Флоренция воспитательный дом. Воспитательный дом. Архитектурные особенности Оспедале Дельи Инноченти во Флоренции

Здание Воспитательного дома украшает одну из главных площадей Флоренции - Сантиссима Аннунциата, наряду с церковью и монастырем Деи Сервиди Мария.

В обращении членов гильдии к властям города было сказано: «Приют, называемый Санта-Мария дельи Инноченти; в него будут приниматься дети, которые вопреки законам естества были брошены отцом и матерью и которых в народе принято называть “подкидышами”»

Основание этого приюта для сирот и незаконнорожденных детей было связано с гражданской жизнью города, а не религиозной, как прежде, что отвечало новым гуманистическим веяниям эпохи. В конце XIII века Генеральный совет народа во Флоренции поручил крупнейшей гильдии шелкопрядильщиков и ювелиров заботу о сиротах. Несмотря на то что в городе уже были госпитали - Сан-Галло на северо-западной окраине и Санта-Мария делла Скала на юго-западной, - было принято решение о строительстве нового здания для приюта младенцев.


В начале XV века коммуна, используя капитал, завещанный для этой цели богатым купцом Франческо Датини да Прато, купила участок земли в городе, который был занят садами и огородами. Брунеллески, входившему в эту гильдию, было поручено разработать проект Воспитательного дома, который открылся уже в 1444 году. Наряду с ним для ведения строительного процесса были избраны Горо Дати, Франческо делла Луна; они не были архитекторами и лишь осуществляли общий надзор над строительным процессом и контроль над расходами. Нельзя сказать, что у всех троих сложились хорошие отношения.

Хронист Г. Дати в своей «Хронике» пишет, что в этом «новом Оспедале будут принимать любое дитя мужского и женского пола, всем давать кормилиц, всех содержать и, когда девочки вырастут, их выдадут замуж, а мальчиков обучат ремеслам, что явится делом, заслуживающим уважения»

Отличие Воспитательного дома от средневековых госпиталей состояло в том, что обычно в последних сочетались функции больницы, странноприимного дома и детского приюта. Новое же здание было предназначено только для детей и для их воспитания до 18-летнего возраста. По выходу из приюта они владели определенными профессиями и специальностями: девочки осваивали навыки домоводства, рукоделия и чаще всего выходили замуж, мальчики могли зарабатывать на жизнь ремеслами. В Воспитательном доме были не только ясли для грудных детей, школа, разного рода мастерские, но также и церковь с аптекой. В соответствии с замыслом Брунеллески здание выглядело как одноэтажное, однако не было таковым: первый этаж уходил под землю, то есть был подвальным. В том, как были распределены помещения на этих ярусах, несложно увидеть символичность. Помещения внизу предназначались для ремесленных мастерских, столовой и других бытовых помещений, в то время как наверху находились помещения для духовного времяпрепровождения, отдыха. Исследователи предполагают, что на такой замысел повлияли идеи Платона о воспитании идеальных граждан для совершенного государства.

Ни сам Брунеллески, ни его современники не придавали Воспитательному дому большого значения для творческой биографии мастера в отличие от нынешних ученых, которые видят в этом проекте начало собственного пути зодчего и проявление его независимого стиля. К сожалению, графические планы и архитектурный макет дома были утрачены. Вазари в «Жизнеописании» лишь кратко упоминает Воспитательный дом на фоне основного повествования о строительстве купола собора Санта-Мария дель Фьоре, которое велось в это же время. Однако сохранилась документация, связанная с формальной частью строительства.

Для открытия «мужского дворика» в 1445 году была организована специальная церемония с участием консулов гильдии торговцев шелком, епископа Фьезоле, папского легата и иерусалимского патриарха. Об участии Брунеллески в этом событии сведений не сохранилось

Работы на приобретенном участке начинаются в августе 1419 года, в 1420 году была выполнена закладка фундамента для главного портика - после того, как было получено разрешение на сооружение широкой лестницы перед ним, которая вышла за пределы купленного участка и заняла часть общественной земли. Еще через год начали привозить колонны, а там, где должна была быть устроена капелла приюта, установили первую колонну. Тогда же впервые упоминается имя Филиппо в связи с получением гонорара за рисунки пилястр и оформление дверных проемов. В течение следующих лет имя Брунеллески неоднократно встречается в документах, вплоть до 1427 года, когда была завершена главная галерея с портиком. Начиная с этого года и до полного окончания строительных работ руководство переходит к Франческо делла Луна. Известно, что в июне 1427 года состоялся торжественный деловой завтрак, на котором присутствовали «консулы и мастера и многие торговцы», представители гильдии. Было решено увеличить изначальный проект, так как здание показалось слишком маленьким для всех необходимых нужд. Брунеллески, видимо, отказался от дальнейшей работы, и ее возглавил делла Луна, который не только расширил проект, но и внес некоторые изменения в уже отстроенную его часть. Во время завтрака обсуждался и был утвержден «выполненный на пергаменте живописцем Герардоди Джованни рисунок постройки», который включал дополнительные помещения. В последующие годы здание неоднократно поновлялось и переделывалось, вплоть до наших дней оно используется по своему непосредственному назначению (только на первом этаже открыт небольшой музей, посвященный истории создания Воспитательного дома). В 1842 году после сильного землетрясения пришлось заменить все колонны в портике, выполненные по рисункам Леопольдо Паски. Фасад перестраивался в 1872 и в 1896 годах. Последняя серьезная реставрация внутренней отделки относится к 1960-1970-м годам. К 600-летнему юбилею архитектора был вновь открыт внутренний, так называемый женский дворик в правой части здания. Но несмотря на все переделки, в постройке неизменно сохраняется почерк Брунеллески.

Архитектурный ансамбль Воспитательного дома довольно необычный. Для него использованы очень скромные строительные материалы: белая штукатурка и местный камень благородного серого цвета, красиво оттеняющие друг друга. Впоследствии к этому тонкому колористическому сочетанию были добавлены медальоны с голубой глазурью. По своей типологии Воспитательный дом напоминает клуатры средневековых монастырей, которые в свою очередь опираются на планировку греко-римских атриумов или палестр. Композиция здания представляет собой квадрат, его фронтальная сторона оформлена колонным портиком с галереей. Центральная часть строения занята открытым двориком, который предназначался для отдыха мужской части персонала, из-за чего он был условно назван «мужским двориком». Он, в свою очередь, был окружен еще рядами крытых галерей с ордерными аркадами и крестовыми сводами. Второй этаж появился уже после того, как Брунеллески оставил этот проект. Также на поздних стадиях строительства Воспитательного дома была увеличена длина центрального фасада с портиком и галереей, а во внутреннем помещении был устроен еще один дворик, для женской части персонала.

Самое яркое впечатление от всей постройки оставляет фасадный портик. Он поднят на ступенчатый подиум и состоит из колоннады с изящными арочными перемычками (всего десять пролетов). За ними расположена лоджия, перекрытая системой анфиладных парусных сводов и три симметричных дверных проема по стене. По бокам фасад фланкируется пролетами, но без аркад, что придает всему строению твердую монументальность. Колонны, поддерживающие аркады, увенчиваются коринфскими капителями и опираются на простые аттические базы. Это решение очень напоминает римские прототипы, а также следует местным традициям тосканского проторенессанса. Оригинальной чертой, характерной уже для творческого гения именно эпохи Возрождения, можно назвать другие элементы декора. По сторонам от аркад поднимаются две каннелированные пилястры, украшенные капителями того же ордера, что и основная аркада. С ними ритмически сочетается оформление всего портика антаблементом, хотя, строго говоря, это не антаблемент, а лишь его нижняя часть - архитрав, который состоит из трех профилей, или уступов (так называемые фасции). Он опирается на архивольты арок. По сторонам архитрав ломается и опускается вниз, оформляя таким образом весь портик в своеобразную «перспективную» рамку. Подобный «рамочный эффект» не играл никакой конструктивной роли и имел лишь декоративное значение, такой же встречается в обработке верхнего яруса стен баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Как утверждают биографы Брунеллески, это решение принадлежало не Филиппо, а его помощнику делла Луна, и мастером такая ордерная вольность не была одобрена, но деталь осталась украшать здание. Также следует отметить особенное «графическое» оформление архитектурных деталей фасада: все членения и детали подчеркиваются рельефными профилями, что выявляет их структурную роль. Еще одной интересной деталью является небольшая специальная ниша в левом крыле лоджии, где люди могли анонимно оставить подкидыша.

Манетти об отклонениях от проекта Брунеллески пишет: «Все это - следствие заносчивой самоуверенности того, кто распорядился это сделать. Опыт показал, что в постройках Филиппо нельзя ничего изменить, не нарушив при этом их красоты, не испортив их, не уменьшив полезность и не увеличив расходы»

Уже после смерти Брунеллески лоджия получила дополнительный декор в виде 14 полихромных майоликовых медальонов из глазурованной глины (1463-1466 годы). Они были созданы в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа. Медальоны, хотя изначально и не планировались в декоре, органично в него вписались. Их поместили в тимпаны между арками. На каждом изображаются запеленатые по пояс младенцы. Они стали весьма популярными в кругу международной медицинской символики. Копия одного из них размещена на фасаде здания Вестминстерского детского госпиталя в Англии, а с XIX века так называемый флорентийский младенец даже является символом педиатрии в отдельных странах.

Хотя и считается, что Воспитательный дом был испорчен поздними перестройками, несомненно, изначальный архитектурный проект Брунеллески оставил свой след и вызвал волну подражаний по всей Италии. В течение нескольких последующих столетий (до XVII века) были перестроены все остальные фасады зданий на площади в подражание портику Брунеллески (лоджия монастыря Серви-ди-Мария, портик церкви Сантисимма Аннунциата), образовав, таким образом, своего рода колонный дворик внутри города на месте его площади.

Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) – историческое здание во Флоренции на площади Пьяцца Сантиссима Аннунциата, выдающийся образец архитектуры Раннего Возрождения в Италии. Здание было спроектировано в 1419-м году Филиппо Брунеллески по заказу гильдии шерстянщиков «Арте делла Лана» - одной из самых богатых во Флоренции. Долгое время в здании размещался сиротский приют – иногда детей оставляли прямо в бассейне, расположенном перед портиком. Но в 1660-м году бассейн убрали, а на его месте соорудили механизм для тайного убежища: дверь имела специальное вращающееся колесо, с помощью которого ребенок попадал внутрь, а принесший его взрослый оставался незамеченным. Эта система работала вплоть до закрытия приюта в 1875-м году.

Здание Оспедале дельи Инноченти строилось в несколько этапов, и только первый из них – с 1419-го по 1427-й годы – проходил под руководством Брунеллески, который опирался на идеи древнеримской, готической и романской архитектуры. Новаторством было использование круглых колонн с классическими и добавочными капителями, а также круговые арки и сферические купола. Над каждой колонной видны керамические тондо – круглые картины или барельефы. В дальнейшем к приюту был пристроен чердачный этаж, а само здание было расширено с помощью дополнительного крыла с южной стороны. Формально воспитательный дом был открыт в 1445-м году, и уже десять дней спустя в нем появился первый сирота. В конце 1520-х годов со стороны улицы Виа де Фиббиаи было пристроено крыло, предназначавшееся для девочек, которые не вышли замуж или стали монахинями. Сегодня в здании Оспедале дельи Инноченти размещается небольшой музей, посвященный эпохе Возрождения, с работами Лука делла Роббиа, Сандро Боттичелли, Пьеро ди Козимо и Доменико Гирландайо.

Оспедале дельи Инноченти определяет восточную границу площади Пьяцца Сантиссима Аннунциата, два других примечательных здания здесь были построены позже по образцу лоджии Брунеллески. На западной стороне стоит Лоджия дей Серви ди Мария, спроектированная Антонио да Сангалло-Старшим в 1520-х годах для нищенствующего ордена. Сегодня в этом здании открыта гостиница. С северной стороны возвышается Базилика делла Сантиссима Аннунциата, фасад которой моложе остального здания – он был добавлен в 1601-м году архитектором Джованни Баттиста Каччини. В 1608-м году на площади была установлена конная статуя Фердинанда Тосканского I, выполненная выдающимся скульптором Джанболоньей, а в 1640-м году – фонтан.

В 1417 г., вернувшись совсем на родину, Брунеллески считался специалистом по архитектоническим вопросам и был сейчас же привлечен к возобновленным работам по возведению свода соборного купола. Очень скоро выяснилось, что из всех высказанных взглядов его взгляды на процесс перекрытия были самыми ясными. Чтение его объективного, краткого и вполне наглядного мнения и теперь еще доставляет наслаждение- Но мнение Брунеллески встретило упорное сопротивление, и если даже не верить легенде об этом споре, все же многое могло отравить существование Брунеллески.
В этой борьбе он пришел к мысли показать и развить свое искусство. В 1419 г. город поручил ему постройку Воспитательного дома - Оспедале деи Инноченти. Этот Воспитательный дом - первое архитектурное произведение Возрождения. Случайно первая постройка оказалась светским строением. Но характерно для всего стиля, что он, в противоположность древнехристианскому и средневековому, не был специфически церковным. Зато гуманная цель постройки истинно-христианская. Правда, в этом монументальном попечительстве для вне брачно-рожденных имеется привкус внецерковного, в высшей степени характерный для тех первых поколений Возрождения, для которых были почти безразличны происхождение и родословная, а имели значение способность и собственное достоинство личности. Итак, цель этой постройки была человеколюбивой, формы же должны были быть по возможности античными.

Фасад, нижний и верхний этажи имеют в ширину девять локтей Открытая лестница в девять ступеней ведет во всю (первоначальную) ширину здания к нижнему этажу, гостеприимно раскинувшемуся поперечной галлереей в девять арок. К вносимым по ступеням детям эта монументальная галлерея не имеет никакого отношения. Девять полукруглых арок покоятся на коренастых слегка утолщающихся кверху колоннах. От капителей к задней стене галлерей идут подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями. Так возникают девять изолированно воспринимаемых отделений, каждое с собственным шаровым сводом, натянуты подобно вздувшемуся парусу над четырьмя высокими полукружиями этих квадратных помещений. Каждый из квадратов является самостоятельным целым в противоположность средневековому крестовому своду, шапки которого скорее связывают, нежели разделяют соседние помещения.
Через дверь в задней стене галлерей проходят коротким коридором во вторую галлерею, окружающую квадратный двор. Эта галлерея покрыта крестовыми сводами; пространство не кажется поэтому составленным из отдельных квадратных помещений, а, наоборот, оно кажется цельным коридором, разложенным на, отдельные квадратные помещения. Брунеллески пользовался обоими способами. Пространство двора окружено арками, подпираемыми колоннами. Двери в стенах ведут в симметрично расположенные комнаты и залы. Так же строго и симметрично к центральным осям зал расположены двери центральных осей крестовых сводов. Снаружи и внутри все «закономерно», не допущено никаких случайностей, во всем сказывается хорошо продуманный замысел.
Лестницы просты и не очень подчеркнуты; комнаты верхнего этажа расположены над нижними галлереями, так, что стена с окнами, выходящими на двор и площадь, находится над арками.

Доклад

Панжиной Марии

Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески

Местонахождение: Флоренция (Италия) Создание: 1419-1444 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Капелла Пацци


Местонахождение:
Создание: 1456-1464гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Палаццо Питти


Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: начато в 1440 г.
Архитекторы:

Церковь Санто-Спирито

(XIV-XVI века, Средние века, базилика, Италия, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция, храм)


Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: 1436-1487 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Сакристия церкви Санто-Спирито
Модель для сооружения была сделана зодчим в 1436 году, однако постройка началась лишь в 1446 году, в год смерти Брунеллески.

Санто-Спирито является крупнейшей церковью Флоренции, второй после Санта-Мария дель Фиоре. Хотя Санто-Спирито по размерам значительно крупнее церкви Сан-Лоренцо, но имеет с ней весьма большое сходство как в отношении плана, так и в части внутренней архитектуры.

Подобно церкви Сан-Лоренцо, главная часть Санто-Спирито разбита на три нефа, причем перекрытие центрального нефа плоское и разделено на шестигранные кессоны. Боковые нефы отделены от среднего колоннадами.

Сходство с Сан-Лоренцо усиливается формообразованием центрального купола и целым рядом архитектурных деталей. Различие же между этими двумя сооружениями, ставящее Санто-Спирито в архитектурном отношении на более высокую ступень по сравнению с Сан-Лоренцо, заключается в том, что здесь широко использованы галереи-нефы, опоясывающие церковь со всеми ее боковыми пределами.

В Сан-Лоренцо, как уже отмечалось, тоже принято трехнефное деление, но там это деление касается лишь главного участка, в церкви же Сан-Спирито боковые нефы заходят и в пределы.

Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, - все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности.

Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. Закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство.

Создание: 1472-94

Архитектор: Альберти и др


Важнейшей постройкой Альберти в Северной Италии явилась мантуанская церковь Сант-Андреа, в которой зодчий попытался соединить традиционную базиликальную форму храма с большим купольным покрытием. Несмотря на то что церковь строилась после кончины Альберти (ее проект был создан в 1470 г.), в ней в большей мере, чем во многих других его постройках, сохранился первоначальный авторский замысел. Ее величественный, напоминающий триумфальную арку фасад, грандиозность внутреннего пространства, оформление фасада и интерьера двумя системами ордеров - большого и малого - подводят вплотную к архитектуре Высокого Возрождения

Источники:

П.П. Гнедич
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва


И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.

Нил Стивенсон
“Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира”
Издательство “Дорлинг Киндерсли” Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва

Саваренская Т.Ф. – Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков, Москва Стройиздат, 1987г.

П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Лисовский «Архитектура эпохи возраждения Италия » Санкт-Петербург ИЗДАТЕЛЬСТВО«АЗБУКА-КЛАССИКА»2007Г

Доклад

Панжиной Марии

Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески (1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения. Будущий зодчий родился во Флоренции.

Воспитательный дом во Флоренции или детский приют Инноченти

(XIV-XVI века, Средние века, Италия, общественное здание, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция)

Местонахождение: Флоренция (Италия) Создание: 1419-1444 гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Брунеллески работал и над целым рядом других сооружений. Самым ранним и совершенно самостоятельным творением его следует считать дом и лоджии детского приюта (или воспитательного дома) Оспедале дельи Инноченти во Флоренции. Эта постройка была начата по модели, изготовленной Брунеллески в 1419 году, и закончена его учеником Франческо делла Луна в 1445 году.

Легкий двухэтажный прямой фасад. Гладь стены верхнего этажа прорезывают тринадцать прямоугольных окон с античными фронтонами над ними. Лаконичный, скромный архитрав разделяет этажи. Основную центральную часть нижнего этажа образует портик из десяти изящных коринфских колонок с перекинутыми между ними арочками, обрамленными простым, легким архивольтом. Над колоннами, между двумя соседними арочками, помешены круглые медальоны - мотив, часто употреблявшийся Брунеллески.

Введение в фасад подобной аркады позволило архитектору значительно облегчить нижний этаж и достигнуть известной остроты композиции. Верхний этаж оказался, таким образом, значительно более тяжелым. Помимо того, стало возможным организовать за колоннами своеобразную лоджию, поднятую на несколько ступеней над улицей. Одновременно оказались несколько отодвинутыми вглубь входные двери. Брунеллески не мельчит, не дробит архитектурные массы. Наоборот - он их обобщает, выравнивает.

Проектируя фасад, архитектор преследовал еще и такую цель: дать достаточно монументальное, выразительное обрамление той небольшой площади, на которую выходит здание, пространственно сочетать пропорции площади с пропорциями сооружения.Следует отметить, что здесь Брунеллески впервые разрешил задачу сооружения здания с большим количеством отдельных мелких помещений, преимущественно общественно-жилого порядка, здания, более других близкого к типудворцов-особняков

Капелла Пацци

(XIV-XVI века, Средние века, Италия, купольный, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция храм)
Местонахождение:
Флоренция (Италия), во внутреннем дворе базилики Санта-Кроче
Создание: 1456-1464гг.
Архитектор: Филиппо Брунеллеско

Общепризнанным шедевром творчества Брунеллески считается капелла Пацци, сооруженная во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции. Капелла Пацци была начата Брунеллески в 1430 году, но закончена другими мастерами.

В капелле Пацци Брунеллески отошел от принципа римской базилики, которому он был верен в церкви Сан-Лоренцо, и остановился на спокойном очертании плана, приближающемся по форме к равностороннему греческому кресту, перекрытому посредине куполом.

Брунеллески удалось создать церковное здание восходящее в своей архитектурной основе к жизнерадостным, светлым формам.

В архитектурном отношении последовательно выдержанная простота формообразования, общая грациозность и изящество пропорций, чувство меры в отношении декоративного оформления.

Крайне ценно здесь и то единство наружной и внутренней архитектурной обработки плоскостей, которым так мастерски владел Брунеллески и которое легло в основу всего позднейшего зодчества Ренессанса.Чрезвычайно интересно выполнен мастером входной портик капеллы.

Шесть легких коринфских колонн поддерживают систему сводчато-арочного перекрытия. Снаружи лобовая часть портика решена в виде небольших коринфских пилястр, разделенных большими прямоугольными окнами с простым крестовым переплетом.Вся фасадная плоскость делится на две симметричных части легкой циркульной аркой с небольшим изящным архивольтом. Плавная кривизна арки гармонирует с общим построением всего фасада.

Внутренние поверхности сводов обработаны прямоугольными и шестигранными кессонами, облегчающими конструктивную основу перекрытия и создающими чрезвычайно приятную скульптурную лепку, контрастирующую со сравнительно простой обработкой наружной лобовой части портика.

Автор капеллы сумел сочетать формы прямоугольных очертаний с криволинейными поверхностями, приводя их к органически неделимому целому, что является одним из основных приемов Брунеллески. Примером может служить организация внутреннего пространства капеллы. В основу здесь положено сферическое перекрытие прямоугольного плана, в своей центральной части образующее парус, увенчанный пологим куполком, своеобразно обработанным сходящимися в центре, резко выступающими ребрами, подобно тому, как это было сделано в сакристии Сан-Лоренцо.В долях стены, между ребрами, помещены небольшие круглые окошечки. Благодаря им, в куполе получается облегчающая его игра светотени.Снаружи купол имеет очертания, близкие к пологому конусу, с весьма слабой кривизной. Купол лежит на простом гладком низком цилиндре, оживляемом теми же круглыми окнами. В верхней части купол завершен легким стройным фонариком весьма своеобразных пропорций, еще более подчеркивающим вертикальную ось сооружения.

Таким образом, задача внешней характеристики капеллы решена весьма лаконично и просто. Поверхность стены выполнена в камне рустиковой кладкой, с гладкими фустами стоящих перед ней колонн, для которых она служит фоном. Стена прорезана большими окнами с полуциркульной верхней частью. Этот мотив повторен и внутри капеллы в виде плоских ниш, служащих для обработки спокойно-гладких стенных плоскостей с расположенными над ними круглыми барельефными медальонами. Плоские каннелированные коринфские пилястры дополняют внутреннюю обработку капеллы.

Палаццо Питти

(XIV-XVI века, Средние века, дворец, Италия, палаццо, Ренессанс, Филиппо Брунеллески, Флоренция)
Местонахождение:
Флоренция (Италия)
Создание: начато в 1440 г.
Архитекторы: Филиппо Брунеллеско, Амманати и др.

Помимо церковного зодчества Брунеллески, большой интерес представляют его дворцовые постройки; их у него не много. При жизни Брунеллески строительство особняков (палаццо-дворцов) наиболее богатой флорентийской знати не получило еще такого большого распространения, как то случилось впоследствии. Из главнейших построек дворцового типа, принадлежащих его творчеству, знаменитое палаццо Питти и палаццо дель Парте Гвельфа. Палаццо Питти принадлежит Брунеллески лишь в центральной фасадной части, но и то, что сделано им, весьма значительно.

Особняк этот был заказан знатным флорентийцем Луккой Питти в 1440 году и задуман Брунеллески в величавых монументальных формах, отражающих богатство Питти, а также словно подчеркивающих незыблемость того социального уклада, при котором могли быть воздвигнуты подобные сооружения. В отношении этого палаццо современники отмечали, что «в искусстве Тосканы никогда не было ничего более исключительного и пышного». Палаццо Питти, наряду с палаццо Рикарди работы Ми-келоццо ди Бартоломмео, последователя и ученика Брунеллескн, принято обычно считать первоисточником подобного рода зданий.

Фасад палаццо Питти резко делится горизонтальными поясами на три этажа, причем верхний этаж короче двух первых. Этот прием деления здания на горизонтальные части характерен для всех ранних дворцов Ренессанса. Стены сложены из грубых неотесанных камней неравных размеров и рельефа (подобная кладка получила в архитектуре название рустиковой). Окна здесь имеют вид больших арок, выложенных из того же грубого камня, с небольшими импостами, обработанными в виде гладких пилястров. Окна второго этажа совершенно подобны окнам третьего; нижний этаж обработан ритмическим чередованием больших арок, доходящих до земли, с небольшими прямоугольными окошечками, поднятыми высоко над землей, причем эти арки выполнены в виде окон, увенчанных небольшими фронтончиками. Под окнами расположены декоративного порядка фонтанчики с львиными головами. Центральная арка служит входными воротами. Палаццо Питги не имеет ярко выраженного цоколя. Каменная кладка здесь начинается почти от самой поверхности земли. Окна первого этажа покрыты решетками, что, в совокупности с окошечками-бойницами, сообщает постройке суровый, почти крепостной вид. Стремление придать зданию характер крепости объясняется частыми вооруженными столкновениями. Почти полное отсутствие декоративности, орнаментики, строгие четкие пропорции - все это способствует созданию архитектурного образа.

Архитектурным прототипом палаццо Питти в значительной мере послужил флорентийский палаццо Веккьо.

В палаццо Питти виден уже четко оформившийся стиль. Брунеллески отнюдь не подражает античной архитектуре, но берет от нее лишь то, что необходимо для выполнения самостоятельных архитектурных задач.

архитектором Филиппо Брунеллески . Одно из первых сооружений в стиле Возрождения , оказавшее огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Брунеллески, Капелла Пацци

    ✪ Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Субтитры

Одно из великих пространств Ренессанса - капелла Пацци в монастыре Санта-Кроче. Мы находимся в ней, сидим на скамье, идущей вдоль стены, потому что это здание изначально использовалось, как капитул. То есть зал собраний для монахов Санта-Кроче. Они сидели прямо там, где и мы сейчас. Прямо на выходе из клуатра. Это традиционное место для зала собраний. Перед нами здание, которое является полноценным примером архитектуры раннего Ренессанса. Его автор - Брунеллески, хотя оно было закончено после его смерти. Мы видим все те элементы, которые ожидаем от Брунеллески. Использование пьетра серена - серовато-зелёного камня, который подчёркивает декоративные элементы на стенах. Он подчёркивает также и сами стены, пространство и доминирование некоего геометрического совершенства. Мы сразу замечаем прямоугольники, квадраты, круги и полукруги, но как только я вошла в эту капеллу, меня охватило чувство, что я оказалась в древнеримском храме. Действительно, эта часовня очень напоминает здания с центральным планом. Скажем, нечто вроде Пантеона. Его создатель уделил внимание своего рода геометрическому совершенству и центральности, которые мы действительно ассоциируем с древним миром, поэтому я думаю, что Вы правы. Думаю, архитектор очень старался создать этот классицизм, добиться этого возрождения стандартов и идей Древнего Рима. Симпатичные пилястры с каннелюрами, длинные стены, и полусферический купол с круглым отверстием в центре и окнами, прорезавшими его бока, благодаря чему в капеллу заходит этот чудесный свет. Купол у неё парусный, и на парусах - треугольных элементах, на которых покоится купол, мы видим медальоны. Терракотовые, сделанные Лукой делла Роббиа, который недавно довёл до совершенства своё умение обжигать свои работы при температуре, достаточно высокой для образования глазурей. Он использовал глазури в современном смысле этого слова. Это здание действительно ощущается как центральное в плане. Архитектор словно хотел построить что-то не являющееся базиликой. Это капитул, а не храм, и всё же у его создателя было стремление работать с централизованным пространством, которое стало ещё важнее В высоком Ренессансе, для таких художников, как Браманте или Леонардо да Винчи. Когда вступаешь в это здание, тебя охватывает ощущение, что ты находишься в полностью выстроенной, упорядоченной, спроектированной среде. Это пространство рациональное, полностью подчинённое общей концепции проекта. Мы говорим о нём так, как будто оно центральное в плане, но это не совсем так. Нет. Его ширина несколько больше, чем длина, и если посмотреть на центральный купол, который отчётливо доминирует над зданием, по обе стороны от него видны небольшие цилиндрические своды. Брунеллески взял прямоугольное пространство и сделал его как можно более близким к квадрату, увенчанному куполом, но с двумя маленькими цилиндрическими сводами по обе его стороны… Это подчёркнуто не только геометрией сводов, но и геометрией пола. Купол чётко выстраивает пространство и создаёт это ощущение классицизма, которое охватывает нас.

История

Строительство

Учреждение было создано в рамках обширной программы благотворительных инициатив флорентийской олигархии, направленной на улучшение условий жизни граждан и санитарной обстановки. Строительство приюта было поручено в 1419 году архитектору Филиппо Брунеллески флорентийской гильдией искусств Арте делла Сета . Местом для строительства воспитательного дома был выбран монастырский огород близлежащей церкви Сантиссима-Аннунциата . До 1427 года работами руководил непосредственно Брунеллески; тогда первый этап строительства был завершён. В 1430 году к южной части здания была добавлена пристройка, а в 1439 году был закончен верхний этаж, однако без пилястр , которые были предусмотрены Брунеллески. Позже был добавлен и сводчатый коридор в левой части лоджии. Поскольку строительство лоджии было начато раньше, чем самого учреждения, воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 году . Он стал первым сиротским приютом Европы такого масштаба .

Учреждение

Воспитательный дом нёс ответственность за бездомных детей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Его деятельность отражала социальные и гуманистические взгляды Флоренции в период раннего Возрождения. Первый подкидыш появился там 5 февраля 1445 года , десять дней после открытия. Когда дети попадали в приют, сначала за ними ухаживали кормилицы , однако постепенно их отучали от кормления грудью . Мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Девочки, в свою очередь, считались слабым полом, хрупкими и наиболее уязвимыми; преподаватели обучали их шитью, приготовлению пищи и другим умениям, необходимым для будущей домохозяйки. При выпуске учреждение обеспечивало их приданым и давало возможность либо выйти замуж, либо уйти в монастырь. В 1520-х годах для воспитанниц, не выбравших ни то, ни другое, к южной части здания со стороны улицы Виа де"Фиббиаи была добавлена специальная пристройка.

Иногда детей оставляли в чаше перед портиком , однако в 1660 году она была убрана. На её место было установлено крутящееся горизонтальное колесо, которое относило младенца внутрь здания, при этом родитель ребёнка оставался незамеченным; это позволяло людям оставлять своих детей анонимно. Эта система работала вплоть до 1875 года , когда приют был закрыт.

Наши дни

Сегодня в воспитательном доме по-прежнему располагаются важнейшие благотворительные организации Флоренции. Тут находятся двое яслей, школа материнства, три детских и один женский приют, офисы ЮНИСЕФ . В наши дни „Приют невинных“ также является национальным центром детства и юности .

Архитектурные особенности

В центре здания находится квадратный двор, окруженный аркадой с приподнятым сводом . Арки опираются на колонны коринфского ордера , и в целом план выполнен на основе единого модуля. Раньше тут располагались лоджии .

Воспитательный дом во Флоренции интересен тем, что в нём впервые сочетаются колонны и несущие арки. В здании отражено чистое и ясное чувство пропорции. Высота колонн равняется расстоянию между ними и ширине самой аркады: это правильное соотношение формирует куб . Простые пропорции здания отражают новую эпоху: светское воспитание и понятие порядка и чёткости.

Брунеллески предусмотрел в своих проектах сочетание классической