Реформы Егора Гайдара: зачем они были нужны . Экономические реформы гайдара егора тимуровича Экономические реформы гайдара и их последствия кратко

В 1992 году в Российской Федерации было осуществлено множество экономических преобразований. Они радикально изменили страну. Был осуществлён переход от плановой экономики к рыночной. Экономисты, историки и политики расходятся в оценках этих реформ. В чём был смысл преобразований, как на них реагировали люди и почему был выбран именно такой путь, обсудили эксперты .

Вопросы:

В какой ситуации находилась страна до реформ?

Евгений Ясин

В экономической области мы приближались к краху, который был обусловлен снижением цен на нефть, несбалансированностью бюджета, невозможностью закупать важные для нас товары за границей, ухудшением материального положения трудящихся. Политическая сторона также была крайне сложна. Я подозреваю, что ещё с сентября 1990 года ближайшие соратники Горбачёва по его партийной работе выдвинули определённые требования, которые он сначала выполнял, а потом не захотел.

Александер Руцкой

Страна находилась в состоянии экономического кризиса. Неглубокого, незатяжного кризиса. Если подойти к теме выхода из кризиса, используя труды Джона Кейса, сторонника управляющей рыночной экономики, то мы однозначно получим позитивный результат. Я не знаю, чем руководствовался господин Гайдар, ссылаясь на Фридмана, но гайдаровские реформы не имеют ничего общего с теорией Фридмана. Это просто сплошная дурость, которая в конечном итоге привела страну к дефолту.

Были ли реформы продуманными?

Евгений Ясин

Когда вы приступаете к реформам, разговор относительно того, что они продуманы и так далее, это пустой разговор, потому что в совокупности, во взаимосвязи вы можете принимать решения, которые составляют некое ядро - начало реформы. А дальше уже смотрят по обстоятельствам и принимают меры, которые будут вынуждаться обстоятельствами. У Гайдара была продуманная программа реформ. Сначала её принципиальной позицией была либерализация цен, что он и сделал. С моей точки зрения, это было совершенно правильным решением, потому что оно открывало возможность решения тех многочисленных проблем, которые таились в плановой экономике. Второе ядро - это приватизация. Она была более долгосрочной. Это не столько административный ход, а акт институциональный и лежащий в изменении поведения населения.

Александер Руцкой

Нет, они делались спонтанно. Знаете, у того же Джона Кейса, на которого я только что ссылался, есть замечательное высказывание: переход к новым формам экономических отношений через либерализацию цен - это путь в нищету. Что, собственно, и было сделано Гайдаром.

Была ли альтернатива этим реформам?

Евгений Ясин

Я считаю, что альтернатива может быть и была. Было два варианта - либо шоковая терапия, то есть максимально жёсткий и короткий рывок, либо вы предпринимаете действия медленного характера, которые растягиваются. Правительством Рыжкова был применён второй вариант. В той обстановке, в которой находилась Россия, растягивание реформ было затруднительно. Каждый шаг вызывал сопротивление и необходимость каких-то решений, которые бы дополняли или каким-то образом исправляли то, что вы сделали. Этот путь применялся и раньше, но не привёл к нужному результату.

Александер Руцкой

Конечно, была. Было альтернативное предложение Явлинского, было альтернативное предложение Абалкина, было эскизное предложение Глазьева. Они отличались от гайдаровских идей тем, что предложения носили характер приоритетности и последовательности, без выдумывания каких-то изобретений. Нельзя было начинать с либерализации цен, это раз. Во-вторых, сама идея проведения приватизации - это законченная глупость. В итоге мы видим, кому сегодня принадлежит национальное достояние страны. Откройте журнал Forbes и посмотрите биографии этих миллиардеров, тогда поймёте. Десятки поколений создавали национальное достояние страны, и оно было распылено через залоговые аукционы практически за бесценок. Буквально недавно показали интервью самого господина Чубайса, где он говорит: «Нам было всё равно, сколько заплатят за предприятия, за энергосистему, нас интересовало одно - вбить в крышку коммунизма последний гвоздь». Вот на этих принципах и строилась приватизация.

Как люди восприняли реформы?

Евгений Ясин

Те граждане, которые жили в крупных городах и в некоторой части средних, восприняли это положительно. Что касается села, малых городов и определённой части населения средних, больших городов, они ожидали чего-то хорошего, но резко повышались цены, ужесточалась финансовая политика. Многие были недовольны.

Александер Руцкой

По этому поводу Гайдар тоже сказал. Когда ему доложили, что нищета населения достигла такого апогея, что люди просто вымирают, господин Гайдар ответил, что это естественный отбор. Вся страна была поставлена не только на колени, а вообще в неудобное положение - на четвереньки. К нашей стране относились наплевательски. Вооружённые силы были уничтожены, ВПК разграблен. Природные ресурсы розданы налево и направо. Бюджетообразующие предприятия были проданы за бесценок.

В какой ситуации находилась страна после реформ?

Евгений Ясин

Основные итоги реформы были подведены в 1997 году. Были сделаны важные шаги. С одной стороны, в этом году мы можем наблюдать финансовую стабилизацию. Обращаю внимание, что инфляция 1997 года составила 11% против 2500% в 1992 году. Финансовая стабилизация, то есть завершение процесса либерализации цен и стабилизации хозяйства, в основном завершилась в 1997 году. Потом наступил 1998 год, и мы получили последствия создания нашего собственного финансового рынка, продажи государственных ценных бумаг. И дальше начался кризис, поскольку доверия к новым бумагам не наблюдалось. Ситуация была неустойчивой. Можно было бы сделать вывод, что реформы были неудачны. Но на самом деле уже к концу 1998 года, после девальвации, стало ясно, что в экономике наступает оживление. Оно наблюдалось в 1999 и в 2000 годах. Оживление в дальнейшем показало, что в России начала работать рыночная экономика. Поэтому уже тогда можно было делать выводы, что в конечном счёте эти реформы были успешными.

Александер Руцкой

Все помнят, до какого состояния была доведена страна: челночники, спорткомплексы стали рынками. Все везде торговали. Предприятия закрывались. Зарплату не платили. Пенсии не платили. Как можно назвать это состояние? Коллапс. Не только экономический, но и социальный. Спустя 5 лет в 1998 году мы получили итог этого бездарного руководства страной и бездарного проведения реформ - дефолт. Самое позорное явление в экономике, когда страна не способна платить как по внутренним, так и по внешним долгам.

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара ». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической . Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.

По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Дополнительные источники:

Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.

Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

Издание: История России: XX век. Пособие для поступающих в вузы

§ 2. Экономика России в 1992–2002 гг.

Реформы Е. Т. Гайдара

Экономика постперестроечной России, конституционное устройство страны должны были прийти в соответствие с новым политическим строем, что подразумевало переход к рыночной экономике, демонополизацию и приватизацию предприятий, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента. На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. Экономическая программа реформ, разработанная вице-премьером правительства России Е. Т. Гайдаром, предусматривала либерализацию цен, а затем и приватизацию государственного сектора экономики. Предполагавшийся в 1992 г. трехкратный рост цен (в 1991 г. по отношению к 1990 г. цены увеличились в 2,6 раза) планировалось компенсировать на 70% социальными пособиями, ростом заработной платы, пенсий, стипендий. После годового осуществления реформы общество должно было почувствовать первые позитивные итоги.

2 января 1992 г. Россией был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: ценообразование более не регулировалось, торговля стала свободной. По замыслу Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску в начале года. В январе 1992 г. рост цен составил 1000–1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом зарплата возросла в 1992 г. лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина - Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Главным же положительным итогом на начальном этапе реформирования стало быстрое наполнение магазинов товарами, ликвидация товарного дефицита, очередей.

В феврале 1992 г. правительство опубликовало меморандум об экономической политике на 1992 г. Главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижения социальных выплат населению. Предполагалось, что стабилизация финансов России приведет к росту внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику. В документе также отмечалась целесообразность свободного установления цен на энергоносители и доведения их к концу 1993 г. до мирового уровня. Освобождение цен при их стабилизации в последующие месяцы, насыщение рынка создавали предпосылки для проведения второго этапа реформ - приватизации государственного сектора экономики. Предложенная программа реформ получила поддержку президента России Б. Н. Ельцина.

Сокращение зимой-весной 1992 г. государственных дотаций предприятиям (для снижения уровня инфляции, по замыслу Е. Гайдара) встретило отпор со стороны директорского корпуса. Хотя промышленная продукция стала стоить намного дороже, большинство предприятий, включая отрасли нефтяной и газовой промышленности, после либерализации цен оказались убыточными. Это объяснялось как повышением тарифов на перевозку товаров и энергоносители, так и падением покупательского спроса и целенаправленным снижением государственного заказа. Обострилась проблема взаимных неплатежей. К 1 июня 1992 г. их сумма достигла около 2 трлн руб. Директора предприятий настаивали на получении льготного государственного кредита с дальнейшим покрытием задолженностей по взаиморасчетам. Подобная точка зрения нашла поддержку Верховного Совета и Центрального банка России. 28 июня 1992 г. ЦБ предоставил такой кредит предприятиям. В оборот влились новые, не обеспеченные товарами и услугами финансовые средства, усилившие инфляцию. Крах промышленности удалось предотвратить посредством кредитов и нового витка гиперинфляции. Средние темпы роста денежной массы во второй половине 1992 г. возросли с 11,4 до 28% в месяц.

Выход из сложившейся ситуации правительство Е. Гайдара (с июня 1992 г. он исполнял обязанности премьера) видело в замене государственных дотаций и кредитов зарубежными инвестициями, а также инвестициями частных лиц. Таким образом, ключевым становился вопрос о приватизации государственного сектора. Согласно схеме, разработанной Комитетом госимущества России во главе с А. Чубайсом, были намечены два основных варианта приватизации. Первый из них предусматривал льготное приобретение работниками около 50% акций своего предприятия. Второй вариант - приобретение работниками предприятий контрольного пакета акций в 51% на более жестких условиях. Но в обоих случаях значительная часть акций сосредоточивалась у директорского корпуса. Оставшиеся акции поступали в открытую продажу для российских граждан в обмен на специальные приватизационные чеки.

19 августа 1992 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин издал указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». 1 октября 1992 г. началась выдача ваучеров (приватизационных чеков) населению по номинальной стоимости 10 тыс. рублей (ваучерная приватизация).

В 1992 г. в частную собственность было передано 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% торговой сети. В результате в стране появилось 40 млн номинальных акционеров, при этом большая часть предприятий оказалась под контролем финансовых групп, скупивших ваучеры у населения. Приватизация выполнила свою задачу наполовину: создав слой собственников, она экономически оказалась малоэффективной, не дав предполагавшегося роста инвестиций. Усилилась критика правительства, которое так и не смогло остановить спада производства и обнищания населения (ниже черты прожиточного минимума находилось около 44% жителей России). Спад производства в стране за первые девять месяцев реформ составил около 20%. В конце 1992 г. по национальному доходу Россия находилась на уровне 1976 г., по структуре потребления - на уровне 1960-х гг. Все это способствовало развитию социального кризиса, вело к падению популярности правительства Гайдара.

В таких условиях президент пошел на изменение состава правительства, которое с декабря 1993 г. возглавил В. С. Черномырдин. Официально закончился первый период российских реформ в экономике, получивший название «реформ Гайдара».

Экономическое развитие России в 1993–1996 гг.

В 1993 г. правительство отошло от прежних представлений о роли вмешательства государства в экономику, уже не абсолютизируя свободный рынок. Новый курс в экономике определялся В. С. Черномырдиным, представителем нефтегазового комплекса. Правительство в эти годы в большей степени учитывало интересы российской промышленности, особенно экспортных отраслей, пополняющих бюджет валютой. Было объявлено, что цели деятельности кабинета министров в 1993 г. - финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции до 5% в месяц, поддержка отечественных производителей.

8 февраля 1993 г. в России был зарегистрирован «Гражданский союз» - центристское движение, связанное с промышленными кругами и созданное А. Вольским. Одним из его программных пунктов было требование к государству принять меры, направленные на поддержку своих отраслей промышленности. Правительство Черномырдина пыталось наладить контакты с подобными организациями, демонстрируя готовность вернуться к частичному государственному заказу. Вместе с тем оно должно было учитывать гораздо более радикальные (либерально-рыночные на тот момент) взгляды президента России и противостоять давлению парламента, выступавшего за полный возврат к системе госзаказа и госкредитования. Политическое противостояние исполнительной и законодательных ветвей власти в 1993 г. сужали инициативу правительства, мешали его эффективной работе.

Несмотря на ряд предпринятых мер, продолжилось падение производства. К положительным итогам года можно отнести только значительное снижение темпов инфляции. По сравнению с 1992 г. она сократилась в 2,8 раза. Между тем не стоит преувеличивать эти итоги: за год цены выросли почти в 10 раз. Не удалось правительству Черномырдина остановить и продолжавшийся спад в промышленности. Уровень производства в 1993 г. составил 59,8% от показателей 1990 г. Безработными оказались 7,8 млн человек (10,4% активного населения страны), и цифры безработицы продолжали увеличиваться.

Президент по итогам парламентских выборов в декабре 1993 г., на которых проправительственные и пропрезидентские движения набрали только около 1/3 голосов, несколько скорректировал экономическую политику правительства Черномырдина. В 1994–1997 гг. поддержку государства ощутили некоторые отрасли отечественной, прежде всего добывающей, промышленности.

По сравнению с первыми годами реформ за счет усиления государственного регулирования экономическими процессами темпы инфляции несколько снизились, уменьшились и темпы падения производства. В 1994 г. динамика роста цен по сравнению с 1993 г. снизилась в 3,1 раза. Однако финансовой стабилизации добиться так и не удалось, что показало скандальное прекращение деятельности АО «МММ», «Чара», «Русский дом Селенга», «Тибет», «Властелина» и других финансовых пирамид, умело использовавших разгул инфляции в мошеннических целях; «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда курс доллара в течение дня вырос почти на треть - с 3081 до 3926 рублей.

Экономическая политика правительства в 1995–1996 гг. была ориентирована на экспортные отрасли производства. Положительное сальдо России в торговле составило в 1996 г. около 40 млрд руб. В стране стали появляться благополучные в экономическом отношении районы, специализирующиеся на экспортных отраслях промышленности (газ, нефть, металл). На основе топливно-промышленных предприятий сложились крупнейшие в стране финансово-промышленные группы (ФПК). Среди них - «Интеррос» («ОНЭКСИМ банк», «Норильский никель», «Новокузнецкий металлургический комбинат»), «Лукойл» (7 нефтедобывающих предприятий, 23 нефтеперерабатывающих завода, 3 финансово-инвестиционные компании) и др.

Большинство же областей России, не связанных с нефтегазовым комплексом, производством и вывозом сырья, по-прежнему оставались в глубоком экономическом кризисе. Спад промышленного производства в целом по стране составлял около 4% в год. Сокращение объемов производства по сравнению с советским периодом достигло на конец 1996 г. 60–65%, что было выше показателей периода Великой Отечественной войны. В стране не удавалось создать стабильную финансовую систему, задержки зарплаты бюджетникам составляли до двух лет.

Экономическое развитие России в 1997–2000 гг.

6 марта 1997 г. в ежегодном послании Федеральному собранию президента Б. Н. Ельцина было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. Среди приоритетных направлений обновленного состава правительства, в которое вскоре в качестве вице-премьеров вошли Б. Немцов и А. Чубайс, обозначалась разработка программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, ликвидация задолженности по зарплате к 31 декабря 1997 г., борьба с коррупцией.

Однако работа нового состава правительства свелась в основном к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Среди важнейших решений кабинета министров - секвестр бюджета 1997 г. в социальной части, вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов, размещение новых займов еврооблигаций и Государственных краткосрочных обязательств, проведение нового этапа приватизации, прежде всего топливно-сырьевой промышленности. Привлечение дополнительных финансовых средств ($6 млрд иностранных займов против $2 млрд в 1996 г.), прекращение финансирования военной кампании в Чечне, поступления от приватизации, политика жесткой социальной экономии позволили, согласно официальным данным, достичь прироста валового внутреннего продукта в России на 1% за первое полугодие 1997 г. При этом следует отметить опережающий рост производства в легкой промышленности, составивший более 9%. Это был первый реальный успех в новейшей истории российской экономики за весь постперестроечный период. Следует, правда отметить, что прироста удалось добиться за счет массового привлечения инвестиций и займов, что означало рост государственных обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

Серьезной проблемой оставались инфляционные процессы. В августе началась подготовка к осуществлению денежной реформы. Начало ей положил Указ Президента РФ от 5 августа «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». С 1 января 1998 г. проводилась деноминация российского рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению национальной валюты, стабилизации экономических процессов.

Рейтинг правительства Черномырдина-Чубайса стал расти. Считая важнейшей задачей обеспечение преемственности передачи государственной власти, Б. Ельцин решил использовать ситуацию для подготовки будущих президентских выборов. 23 марта 1998 г. Черномырдин и Чубайс были отправлены в отставку. Их заменил молодой реформатор С. Кириенко.

Для нового премьера все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Расходы по его обслуживанию составляли в 1996 г. 13% всех федеральных расходов, в 1997 г. - 24, в 1998 г. - 30%. Новое правительство попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Подобный подход привел первоначально к росту цен (на 10%), а затем к самому глубокому финансовому обвалу в новейшей истории России. День 17 августа 1998 г. фактически знаменовал собой финансовое банкротство России: обесценивание национальной валюты и, как следствие, невозможность государства платить по внешним и внутренним долгам. Правительство и Центральный банк России заявили о девальвации рубля и начале пересмотра долговых обязательств государства, включая мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов России (сроком на 90 дней). Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен, которые за короткое время возросли более чем в 4 раза. Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе и средних слоев общества. В этих условиях отставка правительства Кириенко стала неизбежной.

По оценке Госкомстата России, численность населения страны с доходами ниже прожиточного уровня в августе достигла 33 млн человек.

11 сентября правительство России возглавил Е. М. Примаков, взяв курс на стабилизацию экономики. Было заявлено об активной поддержке отечественной промышленности и сельского хозяйства. Повышены ставки подоходного налога с граждан, с одновременным снижением налогообложения производственных инвестиций, НДС. Ослабление налогового бремени на «реальную экономику» (образное выражение Примакова, подразумевающие производящие отрасли), наряду с сокращением импорта в Россию (вызванного падением национальной валюты), способствовало оживлению отечественной промышленности. Подобный курс правительства получил поддержку парламента.

Предпринимались также меры по укреплению национальной валюты. Так, был введен более жесткий контроль над деятельностью экспортеров - они должны были продавать 75% валютной выручки на биржах. Вводились более строгие таможенные правила. Наряду с ростом мировых цен на нефть это способствовало выплате внешних долгов и привлечению средств в экономику страны.

Впервые наметилось реальное снижение государственных расходов на аппарат. В течение первого полугодия 1999 г. экономическое положение России стабилизировалось. Однако приближающиеся президентские выборы диктовали свои условия, и правительство Примакова ушло в отставку. Два следующих кабинета министров (С. Степашина и В. Путина) занимались в основном политическими задачами, откладывая серьезные экономические преобразования до окончательного решения вопроса о власти.

Основными положениями этой реформы были:

а) Либерализация (отпуск) цен, свобода торговли.

Цены на большинство товаров и услуг было «отпущены на рыночную волю». С одной стороны - это была смелая мера, способствовавшая быстрой « рыночной выучке». С другой – это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко монополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получили монополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирм функционирующих в конкурентной среде, и способных лишь приспосабливаться уже к имеющимся ценам. Результат не замедлили сказаться. Цены подскочили в 2000 раз в течение года. В России появился новый враг номер 1 – инфляция, прирост которой составлял около 20% в месяц.

б) Приватизация (передача государственной собственности в частные руки)

Ваучерная приватизация была названа её идеологом и реализатором, А. Б. Чубайсом «народной приватизацией». Однако народ с самого начала довольно скептически относился к идее приватизации. Уже при проведении самой операции приватизации в прессе публиковались о том, что народ правильно воспринимал идею и практику приватизации и потому она проходит без социальных эксцессов. Но думается, что большинство граждан отнеслись к операции просто равнодушно, заведомо зная, что в рыночной экономике собственником не может быть народ. В самом деле, слишком странной выглядела бы «народная частная собственность», на основе которой страна двинулась к рынку. В результате произошло то, что и должно было произойти: государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. В советские времена деньги были или у крупных менеджеров, директоров предприятий или у государственных чиновников, распоряжавшихся государственными финансовыми ресурсами или, наконец, у криминальных структур, часто блокировавшихся с теми и другими.

Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резуль­тате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сек­тор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К сере­дине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически раз­рушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощ­ностей. Одним из последствий приватизационной политики явился рас­пад энергетической инфраструктуры.

В августе 1998 года произошло то, чего многие уже давно ждали: рухнула под собственной тяжестью «картонная» (на самом деле не представлявшая собой рыночную) экономика. Произошло это несмотря на заявления Б. Ельцина. Вскоре после этого был объявлен т.н. дефолт. Правительство приняло решение строить истинно рыночную экономику, процесс создания которой длится до сих пор.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственно­го производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

Это событие показало, что невозможно жить в «виртуальной» экономике слишком долго, рынок всегда возьмет верх.

19 марта экономисту Егору Гайдару, одному из главных идеологов и руководителей экономических реформ в России в начале 1990-х годов, исполнилось бы 60 лет.

Опросы общественного мнения с завидным постоянством помещают политика в разряд главных народных антигероев, хотя с годами градус этой нелюбви и слабеет, сообщает т

Если в 2002 году, согласно статистике ВЦИОМ, 55% россиян считали реформы Гайдара разрушительными, то в 2010 году аналогичный эпитет к ним применяли 23% (правда, еще 15% считали, что в них не было вообще никакой необходимости).

Одновременно увеличилось число тех, кто полностью одобряет действия правительства Ельцина-Гайдара: с 2% в 2002 году до 7% в 2010-м. Цифры по-прежнему балансируют на грани статистической погрешности.

Но зато, по-видимому, к этой категории населения относятся верховные руководители России. Так, нынешний президент Владимир Путин после смерти Гайдара назвал его "настоящим гражданином", "патриотом", "сильным духом человеком", который, возглавив процесс преобразований, "проявил лучшие профессиональные и личные качества".

Русская служба Би-би-си решила суммировать некоторые распространенные высказывания о заслугах политика, сопроводив их по возможности немногословными аргументами и контраргументами. Тезисы к спорам, которые неизбежно будут разворачиваться вокруг имени Егора Гайдара еще долго.

Гайдар развалил экономику, страна была ввергнута в пучину бедствий

Трансформационный спад, произошедший в России в пореформенные годы, действительно был огромен и, по некоторым оценкам, беспрецедентен для государства в отсутствие войн, эпидемий и стихийных бедствий:

Теневая экономика выросла с 10-15% ВВП при Брежневе (по самым щедрым оценкам) до 50% ВВП в середине 1990-х
Усилилось неравенство доходов: так называемый коэффициент Джини увеличился с 26% в 1986 году до 40% в 2000 году
В первые годы после распада СССР произошло удвоение преступности
Смертность в 1990-1994 годах выросла на 60%
Доля расходов на НИОКРы упала с 3,5% ВВП до примерно 1%
Агрегированный индекс промышленного производства России лишь в 2008 году достиг уровня начала 1990-х годов

("Экономика России. Оксфордский сборник"; другие источники).

Однако слишком некорректно было бы приписывать все последствия данного трансформационного спада политике Егора Гайдара:

Во-первых, он пришел в правительство лишь в ноябре 1991 года, когда процесс трансформации в стране уже шел полным ходом
Во-вторых, сложно обвинить Егора Гайдара в формировании структурных перекосов в советской экономике: в частности, в накоплении гигантского "денежного навеса" (не обеспеченных товарами денег), который вынудил еще советское правительство под председательством Валентина Павлованачать денежную реформу
В-третьих, вряд ли Гайдар виноват в том, что цены на главный советский экспортный ресурс - нефть - падали с 1980 года, формируя бюджетный дефицит: сначала в связи с перепроизводством ресурса, а в 1991 году - в связи с окончанием "Войны в заливе"

Гайдар спас страну от массового голода

Эта точка зрения настолько же популярна среди соратников Егора Гайдара, насколько непопулярна среди его оппонентов.

В книге "Развилки новейшей истории России" сам Гайдар писал о ситуации, сложившейся к моменту его прихода в правительство, так: "Страна по-прежнему была банкротом, валютные резервы оказывались близки к нулю. Запасов зерна по оптимистичным прогнозам хватало примерно до февраля-марта 1992 года…"

"Выбор варианта ускоренной либерализации цен и форсированного снятия ограничений на торговлю предотвратил катастрофический сценарий на продовольственном рынке страны весной 1992 года", - отмечал он.

Противники данной точки зрения утверждают, что никакой продовольственной катастрофы не было:

Во-первых, СССР располагал стратегическими запасами зерна, который экономист Андрей Илларионов оценивает в 48 млн тонн, чего было достаточно, чтобы кормить народ в течение года в отсутствие нового урожая
Во-вторых, даже умиравшая система продовольственного распределения,по словам политика Григория Явлинского, "не вызывала опасений, что все вот-вот погибнет", потому что на смену постепенно приходила новая система: да, "она была хаотическая, странная, извращенная, теневая", но вполне работоспособная
В-третьих, Гайдар, говоря об истощении зерновых запасов к марту 1992 года, везде ссылается на документ, в котором указывается на соответствующую опасность в марте 1991 года - то есть на год раньше описываемой потенциальной катастрофы

Политика гайдаровского правительства привела к тому, что сбережения россиян обесценились

"…По сегодняшнему самоуверенно ухмыльному лицу политика не видно смущения: как, разорением сберегательных вкладов, он сбросил в нищету десятки миллионов своих соотечественников (уничтожив основу того самого "среднего класса", который и клялся создать)", - писал в 1998 году о Егоре Гайдаре Александр Солженицын, довольно исчерпывающе отображая мнение большинства россиян о достижениях гайдаровских реформ.

Данное мнение опровергается рядом исследователей на следующих основаниях:

Первые шаги к заморозке вкладов населения в Сберегательном банке сделало советское правительство в рамках денежной реформы премьер-министра Валентина Павлова 22 января 1991 года, согласно которой гражданам СССР было запрещено снимать больше 500 рублей на человека в месяц
Да, через несколько месяцев запрет сняли, но одновременно в апреле подняли официальные цены на 65-70%. До инфляции следующего года, составившей 2508,8%, было еще далеко, но покупательная способность денег начала стремительно снижаться
Никаких денег фактически в Сберегательном банке и не было, потому что все 369 млрд рублей, накопленных советскими гражданами, в 1990 году правительство Николая Рыжкова изъяло на финансирование бюджетного дефицита.

Есть и контраргументы:

  • Деньги советские власти изъяли, но лишь в качестве заемных средств, которые должны были вернуть. Проблема в том, что годовая ставка по этим кредитным ресурсам была на уровне 5% (столько правительство платило Сбербанку за пользование деньгами), и ни правительство Павлова, ни новые российские власти, включая команду Гайдара, не пошли на радикальное повышение ставки
  • В итоге реальная ставка по сбережениям населения составила, по некоторым подсчетам, в 1991 году минус 60,8%, в 1992 году - минус 94,4%. Таким образом, в 1991 году сбережения граждан обесценились почти на 61%, а в следующем году оставшаяся сумма девальвировалась еще на 94,4%

Нельзя было просто взять и отпустить цены, как это сделал Гайдар

2 января 1992 года правительство Ельцина-Гайдара освободило от регулирования цены, которые до этого на протяжении десятилетий советской власти устанавливались государством. Этот процесс получил название либерализации цен.

До сих пор в российском общественном и академическом дискурсах не сформировалось единого подхода к этой реформе.

  • Удалось ликвидировать товарный дефицит
  • Страна была спасена от неминуемого голода ("Всякий, кто помнит абсолютную пустоту прилавков осенью 1991 года и реальную угрозу голода в крупных городах, понимает, почему либерализация цен тогда принималась без особый дискуссий", - писал один из соратников Егора Гайдара, ныне ректор Академии госслужбы при президенте Владимир Мау)
  • Была обеспечена внутренняя конвертируемость рубля (то есть предотвратили переход к бартеру, когда деньги ничего не стоят и людям проще обмениваться товарами)

Противники реформы в таком виде указывают на следующие обстоятельства:

  • Огромный накопленный "денежный навес", то есть необеспеченность денег товарами, при одномоментной либерализации должен был привести к росту инфляции - так и случилось
  • Нельзя было отпускать цены в ситуации, когда вся экономика страны государственная, в результате чего огромные монополии начинают диктовать цены (происходит либерализация не цен, а монополий)
  • В отсутствие сдерживающих механизмов либерализация цен привела "не к созданию механизмов рыночной конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путем взвинчивания цен", - писал экономист Сергей Глазьев

Правительство Гайдара заложило основы будущего экономического роста в России

Дать исчерпывающие, более точные оценки наследию Егора Гайдара - задача будущих времен. Пока же, не впадая ни в одну из крайностей, можно констатировать лишь то, что он действительно заложил основы финансовой и экономической конструкции современной России, какой бы эта конструкция ни была.

  • Помимо либерализации цен, создания финансового рынка, приватизации, Гайдар участвовал также в разработке Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, законодательства о Стабилизационном фонде России
  • Многие соратники и просто сторонники Гайдара занимают ключевые позиции в государственной и академической иерархиях (глава минэка Алексей Улюкаев, ректор РАНХиГС Владимир Мау)
  • Рост цен на энергоресурсы времен Владимира Путина наложился на уже созданные к тому времени и функционирующие экономические институты

Вместе с тем, именно в 90-х годах, по мнению некоторых экономистов, структура российской экономики окончательно пришла к ресурсному типу.

Пореформенные годы стали "периодом быстрой деиндустриализации российской экономики и перевода ее на ресурсные рельсы, а рост мировых цен на топливо с 1999 года, по-видимому, усилил эту тенденцию", - писал главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Владимир Попов.

В 2004 году Михаил Ходорковский в статье "Кризис либерализма в России" пришел к такому же выводу: именно тогда Россия прочно села на сырьевую иглу (впрочем, речь шла не конкретно о Гайдаре, а вообще о либеральном правлении).

Промежуточный итог

Подытожить эти тезисные заметки к спорам о Егоре Гайдаре можно словами французского философа-моралиста Ларошфуко, который еще в XVII веке сказал: "Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией".

До тех пор, пока живы и "кровоточат" в сознании большинства населения России 1990-е годы, никакие сухие академические дискуссии о наследии Гайдара не пересилят этого мощного эмоционального поля. Да и академические дискуссии, как частично показывают вышеприведенные дискуссии, пока, кажется, не до конца очистились от эмоций.