Функции государства внутренние и внешние примеры. Функции государства: внутренние и внешние. Важные внутренние задачи

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства» решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренней функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную),

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенства и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существуют два основных экономических метода государственного регулирования:

  • а) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству решать успешно его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
  • б) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

а) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в соответствии программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Таким учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат Президента страны.

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательства, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используются механизмы налогов, выделяются под строительства земельные участки, выпускаются облигации, которыми финансируются новые производители.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях) Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности» нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

В правовом государстве распределение благ (материальных) осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада, в целях обеспечения достойного уровня жизни тех, кто в силу различных обстоятельств и объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилье, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие общества и его обогащение ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашенное равенство воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты социального государства, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на нужды всего населения страны.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка, как явление примитивно-потребительское, выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

Только в условиях свободы и экономического самостоятельного развития производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую политику в отношении населения страны.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

Высший финансовый контроль за доходами и расходами является, как отмечалось, прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. В Англии, например, контроль за распределениями между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственными и частными секторами.

Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества,

Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы личности, государства, общества охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно свои интересы, интересы всего общества.

Борьба с правонарушениями - важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который полностью отвечал бы требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношений граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира. атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, лесов, земли). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие активное применение мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. В США, например, действует закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы отходами производства и быта. Предусмотрены конкретные предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей. При президенте США действует Консультативный орган - Совет по качеству окружающей среды, действует также Федеральное агентство по охране природного мира, наделенное широкими полномочиями по контролю за выполнением природоохранительного законодательства. Храпанюк В.Н.- Теория государства и права.-М. :1998.

В Великобритании, Казахстане, России, на Украине, во Франции, ФРГ. Швеции и других странах существуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды, функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие меры юридической ответственности за нарушение их требований. Наряду с высшими и местными органами государственной власти контроль за точным и строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора.

Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами реализуются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество с о всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической, культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональное решение, отвечающее интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничестве занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный Совет ООН в своем составе имеет ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных экономических отношений, а именно: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Сферой международного и социального сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижения всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях; скорейшее повышение уровня жизни; более тесные связи народов, входящих в данное содружество государств. Эти государства договорились устранять все ограничения в торговле между ними, ввести общий таможенный тариф в торговле с третьими странами, устранить препятствия для свободного передвижения лиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области транспорта, энергетики и хозяйства, установить единые правила конкуренции и другое. Европейское сообщество заключило целый ряд конвенций со странами других континентов, с которыми оно тесно сотрудничает. В последнее время участники Европейского сообщества одобрили новые договоры о валютно-экономических и политических союзах. В частности, большинство стран-участниц сообщества договорились перейти к общей валюте и единой системе обороны. В рамках сообщества функционирует ряд кредитных учреждений, в задачу которых входит финансирование мероприятий общей экономической и социальной политики (Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и другие). Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных международных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

Европейское сообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющие органы.

Возникшее в 1991 году Содружество Независимых Государств (СНГ) строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывших субъектов СССР чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних органически неразрывных экономических взаимосвязей. Переход к более организованному государственному сотрудничеству между ними в области политической, социальной, культурной и других - дело времени, разумного, использования опыта мировой, цивилизации.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств. Организация африканского единства, Организация американских государств и другие. Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе двух или многосторонних переговоров.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАРАТЕ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например Всемирной организацией демократической молодежи, Международным советом научных союзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляется обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов. различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. В.Н. Храпанюк. Теория государства и права. -М. :1998.

Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

К числу внутренних относятся функции:

  1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном;
  2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;
  3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;
  4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;
  5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов;
  6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;
  7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;
  8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности;

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

  1. Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;
  2. Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ;
Можно выделить две основные внешние функции современного государства:
  1. Военная функция;
  2. Функция сотрудничества с другими государствами;

Военная функция - содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Современными мировыми государствами признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

Функция сотрудничества с другими государствами в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие классовую и общечеловеческую сущность государства и его социальное назначение.

Черты функций государства:

Охватывают деятельность государства в целом;

Носят комплексный характер, в них отражаются усилия государства на решающих направлениях;

Отличаются от видов государственной деятельности, которые осуществляются уполномоченными органами или их структурными подразделениями;

Их нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

Признаки функций государства:

– в них проявляется деятельная целенаправленность государства;

– они – главное направление деятельности государства;

– в них выражается сущность государства;

– выполняя их, государство решает задачи по управлению общественными делами;

– они – управленческие понятия (в них конкретизируются задачи и цели государственного управления);

– реализуются в определенных формах с использованием разнообразных методов государственной деятельности;

– объективны по своей природе (обусловлены жизненными потребностями общества);

– подвижны и изменчивы (зависит от очередности задач);

– каждая имеет объект воздействия (определенная общественная сфера) и содержание.

Классификация функция государства:

1. по принципу разделения властей : законотворческие; управленческие; судебные (правоохранительные).

2. по продолжительности действия :

постоянные – выполняются в течение длительного времени и присущи государству во многих (или всех) стадиях его существования;

временные – выполняются на определенных этапах и по мере выполнения своего назначения утрачиваются.

1. по сфере действия :

внутренние – деятельность государства внутри страны, роль в жизни общества (экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования и т.д.);

внешние – деятельность государства за пределами страны, роль во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями (оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.);

1. по сферам общественной жизни : политические, экономические, социальные, идеологические ;

2. по способу осуществления:

o регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей;

o охранительные – установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения;

3. по территориальному масштабу:

в федерации : функции федерации и субъектов федерации;

в унитарном государстве : функции, осуществляемые на территории единого государства;


в конфедерации : координирующая функция всего союза и функции на территории каждого государства – участника конфедерации;

4. по степени социальной значимости и важности в общественной жизни:

основные – важнейшие направления деятельности по осуществлению стратегических целей и задач;

неосновные – выполнение задач в конкретной сфере общественной жизни;

В демократическом обществе одна из основных внутренних функций, политическая функция, имеет своим содержанием обеспечение народовластия. В недемократическом обществе эта же функция направлена на обеспечение политического господства класса, которому принадлежит экономическая власть.

Экономическая функция – в условиях распределительной экономики господствует государственная собственность, и государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов и т.д. При рыночных отношениях и свободе предпринимательства, многообразии и равенстве все форм собственности, экономика функционирует преимущественно на основе саморазвития, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. Вмешательство государства в экономику сведено к минимуму (выработка экономической политики в масштабах общества, управление принадлежащими государству предприятиями и организациями, установление правовых основ рынка и т.п.).

Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, поэтому некоторые ученые утверждают, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами (экономическая, политическая, функция безопасности, социальная, идеологическая, экологическая).

Внутренние функции – характеризуютцели и задачи государства внутри данной страны.

1) Политическая функция : все функции государства носят политический характер, но в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов (представительные органы, органы МСУ, референдум), через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в т.ч. обеспечение народовластия. Т.е. политическая функция в демократическом обществе – это обеспечение народовластия, то есть:

реализация волеизъявления народа в форме законотворчества;

обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управлении ими;

создание условий для самоорганизации и самоуправления народа;

защита конституционного строя специальными органами и непосредственно народом.

2) Экономическая функция :

выработка экономической политики в масштабе общества;

управление предприятиями и организациями, составляющими гос. собственность;

установление правовых основ рынка и ценовой политики (стимулирование предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности);

регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета.

В качестве эф-го метода регулирования экон.отн. в странах с развитой рыночной эк-кой применяется планирование . Но при рын.отнош-ях планир-е не носит жесткого хар-ра, основано на использовании экономических методов.

3) Социальная функция – обеспечение общественного благополучия, т.е.достойной жизни и развития каждого человека, социальная защита тех, кто нуждается в гос-ной материальной поддержке; обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, социального страхования и обеспечения; гос.политика в области образования, культуры, здоровья, в жилищной сфере.

4) Налогообложение и фин.контроль : рын.эк-ка использует налоги в кач-ве инструмента экон.и соц.политики гос-ва. Фин.контроль – один из видов гос-го контроля за образ-ем, распред-ем и использ-ем всех рес-сов фин.системы страны. Субъекты фин.контроля: Счетная палата, ЦБ, Минфин. Эта ф-ция м.б. выделена в кач-ве самостоятельной.

5) Приоритетная функция – защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка – это главный критерий демократичности гос-ва.

Внешние функции заключаются в деятельности государства на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции реализуются в виде внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Задачи внешних функций государства:

установление и поддержание отношений с другими государствами;

обеспечение обороны страны от внешней агрессии.

Выполнение внешних функций государства обеспечивает полноправное существование государства в современном (все более взаимосвязанном) мире.

Внешние функции подразделяются на:

1. Функция интеграции в мировую экономику – признание взаимозависимости государств современном мире;

2. Функция обороны – поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности;

3. Функция поддержания мирового порядка – деятельность по разоружению, ликвидации оружия массового уничтожения; обеспечение сотрудничества государства в таких областях, как борьба с организованной преступностью, борьба с международным терроризмом, регулирование межнациональных конфликтов;

4. Функция сотрудничества – с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем (экология, терроризм, нехватка природных ресурсов и т.д.).

Соответственно, выделяется еще одна функция современного государства, которая имеет отношение как к внешней, так и к внутренней политике государства:

Экологическая функция – защита государственно-правовыми средствами естественной природы от неразумных притязаний человека. Через законодательство государство устанавливает правовой режим природопользования, устанавливает санкции за его нарушение; учреждает специализированные структуры природоохраны и так далее. В системе права современных государств есть специальная отрасль – природоохранительное законодательство, включающее законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод. Земли, лесов. Комплекс такого рода мер предусмотрен и в ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Внутренние функции государства -- это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Матузов Н.И., Малько А.В. Указ.соч. с.57

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

4. Функция охраны правопорядка -- это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране -- задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

5. Экологическая (природоохранительная) функция -- стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения -- составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами -- это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности -- постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002. с.7 Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды - это жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. Хропанюк В.Н. Указ.соч. с.163

  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 1 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 2 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 3 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 4 страница
  • Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило, говоря о внутренних функциях государства, используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.:

    · Политическая функция (функция обеспечения государственной власти) включает в себя направления государственной деятельности в сфере обеспечения незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти. Ее содержание составляют:

    Правотворчество, заключающееся в разработке и принятии юридических норм;

    Обеспечение государственного суверенитета, т.е. осуществление высшей власти в отношении своей территории и воздушного пространства над ней; определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

    Официальное представительство общества, то есть, будучи носителем политической власти, государство представляет собой субъект права;

    Защита конституционного строя, которая реализуется специальными органами (Конституционным судом).

    · Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой. Ее содержание составляют:

    К выработке экономической политики;

    К управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;

    К установлению правовых основ рынка и ценовой, политики, обеспечению равноправия всех форм собственности, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции и др.

    · Социальная функция в наиболее общем виде может рассматриваться как совокупность целевых установок, в основу которых положено стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. всем гражданам России гарантировано право на достойный образ жизни). Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев и др. В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств.



    · Функция налогообложения. Обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц, состоит из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. С целью реализации этой функции в каждом государстве устанавливается налоговое законодательство, регламентирующее обязанности, права и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

    · Функция обеспечения законности и правопорядка. В целях реализации этой функции государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свобод и законных интересов. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов (правосудия, органов внутренних дел, государственной безопасности). Надзор за исполнением законов, за соблюдением законности на территории России, привлечение виновных в нарушении законов к ответственности возложен на органы прокуратуры.



    · Экологическая функция. Обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. В условиях ухудшения экологической обстановки в стране, ряда экологических катастроф на ее территории это направление социальной деятельности государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной сферы в производстве, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий и предоставляет компенсации при нанесении ущерба здоровью и имущественным интересам граждан.

    Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия государство в сфере международных отношений осуществляет те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере (политическую, экономическую, социальную и т.п.). Вместе с тем эти функции приобретают специфические черты, что обусловливает необходимость их разделения на внутренние и внешние. К внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее, его внешнего проявления -- независимости в международной сфере.

    Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства. Вместе с тем некоторые авторы защищают право государства на реализацию собственных геополитических интересов, предполагающих решение стоящих перед государством задач за счет вмешательства в дела другого государства, объявленного в одностороннем порядке жизненных интересов. При этом в качестве идеологической подоплеки Нередко используются теории, обосновывающие «избранность» той или иной нации или народности и как следствие неполноценность этносов, стоящих на «низшей ступени социальной эволюции».

    В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства.

    Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества, члены которого данное государство образуют (Конституция России, к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и граждан» на в качестве основной ценности и объявляет заботу о них основной целью государства). Данная функция в ряде случаев называется генеральной функцией государства. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.

    Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, к примеру, временными являются функции, осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации.

    Основные функции -- это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих пер ним в определенный исторический период.

    Производные функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т. п.

    От функций государства следует отличать функции государственных органов. Последние, представляя собой лишь часть государственного механизма, не в состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру, функция законотворчества может рассматриваться как функция государства, и как функция государственного органа -- Государственной Думы. Государственная Дума, обладая правом разработки законопроекта и принятия закона, вместе с тем не обладает правом придания принятому закону юридической силы, может сделать только государство целом.

    Государству присущи следующие внешние функции:

    Функция обороны. Цель ее - защитить государство от агрессивных действий иных государств. Оборона государства обеспечивается решением следующих задач: введением всеобщей воинской обязанности; воспитанием граждан в духе патриотизма и готовности к защите страны от агрессии извне; созданием сети военных учебных заведений для подготовки командного кадрового состава вооруженных сил; развитием военной промышленности для создания вооружения и т. д.

    Функция международного сотрудничества. Обусловлена двумя основными направлениями: внешнеполитической деятельностью; внешнеэкономической деятельностью и сотрудничеством в гуманитарной сфере.

    Внешнеполитическая деятельность современных государств основывается на принципах признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы, добросовестного выполнения принципов и норм международного права.

    Внешнеэкономическая деятельность основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

    Функция поддержки мирового правопорядка. Предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войн, разоружению. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности, с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. В этой сфере государствам трудно бороться "в одиночку", а требуется межгосударственное объединение усилий.

    Функция сотрудничества государств в решении глобальных проблем современности. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом. К числу таких глобальных проблем относятся: всеобщая заинтересованность государств в предотвращении крупных экологических катастроф, в охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства; утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами; сохранение и защита благоприятного глобального климата и др.