Лукашенко недоволен еаэс. Лукашенко выступил против «протекционизма» в еаэс Лукашенко еаэс

Уже заявил, что подготовленные к саммитам документы все равно будут подписаны — и отсутствие главы Белоруссии на эту процедуру никак не повлияет.

«Действительно, наши белорусские коллеги сообщили, что не сможет принять участие в сегодняшних саммитах. Думаю, что нам было бы некорректно говорить о причинах. Это должна делать пресс-служба президента Белоруссии, — сказал он российским журналистам. — Де-факто это не помешает субстантивно обсуждать наши вопросы интеграции — все документы были ранее согласованы на коллегии, в том числе и с нашими белорусскими партнерами. Они будут направлены в Минск для подписания президентом Белоруссии».

Сам же Лукашенко, оставшись в Минске, провел совещание «По обеспечению безопасности граждан в период новогодних и рождественских праздников». Подразумевалось, что эту проблему силовые структуры сами решить никак не могут и что она настолько требует президентского вмешательства, что ради этого стоит пропустить саммиты ОДКБ и ЕАЭС (правда, праздники в стране уже вовсю идут, ведь в Белоруссии католическое Рождество — государственный праздник).

В президентской пресс-службе отмену визита никак не комментируют. Не удалось получить комментарии и в . А вот на тех мероприятиях, которые решил не посещать Лукашенко, принимаются принципиально важные решения. Так, на саммите ОДКБ сегодня должен был быть избран новый генеральный секретарь этого военного союза — глава Белоруссии вполне мог бы принять участие в этом процессе.

Однако для официального Минска еще важней была повестка саммита ЕАЭС, куда входят Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан и Киргизия. Там планировалось одобрить общий для пяти стран-участниц Таможенный кодекс.

Именно этот документ, на принятии которого настаивала Москва, вызывал предельное недовольство Александра Лукашенко. Последний раз оно прозвучало 9 декабря, когда начальник Белоруссии потребовал от своих министров «обеспечить соблюдение национальных интересов Беларуси при принятии Таможенного кодекса ».

«Этот документ должен быть абсолютно выверенным. И после его вступления в силу ни один гражданин Беларуси, и я в том числе, не должны задать вопрос правительству, которое прежде всего вырабатывало и согласовывало этот документ, что же мы имеем на самом деле и почему где-то стало хуже, чем было. Каким бы Таможенный кодекс ни был компромиссным, но ухудшать ту социально-экономическую ситуацию, которая существует в Беларуси, нам ни в коем случае нельзя.

Все должно быть продумано, выверено в министерствах, ведомствах, облисполкомах. Если нужно — в гор- и райисполкомах. Надо привлечь всех специалистов, вплоть до оппозиционно мыслящих, как мы их часто называем. Довести до них эти положения, до граждан нашей страны. Немедленно, чтобы они могли отреагировать и сказать, что нам выгодно, а что нет», — заявил Александр Лукашенко.

Также, по его словам, пока для Белоруссии от членства в ЕАЭС — одни убытки: «Результаты известны. Я уже не единожды об этом говорил. Падение товарооборота в союзе — около 40% в прошлом году, в этом году — около 15%. Вот результат».

Однако, по мнению экспертов «Газеты.Ru», в данном случае переплелись как многочисленные экономические конфликты между Минском и Москвой, так и неприязненные отношения между Владимиром ым и Александром Лукашенко — во многом как раз этими конфликтами и вызванные.

«Последнее время Лукашенко сознательно накручивал ситуацию с Россией. Это видно по многим его высказываниям, в частности в отношении Данкверта. Ранее ему иногда удавалось таким способом переломить ситуацию в свою пользу. Теперь это не удалось. Судя по всему, ему не была обещана даже встреча тет-а-тет с Путиным, — говорит белорусский экономист и политик . — Более того, нефтегазовый спор тоже обещают перевести в юридическую плоскость.

Я полагаю, что на ближайший период это будет российской тактикой: никакой политики, только споры хозяйствующих субъектов. И, соответственно, Путин будет демонстративно дистанцироваться от этих проблем. Что остается Лукашенко? Только демарши».

По мнению Марголина, Белоруссия все равно — раньше или позже — подпишет Таможенный кодекс и другие документы. Причина в том, что у России все еще достаточно средств воздействия на Белоруссию.

«Планируется уменьшить поставки нефти до 18 млн тонн. Но ведь это не предел. Несколько лет тому назад, во время одного из торговых конфликтов, Путин дал понять, что на внутренние потребности нашей стране достаточно 6 млн тонн», — говорит Лев Марголин.

При этом на экономическое давление со стороны России официальный Минск отвечает политическими и идеологическими действиями. С одной стороны, это демонстративное улучшение отношений с , непризнание нового статуса Крыма и так далее. С другой — столь же демонстративное дистанцирование от «русского мира».

Последнее из событий этой цепочки имело место 22 декабря. Тогда в МИД Белоруссии был вызван советник-посланник посольства России .

МИД выразил протест в связи с высказываниями директора Федерального государственного научного , в которых он заявил, что белорусскому языку всего 90 лет, а Белоруссия — «историческая часть великой России».

«Ну смотрите: 22 ноября Путин и Лукашенко встречаются в Москве, пять часов ведут переговоры, но не договариваются ни до чего вообще. Даже нефтегазовый конфликт не разрешили. Лукашенко после этого явно был в бешенстве — по нему заметно было, — комментирует «Газете.Ru» последние события белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — А дальше следуют аресты «за антигосударственную деятельность» трех публицистов, писавших статьи для российских сайтов. А сайты очень разные...

Да и пропагандистская шумиха вокруг этого была раздута просто огромная. Такое недвусмысленное предупреждение всем, кого можно было бы назвать пророссийски мыслящим».


6 декабря 2018, 15:24 Президент Беларуси раскритиковал работу Евразийского экономического союза. По словам Александр Лукашенко для ЕАЭС 2018 год стал неоднозначным как с политической, так и с экономической точки зрения.

Об этом он заявил 6 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге.

"Сегодня мы подводим итоги общей работы в формате союза за этот год и определяем ориентиры взаимодействия на следующий. Что касается завершающегося периода, то он является достаточно неоднозначным как с политической, так и с экономической точки зрения", - сказал Александр Лукашенко .

Среди позитивных достижений президент отметил вступление в силу договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, наделение Молдовы статусом наблюдателя. Государства - члены союза также подписали временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном, и соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем.

"Беларусь рассчитывает, что нормы, закрепленные в этих документах, будут реализованы в полной мере. Каждый из них принимался с заделом на будущее и с расчетом на значительный экономический эффект", - заявил глава государства.

Вместе с тем он отметил, что существуют важные вопросы, которые до сих пор остаются нерешенными. Они касаются устранения барьеров в торговле, формирования общих рынков газа и нефти и цифровизации экономик стран ЕАЭС.

Выступая на саммите, глава государства отметил, что существует несколько важных вопросов, которые до сих пор остаются нерешенными в ЕАЭС. Лукашенко остановился на каждом из них и представил позицию белорусской стороны по их разрешению.

"Я вынужден об этом говорить, но буду говорить не с точки зрения стенания и рыдания, а с точки зрения того, что мы договорились, но не сделали. И с точки зрения того, что наш союз (к счастью, я был у истоков его создания) образовывался на определенных свободах передвижения рабочей силы, капиталов, услуг, товаров. И самое главное, о чем мы договаривались, создавая нашу единую экономику, что все субъекты хозяйствования и наши люди будут иметь равные условия. Если таких равных условий нет, то нет и союза", - приводит слова Лукашенко его пресс-служба.

Устранение барьеров и изъятий на рынке ЕАЭС

Президент констатировал, что в начале 2018 года Россия в качестве председателя в органах ЕАЭС продолжила работу по устранению барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих формированию общего рынка ЕАЭС. "Это действительно одна из самых острых проблем нашего союза, которая еще несколько лет назад была обозначена белорусской стороной. Однако данный вопрос решается непозволительно медленно. Более того, на смену устраняемым барьерам возводятся новые. И это стало практикой", - обратил внимание глава государства.

Александр Лукашенко считает, что это совершенно недопустимая ситуация, нарушающая достигнутые договоренности. "Как показала практика, важно не только устранять преграды, но и параллельно создавать условия, исключающие возможность их повторного возникновения. В этой связи предлагаю предоставить нашей Евразийской экономической комиссии полномочия принимать решения в случае повторного введения каким-либо государством-участником ограничений или же продления уже действующих", - сказал он.

По мнению белорусской стороны, это не затронет национальные интересы государств, при этом позволит исключить протекционизм, который наносит серьезный ущерб интеграционным процессам. "Все сидящие за этим столом на мировой протекционизм в торговле отреагировали, обозвав его грубо - экономические войны. Так зачем у себя создаем их? - спросил президент. - Следует также повысить ответственность представителей исполнительной власти наших стран за принятие решений, идущих вразрез с принципами, закрепленными в нашем договоре о союзе".

Формирование общих рынков

Беларусь выступает за обеспечение всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами ЕАЭС союзных норм и взятых на себя обязательств. Лукашенко напомнил, что стороны договорились к 2025 году создать общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов.

"Мы обязаны выполнить все в намеченные сроки и обеспечить работу союза в условиях стабильной и справедливой топливно-сырьевой политики, - заявил глава государства. - В союзнических отношениях нет интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Есть целостная система - Евразийский экономический союз. И под этим мы концептуально и конкретно подписались".

Президент высказал солидарность с мнением российской стороны о важности развития новых сфер сотрудничества, в том числе атомной энергетики и возобновляемых энергоисточников.

Однако, заметил он, отсутствие согласия по принципам формирования основного нефтегазового рынка не позволяет ЕАЭС прогрессировать более быстрыми темпами, считает белорусский лидер. Решение этого ключевого вопроса позволит странам приступить к освоению и других направлений.

По признанию белорусского лидера, ему пришлось извиняться перед Путиным

В Санкт-Петербурге собрались лидеры стран Евразийского экономического союза. Обсуждали текущую деятельность ЕАЭС и ближайшие планы. Заседание прошло под председательством Владимира Путина. Президент отметил успехи кооперации в ряде отраслей, а также увеличение экспорта продукции стран союза на внешние рынки. На заседании обнаружились и разногласия между партнёрами. Глава Белоруссии Александр Лукашенко был недоволен тарифами, по которым Россия поставляет газ в его страну.

Энергоносители, космос, цифровая экономика, финансовый сектор - главные темы заседания Высшего Евразийского экономического совета, отмечает . Итоги уходящего года, которые подводят главы шести государств, входящих в ЕАЭС, Владимир Путин назвал успешными. Увеличился совокупный ВВП стран союза. Растет производство в промышленности и сельском хозяйстве. Товарооборот только внутри альянса вырос до 44 миллиардов долларов.

"Товарооборот с внешними партнёрами увеличился на 21% - до 548 миллиардов долларов, причём преимущественно за счёт наращивания нашего экспорта. ЕврАзЭС улучшил свои позиции в международных рейтингах, в частности, в ведении бизнеса. По данным Doing Business-2018, по средневзвешенным показателям государств-членов он переместился на 31 место. Напомню, в 2017 году это было 40 из 190 экономик мира", - сказал Путин.

Главная текущая задача ЕврАзЭС снятие торговых барьеров, обеспечение равного доступа к энергоресурсам. Общий рынок нефти, нефтепродуктов и газа, по оценкам экспертов, должен прибавить к ВВП стран союза девять миллиардов долларов. Создание такого пространства займет какое-то время. Однако эффект от еще не созданного рынка лидер Белоруссии, например, хочет ощутить уже сейчас.

"В нашей стране на границе со Смоленской областью обходится почти в 130 долларов за тысячу кубов. А установленная оптовая цена для потребителей той же Смоленской области субъектов хозяйствования - 70 долларов, почти в два раза ниже. Простой вопрос: как конкурировать в этой ситуации?" - заявил Лукашенко.

"Важен не тариф, а важна конечная цена газа, в которую включается этот тариф. Сегодня у Белоруссии 129 долларов за тысячу кубов, в следующем году будет 127, а в ФРГ - 250. И это, безусловно, большое преимущество для наших союзников по ЕврАзЭС", - ответил Путин.

"Но наш главный партнёр, к сожалению или к счастью, не ФРГ, а Российская Федерация. И наши основные не только партнёры, а и конкуренты и прочее - это россияне. Вроде воевали против Германии вместе, а наши люди, ещё не умершие после войны, имеют такую ситуацию. Они 200 имеют долларов, а мы, допустим, 130, потому что туда ещё три тысячи километров качать надо. Поэтому у них и цена такая. Вот почему", - поспорил Лукашенко.

"Но если бы была рыночная для Белоруссии - не было бы 129 и 127, она была бы под 200, вот в чём всё дело. Но давайте, мы уже подискутируем потом в закрытом режиме", - призвал Путин.

"Хорошо", - ответил ему президент Белоруссии.

После закрытой части встречи Александр Лукашенко признался журналистам, что извинился перед Владимиром Путиным за спор о цене на газ. Подробности диалога, как выразился белорусский лидер, прессе лучше не знать. Зато не вызвало разногласий обсуждение перспектив совместного освоения космоса. Страны союза к следующему году планируют создать объединенную орбитальную группировку спутников дистанционного зондирования Земли. Намечено производство новых аппаратов, которые превзойдут иностранные аналоги. Проект - коммерческий. И, не исключено, что им заинтересуются новые партнеры ЕврАзЭС - Китай, Иран, Сингапур, Израиль, Сербия, Индия и Египет. Именно таким союз и видел его вдохновитель - Нурсултан Назарбаев, когда в 1994 году предлагал объединить усилия.

"Тогда я представлял себе мощный экономический союз, который со временем трансформируется в большого игрока не международной арене и будет притягивать своими действиями других, которые захотят с нами работать. Сегодня фактически эта идея стала реальностью, мы в нем работаем", - сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

При этом расширяется сам союз - в заседании в качестве наблюдателя принял участие лидер Молдавии Игорь Додон. Внутри ЕАЭС активно координируется валютно-финансовая политика. Осенью представители центральных банков стран альянса подписали соглашение о гармонизации соответствующего законодательства.

"Это большой шаг на пути к формированию общего финансового пространства. Предлагаем проработать вопрос о создании в ЕврАзЭС общей расчётной структуры с использованием современных финансовых технологий. Это позволило бы повысить устойчивость национальных платёжных систем наших стран, сделав их менее зависимыми от доллара и других иностранных валют. Это в прямом смысле слова повышение экономического суверенитета", - заявил президент России.

По завершении заседания Владимир Путин подарил коллегам панно с побывавшими на МКС национальными флагами стран участниц союза. Лидеры продолжили встречу в неформальной обстановке и уже в расширенном составе с главами государств СНГ. Вечером все они по приглашению российского президента прибыли в Мариинский театр, где в эти минуты дают балет "Щелкунчик".

Александр Огородников. Юлия Олейник. "ТВ Центр".

Для Евразийского экономического союза 2018 год стал неоднозначным как с политической, так и с экономической точки зрения. Об этом 6 декабря заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге, передает БелТА.

«Сегодня мы подводим итоги общей работы в формате союза за этот год и определяем ориентиры взаимодействия на следующий. Что касается завершающегося периода, то он является достаточно неоднозначным как с политической, так и с экономической точки зрения», - сказал белорусский лидер. По его словам, среди позитивных достижений можно отметить вступление в силу договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, наделение Молдавии статусом наблюдателя, подписание государствами-членами Союза временного соглашения, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном, а также соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. «Белоруссия рассчитывает, что нормы, закрепленные в этих документах, будут реализованы в полной мере. Каждый из них принимался с заделом на будущее и с расчетом на значительный экономический эффект», - заявил Лукашенко.

Вместе с тем он отметил, что существуют важные вопросы, которые до сих пор остаются нерешенными. В первую очередь, они касаются устранения барьеров в торговле, формирования общих рынков газа и нефти, цифровизации экономик стран ЕАЭС, развития кооперации в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг.

По словам белорусского руководителя, в начале 2018 года Россия в качестве председателя в органах ЕАЭС продолжила работу по устранению барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих формированию общего рынка ЕАЭС. «Это действительно одна из самых острых проблем нашего союза, которая еще несколько лет назад была обозначена белорусской стороной. Однако данный вопрос решается непозволительно медленно. Более того, на смену устраняемым барьерам возводятся новые. И это стало практикой», - отметил Лукашенко, подчеркнув, что это «совершенно недопустимая ситуация, нарушающая достигнутые договоренности».

«Как показала практика, важно не только устранять преграды, но и параллельно создавать условия, исключающие возможность их повторного возникновения. В этой связи предлагаю предоставить нашей Евразийской экономической комиссии полномочия принимать решения в случае повторного введения каким-либо государством-участником ограничений или же продления уже действующих», - сказал он. По мнению белорусского лидера, это не затронет национальные интересы государств, но при этом позволит исключить протекционизм, который наносит серьезный ущерб интеграционным процессам. «Ну, все сидящие за этим столом на мировой протекционизм в торговле отреагировали, обозвав его грубо - экономические войны. Так зачем у себя создаем это?» - сказал Лукашенко, добавив, что «важно не только устранять преграды, но и параллельно создавать условия, исключающие возможность их повторного возникновения».

Кроме того, президент Белоруссии заявил, что его страна выступает за обеспечение всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами ЕАЭС союзных норм и взятых на себя обязательств. Он напомнил, что стороны договорились к 2025 году создать общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов. «Мы обязаны выполнить все в намеченные сроки и обеспечить работу союза в условиях стабильной и справедливой топливно-сырьевой политики. В союзнических отношениях нет интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Есть целостная система - Евразийский экономический союз. И под этим мы концептуально и конкретно подписались», - заявил белорусский лидер и высказал солидарность с мнением российской стороны о важности развития новых сфер сотрудничества, в том числе атомной энергетики и возобновляемых энергоисточников. При этом он заметил, что отсутствие согласия по принципам формирования основного нефтегазового рынка не позволяет ЕАЭС прогрессировать более быстрыми темпами, а решение этого ключевого вопроса позволит странам приступить к освоению и других.

Затронул Александр Лукашенко и тему цифровизации экономики в странах ЕАЭС. По его словам, эта проблема предметно обсуждалась главами государств на встрече в узком формате и сегодня перед странами стоят амбициозные задачи по переходу на современные технологии и модели производства. «От того, насколько слаженно мы сможем объединять потенциал наших государств через цифровые решения, будет зависеть эффективность интеграции и в целом будущее союза. Белоруссия готова к полноценному участию в реализации проектных инициатив цифровой повестки ЕАЭС», - подчеркнул белорусский лидер, добавив, что речь, в первую очередь, идет о цифровой торговле и кооперации, электронной логистике, формировании цифровых транспортных коридоров, развитии точных технологий в сельском хозяйстве и промышленности. «Мы в Белоруссии занимаемся цифровизацией очень давно. Исходя из нашего опыта, должен сказать: сейчас модно говорить о цифровизации, развитии IT-технологий. Это очень важное направление, это значительно активизирует производство, сокращает себестоимость. Но это, наверное, 20−25% сегодняшнего дня. И, наверное, долго так будет. А 70−75% - это та традиционная экономика, которая нас сегодня кормит. Поэтому не надо забывать и об этом», - заметил он.

Дополнительно белорусский лидер напомнил, что в повестку дня нынешнего саммита ЕАЭС также был внесен вопрос о развитии кооперации в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли. «Реализация этой инициативы с учетом ее высокого мультипликативного эффекта на развитие смежных отраслей и секторов придаст мощный импульс нашему инновационному и промышленному сотрудничеству», - подчеркнул президент Белоруссии.

По мнению Александра Лукашенко, евразийское строительство должно охватывать все новые сферы сотрудничества. «В этой связи особенно важно, чтобы через год, а это будет пять лет со дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, мы смогли увидеть конкретные и осязаемые результаты нашей работы. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что ЕАЭС - это эффективный совместный проект, нацеленный на повышение уровня экономического благосостояния всех государств-членов», - резюмировал белорусский лидер.

Напомним, в Санкт-Петербурге проходит заседание Высшего Евразийского экономического совета. В ходе саммита лидеры стран ЕАЭС в узком формате обсуждают реализацию цифровой повестки в организации, дальнейшее развитие интеграционных процессов, распределение ввозных таможенных пошлин между государствами, формирование общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Повестка заседания Высшего Евразийского экономического совета в широком составе включает вопросы, касающиеся основных направлений международной деятельности организации, взаимодействия ЕАЭС с другими странами, конкуренции на трансграничных рынках, сотрудничества в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг. Кроме того, главы государств должны согласовать бюджет союза на 2019 год и размер пошлины, уплачиваемой хозяйствующими субъектами при обращении в суд ЕАЭС.

Работа по устранению барьеров, изъятий и ограничений на рынке ЕАЭС идет непозволительно медленно. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге, передает БЕЛТА .

Выступая на саммите, Глава государства отметил, что существует несколько важных вопросов, которые до сих пор остаются нерешенными в ЕАЭС. Александр Лукашенко остановился на каждом из них и представил позицию белорусской стороны по их разрешению.

"Я вынужден об этом говорить, но буду говорить не с точки зрения стенания и рыдания, а с точки зрения того, что мы договорились, но не сделали. И с точки зрения того, что наш союз (к счастью, я был у истоков его создания) образовывался на определенных свободах передвижения рабочей силы, капиталов, услуг, товаров. И самое главное, о чем мы договаривались, создавая нашу единую экономику, что все субъекты хозяйствования и наши люди будут иметь равные условия. Если таких равных условий нет, то нет и союза" , - отметил белорусский лидер.

Устранение барьеров и изъятий на рынке ЕАЭС

Президент констатировал, что в начале 2018 года Россия в качестве председателя в органах ЕАЭС продолжила работу по устранению барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих формированию общего рынка ЕАЭС. "Это действительно одна из самых острых проблем нашего союза, которая еще несколько лет назад была обозначена белорусской стороной. Однако данный вопрос решается непозволительно медленно. Более того, на смену устраняемым барьерам возводятся новые. И это стало практикой" , - обратил внимание Глава государства.

Александр Лукашенко считает, что это совершенно недопустимая ситуация, нарушающая достигнутые договоренности. "Как показала практика, важно не только устранять преграды, но и параллельно создавать условия, исключающие возможность их повторного возникновения. В связи с этим предлагаю предоставить нашей Евразийской экономической комиссии полномочия принимать решения в случае повторного введения каким-либо государством-участником ограничений или же продления уже действующих" , - сказал он.

По мнению белорусской стороны, это не затронет национальные интересы государств, при этом позволит исключить протекционизм, который наносит серьезный ущерб интеграционным процессам. "Все сидящие за этим столом на мировой протекционизм в торговле отреагировали, обозвав его грубо - экономические войны. Так зачем у себя создаем их? - спросил Президент. - Следует также повысить ответственность представителей исполнительной власти наших стран за принятие решений, идущих вразрез с принципами, закрепленными в нашем договоре о союзе" .

Формирование общих рынков

Беларусь выступает за обеспечение всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами ЕАЭС союзных норм и взятых на себя обязательств. Александр Лукашенко напомнил, что стороны договорились к 2025 году создать общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов.

"Мы обязаны выполнить все в намеченные сроки и обеспечить работу союза в условиях стабильной и справедливой топливно-сырьевой политики, - заявил Глава государства. - В союзнических отношениях нет интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Есть целостная система - Евразийский экономический союз. И под этим мы концептуально и конкретно подписались".

Президент высказал солидарность с мнением российской стороны о важности развития новых сфер сотрудничества, в том числе атомной энергетики и возобновляемых энергоисточников. Однако, заметил он, отсутствие согласия по принципам формирования основного нефтегазового рынка не позволяет ЕАЭС прогрессировать более быстрыми темпами, считает белорусский лидер. Решение этого ключевого вопроса позволит странам приступить к освоению и других направлений.

Цифровизация экономики в странах ЕАЭС

Эта тема предметно обсуждалась главами государств на встрече в узком формате. Перед странами стоят амбициозные задачи по переходу на современные технологии и модели производства. "От того, насколько слаженно мы сможем объединять потенциал наших государств через цифровые решения, будут зависеть эффективность интеграции и в целом будущее союза, - сказал Александр Лукашенко. - Беларусь готова к полноценному участию в реализации проектных инициатив цифровой повестки ЕАЭС" .

В первую очередь речь идет о цифровой торговле и кооперации, электронной логистике, формировании цифровых транспортных коридоров, развитии точных технологий в сельском хозяйстве и промышленности.

"Мы в Беларуси занимаемся цифровизацией очень давно. Исходя из нашего опыта должен сказать: сейчас модно говорить о цифровизации, развитии ИT-технологий. Это очень важное направление, это значительно активизирует производство, сокращает себестоимость. Но это, наверное, 20 -25% сегодняшнего дня. И, наверное, долго так будет. А 70-75% - это та традиционная экономика, которая нас сегодня кормит. Поэтому не надо забывать и об этом", - добавил Глава государства.

Развитие космических и геоинформационных услуг

В повестку дня нынешнего саммита ЕАЭС также был внесен вопрос о развитии кооперации в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли.

"Реализация этой инициативы с учетом ее высокого мультипликативного эффекта на развитие смежных отраслей и секторов придаст мощный импульс нашему инновационному и промышленному сотрудничеству" , - убежден Президент.

Говоря о перспективах дальнейшего развития ЕАЭС, Александр Лукашенко отметил, что евразийское строительство должно охватывать все новые сферы сотрудничества.

"В связи с этим особенно важно, чтобы через год, а это будет пять лет со дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, мы смогли увидеть конкретные и осязаемые результаты нашей работы. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что ЕАЭС - это эффективный совместный проект, нацеленный на повышение уровня экономического благосостояния всех государств-членов", - резюмировал белорусский лидер.