НЭП - это новая экономическая политика страны. Причины введения и суть НЭПа. Новая экономическая политика в советской россии. образование ссср Ссср в годы нэпа таблица

После семи лет Первой мировой и гражданской войны положение страны было катастрофическим. Она потеряла более четверти своего национального богатства. Не хватало самых необходимых продуктов питания.

По некоторым данным, людские потери с начала Первой мировой войны от боевых действий, голо-да и болезней, «красного» и «белого» террора составили 19 миллионов человек. Эмигрировали из страны около 2 миллионов человек, причем среди них - почти все представители политической и финан-сово-промышленной элиты дореволюционной России.

До осени 1918 года огромные поставки сырья и продовольствия осуществлялись, согласно условиям мира, в Германию и Австро-Венгрию. Отступая из России, интервенты вывезли с собой пушнины, шерсти, леса, нефти, марганца, зерна, промышленного оборудования на многие миллионы золотых рублей.

Недовольство политикой «военного коммунизма» все ярче проявлялась в деревне. В 1920 году развернулось одно из самых массовых крестьянских повстанческих движений под руководством Антонова - «антоновщина».

Недовольство политикой большевиков распространилось и в армии. С оружием в руках поднялся Кронштадт - крупнейшая военно-морская база Балтийского флота, «ключ к Петрограду». Большевики приняли экстренные и жестокие меры для ликвидации кронштадтского мятежа. В Петрограде было введено осадное положение. Кронштадтцам был направлен ультиматум, в котором тому, кто готов был сдаться, обещали сохранить жизнь. К стенам крепости были направлены армейские подразделения. Однако предпринятое 8 марта наступление на Кронштадт окончилось неудачей. В ночь с 16 на 17 марта по уже тонкому льду Финского залива на штурм крепости двинулась 7-я армия (45 тысяч человек) под командованием М.Н. Тухачевского. В наступлении принимали участие и делегаты Х съезда РКП(б), направленные из Москвы. К утру 18 марта выступление в Кронштадте было подавлено.

На все эти вызовы советская власть ответила НЭПом. Это был неожиданный и сильный ход.

История.РФ: НЭП, инфографический ролик

СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕНИН ДАВАЛ НЭПУ

Выражение «Всерьез и надолго». Из выступления советского наркома земледелия Валериана Валериановича Осинского (псевдоним В. В. Оболенского, 1887-1938) на X конференции РКП(б) 26 мая 1921 г. Так он определил перспективы новой экономической политики - нэпа.

Слова и позиция В. В. Осинского известны только по отзывам В. И. Ленина, который в своем заключительном слове (27 мая 1921 г.) сказал: «Осинский дал, три вывода. Первый вывод - «всерьез и надолго». А также; «всерьез и надолго - 25 лет». Я не такой пессимист».

Позднее, выступая с докладом «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин сказал о нэпе (23 декабря 1921 г.): «Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда».

Употребляется обычно в прямом смысле - основательно, фундаментально, прочно.

О ЗАМЕНЕ ПРОДРАЗВЕРСТКИ

Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», принятий на основе решения Х съезда РКП(б) «О замене разверстки натуральным налогом» (март 1921 г.), положил начало переходу к новой экономической политике.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. (...)

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам. (...)

Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов. М.. 1957. Т. 1

ОГРАНИЧЕННАЯ СВОБОДА

Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г.

В сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости («Химуголь», «Государственный трест машиностроительных заводов» и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно‑энергетический комплекс, частично транспорт. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.

Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. «Пайковая» система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.

В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта - советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты ‑ обесценивавшихся советских знаков, вскоре вытесненных червонцем. В 1924 г. вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма.

Охваченные боязнью НЭПа, партийно-государственные верхи принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920‑х гг. меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание.

НЭПМАНЫ

Так каким же он был, нэпман 20-х годов? Эта социальная группа формировалась за счет бывших служащих торговых и промышленных частных предприятий, мельников, приказчиков - людей, имевших определенные навыки коммерческой деятельности, а также служащих государственных контор разного уровня, совмещавших вначале свою официальную службу с нелегальной коммерческой деятельностью. Ряды нэпманов также пополняли домашние хозяйки, демобилизованные красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, «сокращенные» служащие.

По своему политическому, социальному и экономическому положению представители этого слоя резко отличались от прочего населения. Согласно действовавшему в 20-е годы законодательству, они лишались избирательных прав, возможности учить своих детей в одних школах с детьми других социальных групп населения, не могли легально выпускать свои газеты или вести пропаганду своих взглядов каким-либо иным способом, не призывались на службу в армии, не были членами профсоюзов и не занимали должности в государственном аппарате…

Группа предпринимателей, использовавших наемный труд как в Сибири, так и в СССР в целом, была крайне немногочисленной - 0,7 процента от общей численности городского населения(1). Их доходы были в десятки раз выше, чем у рядовых граждан…

Предпринимателей 20-х годов отличала удивительная мобильность. М. Шагинян писала: «Нэпманы разъезжают. Они магнетизируют собой огромные русские пространства, избывая их с курьерской скоростью, то на крайний юг (Закавказье), то на крайний север (Мурманск, Енисейск), часто взад и вперед без передышки»(2).

По уровню культуры и образованности социальная группа «новых» предпринимателей мало отличалась от остального населения и включала в себя самые разнообразные типы и характеры. Большинство составляли «нэпманы-демократы», по описанию одного из авторов 20-х годов, «юркие, жадные, крепколобые и крепкоголовые парни», которым «воздух базара был полезнее и прибыльней атмосферы кафе». В случае удачной сделки «базарный нэпман» «радостно хрюкает», а когда сделка срывается, «с его уст несется сочное, крепкое, как он сам, русское «словцо». Здесь «мать» звучит в воздухе часто и непринужденно». «Нэпманы благовоспитанные, - по описанию того же автора, - в американских котелках и штиблетах с перламутровыми пуговками совершали те же миллиардные сделки в полумраке кафе, где тонкий разговор велся на тонкой деликатности».

Е. Демчик. «Новые русские», годы 20-е. Родина. 2000, №5

Суть политики военного коммунизма 1918-1920 гг

Военный коммунизм (политика военного коммунизма) - название внутренней политики Советской России, проводимой во времяГражданской войны 1918-1921 годов.

Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти. Для военного коммунизма были характерны такие черты, как:

  • · крайняя степень централизации управления всей экономикой;
  • · национализация промышленности (от мелкой до крупной);
  • · запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений;
  • · государственная монополизация многих отраслей сельского хозяйства;
  • · милитаризация труда (ориентация на военную промышленность);
  • · тотальное уравнительство, когда все получали равное количество благ и товаров.

Именно на основе этих принципов планировалось построить новое государство, где нет богатых и бедных, где все равны и все получают ровно столько, сколько необходимо для нормальной жизни. Ученые полагают, что введение новой политики было необходимо для того, чтобы не только выжить в условиях Гражданской войны, но также быстро перестроить страну на новый тип общества.

Предпосылки и причины введения военного коммунизма

После октябрьской революции, когда большевикам удалось захватить власть в России и свергнуть Временное правительство, в стране началась Гражданская война между теми, кто поддерживал новую советскую власть и теми, кто был против нее. Ослабленная войной с Германией и бесконечными революциями Россия нуждалась в совершенно новой системе управления, которая могла бы удержать страну вместе. Большевики понимали, что им не удастся выиграть гражданскую войну, если они не смогут добиться быстрого и четкого следования их указам во всех подвластных регионах. Власть нужно было централизовать, в новой системе все должно было встать на учет и быть подконтрольно власти Советов.

2 сентября 1918 года Центральный исполнительный комитет объявил военное положение, а вся власть перешла к Совету Народной и Крестьянской обороны, которым командовал В.И. Ленин. Тяжелое экономическое и военное положение страны привели к тому, что власть ввела новую политику - военный коммунизм, который должен был поддержать экономику страны в этот сложный период и перенастроить ее.

Основную силу сопротивления составляли крестьяне и рабочие, которые были недовольны действиями большевиков, поэтому новая экономическая система была направлена на то, чтобы дать этим классам населения право на труд, но при этом поставить их в четкую зависимость от государства.

Основные положения военного коммунизма

Основная цель проведения политики военного коммунизма - полное уничтожение товарно-денежных отношений и предпринимательства. Все реформы, которые были проведены в это время, руководствовались именно этим принципом.

Основные преобразования военного коммунизма:

  • · Ликвидация частных банков и вкладов;
  • · Национализация промышленности;
  • · Монополия на внешнюю торговлю;
  • · Принудительная трудовая повинность;
  • · Продовольственная диктатура, появление продразверстки.

Прежде всего, в собственность большевиком перешли все царское имущество, включая деньги и драгоценности. Частные банки были ликвидированы - владеть и заведовать деньгами должно только государство - частные крупные вклады, а также золото, драгоценности и другие пережитки старой жизни были отобраны у населения. Была установлена норма выдачи денег вкладчикам, которая составляло всего 500 рублей в месяц.

Изначально, государство стало национализировать промышленные предприятия, чтобы спасти их от разорения - многие владельцы заводов и производств просто-напросто бежали из России во время революций. Однако, с течением времени, государство начало национализировать всю промышленность, даже мелкую, чтобы сделать ее подконтрольной себе и избежать бунтов рабочих и крестьян.

Для того, чтобы заставить страну работать и поднимать экономику, была введена всеобщая трудовая повинность - все население обязано было обязано отработать 8-часовой рабочий день, безделье каралось законодательно. После выведения российской армии из первой мировой войны, некоторые отряды солдат были преобразованы в трудовые отряды.

Была введена так называемая продовольственная диктатура, основная суть которой заключалась в том, что процессом раздачи хлеба и необходимых товаров населению занималось государство. Были установлены нормы душевого потребления.

Итоги и значение политики военного коммунизма

Главным органом в этот период был Совет народного хозяйства, который занимался планированием экономики и проведением всех реформ. В целом, политика военного коммунизма оказалась провальной, так как она не достигла своих экономических целей - страна была повергнута в еще больший хаос, экономика не только не перестроилась, но начала разваливаться еще быстрее. Кроме того, военный коммунизм в своем стремлении заставить народ подчиняться власти советов просто-напросто пришел в итоге к обычной политике террора, которая уничтожала всех, кто был против большевиков.

Кризис политики военного коммунизма привел к тому, что она была заменена Новой Экономической Политикой (НЭПом).

Переход к новой экономической политике, НЭП

Первая мировая и Гражданская войны нанесли огромный урон благосостоянию страны. Общие потери населения, начиная с 1914 г., составили более 20 млн человек.

Причины, которые привели к глубочайшему хозяйственному, продовольственному и политическому кризису в стране:

  • - значительное сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • - разрыв экономических связей между городом и деревней вследствие политики «военного коммунизма»;
  • - неурожай 1920-1921 гг.

Крестьянское недовольство продразверсткой вылилось в волну антибольшевистских восстаний, наиболее крупным из которых стало выступление крестьян Тамбовской и Воронежской губерний под руководством А. Антонова («антоновщина»).

Наиболее опасным для советской власти стало Кронштадтское восстание, вспыхнувшее в феврале 1921 г. Матросы приняли резолюцию, в которой требовали переизбрания Советов на основе свободных выборов, политических свобод, освобождения всех политзаключенных, прекращения насильственных конфискаций. Были выдвинуты лозунги «За Советы без коммунистов!» и «Власть Советам, а не партиям!». Восстание в Кронштадте было подавлено войсками под руководством М. Тухачевского.

Для скорейшего вывода страны из кризиса Х съезд РКП(б), собравшийся в марте 1921 г., принял принципиальное решение о замене продразверстки продналогом. Это положило начало переходу к новой (по отношению к «военному коммунизму») экономической политике (нэп). Размер продналога был известен заранее, после выполнения своих обязательств перед государством крестьяне получали право свободно реализовывать излишки продуктов на рынке.

Кроме замены продразверстки продналогом:

  • - в сфере производства частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия;
  • - создавались предприятия с участием иностранного капитала - концессии;
  • - всеобщая трудовая повинность отменялась, разрешался наем рабочей силы, открывались биржи труда;
  • - была проведена денежная реформа, в оборот введен советский золотой червонец.

Однако «командные высоты» в экономике занимало государство: крупные предприятия оставались в руках государства, а также сохранялась государственная монополия внешней торговли. Нэпманы - частные предприниматели - облагались налогом, ставились под контроль. Все важнейшие вопросы жизни решал аппарат партии.

Позитивные итоги НЭПа:

  • 1. Удалось восстановить народное хозяйство и даже превзойти довоенный уровень за счёт внутренних резервов.
  • 2. Возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны.
  • 3. Национальный доход увеличился на 18% в год и к 1928г. - на 10% в пересчёте на душу населения, что превысило уровень 1913г.
  • 4. Рост промышленной продукции составлял 30% ежегодно, что свидетельствовало о быстром росте производительности труда.
  • 5. Национальная валюта страны стала крепкой и стабильной.
  • 6. Быстро росло материальное благосостояние населения.

Негативные итоги НЭПа:

  • 1. Имело место непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства.
  • 2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело нэп через полосу экономических кризисов.
  • 3. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к росту напряжённости между различными полюсами.
  • 4. В городе на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность безработных, которая к концу нэпа составила более 2 млн. человек.
  • 5. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине 20-х годов в связи с активным финансированием тяжёлой индустрии было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему

Внутрипартийная борьба в 1923--1927 гг

Дальнейшее развитие событий предсказать было несложно. После смерти Ленина (январь 1924 г.) раскололся интегрирующий разные точки зрения партийный центр -- Политбюро, и борьба за личное лидерство, начавшаяся в большевистской верхушке еще с осени 1923 г., разгорелась в полную силу.

Первая стадия битвы за власть над партией и страной приходится на 1923--1924 гг., когда против руководящей группы ЦК (И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин) выступили вместе со своими единомышленниками Л. Д. Троцкий и лидер «демократического централизма» Т. В. Сапронов. Вторая стадия вылилась в дискуссию 1925 г. с «новой оппозицией», возглавляемой уже Зиновьевым и Каменевым. Третья -- с «объединенной оппозицией», собравшей в 1926--1927 гг. в своих рядах Троцкого, Зиновьева, Каменева, Сапронова, Шляпникова и других противников сталинской «генеральной линии».

За внутрипартийными схватками тех лет стояли не только амбиции претендентов на ленинское наследие, но и разное видение ими теории и практики строительства социализма. Впрочем, этой как бы лицевой стороне дискуссий никто из их главных участников не придавал самодовлеющего значения. В спорах по принципиальным вопросам каждый из них старался скорее не прояснить их и найти точки соприкосновения с позицией оппонентов, а, прибегая к социально-политической демагогии и выдернутым из текста ленинских книг цитатам, обосновать собственные политические претензии, создать в партии образ единственно верного продолжателя дела Ленина.

Это обстоятельство не следует упускать из виду, знакомясь с основными направлениями, по которым оппозиция вела наступление -- в надежде перехватить политическую инициативу в партийной верхушке -- на И. В. Сталина и его менявшуюся по ходу борьбы команду соратников (к 1928 г. она состояла из Н. И. Бухарина, К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, В. М. Молотова и др.).

Все без исключения оппозиционеры горячо выступали против выдвинутого И. В. Сталиным в середине 20-х гг. тезиса о «возможности построения социализма в одной стране» (этот тезис имел своим истоком вскользь брошенное В. И. Лениным в 1915 г. замечание, что в принципе «возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране»). Оппоненты генсека, отстаивая традиционные для большевизма воззрения на сей счет, продолжали утверждать: социалистический строй в отсталой крестьянской России может утвердиться лишь после победы пролетарской революции на индустриальном Западе.

В одном ключе, хотя и под разными углами зрения, оппозиционные силы критиковали экономическую политику ЦК. Л. Д. Троцкий требовал ужесточить «диктатуру промышленности» над сельским хозяйством, перейдя к широкомасштабной перекачке средств из деревни в индустриальные отрасли. По его мнению, только «форсированная индустриализация» и укрепление на ее базе обороноспособности государства, оказавшегося в «тисках капиталистического окружения», могли помочь ему продержаться до мировой революции. Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев резко осуждали решение ЦК снять недовольство крестьян путем углубления в 1924--1925 гг. рыночных начал в аграрном секторе экономики (снижение промышленных цен и земельного налога, льготы на аренду земли и наем рабочей силы и др.). Подобные меры однозначно квалифицировались как опасная уступка кулакам и нэпманам, подрыв устоев « диктатуры пролетариата «.

Никаких разногласий не знали оппозиционеры в бескомпромиссной критике «зажима демократии», разделившего компартию, по их выражению, на «два этажа -- верхний, где решают, и нижний, где узнают о решении». Оппоненты генсека призывали рядовых партийцев взять под действенный контроль вознесшийся на недосягаемую высоту партаппарат -- вплоть до ЦК и Политбюро, требовали восстановить свободу фракций, отказаться от назначения партфункционеров в низовые организации сверху и т. п.

Исход внутрипартийной драмы, разыгравшейся и на подмостках Кремлевского дворца, и в захолустных клубах, где собирались для обсуждения вопросов сельские коммунисты, в конечном счете зависел тогда от позиции наиболее влиятельной и авторитетной группы в партии -- старой большевистской гвардии.

Образование СССР

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

Этапы образования СССР

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.

Возникновение и нарастание конфронтации.

Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.

Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.

Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.

Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.

Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.

Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.

Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи. военный комунизм ссср экономический

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.

Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.

Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.

Год образования СССР

Официально дата образования СССР - это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.

Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.

Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

Финансовое и экономическое развитие

Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.

Социальное и культурное значение

Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Причины образования СССР

Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.

Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Положительные и негативные стороны объединения республик

Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

Социально-экономическая политика советского государства (1921-1941 гг.)

История и СИД

Речь шла о необходимости превращения СССР из страны ввозящий машины и оборудование в страну производящую их. На рубеже 2030 годов руководство страны приняло курс на форсирование индустриального развития. Руководство страны решило выдвинуть лозунг догнать и перегнать в кратчайшие сроки в техникоэкономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отсталость страны и построить новое общество.

36. Социально-экономическая политика советского государства (1921-1941 гг.)

На Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Ленин предложил новую экономическую политику (НЭП) . Это была антикризисная программа, которая состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при полновластие РКП(б). Политическая цель нэпа – снять напряженность и укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции.

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продналог. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Отечественному и иностранному капиталу разрешалось создавать акционерные и совместные с государством предприятия. Деятельность государственных предприятий становилась более самостоятельной, самоокупаемой и хозрасчетной.

В финансовой сфере, кроме Государственного банка появились частные и кооперативные банки, страховые общества. В 1922 г . проведена денежная реформа , в оборот ввелся советский червонец, который ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. В результате продналог заменили его денежным эквивалентом. В результате нэпа в 1926 г. стабилизировалось развитие промышленности. Условия жизни городского и сельского населения улучшилось. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания.

Таким образом, одна из задач нэпа – преодоление разрухи – была решена (экономическая задача). В социальной политике (социальная задача) произошли так же изменения. Был принят новый Кодекс законов о труде , отменявший всеобщую трудовую повинность. В системе оплаты произведена реформа – вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке.

Курс на индустриализацию был взят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г . Речь шла о необходимости превращения СССР из страны, ввозящий машины и оборудование, в страну, производящую их.

На рубеже 20-30 годов руководство страны приняло курс на форсирование индустриального развития. Это воплотилось в пятилетних планах развития народного хозяйства.

Первая пятилетка 1928-1932 гг . Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. Руководство страны решило выдвинуть лозунг – догнать и перегнать в кратчайшие сроки в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отсталость страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР стимулировала выбор форсированного развития тяжелой промышленности.

Вторая пятилетка 1933-1937 гг. Главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей технике для всех его отраслей. План был выполнен досрочно.

Аграрный вопрос. Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянского хозяйства. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличивались цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало глубокий хлебный кризис конца 1927 г . Он ухудшил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполнение плана индустриализации. Кризис заготовительной кампании и административно-командное руководство привело к переходу к всеобщей коллективизации. Это выразилось в повсеместном создании новых колхозов. Их финансировали, предоставляли льготы. Принимались меры по ограничению развития кулацких хозяйств.

5 декабря 1936 г . была принята Конституция СССР . В ней были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР. Возникли новые самостоятельные республики: Армянская,Азербайджанская и Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в союзные республики. Общее число союзных республик возросло до 11.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18789. Структурная организация, классификация, функциональные задачи, информационная модель 119.07 KB
Структурная организация классификация функциональные задачи информационная модель. ЭМС ЛСУ определяет весь спектр задач которые д. решать система управления в общем. В результате изучения ЛСУ необходимо знать: 1. ...
18790. Особенности реализации вычислительных процедур в цифровых ЛСУ. Табличные методы обработки информации 103.02 KB
Особенности реализации вычислительных процедур в цифровых ЛСУ. Табличные методы обработки информации. Основные задачи вычислительного характера возлагаемые на МПС: 1. Траекторные расчеты 2. Математические вычисления 3. ...
18791. Оценка точности реализации алгоритмов обработки информации в ЛСУ 112.13 KB
Оценка точности реализации алгоритмов обработки информации в ЛСУ. Для анализа точности используется 2 подхода: апостериорый экспериментальный и априорный аналитический. Оценка точности реализации табличноалгоритмического метода вычислений определяется в данн. сл
18792. Системы сбора и первичной обработки информации в ЛСУ. Определение истинных значений параметров объекта по показаниям датчиков 53.97 KB
Системы сбора и первичной обработки информации в ЛСУ. Определение истинных значений параметров объекта по показаниям датчиков. Основные характеристики потока информации: 1. Объект управления как источник информации; 2. Назначение процесса информирования; 3. Структура с
18793. Исследование распределения температуры и влажности воздуха в помещении учебной аудитории №408 235.5 KB
Изучение характера распределения температуры и относительной влажности воздуха по объёму помещения; Получение практических навыков по измерению температуры и влажности в помещении с помощью измерителя влажности и температуры «ТКА-ТВ»
18794. Типовые непрерывные законы управления. Устойчивость промышленных систем управления с непрерывными регуляторами 431.53 KB
Типовые непрерывные законы управления. Устойчивость промышленных систем управления с непрерывными регуляторами. Законы регулирования Динамические характеристики ОУ обычно м.б. аппроксимированы некоторыми типовыми зависимостями. Это позволяет всё возможное разноо...
18795. Реализация типовых законов управления в цифровых ЛСУ. Адекватность моделей непрерывных и цифровых регуляторов 270.53 KB
Реализация типовых законов управления в цифровых ЛСУ. Адекватность моделей непрерывных и цифровых регуляторов. ИЭ1 импульсный элемент входного коммутатора который преобразует непрерывный сигнал в последовательность импульсов КЭ кодирующий элемент который о...
18796. Принципы построения и основные структуры реальных промышленных регуляторов 489.21 KB
Принципы построения и основные структуры реальных промышленных регуляторов. Рассмотрим общий принцип построения желаемой структуры автоматических регуляторов. При охвате какоголибо участка схемы с передаточной функцией отрицательной обратной связью получаем эк...
18797. Модули УСО и удаленного ввода - вывода 68.12 KB
Модули УСО и удаленного ввода вывода. Неотъемлемой частью любой АСУТП являются устройства связи с объектом УСО назначение которых заключается в сопряжении датчиков аппаратуры и исполнительных механизмов контролируемого объекта и/или технологического процесса с вы...

ЛЕКЦИЯ № 18

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР

Денежная реформа в 1922 г. укрепила национальную валю­ту, покончив с инфляцией.

Однако если в социальной и экономической сфере нововведе­ния были существенными, то в политической системе они были незаметны.

Все важнейшие вопросы государственной жизни решала пар­тия, вернее ее аппарат. На X съезде РКП(б) были осуждены «ан­тимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещено соз­дание фракций и групп внутри партии. После X съезда после­довала «чистка» партии. В 1922 г. была полностью свернута деятельность сохранившихся социалистических партий. Состо­ялся первый крупный политический процесс: ГПУ (которое за­менило ВЧК) обвинило 47 арестованных руководителей эсеров­ской партии в контрреволюционной деятельности. Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей куль­туры («философский пароход»).

Господство большевистской идеологии утверждалось воин­ствующей пропагандой атеизма , разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован.

Укрепление единства партии, разгром ее противников уси­ливали однопартийную политическую диктатуру.

Итоги нэпа.

Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут довоенный уровень промышленности. Стремительно поднялось сельское хозяйство. К 1924 г. посевные площади при­близились к довоенному уровню. Развитие крестьянского хозяй­ства способствовало оживлению розничной торговли.

Однако наряду с безусловными достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли социальное неравенство, безработица . Усилилась коррумпированность чиновников. Экономическое раз­витие страны сопровождалось постоянными кризисными явле­ниями.

В целом развитие Советской страны в 20-е гг. шло недоста­точно высокими темпами.

В этот период передовые страны мира совершили серьез­ный скачок вперед, в то время как Россия лишь восстано­вила свой довоенный уровень.

Перед партийным и государственным руководством встала проблема совершенствования методов экономической поли­тики.

Образование СССР.

После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные советские республики и Даль­невосточная республика. В составе крупнейшей республики - РСФСР - находилось немало автономных образований с неоп­ределенным государственным статусом. Во главе всех советских республик стояли члены РКП(б). Между республиками устанав­ливались тесные хозяйственные, культурные и иные связи. Все это создавало предпосылки для государственного объединения .

К началу 1922 г. ряд советских республик заключили дого­воры, по которым в ведение РСФСР передавались их вооружен­ные силы, управление промышленностью, финансы, связь, транспорт и международные отношения . Причиной такого ре­шения явилось не только признание ведущего вклада Советской России в победу в Гражданской войне, но и слабость прави­тельств других республик и их зависимость от руководства РСФСР, фактически поставившего их у власти.

В августе 1922 г. в ЦК РКП(б) была создана комиссия по из­учению предложений советских республик об усовершенствова­нии их отношений между собой. Народный комиссар по делам национальностей (Джугашвили), сделавшийся в 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП(б), выступил с иде­ей придать советским и народным республикам право автоно­мий в рамках РСФСР. Когда в 1922 г. республики Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное обра­зование в будущем станет частью РСФСР. Однако подобные пла­ны вызвали протест руководства Советской Грузии.

Заместитель председателя Каменев по по­ручению Ленина составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав нового государства на основе до­говоров. Проект этот был поддержан Пленумом ЦК РКП(б).

Несмотря на то что в Договоре и Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г., указы­валось, что Союз образован по свободному волеизъявлению на­родов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода предусмотрено не было. В ведение Союза передавались воору­женные силы, международные дела и торговля, финансы, со­общение и связь. Промышленность, культура и внутренние дела оставались в ведении республик.

Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов, избиравший на время между своими заседаниями Цен­тральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал.

Внешняя политика в 20-е гг. XX в.

Первые международные договоры были заключены Советской Россией со странами, бо­ровшимися за свою независимость. В 1921 г. были подписаны договоры с Ираном и Афганистаном, затем с Турцией, которая получила ряд территорий бывшей Российской империи и воен­ную помощь. Тогда же были заключены мирные договоры с го­сударствами, возникшими на окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.

Поскольку западные державы не спешили признавать Совет­скую Россию, большевики стали заключать с ними торговые со­глашения, рассчитывая через экономические связи добиться установления и политических. В течение 1921 -1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией, Великобритани­ей, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения меж­дународной конференции для урегулирования всех спорных во­просов между Советской Россией и странами Антанты с целью заключения мирного договора. Это предложение было принято Антантой, которая в 1922 г. пригласила РСФСР на междуна­родную конференцию в Генуе. Советскую делегацию возгла­вил нарком иностранных дел.

Представители ряда европейских держав потребовали от РСФСР возвратить долги царского и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные пред­приятия или оплатить их стоимость, отменить монополию внеш­ней торговли и т. д. Советская сторона не согласилась с этими предложениями и предъявила встречное требование - возме­стить ущерб, причиненный иностранной интервенцией и эконо­мической блокадой. Одновременно советское руководство согла­шалось признать часть довоенных долгов, если европейские пра­вительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые займы. Эти условия были отвергнуты. Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля 1922 г. в Рапалло (предместье Генуи) был подписан договор между РСФСР и Германией о восстановлении диплома­тических отношений. Германия отказывалась от претензий по возмещению стоимости национализированных предприятий их бывшим владельцам. В свою очередь, РСФСР предоставляла Гер­мании большие торговые преимущества.

Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией, западные державы приступили к созданию «сани­тарного кордона» против большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В мае 1923 г. ми­нистр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании анти­британской кампании и потребовал отозвать советских уполно­моченных из Ирана и Афганистана. Однако идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Ультиматум был ско­ро взят британским правительством обратно.

Уже в 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические от­ношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией, Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в историю под названием «полоса признаний».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об обстановке в Советской России после окончания Гражданской войны.

2. Назовите причины перехода к нэпу. В чем состояла сущность нэпа?

3. Назовите положительные и отрицательные итоги нэпа.

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа? Ар­гументируйте свой ответ.

5. Почему и как образовался Советский Союз? Какова была струк­тура управления новым государством?

6. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг. XX в.

Новая экономическая политика (НЭП) - введена советским руководством 15 МР 1921 на Х съезде РКП(б) (8-16 МР 1921 ), направлена на преодоление массового недовольства действовавшей политикой "военного коммунизма ".

Продразверстка заменена продналогом (в 2 раза меньшим), разрешены свобода торговли, частное предпринимательство , использование иностранного капитала в форме концессий и труда батраков в деревне. Поощрялось развитие кустарного производства и мелкой промышленности. 10 ДК 1921 частным владельцам были возвращены предприятия с числом занятых до 10 человек . Советы заменили органы чрезвычайной власти .

Задачи осуществления мировой пролетарской революции и построения социализма отодвинуты на более отдаленный срок. Главное отличие НЭПа от военного коммунизма - попытка использовать рыночные отношения в переходный период от капитализма к социализму, при длительном существовании разных экономических укладов . Общее с политикой военного коммунизма: НЭП, как и военный коммунизм, опиралась на национализированную промышленность, транспорт, связь, жёсткую административную систему управления в главных отраслях хозяйства, неэквивалентный обмен с деревней и торможение крестьянского хозяйства . Военный коммунизм и НЭП сближает общая цель строительства социалистической модели общества в условиях диктатуры пролетариата , а фактически - партии . НЭП свергнут в конце 1920-х.

НЭП потерпел поражение в силу присущих ему противоречий:

в экономике: нехватка капиталов для реконструкции промышленности, отсутствие притока капиталов извне в условиях изоляции СССР. Капиталы могли бы прийти от мелкой и средней промышленности, а главное от крестьянских хозяйств. Но власть сдерживала рост частных крупнотоварных хозяйств, давила их запретами и налогами. Бухарин Н.И . отмечал: "У нас есть нэп в городе, у нас есть нэп в отношениях м.городом и деревней, но у нас почти нет нэпа в самой деревне".

в социальной сфере и политике: партия выступала против роста частнопредпринимательского сектора, который стремился обеспечить политические условия для своего развития и требовал политических свобод . Свободное предпринимательство (в городе и деревне) не обеспечивало необходимых условий для форсированной индустриализации , не давало проводить насильственную коллективизацию в интересах государственной промышленности, требования либерализации общественной мысли угрожали однопартийной системе власти.

Создание СССР в 1922-1940

Хронология

1925 г., декабрь XIV съезд РКП (б). Принятие курса на индустриализацию народного хозяйства СССР.

Образование СССР

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об образовании Союза Советских Социалистических Республик выступил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин(Иосиф Виссарионович) , зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР.

В состав СССР вошли РСФСР, УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР (Грузия, Армения, Азербайджан). Присутствующие на съезде главы делегаций республик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР.

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планирования. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны.

В течение 1920-1930-х гг. в состав СССР вошли: Казахская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР. Из ЗСФСР (Закавказской Cоветской Федеративной Социалистической Республики) выделились и образовали самостоятельные республики в составе СССР Грузинская ССР, Армянская ССР и Азербайджанская ССР. Молдавская автономная республика, входившая в состав Украины, получила статус союзной. В 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия были включены в состав УССР и БССР. В 1940 г. в состав СССР вошли Литва, Латвия и Эстония.

Распад Союза Советских Социалистических Республик (СССР), объединявшего 15 республик, произошел в 1991 г.

Индустриализация в СССР.

Социалистическая индустриализация СССР (Сталинская индустриализация ) - процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу.

Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928-1932). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства. Главным архитектором и интеллектуальным движителем сталинской индустриализации был Альберт Канн. Проектировщик заводов Форда. Именно он разработал технологию, которая позволяла за несколько месяцев спроектировать огромный завод и так же быстро его построить. В 1928 г. его пригласили в СССР. Разруха и полное отсутствие специалистов. Канн начинал на пустом месте. В Москве открылся филиал американской фирмы Канна, во главе которого оказался его брат Мориц. Филиал получил советское название «Госпроектстрой». Первой ласточкой был Сталинградский тракторный завод. После того, как конструкции для Сталинградского тракторного были изготовлены в США, привезены в СССР, и за шесть месяцев смонтированы, Кану был предложен пакет заказов на проектирование и строительство промышленных предприятий с примерной стоимостью 2 млрд. $. Если скорректировать эту сумму на современные цены, то это --- 220 млрд. $. С 1929 по 1932 год фирма Альберта Канна спроектировала для СССР 571 промышленное предприятие. В их числе: тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Томске; самолетостроительные заводы в Краматорске и Томске; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Сольде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберецке, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанция в Якутске; сталелитейные и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральская асбестовая фабрика и пр. Канн спроектировал всю российскую промышленность. Всю советскую военную промышленность.

В ходе довоенных пятилеток в СССР был обеспечен стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности. Согласно распространённому мнению, это в дальнейшем позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. Наращивание индустриальной мощи в 1930-е считалось в рамках советской идеологии одним из важнейших достижений СССР. С конца 1980-х, однако, вопрос о действительных масштабах и историческом значении индустриализации стал предметом дискуссий, касающихся подлинных целей индустриализации, выбора средств для её осуществления, взаимосвязи индустриализации с коллективизацией и массовыми репрессиями, а также её результатов и долгосрочных последствий для советской экономики и общества.

Коллективизация в СССР.

Коллективизация в СССР, массовое создание коллективных хозяйств (колхозов) в сельском хозяйстве, развернувшееся в 1929 и завершившееся в основном к концу 1930-х гг.

И. В. Сталин понимал, что крестьян будет трудно будет заставить отдавать хлеб для нужд индустриализации. Поэтому было решено сделать крестьян работниками крупных хозяйств (колхозов), полностью подчиненных государству. Увеличение снабжения растущих городов хлебом стало главной проблемой коллективизации - неотъемлемой части индустриального скачка. Официальная пропаганда обосновывала необходимость коллективизации внедрением сельскохозяйственной техники. Но в 1929 было выпущено всего 3300 тракторов. Когда же их производство было налажено, техника осталась в руках государственных Машинно-тракторных станций (МТС) - еще одного средства контроля над крестьянами. Важнейшим результатом коллективизации стало непосредственное управление работой каждого крестьянина председателями колхозов, от которых уже было очень трудно скрыть «излишки». Формально председатели были выборными, но фактически назначались вышестоящими партийными организациями. Сталин торопился с получением зерна и определил ударные темпы коллективизации. План первой пятилетки предусматривал, что только 16-18% крестьянства должно было быть добровольно коллективизировано. Но 7 ноября 1929 Сталин выступил со статьей «Год великого перелома», в которой призвал резко ускорить ее темпы. Были приняты планы сплошной коллективизации в основных зерновых районах страны. Однако многие крестьяне не желали вступать в колхозы и отдавать им нажитое упорным трудом имущество. В ответ ВКП(б) применила раскулачивание. В ответ крестьяне, не желавшие отдавать свое добро, забивали свой скот. Массовый убой скота привел к тому, что производство мяса на душу населения в относительно благополучном году 1940 составляло 15-20 кг. в год (в 1913 - 29 кг.).

Ломка традиционного уклада жизни крестьян, резкое ухудшение их положения, насилие государственных и партийных организаций вызвали ответную реакцию. Возмущенные крестьяне собирались в толпы, иногда по несколько тысяч человек, вооружались вилами, топорами, кольями, обрезами и охотничьими ружьями. Крестьяне нападали на организаторов коллективизации, милицию и даже войска, вызванные для подавления этих выступлений. Только в 1930 произошло более 1300 волнений, в которых приняло участие более 2,5 миллионов человек. Выступления жестоко подавлялись. Потерпев поражение в прямом столкновении с властями и войсками, недовольные крестьяне перешли к саботажу, террористическим актам, поджогам и т.д.

На село были направлены так называемые «двацатипятитысячники»– городские коммунисты, в большинстве своем рабочие, которые должны были оказать помощь местным активистам в проведении коллективизации. Первая волна составляла 25 тыс. человек (отсюда название). Десятки тысяч организаторов, имевших за плечами опыт Гражданской войны, не были связаны с крестьянской средой, но имели большие полномочия по проведению коллективизации. Они решительно проводили раскулачивание, подавляли небольшие волнения. Но в им не удавалось переломить ситуацию - крестьяне продолжали резать скот, гноить зерно, поджигать колхозные постройки, убивать наиболее жестоких организаторов раскулачивания, подниматься на бунты.


Похожая информация.