Понятие государственного регулирования экономики, его основная цель и задачи. Основные этапы развития экономической науки Классическая теория невмешательства в экономику

Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития.

Это можно проследить на различных экономических школах.

Экономическая политика государства в период первоначального накопления капитала и формирования рыночных отношений с XV в. до середины XVII в. отражала интересы торгового капитала и промышленности (тогда они были соединены).

Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности развивались тогда экономической школой - меркантилизмом (фр. mercantilisme; ит.mercante - торговец, купец). Меркантилизм как экономическая школа развивался в Англии, Италии и Франции. Наиболее выдающийся представитель этой школы - А. Монкретьен (фр.). Впервые ввел термин "политическая экономия". Основной труд так и назывался "Трактат политической экономии" (1615 г.).

Меркантилисты считали основным источником богатства деньги, точнее говоря - торговлю, а поэтому накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, поддержки ремесленников и протекционизма торговли на внешнем рынке.

В середине ХVШ в. как реакция на меркантилизм во Франции возникло новое направление экономической мысли - физиократизм(rp.philsis - природа + kratos - власть, сила, господство). Основатель Фр. Кенэ - "Экономическая таблица" (1758 г.).

Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества.

В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Изменившаяся ситуация подтвердила необходимость создания новой системы экономических знаний, которая нашла свое выражение в формировании классической школы. Яркие представители этого направления экономической мысли: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов"- (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" - личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.

Лучший вариант для государства - это придерживаться политики laisser faire (фр. выражение: пусть каждый идет своимпутем) - невмешательство государства. Английский вариант этого выражения: let it be - пусть все идет как идет. Поскольку главным регулятором экономики, по А.Смиту, выступает рынок,следовательно, ему (рынку) должна быть предоставлена полная свобода.

Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929-1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения. Представители данного направления считали, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в кн. "Общаятеория занятости, процента и денег" - (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на ГРЭ - кейнсианства.Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. Экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что именно она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Кейнсианская теория, опираясь на действительные факты первой половины XX в., исходила из того, что цены, процентные ставки, а в основном - заработная плата не являются на рынке довольно гибкими и изменяются в краткосрочном периоде медленно, а не быстро - как в классическом варианте. Поэтому они движутся к точке равновесия совокупного спроса и предложения в замедленном режиме.

Кейнс считал, что классическая теория не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Он объяснил, что сущность макроэкономического регулирования заключается в управлении расходами при изменении доходов, которые меняются гораздо быстрее, чем негибкие цены и зарплата.

В отличие от классической теории, Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Совокупный спрос - это реальный объем национального производства товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при данном уровне цен. Именно в недостатке "эффективного" спроса кейнсианская теория видела главную причину кризисных явлений в рыночной экономике.

В чисто рыночной экономике нет таких рычагов, считал Кейнс, которые бы автоматически способствовали росту ВНП. Поэтому"...нашей конечной целью, - писал он, - может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем". Кейнсианцысчитали, что экономическая политика государства может способствовать росту ВНП и повышению занятости. Так, рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Кроме того, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента.

К инструментам регулирования инвестиций Кейнс относил также: повышение государственных капиталовложений и их эффективности, расширение государственных расходов и закупок товаров. В итоге расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, возрастет занятость.

Рассматривая экономические инструменты регулирования совокупного спроса - денежно-кредитный и бюджетный, предпочтение отдавалось бюджетному.

Монетаризм (англ. money - деньги; monetari - денежный). Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. шел интенсивный поиск новых подходов к ГРЭ. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности.

Как школа в экономической науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии МилтонФридмен (чикагская школа) "Контрреволюция в монетарной теории" - 1970 г., "Деньги и экономический рост" - 1973 г.

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности,монетаристы считают, что денежное предложение является единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием.

Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на "стабильном спросе на деньги", т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен. Монетаристыотводят при этом важную роль Центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.

Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизмаденежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцамипоказывает:

1) монетаристы считают, что изменение денежного предложения, т.е. денежной массы, непосредственно воздействует на совокупный спрос и затем - на объем производства в стране;

2) кейнсианцы в своем механизме проведения денежно-кредитной политики особую роль отводят процентным ставкам и инвестиционным расходам в воздействии на объем производства в стране.

Следует иметь в виду, что конкретная денежно-кредитнаяполитика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике, в ней присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами - принудительное регулирование ставкой процента и инвестиционными расходами.

Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведенииденежно-кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами:

Регулирование количества денег в обращении;

Регулирование банковских резервов;

Регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

Регулирование ставкой процента и т.д.

Суть монетаризма можно свести к двум основополагающимтезисам:

1. Деньги играют основную роль в макроэкономике.

2. ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег (рост не более 3-5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.

В истории развития мировой цивилизации известны разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм.

Все современные школы можно условно разделить на две группы: школы, которые выступали за активное вмешательство государства в экономику, и школы, отводившие государству очень незначительную роль.

Меркантилизм. Основной экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - воззрение, имевшее место среди английских экономистов 16 века, суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля. Они стоят за поддержку торговли и ремесел. Источником притока богатства, средством умножения денег служит внешняя торговля.

Классическая теория невмешательства в экономику. Важной ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство". Одна из главных идей Смита - идея о «невидимой руке», которая направляет ход экономического развития в нужном направлении.

В соответствии с классическим подходом государство должно заниматься лишь обеспечением безопасности жизни человека и защитой его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А.Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное, по мнению классиков, заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Марксизм - экономическая теория, основывающаяся частично на представлениях классиков и решающая задачи коренного переустройства системы экономических отношений капитализма на пути:

· ликвидации частной собственности на средства производства;

· введения новой системы распределения продукции в соответствии с трудовой теорией стоимости;

· осуществления системы государственного регулирования в форме директивного планирования экономического развития исходя из поставленных целей и задач, сформулированных заранее.

К.Маркс впервые поставил проблему достижения общего экономического равновесия в экономике на пути построения схем воспроизводства, в которых выясняются условия сбалансированности при простом и расширенном воспроизводстве. Маркс создал основополагающую схему взаимосвязей между отраслями, которая может рассматриваться как прообраз идей межотраслевого баланса.

Неоклассическая школа не отрицает необходимостигосударственного регулирования экономики (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным и избирательным. Государство призвано создавать условия для эффективной хозяйственной деятельности. Рыночный механизм сам способен обеспечить сбалансированный экономический рост (в этом сходство во взглядах с классиками).

В основу монетаристского подхода , существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетарного подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от ставки процента и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег.

Принцип экономического равновесия - один из определяющих положений неоклассиков. Равновесие в экономике имеет многообразный характер. Это и равновесие спроса и предложения, это и равновесие производственных ресурсов, это и равновесие финансовых показателей.

На теорию общего экономического равновесия опираются исследования динамики экономического роста, разработка концепции благосостояния населения, построение системы межотраслевых связей.

Кейнсианская концепция получила распространение в 30-е года 20 века. После глубочайшего спада экономики США Дж.Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Дж.Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые действительно обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

Заслуга Дж.Кейнса состоит в том, что он разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он предложил способы корректировки рыночного механизма с помощью государственного макроэкономического регулирования, ввел в арсенал экономической науки новые методологические подходы: обосновал роль мультипликационного эффекта, кредитной политики. При этом Дж.Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.

Кейнс предлагал несколько инструментов воздействия. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Модель государственного регулирования, предложенная Дж.Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста, которые создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

В 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Неокейнсианцы - сторонники экономической теории Дж.Кейнса, которые считают, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов не только на стороне спроса, но одновременно и бюджетно-налогового регулирования.

Множественность в теоретических представлениях относительно роли государства в экономике обусловлена прежде всего отсутствием целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлений, преобладанием эмпирического подхода к выработке научных обобщений о происходящих в экономике процессах.

Отсутствие единой и целостной теории экономики не позволяет обоснованно подойти к оценке роли и прогнозированию реально наблюдаемых явлений и процессов.

Применение методов государственного регулирования экономики должно опираться на всю систему экономических теорий, поскольку каждая из них была вызвана к жизни какой-то важной проблемой (явлением) и сохраняет свою актуальность и поныне.

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В связи с этим, отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.

Экономическая политика государства в период первоначального накопления капитала и формирования рыночных отношений с XV в. до середины XVII в. отражала интересы торгового капитала и промышленности (тогда они были соединены). Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности развивались тогда экономической школой -- меркантилизмом (фр. mercantilisme; ит. mercante -- торговец, купец). Меркантилизм как экономическая школа развивался в Англии, Италии и Франции. Выдающийся представитель этой школы -- А. Монкретьен (фр.). Впервые ввел термин «политическая экономия». Основной его труд «Трактат политической экономии» (1615 г.).

Меркантилисты считали основным источником богатства деньги, точнее говоря -- торговлю, а поэтому накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, поддержки ремесленников и протекционизма торговли на внешнем рынке 6, с. 77-78.

В середине ХVШ в. как реакция на меркантилизм во Франции возникло новое направление экономической мысли -- физиократизм (rp.philsis -- природа + kratos -- власть, сила, господство). Основатель Фр. Кенэ -- «Экономическая таблица» (1758 г.). Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества. В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Изменившаяся ситуация подтвердила необходимость создания новой системы экономических знаний, которая нашла свое выражение в формировании классической школы. Яркие представители этого направления: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» -- личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством 6, с. 84-86.

Лучший вариант для государства -- это придерживаться политики laisser faire (фр. выражение: пусть каждый идет своим путем) -- невмешательство государства. Английский вариант этого выражения: let it be -- пусть все идет, как идет. Поскольку главным регулятором экономики, по А.Смиту, выступает рынок, следовательно, ему (рынку) должна быть предоставлена полная свобода.

Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929--1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения. Представители данного направления считали, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на ГРЭ -- кейнсианства. Кейнсианская теория, опираясь на действительные факты первой половины XX в., исходила из того, что цены, процентные ставки, а в основном -- заработная плата не являются на рынке довольно гибкими и изменяются в краткосрочном периоде медленно, а не быстро -- как в классическом варианте. Поэтому они движутся к точке равновесия совокупного спроса и предложения в замедленном режиме.

Кейнс считал, что классическая теория не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Он объяснил, что сущность макроэкономического регулирования заключается в управлении расходами при изменении доходов, которые меняются гораздо быстрее, чем негибкие цены и зарплата 12, с. 91.

Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Совокупный спрос -- это реальный объем национального производства товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при данном уровне цен. Именно в недостатке «эффективного» спроса кейнсианская теория видела главную причину кризисных явлений в рыночной экономике.

В чисто рыночной экономике нет таких рычагов, считал Кейнс, которые бы автоматически способствовали росту ВНП. Поэтому «...нашей конечной целью, -- писал он, -- может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем» 12, с. 93.

Кейнсианцы считали, что экономическая политика государства может способствовать росту ВНП и повышению занятости. Так, рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Кроме того, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента. К инструментам регулирования инвестиций Кейнс относил также: повышение государственных капиталовложений и их эффективности, расширение государственных расходов и закупок товаров. В итоге расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, возрастет занятость 12, с. 94.

Таким образом, экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что именно она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики. Рассматривая экономические инструменты регулирования совокупного спроса -- денежно-кредитный и бюджетный, предпочтение отдавалось бюджетному.

Монетаризм (англ. money -- деньги; monetari -- денежный). Со второй половины 70-х -- начала 80-х гг. шел интенсивный поиск новых подходов к ГРЭ. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности 12, с. 99.

Как школа в экономической науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (чикагская школа) «Контрреволюция в монетарной теории» (1970 г.), «Деньги и экономический рост» (1973 г.).

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием 12, 103.

Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на «стабильном спросе на деньги», т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен. Монетаристы отводят при этом важную роль Центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег 12, с. 106.

Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцами показывает:

  • 1) монетаристы считают, что изменение денежного предложения, т.е. денежной массы, непосредственно воздействует на совокупный спрос и затем -- на объем производства в стране;
  • 2) кейнсианцы в своем механизме проведения денежно-кредитной политики особую роль отводят процентным ставкам и инвестиционным расходам в воздействии на объем производства в стране.

Следует иметь в виду, что конкретная денежно-кредитная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике, в ней присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами -- принудительное регулирование ставкой процента и инвестиционными расходами 6, с. 89-91.

Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно-кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами: регулирование количества денег в обращении; регулирование банковских резервов; регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам; регулирование ставкой процента и т.д.

Суть монетаризма можно свести к двум основополагающим тезисам:

  • 1. Деньги играют основную роль в макроэкономике.
  • 2. ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег (рост не более 3--5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству, считают они, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность, так как в достаточной мере конкурентна. Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным и даже вредным для индивидуальной инициативы; оно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию 6, с. 92.

Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на роль государства в экономике, на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим и другим кризисным явлениям. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

2 Экономические школы о государственном регулировании экономики

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.

Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.

Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили меркантилисты. Меркантилисты - от итальянского mercante – купец, торговец – сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку торговли (особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активный торговый баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать). Меркантилисты подчёркивали исключительную роль государства в экономике, как основной институт, способный управлять всеми экономическими процессами.

Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать.

Как известно, родоначальником классической школы называют Адама Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым правилам. В соответствии с классическим подходом государство должно:

1. Обеспечивать военную безопасность страны, людей и их имущества;

2. Обеспечивать правосудие;

3. Создавать и содержать общественные учреждения.

В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом . Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведёт к общей выгоде, развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Смит показал силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма. Таким образом, представители классической школы не видели большого значения государства в регулировании экономических процессов, так как считали, что рынок сам способен себя регулировать с помощью конкуренции.

В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), то есть не порывала с классической традицией .

В середине 70-х гг. и эта теория оказалась несостоятельной, причиной стало чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемы характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал Милтон Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы. Фридмен, продолжая мысли меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса – снижаются цены, т.е. при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег .

Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночной экономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способе производства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу об ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и необходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом социального аспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции современной отечественной политэкономии считается именно вывод о необходимости революционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономической системы.

Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства.

Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы .


экономические положения, на которые мы можем опираться в долгосрочном социально-экономическом развитии. Поэтому проведение научных исследований и разработка комплексной системы государственного регулирования экономики России как фундаментальной, стратегической основы развития общества в условиях перехода к рыночным отношениям является важной, чрезвычайно актуальной научной и практической...

Экономической стратегии государства, но и координирует усилия министерств и ведомств, опираясь на законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. Государственное регулирование экономики осуществляется посредством административных и экономических методов. Административные методы предусматривают создание правовой базы, экономического законодательства, регулирующего...



Строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, аккумулируемые или не аккумулируемые в бюджете. налог бюджет государственный 1.3 Понятие и виды налоговой политики Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства (регулирования) в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой систему мероприятий...

И воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современ­ным условиям хозяйствования. 1.2. Цели и формы государственного регулирования. Как заметили французские предприниматели, прибывшие в Моск­ву осенью I991 г. по приглашению Научно-промышленного союза СССР, «убеждение, что основной признак рыночной...

Экономическая политика государства в период первоначального накопления капитала и формирования рыночных отношений с XV в. до середины XVII в. отражала интересы крупного торгового капитала.

Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности развивались тогда экономической школой - меркантилизмом (фр. mercantilisme; ит. mercante - торговец, купец). Наиболее выдающийся представитель этой школы - А. Монкретьен (фр.). Впервые ввел термин "политическая экономия". Основной труд так и назывался "Трактат политической экономии" (1615 г.).

Поскольку меркантилисты считали основным источником богатства деньги, точнее говоря - торговлю, то накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти через проведение политики протекционизма во внешней торговле.

В середине ХVШ в. как реакция на меркантилизм во Франции возникло новое направление экономической мысли - физиократизм (rp.philsis - природа + kratos - власть, сила, господство). Основатель Фр. Кенэ - "Экономическая таблица" (1758 г.).

Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества. В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Изменившаяся ситуация подтвердила необходимость создания новой системы экономических знаний, которая нашла свое выражение в формировании классической школы. Яркие представители этого направления экономической мысли: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов"- (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" - личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли . Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития.

Лучший вариант для государства - это придерживаться политики laisser faire (фр. выражение: пусть каждый идет своим путем) - невмешательство государства . Английский вариант этого выражения: let it be - пусть все идет как идет.

Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929-1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в кн. "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на ГРЭ - кейнсианства. Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. Считается, что кенсианский подход является наиболее эффективным в преодолении циклических колебаний экономики.

В отличие от представителей классической теории, Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос . Именно в недостатке "эффективного" спроса кейнсианская теория видит главную причину кризисных явлений в рыночной экономике. Это означает, что рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Кроме того, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента.

Монетаризм (англ. money - деньги; monetari - денежный). Со второй половины 70-х - начала 80-х гг. прошлого века шел интенсивный поиск новых подходов к ГРЭ. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности.

Как школа в экономической науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (чикагская школа) "Контрреволюция в монетарной теории" - 1970 г., "Деньги и экономический рост" - 1973 г.

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены, и являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием.

Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на "стабильном спросе на деньги", т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен.

Следует иметь в виду, что конкретная денежно-кредитная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике, в мерах ФРС по преодолению кризисных явлений присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами - принудительное регулирование ставки процента и инвестиционных расходов.

Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно-кредитной политики за последние десятилетия в большинстве стран привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами:

Регулирование количества денег в обращении;

Регулирование банковских резервов;

Регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

Регулирование ставкой процента и т.д.

Обосновывая подходы к государственному экономическому регулированию в современных условиях, многие ученые ссылаются на так называемую теорию "фиаско" (т.е. недостаточности, несостоятельности) рынка и государства.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.

Разновидности рыночного фиаско:

1. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. Возникающие в результате этого у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива . Наиболее очевидные из этих издержек связаны с загрязнением окружающей среды.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Например, установление раннего диагноза, проведение прививок означают выгоду не только непосредственному потребителю услуги, но и обществу, которое тем самым экономит на последующем лечении запущенной болезни.

Достижение равновесия требует принятия правительством комплекса экономических и административных мер по урегулированию проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками или выгодами перелива. Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами. В первом случае объем производства блага сокращается, во втором - увеличивается. В результате происходит перераспределение доходов через госбюджет по принципу: специальное налогообложение соседей фермера, построившего дорогу, и передача финансовых средств инициатору строительства. Или, иначе, насорил - заплатишь столько, чтобы всегда нашлись желающие за тобой убирать. Это - налог Пигу. Если он не введен государством, то возникает несправедливость, пагубно влияющая на инициативу предпринимателей; ухудшается окружающая среда; обостряются проблемы больших городов; усиливаются региональные диспропорции и т.д.

Корректирующие субсидии могут быть предоставлены как производителям благ с положительными внешними эффектами, так и их потребителям. В первом случае получение субсидий сокращает издержки фирм, побуждая тем самым их к наращиванию объема выпуска социально значимой продукции. А во втором - расширяется способность покупателей приобретать данные блага.

Примером нейтрализации положительных экстерналий может служить, например, прямое субсидирование инновационной деятельности фирм путем заключения с ними контрактов на определенный вид оплачиваемой государством исследовательской деятельности. Если же выгоды перелива чрезвычайно велики, то правительство может просто взять на себя финансирование определенных отраслей или даже превратить их в собственность государства.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешних эффектов. Во-первых, на практике довольно трудно точно исчислить величину издержек и выгод. Во-вторых, корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда поступают потребителям данных благ. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они связаны, прежде всего, с работами лауреата Нобелевской премии в области экономики Р. Коуза. Он полагает, что наличие положительных и отрицательных внешних эффектов не требует государственного вмешательства в тех случаях, если:

- четко определены (специфицированы) права собственности (в том числе даже на невещественные объекты - тишину, чистый воздух и т.п.). Другими словами, в трактовке Р. Коуза обострение проблемы внешних эффектов порождено скорее недостаточным развитием института частной собственности, чем несовершенством регулирующей деятельности государства.

- сформирован рынок прав на побочные эффекты (например, прав на загрязнение окружающей среды).

2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме. Товары индивидуального потребления производятся на основе рыночной системы. Эти товары делимы, а потому доступны индивидуальным покупателям, и подвержены действию принципа исключения: только тот, кто платит равновесную цену, получает продукт.

Общественные товары и услуги рыночная система вообще не намерена производить . Они, во-первых, неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами.

Известно, что рыночный механизм удовлетворяет лишь те потребности людей, которые выражаются через платежеспособный спрос. А потребность в общественных благах через спрос часто выразить невозможно: не у всех имеются достаточные средства, и не каждый человек захочет их тратить именно на эти цели.

Классический пример общественного товара - маяк. Он строится, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. Аналог - национальная оборона, охрана общественного порядка, дорожная разметка, регулирование паводков, борьба с насекомыми и т.п.

В результате возникает проблема "фрирайдера", безбилетного пассажира ("зайца") : люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Поскольку принцип исключения здесь неприменим, постольку частные предприятия не имеют достаточных стимулов к производству общественных благ.

Существует немало неделимых товаров, к которым принцип исключения вполне может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание и др.). Однако такие квазиобщественныеблага в цивилизованном обществе также частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. В современном обществе развитие системы образования, здравоохранения, обеспечивающее высокое качество рабочей силы, жизненно необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выходом является параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными (которые, впрочем, тоже пользуются определенной поддержкой правительства).

К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам - но уже не в связи с выгодностью долгосрочных государственных инвестиций в человеческий капитал (как, допустим, в случае с образованием), а по причине высоких трансакционных издержек, связанных с их доведением до потребителей. Наглядным примером таковых могут служить некоторые виды страхования, связанного с производственной деятельностью людей - по старости или же на случай безработицы.

Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ могут быть следующими:

Сосредоточение производства этих благ непосредственно на государственных предприятиях, финансируемых за счет средств федерального и местных бюджетов;

Выступление государства в роли посредника между потребителями и производителями общественных благ. При помощи определенного механизма налогообложения ресурсы из сферы производства товаров индивидуального потребления перемещаются в сферу производства общественных и квазиобщественных благ.

3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы . Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

5. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов , которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры.

Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.).

Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., - берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.

6. Рыночный механизм не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста. Родившийся в США, а реализованный в Западной Европе и Японии термин "промышленная стратегия" предполагает, как видим, еще более активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Постепенное становление постиндустриального общества сопровождается сегодня возникновением новых функций государства в данной области: принятие им на себя обязательств в области образования, формирования и поддержки новых направлений фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий и т.д.

7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем , периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса. В качестве примеров положительной роли государства в данном направлении за последние десятилетия можно привести преодоление трагедии Великих озер в Соединенных Штатах Америки или очистку Рейна, который еще совсем недавно был "сточной канавой" Европы. Рынок привел к экологической катастрофе, а наводить порядок пришлось с помощью государства.

Определение выявленных мировым опытом разновидностей рыночного фиаско позволяет зафиксировать минимальную и максимальную границы государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь.

Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов , производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая, как будет показано ниже, вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства. В конце концов, от подобной деформации страдают те социальные группы, ради которых государство пошло на превышение пределов разумного по своим масштабам регулирования экономики. И раннее или позднее осознание этого обстоятельства делает неминуемым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Как видим, теория рыночного фиаско связывает необходимость государственного регулирования экономики с наличием у рыночного механизма определенных недостатков, несовершенств.

Однако не следует абсолютизировать факт ориентации экономической роли государства исключительно на несовершенства или пороки рынка. Ведь при подобной постановке вопроса получается, что после отладки рыночного механизма, нахождения его идеальной модели, роль государства сводилась бы к нулю.

Важнейшей функцией, неким каркасом экономической роли государства является разработка хозяйственного законодательства и обеспечение (что наиболее значимо) неукоснительного соблюдения принятых законов всеми гражданами страны, включая самих государственных служащих.

Для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в поле зрения государства должны быть также: экономический цикл; накопление капитала; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; цены; конкурентные и социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; внешнеэкономические связи.

Подведем итог : допустимые пределы государственного вмешательства в экономику достаточно широки для того, чтобы разумные меры государственного регулирования и эффективно работающий рыночный механизм позволили решать основные социально-экономические проблемы. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, то, как правило, происходят негативные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства и, как следствие, снижается уровень и качество жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, освобождение ее от чрезмерного государственного вмешательства. Так уж устроено рыночное хозяйство.