Человек индустриальной цивилизации. Индустриальная цивилизация Характеристики передовых стран: Быстрое развитие индустрии. Экономика управлялась классом капиталистов. Машинное производство. Перемены в сознании людей

«Индустриальное общество» - Урбанизация. Что стало причиной появления новых городов? Какие изменения произошли со старыми городами? Индустриализация. Урбанизация (от лат. urbanus - городской) - процесс повышения роли городов в развитии общества. Социальный вопрос. Упадок ремесел вызвал приток рабочей силы Низкая заработная плата Безработица Демографический рост.

«Цивилизация и общество» - Государство. Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт. Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм - для народов Запада. Культура. «Брошенный камень». Культовые постройки. Повторим. Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.

«Культура и цивилизация» - Понятия следуют из конструктивных моделей, а не конструктивные модели следуют из понятий. Горизонты конструктивной цивилизации. Онтология и транзитология следующего этапа цивилизации. Опыт успехов и неудач рациональных цивилизаций. Теоретическое различие культуры и цивилизации. Необходимы представления о новых горизонтах цивилизации (новая транзитология).

«Цивилизация Японии» - Тема: Цивилизация Японии. Своё и чужое в цивилизации Японии Восток и Запад в истории Японии. Основные события истории Японии в средние века.

«Черты характера» - Размышлялки. Итог занятия. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Тест - рассуждение. Анкета. Твои черты характера. Разминка. Спасибо Добрый день Спасибо Здравствуйте Прости, пожалуйста До свидания. Что такое –хорошо? Размышлялка. Что такое плохо? 1. Завистливость 2. Хвастовство 3. Доброта и заботливость 4. Практичность 5. Жадность.

Когда появились рыночные отношения с началом формирования правового государства, начала развиваться индустриальная цивилизация, которая несла с собой прогресс, фундаментальные права человека, толерантность и прочие универсальные ценности.

Этапы

Встречи носителей разных культур ранее были спорадическими, теперь же цивилизации наладили постоянные контакты, а истории самых разных регионов постепенно превращались в историю всемирную. Индустриальную цивилизацию предварила модернизация, начавшаяся в западных европейских странах, она же перенесла этот процесс на остальные континенты. Экстраполировались технологии, приобретали основы ценностные ориентации.

Историческая наука знает два этапа, обеспечивших становление современности - и мира, и человека. Это ранний период индустриальной цивилизации, когда вытеснялись старые отношения и заменялись новыми, - от шестнадцатого века по восемнадцатый, и второй - когда установившиеся новые отношения и порядки приобрели своё развитие - от девятнадцатого по двадцатый век.

Демография

А подтачивал европейский традиционализм и подталкивал Европу к модернизации демографический фактор. Рост населения наблюдался повсеместно, пусть не постоянный, поскольку время от времени свирепствовали эпидемии, а сельское хозяйство не каждый год могло обеспечить едой всех и каждого, потому что сильно зависело от капризов природы. И горожане покидали этот мир гораздо чаще, чем сельские жители. Особенно велика была детская смертность: она в разы превышала взрослую. В этих условиях и зарождалась индустриальная цивилизация.

Промежуток от 1500-го до 1800 года был отмечен многими резко вздымающимися пиками смертности. Чаще всего это были годы, приходящие вслед за неурожаями. Болезни и эпидемии не забирали столько людей, сколько умирало от голода. Цены на продовольствие росли. Америка поставляла в Европу тонны благородных металлов, что спровоцировало инфляцию, а производство продовольствия за ростом демографии не успевало. Именно эти века отмечены огромной нехваткой зерна. Однако первые характерные черты индустриальной цивилизации были заметны уже в семнадцатом веке.

Две модели

На периферии средневековой Европы находилась католическая цивилизация, все основные территории занимали гораздо более древние исламская и византийская, которые всё более теснили её со всех сторон. Эти условия долго препятствовали развитию индустриальной цивилизации. На Земле существует единый закон, по которому рождается социальная энергия, и в данном случае у католиков возможности нормально экстенсивно расширяться были невелики. Излишки населения периодически отправлялись в крестовые походы, но время неумолимо, а потому и социальная энергия всё равно понемногу копилась.

И постепенно нарисовались два выхода из положения, в котором оказалась Европа к семнадцатому веку. Юг её устремился в Африку, Индию, Америку, а Западная и расширять территории не решилась - она начала внутреннюю перестройку, при которой католицизм изменил многие соционормативные принципы. Города постепенно приобретали новые способы производства. Сложный комплекс факторов вместе с совершенствованием товарно-денежных отношений создавал предпосылки к становлению индустриальной цивилизации. Характеристикой этого процесса является прежде всего перестройка общественных отношений, которые спровоцировали промышленный переворот в конце восемнадцатого века.

Новая цивилизация

В Северной Америке и Западной Европе человечеству наконец удалось выррваться из зависимости от природных сельскохозяйственных циклов. Создавались новые способы производства, готовые прижиться на абсолютно чужой культурной почве, они были мобильны и ориентированы на расширение производственных объёмов. Именно благодаря таким факторам индустриальная цивилизация существует. Появление её довольно скоро принесло колоссальные последствия для всего человечества, поскольку развитие было бурным.

Индустриально развитая цивилизация заставила противопоставить человечество и природу, в том числе и космос. Это был огромный стимул для рационального изучения, развития наук, небывалого расцвета изобретений и открытий. Жизнь человечества менялась быстро и качественно. В античности было так же, только производственная основа была иной и масштабы уже, но гражданское общество создавалось на тех же постулатах. Сейчас оно семимильными шагами шло к индустриально развитой цивилизации. На земле существует гражданское общество уже во второй раз, но теперь на качественно новом уровне.

Основные отличия

Общинные и сословные объединения уже не контролировали личную инициативу, поскольку тип мышления изменился, рационализм возобладал во всех проявлениях деятельности. Одновременно происходила и поляризация посредством разделения труда. Первые были организаторами общественных производств, они задавали тон всей жизни общества, а вторые довольствовались тем, что могла им предложить верхушка общественной формации. Экономические условия в огромной степени отличались друг от друга, и потому новые формы приобретала классовая борьба, которая тоже является одним из признаков индустриально развитой цивилизации.

Новые способы производства постепенно подчиняли себе традиционные общества, используя их в собственных интересах. "Щупальцами" этого молодого, но уже гигантского спрута были купцы, мореплаватели, авантюристы, колонизаторы, миссионеры. Очень быстро они опутали все континенты. Быстро изменялись в своём развитии даже такие страны, как Россия, Япония, Китай, Индия, Средний и Ближний Восток, Африка, обе Америки. Местная цивилизация обычно срасталась с буржуазными носителями новых способов производства, которые выступали алчными и ненасытными колонизаторами. В ход шло всё - от природных ресурсов до работорговли.

В России

Российская цивилизация, как всегда, не была похожа на своих европейских кумиров. У нас была традиционно сильная централизованная власть, труднодобываемые ресурсы, и потому основная часть территории страны интереса у носителей новых способов производства не вызывала. Охарактеризовать индустриальную цивилизацию в России можно практически двумя словами: самодержавная монархия, под бдительным оком которой новое приспосабливалось к суровым российским условиям. Нужно сказать, что при таком положении дел традиционные общественные отношения только укреплялись.

Многие учёные считают, что Россия аккумулировала в себе синтез азиатской и европейской культур. Однако нельзя забывать, что складывалась империя всё-таки в зоне византийской и европейской цивилизаций. После монгольских завоеваний государственность стала сильной, а потому западноевропейские ценности на своих границах почти полностью останавливала. Именно поэтому объединение русских земель пошло не от Новгорода, не от Белой Руси или Киева, где были территории истинно русской культуры. Инициатором выступило Московское княжество, которое находилось на периферии этой локальной цивилизации. Именно оно сумело заимствовать некоторые методы монголо-татарской политической организации.

Промышленный переворот

Весь мир подчинился новым способам общественного производства, и в новую фазу этот процесс вступил после завершения промышленного переворота. Развитые страны начали экспансию на территории традиционных цивилизаций, в результате чего местные цивилизации разлагались изнутри, впуская в свою общественную плоть европейский способ производства и соответствующие ему общественные классы. В России только в начале 20 века индустриальная цивилизация смогла наконец победить давшую слабину государственную власть. Качественно повысился уровень общественной энерговооружённости, поэтому планка возможностей каждой личности поднялась достаточно близко к осуществлению потребностей.

Поскольку традиционные общества уже возжелали использовать по полной достижения индустриальной цивилизации, ориентация на политическое и общественное устройство западных стран, на чужую систему ценностей быстро возрастала. Структура традиционного российского общества была очень сложна, и чтобы приспособиться к индустриальному производству с его высокими и быстро изменяющимися потребностями, она изменилась, стала проще, уподобившись гражданскому обществу с ориентацией на частную индивидуальную собственность и права личности. Этот путь должен был привести различные общества к единому мировому сообществу.

Противостояние цивилизаций

В Европе индустриально развитая цивилизация существует несколько дольше, чем на других континентах, и несколько раньше ею были пройдены все препоны, которые ставит жизнь на пути технического прогресса. Чужая культура и чужой опыт всегда трудно внедряются, поскольку вызывают практически всегда реакцию отторжения со стороны местной цивилизации. Процесс внедрения всё равно продолжается, ибо прогресс неостановим, но одновременно повышается внимание к культуре традиционной.

Интерес этот бывает настолько силён, что становится сродни болезни, и чем местная культура больше пострадала от влияния индустриальной цивилизации, тем ярче регенерируются самобытные черты данного общества. Попытки разрушить сложившийся уклад работают на сплочение общественных сил на фоне традиционной идеологии, например религии. Бывают также случаи, когда индустриальные технологии вполне уживаются с самобытностью и социально-политической независимостью.

Двойственность

Традиционные цивилизации взаимодействуют с индустриальными способами производства многообразно, что позволяет это многообразие человечества сохранить и в настоящее время. Сложность цивилизации и состоит в том, что "большая" цивилизация постоянно взаимодействует с цивилизациями локальными. Среди современных учёных уже приобрела теоретическую платформу, где различают два типа теорий цивилизации.

Первая теория стадиального развития, а вторая - локальных цивилизаций. Стадиальные теории изучают цивилизацию как один процесс прогресса в человеческом развитии, где существуют определённые этапы (или стадии). Теории локальных цивилизаций направлены на изучение исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих собственное социально-экономическое и культурное развитие.

Основные черты индустриальной цивилизации

Что она собой представляет? Индустриальная цивилизация с научной точки зрения характеризуется мощным развитием промышленности, всемерным использованием достижений во всех областях науки, а также увеличивающейся долей населения, которое занимается квалифицированным трудом. Именно этими чертами и отличается она от аграрного общества. Примеры искать долго не придётся: стоит сравнить страны Европы и страны Африки.

О фантазёрах

В этой статье не будут обсуждаться альтернативные точки зрения на развитие индустриальной цивилизации, хотя на досуге, наверное, забавно почитать снабжённые красивыми иллюстрациями рассуждения о том, что индустриально развитая цивилизация существует на Земле уже несколько десятков тысяч лет, поэтому все наши горы, долины, моря, пустыни абсолютно рукотворны, потому что планета представляет собой один, когда-то бывший богатым, использованный рудник.

Время от времени нам якобы устраивали "чистку" в виде ядерной войны (снова масса подтверждающих эту гипотезу иллюстраций), и последняя случилась примерно в девятнадцатом веке, когда человечество почти вымерло. Забавно, но не научно, а потому продолжим обсуждение настоящей индустриальной цивилизации. И теперь о том, что ей предрекают учёные после проведения исследований, профинансированных НАСА. Это тоже крайне интересно, но уже всерьёз.

Глобальной цивилизации грозит катастрофа

Причиной крушения современной индустриальной цивилизации учёные называют неправильное использование ресурсов природы и несправедливое распределение богатств. На раздумье человечеству оставлено несколько десятилетий, хотя беда может произойти и раньше. людей напугать уже практически невозможно, отношение к ним общества остаётся как к преувеличенным и спорным. Однако исследователями приведены многие исторические данные, которые свидетельствуют о том, что все цивилизации имеют цикличность подъёмов и упадков.

Исследователи опираются на созданную буквально недели назад на стыке наук новую модель математика Мотешарри (Национальный центр социоэкологического синтеза). Результаты опубликованы в Ecological Economics, и ведущие учёные мира всерьёз обсуждают поставленные в исследовании проблемы. Вкратце говоря, речь там о том, что анализ динамики гибели цивилизаций выявил главные факторы риска: население (численность), вода, климат, энергия, сельское хозяйство. Именно эти факторы и могут привести к катастрофе, поскольку условия создаются именно такие: скорость, с которой мы тратим ресурсы, превышает скорость их воспроизведения, происходит отчётливое деление общества на богатых (элиту) и бедных (общую массу). Именно эти социальные причины и были причиной гибели всех прошлых цивилизаций.

1 слайд

2 слайд

План урока. 1.Изменения в материальном мире. 2.Взрыв социальной мобильности. 3.Перемены в сознании людей. 4.Новое в мире идей.

3 слайд

Задание на урок Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Что привело к их формированию?

4 слайд

1.Изменения в материальном мире. С 1789 по 1914 гг жизнь людей изменилась кар-динальным образом.В к.18 в.промышленный переворот имел немало противников.Многие ученые опасались,что он приведет к разрыву гармонии человека и природы-природные ресурсы иссякнут,резко сократятся популяции птиц и животных, исче-знут многие виды расте ний.Но в 19 в. Были от-крыты новые источни-ки энергии и экономич-ные формы ее исполь-зования. Промышленная революция в Японии. Гравюра н.20 в.

5 слайд

1.Изменения в материальном мире. На смену углю пришли нефть и электричество. Появились двигатели внутреннего сгорания и были изобретены авто-мобили. Новые открытия привели к появлениютелеграфа, телефона, радио,кино, воздухоплавания и т.д. Механизация производст-ва резко повысила про-изводительность труда и преимущества, кото-рые принес техничес-кий прогресс стали оче-видны. Использование газа. Плакат 1892 года.

6 слайд

2.Взрыв социальной мобильности. Важной чертой индустриальной цивилизации стала социальная мобильность.Население США и ряда стран Лат.Америки во многом состояло из европе-йских эмигрантов и бывших рабов-негров. Харак-тер мобильности резко изменился- из вынужден-ной(пуритане), она стала добровольной.Основная масса переселенцев по-прежнему отправлялась в США. Фургон переселенцев.

7 слайд

2.Взрыв социальной мобильности. Многие эмигранты отправлялись в Канаду,Индию, Австралию и др.колонии.выросла и внутренняя мобильность.население лишенное сословных огра-ничений быстро меняло род занятий и свой статус И хотя «низам» занять в обществе высокое положе ние было сложно, те кто пробивался на верх быс-тро становился видной фигурой в политической и экономической жизни. «Оглянись назад». Карикатура на попытки запрета эмиграции в США.

8 слайд

3.Перемены в сознании людей. Изменения в жизни общества затронули и сознание людей.Они начали понимать свою ответствен-ность за судьбу всего общества.развитие транспор-та и связи «сократило» расстояния.С развитием кругозора, сознание становилось гибким в отноше-нии «чужих», люди становились более терпимыми к разным взглядам.Они начали активно участво-вать в политической жизни. Телефонные барышни. Литография 1904 г.

9 слайд

3.Перемены в сознании людей. Государство постепенно начало передавать свои пол-номочия обществу,которое становилось гражданс-ким.В каждой стране этот процесс развивался по-разному.В странах с давними парламентскими традициями это процесс проходил быстрее-они в итоге стали демократическими,А в других-между авторитарной властью и обществом начались кон-фликты.Здесь возникли условия для распростра-нения радикальных идей. Стань Американцем! Дети эмигрантов присягают на верность США.

11 слайд

4.Новое в мире идей. Не меньшей критике под вергся психоаналитик З.Фрейд-утверждав ший,что за любыми по ступками людей стоят «низменные инстинк-ты»,а в сознании лю-дей идет борьба, между разумными и живот-ными началами. Новые открытия в ряде случаев привели к по-явлению эгоизма,ниги-лизма и неверию в си-лу разума и прогресс. О.Шпенглер даже пре-дрек смерть европейс-кой цивилизации. Но его пророчества не сбы лись. Зигмунд Фрейд в 1921 г.

Слайд 2

План урока.

1.Изменения в материальном мире. 2.Взрыв социальной мобильности. 3.Перемены в сознании людей. 4.Новое в мире идей.

Слайд 3

Задание на урок

Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Что привело к их формированию?

Слайд 4

1.Изменения в материальном мире.

Промышленная революция в Японии. Гравюра н.20 в. С 1789 по 1914 гг жизнь людей изменилась кар-динальным образом.В к.18 в.промышленный переворот имел немало противников.Многие ученые опасались,что он приведет к разрыву гармонии человека и природы-природные ресурсы иссякнут,резко сократятся популяции птиц и животных, исче-знут многие виды расте ний.Но в 19 в. Были от-крыты новые источни-ки энергии и экономич-ные формы ее исполь-зования.

Слайд 5

Использование газа. Плакат 1892 года. На смену углю пришли нефть и электричество. Появились двигатели внутреннего сгорания и были изобретены авто-мобили. Новые открытия привели к появлениютелеграфа, телефона, радио,кино, воздухоплавания и т.д. Механизация производст-ва резко повысила про-изводительность труда и преимущества, кото-рые принес техничес-кий прогресс стали оче-видны.

Слайд 6

2.Взрыв социальной мобильности.

Фургон переселенцев. Важной чертой индустриальной цивилизации стала социальная мобильность.Население США и ряда стран Лат.Америки во многом состояло из европе-йских эмигрантов и бывших рабов-негров. Харак-тер мобильности резко изменился- из вынужден-ной(пуритане), она стала добровольной.Основная масса переселенцев по-прежнему отправлялась в США.

Слайд 7

«Оглянись назад». Карикатура на попытки запрета эмиграции в США. Многие эмигранты отправлялись в Канаду,Индию, Австралию и др.колонии.выросла и внутренняя мобильность.население лишенное сословных огра-ничений быстро меняло род занятий и свой статус И хотя «низам» занять в обществе высокое положе ние было сложно, те кто пробивался на верх быс-тро становился видной фигурой в политической и экономической жизни.

Слайд 8

3.Перемены в сознании людей.

Телефонные барышни. Литография 1904 г. Изменения в жизни общества затронули и сознание людей.Они начали понимать свою ответствен-ность за судьбу всего общества.развитие транспор-та и связи «сократило» расстояния.С развитием кругозора, сознание становилось гибким в отноше-нии «чужих», люди становились более терпимыми к разным взглядам.Они начали активно участво-вать в политической жизни.

Слайд 9

Стань Американцем! Дети эмигрантов присягают на верность США. Государство постепенно начало передавать свои пол-номочия обществу,которое становилось гражданс-ким.В каждой стране этот процесс развивался по-разному.В странах с давними парламентскими традициями это процесс проходил быстрее-они в итоге стали демократическими,А в других-между авторитарной властью и обществом начались кон-фликты.Здесь возникли условия для распростра-нения радикальных идей.

Слайд 10

4.Новое в мире идей.

Чарльз Дарвин. Духовный мир человека стал богаче.люди нача-ли больше интересова-ться философскими концепциями,-пыта-лись их осмыслить, а сами идеи стали более понятными,т.к.их ав-торы имели четкую ад-ресную направлен-ность. Ч.Дарвин потряс общест-во предположив,что че ловек произошел от обезьяны, а не был соз-дан богом.Его взгляды были встречены в штыки частью общест-ва.

Слайд 11

Зигмунд Фрейд в 1921 г. Не меньшей критике под вергся психоаналитик З.Фрейд-утверждав ший,что за любыми по ступками людей стоят «низменные инстинк-ты»,а в сознании лю-дей идет борьба, между разумными и живот-ными началами. Новые открытия в ряде случаев привели к по-явлению эгоизма,ниги-лизма и неверию в си-лу разума и прогресс. О.Шпенглер даже пре-дрек смерть европейс-кой цивилизации. Но его пророчества не сбы лись.

Посмотреть все слайды

Конспект открытого урока по истории для 8 класса.

Тема урока «Человек индустриальной цивилизации »(8 класс) .

Разработала и провела

учитель истории и обществознания

второй квалификационной категории

ГБОУ СОШ №667 г. Москвы

Апухтина Наталья Сергеевна

Цели:

    Образовательная – расширить и углубить знания учащихся о мире человека индустриальной цивилизации, изменения материального мира человека, изменения сознания человека, представление о социальной мобильности, гражданском обществе, новое в мире идей.

    Развивающая – развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности, персонифицированное мышление.

    Воспитательная – воспитывать - чувство коллективизма и ответственности; в дискуссии - культуру полемики, терпимое отношение к иной точке зрения.

Тип урока – Комбинированный урок.

Приложение:тесты, листы самоконтроля, тексты с ошибками, презентация.

План урока.

1.Изменения в материальном мире

3.Перемены в сознании людей.

4.Новое в мире идей.

I .Организационный момент

II .Проверка домашнего задания

I вариант.

1.Антанта а)июнь 1881г.

г)июнь 1993г.

2.Антанта б)Австро-Венгрия

3.Тройственный союз в)Германия

г)Англия

д)Италия

е)США

ж)Франция

II вариант

I .Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а) июнь 1993г

II .Соотнеси союз и государства в него входившие:

2 Тройственный союз б)Франция

3. .Антанта в)Германия

г)США

д)Россия

е)Англия

ж)Австро-Венгрия

III. Объяснение нового материала

Актуализация темы.

-Мы с вами изучаем историю. А кто играет главную роль в становлении истории?(Человек).Сегодня на уроке нас будет интересовать человек.А в каком плане нас на уроке истории может интересовать человек?(Материальный мир, быт,сознание, его положение в обществе...)Мы с вами знаем что историю делят на различные уровни,ступени общественного развития, материальной и духовной культуры -то есть цивилизации. Мы с вами пока что знаем два типа цивилизации. Какие?(аграрная, индустриальная)Человек какой цивилизации нас сегодня будет интересовать?(Индустриальной)

Тема нашего урока «»

Запись в тетради темы.

Сегодня на уроке мы с вами изучим какие изменения произошли в материальном мире человека, в сознание людей, в социальной мобильности, что появилось нового в мире идей в индустриальной цивилизации.

-Сегодня на уроке вы будете работать с листами самоконтроля.На листах самоконтроля у вас задания по сегодняшней теме,то есть вы сами будете проверять как вы поняли сегодняшнюю тему. В конце урока в соответствие с выполненными заданиями вы сами себе поставите оценки.

1.Для того чтобы выяснить какие изменения произошли в мире человека индустриальной цивилизации вам необходимо вспомнить каковы характерные черты индустриальной цивилизации. Возьмите листы самоконтроля, подпишите их, найдите задание 1 и выполните его.(Задание 1.Найдите характерные черты индустриальной цивилизации. Ответ запишите цифрами, которыми обозначены характерные черты индустриальной цивилизации.

10.Наука и производство практически не связаны

    Аграрная цивилизация

    Индустриальная цивилизация

    В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу

    В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы

    Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными

    Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются

    Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных, солнца, ветра,воды..)

    Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)

    Производство имеет штучный характер

    Производство имеет массовый характер

    Технический прогресс определяется научными достижениями.

Проверка.

Ответ:2,5,7,8,9. Характерных черт(сколько):5

Запишите, к какой цивилизации относятся остальные черты.

Ответ: аграрная(традиционная) цивилизация

2Изменения в материальном мире.

В 19- начале 20 веке было сделано множество открытий и изобретений, полностью изменивших облик цивилизации. А вот что это были за открытия и изобретения вы сейчас увидете на доске и запишите себе в тетради.

Презентация.

-Как человек воспользовался плодами технического прогресса?(Его жизнь стала значительно комфортнее, он мог пользоваться новыми средствами транспорта и связи)

3.Взрыв социальной мобильности.

-Что такое социальная мобильность?

Возможность переезжать в другие города и страны, а также изменять своё общественное положение.

-Почему именно в это время происходит взрыв социальной мобильности?(Появление новых государств, появление новых видов транспорта, появление новых городов, промышленный переворот, аграрная революция)

Выполнение задания на листе самоконтроля: Задание 2:Социальная мобильность сделала возможным образование совершенно нового государства. Какого?

Ответ: (США)

-Почему именно в США устремились большие потоки эмигрантов?(США были бурно развивающейся и вместе с тем сравнительно малонаселенной страной. Они чрезвычайно нуждались в дешёвой рабочей силе,поставляемой эмигрантами.)

-Возможность изменять своё общественное положение Экономический рост, основанный на внедрении технологических инноваций, и политическая демократизация привели к расшатыванию старой социальной структуры, в которой место человека в обществе определялось его принадлежностью к определенной группе (как правило, наследственной). Но этот процесс имел двойственные последствия: по социальной лестнице можно было не только подняться, но и спуститься, выпав на социальное дно. Одним из негативных социальных последствий индустриализации стала принимающая массовый характер безработица. Все большее количество людей, по мере распространения промышленного перехода на аграрные регионы, теряли старую область приложения трудовых усилий и не могли найти новую. В поисках средств к существованию они, как правило, скапливались в больших городах, организуя деятельность в техногенной среде.

Но не все устремились в другие страны, многие продолжали искать счастье на родине. Окончательно ликвидировались сословные ограничения, расширение и укрепление круга буржуазно демократических свобод, не очень быстрый но стабильный подъём уровня жизни создавали благоприятные условия,при которых люди могли принципиально изменить своё имущественное и социальное положение. Конечно, это было нелегко, но вполне возможным. Таким образом, изменяется структура общества. Теперь общество состояло уже не из замкнутых групп, представители которых имели определённые права и обязанности, передаваемые по наследству, а из групп людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В индустриальном обществе вчерашние крестьяне и ремесленники становились торговцами и предпринимателями, делали военную, а порой даже политическую карьеру. Поначалу совершить такое восхождение, сделать карьеру удавалось единицам, затем – десяткам, сотням, тысячам.

Выполнение задания на листе самоконтроля. Задание 3

-На какие группы делилось общество в индустриальной цивилизации?

Ответ: классы

Основные группы сформировавшиеся в 19 веке?

Ответ: пролетариат, буржуазия

4.Перемены в сознание людей.

-Как вы думаете те изменения которые произошли в политической, экономической жизни, в быту человека как могли отразиться на сознание человека?(Человек стал понимать ответственность не только за собственную жизнь, но и за судьбу общества, взаимосвязь всего мира, благодаря развитию транспорта и развитию систем связи. С расширением кругозора сознание становиться более гибким,более восприимчивым к чужим точкам зрения. Становиться не равнодушным к различным явлениям жизни.

Именно благодаря этим изменениям в сознание людей общество становиться гражданским.

Что такое гражданское общество посмотрим на доску.

Гражданское общество-это общество способное к самостоятельной активности,основанной на инициативе не государства, а самого общества.

Выполнение задание на листе самоконтроля.Задание4.

Ответ:Англия.

- Почему гражданское общество начало складываться в Англии раньше, чем в других странах?( Появляются различные объединения (партии, союзы, группировки, клубы и т. д.), которые независимо от государства защищают те или иные интересы населения.)

В Англии значительно раньше, чем в других странах начало складываться гражданское общество, потому что в Англии переход от феодального строя к буржуазному осуществлялся более мирным, эволюционным путем. В этом случае результаты имели большой эффект, поскольку переход был более или менее плавным и не подвергался хаотическому революционному воздействию. (во многих странах переход сопровождался кровопролитными и разрушительными революциями) промышленный переворот произошел в Англии быстрее остальных государств.

Подтвердите фактами, что в Англии в первой половине XIX в. складывается гражданское общество. То есть благодаря тому что общество в это время становиться более сознательным и зрелым возникает возможность переложить часть ответственности государства на общество.

5.Новое в мире идей.(Выступление ученика с сообщением «Новое в мире идей»)

Одним словом, человек становился цивилизован ­ным, и это все больше отделяло его и от далеких пред ­ков, и от природы. В XVIII - XIX вв. цивилизация ма ­нер достигла своего апогея. Поэтому неудивительно, что книги Ч. Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов » (1859) и «Происхождение человека » (1871), в которых излагалась теория эволюции, произвели та ­кое глубокое впечатление на современников. Это было своего рода потрясением основ: Дарвин показал связь человека с грубыми животными(обезьяной), с силами природы. Это была уже не та поэтичная и таинственная приро ­да, к слиянию с которой призывали романтики. Это была природа, в которой царствуют инстинкты и идет безжалостная борьба за существование.

-Как вы думаете как восприняло эту теорию общество, с восторгом?(Нет. Многие восприняли эту теорию в штыки. Кому захочется признавать обезьяну своим родственником.)

-Как вы думаете, какая версия их устраивала больше? (Человека создал бог)

Человек конца XIX в. стал открывать в себе «зве ­ря ». Теория Дарвина была лишь первым шагом на этом пути. Вторым - и еще более решительным - стали открытия австрийского ученого Зигмунда Фрей ­да (1856-1939) в области психоанализа . Фрейд загля ­нул в тайная тайных души человека и под покровом цивилизованности увидел темную бездну, в которой кипят первобытные необузданные страсти. Фрейд впервые в истории науки доказал, что личность много ­слойна. Он выделил в ней область сознания («окно », через которое мы воспринимаем мир), подсознания , которое представляет собой «кипящий котел инстинк ­тов » и подчиняется только принципу удовольствия, и предсознания, которое и является разумным началом в человеке, осуществляет «цензуру » над страстями, переводит их в другую, более высокую область.

Открытия Фрейда, сделавшие переворот в медици ­не, вышли далеко за пределы психиатрии, так как в его работах были сделаны глобальные выводы, касаю ­щиеся не только больных людей, но и человека вооб ­ще, а также роли культуры и цивилизации в истории человечества.

Впервые Фрейд показал обратную сторону цивили ­зации манер: победа сознания над бессознательным обходится человеку дорого. Подавленные и вытеснен ­ные желания выливаются в психические расстройст ­ва, комплексы вины и неполноценности, необоснован ­ные страхи.

Фрейд не утверждал, что цивилизация - это зло, но он описал цивилизацию как насилие над человече ­ской личностью, которое осуществляется через слож ­ную и разветвленную сеть запретов - запретов, столь прочно закрепившихся в сознании, что человек уже давно перестал понимать, каков он на самом деле.

Исследования Дарвина, Фрейда,других ученых, казалось бы,развенчали все прежние ценности. Но они помогали людям по новому осмыслить привычные понятия, критически взглянуть на свои страсти и инстинкты, чтобы более последовательно сдерживать и контролировать их. На рубеже 19-20 веков это стало особенно важным, так как изменения в сознании человека не всегда оборачивались пользой для общества.

Вот таким был мир человека индустриальной цивилизации.

IV .Закрепление.

Я хочу вам представить сочинение ученика 8 класс на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации. ».В этом сочинение допущено несколько ошибок.Я предлагаю вам их найти.

Сочинение на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации. »

Быт человека индустриальной цивилизации мало изменился. Труд человека стал более тяжелым, потому что машины были заменены ручным трудом. Социальная мобильность в 19 -20 вв. понижается. Это было связано с тем, что средством передвижения были конные экипажи. Каждый человек относился, к какому либо сословию, и не мог изменить своё имущественное и социальное положение. Изменяется сознание человека. Он начинает понимать, что его судьба зависит от Бога. Общество в это время становится гражданским, то есть способным к самостоятельной активности, основанной на инициативе государства. Современники с восторгом восприняли,появившуюся в это время, теорию Дарвина, что человек был сотворён Богом. Таким образом, мир человека эпохи индустриальной цивилизации незначительно изменился.

Подведение итогов.Выставление оценок.

10-11 балов 5.

7-9 балов 4.

4-6 баллов 3.

меньше 4 2

V .Домашнее задание.

-Какое бы вы могли предложить домашнее задание по данной теме. (Предложить написать сочинение на тему «Мир человека индустриальной цивили ­зации »)

Приложение

I вариант. Фамилия имя______________________

I .Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а)июнь 1881г.

г)июнь 1993г.

II .Соотнеси союз и государства в него входившие:

1.Союз трёх императоров а)Россия

2.Антанта б)Австро-Венгрия

3.Тройственный союз в)Германия

г)Англия

д)Италия

е)США

ж)Франция

II вариант Фамилия имя______________________

I .Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а) июнь 1993г

3. Союз трёх императоров в)июнь 1881г.

II .Соотнеси союз и государства в него входившие:

1.Союз трёх императоров а)Италия

2 Тройственный союз б)Франция

3. .Антанта в)Германия

г)США

д)Россия

е)Англия

ж)Австро-Венгрия

Лист самоконтроля.

Фамилия имя______________________

Задания

Ответ

Баллы

(Задание 1.Найдите характерные черты индустриальной цивилизации. Ответ запишите цифрами которыми обозначены характерные черты индустриальной цивилизации.

1.В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу

2.Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются

3.Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных,солнца,ветра,воды..)

4.Производство имеет штучный характер

5.В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы.

6.Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными.

7.Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)

8.Технический прогресс определяется научными достижениями.

9.Производство имеет массовый характер

10.Наука и производство практически не связаны.

    Характерных черт(сколько):

    Запишите к какой цивилизации относятся остальные черты.

Задание 2:Социальная мобильность сделала возможным образование совершенно нового государства.Какого?

Задание 3

-На какие группы делилось общество в индустриальном обществе?

Основные группы, сформировавшиеся в 19 веке?

Задание 4.

-В каком государстве раньше, чем других сложилось гражданское общество?

Найди ошибки, и исправьте их. Ошибки подчеркните и внизу напишите правильно, при этом не забудьте написать номер ошибки.

Сочинение на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации. »

Быт человека индустриальной цивилизации мало изменился, по сравнению с бытом человека аграрной цивилизации. Труд человека стал более тяжелым, потому что машины были заменены ручным трудом. Социальная мобильность в 19 -20 вв. понижается. Это было связано с тем, что средством передвижения были конные экипажи. Каждый человек относился к какому либо сословию, и не мог изменить своё имущественное и социальное положение. Изменяется сознание человека. Он начинает понимать, что его судьба зависит от Бога. Общество в это время становится гражданским, то есть способным к самостоятельной активности, основанной на инициативе государства. Современники с восторгом воспринял, появившуюся в это время, теорию Дарвина, что человек был сотворён Богом. Таким образом, мир человека эпохи индустриальной цивилизации незначительно изменился.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________