Наказание за неуплату налогов юридическим лицом. Что грозит за неуплату налогов? Штрафы, взимаемые с организаций

В соответствии с положениями действующего налогового законодательства России делать отчисления со своих доходов в федеральный и муниципальный бюджет обязаны не только компании и индивидуальные предприниматели, но и простые граждане. Расставаться с заработанными тяжёлым трудом средствами по нраву, разумеется, не всем - потому и существуют нормы права, стимулирующие всё же рассчитаться с государством. Чем грозит неуплата налогов физическим лицом и можно ли её избежать - далее в статье.

Кто обязан платить?

Налоговый кодекс - основной документ, регулирующий в отечественной юридической системе порядок начисления и уплаты налогов - не перечисляет всех видов деятельности, подразумевающих возникновение у гражданина обязанности делать отчисления в казну.

Список профессий и занятий неисчерпаем - и, чтобы упростить ситуацию, можно резюмировать: платить налоги должен каждый резидент, получающий доход в результате трудовой или коммерческой деятельности, а также владеющий определёнными видами имущества.

Так, налоговое бремя в установленном законодателем объёме ложится на плечи граждан:

  • работающих в соответствии с трудовым, гражданско-правовым, срочным трудовым договором или контрактом иного установленного вида, заключённым с работодателем в законном порядке;
  • получающих доход за счёт коммерческой деятельности любого вида, включая индивидуальное предпринимательство, реализацию товаров и услуг без образования ИП, сдачу квартиры или иной собственности в аренду, выигрыш в лотерею, получение дивидендов и так далее;
  • имеющих в собственности, независимо от источника и способа получения, недвижимую собственность: комнату, квартиру, частный дом, нежилое помещение;
  • обладающих автомобилем или иным облагаемым транспортным средством, включая воздушные и водные суда, а также некоторые виды самоходных.

Налоговый кодекс предполагает, кроме того, два варианта отчисления в бюджет:

  1. Лично получателем дохода. Чаще всего используется физическими лицами в силу сравнительной простоты операций и отсутствия необходимости обращаться за помощью к третьей стороне.
  2. Через налогового агента. Для простых граждан установлен по умолчанию только при наличии официального трудоустройства; в таком случае в роли агента выступает работодатель.

Плательщик может по своему усмотрению нанимать налогового агента и отказываться от его услуг; никаких ограничений на этот счёт российским законодательством не предусмотрено.

Наказание за неуплату

Неуплата налога своевременно и в полном объёме влечёт ответственность физического лица согласно Налоговому и Уголовному кодексам.

Со стороны первого к гражданину применяется наказание в виде штрафов и пеней. Наиболее часто к пренебрегающим своими обязанностями резидентам применяется НК, действующая, если:

  • физическое лицо неправильно рассчитало сумму отчислений в бюджет;
  • или занизило стоимость налогооблагаемой собственности.

В обоих случаях речь идёт о неумышленных нарушениях - то есть таких, в которых налоговому инспектору и прочим уполномоченным лицам не удалось выявить явного злого умысла.

Кроме того, такой проступок не должен классифицироваться статьями 129.3 /129.5 , подразумевающими использование гражданином недозволенных средств получения дохода или занижение суммы налога в пользу иностранного коммерческого агента.

Читайте также:

Как следует из пункта 4, физическое лицо не отвечает по статье 122 НК, если в своих расчётах или при общении с налоговой службой ориентировалось на сообщённые ему посредником неверные сведения; однако от необходимость уплатить налог полностью сразу после выявления нарушения это обстоятельство не освобождает.

Указанные проступки, умышленность которых доказать не удалось, наказываются в общем процессуальном порядке штрафом в размере 20% от выявленной недоимки; вся сумма налога в расчёт не берётся.

Пример. Гражданин А. должен был выплатить в 2018 году налог на прибыль в размере 50 тысяч рублей, однако вследствие неправильных расчётов перевёл в бюджет только 35 тысяч. Поскольку ошибка не была им замечена и самостоятельно ликвидирована, физическому лицу придётся уплатить не только недоимку в размере (50000 – 35000), то есть 15 тысяч рублей, но и штраф - 20% от указанной суммы: 0,2×15000, то есть 3 тысячи рублей.

Пункт 3 указанной статьи предусматривает для лиц, сокрывших часть дохода или намеренно неверно исчисливших сумму налога, штраф в размере 40% от «недостачи». При этом, как уже указывалось, умышленность действий налогового резидента должна доказываться - одного заявления инспектора будет мало.

Пример. Гражданин Б. в 2017 году должен быть перечислить в казну 100 тысяч рублей, однако бюджет получил только 70 тысяч; кроме того, в ходе налоговой проверки была установлена намеренность действий физического лица. Таким образом, помимо оставшихся 30 тысяч должнику придётся отдать в виде штрафа 0,4×30000, то есть 12 тысяч рублей. Пока эти деньги не будут перечислены, за гражданином остаётся неисполненная обязанность в объёме (30000 + 12000), то есть 42 тысяч рублей.

Помимо того, физическому лицу, не переведшему или просрочившему с перечислением в госказну транспортного или имущественного налога, придётся платить за каждый «лишний» день пеню в размере 1/300 части от текущей ставки рефинансирования. Последняя устанавливается Центральный Банком России; её значение находится в открытом доступе.

Пример. В 2019 году гражданин заплатил имущественный налог на 15 суток позднее установленного законодателем срока, однако в полном объёме. Стоимость облагаемого имущества - 1 миллион рублей. Тогда за каждый день просрочки ему придётся передать в бюджет, с учётом актуальной ставки, (1/300×1000000×0,075), то есть 250 рублей, а за всё время - 15×250, иначе говоря, 3750 рублей.

Несмотря на распространённое мнение, административной ответственности для гражданина, не уплатившего налог за себя, не предусмотрено - от штрафов и пеней, перечисляемых в Налоговом кодексе, закон сразу переходит к уголовному наказанию.

Неуплата налогов — серьезное правонарушение .

Степень ответственности, наступающей для виновного лица, зависит от определенных условий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Кто подлежит наказанию?

Именно с этого возраста допускается назначение наказания в случае нарушения установленных законодательством норм.

Минимальная сумма штрафа — 20% от величины невыплаченных взносов.

Назначенные к выплате суммы могут быть снижены или увеличены при наличии соответствующих оснований.

Так, обстоятельствами, позволяющими снизить размер штрафа, признаются тяжелые жизненные ситуации (болезнь виновного лица или его близких родственников, смерть близкого человека), совершение противоправных поступков под воздействием угроз и насилия, принудительное выполнение распоряжений вышестоящего руководства зависимым сотрудником и т.д.

Увеличение штрафа допускается, если виновное лицо или организация совершила проступок повторно. В этом случае подлежащая выплате сумма умножается на два.

Решение об изменении размера штрафных санкций в ту и в другую сторону принимает судебный орган , в который подается соответствующий иск заинтересованной стороной.

Административная

Административная ответственность наступает за деяния, которые не наносят существенного вреда обществу .

Если совершенное незначительное налоговое правонарушение не является преступлением, наказание назначается в соответствии со статьей КоАП.

Наказание может варьироваться от штрафа в 100 тысяч до 6 лет лишения свободы. является совершение деяния группой лиц, в особом размере.

Важно учитывать, что с точки зрения уголовного законодательства наказанию за неуплату подлежат граждане и организации, которые намеренно не предоставили декларацию или указали в документе ложные сведения .

Если же указанные в декларации показатели соответствуют действительности и нарушение состоит только в дальнейшей их неуплате, то факт уклонения не присутствует .

Таким образом, невыплата положенных взносов в бюджет государства влечет за собой наступление последствий .

Уровень наказания, грозящего нарушителю, напрямую зависит от величины долга .

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов? Узнайте из видео:

Автор статьи -

Государственный бюджет большинства мировых стран, в том числе Российской Федерации, напрямую связан с граждан и организаций в государственную казну. Поэтому стоит отметить, что государственные структуры «охотнее» берутся за преступления/правонарушения связанные с невыплатой или злостным уклонением от уплаты гражданами и организациями предусмотренных налоговым законодательствам налогов, пошлин и сборов. Целью настоящей статьи является рассмотрение вопроса о степени ответственности физического лица за совершение вышеупомянутого деяния, о том, какие предусмотрены особенности и какое наказание полагается виновному.

Наказание за неуплату налогов физическим лицом.

Общие понятия

Итак, для начала, необходимо определиться с тем, какие же налоги обязан оплачивать рядовой гражданин Российской Федерации. С учётом действующего налогового законодательства выделяется 5 основных видов выплат:

  1. НДФЛ – налог на доход физических лиц. Каждый работающий по трудовому законодательству гражданин знаком с данными выплатами, так как периодически требуется предоставлять данные сведение и заполнять определённые формы для получения пособий, пенсий, стипендии и т. п.

Налоговым агентом для вышеприведённой категории граждан выступает сам работодатель, который и производит удержание из в размере 13% и направляет их самостоятельно в государственную казну установленными для этого средствами и способами. Следует понимать, что под доходом подразумевается не только заработная плата, но и любые другие формы получения прибыли, не указанные в статье 217 НК РФ.

  1. Имущественный налог. Каждый человек, в том числе и лица, не имеющие российского гражданства, обязан осуществлять налоговые выплаты на имеющееся в собственности имущество. Это относится к домам, квартирам, хозяйственным постройкам, гаражам и любым другим формам построек, сооружений или помещений.

При этом неважно, имеется ли в собственности всё помещение или только его часть (доля). Фактическая, кадастровая стоимость имущества будет влиять только на окончательную сумму выплат.

  1. Земельный налог имеет те же основные особенности, что и имущественный, но относится к видам собственности в форме владения тем или иным земельным участком.
  2. Транспортный налог. Легко догадаться, что относится он к лицам, имеющим в собственности транспортное средство (автомобиль, мотоцикл, катер и т. п.). Перечень ТС, подлежащих налогообложению, указан в статье 358 НК РФ вместе с теми транспортными средствами, на которых данные требования не распространяются, например, вёсельные лодки или их моторные собраться мощностью менее 5 лошадиных сил.
  3. Государственные пошлины – с такой формой налогообложения рано или поздно приходится сталкиваться каждому.


Практически любая справка, заявление, регистрационный бланк и т. п. (подробный перечень указан в гл. 25.3 НК РФ), например, исковое заявление по компенсации подлежат обязательной предварительной оплате, так как в ином случае они просто не будут выданы заявителю или не приняты в работу/рассмотрение. Итак, для каждого приведённого выше вида предусмотрены определённые сроки уплаты, а при возможности – рассрочки платежей, установленные в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Ответственность

Сразу следует отметить, что субъектами рассматриваемого деяния являются физические лица, к которым относятся не только обычные граждане, не имеющие какой-либо организационно-правовой формы, но и индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В Уголовном кодексе предусмотрена статья под номером 198, которая освещает целый ряд схожих преступлений, совершаемых в экономической сфере. Положения статьи 198 получили крайнюю редактуру летом 2017 года, с момента вступления в силу ФЗ № 250, и в настоящее время содержание данной нормы следующее:

  1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путём непредставления налоговой декларации (расчёта) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путём включения в налоговую декларацию (расчёт) или иные документы заведомо ложных сведений, совершённое в крупном размере, в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
  2. То же деяние, совершённое в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Как видно из части 1, выделяют два способа совершения преступления:

  • фактическое непредставление налоговой декларации;
  • внесение в декларацию заведомо не отвечающих действительности сведений.

Одним из ключевых признаков подобного деяния является, фигурируемая денежная сумма, которую в полном или частичном объёме не выплачивает виновное лицо. Крупным размером, принимая во внимание примечание законодателя, признаётся сумма выплат/сборов/пошлин за трёхлетний финансовый период в размере 900000 рублей, с условием того, что на неуплаченную долю приходится более 10% или же сумма в 2750000 рублей. Особо крупный размер исчисляется аналогичным образом, только сумма за 3-х летний период должна быть 4000000 рублей с неуплаченной долей в 20 % или в размере 13000000 рублей.


Принимая во внимание всё вышесказанное, следует отметить, что уклонение от уплаты налогов физическими лицами квалифицируется по статье 198 УК РФ только в случае, если преступление было совершено умышленно в форме целенаправленных действий или бездействий и предполагало невыплату денежных средств в крупном и особо крупном размере. Санкционная составляющая предполагает штрафы – от 100 до 200 тыс. рублей, и от 200 до 500 тыс. рублей, в зависимости от фигурируемой в преступлении невыплаченной суммы, принудительные работы сроком до одного или трёх лет, или же заключение под стражу (лишение свободы) сроком 1 или 3 года соответственно.

Иная ответственность

Следует понимать, что даже при отсутствии признаков преступления по статье 198 УК РФ ответственности не избежать, так как не только Уголовный кодекс предполагает назначение наказание за нарушение закона. В Налоговом кодексе РФ установлены свои методы и виды наказаний для лиц, виновных в неуплате либо в уклонении от уплаты обязательных платежей и сборов. Так, за непредставление декларации с учётом положений статьи 119 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц просрочки, но в сумме не более 30% и не менее 1000 рублей. Умышленное внесение ложных сведений в декларацию, предполагающее любое несоответствие действительности, влечёт наложение штрафа в сумме до 40% от полагаемой суммы.


Сроки давности

Безусловно, в рассматриваемой теме имеется место для такого вопроса, как срок давности, ответ на который будоражит умы многих. Ответ на данный вопрос предоставлен в статье 113 НК РФ:

  1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчётного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Как видно из положений части 1, сроки давности относятся только к привлечению к ответственности неплательщика, то есть к взысканию с него штрафов/пеней, но никоим образом не снимает с него обязанности по уплате пошлин и сборов. Поэтому, даже не приводя других доводов, коих, к слову, ещё огромное количество, можно с уверенностью утверждать, что в рассматриваемом вопросе не предусмотрено сроков давности, позволяющих не оплачивать обязательные взносы и выплаты. Но, как, в принципе, и всё действующее законодательство, НК РФ не идеален, и в нём есть ряд спорных и неоднозначных моментов. Например, с транспортным налогом, так как в статье 363 НК РФ говорится о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Буквально трактуя данное положение, можно предположить, что периоды, превышающие 3 года, гражданин оплачивать не обязан.

Заключение

В заключение стоит отметить, что налоговое законодательство – достаточно сложный вопрос, предполагающий наличие определённых познаний не только в правовой области, но и в понимании основ ведения налоговой отчётности.

Уголовная ответственность за неуплату налогов предусмотрена УК РФ. Если в рамках налоговой ответственности контролеры вправе взыскать с плательщика штраф за неуплату налогов (а также пени), то в УК кроме штрафов указаны и более строгие наказания, вплоть до лишения свободы (ст. 198 , 199 УК РФ).

Но прежде чем разбирать конкретные статьи УК РФ, рассмотрим важные отличия между налоговой и уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов, чтобы понять, при каких обстоятельствах налогоплательщик может быть привлечен именно к уголовной ответственности.

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов

Уклонению от уплаты налогов в УК РФ посвящено сразу две статьи (ст. 198 , 199 УК РФ). Составы преступлений, предусмотренных ими, заключаются в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере в связи с непредставлением физическим лицом / организацией налоговой декларации или иных документов, либо с включением в них ложной информации.

Преступление Размер неуплаченной суммы Санкции за неуплату налогов (вид наказания)
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 900 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 2,7 млн. руб.
— либо принудительные работы на срок до 1 года;
— либо лишение свободы на срок до 1 года
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в особо крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 4,5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 13,5 млн. руб. — либо штраф в размере 200 - 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
— либо принудительные работы на срок до 3 лет;
— либо лишение свободы на срок до 3 лет
Уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 15 млн. руб. — либо штраф в размере 100 - 300 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
— либо принудительные работы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— либо арест на срок до 6 месяцев;
— либо лишение свободы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
Уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере либо совершенное группой лиц по предварительному сговору Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 15 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 45 млн. руб. — либо штраф в размере 200 - 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
— либо принудительные работы на срок до 5 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— либо лишение свободы на срок до 6 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по УК РФ, если (п. 2 примечания ст. 198 , п. 2 примечания ст. 199 УК РФ):

  • преступление им было совершено впервые;
  • были уплачены сумма недоимки, пени и штрафа, установленного НК РФ. Сделать это нужно до первого судебного заседания по уголовному делу (ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения 2019

Уголовная ответственность за налоговые преступления - это не только ответственность за неуплату налогов. К уголовной ответственности также могут привлечь:

  • налоговых агентов, не исполняющих свои обязанности, установленные НК РФ по исчислению, удержанию и перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ);
  • руководителя организации или ИП, скрывшего денежные средства или имущество, за счет которых могла быть взыскана недоимка (

Обязанность платежей по установленным налогам и сборам в России законодательно закреплена как для юридических, так и физических лиц. Ответственность предусмотрена в отношении всех без исключения случаев, будь то неуплата налога за квартиру гражданином в срок или целенаправленное занижение рассчитываемой суммы к оплате при исчислении налога организации на прибыль. Налогоплательщик, умышленно или случайно проигнорировавший или просрочивший исполнение своих обязательств, считается правонарушителем и должен понести наказание за содеянное.

Какая именно ответственность за неуплату налогов может быть применена?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к двум первостепенным законодательным актам - Налоговому и Уголовному кеодексам РФ. Они дают пояснения, касающиеся применяемых в отношении правонарушителей экономических санкций. Так, за уклонение или несвоевременное погашение налоговых платежей предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Налоговая. Несёт исключительно финансовый характер, что регламентировано действующим законодательством. Основная задача таких санкций - покрыть ущерб бюджету, нанесённый недобросовестным налогоплательщиком. В НК РФ применение данного вида ответственности отражает 122-я статья. Неуплата налогов наказывается при помощи начисления пени или штрафов.
  • Уголовная. Призвана компенсировать вред правонарушителя перед обществом. В зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие её формы: административная (крупные денежные штрафы) или собственно уголовная (ограничение свободы виновных лиц). Использование таковой регулируется статьями 198 и 199 Уголовного кодекса.

Понятие налоговой недоимки

Термин "недоимка" является ключевым с точки зрения процедуры привлечения к ответственности. Под ним принято понимать все неуплаченные в положенный срок суммы налогов и сборов. Его не следует путать с понятием налоговой задолженности, которое является более широким и включает кроме самой недоимки начисленные штрафы и пени за несвоевременные платежи.

Какие именно составляющие формируют недоимку налогоплательщика?

  • Собственно неуплата налога в полном объёме и в установленные сроки, которая формирует долг гражданина или организации перед государственной или региональной казной.
  • Выявленная сумма недостачи в выплатах по налогам и сборам, которая может быть вызвана ошибками в исчислении или преднамеренным сокрытием части объекта налогообложения. Недостачу формирует незарегистрированное имущество, скрытое от государства, например, недвижимость на участке. Также это может быть более низкий показатель дохода, указанный в декларации, по сравнению с реальным.

Выявление недоимок налоговыми органами происходит посредством камеральных или выездных проверок. Первый тип представляет собой периодически проводящееся по месту размещения отделений налоговой службы изучение представленных деклараций и прочих документов на предмет правильности исчисления и последующей уплаты налогов.

Выездные проверки проводятся по адресу регистрации налогоплательщика, чаще всего организаций, и являются самым эффективным способом обнаружения недоимок, причиной образования которых может стать, например, неуплата налога на прибыль или имущество в должном объёме в связи с занижением налогооблагаемой базы. Выявить такие факты помогает тщательный анализ документации налогоплательщика.

Налоговые пени и методика их начисления

Пени за неуплату налогов представляют собой исчисляемые особым образом суммы денежных средств, на величину которых недобросовестный налогоплательщик должен пополнить государственный бюджет, если допустил просрочку налоговых платежей.

Они служат дополнением к первоначальной стоимости недоимки. Их начисление может происходить на величину не только первоначально исчисленного налога, но и штрафа, если тот не был погашен в срок. Обязанность уплаты пеней не снимается даже в случае наложения карательных или обеспечивающих исполнение обязательств по уплате санкций.

Для расчёта суммы пени за неуплату налогов важны две даты: непосредственной оплаты задолженности и законодательно установленной, до которой её погашение должно произойти. Начисление, как правило, осуществляется за каждый просроченный день в виде определённого процента от размера изначально необходимого платежа.

Сегодня для расчёта используется величина равная 1/300 от актуальной в течение этого периода ставки рефинансирования ЦБ РФ. При изменении величины ставки рефинансирования в анализируемом периоде расчёт производят по всем её значениям с учётом срока действия каждого. Если, например, имеет место неуплата транспортного налога в течение некоторого времени, формула исчисления пени выглядит таким образом:

Пеня = (Первоначальная сумма транспортного налога × Длина просрочки в днях × Актуальная ставка рефинансирования ЦБ) ÷ 300.

Санкции при неуплате налогов

Штраф за неуплату налогов - это ещё одна форма материального наказания должников налоговыми органами. Его роль заключается в предотвращении повторного совершения правонарушения. Размеры и правила начисления регламентируются ст. 122 Налогового кодекса. В соответствии с текстом данной статьи причиной применения штрафных санкций служит частичная или полная неуплата налога, которая может быть вызвана:

  • Неправильным его исчислением (например, занижение налоговой базы).
  • Прочими незаконными действиями или бездействиями.

В любом случае нарушителю полагается выплатить штраф за неуплату налогов в размере 20% от стоимости недоимки. Причём его погашение не освобождает от возмещения начисленной ранее суммы налога. Если действия должника признаны умышленными, размер санкций увеличивается до 40%.

Необходимо пояснить, что здесь речь идёт о ситуациях с неправильно заполненной и поданной в налоговые органы декларацией. В остальных случаях штраф за неуплату или просрочку платежа не применяется, должнику следует возместить сумму недоимки и начисленные пени.

Механизм введения уголовной ответственности

Уголовная ответственность за неуплату налогов может наступить в том случае, когда была выявлена недоимка крупного (либо особо крупного) размера, а действия должника имеют признаки преступления, которыми являются следующие:

  • Непредставление физическими или юридическими лицами обязательных согласно налоговому законодательству документов, в том числе деклараций, что и повлекло за собой неуплату.
  • Уклонение налогового агента в личных интересах от исполнения обязанностей, связанных с расчётом и удержанием налогов с налогоплательщиков и их перечислением в бюджет.
  • Утаивание организацией или индивидуальным предпринимателем (далее - ИП) денежных средств или имущества, которые могут быть источником взыскания налогов.

Для получения полной суммы задолженности налогоплательщика складывают все суммы неуплаченных им налогов с действующим сроком исковой давности. Установленные законом объёмы крупной и особо крупной недоимки, в результате которой может наступить уголовная ответственность за неуплату налогов, различны для граждан и организаций:

  • Для физических лиц крупной признаётся не перечисленная в бюджет сумма налогов и сборов, превышающая величину в 1 млн. 800 тыс. рублей, либо в размере свыше 600 тыс. рублей. При этом неуплаченные в общей массе начисленных налогов должны составлять более 10%. Особо крупной считается недоимка в размере свыше 9 млн. рублей или же 3 млн. рублей при условии, что их доля в подлежащей оплате сумме составляет более 20%.
  • Для юридических лиц крупная недоимка - задолженность, превышающая величину в 6 млн. рублей, либо более 2 млн. рублей при доле в общем объёме налогов свыше 10%. Особо крупной признаётся не перечисленная в бюджет сумма налогов более 30 млн. рублей или свыше 10 млн., если доля таковой в общем объёме начисления превышает 20%.

Физическим лицам грозит наказание за неуплату налогов при крупной задолженности в виде административного штрафа от 100 до 300 тыс. рублей или же в объёме заработной платы либо иного установленного дохода за период от 1 до 2 лет. Кроме того, может применяться лишение свободы виновных лиц сроком до 1 года. В случае с особо крупным размером уклонения законодательно установлен штраф от 200 до 500 тыс. рублей либо лишение свободы до 3 лет. В отношении виновных должностных лиц организаций санкции аналогичны, кроме того, может быть применён запрет на занятие ими руководящих постов в течение определённого периода в будущем.

Принципы привлечения виновного лица к ответственности

Сама по себе неуплата налогов в установленный срок может привести только лишь к начислению пени за просрочку. Этого недостаточно для того, чтобы применить по отношению к должнику налоговые штрафные санкции, и уже тем более уголовное наказание. В этом случае налоговым органом обязательно должна быть доказана вина неплательщика. Она представляет собой совершение противоправного деяния по неосмотрительности или же по злому умыслу.

Ключевые принципы привлечения налогоплательшика к ответственности:

  • Обвиняемое лицо не обязано доказывать факт своей невиновности, так как это считается задачей налоговых органов.
  • Ни один гражданин, ИП, организация не может привлекаться повторно при совершении налогового правонарушения.
  • Факт привлечения к ответу виновных лиц не отменяет необходимости уплаты первоначальной суммы налога.
  • Наказание за неуплату налогов не может применяться по отношению к обвиняемому лицу, если его вина в совершении данного противоправного деяния не доказана.
  • Если ответственность уже возложена на организацию, её должностные лица не освобождаются от уголовной или любой другой законодательно предусмотренной ответственности при наличии на то соответствующих оснований.

Обстоятельства, исключающие привлечение виновного лица к ответственности за неуплату налогов

Неуплата налогов, как и любой другой вид правонарушений, может сопровождаться наличием дополнительных обстоятельств, оказывающих непосредственное влияние на процесс привлечения гражданина или организации к ответственности за содеянное. Они используются налоговой инспекцией или судебными органами для принятия решения о применении тех или иных налоговых санкций. Различают исключающие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

В соответствии с НК РФ неплательщик налога не может быть привлечён к ответственности, если его действия сопровождаются наличием как минимум одного пункта из перечня исключающих вину обстоятельств:

  • Для физических лиц - недостижение шестнадцатилетнего возраста на момент совершения им незаконных действий.
  • Отсутствует как таковое событие правонарушения. В данной ситуации это неуплата или неполная уплата налога.
  • В осуществлённых деяниях отсутствует вина. Последняя может быть исключена, если неоплата или задержка произошли по следующим причинам:
  1. Из-за наступления форс-мажорных обстоятельств, в том числе стихийных бедствий.
  2. В связи с болезнью, в результате которой гражданин не мог контролировать свои действия.
  3. При выполнении им письменных разъяснений уполномоченного налогового органа, касающихся порядка расчёта, уплаты налога или других вопросов.
  4. Ввиду наступления иных обстоятельств, которые могут быть использованы для этих целей.
  • Законодательно установленные сроки для привлечения виновного лица к ответственности истекли. Этот период определяет ст. 113 НК РФ. Он составляет 3 года. Началом отсчёта считается день, следующий за датой завершения налогового периода, в котором была образована недоимка. Например, когда имеет место неуплата земельного налога для физических лиц, в качестве такого дня рассматривается 2 ноября.

Наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств

Такие обстоятельства также оказывают влияние на процесс принятия решения по вопросам применения тех или иных налоговых санкций. Согласно действующему налоговому законодательству, смягчающими ответственность за неуплату налогов признаются следующие события, спровоцировавшие совершение правонарушения:

  • Стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств.
  • Наличие угрозы, давления, принуждения со стороны, которые могут быть вызваны материальной или служебной зависимостью.
  • Любые другие обстоятельства, которые впоследствии признаются уполномоченными на принятие решений органами смягчающими.

Отягчающее обстоятельство только одно - это повторное нарушение налогового законодательства таким же образом. При этом обязательным считается факт наложения ответственности за первичное правонарушение. В обратном случае более поздний по срокам случай не может быть признан с этой точки зрения вторичным. Следует уточнить и другие условия признания того или иного события таковым. Они следующие:

  • Аналогичность совершённых правонарушений. При этом не имеется в виду абсолютное совпадение деяний. Существуют дополнительные разновидности ситуаций, которые могут быть рассмотрены:

Применение одного и того же пункта одной статьи НК РФ с различиями в обстоятельствах.

Пункты статьи не совпадают, но правонарушения одинаковы.

  • Фактор времени. Ст. 112 НК РФ определяет срок, на протяжении которого виновное лицо считается находящимся под действием налоговой санкции. Это период длиной в 12 месяцев с момента принятия решения судебным или налоговым органом. Бывают ситуации, когда ответственность за неуплату налогов, произошедшую повторно, наступает раньше, чем за первичную. Важно, что любое повторное правонарушение, вне зависимости от времени применения санкций за его осуществление, не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства при рассмотрении дела в отношении первичного.

По одному и тому же разбирательству по неуплате налогов могут быть использованы оба варианта. Степень влияния каждого из них на процедуру применения налоговых санкций в отношении неплательщика законодательно не определена. Поэтому учёт смягчающих и отягчающих обстоятельств в каждом конкретном случае производится по усмотрению судебного или налогового органа.

Каких действий можно ожидать от налоговых органов?

Неуплата налогов ИП, организацией или гражданином в установленные сроки должна привлечь внимание налоговой службы. При обнаружении этого факта порядок действий уполномоченных органов будет следующим:

  1. В адрес гражданина или организации направляется письмо с требованием погашения задолженности, где также обозначаются сроки внесения оплаты, её сумма, санкции, которые будут применены при неисполнении обязательств. Здесь крайне важен факт получения документа.
  2. Если никакой реакции не последовало, уполномоченные налоговые органы могут переходить к взысканию сумм налога и пени собственными силами. Это осуществляется за счёт денежных средств, хранящихся на банковских счетах, имущества, прав требования (дебиторской задолженности) должника, начиная с самых ликвидных. Если имеющихся на счетах денег недостаточно для погашения задолженности (недоимки, пеней, штрафов), производится арест, а затем и реализация арестованного имущества.
  3. Когда имеют место недоимки большого размера, налоговая инспекция в обязательном порядке должна направить все имеющиеся у неё материалы на рассмотрение органов внутренних дел. Они, в свою очередь, могут завести уголовное дело, в результате чего устанавливается ответственность за содеянное. Неуплата налогов физическим лицом редко приводит к применению таких санкций, поскольку образование крупных недоимок присуще в основном организациям.

Каким образом можно оспорить решение налоговых органов?

Каждый налогоплательщик, не согласный с решением налоговой инспекции или суда, объектом которого является неуплата налогов, имеет право на обжалование, если считает, что его права были каким-либо образом нарушены. Порядок этой процедуры предусмотрен действующим законодательством. Своё несогласие по поводу актов и решений налоговых органов можно выразить путём подачи жалоб в вышестоящий орган налоговой службы либо суд.

Организации и ИП для защиты своих прав могут обратиться с иском в арбитражный суд, а прочие физические лица - в суд общей юрисдикции. Все судебные разбирательства происходят в установленном порядке.

Что касается обращения в вышестоящие налоговые органы, то основной документ здесь - письменная жалоба со всеми обосновывающими её содержание документами. Она должна быть направлена туда не позднее, чем через три месяца с того момента, когда налогоплательщиком было или должно было быть обнаружено нарушение своих прав.

Если сроки подачи нарушены по уважительной причине, существует возможность их восстановления по усмотрению вышестоящего налогового органа. Налогоплательщик имеет возможность направить повторную жалобу, кроме тех случаев, когда первая была отозвана им по письменному заявлению до принятия по ней какого-либо решения. Обращение рассматривается вышестоящим органом налоговой инспекции в течение месяца, после чего выносится решение, которое может как изменить или отменить ранее принятое, так и оставить жалобу без удовлетворения.