Интегральная оценка конкурентоспособности экономики регионов. Фундаментальные исследования Конкурентоспособность регионов в процессе социально экономического развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и принципы регионального управления, его направления и критерии оценки эффективности. Сущность и содержание концепции устойчивого развития, условия ее применения. Экономическая основа развития региона, особенности данного процесса на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Конкурентоспособность как экономическая категория. Особенности моделей конкурентоспособности в Республике Казахстан на уровнях фирмы, отрасли, региона, страны. Индексы уровня жизни населения, производительности региона и его инфраструктурного развития.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2009

    Оценка конкурентоспособности региона - важная исходная база для региональных властей, призваных обеспечивать поддержку и конкурентные преимущества своей территории. Особенности формирования конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Макроэкономические характеристики региона. Главный индикатор регионального развития ХМАО - разработка нефтегазовых месторождений. Межрегиональные связи региона. Уровень инвестиционной активности. Сравнение показателей региона с другими регионами России.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2015

    Способность региона обеспечивать производство конкурентоспособных товаров. Интегральная оценка конкурентоспособности. Динамика занятости экономически активного населения. Темпы роста основных показателей развития региона. Уровень безработицы населения.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2012

    Подходы к определению конкурентоспособности как экономической категории. Критерии ее оценки с точки зрения потенциального инвестора. Уровень конкурентоспособности отдельных видов экономической деятельности в Украине и их инвестиционной привлекательности.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2011

    Социально-экономическое значение конкурентоспособности. Характеристика критериев и факторов, влияющих на конкурентоспособность розничных торговых предприятий. Анализ внешней и внутренней среды. Основные направления повышения конкурентоспособности.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2011

    Роль отдельного региона в национальной и мировой экономике. Оценка факторов конкурентоспособности с точки зрения эффективности экономики, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий для жизни и ведения бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

Основные понятия : конкурентоспособность региона, свободная зона, зона свободной торговли, экспортно-производственные зоны, туристско-рекреационная особая экономическая зона, государственно-частное партнерство, особая экономическая зона, зона территориального развития, инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиционная активность, региональный инвестиционный стандарт Агентства стратегических инициатив, инвестиционная стратегия, кластерная политика, кластерная инициатива, территориальный кластер, инновационный территориальный кластер.

Инструменты повышения конкурентоспособности регионов

В России осуществляются попытки стимулирования региональной конкурентоспособности как на базе адаптации к современным условиям инструментов, получивших свое развитие еще во времена СССР, так и с помощью новых средств, опыт применения которых только формируется.

Процессы глобализации и региональной специализации оказывают разнонаправленное влияние на концентрацию производственной деятельности. Однако значимость географической составляющей при реализации мер повышения конкурентоспособности территорий не только не снижается, но все чаще воспринимается в качестве ресурса, потенциал которого в специфических условиях и масштабах России используется не в полной мере.

Важным элементом повышения региональной конкурентоспособности в рамках управления развитием территории выступает отказ от применения исключительно отраслевых мер стимулирования регионального развития в пользу развития кластерного подхода и формирования точек регионального роста, ядрами которых могут выступать территории с особыми экономическими режимами. При перестройке форм взаимодействия субъектов региональной экономики, применении субъектами РФ в целях повышения собственной конкурентоспособности кластерного подхода повышается внутренняя связанность территории, эффективность и полнота использования местных ресурсов.

Таким образом, ключевой фактор устойчивого экономического роста Российской Федерации - повышение конкурентоспособности регионов на основе их сбалансированного социально-экономического развития. Экономически развитые конкурентоспособные регионы определяют конкурентоспособность государства.

Понятие «конкурентоспособность». Сущность конкурентоспособности заключается в способности опережать других, используя свои преимущества и свой потенциал в достижении поставленных целей.

Один из подходов к этому понятию заключается в выделении понятия конкурентного преимущества. Так, конкурентоспособность может пониматься как обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании 1 . Тогда конкурентоспособность региона - это продуктивность использования региональных ресурсов и, главным образом, рабочей силы и капитала, которая создает преимущества по сравнению с другими регионами и интегрируется в величине и динамике ВРП на душу населения, а также выражается рядом других показателей.

Конкурентные позиции регионов - важное условие устойчивого развития государства в целом.

И. Медушевская рассматривает конкурентоспособность региона как способность власти в регионах создавать условия для рационального использования экономического потенциала территории для удовлетворения возрастающих потребностей общества .

Среди имеющихся подходов к определению конкурентоспособности наиболее полным можно считать принятое в ОЭСР:

Конкурентоспособность страны (региона) - способность страны (региона) в рамках свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, соответствующие требованиям международного рынка, в то же время повышая реальные доходы своих граждан.

Конкурентоспособность на национальном уровне основана на превосходящей производительности труда и способности экономики смещать акцент на высокопроизводительные виды хозяйственной деятельности, которые, в свою очередь, обеспечивают повышение реальных доходов населения. Конкурентоспособность связана с повышением уровня жизни, расширением возможностей для занятости и способностью нации выполнять свои международные обязательства.

В современных условиях происходит процесс региональной экономической интеграции, связанный с повышением общей конкурентоспособности экономик стран или регионов мира и достижением определенных целевых показателей конкурентоспособности отдельных отраслей или сфер деятельности. В результате региональной интеграции между отдельными странами и регионами формируются благоприятные условия для торговли и движения факторов производства, влияющие на повышение общего уровня конкурентоспособности их экономик.

В условиях усиливающейся регионализации и микрорегионализации вопросы конкуренции, разработки и реализации политики повышения конкурентоспособности все больше смещаются на региональный и местный уровни.

  • Гелваповский М. Я., Жуковская В. М.> Трофимова Я. А. Конкурентоспособностьна микро-, мезо-, макроуровневом измерении // Российский экономический журнал. 1998.№3.
  • Медушевская Я. Е. К вопросу об экономической безопасности и конкурентоспособности: региональный аспект // Экономика. 2001. № 6.

Введение

1. Конкурентоспособность регионов

13. Экспорт со страна

ми вне СНГ, млн. долл.

14. Экспорт со страна

ми СНГ, млн. долл.

15. Экспорт, млн. долл.

Таблица 5 - Сводная таблица единичных показателей оценки конкурентоспособности региона, 2007 г.

Показатели

Приволжский Федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Нижегородская область

Самарская область

Пермский край

1. Среднедушевой ден. доход населения, тыс. р

3. Уд. вес убыточных организаций, %

4. Уд. вес инвестиций в осн. капитал в ВРП, %

6. Уд. вес иновационно -активных организаций в общем числе орг., %

7. Отгруженная иновац продукция, от общего объема отгруженной продукции, %

8. Экспорт, млн. долл.

9. Уд вес транспортных услуг и связи в ВРП, %

10. Уд вес малых предприятий в общем числе зарегистриров. предприятий, %


Таблица 6 - Изменения единичных показателей оценки конкурентоспособности региона за 2006-2007 гг.

Показатели

Приволжский Федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Нижегородская область

Самарская область

Пермский край

1. Среднедуше вой ден. доход населен., тыс. р.

2. Рентаб. валовой продукции региона, %

3. Уд. вес убы точных органи заций, %

4. Уд. вес инве стиций в осн. капитал в ВРП, %

5. Расходы консолидир. бюджета на душу населения, тыс. р.

6. Уд. вес ино вационно-акти вных организа ций в общем числе орг., %

7. Отгруженая иновац продук ция, от общего объема отгруж продукции, %

8. Экспорт, млн. долл.

9. Уд. вес тран спортн услуг и связи в ВРП, %

10. Уд. вес малых предпр. в общем числе зарегистриров. предпр., %


В таблице 6 приведены абсолютные и относительные изменения единичных показателей, рассчитанные на основе сопоставления данных таблиц 3 и 5.

Анализируя данные таблицы 6, необходимо отметить следующие тенденции. Показатель среднедушевых денежных доходов населения по всем исследуемым регионам существенно возрос. Максимальный прирост отмечен в Пермском крае (+33,89 %). Анализ показателя рентабельности валовой продукции (работ, услуг) региона показал, что по Нижегородской области, Республикам Татарстан и Башкортостан отмечен рост данного показателя, причем лидером является Нижегородская область (+29,05 %). Однако по Самарской области и Пермскому краю отмечено снижение уровня рентабельности продукции.

Рост показателя расходов консолидированного бюджета на душу населения свидетельствует не только о повышении конкурентоспособности региона, но и об улучшении качества жизни. Названный показатель имеет положительную тенденцию по всем регионам Приволжского Федерального округа. Наибольший рост отмечен по Республике Татарстан (+63,08 %).

Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций увеличился Республике Татарстан, Нижегородской, Самарской областям, Пермскому краю. Значительное увеличение отмечено по Нижегородской области (+148 %). По Республике Башкортостан данный показатель существенно снизился (10,29 %), что отрицательно влияет на конкурентоспособность данных регионов. Анализ данного показателя необходимо дополнить анализом доли отгруженной инновационной продукции от общего объема отгруженной продукции, так как послейний показатель также характеризует инновационный потенциал региона. Согласно данным таблицы 6, по Республике Татарстан, Самарской области и Пермскому краю наблюдается снижение доли отгруженной инновационной продукции. Из сопоставления данного показателя с удельным весом инновационно-активных предприятий следует, что увеличение количества инновационных предприятий по Самарской области и Пермскому краю не привело к увеличению доли отгруженной продукции, а напротив, произошло снижение. По Республике Башкортостан ситуация обратная, то есть при сокращении удельного веса инновационно-активных предприятий отмечен существенный рост доли отгруженной инновационной продукции (+32,73 %), что свидетельствует об увеличении эффективности данного предприятия. По единичному показателю, характеризующему экспорт, по Республике Татарстан отмечено снижение, а по Республике Башкортостан, Нижегородской, Самарской областям, Пермскому краю - увеличение. Необходимо обратить внимание на то, что численные значения данного показателя по различным регионам существенно отличаются.

Анализ удельного веса транспортных услуг и связи в ВРП показал, что отрицательные тенденции характерны для Республики Татарстан. Анализ удельного веса малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий показал, что по Республике Башкортостан, Самарской области и Пермскому краю наблюдаются отрицательные тенденции, а по Нижегородской области и Республике Татарстан данный показатель не изменился.

Результаты анализа зависимостей для оценки уровня региональной конкурентоспособности показывают, что их практическое использование вызывает ряд затруднений, связанных с присвоением численных значений коэффициентам весомости единичных показателей, которые определяются экспертным методом.

На шестом этапе определяются весовые коэффициенты единичных показателей по формуле:



Используя формулу (1), мы получаем моделируемый в порядке уменьшения от max до min в пределах (0...1) числовой ряд, значения которого затем присваиваются ранжированному по степени важности ряду единичных показателей коэффициентов весомости. Так, первому номеру ранжированного ряда по важности единичных показателей присваивается максимальное численное значение смоделированного числового ряда, а далее в порядке убывания.

В таблице 7 представлены численные значения коэффициентов весомости единичных показателей, рассчитанные по формуле (1) и расположенные в порядке убывания.


Таблица 7 - Численные значения коэффициентов весомости единичных показателей


На седьмом этапе алгоритма оценки конкурентоспособности региона после определения численных значений коэффициентов весомости (xi) сводим их в интегральный показатель конкурентоспособности региона (Пк.р.), по формуле:


где - приведенный единичный показатель, рассчитанный следующим образом:


где Qi - текущее значение единичного показателя; Qmax - максимальное значение единичного показателя, выбранное среди аналогичных показателей исследуемой области. Максимальное значение выбирается в том случае, если единичный показатель повышает конкурентоспособность региона.

В данном случае значение единичного показателя удельного веса убыточных предприятий среди исследуемого ряда выбирается минимальное, так как данный показатель уменьшает конкурентоспособность региона.

В таблицах 8 и 9 отражены результаты расчетов интегральных показателей конкурентоспособности регионов соответственно за 2006 и 2007 гг., согласно формуле (2).


Таблица 8 - Расчет интегральных показателей конкурентоспособности регионов, 2006 г.

Показатели

Приволжский Федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Нижегородская область

Самарская область

Пермский край


Таблица 9 - Расчет интегральных показателей конкурентоспособности регионов, 2007 г.

Показатели

Приволжский Федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Нижегородская область

Самарская область

Пермский край

31. Интегр. показатель (п.3 + п.6 + п.9 + п.12 + п.15 + п.18 + п.21 + п.24 + п.27 + п.30)


На восьмом этапе определяем уровень конкурентоспособности региона из соотношения:


где Пк.р. - интегральный показатель конкурентоспособности условного региона, принятый за эталон и равный 1,0.

В таблице 10 приведены значения уровня конкурентоспособности регионов согласно формуле (4) и их ранжирование.


Таблица 10 - Ранжирование регионов ПФО по уровню конкурентоспособности в 2006-2007 гг.

Области (республики)

Значение uк.р. в 2006 г.

Значение uк.р. в 2007 г.

Изменения uк.р.

Башкортостан

Татарстан

Нижегородская

Самарская

Пермский край


Согласно расчетным данным, приведенным в таблице 10, лидерами по уровню конкурентоспособности в 2006-2007 гг. являлись Самарская область и Пермский край (соответственно 1 и 2 места в рейтинге). При этом произошло некоторое незначительное снижение абсолютных и относительных показателей за исследуемый период (соответственно на 2,51 и 1,02 %). Республика Татарстан в 2007 году увеличила свою конкурентоспособность на 9,97 %, что позволило ей переместиться в рейтинге с 4 на 3 место. Республике Башкортостан, несмотря на увеличение уровня конкурентоспособности на 3,11 %, не удалось удержать своих позиций в рейтинге, и она сместилась с 3 места на 4. Нижегородская область в 2007 году занимает 5 место. Следует отметить, что Нижегородской области удалось подняться в рейтинге на более высокое место, за счет того, что уровень конкурентоспособности данной области возрос (на 5,85 %).

В таблице 11 приведены изменения приведенных единичных показателей за анализируемый период, которые позволяют выявить факторы, повлиявшие на динамику уровня конкурентоспособности, приведенную в таблице 10.


Таблица 11 - Изменения приведенных единичных показателей за 2006-2007 г.

Показатели

Приволжский Федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Нижегородская область

Самарская область

Пермский край

Среднедуше вой ден. доход населен Q1

Рентаб. валов. продукции региона Q2

Уд. вес убыто чных Q3

Уд. вес инвес тиций в осн. кап. в ВРП Q4

Расходы кон солидир. бюд жета на душу населения Q5

Уд. вес инова ционно-актив ных орг в общ числе орг Q6

Отгруженая иновац проду кция, от общ объема отгруж продукции Q7

Экспорт Q8

Уд. вес транс портн. услуг и связи в ВРП Q9

Уд. вес малых предпр. в общ числе зарегист предпр. Q10

Согласно данным, приведенным в таблице 11, на снижение уровня конкурентоспособности по Самарской области оказали отрицательное влияние следующие факторы: рост удельного веса убыточных организаций (-3 %); сокращение доли отгруженной инновационной продукции (-13,46 %), удельного веса транспортных услуг и связи (-18,75 %), удельного веса малых предприятий (-9,64 %). Однако такие единичные показатели, как среднедушевые денежные доходы, рентабельность валовой продукции, удельный вес инвестиций в основной капитал, величина экспорта в течении 2006-2007 гг. были максимальными в Приволжском Федеральном округе, что позволило Самарской области удержать лидерство по уровню конкурентоспособности, несмотря на некоторое его снижение.

Анализируя динамику уровня конкурентоспособности, необходимо отметить следующие положительные факторы по Пермскому краю: рост рентабельности валовой продукции региона (+20 %); увеличение экспорта (+38,3 %). При этом удельный вес инновационно-активных организаций и доля отгруженной инновационной продукции за рассматриваемый период остались максимальными среди анализируемых регионов. Помимо положительных факторов, обеспечивших Пермскому краю 2 место среди регионов по уровню конкурентоспособности, на рассматриваемый показатель отрицательное влияние оказали следующие факторы: снижение среднедушевых денежных доходов населения; снижение удельного веса инвестиций в основной капитал; увеличение расходов консолидированного бюджета на душу населения.

Положительная динамика уровня конкурентоспособности по Республике Татарстан и перемещение ее на более высокое место в рейтинге обусловлено значительным влиянием следующих факторов: рост рентабельности валовой продукции региона (+65,1 %), удельного веса инвестиций в основной капитал (+22,39 %), экспорта (+64,52 %); сокращение доли удельного веса убыточных организаций (+23,46 %). Кроме положительных факторов на уровень конкурентоспособности оказывали влияние и отрицательные факторы, к числу которых относятся: сокращение удельного веса инновационно-активных организаций (-6,38 %); сокращение доли отгруженной инновационной продукции (-16,67 %), а также уменьшение удельного веса транспортных услуг и связи (-25,58 %). Республика Башкортостан напротив несколько утратила свои позиции и переместилась в рейтинге с 3 на 4 место. Перемещение Республик Татарстан и Башкортостан в рейтинге обусловлено тем, что уровень конкурентоспособности Республики Татарстан увеличился за рассматриваемый период на 9,97 %, а Республика Башкортостан соответственно на 3,11 %. Согласно данным таблицы 11 следующие факторы обеспечили прирост относительного изменения уровня конкурентоспособности Республики Башкортостан: увеличение рентабельности валовой продукции (+55,56 %), экспорта (+69,23 %); сокращение удельного веса убыточных предприятий (-10,34 %); рост доли отгруженной инновационной продукции (+47,06 %).

Анализируя уровень конкурентоспособности Нижегородской области, следует отметить, что по данной области наблюдается самый высокий рост следующих относительных показателей среди рассматриваемых регионов: увеличение рентабельности валовой продукции (+72,73 %), доли отгруженной инновационной продукции (+90,9 %); рост удельного веса инновационно-активных организаций (+126,7 %), экспорта (+140 %).


Заключение


В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Необходимо также отметить, что в отечественном экономическом понятийном инструментарии несколько лет назад отсутствовал термин «конкурентоспособность региона», поэтому в литературе, посвященной проблемам региональной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности регионов как экономической категории.

Факторы конкурентоспособности - всё то, что может обеспечить и влияет на наилучшее использование имеющихся ресурсов, актуализацию потенциальных ресурсов и создание новых ресурсов, то есть всё то, что влияет на превращение ресурсов в конкретные преимущества. Выделяют следующие факторы: роль государства, экономико-географическое положение региона, рекреационная ценность региона, имидж региона, формирование конкурентного образа мышления, качество продукции.

Разработка методики оценки конкурентоспособности региона представляет собой сложную задачу, заключающуюся не только в выборе единичных показателей, но и необходимости изыскания теоретических подходов, которые стали бы методологической основой и обеспечили объективность и достоверность оценки.

Наиболее распространенным методом оценки конкурентоспособности региона является экспертный метод. Это метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решения. Проведение экспертных исследований основано на использовании современных методов прикладной математической статистики, прежде всего объектов нечисловой природы.

Другой метод, получивший широкое распространение, - статистические балльные оценки. Он часто применяется с использованием приведения числовых значений статистических показателей к балльным оценкам по какой-либо шкале и также не может в полной мере отразить степень дифференциации статистических показателей по регионам из-за неизбежно ограниченного числа применяемых интервалов «разбивки» данных или заранее заданного диапазона балльных оценок.

Анализируя изменения единичных показателей оценки конкурентоспособности региона за 2006-2007 гг. можно отметить следующие тенденции. Показатель среднедушевых денежных доходов населения по всем исследуемым регионам существенно возрос. Максимальный прирост отмечен в Пермском крае (+33,89 %). Анализ показателя рентабельности валовой продукции (работ, услуг) региона показал, что по Нижегородской области, Республикам Татарстан и Башкортостан отмечен рост данного показателя, причем лидером является Нижегородская область (+29,05 %). Однако по Самарской области и Пермскому краю отмечено снижение уровня рентабельности продукции.

Единичный показатель удельного веса убыточных организаций отрицательно влияет на конкурентоспособность региона. Следовательно, отрицательные значения абсолютных и относительных изменений свидетельствуют о положительном влиянии на конкурентоспособность региона. Значительное сокращение убыточных предприятий произошло в Республике Татарстан (-16,67%). Однако в Самарской области количество таких предприятий напротив возросло на 5,26 %. Единичный показатель удельного веса инвестиций в основной капитал в ВРП по всем анализируемым регионам в течении рассматриваемого периода увеличился, что положительно влияет на конкурентоспособность регионов. Наибольший рост данного показателя отмечен по Республике Татарстан (+18,71 %).

Согласно расчетным данным лидерами по уровню конкурентоспособности в 2006-2007 гг. являлись Самарская область и Пермский край (соответственно 1 и 2 места в рейтинге). При этом произошло некоторое незначительное снижение абсолютных и относительных показателей за исследуемый период (соответственно на 2,51 и 1,02 %). Республика Татарстан в 2007 году увеличила свою конкурентоспособность на 9,97 %, что позволило ей переместиться в рейтинге с 4 на 3 место. Республике Башкортостан, несмотря на увеличение уровня конкурентоспособности на 3,11 %, не удалось удержать своих позиций в рейтинге, и она сместилась с 3 места на 4. Нижегородская область в 2007 году занимает 5 место. Следует отметить, что Нижегородской области удалось подняться в рейтинге на более высокое место, за счет того, что уровень конкурентоспособности данной области возрос (на 5,85 %).

В целях повышения конкурентоспособности регионов необходимо разработать Программу повышения конкурентоспособности регионов, основу которой должна составлять Программа повышения качества региональной продукции.


Список использованной литературы:


1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 239 с.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - Учебник / ТАСИС, Высшая школа экономики. - М.: 2003.

3. Качалкина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалкина. - М.: Эксмо, 2006. - 464 с.

4. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Калюжновой. - М.: ТЕИС, 2003.

5. Мищенко В.В. Экономика регионов. - Алтай: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. - 160 с.

6. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. Региональная экономика: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с.

7. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 991 с.

9. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

10. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Л.Н. Чайникова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 148 с.

Размещено на


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ТЕМА 9: ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА.

Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхност­ные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала. стоимость рабочей силы, инфраструктура.

И отечественной экономической науке конкурентоспособность региона как экономическое явление относится к числу слабо разработанных. По мнению ряда авторов, в «определенной степени такому осмыслению мешает и кажущаяся очевидность содержания категории «конкурентоспособность региона», ее близость к категории эффективности: их нередко рассматривают в качестве одноплановых, хотя первая основывается на последней, несет в себе сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов - отдельных фирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов».

Приобретение региональными системами экономической са­мостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость пе­реоценки положения и функций каждого региона в системе ко­ординат экономического пространства, в котором предстоит при­нимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и про­цессы, которые ведут к изменению характера поведения управля­ющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жест­ко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых про­цессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способ­ной обеспечить его надежное положение в рыночном простран­стве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональ­ным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономичес­кой выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социаль­но-экономического и экологического развития региона.

В рыночном пространстве участвуют все субъекты Федерации, интересы которых пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде регион, имеющий наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятель­ности. В этом случае регион приобретает преимущественное по­ложение в рыночном пространстве, что дает ему возможность из­влечь максимум выгоды для развития производительных сил и территориальной организации хозяйства.


Конкуренция сопровождается концентрацией и централизаци­ей производства и капитала в наиболее перспективных для разви­тия рынка районах. Она усиливает могущество крупного капита­ла, порождает стимулы развития производства товаров, необходи­мых населению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионе она проявляется по-разному.

С переходом к рынку региональные системы наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются:

а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом;

б) уси­ление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствова­ния экономической структуры;

в) создание условий, благоприят­ствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а так­же стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности;

г) создание системы региональных льгот и гарантий для деятельности пред­принимательских, коммерческих структур и инвесторов;

д) на­ращивание внешнеэкономического потенциала и расширение тор­гово-экономических связей регионов.

Перечисленные функции способствуют формированию соци­ально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпри­нимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологичес­кой безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность региональной системы.

Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федера­ции могут стать государственные программы и проекты, связан­ные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехват­ке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.

Научное осмысление проблемы конкурентоспособности реги­она осуществляется в отечественной экономической науке в ус­ловиях сложнейших трансформационных процессов, когда про­исходят слом старых отношений, преобразование некоторой их части в иные отношения путем приобретения нового содержания и возникновения совершенно новых экономических отношений, не существовавших в прежней экономике. При этом особую роль в научном знании играет категория «конкурентоспособность ре­гиона». Речь идет именно о конкурентоспособности, а не об уча­стии региона в реальной конкуренции. Эта проблема вторична, поскольку определяется конкурентоспособностью региона.

Под конкурентоспособностью региона понимается прежде все­го наличие и реализация конкурентного потенциала данного ре­гиона. При этом конкурентный потенциал является многоплано­вым и формируется как многообразные характеристики возмож­ности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отноше­ниях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспо­собность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества ре­гиона в самых различных сферах и отраслях экономики и соци­альной сфере, условия существования региона (климат, географи­ческое положение), наличие природных богатств, интеллектуаль­ный уровень развития населения.

Научное осмысление конкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, проходит в условиях переживаемого Рос­шей многолетнего, глубокого экономического кризиса. Положе­ние в промышленности и в агропромышленном комплексе за ис­пекший период реформ отмечено существенными потерями: менее чем за 10 лет производственный потенциал России сократился более чем вдвое. Существенно уменьшился выпуск практически всех основных видов продукции. Перечень наукоемких технологий, утраченных в эти годы, насчитывает сотни наименований.

Конкурентоспособность, как и конкурентный потенциал, об­ладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих.

К базовым признакам конкурентоспособности относятся нали­чие у региона развитой системы производительных сил, включа­ющей в себя природные богатства (разведанные, используемые), научный потенциал, уровень применения достижений техничес­кого прогресса на предприятиях региона, что создает общий уро­вень технико-технологического обеспечения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конку­рентоспособности региона - это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и простота про­текания экономических процессов, в том числе финансовых, то­варных и др. К этим же признакам относится весь процесс фор­мирования и осуществления хозяйственного механизма, который включает в себя не только чисто экономические составляющие, но и политическое оформление и социальные характеристики.

К обеспечивающим признакам конкурентоспособности отно­сят и институциональную ее составляющую - наличие разного вида инфраструктур региона, от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами озна­чает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализовать­ся в конкурентных преимуществах данного региона перед други­ми регионами. Институциональная составляющая конкурентоспо­собности региона необходима для упорядочения взаимоотноше­ний между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования базовых составляющих этой конкурентоспособ­ности.

Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспо­собности постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действи­тельности. Институциональная же характеристика конкуренто­способности региона оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одновременно чрезмер­ная развитость институциональной составляющей конкурентоспо­собности региона несет в себе угрозу самодостаточности функци­онирования, независимости оттого, реализуется конкурентоспо­собность региона или нет. Иначе говоря, институциональная составляющая конкурентоспособности региона представляет со­бой форму взаимодействия названных выше признаков конкурен­тоспособности.

Содержание конкурентоспособности, таким образом, пред­ставляет собой совокупность базовых и обеспечивающих призна­ков и оформление их взаимодействия в виде институциональной характеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона - это экономическая категория, выражающая отношения взаимо­действия системы производительных сил определенной террито­рии, хозяйственных отношений и институциональной формы про­текания названных процессов, осуществляющихся как синергети­ческий эффект такого взаимодействия.

Подобной характеристики нет в экономической литературе. Ряд авторов, стремясь дать характеристики конкурентоспособно­сти региона, в основном обращали внимание на географические признаки либо на признаки своеобразия хозяйствования. Так, в экономической литературе последних лет широко распространено применение теории М. Портера, который характеризовал конкурентные преимущества стран. Собственно, речь у Портера идет о конкурентоспособности, а о конкуренции и ее характеристиках. Однако в отечественной экономической литературе это выдается за характеристики конкурентоспособности Портера. Если принять эту посылку, то конкурентоспособность региона (понимая под регионом страны), по Портеру, характеризуется си­пенью развитости технологии, овладения факторами произволе пи и сбыта, глобализацией стратегий как опережения в действии» своих конкурентов. Все названные характеристики действительно определяют реализацию конкурентоспособности региона, но не дают характеристику содержания самой конкурентоспособности региона.

Конкурентоспособность региона как экономический процесс является совокупностью сложных, противоречивых действий, на которые влияет множество самых различных условий как объек­тивного, так и субъективного характера: факторные условия про­изводства (обеспеченность региона сырьевыми ресурсами, квали­фицированным персоналом, развитой материальной и рыночной инфраструктурой); общие условия хозяйствования (развитость отраслей материального производства, экологическая безопас­ность, степень изношенности основных фондов и др.); факторы спроса на продукцию базовых отраслей региона; социальные, со­циокультурные, организационно-правовые, политические, фак­торные условия и др. Влияние на конкурентоспособность регио­на имеет как общая экономическая обстановка в стране, так и специфика отдельных отраслей, комплексов, расположенных на территории региона.

Экономический, научно-технический, кадровый потенциал - та база, на которой формируется конкурентоспособность регио­на, того или иного субъекта Федерации. Посредством воздействия факторных условий эта база из состояния потенции трансформи­руется в новую действительность - конкурентную позицию реги­она. Под конкурентной позицией региона понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынках товаров, услуг, ка­питалов, инвестиций). Конкурентная позиция региона будет благоприятной, если отвечает таким качественным параметрам, как устойчивость, надежность, стабильность, привлекательность для инвесторов (отечественных, иностранных). Формирование конку­рентоспособности региона ориентируется на указанные параметры. К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную по­зицию региона, можно отнести:

ü удобное географическое положение региона;

ü наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей;

ü рациональное размещение производительных сил;

ü соответствие экономической структуры региона современ­ным требованиям отечественных и мировых рынков;

ü наличие трудового потенциала, интеллектуального капита­ла в регионе;

ü наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры;

ü устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей;

ü наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности;

ü стратегию региона на выпуск продукции, пользующейся на­дежным спросом в России и за рубежом; высокую долю та­кой продукции в общем объеме производства;

ü эффективность существующих схем товародвижения;

ü сбалансированность бюджетно-финансовой системы реги­она;

ü наличие высокого внешнеэкономического потенциала, рас­ширение торгово-экономических связей;

ü емкость регионального рынка, приближенность его к миро­вым (например, к европейским) рынкам;

ü стабильность политической обстановки в регионе;

ü доверие населения региональным лидерам;

ü наличие в регионе социально ориентированной программы;

ü протекционизм местных властей в отношении приоритет­ных направлений развития экономики региона.

Созданием устойчивой конкурентной позиции региона является его устойчивая конкурентоспособность. В связи с этим правомерно замечание Г.В. Копанева о том, что устойчивая конкурентноспобность региона в условиях рынка становится реальностью только при наличии надежной и сильной конкурентной позиции.

В названной форме связи центральное место принадлежит кон­курентной позиции. Если она обладает признаками устойчивос­ти, надежности и стабильности, то детерминирует конкурентные преимущества, обеспечивающие региону выигрыш в конкурент­ной борьбе на соответствующем конкурентном поле (товарном, финансовом, инвестиционном и др.). На это справедливо обра­тила внимание М.В. Дмитриева: «возможность успешно конкури­ровать на рынке во многом определяется тем, обладает ли та или иная экономическая система конкурентными преимуществами по сравнению с другими».

Таким образом, следует различать конкурентоспособность ре­гиона как потенциальную возможность участвовать в конкурен­ции с другими регионами на основе обладания достаточным уров­нем составляющих, формирующих этот потенциал, когда интег­ральным элементом конкурентоспособности является понятие конкуренция, и конкурентную позицию региона. Эти два поня­тия в науке нередко подменяют друг друга, поскольку на практи­ке конкурентоспособность очень трудно определить, а тем более рассчитать. Конкурентная же позиция четко проявляется в хозяй­ственном, социальном и политическом поведении региона. В свя­зи с этим нередко эта позиция выдается за сильную или слабую конкурентоспособность определенного региона. Поэтому только четкое разделение указанных категорий позволит выделить конкурентоспособность как объективную характеристику и конкурентную позицию как субъективное поведение региона как хозяйствующего субъекта.

Конкурентоспособность региона включает в себя понятие рис­ка как важнейшей характеристики хозяйственных процессов ре­гиона. Поэтому конкурентная позиция и характеристика конку­рентоспособности как совокупности потенциалов вбирает в себя обоснование риска, присущего данному региону. Риск наличествует во всей системе потенциалов, характеризующих конкурентоспособность, и в конкурентной позиции региона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень риска хозяйствования, политического и социального поведения региона.

В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей. Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, фирмы. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и, в первую очередь, от конкуренции фирм. Но конкурентное преимущество фирм создается и удерживается в тесной связи с местными условиями. Несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы в последнее время усилилась и успех фирм в состязании с конкурентами зависит прежде всего от положения дел в стране и регионе. В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание (формирование) конкурентоспособности - ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.

Конкурентоспособность формируется на различных уровнях: товара (услуги), компании, отрасли (рынка), региона, страны. В связи с этим следует различать соответственно конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность может определяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими.

Данная характеристика относится к оценочным показателям, поэтому предполагает наличие субъекта (кто оценивает), объекта (что оценивается), цели (критерия) оценки. Субъектами оценки могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т.п. Объектами оценки являются товар, фирма, организация, регион, страна. Критериями (целями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара и др. Поэтому данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. Возможны также различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов.

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым : конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать, опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером . Конкурентоспособность региона - продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике . Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов. По аналогии с методикой Всемирного банка благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения: по размеру ВРП, по величине производственных ресурсов (основные фонды и т.д.), по величине природных ресурсов, по величине человеческих ресурсов (уровень образованности). Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в России, большой износ основных фондов (физический и моральный), важное значение приобретает обеспечение в национальной экономике воспроизводственного процесса на современной технологической и инновационной основе, что требует инвестиций. Поэтому следует добавить к названным выше такую характеристику, как уровень прямых инвестиций в экономику региона с учетом необходимого для воспроизводства объема, в том числе и в наукоемкое производство. Конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов.

В рамках задачи формирования конкурентоспособности региона это понятие может быть определено как способность создавать условия для устойчивого развития региона.

Для оценки факторов формирования конкурентной способности региона в целом и возможности воздействия региональных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером для страны. Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «региональный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.

Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом (по М. Портеру ), осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства - конкуренция на основе инвестиций - конкуренция на основе нововведений - конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

Конкурентное преимущество региона обеспечивается (см. табл. 1):

  • на первой стадии - благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);
  • на второй стадии - на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);
  • на третей стадии - за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;
  • на четвертой стадии - за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

Таблица 1
Формирование конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития

В современных условиях целесообразно сделать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование - и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона.

Для формирования конкурентоспособности региона можно использовать программно-целевой подход (ПЦП). При решении проблемы создания и повышения конкурентоспособности региона ПЦП может быть представлен следующим образом. Вначале осуществляется структуризация проблемы формирования конкурентоспособности региона и разрабатывается «дерево целей» для двух уровней (в укрупненном виде представлено на рисунке).

Для управленческих задач необходимо формирование целей в количественно-временном измерении. Например, глобальная цель может быть представлена следующим образом: «Повысить конкурентоспособность региона за счет роста ВРП на душу населения в размере 20% к 2005 году путем обеспечения роста объемов производства в приоритетных наукоемких отраслях промышленности на 30%, транспорта - на 25%, сельского хозяйства - 20% и т.д». Цели второго уровня можно сформулировать следующим образом: «Увеличить подготовку квалифицированных кадров для приоритетных отраслей региона на 20% в расчете на душу населения», «Обеспечить прирост прямых инвестиций на 40% на душу населения» и т.д.

Фрагмент модели («дерева целей») формирования конкурентоспособности региона

Дерево целей, представленное на рисунке, может быть основой для построения иерархии целей для каждого конкретного региона (или групп регионов) с учетом его специфики.

Проблема формирования и повышения конкурентоспособности особенно актуальна для такого окраинного и эксклавного региона России, как Калининградская область. Ее положение в центре действующих и будущих стран - членов ЕС и оторванность от России предопределяют большую зависимость бизнеса и жизнедеятельности населения от внешней зарубежной среды. Это связано с необходимостью транзита грузов и энергетических ресурсов через территории зарубежных стран, возможностями экспансии импортных товаров, функционированием особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области в режиме свободной таможенной зоны, с безвизовым режимом проезда граждан области в Литву и Польшу и другими факторами. В связи с этим главная цель для такого региона трансформируется следующим образом: формирование и повышение конкурентоспособности окраинного региона в условиях ОЭЗ. Особенности региона обусловливают необходимость дополнения целей первого уровня, указанных на рисунке, двумя целями: S5 «Формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности области» (обеспечение транзита грузов и энергетических ресурсов через территории зарубежных стран в эксклавный регион России, возможности безвизового режима проезда граждан и др.) и S6 «Совершенствование и развитие механизма ОЭЗ». Таким образом, «национальный ромб» трансформируется в региональный шестиугольник. Дальнейшая дифференциация целей и расчет их оценочных показателей осуществляются по следующей методике .

Для оценки значимости детерминантов и факторов развития, их влияния на формирование конкурентоспособности региона на основе дерева целей разрабатываются две матрицы: матрица оценки целей первого уровня и матрица оценки целей второго уровня. Затем подготавливаются анкеты и производится опрос экспертов, рассчитываются параметры дерева целей и заполняются матрицы. Фрагмент матрицы оценки целей второго уровня представлен в таблице 2. Определение общего коэффициента важности каждой цели второго уровня для достижения главной цели осуществляется путем перемножения соответствующих коэффициентов относительной важности: R ij = r ij * r i . Например, общий коэффициент важности образования будет равен: R 1.1 = r 1.1 * r 1 = 0,128 * 0,275 = 0,0352. Рассчитанные таким образом и пронормированные общие коэффициенты важности будут характеризовать оценку влияния каждого фактора на конкурентоспособность региона.

Таблица 2
Матрица оценки целей (фрагмент)

Полученные оценки могут быть использованы для распределения ресурсов, развития факторов и условий производства, оценки влияния разных факторов и детерминантов на конкурентоспособность региона, проведения структурной политики, разработки программ повышения конкурентоспособности региона и его производителей, ранжирования стратегических задач. В более широком плане ПЦП может служить основой для управления формированием конкурентоспособности региона.

Завершающим этапом программно-целевого подхода является формирование системы программ на основании дерева целей. На высшем уровне создание конкурентоспособности региона могут обеспечить следующие программы: «Формирование факторов производства», «Стимулирование спроса», «Развитие комплексов родственных отраслей», «Формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности», «Совершенствование механизма ОЭЗ» и другие. Эти программы могут быть детализированы в программах более низкого уровня - например, «Развитие образования», «Привлечение инвестиций», «Развитие инфраструктуры» и т.д.

Механизмы ПЦП способствуют интеграции и координации всех уровней, ветвей и органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, их ресурсов, создают условия для получения количественно измеримых результатов управления, т.е. способствуют повышению эффективности управления созданием конкурентоспособности региона.

Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики по пути инновационного развития. Поэтому в современных условиях повышение конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.

Литература

1. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юристъ, 1999. - 384 с.

2. Портер М. Международная конкуренция - М.: Международные отношения, 1993.

3. Л.С. Шеховцева. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов. сб. науч. труд./ Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - С. 20-32.

4. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг// Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - № 5. - С. 99-122.

5. Тейлор С. Региональное экономическое развитие на базе программно - целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология. - 2000. - № 1. - С. 3-36.

6. Ишаев В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирование. - Владивосток: Дальнаука, 1998.

7. Шеховцева Л.С., Грудинов О.В. Оценка направлений инвестиций при проектировании программ развития ОЭЗ: Межвузов. сб. науч. труд./ Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - С. 75-88.