Новые правила страхования осаго с. Как это работает: новые правила осаго

Закон об ОСАГО меняется ежегодно. Растут размеры выплат, корректируются тарифы и правила страхования. Но реформы необходимы , поскольку повышается стоимость автомобилей, запчастей, ремонта и лечения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это приводит к тому, что доступного лимита выплаты становится недостаточно для покрытия расходов. Увеличивая размер компенсации, страховщики терпят убытки ввиду низкой стоимости полиса, что является причиной повышения тарифов.

Без реформы предоставлять услуги по страхованию ОСАГО откажется основная часть участников рынка, возникнут сложности по приобретению полиса. И очередные изменения в законодательстве будут сделаны уже весной 2019 года.

Что новое было в 2019 году

Кардинальные изменения в были сделаны в июле 2019 года. Рассмотрим основные из них:

  1. С июля 2019 года страховщик обязан провести осмотр повреждений автомобиля после ДТП в течение 5 дней с момента подачи документов о наступлении . Ранее этот срок отсчитывался с момента предоставления транспортного средства к осмотру.
  2. С июля автовладельцы обязаны проводить независимую экспертизу автомобилей страховщика. Это не запрещает оценивать ущерб самостоятельно, обратившись к эксперту. Но без проведения экспертизы страховщика выплата произведена не будет.
  3. Срок рассмотрения претензии страхователя при досудебном урегулировании убытков увеличен с 5 до 10 дней. В течение этого периода страховщик должен рассмотреть жалобу клиента (если он неудовлетворен суммой выплаты) и направить ответ.
  4. Автовладельцы могут оформлять электронные полисы ОСАГО. Для проверки документа сотрудникам ГИБДД предоставляется распечатанная информация о том, что договор страхования заключен.
  5. Тарифы по ОСАГО не могут меняться чаще 1 раза в год.

Какие ожидаются изменения в закон об ОСАГО в 2019 году

Пока изменения в законодательстве незначительные. Так, с января 2019 года все страховые компании обязаны предоставлять услуги по оформлению электронного полиса ОСАГО.

Следующие изменения будут сделаны весной текущего года, и они значительно меняют условия страхования автогражданской ответственности.

Изменения в законодательной базе находились на разработке больше года. Перечень коррективов был официально опубликован в августе 2019 года.

Планируется внести поправки в законодательстве в начале 2019 года, а в силу они вступят с 1 марта 2019 года.

По ремонту автомобиля

Основной поправкой в законодательстве станет правило, по которому страхователю не выдается на руки денежная компенсация, а автомобиль направляется на СТО для ремонта.

Станцию ремонта транспортных средств выбирает страхователь из списка, предложенного страховщиком. После ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля он оплачивает выставленный счет.

Такая процедур возмещения убытков исключает вероятность обмана со стороны автолюбителей. Случаи, когда ради получения материальной выгоды, водители договаривались с работниками СТО об увеличении суммы счета, встречаются часто.

С другой стороны, изменение ситуации выгодно автовладельцам. Если раньше суммы денежной компенсации могло не хватить на восстановление поврежденного ТС, то сейчас проводится полный ремонт, а водителю нет нужды беспокоиться за размер выставленного счета.

Денежная компенсация будет выплачиваться в исключительных случаях:

  • при тотальной гибели автомобиля, когда восстановлению она после аварии не подлежит;
  • если сумма выставленного счета превышает допустимый лимит (в 2019 году – 400 000 рублей ), а автовладелец не желает делать доплату из личных средств;
  • если страхования компания по каким-либо причинам не может направить автомобиль в СТО, выбранную страхователем при заключении договора;
  • если страхования компания не укладывается в установленные законодательством сроки (30 дней) произвести ремонт автотранспорта;
  • если страхователь обратился с просьбой произвести выплату в денежном эквиваленте по определенным причинам (например, при тяжелом материальном положении) и направил ее в РСА (выплаты будут производиться не всем желающим, а только при наличии веских и доказанных оснований, после проведения специальной комиссии);
  • если страховщик и страхователь в письменном виде заключили соглашение о выплате денежной компенсации (такой вариант будет возможен, но сумму выплатят значительно меньше, чем было бы потрачено на ремонт авто).

По штрафам

Касаемо штрафов для автолюбителей, кардинальных изменений не произойдет. В Кодексе об административных правонарушениях появится статья за отсутствие Зеленой карты у въезжающих в страну иностранных водителей.

Размер штрафа пока не оговаривается, но контролировать данный процесс поручат Таможенной службе.

В 2019 году планировалось увеличить штраф за езду без ОСАГО в 10 раз (с 800 рублей до 8000 рублей ). А при обнаружении поддельного полиса лишать водительских прав. Данные изменения в наступившем году внесены не будут.

По стоимости обязательного автострахования

Корректировка тарифов по ОСАГО пока не запланирована. Возможно, ежегодное повышение цен на страховку не коснется 2019 года. Изменения будут внесены только в систему расчетов стоимости ОСАГО.

С 2019 года коэффициент бонус-малус будет рассчитываться по другой схеме. Сейчас он присваивается водителю и автомобилю.

И когда в полис вписывается несколько человек, стоимость страховки увеличивается, что несправедливо по отношению к автолюбителям, заработавшим длительной безаварийной ездой максимальный класс и хорошую скидку.

С 2019 года КМБ будет присваиваться конкретно водителю, в зависимости от количества лет безаварийной езды.

Это создает преимущества для страхователей:

  • возможность повышения КМБ без привязки к определенному ТС;
  • перерасчет коэффициента будет производиться ежегодно, 1 января, а не по окончании страхового периода;
  • узнать свой класс водитель сможет на сайте РСА;
  • упрощение процесса оформления группового ОСАГО.

По выплатам

Изменения в страховых выплатах по ОСАГО в 2019 году коснутся лимита компенсации по . Ее размер составит 100 00 рублей (в 2019 году – 50 000 рублей ). Увеличивать выплаты по основному способу оформления ДТП пока не планируется.

Предполагается изменение максимального лимита в Москве и Санкт-Петербурге, но предложение на данный момент находится на рассмотрении в правительстве РФ.

В денежном эквиваленте выплата будет производиться только в исключительных случаях. Потерпевший в ДТП получит направление в СТО для ремонта автомобиля. Срок гарантии составит более 2 месяцев.

Другие

Перечисленные изменения в ОСАГО относятся к основным. Но есть ряд других коррективов, о которых следует знать страхователям:

  1. Изменяется список претензий, предъявляемых к виновнику аварии. Так, законодательством будет запрещено требовать выплаты в судебном порядке на ремонт автомобиля с пешеходов, ставших виновниками ДТП и получивших травмы.
  2. В РСА создана база данных всех водителей. И каждый автолюбитель может сделать запрос, получив информацию о себе. До 2019 года эта возможность предоставлялась только страховым компаниям.
  3. Обращаться за выплатой в страховую компанию водитель должен лично.

Изменения в законодательстве гласят, что будет запрещено передавать (продавать) права на требование компенсации у страховой компании.

До 2019 года водитель мог за определенную стоимость продать право требования возмещения от страховщика. Автоюристы зарабатывали на этом неплохие деньги, решая вопросы в судебном порядке. Теперь это сделать будет невозможно.

А теперь о том, какие изменения сделать планировалось, но они не вошли в законопроект:

  1. Отмена коэффициента силовой мощности автомобиля, что сделало бы стоимость полиса ниже.
  2. Внедрение коэффициента за опасное вождение и нарушение ПДД.
  3. Возможность оформления страховки на 3 года.
  4. Исключение из системы расчетов региональных коэффициентов.
  5. Включить требование по оформлению электронного полиса лично водителем, а не третьим лицом. Как этот пункт будет контролироваться, власти не разъяснили.

В стадии разработки находятся еще два изменения:

  1. Увеличить до 1 года.
  2. Ввести коэффициенты для водителей, часто участвующих в ДТП.

Второе изменение стоит рассмотреть подробнее. Возможно, появится новый, 10 повышающий коэффициент. Он увеличивает стоимость полиса пропорционально количеству произошедших аварий за прошедший страховой период.

Теперь злостные правонарушители, действия которых неоднократно приводили к ДТП, станут платить еще больше.

Коэффициент распространяется на водителей, у которых произошло больше 5 аварий за год:

Количество аварий Размер коэффицента
от 5 до 9 1.86
от 10 до 14 2.26
от 15 до 24 2.45
от 25 до 29 2.65
от 30 до 34 2.85
0т 35 3.05

Таким образом, водители, причинившие ущерб чужим автомобилям более 35 раз за год, увеличат стоимость страховки в 3 раза.

Нововведение пока не принято, но планируется добавить 10-й коэффициент в систему расчета стоимости полиса в ближайшие несколько месяцев. Возможно, он улучшит ситуацию на дорогах и сделает водителей более аккуратными ездоками.

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

28 апреля 2017 года вступают в силу изменения к закону об ОСАГО. Они будут касаться только тех договоров, которые подписаны после указанной даты. Президент уже одобрил изменения, которые предусматривают замену денежной компенсации ремонтом транспортного средства.

До 28 апреля автовладельцы могут требовать денежную компенсацию, как это было и раньше. Если ОСАГО было оформлено до этой даты, то и после нее автовладельцу выплатят денежное возмещение. Так будет до окончания срока договора. После выдачи нового полиса начнут действовать уже обновленные правила. Страховые компании самостоятельно занимаются ремонтом автомобиля, а деньги выплачивают только в крайнем случае.

Через полгода вступают в силу и другие нововведения. Они разрешают получать прямое возмещение даже в том случае, если в ДТП участвовали большее двух автомобилей.

Обязательная денежная компенсация

Возмещение убытков деньгами положено в таких случаях:

  • Восстановление автомобиля невозможно.
  • Установлена обоюдная ответственность участников ДТП.
  • Страховая сумма не покрывает расходы на ремонт.
  • Потерпевший является инвалидом и управляет специальным транспортным средством.
  • Потерпевший в результате ДТП погиб, а родственники отказываются ремонтировать автомобиль.
  • Потерпевшему был причинен средний или тяжелый вред и он отказывается ремонтировать автомобиль.
  • Страховая компания и потерпевший пришли к соглашению относительно денежной компенсации.
  • Пострадавший не желает делать ремонт в автосервисе, не имеющем договора на гарантийное обслуживание с производителем транспортного средства.

Таким образом, просто по желанию получить деньги на руки не выйдет. Если случай не входит в вышеуказанный список, можно разве что попробовать договориться со страховой компанией.

Старые условия

Ранее страховая компания возмещала убытки двумя способами. При первом деньги перечислялись автосервису, который проводил ремонт. Если страховая сумма не покрывала расходы, разницу автовладелец должен был покрывать из своего кармана. При желании можно было отказаться от ремонта и забрать наличные средства.

Проблема второго способа - высокий риск махинаций. Довольно часто недобросовестные водители с помощью таких же юристов получали незаконные компенсации. Для этого устраивали ДТП специально. Компенсации обычно хватало на ремонт с лихвой, остатки же можно было считать прибылью мошенников. Теперь же простор для маневров существенно сузился.

Нововведения

После 28 апреля страховая компания только оплачивает ремонт с учетом износа автомобиля, а не выдает деньги на руки. Это касается всех легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ и принадлежащих гражданам страны.

Возмещение ущерба

В случае ДТП на место выезжает представитель страховой компании. Проводится экспертиза автомобиля, определяется ущерб. Затем выдается направление на ремонт. Кстати, все устанавливаемые во время ремонта детали должны быть только новыми. Расходы на запчасти определяются с учетом износа автомобиля. Если возмещения будет недостаточно, владельцу ТС придется доплачивать самому.

Ремонт

Направление на ремонт должно быть выдано не позже 20 дней с момента получения заявления о страховом случае. Если ремонт проводится в сервисе, не входящем в список компании, для выдачи направления отводится 1 месяц.

После поступления машины в автосервис все ремонтные работы должны закончиться в течение 30 дней. Сроки продлеваются только в отдельных случаях, если быстрее справиться невозможно. Автовладелец при этом должен быть не против продления ремонта. Если же работы не закончены в указанный срок, страховая компания обязуется выплатить неустойку.

На все кузовные работы предоставляется гарантия на 1 год. На остальной ремонт - 6 месяцев.

Выбор автосервиса

Каждый страховщик заключает договоры с определенными сервисами. Их может быть любое количество. Но автомобиль направляют в сервис, расположенный не дальше 50 км от места проживания автовладельца или места ДТП.

Но если компания готова оплатить транспортировку эвакуатором, то ТС могут отправить в любой сервис, даже если он находится в нескольких сотнях километров от места аварии. Обратная доставка в таком случае тоже осуществляется за счет компании.

Если автомобиль все еще находится на гарантии, компания должна выписать направление в авторизированный автосервис, занимающийся обслуживанием машин определенной марки. Если же в списке страховщика таковых нет, водитель имеет право потребовать денежную компенсацию. Или же можно согласиться на ремонт в другом месте, но это уже не обязательно.

Такое правило действует лишь для автомобилей, возраст которых не превышает 2 лет. По прошествии этого времени, даже если еще продолжает действовать гарантия, страховщик может выбрать для ремонта любой сервис из своего списка и отказать в денежной компенсации. Учитывая то, что гарантия дается на 3-5 лет, это нововведение довольно спорное. Скорее всего, в будущем здесь будут какие-то исправления.

Клиент страховой компании во время оформления полиса может самостоятельно указать тот автосервис, в котором желает ремонтировать свою машину. Подразумевается, что выбирать можно определенный вариант из списка компании. Но разрешается выбрать и другой сервис, если компания согласна на это. Такое согласие должно быть зафиксировано в письменном виде, иначе страховщик будет вправе давать направление в сервис по своему усмотрению.

Если по какой-либо причине ремонт не может быть осуществлен в выбранном сервисе, автовладельцу предоставляется денежная компенсация.

Некачественный ремонт

Если ремонт был выполнен неудовлетворительно или пропущены сроки работ, автовладелец может потребовать денежную компенсацию. В случае отказа необходимо обращаться в суд.

Доплата за ремонт

Согласно методике Центробанка при оценке запчастей принимается во внимание степень износа. Учитывается и ряд других показателей. Страховая компания анализирует данные экспертизы, оценивает состояние автомобиля перед ДТП и устанавливает максимальную сумму, выделяемую на ремонт. Если ее не хватает, покрывать разницу должен автовладелец.

Для экономии можно договориться со страховой компанией об установке бывших в употреблении запчастей. Старые детали вполне реально найти на разборах, авторынках, а то и в собственном гараже. Договоренность должна быть оформлена в письменном виде.

Теперь также можно потребовать доплату с виновника ДТП, и в таком случае износ не учитывается.

Для владельцев действующих полисов

До 28 апреля все условия полисов ОСАГО остаются старыми. Когда нужно будет заключать новый договор, постарайтесь выбирать страховую компанию как можно более тщательно. Раньше можно было просто забрать деньги. Теперь нужно учитывать, с какими сервисами у страховой заключены договоры.

Закон предписывает каждой страховой компании выкладывать список своих автосервисов на официальном сайте. В этом списке можно будет увидеть адреса сервисов, марки ремонтируемых автомобилей, сроки работ. Все это нужно прочитать до подписания договора, чтобы затем избавить себя от неудобств.

Если у вас уже есть надежный проверенный сервис, узнайте, с какими страховыми компаниями он сотрудничает.

На все заменяемые самостоятельно детали нужно сохранять чеки. Они могут понадобиться в суде.

Даже небольшая ошибка может стать поводом для отказа в компенсации. Поэтому следите, чтобы после ДТП все документы были оформлены правильно.

Будущим автовладельцам

При покупке новой машины ознакомьтесь со списком авторизированных автосервисов, с которыми сотрудничает дилер. Затем в списке страховой компании найдите один из этих сервисов и заключайте договор на обслуживание в нем. При обращении в страховую компанию виновника ДТП также требуйте, чтобы ремонт был проведен в выбранном вами сервисе.

При покупке б/у автомобиля постарайтесь получить у владельца документы на все запчасти, которые были недавно заменены. Особенно осторожно следует подходить к приобретению дорогих б/у автомобилей. Страховка при аварии может не покрыть стоимость ремонта, и разницу придется оплачивать самому. Подумайте, сможете ли вы сделать это.

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулярно претерпевает изменения, направленные на улучшение положения автовладельцев, снижение затрат СК и упорядочение структуры рынка. За последний 2016 год общее число изменений перевалило за сотню. В данной статье разберем основные изменения, произошедшие в указанном году, а также нововведения, вступившие в силу в 2017 году.

Какие изменения не наступили 01 января 2017 года?

Как было сказано выше, из всех инициатив, предлагавшихся РСА, ЦБ, Правительством и Госдумой РФ и инициативными группами, в нынешнюю редакцию Федерального Закона включено лишь оформление электронных полисов и внедрение единой информационной базы РСА. Она позволяет СК обмениваться информацией о бывших и нынешних клиентах. Не нашли отражения в нынешней редакции следующие изменения:

  • запрет на привлечение независимых экспертов;
  • замена компенсационных выплат натуральной схемой;
  • увеличение ущерба по «Европротоколу» до 100 тыс. руб.;
  • отмена коэффициентов мощности ТС;
  • отказ от амортизации запчастей и деталей, идущих под замену;
  • увеличение числа категорий ТС, где полис не нужен;
  • «привязка» стоимости полиса к количеству совершенных нарушений ПДД.

Европротокол

Главным нововведением в 2016 году стало расширение требований, предъявляемых к оформлению ДТП без привлечения уполномоченных на то сотрудников полиции - по, так называемому, Европротоколу. При соблюдении ряда требований некоторые аварии можно не оформлять в ГИБДД и, после составления схемы, сразу отправляться в свою компанию. Стороны ДТП по-прежнему могут оформить ДТП в соответствии с Европротоколом, в случаях если:

  • очевидная стоимость повреждений не превышает 50 тыс. руб.;
  • в ДТП пострадали только ТС (не больше двух);
  • в аварии не пострадали граждане - водители, пассажиры, пешеходы;
  • ответственность обоих участников ДТП защищена автогражданкой;
  • у участников инцидента нет разногласий по поводу роли и вины каждого;
  • по факту ДТП составлена схема с указанием объектов окружающей инфраструктуры;
  • место ДТП прошло фото- и видеофиксацию с указанием координат через ГлоНАСС или иную систему спутникового позиционирования.

Пакет документов, составляющийся участниками на месте ДТП по Европротоколу, не может быть изменен или увеличен по требованию. Между тем, нечистоплотные менеджеры иногда требуют от граждан справку о ДТП или форму калькуляции поврежденных деталей, чтобы, не получив их, отказать в возмещении по ОСАГО. Это незаконно!

Электронные полисы ОСАГО

В 2016 г. в России были введены электронные полисы ОСАГО, с ходу названные е-ОСАГО. С 01 июля 2016 года граждане, имевшие на руках бумажные полисы, получили право пролонгировать автогражданку в электронной форме, а полноценная продажа стартовала 01 октября. Информация не всегда передавалась в органы ГИБДД, поэтому автовладельцам рекомендовали распечатывать электронную квитанцию и возить с собой.

Изменившиеся правила обязательного страхования гражданской ответственности совпали с двумя знаковыми решениями, также отраженными в Законе «Об ОСАГО». Во-первых, за отказ в продаже бумажного полиса положен штраф в размере 50 тыс. руб. Это стало ответом на отказ реализации автогражданки в убыточных регионах и навязывание дополнительных услуг.

Во-вторых, в сфере автогражданки стало применяться досудебное урегулирование споров: если заявитель дважды направляет заявление на возмещение, СК после второго раза обязана выплатить заявленную сумму, либо дать мотивированный ответ. Далее - суд.

Нововведения 2017 г.

Единственное принципиальное изменение 2017 года, затронувшее правила ОСАГО, стало обязательство (а не право) СК продавать электронные полисы. Однако проходившая весь 2016 год подготовка ударила по ним самим: компании нередко отказывались продавать полисы новым клиентам, теряли коэффициент бонус-малус, навязывали дополнительные условия.

В декабре 2016 года, пока Центробанк России и РСА проводили консультации по повсеместному внедрению «электронного ОСАГО», СК не заключали договоров (даже в рамках пролонгации) с клиентами из других субъектов РФ. На вопрос, как быть, если транспортное средство принадлежит ближайшим родственникам, менеджеры СК отвечали: перерегистрируйте ТС на себя!

В 2017 году все страховые компании обязаны:

  • продавать Е-ОСАГО любому обратившемуся лицу;
  • обеспечивать бесперебойную работу официального сайта;
  • информировать о проводимых на сайте работах не менее чем за сутки;
  • допускать отключение сайта не более чем на четыре часа за месяц;
  • выдерживать нагрузку в 10 000 посетителей одновременно (для новых сайтов);
  • принимать заявления на продажу ОСАГО любым электронным способом (включая E-mail);
  • использовать официальные данные из базы РСА.

Последний пункт вызывает наибольшие сомнения. Нечистоплотные игроки часто «забывали» передавать в РСА бонус-коэффициент, из-за чего опытный водитель, не допускающий ДТП, из года в год ездил с одной и той же скидкой. При оформлении е-ОСАГО специалист СК вновь обратится в информационную базу Союза и насчитает имеющиеся там скидки.

Пункт «К» ст.14 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает вероятность отказа в выплате, если клиент при заключении договора в виде электронного документа предоставил недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера премии. Проще говоря: неправильно заполнил форму на сайте - сэкономил тысячу рублей - остался без компенсации!

Юристы и представители Российского союза автостраховщиков подчеркивают: перед оплатой автогражданки необходимо уточнить общую скидку. Если оплата уже произведена, нужно ехать в офис СК и писать заявление на возврат излишне уплаченных денег, после этого в форму е-ОСАГО и распечатанную квитанцию с сайта будут внесены изменения.

Если гражданин, оформив е-ОСАГО, все же захочет получить бумажный полис, документ будет выдан ему на руки или отправлен почтой бесплатно - правила ОСАГО предусматривают такой вариант. Заказчик, помимо стоимости электронного бланка, оплачивает лишь пересылку.

Независимая экспертиза в 2016 году

Во время обсуждения последних поправок в Закон «Об ОСАГО» резонанс вызвали планы РСА запретить привлечение независимых автомобильных экспертов. По словам представителей главы Союза, правозащитники отсуживали до 10 млрд руб. ежегодно, указывая в исковых требованиях суммы, завышенные в несколько раз по сравнению с независимыми экспертами - нередко, аффилированными.

К лицам, попавшим в ДТП, приезжали независимые правозащитники. Стороны заключали договор, по которому потерпевший получал определенную сумму «здесь и сразу», а взамен выписывал доверенность на право представления своих интересов в СК и суде. Далее талантливые юристы составляли тысячи грамотных исков и выигрывали!

Если учесть, что суды вставали на сторону этих самых правозащитников (то есть, признавали законное право требования и исковую сумму), они находились в рамках правового поля. Следовательно, заявления функционеров РСА о «почти воровстве» 10 млрд руб. не имеют отношения к реальности, а теряемые деньги должны были оставаться операционной прибылью?

Нововведения 2017 г.

Для противодействия посторонним юристам претерпел изменения п. 11 ст. 12 Закона «Об ОСАГО». При наступлении случая, гражданин обязан в установленный законом срок подготовить заявление о выплате - раньше требовалось предоставить транспортное средство или его остатки для осмотра. Если таковое не поступало, гражданин не имел права на выплату. Кроме того:

  • потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу до направления документов в СК;
  • если она была организована в обход СК, результаты не принимаются;
  • срок выплаты исчисляется с момента первичной или повторной подачи документов в СК.

Для прохождения экспертизы необходимо предоставить:

  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • документы о ДТП или их копии, направленные в СК;
  • справку о ДТП (если она выдавалась сотрудником ГИБДД);
  • направление на экспертизу, если между СК и экспертом (компанией) заключено соответствующее соглашение;
  • иные документы по факту аварии.

Пункт 5 тех же Правил гласит: автовладелец вначале обязан обратиться к СК за направлением на экспертизу, и идти в независимую структуру, только если ему не было выдано направление в установленный законом срок. Следовательно, привлеченные правозащитники, действуя по доверенности, все равно должны обратиться в СК за направлением, и лишь в случае несогласия имеют право провести альтернативную проверку.

Банкротство СК в 2016 году

Большое значение для профессионального сообщества, но не очень - для рядовых потребителей - имеет ст. 20, где появилось понятие банкротства страховой компании и переход ее прав и обязанностей к профессиональному объединению (ПОС). В 2016 году указывалось, что ПОС вправе подавать регрессные иски и истребовать компенсации с виновников ДТП.

Рейтинг: 0/5 (0 голосов)

Обязательное страхование ответственности автовладельцев осуществляется в полном соответствии с правилами. Положение ЦБ РФ меняется, время от времени вносятся различные поправки. Сегодня мы рассмотрим правила страхования ОСАГО, актуальные в 2016-м году. Остановимся на порядке заключения договора страхования, уплаты страховки. Также уделим внимание особенностям определения размера убытков, разрешения споров, возникающих при обязательном страховании.

Договор обязательного страхования: особенности досрочного прекращения, продления, порядок заключения, изменения

Обычно заключают на один год. Действует полис ОСАГО не только в отношении законного владельца автомобиля, но и в отношении всех лиц, которые были допущены к управлению транспортным средством. Сейчас имеется возможность заключать договор в электронном виде. Также по-прежнему заключаются договоры на бумажных носителях. В документе обязательно указываются данные страховщика и страхователя.

Если автомобиль используется ограниченно, в заявлении на заключение договора страхования придётся указать всех водителей, которые допускаются к управлению, а также срок использования транспортного средства.

Когда автомобиль ещё не прошёл государственную регистрацию, можно не указывать регистрационный знак в заявлении. Но после прохождения регистрации владелец должен незамедлительно сообщить государственный номер. На это отводится максимум три рабочих дня. Эти данные обязательно вносятся в особую автоматизированную систему.

Когда автовладелец уже застраховал своё транспортное средство, ему выдаётся удостоверяющий документ. Подтверждает факт страхования страховой . Обратите внимание, что бланки страхования выглядят одинаково во всех субъектах РФ. Когда вы будете получать полис, вам также бесплатно должны выдать полный перечень представителей страховщика. Там имеется информация об адресах, часах работы, контактные данные. Дополнительно к этому прилагаются два бланка, извещающие о ДТП. Их нужно попросить отдельно, если владелец транспортного средства желает их получить.

Вам важно знать, как быстро вы получите ? Правилами установлено, что данный документ вы получите после поступления средств в кассу страховщика. Обычно уходит один рабочий день.

Вы потеряли полис? Помните, что вам должны выдать дубликат совершенно бесплатно!

Вы можете выбирать любого страховщика, при этом ни один страховщик не вправе отказать вам. Документы можно предоставлять не только в бумажном виде, но и в электронном. Когда договор заключается повторно, уже не нужно предоставлять подлинники документов. Все сведения должны быть актуальными.

Страховщик имеет право на осмотр транспортного средства. Однако место осмотра должно быть определено по взаимному соглашению сторон. Когда оно не достигнуто или договор составляется в электронной форме, осмотр уже не осуществляется.

Когда определено ограниченное использование автомобиля, необходимо сразу сообщать страховщику о том, что управление транспортным средством доверено другому человеку, не указанному в . Также обязательно сообщаются сведения о продлении срока использования машины. При этом не допускается правилами замена в договоре самого транспортного средства или страхователя, а также срока страхования. При таких изменениях заключают другой договор.

Рассмотрим ещё несколько важных моментов.

  • Когда в договор вносятся изменения , страховщик будет заново оценивать риски. И он имеет полное право потребовать уплатить дополнительную страховую премию, если риск возрос.
  • Чтобы продлить договор страхования , нужно заключить новый на определённый срок, когда срок действия предыдущего договора закончился.
  • Досрочно прекращается действие договора , если утрачивается транспортное средство, ликвидируется страховщик или страхователь как юридические лица, умирает собственник.
  • Страхователь вправе самостоятельно досрочно прекратить действие договора , если у страховщика отозвана лицензия, сменился собственник автомобиля.
  • Страховщик тоже может досрочно разорвать договор , если он выявил, что были предоставлены ложные сведения, которые в конечном итоге существенно повлияли на определение степени риска.
  • Часть страховой премии может быть возмещена страхователю, если страховщик это не сделает в соответствии с правилами, он будет платить неустойку.

При заключении следующего договора вам понадобятся сведения о страховании. Их должен бесплатно предоставить страховщик в течение пяти дней с даты обращения страхователя.

Правила выплаты страховой премии

Предъявляет свои требования относительно страхования. Страховщик в обязательном порядке учитывает их, определяя страховые тарифы. От уже зависит размер страховой премии. Важно отметить, что при изменениях страховых тарифов, пока длится действие договора, страховая премия уже не меняется. Дополнительная уплата страховой премии может быть связана только с увеличением риска. Размер страховой премии будет в конечном итоге зависеть от тех сведений, которые предоставит страхователь. При этом вся информация должна быть достоверной. Именно исходя из этих данных страховщик оценит потенциальные риски и рассчитает страховую премию.

При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия, страховая премия подлежит изменению после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику, влияющих на степень страхового риска.

Когда меняются базовые сведения в договоре, размер страховой премии тоже трансформируется, поскольку страховщик иначе оценивает риск. Когда риск увеличивается, возрастает и страховая премия.Сейчас можно выплачивать страховую премию наличными, по безналичному расчёту. Как только деньги поступили на расчётный счёт, в кассу, премия считается уплаченной.

Когда вы даёте дополнительные сведения, страховщик должен поставить вас в известность о своих расчётах. Правилами отводится всего три рабочих дня на оценку риска. В течение этого времени страховщик должен предоставить свои расчёты страхователю. Отсчёт начинается со дня подачи заявления в письменном виде.

Осуществление обязательного страхования: перечень действий лиц

Водители обязаны принять все возможные меры, чтобы уменьшить размер . Надо записывать контактные данные очевидцев ДТП. Водители, которые являются участниками ДТП, обязаны сообщить другим участникам аварии сведения о договорах страхования, например, телефон и адрес страховщика, номер полиса. Всем участникам следует поставить в известность и произошедшей аварии своих страховщиков.

Существует свой порядок оформления документов. Можно заниматься оформлением бумаг в присутствии страховщика. Обратите внимание, что необходимо заполнять бланки, выданные страховщиками. Это очень важно. Речь идёт не о бумагах, которые оформляются совместно с сотрудниками полиции, а именно о документах для страховой компании.

Когда нет разногласий при описании обстоятельств аварии, размера причинённого ущерба, два водителя заполняют один бланк. Когда возникают разногласия, по состоянию здоровья один водитель не может заполнить бланк, допускается раздельное заполнение бланков. Если водитель погибает, извещение уже не заполняется другими лицами. Когда причинён вред здоровью пассажиров или пешеходов в извещении это обязательно отражается, указываются их данные. Обратите внимание, что водитель обязан сообщать страховщику о причинении вреда другим лицам в результате аварии.

Если документы оформляются без участия сотрудников полиции, уполномоченных лиц, крайне важно проследить тщательно за всеми нюансами. Так, описание обстоятельств аварии, сведения о причинённом ущербе должны быть заверены подписями обоих водителей (всех непосредственных участников аварии, водителей, их может быть и больше). Каждое извещение обязательно надо подписать обоим водителям с лицевой стороны.

Отельного внимания заслуживает вопрос определения размера ущерба. Когда имеются разногласия, противоречия при описании ДТП, страховщик может сам назначить проведение независимой технической экспертизы. Владельцы автомобилей, участвовавших в ДТП, должны предъявить свои машины на экспертизу. для этого установлен срок – пять рабочих дней. Когда страховая выплата уже получена, потерпевший больше не может предъявлять страховщику дополнительные требования.

Если потерпевший решает обратиться за страховой выплатой, он должен собрать следующий пакет документов :

  • копию удостоверения личности, заверенную должным образом;
  • реквизиты банка для получения страховой выплаты;
  • справку о ДТП из полиции;
  • извещение о ДТП;
  • копию протокола о факте административного правонарушения.

Обратите внимание, что повреждённое имущество должно быть осмотрено страховщиком для определения размера причинённого ущерба. Но страхователь вправе обратиться за независимой технической экспертизой. Это актуально, если страховщик по каким-либо причинам не может произвести осмотр.

Страховая выплата, определение размера убытков

Как получить страховую выплату, если причинён вред здоровью потерпевшего. Нужно собрать документы:

  • заявление о страховой выплате;
  • заключение судебно-медицинской экспертизы, в котором будет указана степень утраты трудоспособности;
  • документы из того медицинского учреждения, куда обращался или был доставлен потерпевший;
  • справка от станции скорой помощи, если её вызывали на место ДТП;
  • справка об установлении инвалидности.

Также потерпевший имеет право потребовать возмещение дохода, который он не получил при ДТП причинения вреда здоровью. Надо предъявить следующие документы:

  • справка о среднемесячном доходе;
  • заключение судебно-медицинской экспертизы.

В случае возмещения утраченного дохода страховая выплата может быть выдана единовременно или равными платежами ежемесячно. Если потерпевший погиб в ДТП, на выплату имеют право его близкие родственники (родители, супруги, дети), а также лица, которые находились у него на иждивении.

Особенности разрешения споров, возникающих при обязательном страховании

Когда возникают разногласия между страховщиком и потерпевшим, потерпевший должен , приложив к ней все необходимые подтверждающие документы. В претензии надо изложить суть дела, обосновать свои требования, дать полные личные данные. К ней прикладывают заверенные копии документа, удостоверяющего личность заявителя, справки с места ДТП, страхового полиса.

Страховщик обязан осуществить выплату по реквизитам, указанным в , или направить по адресу потерпевшего обоснованный отказ.

Ремонт вместо денег: грядет новая реформа ОСАГО

Теперь вы знаете много полезной информации о порядке оформления, действия договора страхования, возмещении вреда, разрешении споров. Страхование ОСАГО осуществляется в соответствии с правилами, положением ЦБ РФ. Важно следить за актуальными изменениями, чтобы точно знать свои обязанности, права.