических общностей, классов и социальных групп, их отношения сотрудничества или борьбы. Политико-правовая сфера – это и взаимоотношение государств, коалиций государств.

Кроме того, политика, отражая экономические и социальные потребности с позиций властных интересов конкретных субъектов, вырабатывает исходные положения духовного производства, характер распространения и потребления духовных ценностей. Политические силы влияют на формирование идеологических воззрений и характер функционирования общественной психологии, на отношения в обществе и отдельных его институтах, в том числе в вооруженных силах.

В условиях общей зависимости от экономики развитие сфер общества осуществляется по своим законам. Каждая из них оказывает обратное влияние: духовная – на политико-правовую, социальную и экономическую; политико-правовая – на социальную, духовную и экономическую; социальная – на экономическую, политико-правовую, духовную. Состояние духовной сферы общества дает информацию политико-правовой сфере, выдвигает перед ней очередные задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в конкретных условиях развития общества. На основе идей, выработанных в духовной сфере общества, усилия людей нацеливаются на выполнение определенных задач и программ. А политико-правовая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализации социальных потребностей и интересов наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов социальной справедливости, равенства и гуманности.

Таким образом, социальная сфера общества, выступая активной силой, также влияет на все стороны жизни общества. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется различное отношение к собственности, формам распределения материальных благ, правам и свободам, образу и уровню жизни. От гармоничности взаимоотношений классов, этнических общностей и социальных групп зависит состояние жизнедеятельности всего общества, его стабильность и устойчивость в историческом развитии.

Структура общества

Любая структура есть совокупность элементов объеденных формами их взаимодействия . Применительно к обществу это люди + формы их отношений. Эти отношения могут быть представлены в трех измерениях:

Как уровни.

Как социальные группы.

Интегрально с точки зрения норм и ценностей (как культура, но в более узком смысле) .

Уровни : В аспекте уровней общество представлено как совокупность ролей, позиций и функций, которые занимают люди, включаясь в коллективную деятельность всего человечества. Это положение индивида в составе уровня, обращенное как бы вовне:

Ведущим уровнем является социальный . Это взаимное в составе человечества. Включение в разные социальные группы.

Материальный уровень – часть природы, практически включенная в культуру или объект, включенный в субъект. Это вещественная и энергетическая система, существования людей, которая состоит из: орудий труда – скомбинированные человеком предметы природы, с помощью которых он воздействует на остальную природу

То, чем воздействует.

То, на что воздействуют.

Экономический уровень = 1 + 2, т.е. исторически конкретный способ соединения людей с материальными условиями их существования.

Политический уровень экономический уровень, обращенный в сферу субъекта и представленный как отношение собственности, закрепленное через отношение власти. Политический уровень может быть представлен как сфера управления, на этом уровне и происходит борьба за власть.

Духовный уровень или сфера общественного познания, здесь также выделяется несколько подуровней:

Общественно-психологический подуровень, т.е. сфера массовых чувств и настроений.

Публицистический подуровень общественного сознания, где производится первичное осмысление социокультурной реальности.

Теоретическая сфера, где производится наиболее рациональное и последовательное соединение социокультурной реальности. Эта сфера складывается из науки, искусства, религии и т.д.

Духовная надстройка общества = 4 + 5.

Социальные общности – это группы, в которые объединены люди по наличию общих социально значимых признаков. Если уровни обращены во вне, то принцип выделения общности направлен вовнутрь, т.е. это способ внутреннего взаимодействия людей. Социальные общности чрезвычайно многообразны, ибо существует бесчисленное количество принципов вводящих одних и тех же людей в разные социальные группы. Например: классы, нации, профессиональные группы, семья, пенсионеры, территориальное образование (население), политические образования (электорат), малые группы (группы по интересам).

Этносы (нации). Уникальные социальные группы, которые возникают и развиваются исторически. Но закрепляются генетически, т.е. биологически.

Нация – сложный социальный организм, представляющий собой единство социально-экономических и этнических черт. Это устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни людей в сочетании общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

Этническая совокупность – одна из характеристик человека, наряду со временем его существования в культуре соотношению к конкретной социальной группе и т.д.

Первичный принцип образования этноса – противопоставление по принципу «мы – они». В дальнейшем по мере развития культуры в этносе определяется 3 группы признаков, которые задают его специфику:

Национальный характер (этническая психология).

Национальное самосознание.

Национальный характер – совокупность идеальных представлений и реальных поведений определенных общностью психологического склада народа.

Национальный характер не наследуется генетически, но формируется социально-исторически, например: немцы, которых сегодня считают аккуратными и пунктуальными людьми, еще в XIXв. рассматривались как нация романтиков и поэтов. Национальный характер современных немцев – результат промышленной революции, то же отличие в характере западных и восточных немцев, которое возникло в течение 50 лет.

Самосознание этноса – способ его выделения среди других. Самосознание проявляется только тогда, когда этнос прошел определенный путь исторического развития. На уровне исторического нуля это не имеет самоназвания и совпадает с понятием люди, чукчи – люди. Важно то, что этнос называет себя сам, например: русский в Турции называет себя сам казак, а в Финляндии – вене. Для продуктивного существования этноса необходим контакт с другими этносами, т.е. обмен коллективным опытом, культурой. Именно благодаря контактам, этнос проходит исторический путь развития – племя, первобытнообщинный строй. Многообразие этноса – условие продуктивного и дальнейшего существования человечества.

Классы – социальная общность, которая выделяется по экономическому принципу. Классы выходят на первое ведущее место в существовании общества только в теории капитализма, когда экономический имущественный принцип становится ведущим. Доминируют национальные и профессиональные группы.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

Классовая теория выражается в двух версиях:

В марксистской версии главный классовообразовательный принцип – экономические отношения людей в форме отношения людей к средствам производства, которая закрепляется как форма собственности.

Классами называют большие группы людей, которые различаются по их месту, исторически конкретной экономической системе, по их отношению к формам собственности и, по их роли в системе разделения труда и по размерам получения общественного богатства (В.И. Ленин).

Согласно марксистской версии, классы объединяются в противопоставление, антагонистическое в подклассы – рабы, рабовладельцы, крепостные феодалы, наемные работники – капиталисты.

В буржуазно – либеральной версии главным классово образцовым принципом является экономический фактор, но не в виде отношений собственности, а в виде уровня денежных доходов.

Выделяют 3 основных класса 0,25 – 1 % численности населения:

Высший – 20% (в развитых западных странах).

Средний – 60 – 70 % (миллионеры и политическая элита управленцев, государственные служащие, средняя и мелкая буржуазия, которые могут жить за счет своего труда)

Низший – 20 – 30 % (те, чей доход не позволяет подняться выше прожиточного минимума). В России соотношение обратное, некоторые социологи утверждают, что средний класс насчитывает не более 10%.

Культура. Культура – это интегрируемая характеристика общества с точки зрения структры. В данном аспекте в существовании общества выявляются новые компоненты.

Вненаучные общепринятые представления понятия «общество» и «культура» совпадают: это то, что радикально выделяет человека из природы. Общество – это не природа, понятие, которое характеризует радикальное отличие в человеческой жизнедеятельности естественных процессов. В этом случае под обществом как культурой понимаются все изменения, которые происходят в природе под влиянием человека.

Однако есть различие между понятиями общество и культура:

Общество – это социальное взаимодействие людей, которое представлено как реальность текущего дня, т.е. культура в настоящем. Собственно культура – это коллективный опыт человечества в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому эти 2 аспекта изучаются в разных науках: общество изучается социологией, а культура философией.

С точки зрения философии человеческая культура представляется двумя важнейшими компонентами:

Орудийная культура, т.е. техника орудия труда, способы человеческого воздействия на природу. Это так называемая материальная, техническая культура или вторая искусственная природа.

Общенческая культура – это способы воздействия людей друг на друга, представленные разными формами общения. Здесь выделяют: естественная речь (язык), образы искусства, наука, управление, право и нравственность.

Если орудийная культура направлена как бы вне, из мира людей в мир природы, то общенческая – вовнутрь в сферу межчеловеческого взаимодействия.

Культура – это специфический человеческий способ бытия в мире. Животные не создают культуру и не излагаются в ней, поскольку, как бы носят орудия труда на себя в виде врожденных приспособлений (зубы, когти, шерсть и т.д.), внешние, искусственно скомбинированные предметы природы, превращенные таким образом в орудия труда. Поэтому осуществлять свою жизнедеятельность люди способны только совместно с другими людьми, коллективно. Однако коллекции животных у людей добавляются в научение т.е. процесс общения, в котором человеческие индивиды усваивают коллективно наработанные способы примечания орудий труда. Поэтому орудийность человека достигает нового по сравнению с животными качественного управления: животные могут использовать искусственные орудия труда, но не способы передавать этот опоит другим

Поэтому общечеловеческий компонент в культуре является ведущим. Культура, т.е. люди, живут в воспроизводстве – т.е. передача коллективного опыта. В процессе истории выработались 3 формы такой передачи:

Древнейшая форма – от зрителя к среднему по формуле «Делай как я».

Передача опыта не прямо, а с помощью принципов предписаний и запретов (традиций), согласно формуле «Делай так».

В виде идеалов, законов и ценностей, согласно формуле «Это истина, добро, правда».

Необходимо различать понятия культура и цивилизация. Большинство современных исследователей соглашается с тем, что цивилизация – это технологическая материальная основа культуры, на которой по своим законам выстраивается культура духовная.

Как уже отмечалось, общество – это системное образование. Как чрезвычайно сложное целое, как система, общество включает в себя подсистемы – «сферы общественной жизни» – понятие, введенное впервые К.Марксом.

Понятие «сфера общественной жизни» есть не более чем абстракция, позволяющая вычленять и изучать отдельные области социальной реальности. Основанием для выделения сфер общественной жизни служит качественная специфика ряда общественных отношений, их целостность.

Выделяют следующие сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая сфера характеризуются следующими параметрами:

Это необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, посредством которой удовлетворяются их определенные потребности;

Каждая сфера характеризуется определенными общественными отношениями, возникающими между людьми в процессе определенного вида деятельности (экономической, социальной, политической или духовной);

Как относительно самостоятельные подсистемы общества сферы характеризуются определенными закономерностями, по которым они функционируют и развиваются;

В каждой сфере формируется и функционирует совокупность определенных учреждений, которые создаются людьми для управления данной социальной сферой.

Экономическая сфера жизни общества - определяющая, названная К.Марксом базисом общества (то есть его фундаментом, основой). Она включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Её назначение – удовлетворение экономических потребностей людей.

Экономическая сфера – генетическая основа всех других сфер общественной жизни, ее развитие – причина, условие и движущая сила исторического процесса. Значение экономической сферы огромно:

Она создает материальную базу существования общества;

Непосредственно влияет на социальную структуру общества (например, появление частной собственности привело к возникновению экономического неравенства, что, в свою очередь, стало причиной возникновения классов);

Опосредованно (через социально-классовую сферу) влияет на политические процессы в обществе (например, появление частной собственности и классового неравенства стало причиной возникновения государства);

Опосредованно влияет на духовную сферу (особенно на правовые, политические и нравственные идеи), непосредственно – на ее инфраструктуру – школы, библиотеки, театры и т.п.

Социальная сфера общественной жизни - это область, где исторические общности (нации, народы) и социальные группы людей (классы и пр.) взаимодействуют по поводу своего общественного положения, места и роли в жизни общества. Социальная сфера охватывает интересы классов, наций, социальных групп; отношения личности и общества; условия труда и быта, воспитания и образования, здоровья и досуга. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства людей по их положению в обществе. Основой различного социального положения людей является их отношение к собственности на средства производства и вид трудовой деятельности.


Основными элементами социальной структуры общества являются классы, страты (социальные слои), сословия, городские и сельские жители, представители умственного и физического труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), этнические общности.

Политическая сфера жизни общества – область функционирования политики, политических отношений, деятельности политических институтов (прежде всего – государства) организаций (политических партий, союзов и т.п.). Это система общественных отношений по поводу завоевания, удержания, укрепления и использования государственной власти в интересах определенных классов и социальных групп.

Специфика социальной сферы в следующем:

Она складывается как результат сознательной деятельности людей, классов, партий, стремящихся овладеть властью и управлением в обществе;

Для достижения политических целей классы и социальные группы создают политические учреждения и организации, выступающие как материальная сила воздействия на государство, власть, экономические и политические структуры в обществе.

Элементами политической системы общества являются: государство (главный элемент), политические партии, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.п.

Сфера духовной жизни общества - это сфера производства идей, взглядов, общественного мнения, обычаев и традиций; сфера функционирования социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности: наука, культура, искусство, образование и воспитание. Это система общественных отношений по поводу производства и потребления духовных ценностей.

Основными элементами духовной жизни общества являются :

Деятельность по производству идей (теорий, взглядов и пр.);

Духовные ценности (нравственные и религиозные идеалы, научные теории, художественные ценности, философские концепции и т.п.);

Духовные потребности людей, которые обусловливают производство, распространение и потребление духовных ценностей;

Духовные отношения между людьми, обмен духовными ценностями.

Основой духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, идеалов, концепций, программ, взглядов, норм, мнений, традиций, слухов и т.п., циркулирующих в данном обществе.

Общественное сознание связано с индивидуальным (с сознанием отдельной личности), поскольку, во-первых, без него просто не существует, а во-вторых, все новые идеи и духовные ценности имеют своим источником сознания индивидов. Поэтому высокий уровень духовного развития индивидов – важная предпосылка для развития общественного сознания.Тем не менее, общественное сознание нельзя рассматривать как сумму индивидуальных сознаний хотя бы потому, что отдельный индивид не усваивает в процессе социализации и жизнедеятельности всего содержания общественного сознания. С другой стороны, далеко не все, что возникает в сознании отдельного человека, становится достоянием общества. Общественное сознание включает в себя знания, идеи, представления, общие для многих людей, поэтому оно рассматривается в обезличенном виде как продукт определенных общественных условий, закрепленный в языке и произведениях культуры. Носителем общественного сознания выступает не только индивид, но и социальная группа, общество в целом. Кроме того, индивидуальное сознание рождается и умирает вместе с человеком, а содержание общественного сознания передается от одного поколения к другому.

В структуре общественного сознания выделяют уровни отражения (обыденный и теоретический) и формы отражения действительности (право, политика, мораль, искусство, религия, философия и пр.)

Уровни отражения действительности различаются по характеру их формирования и по глубине проникновения в сущность явлений.

Обыденный уровень общественного сознания (или «общественная психология») формируется как результат повседневной жизни людей, охватывает поверхностные связи и отношения, порождая, порой, различные заблуждения и предрассудки, общественное мнение, слухи и настроения. Он представляет собой неглубокое, поверхностное отражение социальных явлений, поэтому многие идеи, возникающие в массовом сознании, являются ошибочными.

Теоретический уровень общественного сознания (или «общественная идеология») дает более глубокое постижение общественных процессов, проникает в сущность изучаемых явлений; он существует в систематизированной форме (в виде научных теорий, концепций и т.п.) В отличие от обыденного уровня, который складывается, в основном, стихийно, теоретический уровень формируется сознательно. Это область деятельности профессиональных теоретиков, специалистов в различных областях - экономистов, правоведов, политиков, философов, теологов и т.п. Поэтому теоретическое сознание не только более глубоко, но и более правильно отображает социальную реальность.

Формы общественного сознания различаются между собой по предмету отражения и по функциям, которые они выполняют в обществе.

Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений между классами, нациями, государствами. В нем непосредственно проявляются экономические отношения и интересы различных классов и социальных групп. Специфика политического сознания в том, что оно непосредственно затрагивает сферу государства и власти, отношения классов и партий к государству и правительству, взаимоотношения между социальными группами и политическими организациями. Оно самым активным образом воздействует на экономику, на все остальные формы общественного сознания – на право, религию, мораль, искусство, философию.

Правовое сознание – представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, выражающих отношение людей к существующему праву – система устанавливаемых государством юридических норм и отношений. На теоретическом уровне правовое сознание выступает в виде системы правовых взглядов, правовых учений, кодексов. На обыденном уровне – это представления людей о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, должном и необязательном в отношениях между людьми, социальными группами, нациями, государством. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную функцию . Оно связано со всеми формами сознания, но особенно – с политикой. Не случайно К.Маркс определил право как «возведенную в закон волю господствующего класса».

Нравственное сознание (мораль) отражает отношения людей друг к другу и к обществу в виде совокупности правил поведения, норм нравственности, принципов и идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Обыденное нравственное сознание включает в себя представления о чести и достоинстве, о совести и чувстве долга, о нравственном и безнравственном и т.п. Обыденное нравственное сознание возникло еще в первобытнообщинном строе и выполняло там функцию основного регулятора взаимоотношений между людьми и коллективами. Нравственные теории возникают лишь в классовом обществе и представляют собой стройную концепцию нравственных принципов, норм, категорий, идеалов.

Нравственность выполняет в обществе целый ряд важнейших функций:

Регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, причем, в отличие от права, мораль опирается на силу общественного мнения, на механизм совести, на привычку);

Оценочно-императивную (с одной стороны – оценивает действия человека, с другой – повелевает вести себя определенным образом);

Воспитательную (активно участвует в процессе социализации личности, превращения «человека в человека»).

Эстетическое сознание – художественное, образно-эмоциональное отражение действительности через понятия прекрасного и безобразного, комического и трагического. Результатом и высшей формой проявления эстетического сознания является искусство. В процессе художественного творчества эстетические представления художников «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Искусство относится к числу древнейших форм жизнедеятельности людей, однако в доклассовом обществе оно было в единой синкретической связке с религией, нравственностью, познавательной деятельностью (первобытный танец – это и религиозный обряд, воплощающий нравственные нормы поведения, и метод передачи знаний новому поколению).

Искусство в современном обществе выполняет следующие функции:

Эстетическую (удовлетворяет эстетические потребности людей, формирует у них эстетические вкусы);

Гедонистическую (доставляет людям удовольствие, наслаждение);

Познавательную (в художественно-образной форме несет информацию о мире, являясь достаточно доступным средством просвещения и образования людей);

Воспитательную (воздействует на формирование нравственного сознания, воплощая нравственные категории добра и зла в художественные образы, формирует эстетические идеалы).

Религиозное сознание – особый тип отражения действительности сквозь призму веры в сверхъестественное. Религиозное сознание как бы удваивает мир, полагая, что кроме нашей реальности («естественной», подчиняющейся законам природы) существует сверхъестественная реальность (явления, существа, силы), где природные закономерности не действуют, но которая влияет на нашу жизнь. Вера в сверхъестественное существует в различных формах:

Фетишизм (от португальского «фетико» - сделанный) – вера в сверхъестественные свойство реальных предметов (природных или специально изготовленных);

Тотемизм («то-тем» на языке одного из североамериканских индейских племен означает «его род») – вера в сверхъестественные кровнородственные связи между людьми и животными (иногда – растениями) – «предками» рода;

Магия (в переводе с древнегреческого – колдовство) – вера в сверхъестественные связи и силы, существующие природе, используя которые можно добиться успеха там, где реально человек бессилен; поэтому магия охватывала все сферы жизнедеятельности (любовная магия, вредоносная магия, промысловая магия, военная магия и пр.);

Анимизм – вера в бесплотных духов, в бессмертную душу; возникает на поздних этапах родоплеменного строя как результат распада мифологического мышления, которое еще не проводило различия между живым и неживым, материальным и нематериальным; представления о духах природы стали основой для формирования идеи бога;

теизм (греч. theos – бог) вера в бога, которая первоначально существовала как политеизм (многобожие); идея единого бога - монотеизм (единобожие) впервые сформировалась в иудаизме, а позже была воспринята христианством и исламом.

Религия как социальное явление помимо религиозного сознания включает в себя культ (обрядовые действия, направленные на связь со сверхъестественным – молитвы, жертвоприношения, посты и пр.) и ту или иную форму организации верующих (церковь или секта).

Религия в жизни человека и общества выполняет следующие функции:

Психотерапевтическую – помогает преодолеть чувство страха и ужаса перед внешним миром, облегчает чувства горя и отчаяния, позволяет снять ощущение беспомощности и неуверенности в будущем;

Мировоззренческую; как и философия, она формирует у личности мировоззрение – представление о мире как едином целом, о месте и назначении в нем человека;

Воспитательную - воздействует на человека через систему нравственных норм, существующих в каждой религии, и через формирование особого отношения к сверхъестественному (например, любовь к Богу, страх погубить бессмертную душу);

Регулятивную - влияет на поведение верующих через систему многочисленных запретов и предписаний, охватывающих почти всю повседневную жизнь человека (особенно – в иудаизме и исламе, где насчитывается 365 запретов и 248 предписаний);

Интегративно-сегрегативную – сплачивая единоверцев (интегративная функция), религия в то же время противопоставляет их носителям иной веры (сегрегативная функция), что является, и по сей день, одним из источников серьезных социальных конфликтов.

Религия, следовательно, явление противоречивое и однозначно оценить ее роль в жизни человека и общества нельзя. Поскольку современное общество полирелигиозно, основой цивилизованного решения проблемы отношения к религии является принцип свободы совести , дающий право человеку исповедовать любую религию или быть неверующим, запрещающий оскорбления религиозных чувств верующих и открытую религиозную или антирелигиозную пропаганду.

Таким образом, духовная жизнь общества представляет собой весьма сложное явление. Формируя сознание людей, регулируя их поведение, политические, нравственные, философские, религиозные и пр. идеи оказывают воздействие на все остальные сферы жизни общества и на природу, становясь реальной силой, изменяющей мир.