Как работает апл. Что такое Apple Pay и как работает. На какой номер телефона приходит одноразовый пароль при выпуске токена

Apple Pay – универсальная система бесконтактных платежей, которая была разработана компанией Apple в 2014 году. Преимуществом данной разработки является то, что она совместима на сегодняшний день со многими бесконтактными считывателями, такими как MasterCard PayPass или Visa PayWave. Данная система мобильных платежей поддерживается целым рядом девайсов от купертиновской компании, но мы выделим только модели iPhone, на которых может функционировать данная система.

В смартфоны, которые поддерживают средство мобильных переводов денежных средств, встроен специальный чип NFC, который позволяет обмениваться данными на небольшом расстоянии. Такой чип не был установлен в более ранние флагманы, поэтому возникает проблема в использовании системы мобильных транзакций на некоторых девайсах яблочной компании. Рассмотрим, на каких айфонах на сегодняшний день поддерживаются бесконтактные платежи:

  • iPhone 6/6 Plus;
  • iPhone 6s/6s Plus;
  • iPhone 7/7 Plus;
  • iPhone SE.

К разочарованию многих пользователей, революционные iPhone 5, 5c и 5s не поддерживают Apple Pay. Единственным возможным решением для владельцев флагманов пятой модели – это пользоваться разработкой купертиновской компании с помощью умных часов Apple Watch. Для этого достаточно синхронизировать iPhone 5 с умными часами.

Как подключить Apple Pay Сбербанк на iPhone

Для того, чтобы подключить систему бесконтактных платежей, необходимо установить на свой телефон приложение Wallet, проведя авторизацию с помощью своего персонального Apple ID. После успешного входа появится возможность добавить платежную карту. Выбрав соответствующую функцию, юзеру будет предложено сфотографировать свою персональную банковскую карточку. Можно отказаться от такого способа, введя все данные вручную.

Дальше необходимо будет подтвердить введенную информацию, введя код, который Сбербанк отправит на номер пользователя. Если на экране появились такие слова, как «Карта активирована. Карта MasterCard Standard готова для Apple Pay», то можно начинать успешно пользоваться системой бесконтактных платежей.

Бесконтактные транзакции для клиентов Сбербанка

Для клиентов Сбербанка подключение функции бесконтактных платежей проходит гораздо проще и быстрее. Все что требуется – это запустить приложение Wallet и выбрать соответствующую банковскую карточку, которая автоматически окажется в коллекции кошелька.

Обладатели синхронизированных умных часов сразу же после активации карты на айфоне получат уведомление, которое предложит добавить данную карту на девайс. Программа предложит придумать небольшой пароль, после чего пользователь в приложении Wallet сможет добавить карту, предварительно заполнив необходимую информацию. Единственное, что нужно будет сделать – это еще раз подтвердить личность, введя код из СМС от Сбербанка.

На айфоне встроена поддержка не только Сбербанка, но и таких популярных финансовых учреждений, как ВТБ 24 и Альфа банк. Настройка производится таким же образом, как и в случае со Сбербанком.

Использование системы

Рассмотрим, какие существуют способы использования приложения для мобильных платежей. После активации карты можно смело начинать пользоваться данной системой, оплачивая покупки в супермаркетах и магазинах. Для этого достаточно поднести свой айфон к терминалу, не открывая приложение Wallet. Телефон автоматически распознает платежное устройство и предложит сделать сканер отпечатка пальца. После того, как пользователь прикоснется своим пальцем к Touch ID, с банковской карты снимутся деньги за соответствующую покупку.

Стоит помнить, что сфера использования разработки яблочной компании достаточно широка. Средство было разработано для пользователей, дабы облегчить любую деятельность, связанную с транзакционными платежами. Любой желающий может в один клик совершать покупки в интернет-магазине, а также пользоваться различными услугами дополнений в специальном магазине приложений. Теперь заплатить за любую услугу достаточно, коснувшись своим пальцем к Touch ID.

Мобильные транзакции – уникальная разработка, способная значительно облегчить жизнь любого человека, позволив ему совершать любые покупки и оплаты за считанные секунды, совершенно не беспокоясь о безопасности.

Январь 2019

Практика проведения торговых сделок с использованием мобильных смартфонов приобрела широкую популярность. Пионером в области применения инновационных наработок является компания Apple, гаджеты которой знают и любят по всему миру. В России с каждым годом всё большее число пользователей отдают предпочтение айфонам. Как работает платёжная система Apple Pay, и насколько она удобна - рассмотрим в данной публикации.

Что такое платёжная система Apple Pay?

Впервые данный метод платёжных систем появился на отечественном рынке предоставления финансовых услуг в 2016 году. За достаточно короткий срок пользователями программы стали сотни тысяч владельцев смартфонов корпорации Apple. Теперь клиенты российских банков, поддерживающих данную платформу, не тратят своё время на бесконечное заполнение данных своих пластиковых карт – они просто подносят телефон к считывающему информацию устройству, и платёж совершается.

Данный сервис по праву является предметом гордости его разработчиков – площадка специально придумана таким образом, чтобы максимально упростить процедуру совершения транзакций. Кроме того, чтобы скачать приложение Apple Pay, отнюдь не обязательно быть «богом» компьютерных технологий – с этим без труда справится даже ребенок. Факт оплаты происходит после того, как пользователь поднесёт телефон к терминалу и подтвердит свои действия через пароль или сканер собственного отпечатка. Помимо РФ приложение активно поддерживает еще 9 крупнейших государств мира. С версией совместимы практически все модели смартфонов айфон, что расширяет границы покрытия сервиса.

Как установить и настроить Эппл Пей?


Подключить Эпл Пей самостоятельно совсем не сложно, впрочем, как и использовать технологию при совершении денежных транзакций. Пошаговый алгоритм действий пользователя выглядит следующим образом:

  1. Найдите приложение Wallet – данная версия специально разработана для пользования интернет-финансами.
  2. Откройте приложение.
  3. Найдите в нём окно, позволяющее добавить новую платёжную карту, подтвердите своё действие и перейдите к следующему шагу, кликнув по кнопке «далее».
  4. В случае, если вы осуществили привязку любой карты, позволяющей приобретать товары и услуги в iTunes, то достаточно просто ввести в телефон кодовую комбинацию цифр, которая обезопасит платежи. Как правило, это трёхзначный набор символов.
  5. Если в качестве привязки выбран другой вариант совершения операций, необходимо приблизить карту к экрану гаджета таким образом, чтобы она поместилась лицевой стороной в сканирующую рамку, и аппарат смог зафиксировать её встроенной камерой. Второй способ – попробовать выполнить привязку стандартным ручным методом – внимательно ввести её банковский номер, срок действия и персональные данные владельца (фамилия и имя заполняются на латинском).
  6. Если всё сделано верно, на экране снова появится всплывающее окно, и программа запросит код безопасности. Он расположен на задней стороне пластика.
  7. Далее Эппл Пей предложит пользователю ознакомиться с основными условиями и правилами обслуживания конкретного эмитента. Внимательно ознакомьтесь с текстом и подтвердите своё согласие, нажав на поле «принять».
  8. Следующий шаг – выбор варианта регистрации карты в приложении. Программа предложит на выбор несколько способов. К примеру, смс–рассылка. Если остановиться на таком способе информирования, в течение нескольких минут вам будет оправлено СМС с кодовой комбинацией. Её нужно ввести в мобильный - в соответствующее окно.
  9. Завершающее действие – кнопка «готово». Теперь можно пользоваться системой - карта привязана к телефону.

Какие карты поддерживает Apple Pay?

В Apple Pay можно добавить следующие карты:

  • Виза;
  • МастерКарт;
  • Маэстро;

При этом их обладатель теперь не обязан постоянно носить с собой все перечисленные виды карт. Наличие мобильного интернет-ресурса даст возможность в несколько касаний выполнить нужную операцию. Одним из преимуществ приложения является возможность привязки к программе сразу всех, входящих в данный список, пластиковых карт, что особенно удобно в крупных торговых центрах, где постоянно существуют бонусные программы и специальные скидки для конкретных карт.

Сравнительно недавно на официальном сайте компании разработчика мобильных телефонов айфон появилось сообщение о том, что планируется возможность привязки к базе карт крупнейших центров и торговых компаний для совершения покупок в них, чтобы дать возможность клиенту пользоваться внутренними торговыми предложениями и бонусными преференциями.

С какими банками работает Apple Pay?

В 2020 году в РФ почти все крупные финансовые компании, имеющие государственную аккредитацию, привязаны к данной платёжной системе, позволяя своим клиентам совершать покупки более доступным методом. Apple Pay поддерживается следующими банками и платёжными системами:

  • Открытие
  • Русский стандарт
  • Газпромбанк
  • Промсвязьбанк
  • Сбербанк
  • Евросеть Кукуруза
  • РайффайзенБанк
  • Тинькофф Банк
  • Рокетбанк
  • Яндекс Деньги
  • Мегафон
  • Альфа-Банк
  • Билайн
  • Бинбанк
  • Банк Санкт-Петербург

Стоит отметить, что вышеперечисленный список неполный, а сервис бесконтактных совершений финансовых операций набирает обороты, и уже в самое ближайшее время еще порядка 10 компаний будут готовы установить Apple Pay и предоставить возможность мобильного совершения платежей своим клиентам. Со всеми банками-эмитентами, которые поддерживают платёжную систему Эпл Пэй, можно ознакомиться на официальном сайте «яблока».

На каких айфонах работает Apple Pay?

Чтобы делать приобретения и получать услуги с помощью «яблочка», нужно скачать приложение Apple Pay на устройство, поддерживающее данную систему. Их список представлен ниже.


  1. iPhone X
  2. iPhone 8
  3. iPhone 8 Plus
  4. iPhone 7
  5. iPhone 7 Plus
  6. iPhone 6S
  7. iPhone 6S Plus
  8. iPhone 6
  9. iPhone 6 Plus
  10. iPhone SE
  11. iPad Pro
  12. iPad (5-го поколения)
  13. iPad Air 2
  14. iPad Mini 4
  15. iPad Mini 3
  16. Apple Watch Series 3
  17. Apple Watch Series 2
  18. Apple Watch Series 1
  19. Apple Watch (1-го поколения)
  20. MacBook Pro с датчиком Touch ID
  21. Компьютер Mac модели 2012 года или более поздней в сочетании с iPhone с поддержкой Apple Pay или Apple Watch

Как расплачиваться айфоном в магазине?

Чтобы иметь представление о том, как расплачиваться Apple Pay в магазине, ознакомьтесь с инструкцией:

  • допустимо оплачивать покупки только при помощи терминалов, которые поддерживает Эппл – это подтвердит наличие на корпусе аппарата логотипа компании и подписи Pay;
  • дождитесь, пока бесконтактный прибор будет готов к совершению операции, затем для обмена данными нажмите кнопку, являющуюся датчиком, и приблизьте телефон на расстояние порядка 2-3 см к устройству;
  • далее программа самостоятельно подберёт необходимую для совершения операции платежа карту, если для неё заранее установлена функция автоматического выбора;
  • подержите телефон в таком положении до того момента, пока не получите подтверждение того, что средства с пластиковой карты сняты – на экране терминала появиться соответствующий текст «готово»;
  • если требуется оплата за покупку другой пластиковой картой, зарегистрированной в Wallet, то достаточно просто приблизить гаджет к считывающему информацию аппарату, не нажимая при этом на датчик (на экране появится перечень доступных карт, пользователь в ручном режиме выбирает ту, которой хочет оплатить покупку).

Учитывайте следующие моменты, если вы являетесь владельцем 6-го айфона:

  • доступ к интернету для совершения транзакций – обязателен;
  • ряд торговых точек наверняка потребуют дополнительно ввести свой пин-код и поставить в чеке личную подпись - кодовая комбинация вводится следующим образом: входим в Wallet и нажимаем на символ, расположенный возле необходимой нам карты (появится надпись «учётный номер устройства», туда вводим код карты).

Кроме того, если терминал даст запрос выбора типовой принадлежности платёжки – дебетовая или кредитная карта будет использоваться, предпочтительно остановить свой выбор на втором варианте.

Работает ли Apple Pay без интернета?


Те, кто давно пользуется айфонами, привыкли к утверждению, что полноценно свой функционал аппарат способен раскрыть лишь при наличии качественного, устойчивого интернет-соединения. Нужен ли интернет для Apple Pay? Площадка сломала данный стереотип и стала своеобразным исключением из правила – для пользования платёжной системой наличие интернета не обязательно. Всемирная паутина теперь не пригодится. Достаточно просто приблизить смартфон к считывающему устройству, и платёж будет совершён. Это очень удобно, поскольку не все регионы страны могут похвастать глобальной и бесперебойной сетью. Принцип работы приложения основан на законах физики – вращающейся рамки, в которой находится небольшой ток, и магнитного поля, излучающегося терминалом, вполне достаточно для успешного проведения операций.

Безопасность платежей

Что касается безопасности пользования приложением, то она одна из самых высоких среди всех аналогичных предложений конкурирующих компаний. Поддержка карт ведущих платёжных систем мира накладывает на сервис определенные обязательства. Все номера карт, персональная информация о клиенте никуда не передаётся, так как эти сведения не сохраняются ни в мобильном аппарате, ни на глобальных серверах самой компании. Принцип работы основан на создании вместо масштабных хранилищ данных небольшой учётной записи устройства. Эта учётка вместе с кодовыми комбинациями проходит случайную генерацию для каждого вида операций, применяемых в процессе проведения транзакций. Если телефон будет случайно утерян или попадёт в посторонние руки, кроме его собственника никто не сможет получить доступ, поскольку устройство запросит подтверждение личности. Пока идентификация не пройдёт успешно, система будет заблокирована.

Видео по теме

За последние пару лет мы привыкли пользоваться Apple Pay. Двойное нажатие на кнопку Home, подтверждение Touch ID, готово – покупка оплачена! На iPhone X нет ни кнопки Home, ни Touch ID. Соответственно, и Apple Pay работает по-другому. Ниже об этом подробнее.

Активация Apple Pay на iPhone X с помощью Face ID состоит из трёх частей.

Шаг 1: Двойное нажатие на боковую кнопку

Для начала нужно дважды нажать на боковую кнопку. Откроется экран с Apple Pay.

Шаг 2: Сканирование лица

После этого вы увидите маленькую анимацию на экране. Поднесите телефон к лицу и аутентифицируйте Face ID.

Шаг 3: Поднесите телефон к терминалу

Когда аутентификация будет завершена, вы увидите текст «Поднесите устройство к терминалу». Сделайте это, и платёж будет совершён. Дополнительные действия в случае необходимости нужно будет произвести уже на терминале.

Если вы привыкли пользоваться старым методом Apple Pay, к новому процессу придётся привыкать немного дольше. По сути способ остался тем же, но теперь он разбит на две части.

Не пропускайте новости Apple – подписывайтесь на наш Telegram-канал , а также на YouTube-канал .

К одним из самых больших в мире атомных подводных лодок можно с уверенностью отнести тяжёлые ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула». Классификация НАТО – SSBN «Typhoon». В 1972 году после получения задания, в ЦКМБМТ «Рубин», приступили к разработке данного проекта.

История создания

В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на проектирование, С.Н. Ковалев был назначен главным конструктором проекта. Разработка и создание нового типа подводных крейсеров позиционировалось как ответ на строительство ПЛАРБ типа «Огайо» в США. На вооружении планировалось использовать твердотопливные трехступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39 (РСМ-52), габариты этих ракет и обусловили размеры нового корабля. Если сравнивать с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащены ПЛАРБ типа «Огайо», то ракета Р-39 обладает значительно лучшими характеристиками в дальности полета, забрасываемой массы и имеет 10 блоков, в то время как у «Трайдента» таких блоков 8. Но при этом Р-39 значительно превосходит размерами, она почти вдвое длиннее, и имеет массу втрое больше американского аналога. Компоновка РПКСН по стандартной схеме не подходила для размещения ракет столь большого размера. Решение о начале работ по строительству и проектированию стратегических ракетоносцев нового поколения было принято 19 декабря 1973 года.

В июне 1976 года на предприятии «Севмаш» была заложена первая лодка этого типа ТК-208, которая спущена на воду 23 сентября 1980 года (аббревиатура ТК означает «тяжелый крейсер»). Изображение акулы было нанесено в носовой части, ниже ватерлинии, перед спуском лодки на воду, позже на форме экипажа появились нашивки с акулой. 4 июля 1981 года головной крейсер вышел на морские испытания, на месяц ранее американской ПЛАРБ «Огайо», проект которой был запущен раньше. 12 декабря 1981 года вступила в строй ТК-208. В период с 1981 по 1989 год введено в строй и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Седьмой корабль данной серии так и не был заложен.

Более 1000 предприятий бывшего Союза обеспечивало строительство подводных лодок данного типа. 1219 сотрудников «Севмаша», участвовавших в создании корабля были награждены правительственными наградами.

Заявление о создании лодок серии «Акула» прозвучало на XXVI съезде КПСС от Брежнева, который заявил: У нас имеется система «Тайфун», аналогичная новой американской подводной лодке «Огайо» вооруженную ракетами «Трайдент-I». «Тайфуном» новая лодка «Акула» была названа умышленно, на тот момент холодная война еще не была окончена, для введения противника в заблуждение и прозвучало название «Тайфун».

В 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз, водоизмещение которого составляло 16 000 тонн, количество принимаемых ракет на борт 16 БРПЛ. Транспорт получил название «Александр Брыкин» и был предназначен для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами.

Длительный высокоширотный поход в Арктику был осуществлен в 1987 году лодкой ТК-17 «Симбирск». Во время этого похода была произведена неоднократная замена экипажей.

На ТК-17 «Архангельск» при проведении учебного пуска в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета, пуски проводились в Белом море 27 сентября 1991 года. При взрыве сорвало крышку ракетной шахты и выброшена в море боевая часть ракеты. После этого инцидента лодка встала на небольшой ремонт, экипаж при взрыве не пострадал.

«Одновременный» пуск 20 ракет Р-39 прошел на испытаниях проводимых Северным флотом в 1998 году.

Особенности конструкции

Энергетическая установка на лодках данного типа выполнена в виде двух независимых эшелонов, которые расположены в прочных корпусах, корпуса эти разные. Для контроля состояния реакторов используется импульсная аппаратура, на случай потери электроснабжения реакторы оснащены системой автоматического гашения.

Еще на стадии проектирования в техническое задание был включен пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, в связи с этим проведена разработка и ряд экспериментов, в опытных отсеках, методов расчета динамической прочности наиболее сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Так как стандартные цеха не подходили для постройки лодок типа «Акула», пришлось возводить новый цех за номером 55 на «Севмаше», который в настоящее время является одним из самых больших крытых эллингов в мире.

Подводные лодки типа «Акула» обладают достаточно большим запасом плавучести 40%. За то что половина водоизмещения на лодках этого типа приходится на балластную воду, они получили неофициальное название на флоте — «водовоз», еще одно неофициальное название «победа техники над здравым смыслом» было присвоено лодке в конкурирующем КБ «Малахит». Существенной причиной повлиявшей на принятие такого решения было требование обеспечить наименьшую осадку корабля. Данное требование было вполне обоснованно получением возможности использования уже существующих ремонтных баз и пирсов.

Именно большой запас плавучести вместе с достаточно прочной рубкой дают возможность проломать лед, толщина которого составляет до 2,5 метров, это позволяет вести боевое дежурство в северных широтах практически до северного полюса.

Корпус

Одной из особенностей конструкции лодки является наличие пяти обитаемых прочных корпусов внутри легкого корпуса. Два из которых, основные, их наибольший диаметр составляет 10 метров, расположены по принципу катамарана – параллельно друг другу. Ракетные шахты с ракетными комплексами Д-19 находятся в передней части корабля, между главными прочными корпусами.

Помимо этого, лодка оснащена тремя герметичными отсеками: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Такое размещение трех отсеков между основными корпусами лодки существенным образом повышает пожаробезопасность и живучесть лодки. Согласно мнению генерального конструктора С.Н. Ковалева:

«Произошедшее на «Курске» (проект 949А), на подводных лодках проекта 941, не могло привести к таким катастрофическим последствиям. Торпедный отсек на «Акуле» выполнен в виде отдельного модуля. В случае взрыва торпеды не могло произойти разрушения нескольких основных отсеков и гибели всего экипажа.»

Главное корпуса соединяются между собой тремя переходами: в носу, в центре и в корме. Переходы проходят через промежуточные отсеки капсулы. Количество водонепроницаемых отсеков на лодке – 19. Спасательные камеры, размещенные у основания рубки под ограждением выдвижных устройств, способны вместить весь экипаж. Количество спасательных камер -2.

Изготовление прочных корпусов осуществлялось из титановых сплавов, легкий корпус – стальной и имеет нерезонансное противолокационное и звукоизолирующее покрытие, вес которого составляет 800 тонн. Американские специалисты считают, что звукоизолирующим покрытием снабжены так же прочные корпуса лодки.

На корабле установлено развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, которое имеет размещение непосредственно за винтами. Убирающимися выполнены передние горизонтальные рули.

Для осуществления возможности несения дежурства в северных широтах, ограждение рубки изготовлено очень прочным, имеющим способность проломать лед, толщина которого составляет от 2 до 2,5 метров (в зимний период толщина льда в Северном ледовитом океане может быть от 1,2 до 2 метров, иногда достигает 2,5 метров). Снизу поверхность льда составляют наросты в виде сосулек или сталактитов имеющих довольно большие размеры. Во время всплытия на лодке убираются носовые рули, а сама она прижимается к ледяному слою специально приспособленным для этого носом и рубкой, затем осуществляется резкий продув цистерны главного балласта.

Силовая установка

Проектирование главной ядерной энергетической установки осуществлено по блочному принципу. В главную установку входят два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 тепловая мощность которых на валу составляет 2х50 000 л.с. а так же в обоих прочных корпусах расположены две паротурбинные установки, это значительным образом повышает живучесть лодки.

На лодках проекта «Акула» применяется двухкаскадная система резинокордной пневматической амортизации и блочная система механизмов и оборудования, что позволяет значительным образом улучшить виброизоляцию узлов и агрегатов, и таким образом снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для снижения уровня шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Система резервного средства движения включает в себя два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. При маневрировании в стесненных условиях на лодке используются подруливающее устройство, представляющее из себя две откидные колонки с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Эти устройства размещаются в носовой и кормовой части корабля.

Размещение экипажа

Размещение экипажа осуществляется в условиях повышенной комфортности. На подводных лодках проекта «Акула» предусмотрен салон для отдыха экипажа, плавательный бассейн размерами 4х2 метра глубина которого 2 метра, бассейн заполняется пресной либо соленой забортной водой с возможностью подогрева, спортзал, солярий, сауна, а так же «живой уголок». Размещение рядового состава происходит в маломестных кубриках, командный состав размещен в двух либо четырехместных каютах обеспеченных умывальниками, телевизорами и кондиционерами. Кают-компании две: одна для офицеров, а вторая для матросов и мичманов. За условия комфортности созданные на лодке, среди моряков она получила название «плавучий «Хилтон»».

Вооружение

Основным вооружением ТК являются 20 трехступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39 «Вариант». Стартовая масса данных ракет вместе с пусковым контейнером составляет — 90 тонн, а длинна 17,1 м, это наибольшая стартовая масса из всех принятых на вооружение БРПЛ.

Ракеты имеют разделяющуюся боевую часть на 10 боеголовок с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полета ракет – 8 300 км. В связи с тем, что Р-39 имеют достаточно большие габариты, единственным их носителем являются лодки проекта 941 «Акула».

Испытания ракетного комплекса Д-19 проводились на специально переоборудованной дизельной субмарине К-153 (проект 619), на ней была размещена только одна шахта для Р-39, количество запусков бросковых макетов ограничено семью.

запуск ракеты Р-39 с подводной лодки проекта 941 «Акула»

С лодок проекта «Акула» может быть осуществлен старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет минимальный. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.

Использование амортизационной ракетно-стартовой системы АРСС позволяет осуществить старт ракеты с помощью порохового аккумулятора давления из сухой шахты, это в значительной мере уменьшает уровень предстартового шума, а так же сокращает интервал между запусками ракет. Одной из особенностей комплекса является подвешивание ракет у горловины шахты при помощи АРСС. На стадии проектирования было предусмотрено размещение боекомплекта из 24 ракет, однако решением главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова, число ракет было сокращено до 20.

Разработка нового усовершенствованного варианта ракеты Р-39УТТ «Барк» была начата после принятия постановления правительства в 1986 году. На новой модификации ракеты планировалось реализовать систему прохождения через лед, а так же увеличить дальность до 10 000 км. По плану, перевооружить ракетоносцы было необходимо до 2003 года к моменту истечения гарантийного ресурса ракет Р-39. Однако, испытания новых ракет прошли не удачно, после третьего пуска закончившегося провалом, в 1998 году Министерством обороны принято решение о прекращении работ над комплексом, к моменту принятия такого решения готовность комплекса составляла 73%. Разработка другой твердотопливной БРПЛ «Булава» была поручена Московскому институту теплотехники, разработавшему сухопутную МБР «Тополь-М».

Помимо стратегического вооружения, на лодках проекта 941 «Акула» размещено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, которые могут быть использованы для постановки минных заграждений стрельбы ракето-торпедами и обычными торпедами.

Система противовоздушной обороны обеспечена восемью комплексами ПЗРК «Игла-1».

Лодки проекта «Акула» оснащены радиоэлектронным вооружением следующих типов:

    • «Омнибус» — боевая информационно-управляющая система;
    • аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 установлен цифровой «Скат-3»);
    • гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
    • эхоледомер МГ-518 «Север»;
    • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
    • навигационный комплекс «Симфония»;
    • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
    • телевизионный комплекс МТК-100;
    • две антенны буйкового типа, позволяют принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Интересные факты
    • Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»
    • За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году
    • Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса
  • Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны.

Бесшумные «хищники» морских глубин всегда наводили ужас на неприятеля, причем как в военное, так и в мирное время. С подлодками связано бесчисленное количество мифов, что, впрочем, неудивительно, если учесть, что их создают в условиях особой секретности. Но сегодня мы знаем достаточно об общей...

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная). Такие лодки еще называют многоцелевыми. Их предназначение: уничтожение кораблей, других подлодок, тактических целей на земле и сбор разведданных. Они меньше РПКСН и имеют лучшую скорость и подвижность. ПЛАТ могут использовать торпеды или высокоточные крылатые ракеты. К числу таких АПЛ относятся американский «Лос-Анджелес» или советский/российский МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б».

Американский «Сивулф» считается самой совершенной многоцелевой атомной подводной лодкой. Ее главная особенность – высочайший уровень скрытности и смертоносное вооружение на борту. Одна такая субмарина несет до 50 ракет «Гарпун» или «Томагавк». Также имеются торпеды. Из-за большой дороговизны флот США получил только три таких подлодки.

ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). Это самая малочисленная группа современных АПЛ. Сюда входят российский 949А «Антей» и некоторые переоборудованные в носители крылатых ракет американские «Огайо». Концепция ПЛАРК перекликается с многоцелевыми АПЛ. Субмарины типа ПЛАРК, правда, крупней – они представляют собой большие плавучие подводные платформы с высокоточным оружием. В советском/российском флоте эти лодки также именуют «убийцами авианосцев».

Внутри подводной лодки

Детально рассмотреть конструкцию всех основных типов АПЛ сложно, но проанализировать схему одной из таких лодок вполне возможно. Ею станет субмарина проекта 949А «Антей», знаковая (во всех смыслах) для отечественного флота. Для повышения живучести создатели продублировали многие важные компоненты этой АПЛ. Такие лодки получили по паре реакторов, турбин и винтов. Выход из строя одного из них, согласно задумке, не должен стать для лодки смертельным. Отсеки субмарины разделяют межотсечные переборки: они рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков. Многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый РПКСН проекта 955 – на восемь.

Именно к лодкам проекта 949А относится печально известный «Курск». Эта субмарина погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Жертвами катастрофы стали все 118 членов экипажа, находившиеся на ее борту. Выдвигалось много версий происшедшего: самой вероятной из всех является взрыв хранившейся в первом отсеке торпеды калибра 650 мм. Согласно официальной версии, трагедия произошла из-за утечки компонента топлива торпеды, а именно пероксида водорода.

АПЛ проекта 949А имеет весьма совершенную (по меркам 80-х) аппарату, включающую гидроакустическую систему МГК-540 «Скат-3» и множество других систем. Лодка также оснащена автоматизированной, имеющей повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Симфония-У». Большая часть информации обо всех этих комплексах держится в тайне.

Отсеки АПЛ проекта 949А «Антей»:

Первый отсек:
Его еще называют носовым или торпедным. Именно здесь расположены торпедные аппараты. Лодка имеет два торпедных аппарата 650-мм и четыре 533-мм, а всего на борту АПЛ находится 28 торпед. Первый отсек состоит из трех палуб. Боевой запас хранится на предназначенных для этого стеллажах, а торпеды подаются в аппарат с помощью специального механизма. Здесь также находятся аккумуляторные батареи, которые в целях безопасности отделены от торпед специальными настилами. В первом отсеке обычно служат пять членов экипажа.

Второй отсек:
Этот отсек на субмаринах проектов 949А и 955 (и не только на них) исполняет роль «мозга лодки». Именно здесь расположен центральный пульт управления, и именно отсюда производится управление субмариной. Здесь находятся пульты гидроакустических систем, регуляторы микроклимата и навигационное спутниковое оборудование. Служат в отсеке 30 членов экипажа. Из него можно попасть в рубку АПЛ, предназначенную для наблюдения за поверхностью моря. Там же находятся выдвижные устройства: перископы, антенны и радары.

Третий отсек:
Третьим является радиоэлектронный отсек. Здесь, в частности, находятся многопрофильные антенны связи и множество других систем. Аппаратура этого отсека позволяет принимать целеуказания, в том числе из космоса. После обработки полученная информация вводится в корабельную боевую информационно-управляющую систему. Добавим, что подводная лодка редко выходит на связь, чтобы не быть демаскированной.

Четвертый отсек:
Данный отсек – жилой. Тут экипаж не только спит, но и проводит свободное время. Имеются сауна, спортзал, душевые и общее помещение для совместного отдыха. В отсеке есть комната, позволяющая снять эмоциональную нагрузку – для этого, например, есть аквариум с рыбками. Кроме этого, в четвертом отсеке расположен камбуз, или, говоря простым языком, кухня АПЛ.

Пятый отсек:
Здесь находится вырабатывающий энергию дизель-генератор. Тут же можно видеть электролизную установку для регенерации воздуха, компрессоры высокого давления, щит берегового питания, запасы дизтоплива и масла.

5-бис:
Это помещение нужно для деконтаминации членов экипажа, которые работали в отсеке с реакторами. Речь идет об удалении радиоактивных веществ с поверхностей и снижении уровня загрязнения радиоактивными веществами. Из-за того, что пятых отсека два, нередко происходит путаница: одни источники утверждают, что на АПЛ десять отсеков, другие говорят о девяти. Даже несмотря на то, что последним отсеком является девятый, всего на АПЛ (с учетом 5-бис) их имеется десять.

Шестой отсек:
Это отсек, можно сказать, находится в самом центре АПЛ. Он имеет особую важность, ведь именно здесь находятся два ядерных реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт. Реактор относится к серии ОК-650 – это серия водо-водяных ядерных реакторов на тепловых нейтронах. Роль ядерного топлива исполняет высокообогащенная по 235-у изотопу двуокись урана. Отсек имеет объем 641 м³. Над реактором находятся два коридора, позволяющие попасть в другие части АПЛ.

Седьмой отсек:
Его также называют турбинным. Объем этого отсека составляет 1116 м³. Это помещение предназначено для главного распределительного щита; электростанции; пульта аварийного управления главной энергетической установкой; а также ряда других устройств, обеспечивающих движение подводной лодки.

Восьмой отсек:
Данный отсек очень похож на седьмой, и его тоже называют турбинным. Объем составляет 1072 м³. Здесь можно видеть электростанцию; турбины, которые приводят в движение винты АПЛ; турбогенератор, обеспечивающий лодку электроэнергией, и водоопреснительные установки.

Девятый отсек:
Это чрезвычайно малый отсек-убежище, объемом 542 м³, имеющий аварийный люк. Данный отсек в теории позволит выжить членам экипажа в случае катастрофы. Здесь есть шесть надувных плотов (каждый рассчитан на 20 человек), 120 противогазов и спасательные комплекты для индивидуального всплытия. Кроме этого, в отсеке расположены: гидравлика рулевой системы; компрессор воздуха высокого давления; станция управления электродвигателями; токарный станок; боевой пост резервного управления рулями; душевая и запас продуктов на шесть дней.

Вооружение

Отдельно рассмотрим вооружение АПЛ проекта 949А. Кроме торпед (о которых мы уже говорили) лодка несет 24 крылатые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит». Это ракеты дальнего действия, которые могут пролететь по комбинированной траектории до 625 км. Для наведения на цель П-700 имеет активную радиолокационную головку наведения.

Ракеты находятся в специальных контейнерах между легкими и прочными корпусами АПЛ. Их расположение примерно соответствует центральным отсекам лодки: контейнеры с ракетами идут по обе стороны субмарины, по 12 на каждой из сторон. Все они повернуты вперед от вертикали на угол 40-45°. Каждый из таких контейнеров имеет специальную крышку, выдвигающуюся при ракетном запуске.

Крылатые ракеты П-700 «Гранит» – основа арсенала лодки проекта 949А. Между тем реального опыта по применению этих ракет в бою нет, так что о боевой эффективности комплекса судить сложно. Испытания показали, что из-за скорости ракеты (1,5-2,5 М) перехватить ее очень тяжело. Однако не все так однозначно. Над сушей ракета не способна лететь на малой высоте, и поэтому представляет собой легкую мишень для средств противовоздушной обороны противника. На море показатели эффективности выше, но, стоит сказать, что американское авианосное соединение (а именно для борьбы с ними создавалась ракета) имеет отличное прикрытие ПВО.

Подобная компоновка вооружения не характерна для атомных субмарин. На американской лодке «Огайо», например, баллистические или крылатые ракеты располагаются в шахтах, идущих в два продольных ряда за ограждением выдвижных устройств. А вот многоцелевой «Сивулф» запускает крылатые ракеты из торпедных аппаратов. Точно так же запускаются крылатые ракеты с борта отечественной МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б». Конечно, все эти субмарины несут и различные торпеды. Последние используются для поражения подлодок и надводных кораблей.