Как можно износить старый дом ритуалы. Народные приметы при строительстве дома. Молитва перед выходом из дома

Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись жрецам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире.

Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами…

Определение центра

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы. На ранних этапах у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент - тому наказание - 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее. Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца - наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» - и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу. Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.

После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.

Прорубание окон и дверей

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Покрытие дома

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши. На Севере устраивали«саламатник» - торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов - густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.

Народные приметы при строительстве дома Как выбирали место под строительство дома Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго, по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье. Нельзя было строиться там, где прежде стояла баня: банный дух, Банник, был существом в общем недоброжелательным. Спорный участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет, сразу пойдут споры и ссоры... Верным признаком «недоброго» места были также найденные в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Если же на этом месте хищные звери задрали какое-нибудь животное, или кто-то поранился до крови, или просто сломалась телега, опрокинулся воз, - строиться опять-таки опасались. Не годилось строить жильё и на месте дома, сожжённого молнией либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий. Там, куда однажды пал гнев Богов или случилась беда, всё это вполне могло и повториться... на Руси большое внимание уделялось качеству почвы на участке. Так, для определения качества грунта наши предки выстилали дубовой корой то место, где собирались строить. Через три дня кору поднимали и по тому, что под ней окажется, принимали решение: если находили паука или муравья, то место это считалось «лихим», если же обнаруживали червяка, то место считалось добрым, подходящим для строительства. Так вот, место, где спокойно уляжется, пережёвывая жвачку, молодая корова, считалось счастливым и безопасным. Не правда ли, от кроткой, доброй, безмятежно жующей коровы так и веет покоем, незыблемым крестьянским уютом, тёплым хлебом и парным молоком?.. Видимо, не случайно современные исследователи-экстрасенсы в один голос утверждают, что корова, в отличие, например, от кошки, ни за что не уляжется на месте, по своим энергетическим свойствам неблагоприятном для человека! В главе «Верхняя одежда» упомянуто и о магических свойствах шерсти, которую славяне и многие другие народы считали одним из символов благополучия и достатка. Облюбовав место для дома, сухую овечью шерсть накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Отсыреет шерсть – значит, место «доброе». Если вспомнить, что говорилось чуть раньше насчёт рубки сухих деревьев, становится ясно, что «сухое» и «сырое» обозначает здесь «мёртвое» и «живое»; предполагалось, что место, где шерсть отсыреет, способствует жизни. Горшок же был связан с огнём, с очагом либо печью, то есть, как утверждают учёные, с самой сущностью дома, его ритуальным центром языческих времён. Горшок предназначался для приготовления пищи – для превращения «диких» веществ в «окультуренные». Это снова выводит нас на идею «домашней Вселенной» и превращения «дикого, чужого» в «домашнее, своё»… На Украине подобный способ гадания существовал ещё в конце ХIХ века в несколько ином виде: на месте будущего дома оставляли перевёрнутую сковородку и смотрели, появится ли под нею роса. Вода, которую в данном случае явно считали «живой», в некоторых разновидностях гадания прямо обозначала «уровень жизни» в будущем доме. Например, с вечера приносили ведро колодезной воды, отмеряли из «непочатого» (то есть из которого никто ещё не пил и не черпал воды) трижды по девять стаканов (3́3́3), выливали в сухой горшок, плотно покрывали крышкой (из непокрытой, считалось, лакал ночами злой дух) и опять же оставляли до утра. Утром воду вновь измеряли стаканами. Окажется, что её несколько прибыло, – можно строиться, будет дом что «полная чаша». Если же воды убыло, делали вывод: «нет надобности строить дом на убыток хозяйству своему…» Но если никаких недобрых признаков на облюбованном месте и не обнаруживалось - его непременно надо было «проверить». С хлебом, по мнению наших предков, была связана идея вечного возрождения, зарождения чего-то нового, живого, доброго, светлого. Соответственно, по хлебу очень часто гадали. Сажая хлебы в печь, «назначали» один из них на будущий дом. Если этот хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, Боги благословляли строительство. Если же он поднимался плохо или вовсе разваливался - затея грозила бедой. Приглядев место для хаты, хозяин приносил с четырёх разных полей по камешку (причём нёс под шапкой на голове либо за пазухой у голого тела) и раскладывал их на избранном месте, помечая будущие углы. Сам же становился в центр перекрестья - в центр Вселенной, на место Мирового Древа - и, обнажив голову, молился, причём с непременным обращением за благословением и помощью к умершим предкам. Через три дня приходили смотреть камешки: если они оказывались непотревоженными, значит, можно было строиться. Весьма показательно, что вместо камней иногда насыпали кучки зерна. Зерном же зачастую обводили контуры будущего дома, «скрепляя углы». Такое гадание, как и сев хлеба, совершалось исключительно мужчинами. Женщины в нём не участвовали никогда. Ещё одним символом домовитости почитались у славян муравьи. Заберутся ночью под оставленный на земле деревянный кружок - значит, место счастливое. Строительство дома на Руси всегда было делом жизненно важным, и относились люди к этому серьезно, язычество переплеталось с религией. Важным было где, когда, как, из чего строить дом. Правила строительства славян - Удача будет во всем, если начать строительство дома в Великий пост (ранней весной) и в новолуние. - Хорошая примета если строительство сруба по срокам захватит Троицу. Если начинать строительство сруба дома в день, посвященный мученику, то не доведешь строительство сруба до конца, а если начинать строительство сруба в день, посвященный памяти преподобных, все будет благополучно. - Начинать строительство сруба надо только во вторник или в четверг. Печи нужно класть под новолуние (теплее будут), но ни в коем случае на убывающей луне. - Если в строящемся доме первое основание заложит девица в этом доме, зимой всегда будет тепло. - Первые два бревна оклада нужно класть вдоль дома, а потом поперек, (иначе жизнь поперечная будет). - В передний угол, на первую кладку, нужно положить деньги (для богатства в новом доме), шерсть (для тепла), ладан (для святости и чтобы домовой не шутил). - Пока не положен первый венец, мастера не должны отлучаться с места работы, не должны втыкать топор в бревно или бить по нему обухом. - При строительстве сруба запрещалось ставить столбы комлем вверх (счастья не будет). Пол в доме клали только вдоль, по направлению к порогу (если положить иначе – в доме счастья не будет). - Когда при строительстве дома клали два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». - Самым ответственным делом считалось крытие крыш и потолка. Хозяева старались задобрить плотников. Они могли отомстить скупым хозяевам, если те обсчитывали или недоплачивали обещанных денег, если хозяйка плохо кормила или попрекала лишним куском. Например, под князьком на крыше заделывали горлышко от бутылки или прилаживали длинный ящичек без передней стенки, набитый берестой. В ветреную погоду из бутылочного горлышка раздавался постоянный свист. Береста же производила шум, который вообще невозможно было объяснить: тут и вой, и плач, стоны, вздохи, выкрики. Жить в доме становилось невозможным. - Также плотников старались задобрить загодя. Сговорились насчет условий - пили «заручное». Уложили первый ряд основных бревен - пили «обложейное». А когда заготовленный сруб переносили и ставили на указанное место - снова устраивали угощение. Матицу (главную балку, на которой настилается накат и укрепляется потолок) поднимали в особенно торжественной обстановке. - Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы. Рисовали и вырезали по дереву различные круги, розетки в виде солнца - так называемые обереги. - Дом никогда не ставили окнами или воротами на север. - Перед тем как заселиться в новый дом, в него пускали переночевать кота или петуха (предохраняя дом от входа нечистой силы, животное поутру своим видом покажет, как здесь заживут хозяева: если кот или петух бодры – заживут хорошо, если нет – плохо). - В новый дом лучше всего заселяться на какой-либо праздник, и лучше всего на рассвете. Переезжать на закате было нельзя. - По народным приметам, сам праздник новоселья не стоит устраивать собственно в день переселения, необходимо подождать минимум три дня. - При закладке фундамента нужно посадить березу или рябину. - После закладки первого венца, посадить дуб, чтоб стены крепко стояли. - Закончив строительство, посадите у входа папоротник, лилии, ноготки, можжевельник, чтобы защитить дом от злых духов и сглаза. Правила строительства по лунному календарю. - Земляные работы лучше проводить при ущербной Луне. - Нельзя рыть котлован в дни, когда Луна проходит по водным знакам Зодиака (Рак, Скорпион, Рыбы), потому что грунтовые воды в это время находятся под давлением и могут прорвать наружу. - Избегать дней воды следует и при закладке фундамента, он будет сохнуть долго и неравномерно. - Чтобы избежать сырости, не ставьте в дни воды также и стены подвала. Лучше это сделать в дни Близнецов, Водолея, Овна, Стрельца. - Бетон также не стоит заливать под знаками Воды при растущей Луне. - Не стоит заливать бетон и при ущербной Луне под знаком Льва, иначе он быстро высохнет и даст трещины. - Заливать бетон следует при ущербной Луне под знаками Земли (Телец, Дева, Козерог). Данные о фазах Луны и ее прохождению по тем или иным знакам Зодиака можно найти в любом календаре. Правила строительства по фэн-шуй. Фен–шуй изучает человека, его внутреннюю гармонию с самим с собой и с окружающим пространством. Дом должен специально строится под того человека, который будет в нем жить. Фен–шуй помогает человеку гармонично и естественно влиться в окружающую среду благодаря дому, который будет ему лично подходить. - Рядом с участком не должно быть больших дорог, шума, болот, захоронений химических отходов и т. д. «Грязное» место вредит здоровью, влияет и на нашу способность зарабатывать деньги. - Человек отождествляет себя со своим домом. Нам приятно, когда перед нами - открытое пространство, взгляд не упирается в стенку, а за спиной есть защита. Спина – наше незащищенное место. Человек бессознательно стремится контролировать пространство перед собой, и боится угрозы сзади. Точно так же на участке: хорошо, чтобы позади дома было нечто закрывающее – гора, лес, сельские дома, а впереди - открытое пространство. - Ни одно растение в природе, даже ядовитое, не несет в себе негатива. Чем зеленее ваш участок, тем лучше. Китайский принцип ци (живая энергия, основа всего живого) утверждает: благоприятная энергия там, где есть хорошая, зеленая, пышная растительность. Очень хороши плодовые деревья. Вишня, черешня, яблоня... Плодоношение само по себе позитивно, символично: нечто, что родит, приносит плоды, производит. Если на вашем участке есть что-то плодоносящее, значит, жизнь ваша тоже будет плодотворной. - Если на вашем участке есть вода, это очень хорошо. Желательно, чтобы водоем – непременно чистый! - располагался перед домом. Ручей, река, пруд, озеро, море. Лучше всего, если перед вашим домом протекает небыстрая, плавная река с извилистыми берегами. - Если средства позволяют, покупайте пространство! Не шесть соток, а тридцать, пятьдесят, гектар – сколько возможно. Пусть дом будет не таким большим, но земли должно быть много. Пространство – это великая ценность, роскошь, особенно в наше время. Не бойтесь пустого пространства! - Глухой высокий забор вокруг участка преграждает дорогу энергии. - Лучше всего расположить дом в середине участка или немного сзади. Открытая местность перед домом – пусть небольшая, хотя бы соответствующая его высоте, - дает ощущение «возможностей». Забор, стена, гараж, сарай, выстроенные перед входом, эти возможности закрывают. - Не проводите дорожку прямиком к дому, пусть она изгибается. Берите пример с дворцов прошлого: там никогда не было прямой дороги, направленной на дом. Ее преграждали или фонтан, или подъездное кольцо. - Сейчас стало модным располагать под домом гараж. Хозяева, забыв о парадном входе, въезжают в гараж и входят в дом через него. В результате вся негативная энергия из гаража, вместе с запахами и газами, проникает в жилище. - Еще одно модное веяние: бассейны под домом. Те, кто успел прожить в таком доме несколько лет, знают, насколько он становится сырым и влажным. Для такого большого количества воды в доме места нет. Бассейн должен быть вне дома. Бассейн – это много нестабильной, подвижной энергии, поэтому, в любом случае, его нельзя располагать под спальней или гостиной, где стабильность необходима. - Дом хорошо строить из натуральных материалов, присущих данной местности. Кроме того, они должны быть привязаны к местности. Пусть ваше жилище получает энергию от окружения. Вот один пример Древние племена часто строили жилище... вокруг дерева (не любого, из почитаемых дуб и береза), т.е. дерево оказывалось внутри дома. Гораздо позже при начале строительства выкапывали молодое деревце и с соблюдением ритуальных обрядов перемещали его в центр дома. И там оно росло оберегая строительство дома. Затем дерево "переместилось" в красный угол, к нему привязывалась икона и к ритуальным обрядам добавились молитвы. В разных р-нах порода дерева была разной, но определенной. До наших дней дожила примета про веточки дерева (не помню только какого именно) рядом с красным углом с внутренней стороны дома. Из общего еще упомяну приметы приятные и при наличии желания легко реализуемые в наши дни. - при закладке фундамента посадить березу или рябину - после закладки первого венца, посадить дуб, чтоб стены крепко стояли. - перед тем как настилать потолок, поставьте зеленую веточку в углу - закончив строительство, посадите у входа папоротник, лилии, ноготки, можжевельник, чтобы защитить дом от злых духов и сглаза. возле дома нельзя садить елки как говорят: в сосняке - веселиться в березняке - жениться в ельнике - удавиться

- 11446

Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что "нечистая сила" будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал:

Сняв одежду, до рассвета хозяйка дома нагишом обходила новую избу и произносила приговор: "Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни хилой человек ногой не переступил и дедушка лесной через него не заглядывал".

Чтобы придать заклятию дополнительную силу, женщина должна была трижды кубарем перевернуться в воротах, приговаривая: "Дай, чтобы род и плод в новом доме увеличивались".

Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Судя по этнографическим данным XIX века, существовало множество способов ворожбы при выборе места под дом. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось добрым знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с мёдом. И если в неё забирались мурашки - место считалось счастливым. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. То место куда она ложилась, считалось удачным для будущего дома. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырёхугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал заговор. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, то место считалось удачно выбранным. У белорусов существует народное утверждение о том, что дом ни в коем случае нельзя строить на спорной земле, потому что это могло навлечь проклятия со стороны проигравшего спор и тогда новому хозяину такой земли не видать счастья во век. Также надо отметить, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто-либо порезал руку или ногу.

Не менее сложным был процесс выбора дерева. Самыми лучшими считались деревья, срубленные в последнюю четверть луны. Чаще всего лес рубили в марте или апреле, так как весенний сок делал древесину более крепкой. Существовало множество запретов, например, на вывернутое непогодой дерево. Крестьяне были уверены, что это дерево вывернул для себя чёрт и при строительстве он может переселиться в новый дом. Одно дерево, повисшее на другом, предвещало пожар; дом, построенный из скрипучего дерева, нагонял на хозяев смерть или мучительный кашель; а дерево с чёрной сердцевиной могло вызвать всевозможные болезни и несчастья.

Наконец, когда срублены подходящие деревья самое время отправляться за мхом. Что, кстати, было очень важным и не простым делом. Каждый день, начиная с понедельника, в течение недели хозяин приходил в лес, срывал горсть мха и оставлял его на чистой земле. В воскресенье он смотрел, под какой из кучек мха нет мошек и червяков, и в тот день, в который была сорвана эта кучка, и следовало заготавливать мох. Все эти сложные приготовления предназначались для того, чтобы в доме не заводились разные жучки.

После этого начинали закладывать фундамент, для которого нельзя было использовать песок и камни с кладбища. И только в это время за дело брались плотники. Их работа тоже была связана с разными обрядами. Широко был распространён обычай: при закладывании первого венца прятать за угол монеты (для богатства), ладана (как оберег от нечистой силой), кусочки хлеба или сыра, а иногда и голову петуха - своеобразное пожертвование Домовому. После возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла, а затем зарывали его под дверью. Все щепки с первого венца собирали внутрь, чтобы то, что будет происходить на улице, знали в доме, но то, что творится в доме, было бы неизвестно на улице. Также было принято класть под четыре угла освящённые травы, чтобы охранять дом от молний. В те древние времена люди верили, что молнии преследуют нечистиков, которые любят прятаться в углах, особенно если там нет ничего освящённого. При строительстве дома между остальными венцами также закладывали серебряные монеты и травы, собранные на Ивана Купалу.

Важным считался не только первый, но и последний венец. По завершении строительства хозяин перебрасывал через стену освящённое яйцо, которое закапывали на месте падения. Это делали для того, чтобы ветер не срывал крышу. Во многих сёлах после укладывания последнего венца хозяйка подавала одному из плотников горшочек с зерном. Плотник проходил по венцу, посыпая его зерном и желая счастья, богатства и здоровья семье в новом доме. А после этого чердак застилали мхом, по которому сеяли овёс и присыпали его песком. Овёс восходил и засыхал, что должно было привести к богатству.

После возведения крыши начиналось внутреннее обустройство дома и перво-наперво в доме строили печь. Хозяин собирал толоку (толпу), на которую звали в основном молодёжь, и все вместе они закладывали печь. Строительство в толоке шло быстро, с шутками и прибаутками, по завершении которого хозяин обязательно угощал всех помощников.

Когда печь разжигали в первый раз, в неё засыпали девять горстей зерна, от чего стенки покрывались глянцем, к которому впоследствии не приставал дым.

На рисунке Вы видите старинную русскую печь, где: 1 - чело; 2 - припечек; 3 - опечек; 4 - печурка; 5 - залавок длинный ящик с подъёмной крышкой для хранения продуктов, посуды; и, наконец, 6 - ухват.

И вот, наконец-то, можно было начинать справлять новоселье. В старые времена человек менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно было всё: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и водица рядом была, чтобы сосед хороший был, удобно и лошади и скотинке приходилось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место, проверялось ещё много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался, плотникам не угодили, да они "злое" бревно подложили, человек с недобрым взглядом прошёл и сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь зависти?

Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если всё было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросёнка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись в дом люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому и умирать. Первый входящий забирает на себя всё зло, которое может присутствовать на новом месте, или становиться жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в чёрта, ни в бога, а позже стали приглашать аптекаря-немца или доктора-немца, которые к таким порядкам относились как к игре. Хотя, в некоторых местах ограничивались лишь запуском в доме петуха. Если он кукарекал, это был хороший знак.

Огромной очистительной силой обладает хлеб, зёрна и, особенно, квашня (деревянная кадка для теста). Потому первым иногда мог войти хозяин с квашнёй в руках, за ним - хозяйка с курицей, далее шла молодёжь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения Домового из старого подпечья (запечья) в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдём со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка Домовой и Матушка Домовая, Батюшка Дворовой и Матушка Дворовая со всеми семейством, пойдёмте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из печи на "хлебной лопате", с горшком каши или в валенке. Затем хозяйка отрезала от каравая хлеба первый ломоть и клала его "под печку" приветствую Домового.

Входили в дом по нитке, верёвке или поясу. Все эти предметы - символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и медового напитка (медовухи), старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось что Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые "символы обжитости": домашние изваяния богов, обереги, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева. Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.

Место, где будет стоять дом, выбиралось очень тщательно, совершалось большое количество обрядов, после которых определялось место для строительства дома. В первую очередь пекли хлеб и назначали на этот дом один хлеб т. е., если хлеб распадется или не поднимется, то будет худо и наоборот.

Вечером брали сухое овечье руно, клали его на том месте, где должна была стоять изба и если поутру из шерсти можно выдавить хоть одну каплю воды, то хозяин дома будет иметь некоторый достаток, а если шерсть окажется сухой, то это предвещает бедность.

Кроме того вечером приносили воды из колодца, и пока никто не брал из ведра воды, отмеривали стаканом три раза по девять стаканов, начиная каждый раз счет с первого, при чем стаканы должны быть полные и выливали воду в горшок, который должен быть сухой. Такие горшки с отмеренной водой и плотно покрытые ставили на том месте, где должен был строиться дом в каждом углу. Тут же клали ломоть хлеба и соль. Если вода окажется по утру прибывшей, то это предвещает счастье, если же убудет, то нет надобности и строить дома на убыток своему хозяйству. Третий обряд был такой: с целого коровая срезали верхушку, клали на нее соль и ставили на то же место на ночь и если хлеб пропадет, то будет хорошо и хлеб отдавали собаке.

По окончании строительства дома наблюдался следующий необычный обряд: не входя в дом, сначала ставили на середине комнаты стол, покрытый белой скатертью. На этот стол клали ржаной хлеб с солью и оставляли на ночь. На другой день вечером пускали черного петуха и курицу и оставляли их ночевать, если переночуют благополучно, то значит, нечистой силы опасаться нечего, если пропадут – присутствует нечистая сила. На третью ночь пускали черного цвета кошку и кота, за которыми наблюдали как за петухами.

При переезде в новый дом справляли новоселье. Новоселье в старину также сопровождалось целой серией обрядов. При переходе в дом выбиралось время как можно ранее перед восходом солнца и притом не в понедельник и не в субботу. Это делалось для того чтобы не часто переходить из дома в дом. В комнату входили хозяин и хозяйка вместе, держа хлеб и соль на руках, а дети следовали за ними и на пороге приговаривали: «Госнодару господароньку, прыйми нас в комирионьку, ты собы сыды спокийно, нас незаймай, мы тильно навалок хаты бырем для себы, арента для тебы». Затем вступая в комнату, ставили хлеб и соль на стол.

Обряды на Руси при строительстве дома и новоселья в более позднее время.

Обряд при строительстве дома.

Строя новый дом русский человек приглашал священника, служили молебен и клали под основание дома несколько монет, а по окончании обряда, присутствующих угощали обедом. По окончании служили молебен и весь дом кропили святой водою.

Обряд новоселья.

При переходе в новый дом, сначала вносили икону и хлеб – соль, а потом петуха и курицу. Устроившись делали новоселье, угощали родных и знакомых обедом, а потом все присутствующие должны были послать хлеб – соль новоселам. Причем считалось чем сдобней хлеб, тем больше уважения высказывает посылающий, а многие прибавляли к этому серебряную соломку, сахар, чай и т.д.

Не строят дом на месте сгоревшего, по приметам, в таком месте рано или поздно снова случится пожар. Если же дом построить необходимо, то встаньте на место бывшего дома и скажите:

Матушка Богородица велела:

«Не строй дом, где земля горела».

Согну я свою спину пониже,

Подойду к Ее престолу поближе:

«Благослови мое застройное дело

И всякое живое тело».

Кто в этом доме будет жить,

Тот Богородицу будет чтить.

Тако бысть, тако еси, тако буди!

Во веки веков!

Считается, что хорошо строить дом на том месте, где гуляет домашняя птица: это место обладает благоприятной энергетикой.

Если будете строить дом из дерева, то проследите, чтобы в венец дома не заложили бревно с сучком посередине, иначе хозяева дома могут погибнуть в течение семи лет.

К тому же во время строительства деревянного дома никто не может поручиться, что не будет использовано бревно, сделанное из дерева, на котором когда-то повесился человек. Чтобы подстраховаться и отвести беду, соберите первую стружку от бревен и сожгите ее, читая такой обережный заговор:

Корни в земле, а оберег на мне.
Тако бысть, тако еси, тако буди! Во веки веков!

Не начинайте строительство дома 13-го числа — счастья в этом доме не будет. Как в старину говорили: «Избу чертям строят».

В любом случае, какой бы дом вы ни строили — каменный или деревянный — перед началом строительства необходимо читать молитву на основание дома:

Боже Вседержителю, сотворивший небеса разумом и основавший землю на тверди ея, Создателю и Содеятелю всех, воззри на Чадо Твоё (имярек), изволившего в державе крепости Твоея, воздвигнути дом в жилище, и зданием его воздвигнути: утверди его на твердом камени, и основаяй по Твоему Божественному гласу, его же ни ветр, ни вода, ни ино что повредити возможет: благоволи ему в конец привестися, и в нем жити хотящих от всякаго навета сопротивнаго СВАбоды. Яко Твоя Держава, и Твое есть Царство, и Сила, и Слава! Тако бысть, тако еси, тако буди! Ныне и присно и во веки веков. Ом.

Существуют слова на богатую и счастливую жизнь в новом доме.

Начиная строительство дома, положите под три угла будущего фундамента мелочь, сказав при этом:

Мир, покой, богатство.
Во Славу Богов и Предков наша!

И еще оберег на участок перед домом.

Повесьте обручальное кольцо на шерстяную нитку из овечьей шерсти и пройдите свой приусадебный (дачный) участок крест-накрест со словами:
Бог мой, моя Благодать, не дай и пылинки с этого места взять. Как мертвый человек света не видит, так и вор этого места не обидит. Мои сторожа на неБесах.
Ныне и присно и во веки веков. Ом.

Наконец, самый надежный заговор от бед и неприятностей.

Чур-Чурило, старЪ пристарЪ.
Ты сиди, сиди посиживай!
Ты смотри, смотри посматривай!
Ты ходи, ходи похаживай!
Да беду (имярек) отваживай.
Тако бысть, тако еси, тако буди!

ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОЛШЕБСТВО


КАК ПРАВИЛЬНО ОБУСТРОИТЬ ЖИЛИЩЕ

Когда ломают старый дом, то вся семья берет домашнюю икону и хлеб, выходит во двор и просит: «Батюшка домовой, выходи домой». Если же этого не сделать, то домовой останется в развалинах и будет по ночам будить окружающих своим криком, воем или плачем.

Существует поверье, что домовой может каждую ночь приходить на порог дома в облике разных животных и истошно кричать - проситься, чтобы впустили. Если пригласить-таки к себе домового, то животное приходить под двери перестанут.

А новый, отремонтированный дом или квартира бывает жизненно необходимы. «Делай дом из Лободы, а в чужую не веди», - требовала дальновидная молодая жена от мужа. «Своя мазанка лучше, чем чужая светлица, своя крыша - свое утешение», - рассказывают старики внукам, которые приглашают их идти жить к себе. И молодая хозяйка, и старый хлебороб считают по-настоящему родным, надежным и уютным только свое личное обиталище.

И причины этого достаточно важны. В каждом жилище свой домовой, который охраняет не только дом, но и тех, кто живет под его крышей. Про то, каким будет настроение нового домашнего божка, начинают думать еще при выборе места для строительства и закладки нового дома или при въезде в новую квартиру, откуда предыдущие хозяева забрали с собой домового или оставили очень злого старого домового духа.

Новый дом - большое приобретение, новая квартира - новые мысли и новые домашние божки и духи. «Возле границы не строй светлицы», - предупреждают молодого хозяина опытные люди. Во-первых, приграничная местность очень опасна для мирных поселений, а во-вторых, в доме вблизи границ домовой всегда будет пытаться провести границы между женщиной и мужчиной, а еще поссорить родню.

Место для нового дома лучше всего выбирать весной: оно должно быть сухим, утром на нем нежелательна обильная роса. Далее человек по будущим четырем углам выкапывает четыре небольшие ямки и кладет в каждую клок шерсти и немного крупы с кусочками ржаного хлеба. Следует оставить их на три ночи. Если все это останется нетронутым, то на этом месте смело можно строиться. Квартира, в которой по углам были положены такие приманки для нечистой силы, оставшиеся нетронутыми, считается благоприятной для жилья.

Если же крупу разгребли, значит, в этом жилище новых хозяев ждет только убыль. Если кучки тронули в будущей спальне - неприятности в семье, если в кухне - материальные трудности. В таких случаях место для будущего дома чуть изменяют, а квартиру лучше и вовсе не покупать или поменять.

Желательно также лечь на землю, отведенную для постройки будущего дома, и внимательно прислушаться: если послышаться плач - не надо строиться там, если песня - тогда все хорошо.

Хорошо, если на месте будущего дома есть следы собаки, кошки или коровы, и плохо - если человека или коня. Определить, насколько благоприятные энергии обитают на месте постройки, можно также, взяв чарку с девятью ложками воды. Если наутро из чарки прольется вода, значит, в доме через край будет благополучия, но если вода в чарке убудет и не прольется на землю, тогда в этом жилище людей ожидают одни убытки.

Нельзя строить дом прямо на том месте, где было уже когда-то строение, лучше чуть сместить место будущей постройки. Ни в коем случае нельзя строить дом в том месте, где молния попадала в постройки, и они от этого сгорели.

Начиная строительство, старайтесь не обидеть своих мастеров, поскольку они могут, привлечет в дом кикимору, злыдней или других нечистых духов. При этом если в недостроенном доме появляется паутина - значит, это к добру и богатству.

При закладке фундамента в него бросают зерна и несколько монет на богатство, удачу и счастье. Закладку дома вообще лучше проводить в так называемый «легкий день»: не в пятницы, не в дни святых мучеников, не в субботу.

Не нужно закладывать дом там, где люди ругались, умирали от тяжелых болезней, пьянствовали - все это не могло происходить без участия нечистой силы, которой чем-то полюбилась эта местность. А значит, или местность полна черной энергии, или же это место обитания нечистых духов и демонов. Кроме того, домовой не любит, когда строят дом меньше, чем старый - недовольный теснотой, он может спровоцировать уменьшение семьи.

Хорошим местом для жилища считается площадка, на которой охотно лежит скот или домашние животные, где заметны частые следы собаки или кота - не исключено, что это сам домовой подает знак хозяину.

По углам будущего дома сыплют рожь или пшено, кладут хлеб, ставят стакан с водой. Если все это пропадает ночью, тогда нужно поменять место, потому что, вполне вероятно, возле дома встречаются и гуляют черти или другая нечистая сила.

Когда все сомнения остаются, походи, хозяин устраивает закладку дома, на которую надо пригласить священника, чтобы тот освятил углы - возможные будущие жилища для добрых духов. Но домовой дух не пойдет в новый дом без специального приглашения.

Иногда при закладке дома домового поселяют раньше хозяев. Его «вносят» в дом при закладке фундамента в виде молодого деревца, которое и кладут в фундамент или закрывают в стене. В давние времена при закладке нового дома в фундаменте хоронили домашнее животное, вот его дух и становился новым домовым. Однако есть опасность, что дух животного обернется во зло.

ВЫ ВЪЕХАЛИ В КВАРТИРУ ИЛИ ДОМ

При переезде в новый дом или квартиру домового можно позвать с собой. Надо насыпать в домашний тапочек пыли или золы из старой квартиры и сказать: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нашей семьей». Домового также можно «перевезти» на венике, в казанке, в горшке вместе с пеплом из старой печи.

Покидая старую квартиру, на пороге произнесите: «Хозяин мой, пойдем со мной». Ночью глава семьи должен пригласить домового к столу, поставив ему угощение - ломоть хлеба с солью и чашку молока. Говорят при этом: «Батюшка, хозяин мой, добрый мой домовой.. Дам я тебе хоромы новые, палаты светлые. Идем со мной, без тебя счастья не будет». Переносят домового в мешке, куда его вежливо просят забраться. Материальным воплощением домового становится уголек или шило, которое следует положить в мешок. Без приглашения домовой с вами не пойдет и останется одиноким и покинутым. А со своим добрым домовым благополучие на новом месте вам обеспечено.

Иногда домового можно завезти в новый дом, взяв в одну руку кошку и приглашая словами: «Хозяин с хозяюшкой, спасибо большое, а в новый дом пожалуйте вместе на новое житье».

Закончив переселение, покормите домового, чтобы он окончательно утвердился на новом месте. Накройте хороший стол, поклонитесь все углам комнаты и скажите: «Хозяинушко-господин, прими нас на богатый двор, на бытье, на житье, на богатство». Или же, после того, как пробило полночь, поставьте в камин, возле вытяжки или батареи, присоленный хлебец (впервые купленный в этот дом) и чарку водки и, повернувшись на восток, скажите: «Хозяин, пожалуйте ко мне на новоселье». Если утром хоть что-то будет тронуто, то домовой пришел и настроен на добро.

Часто при переезде на новое место жительства впускают первым большого пушистого кота, при этом повторяя: «Вот тебе, хозяин, лохматый зверь на богатое житье».

При переезде в купленный дом или квартиру советуем совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами. Если домовой не поедет, то хозяевам грозят многие беды. Однако, если в доме уже есть свой домовой, тогда жильцов ждут неприятности, правда, недолгие.

Поскольку домовой живет в каждом доме, без домового дом или квартира долго не будут в целости. В неновой квартире или доме, который вы приобрели, обязательно уже есть свой домовой. И что он за личность - вы не знаете.

Итак, оказывается, что в доме есть два домовых, «свой» и «чужой». Духи начинают драться за жилище между собой, пока один из них не уйдет. Когда идет война домовых, в доме покоя и благополучия не будет: они будут бить посуду, ломать вещи, портить бытовую технику, ужасно шуметь и щипаться. Тут хозяевам можно вмешаться, предварительно решив, кого оставить: своего домового или давнего обитателя этой квартиры. Возьмите щетку, метлу или веник и начните сметать с пола и стен, а потом похлещите стены квартиры. Если это дом, выйдите также во двор и похлещите стены дома и надворных построек, приговаривая: «Бей наш чужого» или «Чужой, бей нашего».

Киньте тяжелым железным предметом в то место, откуда слышится шум, и проговорите: «Постойко, дедушка домовой, дай я тебе помогу». После такого «участия желанный домовой дух скорее победит другого и беспорядок в квартире закончится.

Далее домовой начинает наводить свой порядок, устроить благополучие жилища и его хозяев. Уют дома, как считают некоторые маги, прежде всего, зависит от энергий, которые в нем живут. Энергии, или же домовые духи, могут быть очень разными. Многие остаются от прежних хозяев. Их характер меняется, а точнее портится, из-за ваших ссор, от сильных эмоций, которые вы испытываете, друг к другу, от энергетического настроя друзей и посетителей, которые бывают у вас в гостях.

Дом и его духи запоминают все. Поэтому необходимо производить специальные обряды в доме, в котором кто-то совершил самоубийство, кого-то убили или избили, или над кем-то совершили насилие. Основу этих обрядов составляют очищающие молитвы и обработка стен и пола квартиры свяченой водой.

Но вот аккуратно почищен, и ваша жизнь в нем начинается с чистого листа. Чтобы дом заполнился благоприятными эмоциями, привлек и задобрил домового духа, нужно выстроить в нем свой правильный микромир. И потом, в случае чего-то неблагоприятного, домовой сможет самостоятельно отразить эти напасти. А начинать нужно с того, чтобы каждый чувствовал себя уютно. Что это значит?

Каждый человек, а вместе с ним и домовой, живущий в доме, должен чувствовать себя в нем комфортно. Это определяется, в первую очередь, отношением друг к другу всех членов семьи. Если кого-то не любят в этом доме, человеку будет не уютно - это негативно скажется на домовом.

Очень важно, чтобы в доме были индивидуальные вещи и уголки. Они будут давать своеобразную надежность, будут создавать ощущение стабильности. Личная кружка, определенное место за обеденным столом, уголок, где можно отдохнуть. И никогда не несите в дом отрицательные эмоции. Если вы получили порцию грубости, и тяжелые мысли крутятся в голове, то перед тем, как зайти домой, проведите внутренней стороной ладони (от запястья к кончикам пальцев, плотно прижимая ладонь) об какой-нибудь косяк, угол или об скобу. Про себя или шепотом нужно сказать: «Что плохое на себя взяла, то здесь и оставила». Мужчинам, естественно, следует говорить «взял, оставил». Попробуйте выполнить это правило в совокупности с другим: когда придете домой, переоденьтесь и вымойте хотя бы руки.

У этих двух советов есть свой подоплека. Организм человека устроен так, что руки и ноги служат своеобразными антеннами. (Отсюда и возможность влиять на организм, массируя ступни ног). Поэтому руки и ноги цепляют на себя всю энергию, с которой соприкасался человек, все обрывки чужих биополей. Вот почему очищения рук и ног очень важен. Таким образом вы снимаете с себя всю отрицательную энергетику, что способствует не только защите вашего здоровья, но и защите «здоровья» вашего микроклимата. А мирные семейные вечера еще никому не вредили