Качественно новый инновационный этап в воспроизводстве на предприятиях. Реферат: Возрождение качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени Что означает эффекти

ПЕРВОЕ. Поражение социализма на постсоветском пространстве не устранило противостояния стран Запада и России как правопреемницы разрушенного Советского Союза, хотя социально-классовая основа после реставрации капитализма на постсоциалистическом пространстве стала однотипной с западной.

Этим в очередной раз подтверждена верность ленинской характеристики империализма, который и после раздела мира между монополиями и капиталистическими государствами не избавляется от межимпериалистических противоречий, не устраняет жестокую борьбу за передел мира, за доступ к источникам стратегических ресурсов и контроль над путями их доставки.

ВТОРОЕ. На вооружение в этой борьбе западными странами, прежде всего Соединенными Штатами Америки взяты и усиленно используются лозунги “демократии”, “свободы”, “прав человека”, так называемых “общечеловеческих ценностей” и т.п. В последнее время особенно активно эксплуатируется проблема “цивилизационного выбора” с целью оторвать Украину от России, других бывших союзных республик.

Причем эта шумиха сопровождается циничным игнорированием указанных лозунгов и “ценностей”, грубым попранием элементарных прав и свобод человека, целых народов, бесцеремонным вмешательством во внутренние дела суверенных государств, двойными подходами к проблемам демократии, прав человека, государственного суверенитета.

Наглядные примеры тому - агрессия НАТО против Югославии, преступные войны альянса, американцев в Ираке, Ливии, события вокруг Сирии и др.

“Озабоченный проблемами демократии” в постсоциалистических странах Запад не реагировал на расстрел ельцинским режимом российского парламента в 1993 году.

О многом говорит и отсутствие внятной реакции Запада на опасные вылазки наглеющих неонацистов в Украине, странах Прибалтики, других государствах.

ТРЕТЬЕ. Запад, прежде всего США чинят открытый диктат в отношении постсоциалистических государств, на их внутреннюю и внешнюю политику. Мы, в Украине, это особенно ощущаем.

Еще в сентябре 1996 года обе палаты американского конгресса приняли согласованную резолюцию “В поддержку независимости Украины”, в которой в деталях продиктовано, что надлежит делать президенту, парламенту, правительству “независимой” Украины. Резолюция фактически была скрыта от украинской общественности. Но ею руководствовались и руководствуются все президенты и правительства страны.

На Украину оказывается жесткое, неприкрытое давление в связи с проблемой выбора ею варианта интеграции. При этом не скрывается, что целью Запада является во что бы то ни стало втянуть Украину в Европейский союз (а затем в НАТО) и оторвать от России, других бывших союзных республик.

Международный валютный фонд в подписываемых с правительством Украины меморандумах (которые также не передаются широкой гласности) бесцеремонно диктует, какими должны быть в нашей стране плата для населения за газ, тарифы на жилищно-коммунальные и другие услуги, пенсионный возраст и др.

И украинские власти послушно выполняют эти требования или “слабо сопротивляются”.

Сейчас готовятся предложения о внесении изменений в украинскую Конституции. Работая в созданной Президентом В.Януковичем Конституционной Ассамблее, ее Рабочей группе, я вижу, какое давление оказывается через так называемую “Венецианскую комиссию”, другие организации, чтобы через “имплементацию” их “рекомендаций” навязать приемлемые для Запада изменения в Основной Закон нашей страны.

Послушное следование украинских властей требованиям Запада при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО, или СОТ) привело к серьезным потерям для нашей экономики. Еще более тяжелыми последствиями чревато предстоящее подписание соглашений об ассоциированном членстве и Зоне свободной торговли Украины с ЕС.

Украинская экономика находится фактически в преддефолтном состоянии. Удельный вес отечественной продукции в общем потреблении сократился до 61,9% в 2011 году и 58,9% - в 2012-м. Исчезли или находятся на грани исчезновения целые отрасли, особенно призванные непосредственно работать на удовлетворение нужд людей. Опасных размеров достигает внешний государственный и гарантированный государством долг. Доля иностранного капитала в украинской банковской системе уже достигла 42% и продолжает увеличиваться.

ЧЕТВЕРТОЕ. В стране практически открыто действует агентура (“пятая колонна”) Запада. И не только через развернутую, охватывающую десятки тысяч людей, сеть так называемых “неправительственных организаций”-”грантоедов”, выпускников американских военных учебных заведений и др.

О масштабах этой деятельности свидетельствуют такие данные, приведенные Государственным департаментом США. В 2012 году американцы ассигновали “на поддержку демократии” в других странах, в основном постсоветских, 100 млн.долларов. Россия на помощь пророссийским организациям за рубежом - 1 млн.долларов.

А всего с начала 90-х годов прошлого века США направили на эти цели 5 млрд.долларов.

В Министерстве обороны Украины, других ведомствах в соответствии с межправительственными соглашениями работают иностранные советники, имеющие доступ до закрытой информации.

Дошло до того, что дипломы выпускникам высшего учебного заведения Службы безопасности Украины - будущим разведчикам - вручались в присутствии посла США.

В составе созданного при Президенте Украины Совета отечественных и иностранных инвесторов большинство составляют иностранцы. Зарубежные советники фактически определяют политику украинского Национального банка.

Зарубежная агентура занимает прочные позиции во многих средствах массовой информации, прежде всего электронных.

ПЯТОЕ. В последнее время все больше просматривается стремление если не разрушить, то во всяком случае ослабить систему органов, призванных защищать суверенитет, интересы государства, законные права, свободы и интересы граждан. Это касается прежде всего Верховного суда Украины, органов прокуратуры и других.

Ознакомлением с представленной сегодня книгой, несомненно, поможет глубже осознать существо процессов, связанных с деятельностью Запада против постсоветских государств, сплочению патриотических сил, способных противодействовать этой деятельности.

Георгий Крючков,

народный депутат Украины III-IV созывов,

председатель Комитета по вопросам

национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины

(1998-2000, 2002-2006 годы)

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось, прежде всего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, “исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочетались светская и духовная власти (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписаниями шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например, в Пакистане - введение ушра и закята, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), так и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братьямусульмане”.

Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего, в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным подсчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает более 1 млрд. человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). По прогнозам специалистов, в ближайшее время число приверженцев ислама возрастёт примерно на 30 процентов. В России ислам исповедует около 10 процентов верующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа.

Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других. В ряде стран последователей ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (ГвинеяБисау, Камерун, Буркина Фасо, СьерраЛеоне и др.). Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.

В 28 афроазиатских государствах ислам признан государственной (или официальной) религией. Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаати ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70х - начале 80х годов XX века делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике. Так, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

В этот период также определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат алмутамар алислами) - ОИК, созданная в

1969 г. и объединяющая 44 афроазиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штабквартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - получают поддержку реакционные силы в странах распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 г. в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

Таким образом, успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Мухаммеда, вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, “демократизм” с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шари’ата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ‘ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шари’ата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

1.Катастрофичность, трагизм эпохи и их отражение в искусстве. Утрата старой и поиски новой системы ценностей. Искусство и культура в философском осмыслении XX века. Философия и психология З. Фрейда и К. Г. Юнга.

XX век утвердил в истории человечества трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий - войны и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов.

Темы войн и социально-политических катастроф, трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливость и теряющей душевную гармонию, проблемы веры и безверия, соотношения личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического - основные в литературе первой половины XX века.

Психоанализ способствовал углублению концепции личности, представлений о роли бессознательного и фантастического, непознаваемого в культуре и человеке, расширению мотивировок, объясняющих человека и его поведение субъективными факторами (психика, комплексы, неврозы). Психоаналитическая и марксистская концепции личности, хотя и разведенные в разных трудах и декларациях в противоположные стороны, на самом деле, как показывает творчество отдельных художников, не всегда альтернативны. Напротив, они дополняют одна другую, пытаясь с разных точек зрения понять человека и помогая художникам эпохи революций и войн приблизиться к истокам трагического в самом человеке и вне его. Человек в искусстве XX века оказался трагически распятым своей эпохой, подобно христианскому Богу, распятым на кресте парадоксов его возможностей и его деяний, недостижимого идеала-абсолюта, с одной стороны, и безнадежности абсурдного существования, с другой. Оказался между активной жизненной позицией, политически и социально определенной, и пассивной замкнутостью индивида на себе, во вселенной своего внутреннего «я».

2.Рождение модернизма в искусстве XX века. Авангардистские течения 10-20-х годов. Поэзия и драматургия немецкого экспрессионизма, идеи и формы итальянского футуризма, французский сюрреализм. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией.

XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны.

Термин «модернизм» появляется в конце XIX века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины XX века. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, пестрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя, установкой на субъективизм, деформацию мира или художественного текста. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие понятия стали ключевыми в истории человечества в XX веке?

2.Что такое модернизм?

3.Что объединяет различные модернистские группировки?

Лекция 2. «Поток сознания» в психологии и литература «потока сознания».

1.Проблема адекватного отображения действительности в психологии и литературе; теория У. Джемса. Различные варианты литературного «потока сознания». Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса.

Как считал американский психолог и философ конца XIX в. У. Джеймс, «сознание никогда не рисуется самому себе раздробленным на куски. В нем нет ничего, что могло бы связываться, - оно течет». Он же и предложил термин «поток сознания» в своей работе «Основы психологии». У. Джеймс полемизировал с «интеллектуализмом» как способностью приводить поток чувственного опыта в систему понятий. «Поток сознания» - выражение или даже эквивалент человеческого «я». Единство, общность человеческого «Я» обеспечивает неразрывность настоящего и прошлого несмотря на временные пробелы.

Американские теоретики литературы технику «потока сознания» представляли как

· внутренний монолог (сам термин встречается у А. Дюма в романе «20 лет спустя», хотя прием использовался и раньше);

· внутренний анализ - прием реалистической литературы еще с XIX в.;

· так называемое «сенсорное впечатление».

2.Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса. «Улисс» Дж. Джойса - «глыба, нависшая над литературой». Культурное поле романа. Трансформация «художественного пространства», «художественного времени», повествования, автора и персонажей в романе. Возможные философские подтексты.

Джеймс Джойс (1882 - 1941) - один из крупнейших писателей ХХ века, смелый экспериментатор в искусстве новейшего времени. Наряду с Прустом и Кафкой Джойс причислен к «отцам модернизма». В творчестве Джойса выражены особенности нового художественного мышления его эпохи, получившие широкий резонанс и во многом определившие пути развития прозы ХХ века.

Работа над «Улиссом» продолжалась семь лет (1914 - 1921). Появилось произведение уникальное, не похожее ни на одно из тех, которые были известны мировой литературе. Замысел романа связан со стремлением создать универсалию жизни и человека, современную «Одиссею», в которой претворяются извечные начала бытия. Свой замысел о создании универсалии бытия Джойс реализует в изображении одного дня из жизни трех основных героев. Воспроизводятся события, происходящие с каждым из них в течение дня (16 июня 1904 года), передается поток сознания, в котором преломляется прошлое и настоящее Блума, Мэрион, Дедалуса. Джойс отказывается от традиционного для жанра романа приема описания, портретных характеристик, экспозиции, диалогов. Он передает движение мыслей, фиксирует мельчайшие детали потока сознания, передает внутренние монологи, имитируя в структуре фраз перебои мысли, обрывая фразы, недоговаривая слова, отказываясь временами от знаков препинания.

В Стивене воплощены начала интеллектуальные. Он образован, обширность его познаний передана в сложном потоке его сознания, включающем элементы из текстов Шекспира и Данте, Гомера и Вергилия, Аристотеля и Гете, Малларме и Метерлинка. Его речь пересыпана историческими именами, поток его мыслей включает слова на многих языках: латинском, греческом, итальянском, французском, испанском, немецком.

Очевидны аналогии с гомеровской «Одиссеей»: Блум уподобляется странствующему Одиссею (Улиссу), Мэрион Пенелопе, Стивен сыну Одиссея Телемаху. Все они вместе само человечество, а Дублин весь мир. Система аналогий придает структуре романа единство. Но обращение к Гомеру имеет и иной смысл: Джойс вскрывает извечные начала; присущие натуре человека испокон веков. Все повторяется, история движется по кругу. Человек в настоящем таков, каким он был испокон веков. Может меняться его имя, сущность остается неизменной.

Вопросы для самоконтроля.

1.Кем был предложен термин «поток сознания» в психологии?

2.Каким представлялось сознание человека этому ученому?

3.Что есть «поток сознания»?

4.Как представляется техника «потока сознания» в литературе?

5.Как долго работал Дж. Джойс над романом «Улисс»?

6.С чем был связан замысел романа?

7.Что изображено в романе?

8.От каких традиционных для жанра романа приемов отказывается Джойс?

9.Как представлен в романе «поток сознания»?

10.В чем особенности «потока сознания» Стивена Дедалуса?

11.Какие аналогии с гомеровской «Одиссеей» присутствуют в романе?

на рубеже ХХ-ХХI столетий породили второй этап НТР. На достижениях этого этапа ныне стремительно развивается новая экономика. К числу главных ее направлений относятся:

· быстрое развитие микроэлектроники , создание персональных ком­пьютеров и новых поколений электронно-вычислительных машин;

· использование новейших средств вычислительной техники для комплексной автоматизации производства, которая весь круг работ осуществляет без непосредственного участия человека (робототех­ника, роторно-конвейерные линии);

· производство новейших материалов - композиционных (обладаю­щих повышенной прочностью при высоких и при низких темпера­турах), сверхчистых (для электронной, космической и других но­вейших видов техники) и иных:

· биотехнология - совокупность промышленных методов, исполь­зующих живые организмы и биологические процессы, достижения генной инженерии (отрасли молекулярной генетики, связанной с созданием искусственных молекул вещества, передающего наследственные признаки живого организма) и клеточной техноло­гии.

В XXI столетии можно ожидать новых выдающихся достижении в развитии НТР:

· перспективы связаны с нанотехнологией - исследованиями и разработками на молекулярном уровне. Нанотехпология может быть использована для изменения структуры клетки живого организма. В этом случае уст­ройства для так называемой молекулярной хирургии - нанороботы во взаимодействии с управляющим суперкомпьютером смогли бы избавить клетки от различных опасных нарушений их деятельности, что способно продлить жизнь человека.

· создание гораздо более совершенных компьютеров новых поколений.

· дальнейшее развитие генной ин­женерии, имеющей дело с материальными носителями наследственно­сти. Это предполагает планирование - воспроизведение и изменение на­следственных признаков растений и животных.

· получила быстрое развитие сфера информационных услуг, которая вызвала лавинообразное нарастание массы информации.

· орга­низация службы консалтинга (от англ. консультирование). Ее высококвалифицированные специалисты дают советы и предоставля­ют новейшую информацию по определенному кругу вопросов. На круп­ных фирмах создаются свои консалтинговые службы, а мелкие и средние предприятия обращаются за информационной помощью в консалтинго­вые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся пред­видения развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товар­ных рынках и рынках ценных бумаг и иных сведений.

46. 47. Интерактивный бизнес: что нового?

Интерактивный бизнес – совместное действие бизнесмена и компьютера, другого автоматизированного связи в целях обмена информацией и осуществления коммерческих операций.

В интерактивном бизнесе отношения устанавливаются с помощью информационных технологий, которые охватывают технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки передачи данных текстов. В информационных технологиях предметом труда является информационный продукт (договоры, ценные бумаги), а орудием труда – средства электронно-вычислительной техники и связи (компьютер, мобильный телефон, Интернет и др.)

В интерактивном бизнесе осуществляются разнообразные коммерческие операции, приносящие бизнесмену прибыль:

§ Торговля в формах мобильной торговли и электронной торговли

§ Залог, предметом которого могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество или право на него

§ Страхование

§ Банковские операции

§ Инвестирование капитала

Интерактивный бизнес приносит огромную выгоду. Его повышенная эффективность основывается главным образом на громадной экономии времени.

Что означает эффективность пр-ва на предприятиях?

Результативность хозяйственной деятельности на разных стадиях производства из мерялась неодинаково. На доиндустриальной стадии, когда, как известно, господствует ручной труд, естественным измерителем эффективности затрат служит производительность (выработка) живого труда. Однако на инду­стриальной стадии характерной стала новая тенденция: живой труд вы­тесняется машинами, т. е. овеществленным в них трудом.

Наконец, на постиндустриальной стадии экономики все больше пре­обладают затраты на средства производства (особенно в малолюдном и безлюдном производстве). В этом случае решающее значение имеет но­вый экономический показатель «эффективность производства». Эффек­тивность производства - отношение его результатов (эффекта) к затратам живого и овеществленного труда. Эффект на предприятии измеряется тем, что приобретает его собственник, т. е. величиной прибыли (П). За­тратами являются текущие производственные расходы - полная себе­стоимость товарной продукции (Сс). В таком случае эффективность про­изводства на предприятии (Эп) будет измеряться по формуле

Себестоимость товарной продукции суммирует общие расходы на выпуск продукции. Она включает: а) оплату труда всех работников; б) амортизацию производственных основных фондов; в) израсходован­ные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, энергию). От­сюда вытекают три частных показателя эффективности производства по видам затрат.

Виды эффективности производственных затрат

Производительность труда показывает степень результативности использования трудовых ресурсов. Фондоотдача (капиталоотдача) характеризует уровень плодотворности применения основного капитала (основ­ных фондов). В нашей стране этот показатель подсчитывают путем деле­ния годового объема чистой продукции на среднегодовую полную балансовую стоимость основных фондов. Материалоемкость продукции свидетельствует о размере материальных затрат (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, «покупных и комплектующих изделий и полуфабрикатов) на единицу продукции в денежном выражении.

Указанные показатели могут возрастать, уменьшаться или оставаться неизменными. Сочетания этих количественных значений дают различ­ные варианты динамики эффективности производства. Наибольший подъем эффективности имеет место, когда достигаются - при наиболь­ших показателях - одновременно подъем производительности труда, увеличение фондоотдачи и снижение материалоемкости продукции. Та­кой результат возможен только при использовании всех основных на­правлений нынешнего этапа НТР. В современных условиях углубляется взаимозависимость всех част­ых показателей эффективности производства. В известном смысле все правления повышения

Особенности рынка труда.

Рынок труда - особая область рыночных отноше­ний, где совершаются сделкипо купле-продаже рабочей силы.

Рабочая сила - способность человека к труду. Это такая совокупность физических и духовных сил, которыми располагает работник и которые использует в производстве материаль­ных благ и услуг.

Труд - целесообразная деятельность людей, процесс использования их рабочей силы.

человек как бы продает свой труд на определенное время и по­лучает вознаграждение в виде заработной платы. Но фактически он отда­ет предпринимателю право временно использовать его рабочую силу. В свою очередь, бизнесмен оплачивает отнюдь не весь его труд, а только рабочую силу.

В экономическое отношение по трудовому найму вступа­ют собственник рабочей силы в качестве ее продавца и работодатель как покупатель этого товара. Характер и содержание отношений между этими лицами во многом обусловлены особенностями самого товара «рабочая сила». Позиции сторон сделки зачастую полностью противоположны.

Трудящиеся заинтересованы:

1) в том, чтобы их способ­ность к труду не стала постоянной собственностью бизнесмена. Данный товар может попасть в хозяйственное использование под контролем предпринимателя лишь на такое время, которое не подрывает жизненных сил человека.

2) собственник рабочей силы заботится о ее про­изводительном применении при нормальных условиях труда, обеспечивающих ее сохранность.

3) он стремится к использованию своих природных и приобретенных созидательных способностей в соответст­вии со своими профессией (специальностью) и квалификацией. 4) первостепенной целью труженика является получение такой иены за свой товар, которая обеспечивает полное воспроизводство его рабочей силы, содержание нетрудоспособных членов семьи, получение образования и квалификации, возможностей для отдыха и культурно­го досуга.

Итак, все сказанное о товаре, являющемся предметом сделки между работником и работодателем, позволяет высказать такое заключение: сущность дохода работника выражается экономическим законом заработ­ной платы. Этот закон выражает следующую объективную экономиче­скую зависимость: заработная плата определяется стоимостью или ценой рабочей силы как товара. Если стоимость рабочей силы повышается, то, естественно, должен возрастать заработок, и наоборот.

Отсюда вытекает ряд выводов:

Заработная плата не может равняться стоимости полного продукта труда, а работник не может претендовать на получение такой стои­мости;

Справедливым можно признать такое вознаграждение за труд, кото­рое соответствует стоимости рабочей силы и обеспечивает нормаль­ные условия ее воспроизводства;

Законодательство призвано защитить права работника на получе­ние социально справедливой величины заработной платы.

От чего зависит размер з/п?

от величины ст-ти рабочей силы Для каждой группы работников такая стоимость имеет низший и верхний уровни. Наи­меньшим пределом является сумма стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается про­житочный минимум. Этот минимум определяет границу бедности - размер средств, идущих на простое поддержание жизнедеятельности работников, иблагодаря этому устанавливается минимальный уровень заработной платы". Верхняя граница стоимости рабочей силы учитыва­ет дополнительные затраты на получение высокой квалификации и удовлетворение социально-культурных потребностей, традиционных для той или иной страны.
от уровня квалификациитруженика Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.
национальные различия Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов 2
рыночные усло­вия Так, конкуренция между наемными работниками ведет к тому, что внациональном масштабе устанавливается примерно одинаковая опла­та труда работников определенной профессии с равным уровнем обра­зования и квалификации. Вместе с тем объединенные в монополии ра­ботодатели пытаются диктовать работникам свои условия оплаты труда. Они заинтересованы в безработице, ослабляющей противоборствующую силу. В свою очередь, объединение работников в свободные, независимые профсоюзы позволяет им через коллективные договоры с предпринимателями отстаивать общие экономические интересы трудящихся.

51. РОЛЬ ФОРМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СТИМУЛИРОВАНИИ ТРУДА

В отличие от экономических систем, основанных на насильственном принуждении, заработная плата в условиях рынка создает новые стимулы (побуж­дения к действию) труда работников.

2 формы з/п:

повременная сдельная (поштучная)
устанавливает размер вознаг­раждения в зависимости от проработанного времени. В этом случае подсчитывается величина оплаты за 1 час, день, неделю, месяц, а затем умножается на проработанное время. Почасовая ставка оплаты труда: З ч = З п / В З ч – почасовая оплата труда; З п – з/п за день, неделю, месяц; В – нормированное число часов труда (за день, неделю, месяц) рассчитывается в зависимости от объема выпущенной продукции, а поэтому заработок воз­растает в прямой пропорции от количества изготовленных из­делий. Эта зависимость устанавливается с помощью поштучной расценки. Р ш = З п / Н в Р ш - поштучная расценка; З п - часовая (дневная) цены труда; Н в - норму выработки (Нв - число штук, которое необходимо при нормальных условиях выработать за час или день)
выгодна для бизнесменов тем, что она позволяет легче повышать интенсивность (напряженность) труда без увеличения его оплаты. Работодателю особенно выгодно применять почасовые ставки зарплаты, поскольку в этом случае работнику оплачивается не дневная (или недельная, месячная) стоимость его рабочей силы, а только фактически отработанное число часов. При ухудшении хозяйственной конъюнктуры предприниматель может сократить общее время труда работников по сравнению с первоначально намеченной его продолжительностью, и тогда человек может стать полубезработным. устанавливается мера интенсивности труда рабочего. Это делается с помощью нормы выработки - объема продукции, который рабочий должен изготовить за оп­ределенное время (или обратной величины - нормы времени, расходуемого на создание единицы или партии изделий). Такие нормы выработки оплачиваются в установленном размере. Лич­ный интерес побуждает человека трудиться более напряженно, с тем чтобы выпустить больше изделий и увеличить свой дневной доход.
применяется на пред­приятиях, где преобладает строго регламентированный техно­логический режим. (в массово-поточном производстве вы­работка рабочих и темп их труда определяются скоростью дви­жения конвейера) применяется на предприятиях, где высока доля ручного труда и необходимо поощрять рост выпуска изделий.

Где возникает прибыль?

Прибыль – доход предприятия, выступающий в виде прироста примененного капитала.

Прибыль - это многовариантный вид дохода, зависящий от вида бизнеса. По источникам и способам получения важно различать при­быль, которую получают: спекулятивный бизнес, производственный, торговый, банковский и иные виды бизнеса.

Самая простая форма прибыли - доход спекулятивного бизнеса. Он образуется непосредственно на рынке. Механизм получения данной прибыли таков. Предприниматель закупает товары по сравнительно никой цене, а затем продает их по более высокой цене. В основе такого механизма торговой сделки лежит неэквивалентный (неравноценный) товарно-денежный обмен. В условиях микроэкономики спекулятивный механизм действует в ограниченных размерах. Его основой является обычно дефицит (нехватка) товаров, который в нормальных рыночных условиях имеет временный характер.

этапы образования прибыли производ­ственного капитала. начальный этап образо­вания прибыли на производственном предприятии порожден процессом создания новой стоимости. При образовании этой стоимости возникают необходимый продукт (эквивалент заработной платы) и прибавочный продукт (эквивалент прибыли), которые находят воплощение в изго­товленной продукции - возросшей товарной стоимости. Получить прибыль в денежной форме бизнесмен может только на втором этапе хозяйственной деятельности - после продажи на рынке всей готовой товарной продукции.

Обычно более или менее крупные предприятия продают свои изде­лия торговым посредникам крупными партиями по определенной опто­вой цене. Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия (Цо) выше себестоимости товара (Сс) - затрат на его произ­водство (стоимости средств производства и заработной платы).

Следовательно, прибыль производителя (Пп) - это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

П п = Ц о – С с.

Отсюда следует вывод: прибыль, получаемая с каждой единицы продукции, зависит от двух основных факторов: а) величины себестои­мости и б) уровня оптовых цен.

Полученный от продажи всех товаров денежный доход называется валовой (общей) прибылью. Может показаться, что вся валовая при­быль полностью становится собственностью капиталиста, достается только ему. Так, наверное, было на начальной стадии капиталистиче­ской экономики. Однако если, предположим, собственник прибыли израсходует ее на свои личные потребительские нужды, то он потеряет возможность путем накопления капитала расширять и совершенство­вать производство новой стоимости.

Распределение валовой прибыли

Из общей суммы доходов предприятия прежде всего вычитаются суммы, уходящие «на сторону». Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями, а также процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджет государства и местных органов власти, вкладывает средства в благо­творительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чис­тую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление (расширение производства), на охрану окружающей среды, подготовку и перепод­готовку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели.

Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причитающийся ему лично предпринимательский доход (личный доход бизнесмена).

В таком распределении валовой прибыли заложены противоречия между теми участниками производственного бизнеса, которые присваи­вают определенные части валовой прибыли. Такие противоречия про­являются в различных формах конкурентной борьбы за присвоение как можно большей доли общего дохода (валовой прибыли).

В процессе конкурентного распределения валовой прибыли особо важное значение имеет относительная величина прибыли, приходящая­ся на одинаковую величину примененного капитала.