Правовое регулирование социально экономических отношений. Правовое регулирование экономических отношений андреева алиса гарниковна. Конституционно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации

Каковы же возможности и пределы правового регулирования жо- номических отношений на современном этапе рыночных отноше­ний? Как может право способствовать реализации конституционного принципа свободы экономической деятельности 1 ?

Для ответа на эти вопросы необходимы глубокая и фундамен­тальная разработка общих проблем правового регулирования эко­номических отношений, создание общей теории, которая должна служить основой для решения конкретных вопросов.

Различный характер отношений, объединяемых в комплексе, определяет и регулирование этих отношений путем сочетания норм различных отраслей права, соответствующих содержанию каждого вида отношений. В связи с этим во шикает сложная теоретическая проблема эффективного сочетания норм, относящихся к различным отраслям права, в регулировании единого процесса в той или иной области хозяйственной деятельности. Объективно обусловлена за­висимость: предмет правового регулирования - метод - правовые средства, свойственные этому методу. Если в данном виде хозяйст­венной деятельности сочетаются элементы, относящиеся к различ­ным видам общественных отношений, то правовое регулирование должно улавливать и отражать особенности каждого вида отноше­ний, каждого из элементов. В полной мере необходимо использо­вать закономерности соотношения предмета, метода и правовых средств, свойственных каждому из элементов единого процесса.

Имеются объективные закономерности сочетания, взаимосвязи, соотношения норм различных отраслей права, применяемых в ком­плексе для регулирования единого процесса.

Формирование и развитие рассматриваемого комплекса предпо­лагают строгое соблюдение основных озраслевых характеристик вклю­чаемых норм, использование соответствующих правовых средств еди­ного вида деятельности. Сочетание норм различных отраслей права может содействовать наиболее полному выявлению эффективности каждой из них. И наоборот, нарушение равновесия между нормами различных отраслей права в регулировании единого процесса или вида деятельности способно повлечь за собой ослабление эффек­тивности тон или иной нормы или группы норм. Так, одна из при­чин того, что в воздействии на общественное производство не ис­пользованы еще все возможности, предоставляемые договорной формой, заключается в недостаточной согласованности норм адми­нистративного и норм гражданского права, составляющих институт договора. Нормы административного права и издаваемые на их ос­нове бесчисленные индивидуальные акты нс оставляют достаточно-

го места для соблюдения требований, предъявляемых договорной формой отношений, таких, например, как равенство сторон, воз­можность выражения нх волн. Это препятствует выполнению дого­вором его важнейшей функции в воздействии на производство.

Комплекс - это не соединение, при котором теряются первона­чальные свойства элементов, а такое сочетание элементов, при кото­ром каждый нз них сохраняет свои особенности и взаимодействует с другими. Оно, если правильно определены удельный вес каждого из элементов, особенности его взаимодействия с другими, может дать оптимальный результат.

Для достижения этого результата необходима разработка одного из аспектов воздействия права на мотивацию поведения, а именно - различной мотивационной силы норм разных отраслей права.

В про­цессе исследования эффективности норм рассматривалась мотива­ционная сила норм отдельных отраслей права. Но для решения по­ставленной проблемы необходимо такое исследование силы моти­вационного действия норм отдельных отраслей права, когда они участвуют в комплексном регулировании единого процесса или ви­да деятельности.

В различных общественно-экономических формациях мотива­ционная сила норм одной отрасли права оказывалась значительно сильнее мотивационной силы норм других отраслей. Так, в рыноч­ном хозяйстве наиболее значительное место в мотивации поведения занимают нормы гражданского н торгового права, регулирующие имущественные отношения. Возможность получения прибыли путем использования определенной правовой ситуации (нередко - посред­ством узаконенного ограбления экономически более слабой стороны), опасность имущественной ответственности, которая может завер­шиться банкротством, - стимулы, в значительной мере подавляю­щие действие норм иных отраслей права: административного, тру­дового, земельного и др. Компания уплатит штрафы за нарушение административных правил, компенсации за нарушение трудового договора и т.п.. если эти нарушения связаны с возможностью полу­чения прибыли. Но с гораздо большей осторожностью она подойдет к исполнению своих обязанностей перед контрагентами. Для охра­ны имущественных интересов в іражданском и торговом праве раз­работана сложнейшая, изощренная система правовых средств, на­правленных на обеспечение выполнения обязательств.

Такое соотношение мотивационной силы различных отраслей права в рыночных условиях неразрывно связано с основным зако­ном капиталистической экономики - стремлением к максимальной прибыли.

Для наиболее эффективной реализации этой возможности необ­ходимо глубокое исследование характера и сущности общественных

отношений в сфере экономики нх вилов, места правовой нормы в мотивации поведения физических и юридических лиц в данной сфере. Такое исследование может быть результатом совместного тру­да экономистов, социологов, правоведов.

В настоящее время наибольшее место в правовом регулирова­нии экономических отношений занимают нормы административного права. Но ведь основными принципами развития рыночной эконо­мики, обусловленными требованиями объективных, экономических законов, являются сочетание государственного регулирования с само­стоятельностью и инициативой предприятий, объединений и органи­заций и активное использование экономических рычагов и стимулов. Вес это требует широкого применения норм не только администра­тивного. но и иных отраслей права - гражданского, трудового, фи­нансового и др. Выше приводились примеры того, как нормы адми­нистративного права и издаваемые на нх основе акты в значительной мере парализуют эффективность применения норм других отраслей права, и в частности эффективность средств имущественной ответст­венности. Совершенствование правовых отношений в народном хо­зяйстве требует существенного расширения средств правового воз­действия, более полного применения норм различных отраслей права. Для теоретической разработки проблем соотношения норм различ­ных отраслей права в регулировании единого процесса или вида дея­тельности и для практических целей может оказаться весьма полез­ным понятие правовой формы отдельных видов экономических отно­шений. Термин «правовая форма» применяется в различных смыс­лах. Однако в применении к экономическим отношениям этот тер­мин может обозначать совокупность норм или правовых институтов, опосредующих определенный вид экономических отношений. Такое понимание обосновывалось в литературе 1 .

Понятие правовой формы экономических отношений конструи­руется исходя из содержания регулируемых отношений, и этим оно отличается от близкого понятия правового института. При конст­руировании правового института отправляются от права, от законо­мерностей надстройки. Поэтому правовой институт обычно относит­ся к определенной отрасли права, представляет собой структурный элемент отрасли. Понятие же правовой формы данного вида эко­номических отношений конкретизируется исходя из содержания. Поэтому в понятие правовой формы включаются нормы и институ­ты различных отраслей права. Их отраслевая принадлежность и со­отношение определяются содержанием данного отношения.

Так, в капитальном строительстве содержится комплекс разно­родных отношений: программирование, регулирование, управление.

См.: Халфина Р.0. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С. 79-92.

имущественные отношения, трудовые отношения, земельные, при­родоохранительные, финансовые. В правовом регулировании этих отношений должны применяться и нормы соответствующих отрас­лей права. Представляется, что соотношение этих норм в едином комплексе правового регулирования капитального строительства должно соответствовать соотношению различных видов отношении в реальном процессе капитального строительства и обусловленных нм разносторонних, многообразных связей. Характер отношений, объединенных в данном комплексе, может служить надежным кри­терием для объединения норм различных отраслей права в регули­ровании капитального строительства. Характер каждого вида объе­диненных в комплексе отношений, его место, значение, удельный вес определяют в общей форме и соотношение норм соответствую­щих отраслей права. Но здесь мы сталкиваемся с гем феноменом, о котором речь шла выше, - с различной мотивационной силон норм различных отраслей права. Учет этого условия требует в ряде случаев применения правовых средств, направленных на то, чтобы воспрепятствовать подавлению действия нормы одной отрасли пра­ва действием нормы другой отрасли.

В решении проблем правового регулирования экономических отношений комплексное регулирование находит наиболее широкое применение, а его достоинства и недостатки оказывают существен­ное и немедленное воздействие на конечные результаты. Экономи­ческие отношения - весьма чувствительный механизм, чутко реа­гирующий на любые изменения его правовой формы. Это может выражаться как в соблюдении, так и в нарушении правовых пред­писаний. в создании теневой экономики.

Применение надлежащего правового инструментария, свойст­венного различным отраслям права, необходимо и для решения важнейшей задачи установления критериев оценки экономической деятельности и се стимулирования в направлении удовлетворения потребностей общества.

В настоящее время основным критерием оценки деятельносіи в сфере экономики, как и в других областях жизни общества, являет­ся степень удовлетворения спроса и предложения. В зависимости от этого определяются и возможности коллективов и работников про­изводства. Однако опыт показывает, что ни один показатель, ни даже система показателей нс могут полностью раскрыть степень удовлетворения потребностей человека и общества деятельностью данного предприятия.

В настоящее время в решении некоторых вопросов, и в частности рассматриваемой проблемы использования механизмов непосредст­венной оценки потребителями результатов производственной дея­тельности, значительные трудности связаны с тем, что государствен­
ный аппарат, от которого зависит реализация решения, не всегда в этом заинтересован. Причем речь идет не о некомпетентности, не­понимании, нежелании отдельных лиц, а о том, что сама организа­ция управления, оценка управленческой деятельности в той или иной области, формы се стимулирования могут создавать самостоя­тельный интерес органов управления, которому может нс соответ­ствовать реализация того или иного решения.

При рассмотрении рыночных отношений необходимо создать такую систему, которая исключала бы возможность противоречии между интересами органа управления и реализацией научно обос­нованных решений. Необходимость высокого качества правового регулирования в этой сфере и значительная сложность принимае­мых решений вызваны тем, что общество сознательно, целенаправ­ленно воздействует на экономическое и социальное развитие.

Проблема единства и дифференциации правового регулирования имеет особенное значение в сфере экономики, где дифференциация нередко связана с действием экономических стимулов.

С неоправданной дифференциацией, а иными словами, разоб­щенностью, дроблением правового регулирования по ведомствен­ному признаку приходится сталкиваться неоднократно в экономи­ческой жизни.

Дифференциация правового регулирования по ведомственному признаку противоречит характеристике правовой нормы как общего правила. В сфере экономики решение этой проблемы имеет осо­бенно важное значение, поскольку издаваемые на разных уровнях акты оказывают непосредственное воздействие на общественное производство, а их несогласованность, неоправданная дифферен­циация содержащихся в них норм могут иметь отрицательное, тор­мозящее влияние.

Представляется, что созрели условия для того, чтобы основные, важнейшие положения в сфере регулирования экономических от­ношений были закреплены в законах.

Исходя из анализа и обобщения многолетнего опыта можно пред­ложить принятие законов, которые способствовали бы повышению уровня правового регулирования экономических отношений. К чис­лу таких проектов могли бы быть отнесены законы об управлении народным хозяйством, о планировании.

Вместе с изданием новых законов возникает необходимость уточ­нения и дополнения некоторых действующих законов, например Основ гражданского законодательства.

Правовое регулирование экономических отношений должно быть облечено в форму комплекса взаимосвязанных и взаимосогласованных законов, устанавливающих общие и наиболее важные правила поведе­ния в этой сфере. Форма закона для регулирования данных отноше­
ний необходима потому, что она сможет обеспечить единство, ком­плексность, внутреннюю согласованность институтов и норм, избе­жать излишней детализации. связывающей инициативу, материальных и моральных потерь, связанных с ведомственностью и разобщенно­стью отдельных структур. Система законов как основа правового регу­лирования экономических отношений будет способствовать укрепле­нию законности в этой важнейшей сфере жизни общества. Прн такой системе будет установлен надежный критерий законности норматив­ных актов, издаваемых на всех уровнях управления. Закрепление основных правил регулирования экономики и непосредственной дея­тельности в законах обеспечит возможность упорядочения ведом­ственного нормотворчества, разумного его ограничения.

Система законов, регулирующих экономические отношения, долж­на основываться на глубоком познании требований объективных экономических законов и возможностей их использования для дос­тижения поставленных целей.

В настоящее время, когда во всей полноте поставлен вопрос об обеспечении порядка и дисциплины на всех уровнях, упорядочение законодательства в сфере руководства экономикой приобретает осо­бенно важное значение. Ведь нередки случаи, когда несогласован­ность, ведомственность, неадекватные критерии оценки соблюдения дисциплины оборачиваются народнохозяйственными потерями, когда перевыполняются планы выпуска устарелой, не находящей спроса, нс соответствующей требованиям потребителей продукции. Система за­конов в их комплексе может установить порядок, препятствующий превалированию местнических, сиюминутных интересов над инте­ресами общества.

В связи с упорядочением законодательства в сфере регулирова­ния экономических отношений серьезные задачи стоят перед тео­рией государства и правії. Если в отраслевых юридических науках уже имеются разработки, которые могут быть положены в основу практических решений, то в теории государства и права лишь на­мечены некоторые общие положения и подходы. Особое значение приобретают проблемы правопонимания и правоприменения, ре­шение которых сталкивается со значительными трудностями в сфе­ре регулирования рыночных отношений.

Правовое регулирование - воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.

12.Государственное регулирование в сфере экономики.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:

Охрана окружающей среды;

Выравнивание экономического цикла;

Обеспечение нормального уровня занятости населения;

Защита жизни и здоровья граждан;

Поддержка конкуренции на рынке;

Поддержка и развитие малого предпринимательства;

Специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной) ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40Налогового кодекса РФ.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: УказомПрезидента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" иПостановлениемПравительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики ПостановлениемПравительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" утверждено три перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах и т.д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный законот 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и иные акты. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральнымзакономот 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах",ПостановлениемПравительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способами прямого регулирования ценообразования является установление:

Фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

Предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов);

Базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

Предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

Предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

Гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Вопросы для изучения:

Источники права, регулирующие экономические отношения в РФ

Признаки предпринимательской деятельности. Понятие прибыли

Значение предпринимательской деятельности

Вопрос № 1 Источники права, регулирующие экономические отношения в Российской Федерации

Важнейшими нормативными правовыми актами, регулирующим предпринимательские отношения в России, являются:

Конституция Российской Федерации. Для предпринимательства особое значение имеют те конституционные нормы, которые закрепляют принципы правового регулирования сферы предпринимательства.

Так, в ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности, согласно которому «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Дальнейшее развитие данный принцип получил в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах.

Огромное значение имеет и конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты, закрепленный в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Эти же статьи Конституции закрепляют положение о том, что в Российской Федерации гарантируется «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств», поддерживается конкуренция и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ограничения принципа единого экономического пространства могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до закрепления конструкций отдельных видов предпринимательских договоров.

Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть представлена в виде схемы 1.

Большую роль в регулировании предпринимательской деятельности играют подзаконные акты. Среди них в первую очередь следует назвать:

Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Значительное количество норм предпринимательского права содержится и в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

Продолжает действовать и ряд нормативных правовых актов СССР -- в случае, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Схема 1 Федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Конституция РФ

закрепляет основополагающие начала предпринимательского права

Гражданский кодекс РФ

содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе субъектов предпринимательской деятельности, правовом режиме имущества предпринимателей, об обязательствах, возникающих из договоров, применяемых при осуществлении предпринимательской деятельности

Федеральные законы

(законы РФ, Законы РСФСР)

Законы, определяющие состояние рынка, напр., ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Законы, регулирующие порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, напр., ФЗ «О рекламе», ФЗ «О связи»

Законы, определяющие правовое положение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, напр., ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О финансово-промышленных группах»

Иные законы, регулирующие предпринимательские отношения, напр., ФЗ «О несостоятельности (банкротстве», ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»

Схема 2 ? Источники основ предпринимательской деятельности

Подзаконные нормативно-правовые акты

указы Президента РФ, напр., Указ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ», Указ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

Постановления Правительства РФ, напр., Постановление «О федеральной программе развития экспорта», Постановление, утвердившее «Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ»

Акты федеральных органов исполнительной власти, напр., «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утв. приказом Минфина РФ, «Правила сертификации работ и услуг в РФ», утв. Постановлением Госстандарта РФ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РФ

Акты органов законодательной власти напр. Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве», Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О регулировании и контроле за ценами в Ханты-Мансийском а. о.»

Акты высших органов исполнительной власти, напр., распоряжение Мэра Москвы «Об утверждении положения о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы», Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Положения о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий, их ограничивающих»

Нормативные акты иных органов исполнительной власти (департаментов, палат, комитетов и т. д.) напр., Письмо Московской лицензионной палаты «О перечне видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Московской лицензионной палатой»

Схема 3.Нормативно-правовые акты

В силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией Российской Федерации многие сферы общественной жизни регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на гл. 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Велика роль и локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.

Помимо нормативных правовых актов источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и в случаях, когда в нем имеет место пробел (в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.).

Наконец, составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние. ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательств, при этом вопрос решается в пользу первого.

Вопрос № 3 Признаки предпринимательской деятельности. Понятие прибыли

Для полного представления о предпринимательской деятельности рассмотрим все ее признаки и сравним эти признаки с признаками другого вида производственных (экономических) отношений - отношений наемного труда.

Признаками предпринимательской деятельности являются:

самостоятельность;

направленность на систематическое получение прибыли;

рисковый характер.

самостоятельность предпринимательской деятельности проявляется в ее:

а) организационной независимости

П р е д п р и н и м а т е л ь в сфере своего хозяйства не имеет над собой никакой другой власти, кроме своей собственной, не зависит ни от государственных органов, ни от каких либо иных лиц. Никто не вправе ему диктовать свою волю, но и никто не обязан содействовать предпринимателю в его деятельности: предоставлять ему работу, создавать нормальные условия труда и т. п.

Н а е м н ы й р а б о т н и к обязан подчиняться работодателю:

Соблюдать установленные работодателем правила ВТР;

соблюдать рабочего времени и отдыха;

выполнять нормы труда и т. д.

Наемного работника работодатель обязан обеспечить его работой, инструментами, рабочим местом и создавать при этом надлежащие условия труда, отвечающим нормам трудового законодательства.

б) инициативности

Слово «предприниматель» произошло в русском языке и означает затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело.

Предприниматель по своей собственной инициативе определяет направление в своей хозяйственной деятельности и средства ее осуществления.

в) самообеспеченности (экономической независимости)

Организационная независимость и инициативность возможны только при условии экономической независимости, которую дает предпринимателю обладание средствами производства (земля, производственные помещения, машины, оборудование, транспорт, сырье и т. д.)

Средства производства могут принадлежать предпринимателю на праве собственности, либо праве аренды.

Наемный работник средствами производства не обладает, потому что не имеет достаточных средств для их приобретения, либо просто не желеет их приобретать. Поэтому он вынужден наниматься на работу к предпринимателю, обладателю средств производства, который предоставляет ему указанные средства производства.

Таким образом, наемный труд является трудом несамостоятельным , а подчиненным воле собственника. Наемный работник работает не на себя, а на работодателя, хотя и получает за свой труд заработную плату.

направленность на систематическое получение прибыли

Главная цель предпринимательской деятельности - получение такого дохода, который бы превышал производственные расходы (издержки производства, или себестоимость), т. е. прибыли.

Прибыль - это сумма разницы между доходом и издержками на его получение (или прибавочная стоимость).

Предпринимательская деятельность должна быть направлена на получение систематической прибыли, т. е. осуществляться в виде промысла в качестве постоянного источника доходов для предпринимателей.

Разовое получение прибыли повлечет за собой предпринимательской деятельности (продажа квартиры, акций). От одного производства товара прибыль получить нельзя.

В этом определении говорится о получении прибыли от продажи товаров, а не от их производства.

Если товар производится на продажу, т. е. с целью получения прибыли, такая деятельность, конечно и является предпринимательской.

рисковый характер

Предпринимательская деятельность осуществляется предпринимателем на свой риск.

В силу различных обстоятельств, не зависящих от воли предпринимателя его коммерческие расходы могут не оправдаться, в лучшем случае не получит заработной прибыли, в худшем разорится вследствие понесенных убытков. Наступление таких неблагоприятных последствий и составляет его риск.

Деятельность наемного работника на иных принципах.

Наемный работник всегда вправе претендовать на оплату труда, даже в случае если:

произведенная продукция окажется не востребованной или реализованной;

не выполнение трудовых обязанностей связано с простоем, изготовлением брака не по его вине.

За ним сохраняется заработная плата полностью или в размере не менее две третьих тарифной ставки (оклада) (ст. 155-157 ТК РФ).

Вопрос № 4 Значение предпринимательской деятельности

Дело в том, что необходимым условием успеха, а значит, и прибыльности любого бизнеса является его конкурентоспособность. Поскольку одним и тем же видом деятельности могут заниматься многие субъекты предпринимательства, это приводит к тому, что предложение соответствующих товаров (работ, услуг) на рынке постепенно выравнивается со спросом на них. Вследствие этого падают цены: чтобы продать товар, предприниматели вынуждены снижать их. Когда производство данного товара становится невыгодным, происходит отток предпринимателей из данной сферы экономической деятельности и перераспределение их личной энергии и капиталов в другую, еще не так насыщенную товарами (работами, услугами) сферу. Возможен и другой путь. Посредством рационализации и удешевления производства, использования менее дорогого сырья и рабочей силы предприниматель добивается того, что его издержки на изготовление того же самого товара снижаются.

В результате он получает возможность продавать свой товар по более низкой цене, чем другие предприниматели, но иметь от этого прежнюю или даже большую прибыль. Или наоборот: предприниматель за счет использования передовых технологий, новых материалов и т. п. повышает качество производимого им товара по сравнению с другими аналогичными товарами и тем самым обеспечивает повышенный на него спрос. А с повышением спроса увеличиваются и цены, а значит, и прибыль, что служит основным стимулом дальнейшего повышения качества производимого товара. Из приведенных примеров, иллюстрирующих общеизвестный экономический закон -закон спроса и предложения, видно, что в предпринимательской деятельности с ее инициативой, свободной конкуренцией и стремлением к прибыли заложен важнейший механизм саморегуляции рыночной экономики.

Таким образом, в современном обществе предпринимательская деятельность не является одним только средством личного обогащения предпринимателей, «погоней за прибылью». Подобное понимание было бы весьма упрощенным, односторонним и далеким от истины. Предпринимательская деятельность является необходимым условием непрерывного экономического развития, насыщения рынка необходимыми населению товарами, научно-технического прогресса, наконец, упрочения позиций государства в целом на международной арене.

Кроме того, налогообложение предпринимательской деятельности приносит немалый доход государству, которое затем перераспределяет полученные средства на социальные нужды, выплату зарплаты работникам бюджетной сферы и т. д. Поэтому решение указанных, а также многих других важных экономических и социальных задач возможно лишь при условии правильного подхода к регулированию предпринимательской деятельности.


Экономические отношения как предмет правового регулирования Право – это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. Есть и такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию.


Понятия и признаки предпринимательской деятельности В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом в качестве в установленном законом порядке.


Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности: 1) самостоятельность; 2) направленность на систематическое получение прибыли; 3) рисковый характер; 4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.


1) Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя. Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам – без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т.д. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности.


2) Направленность на систематическое получение прибыли – самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность – это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли.


3) Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).


4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Некоторые авторы рассматривают этот признак как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации


Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основными источником права выступают нормативно- правовые акты – официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.


Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: 1)законы, обладающие высшей юридической силой; 2)подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция – Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации. Что касается подзаконных нормативно- правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.


Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т.е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся: - единство экономического пространства; - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств - поддержка конкуренции; - Многообразие форм собственности; -Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность;

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Экономические отношения как предмет правового регулирования

По своей сути право - это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени являются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вместе они могут обеспечить нормальное развитие общества. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.

Есть такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это прежде всего глубоко личностные, интимные, отношения: любви, дружбы и т. д.).

Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда - разумеется, с того момента, как появилось право - были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.

На первый взгляд может показаться, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается - ведь одним из краеугольных камней

этой экономической системы является свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика показывают несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.

Во-первых, правовое регулирование рыночной экономики необходимо в целях защиты интересов общества и государства. Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими другими «издержками».

Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция - один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Монополии же позволяют отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства - представляет опасность, которую трудно переоценить. Поэтому во всех цивилизованных странах важнейшим элементом механизма регулирования рыночной экономики является антимонопольное законодательство.

С другой стороны, правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики необходимо для обеспечения прав и интересов самих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мнимая свобода экономической деятельности не исключает, а предполагает ее определенную регламентацию.

Вступая в разнообразные отношения между собой, с потребителями, с государством, предприниматели заинтересованы в том, чтобы эти отношения были упорядоченными, предсказуемыми, строились в соответствии с определенными правилами. Не используя потенциал права, достичь этого невозможно. Таким образом, есть все основания утверждать, что правовое регулирование экономических отношений является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики.

1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Рассмотрим, что же она

собой представляет.

Определение предпринимательской деятельности с точки зрения закона дано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной статьей предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

1) самостоятельность;

3) рисковый характер;

4) регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.

Остановимся на этих признаках подробнее.Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя.

Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам - без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т. д.

Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности. Не всегда такое имущество является собственностью предпринимателя. Существуют субъекты предпринимательской деятельности, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения или

праве оперативного управления (об этом подробнее будет сказано в следующей главе учебника). Какой то частью имущества предприниматель может владеть, например, на праве аренды. Но в любом случае предприниматель обладает возможностью самостоятельного использования такого имущества. Имущественная самостоятельность предпринимателя является основой его организационной самостоятельности.

Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. В силу самых разнообразных причин как субъективного (ошибки, просчеты предпринимателя), так и объективного (изменение рыночной конъюнктуры, дефолт, стихийное бедствие) характера предприниматель может не только не получить запланированную прибыль, но и разориться, потерпеть крах. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).

Направленность на систематическое получение прибыли - пожалуй, самый существенный признакпредпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность - это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли. Другие признаки предпринимательской деятельности являются в определенном смысле вторичными, производными от данного признака. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения закона для квалификации деятельности в качестве предпринимательской не обязательно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была получена прибыль. Важна лишь цель, направленность

на ее получение. Будет ли в действительности прибыль или нет - имеет значение для решения иных вопросов, в частности вопросов налогообложения.

С другой стороны, чтобы считаться предпринимательской, деятельность должна быть направлена не просто на получение, а на систематическое получение прибыли, т. е. осуществляться более или менее регулярно. Поэтому сделки, направленные на разовое получение прибыли, нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность.Что касается такого признака предпринимательской деятельности, как регистрация лиц, осуществляющих эту деятельность (государственная регистрация), то его не всегда включают в число основных. Некоторые авторы рассматривают его как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации.

Такой взгляд на государственную регистрацию как признак предпринимательской деятельности не совсем верен. Действительно, с точки зрения экономического содержания предпринимательской деятельности наличие или отсутствие государственной регистрации не имеет существенного значения. Но с точки зрения права данный признак весьма существен. В случае его отсутствия будет иметь место незаконное предпринимательство - правонарушение, за которое предусмотрена административная, а при определенных условиях - и уголовная ответственность.

И еще одно немаловажное замечание. Предпринимательская деятельность, являясь доминирующей в условиях рыночной экономики, не исчерпывает всей экономической жизни общества. Как мы увидим позже, среди хозяйствующих субъектов есть и такие, для которых предпринимательская деятельность имеет второстепенное значение (например, фонды, религиозные организации), и такие, которые вообще не осуществляют предпринимательскую ^деятельность, являясь при этом участниками хозяйственных правоотношений (многие жилищно-строительные, гаражные кооперативы и т. д.).

Это означает, что понятия «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность» не являются тождественными даже в условиях рынка. Второе понятие является более широким и включает в себя первое как часть. Поэтому в ряде случаев - если предмет разговора специально не ограничивается только предпринимательской деятельностью - правиль-

нее говорить о субъектах хозяйственной, а не предпринимательской деятельности, о хозяйственных, а не предпринимательских правоотношениях, о хозяйственном, а не предпринимательском праве.

1.3. Хозяйственное право и его источники

Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Важно иметь в виду, что хозяйственное право -это не отдельная, самостоятельная отрасль права наряду, например, с гражданским, трудовым и другими отраслями, которые известны вам из курса основ права, а так называемая комплексная отрасль права, включающая в себя нормы нескольких отраслей: конституционного, гражданского, финансового, административного и некоторых других.

Этот момент важно учитывать, в частности, при характеристике источников хозяйственного права.

Как известно, под источниками права понимаются способы выражения, закрепления и существования правовых норм. В разные времена и в различных странах в качестве источников права выступали и выступают правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор. В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основным источником права выступают нормативно-правовые акты -официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.

Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы (два вида):

1) законы, обладающие высшей юридической силой;

2) подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.

В свою очередь в каждой из этих групп существует своя иерархия нормативно-правовых актов.

Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция - Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации.

Каждый из нижестоящих законов в этой пирамиде не может противоречить вышестоящему.

Среди обычных законов особого внимания заслуживают кодифицированные акты - отраслевые кодексы, которые являются основными источниками права для соответствующих отраслей.

Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Далее следуют ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции и т. п., документы различных министерств и ведомств), местные (нормативно-правовые акты местных органов государственной власти и местного самоуправления) и локальные(внутриорганизационные) нормативно-правовые акты(т. е. акты, издаваемые и действующие в пределах отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Среди источников хозяйственного права мы обнаруживаем нормативно-правовые акты, принадлежащие ко всем группам и подгруппам системы нормативно-правовых актов и находящиеся на всех этажах их иерархии. Охарактеризуем наиболее важные из них.

Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в КонституцииРФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т. е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственногоправа. К ним относятся:

Единство экономического пространства;

Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

Поддержка конкуренции;

Многообразие форм собственности;

Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность.

Следующим по значению после Конституции РФ источником хозяйственного права в нашей стране является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Именно в нем содержатся правовые нормы, регулирующие такие важные для участников хозяйственной деятельности отношения, как отношения собственности, обязательственные отношения, включая договорные (куплю-продажу, поставку, подряд, капитальное строительство и т. д.) и другие.

Среди кодифицированных актов, помимо Гражданского кодекса РФ, в качестве источников хозяйственного права можно рассматривать Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. В них также содержаться правовые нормы, непосредственно касающиеся субъектов хозяйственной деятельности, устанавливающие наказания за правонарушения в этой сфере.

К числу важнейших источников хозяйственного права следует отнести целый ряд федеральных законов, регулирующих отдельные аспекты экономической деятельности: «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», «О бухгалтерском учете», «О несостоятельности (банкротстве)» и многие другие.

Важную роль в регулировании экономических отношений в нашей стране играют указы ПрезидентаРФ и постановления Правительства РФ. По своемузначению они иногда сопоставимы с законами. Однако следует помнить, что при всей их важности, это все-таки подзаконные акты, и они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Главное их предназначение - обеспечить реализацию положений Конституции и законов.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств определяют формы и механизмы реализации законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Так, например, в инструкциях налогового ведомства содержатся указания по применению налогового законодательства.

Нормы хозяйственного права могут содержаться и в некоторых нормативно-правовых актах органовместного самоуправления. Как правило, они касаются собственности муниципальных образований и определяют порядок ее использования.

Некоторые локальные (внутриорганизационные)нормативно-правовые акты также могут содержать нормы хозяйственного права. Любой хозяйствующий субъект может в своих локальных нормативно-правовых актах установить нормы хозяйственной деятельности, обязательные для всех работников данного субъекта (разумеется, если эти нормы не противоречат законам и вышестоящим подзаконным актам).

Наконец, говоря об источниках хозяйственного права, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому к источникам хозяйственного права России следует отнести также международные договоры Российской Федерации в сфере экономики. На практике большинство субъектов хозяйственной деятельности к такого рода источникам хозяйственного права обращаются редко. Тем не менее, каждому предпринимателю стоит помнить о том, что в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.